Школьные трудности и пути их преодоления.
Откуда берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?
По глубокому убеждению М.М.Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, школьные трудности создают сами взрослые, работающие с детьми. По причине незнания и непонимания закономерностей развития психических и физиологических процессов организма детей разных возрастных периодов они не только не умеют вовремя заметить школьные проблемы, но и не знают, как помочь их преодолеть.
И у педагогов, и у родителей часто наблюдается низкая компетентность в вопросах функционального развития и здоровья детей.
М.М.Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая... Необходимо понимать, что если ребенок 6–7 лет имеет плохую произвольную регуляцию деятельности, то это естественно, с этим нельзя бороться, это нужно только учитывать... Незнание и непонимание физиологических или психофизиологических основ формирования базовых учебных навыков не позволяет понять механизмы возникновения школьных проблем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_trudnosti_vyzvannye_rechevymi_narusheniyami.docx | 32.46 КБ |
chem_zanimaetsya_uchitel-defektolog.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
О школьных трудностях, вызванных речевыми нарушениями.
Каждая семья, провожая своего ребенка в школу, верит в то, что его учеба будет успешной. Не всегда эти надежды оправдываются. Почему?
Часто в подобных случаях родителям следует обратить свои мысли к дошкольному возрасту ребенка, именно оттуда и «вырастают» многие школьные проблемы. И одна из важнейших причин неуспешного обучения – недостаточный уровень речевого развития.
Все знают, что дети должны приходить в школу с чёткой, правильной речью. Слово «логопед» у многих ассоциируется с детским садом, с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там малышей учат правильно и чисто произносить звуки. Для большинства взрослых людей понятие «хорошая речь» ассоциируется только с правильным произношением звуков. И мало кто представляет себе, что речь - это сложнейшая система, которая раскрывается именно с началом школьного обучения.
Давайте представим себе речь как нашу одежду. Звуки – это всего лишь пуговицы на ней. Вряд ли вы будете восхищаться платьем с оторванным рукавом только из-за красивых пуговиц. Одежда должна быть хорошо скроена, то есть все детали на ней должны быть правильной формы и правильно подогнаны друг к другу. Одежда должна быть удобна, и, самое главное, она должна соответствовать ситуации. Дома мне очень удобно в мягком спортивном костюме, но на концерт я надену своё лучшее платье. С речью ребенка ситуация аналогичная. Дома для общения с близкими людьми мы практически не используем свои речевые способности. В этом нет необходимости, ведь родные понимают нас с полуслова. Бытовая речь бедна и односложна (как удобный мягкий халатик), и любой ребенок быстро ее усваивает. Учебная деятельность ребенка-школьника требует высокого уровня речевого развития (достаем «парадный костюм»).
К семи годам мало правильно произносить звуки, отдельные слова, мало уметь сообщать словами о своих потребностях. Овладение грамотой требует включения сложнейших речевых процессов, и даже небольшой сбой в их развитии может привести к серьезным проблемам в обучении.
Итак, ваш ребёнок собирается в школу. Давайте вместе посмотрим, всё ли в порядке с развитием речи у нашего будущего ученика.
Первое, на что надо обратить внимание, – это развитие фонетической (звуковой) структуры речи. Ребенку необходимо владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп, уметь слышать и различать звуки родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки. Ребенок должен на слух определять тонкие различия в звучании звуков. Хорошо развитый речевой слух ребёнка является обязательным условием при обучении грамоте для того, чтобы он смог проводить звукобуквенный анализ и синтез слова, выделять звук из состава слова, определять последовательность звуков в слове. Ребенок должен понимать термины «звук», «слово», «предложение». Даже небольшой сбой в развитии фонематических процессов приводит к нарушениям письма и чтения: пропускам, перестановкам букв и слогов, заменам букв на сходные по звучанию или артикуляции. При грубых нарушениях ребенок вообще не осваивает письмо и чтение.
Второе, на что надо обратить внимание, – это развитие лексического компонента речи. Ребенку необходимо иметь достаточно развитый словарный запас, уметь пользоваться разными способами словообразования. Сбой в развитии лексических процессов приводит к проблемам в освоении орфографических правил. При грубых нарушениях ребенок вообще не применяет на письме орфографические правила (как слышит, так и пишет).
Следующий структурный речевой компонент-это грамматическая структура речи. Ребенку необходимо видеть связь слов в предложении; не допускать ошибки в употреблении падежных окончаний, предлогов; уметь распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным («неправильным») предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.
Сбой в развитии грамматических процессов приводит к аграмматизмам на письме, к проблемам в освоении всех предметов учебного цикла, т. к. ребенку трудно понять содержание устных инструкций учителя, содержание прочитанного.
Достаточный уровень развития навыков связной речи предполагает развитие умения составлять предложения по опорным словам и картинкам, отвечать на вопросы развернутыми фразами, пользоваться сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями, владеть навыком пересказа текста, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно описательный рассказ, рассказ-повествование.
Нарушения формирования навыков связной речи затрудняют возможность дать развернутый ответ на вопрос учителя или проанализировать литературное произведение и сделать выводы, пересказать содержание параграфа, литературного произведения. При грубых нарушениях связной речи ребенок самостоятельно не составляет законченные фразы.
Это далеко не все школьные проблемы ребенка, которые напрямую связаны с его речевым развитием. Их очень много. И все эти проблемы решает школьный учитель-логопед. Некоторым детям удается помочь быстро, другие посещают логопедические занятия все 4 года начальной школы. У кого-то остаются единичные ошибки письменной речи, а для кого-то будет большим достижением, если их станет не 25, а 10 на каждую работу.
Увидеть тонкий разрыв в сложно сплетенной ткани человеческой речи способны только специалисты. А выбор всегда остается за родителями: поверить специалисту и начать преодолевать все учебные трудности ребенка совместно или смириться с ситуацией и принимать возникшую школьную неуспешность как должное.
Когда у ребенка трудности при формировании навыка чтения.
В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде, чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.
Возьмем, к примеру, звук «М». Мы произносим его отрывисто: М! И букву М при чтении необходимо называть аналогично: М! Ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! Говоря таким образом, мы произносим два звука - «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует детей, испытывающих трудности при формировании навыка чтения.
Грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!», только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Необходимо, чтобы он прочёл слитно буквы слога!
Что такое дисграфия?
Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка. Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами ученика: неумением слушать объяснения, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Предварительный просмотр:
Кто такой учитель-дефектолог?
Когда родителям рекомендуют обратиться к учителю-дефектологу для получения консультативной или коррекционной помощи, многие родители впадают в панику.
Приходилось слышать следующую фразу: «Я не знаю, кто такой дефектолог, но знаю, с кем он должен заниматься». Но на деле оказывается, что подобная уверенность лишена оснований.
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, испытывающих трудности в обучении. И это не только дети с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим некоторые психофизиологические особенности детей, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании для того, чтобы они не стали причиной трудностей в усвоении учебной программы.
Леворукость. Это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Это не привычка, не болезнь, не признак гениальности, не результат ошибок родителей или педагога. Это один из нормальных вариантов развития организма, который часто зависит от врожденных особенностей строения мозга.
При воспитании и обучении левши необходимо учитывать, например, особенности его эмоционального статуса. Окружающий мир (ручки дверей, ножницы, музыкальные инструменты, способ письма слева направо) приспособлен для правшей, и леворукому ребенку может понадобиться больше времени и усилий для его освоения.
В учебном кабинете такой ребенок должен сидеть с левой стороны и у окна. Самое неблагоприятное, когда ребенок сидит на проходе: левши сильно отвлекаются на окружающую обстановку.
Специальные учебные принадлежности для левшей (ручки, карандаши, ножницы, тетради-прописи, ластики, линейки и др.) могли бы значительно облегчить ребенку усвоение навыков письма и другие учебные навыки.
Еще один из негативных аспектов, на который может указать учитель-дефектолог, проводя диагностику школьной неуспешности ребенка, - это одинаковый подход к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.
Нейропсихологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития. Вот некоторые факты: девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели; мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки; мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, учителя при обучении, воспитании мальчиков и девочек?
Особенности психофизиологического развития мальчиков и девочек
(в норме).
| Мальчики | Девочки |
Острота слуха до 8 лет | Выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | Менее чувствительны, поэтому больше шумят. | Более чувствительны. |
Кожная чувствительность | Ниже | Выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать. | Быстрое. |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое. Имеется уже в 6 лет. | Медленное. Трудности даже в 13 лет. |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. | Лучше развита речь, но мышление более однотипно. |
Поисковая деятельность. У детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества. | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи. | Лучше выполняют типовые задачи. |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания). | Лучше | Хуже |
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности. | Быстро набирают работоспособность. |
Развитие памяти | Длится достаточно долго. | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание. |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | Низкое | Высокое |
Скорость чтения | Ниже | Выше |
Правописание | Хуже | Лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении. | Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию. | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение. |
Рисунки детей | Танки, машины, самолёты, человек – паук. | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи | Бывают чаще и тяжелее. | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии. |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться. | Адаптируются лучше. |
Этот, далеко не полный перечень психофизиологических особенностей, часто приводящих к школьным трудностям, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при их обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Владея педагогическими и медицинскими знаниями, учитель-дефектолог поможет выявить причины трудностей обучения Вашего ребенка, даст необходимые рекомендации.
Если у ребенка определяются школьные трудности, он нуждается в особом внимании и подходе, потому что каждый ребенок уникален и неповторим.