Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Молчанова Елена Анатольевна

Рабочая программа  по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе     авторской    программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова, Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011 год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе     авторской    программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык»,  утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова, Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011 год).

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

         - познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного

письма как показателя общей культуры человека.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В начальном обучении предмет "Русский язык" занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции данного предмета носят универсальный, обобщающий  характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Отбор учебного материала по русскому языку подчинен требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы: усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку; обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности; усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Из этого вытекают цели обучения русскому языку:

- осуществление помощи младшему школьнику в освоении знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

- оказание особого внимания умениям в правильном письме и чтении, участвовать в диалоге, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

        Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания, повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1.Полякова А. В. Русский язык: Учебник. 2 класс/ А. В. Полякова; Москва: «Просвещение», 2012.

2.Полякова А. В., Песняева Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс в 2 ч./А. В. Полякова, Москва, «Просвещение», 2013.

3.Полякова А. В., Песняева Н. А. Русский язык: Рабочие программы, 1-4 класс /

   А. В. Полякова, Н. А. Песняева: Москва, «Просвещение», 2011.

4.Полякова А. В., Песняева Н.А. Руский язык. Методические рекомендации. 1-2               классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений  /А. В. Полякова, Н. А. Песняева : Москва, «Просвещение», 2012.

5. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:   Издательский дом "Федоров", 2011.

 

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Виды учебной деятельности:

  • ежедневное  чтение и письмо;
  • обсуждение проблем различного характера (организационных, бытовых или учебных проблем);
  • прослушивание записей звучащей речи;
  • идентификация и классификация звуков речи;
  • игры и эксперименты со звуками, звукопись и звукоподражание с целью дифференциации звуков в потоке речи;
  • наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением;
  • фонетический анализ слова;
  • самоанализ и самооценка сформированности навыков письма на основе оценки по дифференцированным критериям;
  • списывание текстов;
  • создание письменных текстов, самокоррекция;
  • письмо под диктовку предложений и текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.

        Рабочая программа учитывает особенности класса: в классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Многие обучающиеся посещают дополнительные занятия, в связи с этим в учебной программе предусмотрен ряд творческих работ (написание сочинений, составление лирических произведений и другие работы). Обучающиеся, которые увлекаются олимпиадными заданиями, будут вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и к олимпиадам. Все обучающие класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Предмет "Русский язык" входит в предметную область "Филология". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения во 2 классе составляет 34 учебные недели (5 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Русский язык" в объеме 170 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку А. В. Поляковой:

- контрольных работ - 4;        

- контрольных диктантов – 4;

- контрольное списывание – 1;

- контрольных словарных диктантов – 4;

- тестирование – 1

Резервные часы распределены следующим образом:

-  контроль знаний;

 - проверочные работы;

-  работы  по развитию  речи.

        Входной контроль и контроль за освоением материала в первом полугодие представлен в виде диктанта с грамматическими заданиями по изученным темам, итоговый контроль – тест с разноуровневыми заданиями по основным разделам, изучаемым во 2 классе.

        Согласно Уставу и/или локального акта образовательного учреждения проводится промежуточная аттестация в форме диктанта.

        С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение русского языка способствует формированию представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В процессе изучения у обучающихся 2 класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств  для успешного решения коммуникативной задачи.                                                                                                                                                

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников и учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделение существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать;

- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- осуществлять действия взаимоконтроля.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

- понимать особенность диалогической формы речи;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части теста;

- восстанавливать деформированные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

- определять последовательность частей текста;

- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms- сообщения, электронное письмо, записка, объявления и пр.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- определять качественную характеристику звука;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю. я, с разделительными ь и ъ знаками, в словах с непроизносимыми согласными;

- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

- совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

- понимать смысл омонимов, фразеологизмов;

- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

- пользоваться словарями по указанию учителя;

- пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать словообразование и формоизменение;

- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать предлог и приставку.

Морфология

Обучающийся научится:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи);

- определять у имени существительного значение, начальную форму, определять одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, число;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (ф прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного;

- находить грамматические группы слов: знаменательны слова и служебные слова;

- узнавать местоимения, числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- находить главные член предложения;

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространенные и нераспространенные;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- использовать орфографический словарь как средство самоконтроля;

- применять правила правописания:

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  • знаки препинания в конце предложения:

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами написания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

  • разделительные ь и ъ знаки;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • ь после шипящих на конце имен существительных (рожь – нож, ночь – мяч);

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Предложение - 5 ч

        Слово, звуки и  буквы -3 ч (2ч + 1 ч из резерва)

            Гласные и согласные звуки -5 ч

        Ударные и безударные слоги  -8 ч

        Перенос слов  -3 ч

        Имена собственные – 12 ч (9 ч + 3 ч из резерва)

        Твердые и мягкие согласные звуки  - 13 ч (12ч + 1 ч из резерва)

        Разделительные ь и ъ – 5 ч (4 ч + 1 ч из резерва)

        Слова с жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн,  щн  - 7 ч (6 ч + 1 ч из резерва)

        Текст – 7 ч (6 ч + 1 ч из резерва)

        Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения – 5 ч (3 ч + 2 ч                 из резерва)

        Имя существительное – 6 ч  (5 ч + 1 ч из резерва)

        Число имен существительных - 4 ч

        Род имен существительных – 4 ч (3 ч + 1 ч из резерва)

        Глагол – 7 ч (6 ч + 1 ч из резерва)

        Звонкие и глухие согласные звуки  -2 ч

        Парные согласные звуки в конце слова  - 6 ч (5ч + 1 ч из резерва)

        Имя прилагательное   - 12 ч (11 ч + 1 ч из резерва)

        Изменение имен прилагательных по родам – 5 ч (4ч+ 1 ч из резерва)

        Изменение имен прилагательных  по числам - 3ч

        Корень слова. Однокоренные слова – 6 ч (5ч+ 1 ч из резерва)

          Предлоги - 3ч

           Изменение имен существительных по вопросам -3 ч

        Настоящее и прошедшее время глагола  -7ч

        Безударные гласные в корне слова  -12 ч

        Будущее время глагола – 7 ч  (6ч + 1 ч из резерва)

        Речь  - 10 ч (8ч+ 2 ч из резерва)

        ( Резервных часов -  20)


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Наименование раздела

и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения и действия)

Сроки прохождения

Примечание

План

Факт

Раздел 1

Предложение

5

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Определять, о ком или о чем говориться в предложении и что о нем говориться.

Находить главные члены предложения.

Ставить вопросы к главным членам предложения.

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформление предложения на письме.

Наблюдать за ролью грамматической основы предложения.

Наблюдать за связью слов в предложении.

Наблюдать за изменением смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложений.

Находить слова, близкие и противоположные по значению.

Составлять предложения с синонимами, антонимами, из заданных слов, по вопросам.

Говорить по очереди, слушать другого, оценивать друг друга (взаимооценка)

1 четверть – 40 ч

1

Речь, предложение, слово.

1

2

Членение речи на предложения.  Признаки предложения

1

3

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говориться в предложении.

1

4

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основа  предложения

1

5

Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения.

1

Раздел 2

Слово, звуки и буквы

3

6

Из чего состоят слова. Звуки и буквы -  их различение. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции

1

Различать звуки и буквы, распознавать условные обозначения звуков речи.

 Обозначать звуки на письме в виде транскрипции. Сопоставлять звуковое и буквенное  обозначение слова.

Переводить слово звучащее в написанное.

Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков на письме.

Соотносить количество звуков и букв в словах.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Называть буквы так, как они произносятся в алфавите.

7

Входная контрольная работа

1

8

Анализ  работы.  Работа над ошибками. Алфавит.  Алфавитное название букв.

1

Раздел 3

Гласные и согласные звуки

5

Произносить правильно гласные звуки.

Называть признаки гласных и согласных звуков.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки,  согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Произносить правильно согласные звуки.

Давать характеристику гласным и согласным звукам.

Различать звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова.

Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог.

Различать прописные и строчные буквы.

Работать со словарём учебника.

Объяснять смысл пословиц.

Находить в стихотворном тексте образные сравнения.

Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

9

Различение  гласных и согласных звуков.

1

10

Слогообразующая роль гласных звуков.

1

11

Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

1

12

Буквы прописные и строчные

1

13

Буквы прописные и строчные. Работа со словарём.

1

Раздел 4

Ударные и безударные слоги

8

14

Понятие слога.

1

Различать слово и слог.

Составлять слова, различные по своей слоговой структуре

Определять количество слогов в слове.

Делить слова на слоги.

Классифицировать слова по количеству слогов.

Выбирать из данных слов и самостоятельно подбирать слова  с заданным количеством слогов.

Определять роль словесного ударения в слове.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного языка.

Работать с орфоэпическим и  орфографическим словарями.

15

Слоговая структура слова.

1

16

Упражнение в делении

слов на слоги. Ударные и безударные слоги.

1

17

Р/р Обучающее сочинение «Лучший день лета»

1

18

Анализ работ.

Редактирование сочинений. Смыслоразличительная роль ударения.

1

19

Произношение слов в соответствии орфоэпическими нормами литературного языка.

1

20

Упражнение в произношении слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.

1

21

Орфоэпический словарь, орфографический словарь

1

Раздел 5

Перенос слов

3

22

Общее правило переноса слов. Контрольный словарный диктант.

1

Формулировать правило переноса слов.

Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности.

Накапливать опыт переноса слов различной конструкции.

Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса.

  Находить и исправлять ошибочные варианты переноса в    словах.

Осмысливать чувство гордости за свою малую Родину, уважение к ней, осознавать свою нужность для Родины

23

Работа над ошибками. Правила переноса слов с ь, с буквой й

1

24

Упражнение в переносе слов с буквами й и ь

1

Раздел 6

Имена собственные

12

25

Понятие об именах собственных

1

Находить в речи имена собственные.

Располагать имена собственные по алфавиту.

Объяснять, для чего нужен алфавит.

Приобретать опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке.

Приобретать опыт применения знания алфавита при работе со словарями.

Накапливать опыт написания имен собственных с прописной буквы.

Иметь представление о понятии «орфограмма».

Объяснять смысл пословиц.

Составлять предложения с данными словами и по рисунку.

Находить в тексте его части.

Восстанавливать деформированный текст.

Составлять текст о том, что интересного видел из окна автобуса, троллейбуса, поезда.

Планировать последовательность речевого высказывания.

Подбирать заголовок к тексту.

Подбирать к словам рифмы.

Находить образные сравнения и объяснять их смысл.

Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его.

Высказывать своё мнение, доказывать его, слушать товарища, представлять классу свои общие находки, предложения или совместное решение.

Понимать, осознавать роль труда в жизни человека, уважать человека трудящегося, личность человека, ценить его особенности, уникальность; проявлять интерес и уважение к различным профессиям человека, понимать значимость и важность любого труда; осознавать себя как личность; проявлять заботу о природе, уважение к великим писателям

26

Прописная буква в именах собственных

1

27

Р/р Обучающее изложение по вопросам «Пушок»

1

28

Анализ работ. Редактирование изложений. Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий.

1

29

Написание большой буквы в кличках животных

1

30

Написание большой буквы в названии улиц,  городов, сёл, деревень

1

31

Написание большой буквы в названии рек и морей

1

32

Проверочная работа по теме «Имена собственные»

1

33

Анализ работы. Работа над ошибками. Расположение имен собственных по алфавиту.

1

34

Понятие орфограммы. Знак препинания «кавычки»

1

35

Закрепление по теме «Имена собственные»

1

36

Контрольная работа по теме «Определение границы предложения»

1

Раздел 7

Твёрдые и мягкие согласные звуки

13

37

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости.

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки.

Пользоваться транскрипцией для условного обозначения на письме твердости или мягкости согласного звука.

Устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё. и. ю. я).

Контролировать способы обозначения мягкости согласных звуков при записи слов, корректировать по ходу записи или после неё.

Находить и исправлять ошибки на обозначение мягкости согласных звуков в данных словах.

Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.

Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [й’].

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Определять «работу» букв е, ё. ю. я, ь после согласных в слове.

Читать и объяснять смысл пословиц.

Находить в тексте образные сравнения.

Наблюдать за особенностями загадок.

Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать совё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его.

Понимать важность проявления чувства доброты, важность мирной жизни на Земле.

38

Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами и, е, ё, ю. я

1

39

Мягкий знак в конце слова

1

40

Мягкий знак в середине слова

1

41

Мягкий знак – разделительный

1

42

Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком

1

43

Слова с буквами е, ё, ю, я, и.

1

44

Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука

1

45

Случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

1

46

Р/р Обучающее сочинение «Поздняя осень»

1

47

Анализ работ. Редактирование сочинений.  Фонетическая транскрипция

1

48

Упражнение в составлении фонетической транскрипции

1

49

Закрепление изученного материала по теме «Фонетическая транскрипция. Звукобуквенный анализ слов»

1

Раздел 8

Разделительные Ь и Ъ

5

50

Функции ь ъ разделительных знаков

1

Наблюдать, что (какие буквы) разделяют ь и ъ.

Слушать и наблюдать, есть ли звук [й’].

Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь или ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё.

Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Записывать звуками слова (с использованием транскрипции).

Анализировать и распределять слова по группам: слова с ь и ъ знаками.

Проявлять положительные личностные качества человека.

Формировать навыки изложения текста с опорой.

51

Отличие ь от разделительного ъ. Контрольный словарный диктант

1

52

Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с ь и ъ разделительными знаками

1

53

Закрепление написания слов с разделительными ь и ъ знаками

1

54

Р/р Обучающее изложение «Галка»

1

Раздел 9

Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

7

55

Анализ работ. Редактирование изложений. Правописание слов с сочетанием жи-ши.

1

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Выделять в словах только твёрдые согласные звуки, только мягкие согласные звуки.

Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Соотносит произношение ударных гласных в сочетаниях и их обозначение буквами.находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Формулировать вывод относительно напискания слов с такими сочетаниями.

Контролировать грамотное написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн.

Наблюдать и находить рифмы в стихотворном тексте.

Осознавать важность положительных личностных качеств

56

Правописание  слов с сочетанием ча-ща, чу-щу

1

57

Правописание  буквосочетаний чк, чн, щн

1

58

Закрепление написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн

1

59

Контрольный диктант по

теме  «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн»

1

60

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

61

Закрепление написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн

1

Раздел 10

Текст

7

62

Признаки текста. Наблюдение за признаками текста.

1

Наблюдать за признаками текста.

Различать текст и предложение

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Различать диалог и монолог.

Составлять текст из деформированных предложений.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак в конце предложения.

Находить части текста.

Выбирать заголовок к тексту из предложенных.

Обосновывать правильность плана, данного к тексту.

Составлять план текста, высказывания.

Составлять небольшой текста по вопросам и опорным словам.

Договариваться, кто будет говорить первым, контролировать и оценивать работу свою и товарища, высказывать и доказывать своё мнение.

Понимать роль личностных человеческих качеств в жизни

63

Абзац. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу.

1

64

Восстановление деформированного текста.

1

65

Монолог. Диалог.

1

66

План текста. Составление плана к данному тексту.

1

67

Р/р Обучающее сочинение  по теме «Первый снег»

1

68

Анализ работ. Редактирование сочинений. Работа с деформированным текстом

1

Раздел 11

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

5

69

Понятия о предложениях, разных по цели высказывания

1

Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ).

Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному могут произноситься эти предложения.

Наблюдать и устанавливать взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой оно произноситься, и знаков препинания.

Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, осуществлять контроль своих действий.

Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передаётся различная интонация.

Объяснять расстановку знаков препинания.

Анализировать и сравнивать описания.

  Осознавать важность становления в человеке    положительных качеств

70

Предложения, различающиеся по интонации

1

71

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения

1

72

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

73

Анализ работы. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложения по цели высказывания и интонации»

1

Раздел 12

Имя существительное

6

74

Признаки имени существительного как части речи

1

Различать предмет и слово, называющее предмет.

Наблюдать и называть признаки имён существительных.

Приобретать опыт в различении слов – названий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное) с признаками части речи (понимание, без заучивания).

Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Объяснять, почему имена собственные являются существительным.

Наблюдать за словами, обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Находить в тексте имена существительные, обозначающие явления природы, события.

Подбирать антонимы к имени существительному.

75

Значение, употребление в речи

1

76

Итоговая контрольная работа (диктант) за I полугодие.

1

77

Анализ работы. Работа над ошибками. Имена собственные

– существительные

1

78

Существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

79

Закрепление изученного по теме «Имя существительное»

1

Раздел 13

Число имён существительных

4

80

Понятие о числе имени существительного.

1

Наблюдать за употреблением в речи имён существительных:

могут обозначать один или несколько предметов.

Называть признаки формы единственного и формы множественного числа имени существительного.

Определять число существительных.

Образовывать и записывать имена существительные в единственном числе и во множественном числе, контролировать свои действия при записи.

Подбирать имена существительные единственного и множественного числа.

Находить в тексте формы единственного и множественного числа имен существительных.

Наблюдать за словами я, он, мы и другими как словами, заменяющими имена.

Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа

81

Изменение имён существительных по числам

1

82

Подбор имён существительных в единственном и множественном числе

1

83

Местоимение как часть речи, употребляемое «вместо имён»

1

Раздел 14

Род имен существительных

4

84

Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем

1

Наблюдать за употребление в речи имен существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода, называть признаки рода имени существительного.

Определять род имени существительного.

Образовывать и записывать имена существительные разного рода, контролировать свои действия при записи.

Подбирать имена существительные женского, мужского и среднего рода.

Анализировать и распределять в группы имена существительные по признакам.

Составлять предложения с имена существительного женского, мужского и среднего родов.

85

Определение рода имени существительного

1

86

Упражнение в определении рода имени существительного

1

1

87

Р/р Обучающее изложение «Помощь»

Раздел 15

Глагол

7

88

Анализ работ. Редактирование изложений. Признаки глагола как части речи

1

Различать действие и слово, называющее действие предмета.

Наблюдать и называть признаки глаголов.

Приобретать опыт в различении слов – действий предметов по лексическому значению и вопросу

Соотносить терминологию (глагол) с признаками части речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы глагола.

Находить глаголы в тексте.

Подбирать глаголы к имени существительному.

Распределять слова в группы по признакам (имя существительное и глагол)

Устанавливать связь глагола с существительным, составлять предложения.

Подбирать глаголы к фразеологизму по заданному значению.

Осознавать положительных качеств человека для себя и других людей.

89

Значение глагола, употребление в речи

1

90

Роль глаголов в предложении

1

91

Изменение глаголов по числам

1

92

Закрепление изученного материала по теме « Изменения глаголов по числам»

1

93

Закрепление изученного материала  по теме «Глагол»

1

94

Контрольное списывание

1

Раздел 16

Звонкие и глухие согласные

2

95

Анализ работы. Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные

1

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сравнивать произношение парных звонких и глухих согласных, устанавливать сходство и различия в произношении парных звонких и глухих согласных.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Подбирать рифму, опираясь на сходство звучания концовок слов.

96

Непарные звонкие и глухие согласные.

1

Раздел 17

Парные согласные звуки в конце слова

6

97

Оглушение парных звонких согласных в конце слова. Контрольный словарный диктант.

1

Устанавливать особенности произношения звонких и глухих

парных согласных в конце слова.

Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными, глухих парных согласных перед гласными.

Определять на слух парный по глухости — звонкости согласный звук в конце слова.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Подбирать слова с парными согласными звуками в конце слова.

Различать проверочное и проверяемое слово.

Подбирать проверочное слово путем изменения формы слова, подбора однокоренных слов.

Накапливать опыт в правописании слов с парными по глухости — звонкости согласным звуком в конце слова и в объяснении правописания этих слов.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, текстах на изученную тему.

Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию.

98

Работа над ошибками. Различение в произношении и обозначении на письме парных  звонких  звуков.

1

99

 Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных глухих звуков

1

100

Обозначение парных согласных звуков на письме  (правило)

1

101

Проверочные и проверяемые слова

1

102

Проверочная  работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

1

Раздел 18

Имя прилагательное

12

103

Анализ работы. Работа над ошибками. Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи.

1

Различать признак и слово, называющее признак предмета.

Приобретать опыт в различении слов – признаков предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию с признаками части речи.

Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Распределять слова в группы по признакам.

Подбирать имена прилагательные – синонимы, антонимы.

Составлять предложения с именами прилагательными.

Дополнять предложения именами прилагательными.

Находить прилагательные в тексте.

104

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

105

Словосочетание.

1

106

Упражнение в образовании словосочетаний.

1

107

Род и число имени прилагательного.

1

108

Образование имен прилагательных от имен существительных и глаголов.

1

109

Упражнение в образовании имен прилагательных от имен существительных

1

110

Р/р Обучающее сочинение – миниатюра на тему «Моя любимая игрушка».

1

111

Анализ работ. Редактирование сочинений. Имена прилагательные – антонимы.

1

112

Имена прилагательные – синонимы.

1

113

Упражнение в подборе антонимов и синонимов имен прилагательных

1

114

Контрольная работа «Умение составлять словосочетание и определять часть речи»

1

Раздел 19

Изменение имен прилагательных по родам

5

115

Анализ работы. Работа над ошибками. Определение рода имени прилагательного по роду имени существительного

1

Наблюдать за ролью прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять род имени прилагательного по роду имени существительного.

Выделять родовые окончания имен прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным.

Подбирать имена прилагательные к именам существительным.

Составлять предложения с именами прилагательными разного рода.

Подбирать имена прилагательные разного рода с использованием рисунка.

116

Родовые окончания имен прилагательных

1

117

Образование имен прилагательных разного рода от имен существительных

1

118

Словосочетания имени прилагательного с именем существительным.

1

119

Р/р Обучающее изложение   «Следы».

1

Раздел20

Изменение имен прилагательных по числам

3

120

Анализ работ. Редактирование изложений. Изменение имени прилагательного по числам.

1

Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи.

Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

Определять число имени прилагательного по числу

имени существительного.

Определять род имени прилагательного по роду имени существительного в единственном числе.

Выделять окончания имен прилагательных во множественном числе.

Составлять словосочетания имени прилагательного с именами существительными по заданным грамматическим признакам.

Находить образные сравнения.

Наблюдать за жанром литературного языка — загадкой.

121

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе

1

122

Определение числа и рода имени прилагательного.

1

Раздел 21

Корень слова. Однокоренные слова

6

123

Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень — общая часть родственных слов

1

Наблюдать за признаками однокоренных слов.

Называть признаки однокоренных слов.

Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова.

Анализировать группы слов, находить лишнее слово, не являющееся однокоренным.

Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов, за чередованием согласных звуков в корне.

Наблюдать за принадлежностью однокоренных слов к словам разных частей речи.

Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи.

Подбирать однокоренные слова к существительным, прилагательным, глаголам.

Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части — корня.

Накапливать опыт в выделении корня в словах.

Распределять слова в группы по определенным признакам (однокоренные, не однокоренные — синонимы).

Накапливать опыт в написании поздравлений к праздникам.

124

Чередование согласных звуков в корне  слова.

1

125

Контрольный диктант «Систематизация изученного материала»

1

126

Анализ работы. Работа над ошибками. Нахождение корня в слове

1

127

Подбор однокоренных слов к именам существительным,  именам прилагательным, глаголам

1

128

Закрепление изученного материала по теме «Корень слова».

1

Раздел 22

Предлоги

3

129

Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление.

1

Наблюдать за работой предлогов в речи, формулировать вывод о роли предлогов в речи.

Выделять предлоги в предложении.

Отличать предлог от приставки.

Вставлять в предложения предлоги по смыслу.

Составлять предложения с предлогами.

Накапливать опыт в раздельном написании предлогов с другими словами.

Определять части речи в предложении.

Составлять концовку рассказа.

130

Отличие предлога от приставки.

1

131

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Раздел 23

Изменение имен существительных по вопросам

3

132

Связь имени существительного с другими словами в предложении

1

Наблюдать за смысловой связью имени существительного с другими словами в предложении.

Формулировать вывод об изменении имени существительного.

Наблюдать, на какие вопросы отвечает имя существительное.

Изменять имя существительное по вопросам, наблюдать за окончанием, выделять окончание при их изменении.

Составлять предложения, чтобы имена существительные отвечали на заданные вопросы.

Составлять словосочетания различной конструкции.

Озаглавливать текст.

Выяснять происхождение слова.

Пользоваться толковым словарем.

Объяснять значение авторских сравнений.

Уметь составлять текст по собственным наблюдениям. Корректировать предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

133

Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто? кому? кого? кем? о ком? что? чему? чего? чем? о чем?

1

134

Окончание имен существительных. Толковый словарь

1

Раздел 23

Настоящее и прошедшее время глагола

7

135

Р/р Обучающее сочинение-рассуждение  на тему «Капризный апрель»

1

Наблюдать за глаголами в речи.

Формулировать выводы на основе наблюдений об

изменении глаголов по временам.

Ставить вопросы к глаголам.

Называть признаки настоящего и прошедшего времени.

Определять время и число глагола.

Подбирать к глаголам однокоренные глагола разного времени, однокоренные существительные.

Подбирать к именам прилагательным однокоренные имена существительные и глаголы.

Наблюдать за согласованием имен прилагательных и имен существительных.

Изменять глаголы с установкой изменения времени.

Наблюдать за жанром литературной речи — стихотворением.

Находить и объяснять авторские сравнения.

Находить и объяснять значение устаревших слов.

Составлять предложения с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение.

136

Анализ работ. Редактирование сочинений. Изменение глагола по временам.

1

137

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.

1

138

Определение времени

глагола.

1

139

Подбор к глаголам

однокоренных глаголов разного времени.

1

140

Подбор к глаголам однокоренных существительных.

1

141

Подбор к прилагательным однокоренных существительных и глаголов.

1

Раздел 24

Безударные гласные в корне слова

12

142

Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

1

Наблюдать за безударными гласными в корне слова.

Устанавливать необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

Анализировать произношение и написание слов с безударными гласными.

Наблюдать совпадение и расхождение произношения и обозначение на письме безударных гласных звуков.

Формулировать на основе наблюдений выводы.

Формулировать правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Осознавать принцип действия проверки — постановка безударного звука в ударную позицию.

Различать проверяемое и проверочное слово.

Подбирать проверочные слова к проверяемым.

Применять правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова.

Отличать проверку безударного гласного звука путем

изменения слова (формы слова) и путем подбора однокоренных слов.

Изменять число имен существительных для подбора проверочного слова.

Изменять время глагола для подбора проверочных слов.

Наблюдать невозможность проверки безударных гласных звуков в некоторых словах

Пользоваться орфографическим словарем.

Приобретать навык правописания безударных гласных в корне слова.

Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму.

Осуществлять контроль своих действий при письме при обозначении безударных гласных звуков в корне слова, вносить необходимую коррекцию.

Выделять в тексте части, озаглавливать их.

Осознавать понятие «дружба», понимать важность умения дружить.

143

Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков

1

144

Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных. Контрольный словарный диктант.

1

145

Работа над ошибками. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне

1

146

Фонетическая работа.

1

147

Правило обозначения

безударных гласных звуков в корне слова.  

1

148

Проверяемые и проверочные слова.

1

149

Две буквы — одна орфограмма. Написание слов с безударными гласными в корне

1

150

Непроверяемые гласные звуки  в  словах. Орфографический словарь

1

151

Закрепление написания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова

1

152

Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

153

Анализ работы. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

Раздел 25

Будущее время глагола

7

154

Вопросы глаголов будущего (сложного) времени.

1

Наблюдать за глаголами в речи. Ставить вопросы к глаголам.

Определять время глаголов.

Образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

Составлять словосочетания с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени.

Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных путем изменения времени глаголов.

Подбирать к имени существительному однокоренные глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени.

Сравнивать слова и распределять их в группы по определенным признакам.

Составлять предложения с глаголами в будущем времени.

Составлять предложения с данными словосочетаниями и глаголом в указанном времени.

Находить синонимы в тексте.

155

Определение времени глаголов.

1

156

Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени

1

157

Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени

1

158

Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола

1

159

Проверочная работа по теме «Глагол» (тестирование)

1

160

Анализ работы. Работа над ошибками.  Подбор к имени существительному однокоренных глаголов.

1

Раздел 26

Речь

10

161

Стили речи. Разговорная, деловая, научная и художественная речь.

Речь устная и письменная

1

Узнавать говорение и слушание как виды устного общения.

Распознавать речь устную и письменную.

Накапливать практический опыт в уместном употреблении языковых и неязыковых средств устного общения: интонация, громкости голоса, темпа, тона, жестов, мимики.

Сравнивать и выявлять особенности различных стилей речи.

Накапливать опыт в различении стилей речи.

Наблюдать за описанием одного и того же предмета при употреблении разных стилей речи.

Различать диалог, монолог.

Наблюдать за признаками текста.

Выделять части текста.

Анализировать данный план текста, корректировать его при необходимости, составлять план по имеющемуся началу.

Восстанавливать деформированные предложения и небольшой текст.

Составлять предложения на заданную тему по рисунку, плану, опорным словам.

Подбирать заголовок к тексту из предложенных.

Озаглавливать текст самостоятельно.

Наблюдать за эпитетами, образными сравнениями, образными оборотами речи, находить их в речи.

Соблюдать требования культуры речи, этических норм, этикетных форм в зависимости от ситуации общения и ее участников.

Наблюдать за особенностями текста — описания и текста — повествования. Составлять объявления.

 

Обобщить изученный материал за год.

Формировать положительное отношение к учебе на уровне положительного отношения к урокам русского языка.

162

Контрольное тестирование по изученному материалу

1

163

Анализ работы. Работа над ошибками. Научно-деловое описание как сообщение точных сведений

1

164

Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека. Комплексная контрольная работа (основная часть)

1

165

Анализ работы. Работа над ошибками. Диалог и монолог. Текст.

План текста

1

166

Эпитеты, образные сравнения — помощники художественной речи. Образные обороты речи.

1

167

Правила этикета (обращение, отклик, приветствие, прощание, просьба и т.д.)

1

168

Типы текста. Повествование как тип речи, его признаки.

1

169

Описание как тип речи, его признаки. Жанры литературной речи.

1

170

Закрепление изученного материала  по теме «Речь»

1


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс, кроме   специально  оговоренных случаев);

К – полный комплект (на каждого учащегося  класса, исходя  из  наполняемости  класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах,   насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экземпляров на кабинет).

 

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо-

вание

Имею-щееся

%

готовности

Примечание

Книгопечатная продукция

1.

Учебно-методический комплект  по русскому языку для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

 1. Полякова, А. В. Русский язык. 2 класс: учебник для образовательных  учреждений: в 2 ч. / А. В. Полякова. - М.: Просвещение, 2012

2. Полякова, А. В., Песняева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс: в 2 ч./ А.В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2013

3. Полякова, А. В. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А. В. Полякова, Н. А. Песняева. - М.: Просвещение, 2011

4. Полякова, А. В., Песняева, Н.А. Русский язык Методические рекомендации. 1-2 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений  /А. В. Полякова, Н. А. Песняева: Москва, «Просвещение», 2012.

5. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.: Издательский дом "Федоров", 2011

К

К

 

Д

Д

Д

28

28

1

1

1

100

100

100

100

100

Печатные пособия

2.

Словари

Комплект таблиц по русскому языку для 2 класса

Д

Д

1

1

100

100

Технические средства обучения

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок 

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

Экранно-звуковые пособия

4.

Видеофильмы

Д

1

100

Игры и игрушки

5.

Настольные развивающие игры, викторины

Ф

14

100

Оборудование класса

6.

Ученические столы 1-х  местные.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц

К

Д

Д

Д

К

28

1

1

3

28

100

100

100

100

100

Приложение к рабочей программе по русскому языку

№ п/п

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год всего

1

Словарный диктант

1

1

1

1

4

2

Диктант

1

1

1

-

4

3

Контрольная работа

1

1

1

1

4

4

Изложение

-

-

-

-

-

5

Тест

1

1

6

Контрольное списывание

1

1

Всего

        3

3

4

3

14

Комплексная работа (основная часть)

1

1

Содержание контрольно – измерительных материалов:

Контрольные работы

 

1. Контрольная работа «Определение границы предложения»

  (авт. А.В. Полякова, Н.А. Песняева)

Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)

      Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

      Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

      3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.

      4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

Классификация ошибок

      Выделили не все предложения.

      Не выделили слово в переносном значении.

      Не над всеми словами поставили знак ударения.

2. Контрольная работа по теме «Предложение»

(авт. А.В. Полякова, Н.А. Песняева)

      Задание 1

      Куда? что сделала? какая? кто?

      Сорока, на забор, красивая, села.

      Как? что сделал? какой? кто? откуда?

      Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

      Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

      Инструкция

      1. Составь предложения по вопросам.

      2. Подчеркни главные члены предложения.

     Задание 2

       О чем шепчутся деревья

       Весна снова ручьями

      Скоро распустятся ландыши

      Очень задорно поют соловьи

      Инструкция.

      1. Подчеркни только  предложения.

      2. Поставь знаки препинания.

Классификация ошибок

Неправильный порядок слов в предложениях.

Не нашли подлежащее и сказуемое.

Не подчеркнули предложения.

Неправильные знаки препинания в предложениях. 

3. Контрольная работа по теме «Умение составлять словосочетание и определять часть речи»

(авт. А.В. Полякова)

Река (какая?)…; берег (какой?)…; море (какое?)…; волны (какие?)… .

Порядок работы: на доске написаны материал и инструкция:

1.Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

3. Подчеркни знакомые орфограммы в существительных.

4. Раздели для переноса слово волны.

Классификация ошибок

Не подчеркнули имена прилагательные

Подчеркнули не все орфограммы в существительных

Не разделили слово для переноса.

4.Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

(авт. А.В.Полякова, Е.В. Вороницина)

В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг. (40 слов)

Порядок работы:

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни однокоренные слова.

2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.

3. В проверочных словах поставь знак ударения.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-5 ошибок.

«2» - более 5 ошибок. 

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик,  не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

Контрольные диктанты

1 – 2 четверть – 25 – 35 слов

                                                             3  – 4 четверть – 35 – 52 слова

Контрольный диктант «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн» (авт.  А.В. Полякова, Н.А. Песняева)

 У речки дубовая роща. Федя и Митя часто играют в роще. С ними гуляет пес Рыжик. Рыжик бежит в чащу и лает. Он чует ёжика. (25 слов)

Грамматические задания.

1.Обведи кружочками буквы, которые обозначают твердые шипящие звуки.

2.Подчеркни буквосочетания с мягкими шипящими звуками.

 

    Контрольный диктант «Систематизация изученного материала» (3 четверть) 

(автор А.В. Полякова)

Пришла дружная весна в село. На пруду лёд быстро тает. Рыхлый снег лежит только вокруг деревьев в саду. А на дворе уже стоят мелкие лужицы. Молодой петушок у крыльца

 пьёт водичку. За калиткой малыши Дима и Юра пускают кораблики в шустром ручье.

 (42 слова)

Порядок работы: учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова: пришла, быстро, тает, только, вокруг, калиткой, кораблики, шустром. 

             

Грамматическое задание. 

  1. Подчеркни в первом предложении подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними название частей речи и число.
  2. Подчеркни одной чертой в последнем предложении неодушевлённые имена существительные вместе с предлогом, если они есть.

 3*.К слову шустром запиши близкое по значению слово (синоним), подходящее к слову (в) ручье.  

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-5 ошибок.

«2» - более 5 ошибок.

  Учёт ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.

  Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв  в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.

  Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено 1/2  заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное тестирование по изученному материалу

Класс__________________

Фамилия, имя___________

Вариант 1

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) бумáга,  б) мóроз,   в) влáга

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Я обидел товарища.

б) ваня толкнул прохожего.

в) Дети дружно играют в футбол.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) служить,  б) пушистый,   в) шыповник

4. Отметь слово с твердыми шипящими звуками.

а) мяч,   б) шина,  в) щепка

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) мальчик,    б) большой,   в) веточька

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) лесник,  б) звонок,  в) зверь

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Летом дети поливали и пололи овощи

б) Сегодня Митя поймал жука

в) Почему сегодня Петя просыпался десять раз

8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) На дереве каркает ворона.

б) Медведь любит мед

в) Белка сидит в дупле.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) зуб,  б) водолас,  в) стриж

10. Выбери слово с ошибкой

а) вална,  б) свеча,  в) слоны

Класс__________________

Фамилия, имя___________________________________

Вариант 2

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) соснá,  б) óлень,   в) пáрта

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Ребята бегут на горку.

б) Во дворе оля и лиза лепят снежную бабу.

в) В лесу много грибов.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) душистый,  б) зайчята,   в) чудеса

4. Отметь слово с мягкими шипящими звуками.

а) снежинка,   б) шина,  в) пища

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) белочка,    б) ниточька,   в) дальний

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) урок,  б) смола,  в) город

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Птицы наши верные друзья

б) Почему нужно беречь птиц

в) Наступила долгожданная весна

 8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) Медведь спит в берлоге.

б) В поле работает трактор.

в) Лисица живет в лесу.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) дуп,  б) ландыш,  в) автобус

10. Выбери слово с ошибкой

а) звезда,  б) сторона,  в) масты

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

0-4б .- «2»

5-7б. -«3»

8-9б.- «4»

10б.- «5»

Контрольные словарные диктанты

2 класс – 8 –  10 слов

1.  Берёза, здравствуйте, Москва, диалог, Волга, ветер, двадцать, Алёнка, карандаш,   недавно.

2. Случай, перчатка, овчарка, карандаши, ночной, пирог, одежда, абзац, калина, образ.

3 Народ, город, голос, быстро, каблук, майонез,  деревня,  красота, молоко, лучше.    

     

4.Электричка, чучело, хорошо, суббота, редкий, обычно, урожай, обложка, ребёнок, работа.  

 Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

Контрольное списывание

(авт. Г.Н. Белова)

Цель: проверить сформированность навыка правописания слов с безударными гласными в корне слов; проверить умение сличать написание с текстом.

       Поймал Серёжа  ч…жа  и  пос…дил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка ул…тела. Пол…тел чижик к  окошку и ударился о ст…кло. Поднял Серёжа птичку.  Чижик т…жело дышал. Скоро он умер. После этого Серёжа перестал ловить птиц.  

                                                                                                 (По Л. Толстому)

Задание:

Списать текст, вставляя пропущенные буквы в слова. В скобках написать проверочные к этим словам.

Оценивание:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет

   исправлений.

«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.

«3» - 2 – 3 ошибки.

«2» - 4 и более ошибок.        

Комплексная работа (основная часть)

                                               Кто как к зиме готовится? 

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.                              

Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.

Зимой полевки  спят  только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах заготовлено уже по пять килограммов отборного зерна.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнезд на деревьях. Там у нее сложены лесные орешки и шишки. Кроме того белка собрала грибы — маслята и подберезовики. Их она насадила на обломанные ветки сосен и сушит впрок. На каждой веточке у неё по семь маслят и по четыре подберезовика. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушеными грибами. 

А многие звери так никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные и все тут. Жир ведь тоже запас пищи. 

Так устраиваются медведь, барсук и все другие зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже — и на боковую. Медведь может за один раз съесть до тридцати пяти кг пищи, а барсук всего один кг пищи. Греет их жир: он холода не пропускает.

1 вариант

Фамилия, имя ___________________________________

Класс____________

                   Основная часть

                              Постарайся выполнить все задания этой части.

                                                Выполняй их по порядку.

Задание 1.

  1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, на котором остановился. Дочитай текст до конца.
  2. О ком говорится в четвертом абзаце текста?

Ответ. В нем говорится о ___________________________________

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Когда  спят полевки?» Спиши это предложение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Задание 3.

  1. Найди в выписанном тобой предложении главные члены предложения. Подчеркни их.
  2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Напиши над ними: сущ.

Задание 4.

  1. Найди и выпиши из текста названия грибов.

_______________________________________________________

  1. Подчеркни в выписанных словах гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Задание 5.

  1. Реши задачу, используя данные текста.

Сколько кг пищи съедят 10 барсуков?

Запиши решение задачи  и ответ _______________________________________________________________

  1. Медведь съедает 35 кг пищи, а барсук 1 кг пищи.

    Запиши вопрос задачи, если она решается так: 35 - 1 =…

__________________________________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________________________________

Задание 6.

Отметь животных, которые НЕ делают запасов на зиму.

                 

2 вариант

Фамилия, имя _________________________________________

Класс_____________

Задание 1.

  1. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, на котором остановился. Дочитай текст до конца.
  2. О ком говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нем говорится о ___________________________________

Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Что отвела белка под кладовую?» Спиши это предложение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

Задание 3.

  1. Найди в выписанном тобой предложении главные члены предложения. Подчеркни их.
  2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие имя прилагательное и глагол. Напиши над ними: прил. глаг.

Задание 4.

  1. Найди и выпиши из текста названия грибов.

_______________________________________________________

  1. Подчеркни в выписанных словах согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Задание 5.

  1. Реши задачу, используя данные текста.

Сколько кг пищи съедят 2 медведя?

Запиши решение задачи  и ответ _______________________________________________________________

  1. Медведь съедает 35 кг пищи, а барсук 1 кг пищи.

    Запиши вопрос задачи, если она решается так: 35 + 1 =…

__________________________________________________________________

Сосчитай и запиши ответ:____________________________________________

Задание 6.

Отметь животных, которые делают запасы на зиму.