Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию в 9 классе
Здесь будут располагаться материалы к экзаменам в 9 классе по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы по устному собеседованию | 12.96 КБ |
ССП. Задание 12 | 215 КБ |
Образец сочинений 15.2 | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы экзаменующимся
Здравствуй, девятиклассник.
Мы стоим на пороге совсем ещё «молодого» экзамена. Пугают новые слова: устное собеседование, монологическое высказывание.
На самом деле, все эти слова знакомы с уроков в начальной школе. Ну, кто из вас и нас не читал или не читает выразительно рассказ, сказку, статью в газете, титры к фильму, сообщения и многое другое? Правда, текст здесь другого характера. Рассуждение о великих людях: деятели искусства, общественной жизни, художники. О многих из них ты знаешь из учебников по химии, литературе, физике, из газет. Можно тренироваться при подготовке домашних заданий по любому предмету или читая статьи в журналах. Приучай себя читать выразительно. Выразительно вслух. Выразительно даже про себя. С карандашом в руках, текста выделителем. Отметь ключевые значимые слова, фразы. Попробуй ими ответить на вопрос: почему данный человек - выдающаяся личность?
А пересказ? Репродуктивная деятельность на каждом уроке: расскажи о птицах, ответь на вопросы о литературном герои, выучи определение. Чего же здесь можно бояться?А, может быть, с цитатой можно запутаться. Сосредоточься. Прочитай цитату. Еще раз просмотри текст. Где уместней так сказать о герое? Попробуй про себя прочитать с цитатой. Если целостность текста остается, тогда можешь начинать пересказывать, опираясь на ключевые фразы, оставляя все второстепенное позади. Не старайся дословно передать прямую речь, конкретные числа замени местоимением «несколько» сот или тысяч, прилагательными: большое количество, достаточное, небольшое, малое число. Не старайся запомнить все мелочи, а скажи о главном!
Монологическое высказывание сложно? В 9 классе у вас на все есть свое мнение. Воспользуйся им. Вы уже можете рассказать о значении дружбы, сетевом общении, различных экскурсиях, компьютерных играх. А если нам особо нечего сказать, мы не боимся! Перед нами фотография. Что вижу, то и пою. Опиши фотографию. Расскажи, какова тема фотографии, что занимает центральное место. Какое настроение, мысли возникают у тебя, когда смотришь на изображенное. В чем актуальность увиденного? Редкий отдых семьей, помощь родителям, экология окружающей среды, природа, созвучие с природой. Конечно, если бы было времени больше, ты бы написал, взвешивая каждое слово. А здесь спонтанная речь….Больше читай, тогда речь будет литься сама собой. Рассказывай дома увиденное на улице, по телевизору. Говори с друзьями. Это тоже подготовка к устному собеседованию!
Главное, быть уверенным, не запинаться, не останавливаться. Рассуждай, может быть, мысль тебя и привезет?! Точно, правильно, грамотно. Верь, в успешную сдачу устного собеседования!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Текст Крапивин Владислав Петрович > Кораблики, или «Помоги мне в пути» >
– Все на одного? Так нельзя.
– Нельзя, если честная драка, – разъяснил Блескунов. – А тут не драка, а наказание. Фискалов били сообща во все времена, книжки читать надо...
Кимка назначил для исполнения приговора "бригаду". Десять человек.
– Ты... Ты... И... – он глянул на меня, – ты, Патефон. А то одно только знаешь: хор да хор, совсем оторвался от класса.
Почему я согласился? Мало того, даже обрадовался.
На следующий день мы зорко следили, чтобы Турунчик не сбежал. А после уроков повели его в дальний угол двора, за длинное здание мастерской. Турунчик похныкивал и упирался, но очень вяло: видать, совсем обмяк со страху.
За мастерской торчал высохший тополь, который завхоз дядя Гриша не успел еще спилить на дрова. Кимка распоряжался спокойно и обдуманно, только слегка разрумянился. Турунчика заставили обнять корявый толстый ствол. Суетливо связали приговоренному кисти рук снятым с него же чулком. Я держался в сторонке, ощущая незнакомое до той поры замирание: смесь боязни и стыдливого сладковатого любопытства. Турунчик молчал, только что переступал рыжим брезентовым полуботинком и босой, голой до колена ногой.
Блескунов достал из новенького портфеля орудие возмездия. Это была велосипедная камера – сложенная вдвое, слегка надутая и перевязанная в нескольких местах.
– У, мягкая, – сказал Нохря. – Такой не больно.
– Нет, почему же, – возразил Кимка. – Довольно чувствительно, если по открытой спине. На себе попробовал... – И добавил со значением: – К тому же в наказании главное не суровость, а неизбежность. – Наверно, он повторял слова своего милицейского папы. – Ну-ка, задерите на нем...
Турунчик был в хлопчатобумажном полинялом свитере сизого цвета – широком и обвисшем. Свитер легко задрали выше лопаток. А майка никак не выдергивалась из штанов.
– Расстегнуть надо, – решил Нохря. Сунул пальцы между Турунчиком и деревом, зашарил. – Где там у тебя пуговица...
Он возился, и все молчали, только сопение было слышно. Турунчик вдруг сказал сбивчивым полушепотом:
– Да не там... Сбоку пуговица...
Что это он? От собственной виноватости впал в окончательную покорность? Или просто хотел, чтобы скорее все кончилось?
Майку тоже вздернули почти до шеи и велели держать Валерке Котикову – маленькому и послушному. Турунчик прижался к дереву, чтобы не съехали расстегнутые штаны. Блескунов размахнулся и огрел его камерой – с упругим резиновым звоном. Турунчик дернулся, помолчал секунду и осторожно сказал:
– Ай...
– Конечно, "ай", – согласился Кимка. – И еще будет "ай". А ты как думал? – Он протянул черную колбасу Нохре: – Теперь ты. Надо, чтобы каждый по разу.
Шумно дыша, полез вперед Гаврилов:
– Я следующий... Можно, я еще за Котика, а то он не сумеет? А я хочу...
Меня обволакивала обморочная слабость. Но – вот ведь какая гнусность! – я тоже... хотел. Понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее – стегнуть с оттяжкой по тощенькой белой (не загорал он летом, что ли?) спине с глубоким желобком и черными зернышками-родинками. Злости на Турунчика у меня не было ни малейшей, и, чтобы оправдать себя, я мысленно повторял: "Он же сам виноват... Он же сам виноват..."
Нохря тоже ударил. Турунчик опять дернул спиной, но промолчал. В резину вцепился Гаврилов... И в этот миг я услышал тяжелый топот. Несколько старшеклассников стремительно выскочили из-за мастерской, и впереди – Игорь Яшкин, известный в школе футболист и художник. Я первый оказался у него на пути. Голова моя как бы взорвалась белыми искрами от оглушительной оплеухи. Я покатился в пыль, был поднят за шиворот и упругим пинком отправлен в колючие сорняки у забора. Сквозь них, пригибаясь, я добежал до школьной калитки и потом еще квартал мчался по переулку. Отсиделся только в сквере у городского театра.
Горела щека, гудело награжденное пинком место. Мелко тряслись колени. И все же... все же сквозь страх и стыд, сквозь обиду на Яшкина я чувствовал растущее облегчение.
Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел! Вовремя данная благодатная затрещина встряхнула мне душу и все расставила в ней на нужные места. Уже и обиды на Яшкина не было. Только отвращение к себе. И ко всему, что мы затеяли там. Какое счастье, что мой портфель на шнурке через плечо – я умчался вместе с ним. Возвращаться сейчас туда, за мастерскую, было бы выше сил...
На перекрестке я умылся у колонки и побрел домой. Все-таки какое же везение, что не успел ударить... С меня словно сваливалась грязная корка...
А Блескунов на следующий день как ни в чем не бывало сказал Турунчику:
– Говори спасибо этому Яшкину. А то задали бы тебе полную порцию...
– Все равно я не ябеда, – тихо сказал Турунчик.
Но ему не поверили. Или сделали вид...
Сочинение 15.2
Галес Егор, 9 класс
«Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел!»
Именно так подумал главный герой рассказа Крапивина В.П. «Кораблики, или «Помоги мне в пути», когда он понял, что еще несколько минут и была бы совершена непоправимая ошибка, за которую, может быть, было бы стыдно всю жизнь. Что же вызвало такие мысли у Патефона?
Во-первых, мальчишки совершали поистине грязное дело. Вершили самосуд над слабым, над одним слабым, целой группой. Патефон «понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее – стегнуть с оттяжкой по тощенькой белой спине…». Герой колебался, находясь между злом и добром.
Во-вторых, герою очнуться помогла затрещина Игоря Яшкина, который спас
его от жуткого стыда и отвращения перед самим собой (Предложения 69, 70) Если бы Яшкин не подоспел во время на выручку, Патефон бы ещё очень долго винил себя за всё произошедшее. Вы можете подумать, что затрещина от Яшкина, сильно обидела мальчика. Но это не так! Он даже благодарен ему за это.. Она «встряхнула ему душу».
Таким образом, Патефону было хорошо, потому что он очнулся от злостного чувства отомстить, наказать Турунчика путем круговой поруки, унизив другого человека, тем самым поступив жестоко и подло.
Галес Егор 9В