Аннотация к рабочим программам по учебному предмету "Окружающий мир"

Молчанова Елена Анатольевна

Аннотация к рабочим программам по учебному предмету "Окружающий мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

  ДЛЯ 1 А, В, Г, Д, Е, Ж КЛАССОВ

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Программы  начального общего образования, авторской программы Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник рабочих  программ «Школа России», Москва, «Просвещение», 2011) в соответствии с методическими рекомендациями  Белгородского  регионального  института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. А.А.Плешаков  Окружающий мир. 1 класс. Часть 1, 2. Издание 2-е. Москва: Издательство «Просвещение», 2011.

2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1, 2. Москва: Издательство «Просвещение», 2011.

Формы организации учебного процесса

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др. (обучение строится на  деятельностной  основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности). Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

На изучение окружающего мира в первом классе начальной школы выделяется —

66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели)

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

 ДЛЯ 2 А, В, Г, Д КЛАССОВ

Рабочая программа по окружающему миру для 2 классов составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова  «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2011 г.)

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2011.

Формы организации учебного процесса

- индивидуальные;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные

        Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов для проведения контрольных работ – 4.

 АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3 А, В, Г, Д  КЛАССОВ

Рабочая программа по окружающему миру для 3 классов разработана на основе авторской программы Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2011 г.)

             Изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами данной программы являются:

1) формировать уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) помогать ребёнку в осознании ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.  – М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А.  Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч.  М.: Просвещение, 2013.

3. Плешаков А.А.  Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.– М.: Просвещение, 2012.

4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

5. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс./ Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2012.  

  1. Формы организации учебного процесса:
  2. Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы – наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 учебных часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Количество часов для проведения контрольных  работ:  4 часа

Количество часов для проведения проектов исследований: 6 часов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 А, В, Г, Д, Е КЛАССОВ

              Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ и в соответствии с инструктивно-методическим письмом  «О преподавании в начальных  классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году». Соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений России.

           Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

        Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как   дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

        К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Программа  А.А.Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») («Школа России».. Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009)

2. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2  ч. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Формы организации учебного процесса:

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения  задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме контрольных работ,  устного опроса, практических работ.

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

В соответствии с Уставом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» в 4-х классах учебный план рассчитан на 35 недель, поэтому в планирование добавлено 2 часа в следующие разделы:

«Природа России» - 1 ч;

«Страницы всемирной истории» - 1 ч.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 70 часов.

Количество часов для проведения контрольных  работ:  4 часа

   

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 1Б КЛАССА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе  авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», программы начального общего образования, система Л. В. Занкова утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова.  - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетрадь для 1кл. к  уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 г.
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1классы.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2011г.
  4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».
  5. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам - экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Используются индивидуальные, индивидуально-групповые, фронтальные формы работы на уроке.

Предмет "Окружающий мир " входит в предметную область "Естествознание, обществознание". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения в 1 классе составляет 33 учебные недели (2ч в неделю), всего 66 часов. Авторская программа предполагает изучение предмета "Окружающий мир" в объеме 60 часов. В соответствии с этим в авторскую программу внесены изменения: добавлено 6 часов на изучение темы «Главная особенность Земли.

Контрольных работ – 1.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 2 Б КЛАССА

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе   авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждённой  Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова.- Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).

Цели обучения окружающему миру во 2 классе:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-  на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- создать условия для социализации обучающихся, приобщения детей к ценностям гражданского общества, для становления активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

        Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать  интерес к познанию окружающего мира (неживой и живой природы), понимание связи: природа – жизнь человека на основе предметных знаний и умений;

- подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- развивать   умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы осуществлять поиск нужного материала в дополнительных источниках;

- посредством активизации эмоционально – чувственной сферы обучающихся, пробуждать у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому,  к своей семье, воспитывать  чувство сопричастности к тому, что происходит в окружающем их мире.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2кл.к  уч. «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 2 класс.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  4. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров».2011
  5. Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров»,2011
  6. Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:   Издательский дом "Федоров", 2011.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные.

Авторская программа Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова предполагает изучение предмета "Окружающий мир" в объеме 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели.)

Контроль  за освоением материала представлен в  виде контрольных работ  по изучаемым во 2 классе темам (1 работа в четверть).

Контрольных работ – 4.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 3 Б КЛАССА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н. Я Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).

        Цели изучения предмета в 3 классе:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе, об историческом прошлом России и родного края;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        Задачи обучения в 3 классе:

  • помочь обучающимся осознать объективно существующие связи и зависимости между природой, обществом и человеком;
  • формировать экологическую грамотность, обучать безопасному поведению в природе и обществе;
  • помочь в овладении (частным) историческим мышлением.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс./ Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  • Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ И. П. Товпинец. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  • Трофимова, Г. В. Тайны близкие и далекие: книга для чтения по курсу «Окружающий мир»./ Г. В. Трофимова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2011
  • Чутко, Н. Я. Я — гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов./ Н. Я. Чутко. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  • Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

        Формы обучения:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • групповые.

Авторская программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, предполагает 68 часов на изучение предмета в 3 классе.

        На проведение контрольных работ в 3 классе отводится 4 часа, на проведение экскурсий — 6 часов, на создание проектов и проведение исследований — 8 часов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ДЛЯ 4 Б КЛАССА

           Рабочая программа по курсу «Окружающий  мир»   разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, 2010 года издания. (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»:  Издательский дом «Фёдоров», 2010 . – 320 с.) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования.

Цель данной программы: дать представление целостной широкой картины мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания; создать условия для общего развития школьников.

       Задачи программы:

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  • в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
  •  воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Для реализации содержания программы используется учебник

 Мы и окружающий мир: Учебник для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

Формы организации учебного процесса: 

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения  задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме самостоятельных работ,  тестовых заданий, проверочных работ, устного опроса.

      Данная  программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) – 34 недели за год.

  В соответствии с Уставом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» в 4 классах учебный план рассчитан на 35 недель, поэтому в планирование вносятся дополнительно  2 часа (1 неделя) на изучение раздела «Краеведение».  Общее количество часов составило 70 часов, в том числе для проведения:

Контрольных работ - 4

Практических работ -  4

Исследовательских работ - 3

Экскурсий – 2.