Представление педагогического опыта.
Активизация восприятия музыки школьниками путем развития эмоционально - образной сферы на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_ped._opyta_tagaevoy_zh.a.docx | 62.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
педагогического опыта учителя музыки МОУ «Ялгинская СОШ» Тагаевой Ж.А.
Активизация восприятия музыки школьниками путем развития эмоционально - образной сферы на уроках.
Актуальность и перспективность опыта.
«Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально – осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения».
Д.Б.Кабалевский
Проблема восприятия музыки была и остается одной из главных в музыкальном воспитании школьников. На сегодняшний момент проблема восприятия музыки имеет новые взгляды, новые перспективы. Представление о пассивности восприятия сменяются тезисом о его активной творческой природе.
Говоря о восприятии музыки, мы имеем в виду постижение окружающей действительности и ее осмысление в особой форме, в виде чувств, эмоций, художественных образов. Понятие «восприятие музыки» соответствует широкому кругу явлений, включающему в себя:
а) восприятие, как предметный материальный процесс, нечто слышимое и действующее на орган слуха;
б) восприятие, как отраженного в музыке идеально представляемого художественного образа и смысла.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Активное восприятие музыки заключается в разнообразной музыкальной творческой деятельности школьников на уроках, в эмоциональном взаимодействии «учитель – ученик», где музыка становится активным средством познания окружающего мира, а также центральным звеном самопознания, самовыражения, самоактуализации, самоопределения и саморазвития учащихся.
Формирования активного восприятия музыки, основанного на развитии эмоционально - образной сферы школьников – уникальное средство, объединяющее эмоциональную и интеллектуальную область познания мира: идеи, мысли, образы и чувства. Эта тема была и остается актуальной в работе с детьми на уроках музыки.
Процесс формирования активного восприятия музыки школьниками на уроках будет более эффективным, если:
- обогащать и конкретизировать знания о восприятии музыки;
- создавать активную творческую атмосферу на уроках;
- накопление материально-технической базы, включая приобретение музыкальных и шумовых инструментов;
- разнообразить формы и методы творческой деятельности учащихся на уроках;
- дифференцированный подход к учащимся.
Теоретическая база опыта.
Большой вклад в теорию и методику восприятия музыки внес академик Б.В.Асафьев.
В свое время интенсивно разрабатывали музыкальную психологию, теорию и методику музыкального воспитания Б. М. Теплов, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская.
В изучении проблем музыкального воспитания школьников важную роль сыграло исследование отечественного психолога Б.М.Теплова [5,49].Он доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями. Движения помогают детям осознать характер мелодии, качество звуковедения, лучше прочувствовать средства музыкальной выразительности. Характер музыки, ее содержание можно передавать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.
Большое внимание восприятию музыки уделила Валентина Николаевна Шацкая. Она подходила к вопросам слушания музыки, как к средству развития, воспитания школьников. В. Н. Шацкой предложены принципы тематического построения занятий; рекомендации к выбору методов работы с учащимися.
Методика слушания музыки Надежды Львовны Гродзенской широко практикуется и в наши дни. Это последовательность слушания музыки: вступительное слово учителя, собственно слушание, анализ произведения, повторное слушание.
Д.Б.Кабалевский призывал не изучать музыку, а наблюдать за ней. Общение с музыкой в школе должно носить общедуховный характер, способствующий в дальнейшем развитию музыкальной культуры.
Известны системы музыкального восприятия венгерского композитора Золтана Кодая и немецкого композитора Карла Орфа. Они основываются на активном восприятии народной музыки, в процессе элементарного музицирования.
В советское время эта проблема отражалась в трудах таких ученых, как: С. А. Апраксиной «Методика музыкального воспитания в школе» (1983) , Н. А. Ветлугиной «Возраст и музыкальная восприимчивость» (1980) , Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности» (1989).
Психология музыкального восприятия разрабатывалась учеными: Б.М.Тепловым, Е.В.Назайкинским, В.В.Медушевским, Г.С.Тарасовым, К.В.Тарасовой, Б.Л.Яворским, Ю.Н.Тюлиной, Л.А.Мазеля, Ю.Блиновой, С.Н.Беляевой-Экземплярской, Ю.Б.Алиевым, В.К.Белобородовой.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Анализ результативности.
В педагогической деятельности учителя музыки встречаются определенные трудности в организации восприятия музыки на уроках и внеурочных занятиях. Как увлечь, заинтересовать учащихся предметом и музыкой в целом? Решая эту задачу, надо помнить, что младшие школьники – неусидчивы; однообразная, монотонная деятельность «противопоказана» им в силу их возрастных особенностей. Поэтому, мы на уроках чередуем различные виды деятельности своих подопечных, дабы противостоять притуплению у них внимания и восприятия, не допускаем быстро наступающего утомления, а вместе с тем и того состояния, которое определяется у детей словом «скучно». На уроках музыки нами используются следующие виды деятельности:
артикуляционные, дикционные упражнения;
слушание музыки;
пение – хоровое, ансамблевое, сольное;
ритмические движения под песню;
игра на шумовых инструментах;
пластическое интонирование, дирижирование;
инсценирование песни;
музыкальные викторины;
использование дидактического материала (карточки, словарь музыкально-эмоциональных терминов, таблица средств музыкальной выразительности и др.);
беседы;
чтение стихов и фрагментов литературных произведений;
видеозаписи и др.
Для того чтобы научиться красиво и выразительно петь, нужно ещё и чётко произносить различные звуки, хорошо владеть разговорной речью. Помочь нам в этом призваны упражнения для развития артикуляции.
Для начала давайте определимся, что такое артикуляция. Согласно словарю Ушакова, артикуляция – это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Произошло слово от латинского «articulatio», что означает в переводе на русский язык – расчленяю, членораздельно произношу.
Артикуляционную работу с учениками мы проводим в начале урока, эти упражнения не только развивают артикуляцию, но и позволяют максимально организовать коллективное внимание и работу всего класса.
Слушание музыки.
Едва ли не наибольшие трудности для учителя, работающего с детьми, возникают при слушании музыки. Постоянно приходится делать замечания типа: «Не разговаривай», «Не вертись», «Сиди спокойно» и т. д. Детям не легко находиться долго в неподвижном состоянии; им трудно бездействовать, а слушание музыки для них – в силу непривычности этого вида занятия, эстетической незрелости – означает бездействие. Поэтому на уроках мы используем при слушании небольшие по объему музыкальные произведения (либо даже их фрагменты). Имеет значение, разумеется, и репертуар. Детям свойственно живо реагировать на светлую, веселую, шутливую музыку, им по вкусу юморески, живописно-образные, жанровые зарисовки и др. Это позволяет удерживать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне. Увлекательным процессом слушания музыки для учащихся являются уроки – путешествия, где ребята внимательно прислушиваются к звукам окружающего мира. С восторгом узнают чарующие звуки моря, крики чаек и крик дельфина, прислушиваются к проливному осеннему дождю, наблюдают за зимней вьюгой и вспоминают летний певучий лес, зеленый луг. От простого к сложному, от программной музыке к более абстрактной. Так постепенно мы учимся понимать и воспринимать музыку, переходим от современной понятной нам музыки к образцовому художественному искусству. Учимся слушать, проникать в суть произведения, учимся думать как автор, видеть картины, которые рисует нам музыка. Прослушав, музыкальные фрагменты, учащиеся спешат поделиться своими эмоциями и чувствами, стараются объяснить, о чем это произведение, представить живописные картины. Анализировать музыкальные произведения, находить нужные слова о характере музыки учащимся помогает словарь эмоциональных терминов.
Наряду со слушанием музыки важную роль в углублении процессов восприятия играет пение – хоровое, ансамблевое, сольное. Исполнение музыки, связанное с литературным текстом, создает условия, при которых учащемуся легче, проще понять содержание музыкального материала. Это и означает развитие психологических механизмов восприятия. «С точки зрения психолого-педагогической, - считает Ю. Б. Алиев, - восприятие можно определить как отражение и становление музыкального образа в эстетическом сознании ребенка; процесс эмоционально – оценочного переживания музыкального произведения, восприятия его нравственно – эстетического содержания» [1,67]
Свое исполнение песен мы дополняем современными ритмическими движениями, что делает пение активным, позитивным и увлекательным процессом. Такое изучение песни помогает быстро запомнить текст и мелодию. В дальнейшем песня приобретает особое значение для ребенка. Песни исполняются с любовью дома для родителей, на семейных торжествах, на различных мероприятиях вне школы, например, в детских лагерях, санаториях. С помощью движений учащимся легче передавать содержание песни, выражать свои эмоции, легче справляться с зажатостью и скованностью. Движения учат нас быть свободными в эмоциональном и физическом плане, придают исполнению песен живой эмоциональный характер. Нельзя не отметить положительное влияние музыкально-ритмических движений на общее физическое и психическое самочувствие школьников. Урок музыки дает детям уникальную возможность эмоционально – психологической разрядки. Учащиеся с большим восторгом предаются увлекательному искусству исполнения, получая от этого массу положительных эмоций и впечатлений.
Восприятие музыки успешно формируется в активной инструментальной деятельности школьников. К такой форме деятельности относится игра на простейших музыкальных инструментах. В нашей школе учащиеся имеют возможность познакомиться и в дальнейшем играть на шумовых инструментах не только на уроках, но и в школьном оркестре шумовых инструментов. Учащиеся нашей школы с удовольствием знакомятся с шумовыми инструментами: детский металлофон, бубенчики, треугольники, ложки, разнообразные трещотки, дудочки, блок-флейта, свистульки, коробочки и т.д. Нужно ли говорить, о том, что урока музыки дети ждут с нетерпением, чтобы поиграть на инструментах, исполнить интересные песни. Свою любовь к музыке дети подтверждают на всевозможных школьных концертах, с интересом участвуют на городских конкурсах. Школьным оркестром шумовых инструментов были исполнены народные произведения: «При лужку», «Кадриль», «Камаринская», «Я на горку шла», «Я на камушке сижу», «Луганяса келунясь», «У голубя, у сизого» и др. На занятиях с шумовыми инструментами учащиеся не только повторяют данные руководителем приемы игры, но и сами импровизируют, сочиняют свои ритмические рисунки, свою мелодию на заданную тему. Этот процесс музицирования, сочинения и импровизации на шумовых инструментах не только умножает любовь к музыке, к народному творчеству, но и способствует развитию музыкальных способностей, слуха, чувства ритма, памяти, что помогает активно воспринимать музыку, а значит хорошо чувствовать и понимать музыку в целом.
Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения.
С одной стороны с помощью пластического интонирования дети осмысливают музыкальную реальность изучаемого произведения, с другой, обобщают свои знания о музыкальном искусстве в целом.
Пластическое интонирование связано со всеми видами исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, мы должны побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Разучивая текст песни с тактированием или равномерными хлопками, дети автоматически начинают понимать тесную связь слова, ритма и музыки, чувствовать сильную долю, «укладывать» произношение слов в нужный метр и темп. Этот прием дает возможность просто и понятно объяснить такие дирижерские жесты, как «внимание», «начало пения», «снять звук», добиваться ритмического ансамбля в детском хоре.
С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендуем им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен.
Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов. Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания: хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук…
Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига.
Выбор для творческих учеников огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.
Инсценирование песни. Музыкальный фольклор, как никакой другой из видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, также может иметь место на уроках музыки.
Это, например, такие игровые песни, как «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли», «Выходили красны девицы» «Игра в гостей», «Тень поте тень» и др.. Обычно их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся. При этом несложно подобрать для таких действий костюмы, маски, домашнюю утварь.
Результативность опыта.
Учащиеся нашей школы любят урок музыки, с увлечением посещают музыкальные занятия: «Музыкальный калейдоскоп», оркестр шумовых инструментов, вокальные занятия. Cвои музыкальные умения и знания дети применяют за пределами школы, на семейных торжествах, в летних лагерях и санаториях. С удовольствием принимают участие в школьных концертах, городских конкурсах. Участия в конкурсах отмечены дипломами:
Диплом 2 степени в этнокультурном смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов», Шумовой оркестр, 17.03.17г.
Диплом 1 степени в районном фольклорном конкурсе «Русская завалинка-от платка до валенка», Шумовой оркестр,февраль,2017г.
Диплом Победителя этнокультурного смотра-конкурса художественной самодеятельности «Созвездие народных талантов» в номинации «Инструментальное исполнительство». Шумовой оркестр,23.02.2016г.
Грамота 1 место Городского фольклорного конкурса «Юные искусники» в номинации «Инструментальный ансамбль», 29.02.2016г.
Дипломы 1 степени во Всероссийской интернет-олимпиаде по музыке «Волшебная мелодия», 09.03.17г.:
Баляева Д., 3б кл.
Мурлаев А., 3бкл.
Исхакова С.,3бкл.
Цыпкайкина Д.,3бкл.
Грамота 1 место Районного фольклорного конкурса «Русская завалинка – от платка до валенка»,03.03.2016г.
Диплом 3 место смотра – конкурса в номинации «Школьные хоры», 06.04.2016г.
Диплом 1 место во Всероссийской викторине «Моё призвание – музыка», Цыпкайкина Даша, 2б кл., 31.01.2016г.
Диплом лауреата-участника городского конкурса - фестиваля «Звезда удачи», Цыпкайкина Даша, 2б кл. 2015г.
Районный фольклорный фестиваль «Русская завалинка-от платка до валенка».
1) Вокальный ансамбль 1 место в номинации фольклор, 2015г.;
2) Оркестр шумовых инструментов 1 место в номинации фольклор, 2015г.;
Районный конкурс патриотической песни «Великой Победе посвящается!».
Гераськина Анастасия 6б кл., 3 место в номинации «Вокальное пение», 2015г.
Городской конкурс патриотической песни «Победы славные сыны».
Гераськина Анастасия 6бкл. Диплом I степени в номинации «Сольное пение», 2015г.
Детский фольклорный конкурс «Юные искусники».
Ансамбль «Радуга» 3 место в номинации «Ансамбль» (младшая группа), 2015г.
Городской фестиваль юных исполнителей эстрадной песни «Музыкальный снегопад». Пискунова В. 3 место в номинации «Мастерство исполнителя», 2013г.
Городской конкурс патриотической песни «С чего начинается Родина?».
Тягушев Д. диплом 2 степени в номинации «Сольное пение», 2014г.
II Республиканская предметная олимпиада по музыке для учащихся 6-7 классов. Диплом призера: Ивойлова А. , Казакевич Е. , 2014г
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Теме восприятия музыки в методических источниках уделено большое внимания. Но, несмотря на то, что круг исследований проблемы развития музыкального восприятия весьма обширен, вопрос о формировании активного восприятия музыки школьниками пока мало изучен. Практика работы в школе показала, что отсутствие систематического педагогического руководства в процессе слушания во многом затрудняет развитие активного восприятия музыки учениками.
Исследования проблемы активного восприятия в психологической и музыковедческой литературе заложили теоретические и практические основы для изучения слушательской деятельности школьников. Однако в педагогической практике работы в школе отсутствует тесная связь с разрабатываемой проблемой в науке. Все это привело к тому, что до сих пор не определена дидактическая система развития активного восприятия музыки.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Обобщение и распространение опыта происходит:
- На заседаниях школьного методического объединения учителей ИЗО, физического воспитания, технологии и музыки ;
- На открытых уроках, мастер-классах школьного и республиканского уровней;
- В публикациях в электронных СМИ, на личном сайте;
- При участии в заочных конкурсах.
Список литературы.
1.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж, 1998.
2.Кабалевский Д.Б. Основные методы и принципы программы по музыке для общеобразовательных школ. М., 1993
3.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздейстия музыки. М., 2003
4.Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
5.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 2003
Интернет-ресурс:
1) Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева: http://planetadisser.com/part/dis_25621.html
2) Пластическое интонирование в условиях современного урока: http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/plasticheskoe_intonirovanie_v_uslovijakh_sovremennogo_uroka/5-1-0-70
3) Пластическое интонирование – познание и выражение музыки через жест, движение: http://www.menobr.ru/materials/1214/28296/
4) Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки: http://www.roman.by/r-50639.html
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Учителя музыки Тагаевой Ж.А. МОУ «Ялгинская СОШ»
ТЕМА УРОКА: «Родина моя – Российская земля»
4 класс по теме «Музыка моего народа»
ТИП УРОКА: урок – исследования (урок творчества).
ЦЕЛЬ УРОКА: создать единый образ России на различных примерах русского искусства(музыкального, художественного, литературного).
ЗАДАЧИ УРОКА.
Образовательные:
- познакомиться с русским композитором М.П.Мусоргским, композиторами Мордовии;
- повторить определение «оркестр»,
- познакомиться с русскими нар.инструментами (балалайка, гармонь) и народными мордовскими инструментами;
- расширять словарный запас;
- иметь представление о происхождении названия березы, о богине Берегине;
- познакомиться с шумовыми инструментами;
- познакомиться с картинами русских художников.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма;
- пробудить интерес к разным видам искусства (музыкальному, художественному, литературному);
- прививать основы художественного вкуса;
- формировать умения выполнять коллективные действия;
- развивать инициативу учащихся;
- воспитывать культуру слушателя.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, ассоциативное мышление, речь, память, эмоционально-образную сферу школьников;
- развивать вокально-хоровые навыки, ритмический слух, исполнительское мастерство;
- развивать опорно-двигательную систему учащихся.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование с проектором, репродукции картин, шумовые инструменты, аромалампа.
Педагогические технологии: ИКТ, технология детского музицирования; технологии здоровье сбережения обучаемых, арт-терапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; технологии формирования певческой культуры учащихся; технологии становления ассоциативно-образного мышления учащихся.
Ароматерапия для детей: перед уроком наполнить воздух в комнате, используя антипростудную смесь (масло ромашки-1 капля, масло мандарина-2 капли, масло чайного дерева-2 капли, масло чабреца-1 капля).
Ход урока
- Организационный момент.
1.Дыхательная гимнастика под тихую музыку («Каникулы…») .
Упражнения артикуляционные, дикционные.
2.Вокальное упражнение «Родина моя».
Родина моя-российская земля.
Дружно здесь живем, весело поем.
Добрый день, добрый день,
Добрый день всем!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Я очень рада встрече с вами. Сегодня тема нашего урока: «Родина моя – российская земля».
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
Так о России писал С. Есенин.
У каждого человека свое представление о Родине, наверняка, есть оно и у вас. Что такое Родина для вас? Что каждому из вас представляется, когда произносится слово Россия? (Родной дом, березы, природа, люди и т.д.).
Понять и глубоко прочувствовать, что такое Родина, ощутить единый, полный образ Родины поможет нам искусство, а точнее разные виды искусства (музыка, живопись, литература).
III. Актуализация знаний.
Давайте обратимся к живописи.(показ репродукции картин- пейзаж родной страны под музыку М.П.Мусоргского вступление к опере «Хованщина»).
Ребята, какие ощущения вызвали у вас репродукции картин?(Ощущения тепла, радости, света, покоя, мира, любви и т.д.).
Как вы думаете, ребята, музыка помогала или мешала передавать настроение картин? (Ответы детей). Какой характер музыки? (Дети пользуются опорными словами для ответов).
В чьем исполнении прозвучало муз.произведение?(Оркестра). Что такое оркестр?(Ответы детей).
Сейчас мы послушаем эту музыку еще раз. Подумайте, ребята,
что передает музыка, какой образ «рисует» она? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи настроения и образа?(Повторное прослушивание. При ответах учащиеся используют таблицы средств музыкальной выразительности).
Беседа о прослушанной музыки.
(Утро, рассвет, солнце, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье и т.д. Для передачи образа композитор использует спокойный, медленный темп; плавное звуковедение, негромкая динамика, ровный ритм – все это способствует созданию лирической картины природы, рассвета).
Ребята, прозвучал фрагмент из оперы «Хованщина» Рассвет на Москве – реке, а написал эту оперу замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский(1839-1881) (презентация о жизни и творчестве композитора).
А сейчас вернемся к картинам и посмотрим, что чаще изображают художники в своих работах, передавая красоту родного края?(Березу)
Изображали березу, не только потому, что береза-любимое дерево всех русских людей. Это стройное, кудрявое, белоствольное дерево всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе:
Без березы не мыслю России,-
Так светла по-славянски она,
Что, быть может в столетья иные
От березы - вся Русь рождена.
О. Шестинский.
(Рассказ учителя о происхождении названия березы, богине Берегине).
Происхождение названия берёза.Родовое название березы - Betula - происходит от латинского слова beatus - осчастливленный, блаженный и, возможно, связано с теми ощущениями, которые испытывали люди, когда любовались ее красой, либо весной пили ее живительный сок.Русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э.) это слово звучало как bersa, и было прилагательным, обозначающим - светлая и белая. Это слово было единое не только для всех славянских языков, но и для многих индоевропейских, и восходило к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева). У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза - дерево начала, символ света, сияния, чистоты, женственности. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому и встречали его не елью, а березой. В это время береза распускалась первой зеленью, отсюда и пошло древнерусское название марта или апреля - «березозол». (Ввиду того, что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере - апрель). Березозол - март был первым месяцем года до XV века; когда русский календарь был перестроен - название сохранилось только в украинском языке, где март называют березнем. Также известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, (просмотр репродукций с изображением богини) мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. Ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. |
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Какие песни вы можете назвать, где поется о березке? («Во поле береза стояла», «Вместе весело шагать»).
Физкультминутка.
Ребята, в песне «Вместе весело шагать» поется о прогулке по березовой роще. Как по-вашему, веселее гулять одному или с друзьями? Давайте мы тоже совершим прогулку все вместе под задорную, известную песню В.Шаинского «Вместе весело шагать». (Песню исполняем стоя, повторяя движения за учителем).
Релаксация.
Как мы с вами хорошо погуляли, наверное, устали, а теперь сядем, отдохнем, глазки закроем, посмотрим сон. (Звучит шум леса).
Пора пробуждаться. Что вы увидели закрытыми глазами? (ответы детей)
Россия-это огромная страна, у каждого человека есть родной уголок, край где он родился, дом, где он живет. Наш край, наш уголок как называется? (Республика Мордовия).
Республика Мордовия-это часть России, которая богата талантливыми людьми, своими традициями, и, конечно же, песнями. Давайте послушаем мордовскую народную песню «Мокшень крайняй» в исполнении ученицы 7 кл. Ерочкиной Вероники (слушание песни).
Беседа о прослушанной песни.
-Ребята, понравилась вам эта песня?
-Какие чувства вызвала у вас песня? (нежность, любовь, радость. Светлые, теплые чувства).
- Что можете сказать о характере музыки? (Музыка песни нежная, спокойная, светлая, лирическая).
- Как вы думаете, о чем эта песня? (О любви к родному краю, о красоте и просторе родной земли).
У нашего народа есть не только свои национальные песни, но и свои композиторы: А.А. Нестеров, Г.Г. Вдовин, Г.И. Сураев-Королёв, Н.В. Кошелева С.Я. Терханов и др.(показ портретов).
У каждого народа существуют свои национальные инструменты. Угадайте о каких инструментах идет речь в загадках:
Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент. (Балалайка.)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь).
Есть свои национальные инструменты и у мордовского народа. Знаете какие? (Показ картинок с изображением мордовских нар. инструментов: торама, пувама, кайга,шакартма, кальцеямат. Наглядная демонстрация морд. нар.нструментов: нюди, чакалка, кальгердема, баягинеть,чавома ).
А сейчас мы послушаем инструментальную музыку на тему мордовских народных песен и определим характер музыки, средства музыкальной выразительности. (Первичное прослушивание музыкального произведения).
(Беседа о прослушанной музыки. Определение характера и средств муз. выразительности. Задорная, бойкая, подвижная музыка танцевального характера. Отличается быстрым темпом, сочным колоритом, громкой динамикой. Звучит радостный мажор).
Коль нам музыка понятна, давайте попробуем ее сейчас исполнить на шумовых инструментах. Будем импровизировать. Что такое «импровизация»? ( Это сочинение без подготовки, т.е сразу во время игры). (Импровизация на шумовых инструментах).
А сейчас я хочу познакомить вас с замечательной песней о России. Послушайте песню, определите содержание песни и характер музыки. (Слушание песни).Понравилась вам песня? О чем песня?(Ответы детей). Какой характер песни? (Ответы детей)
Разучим 1 куплет. (Перед исполнением вспомнить правила при пении)
Росиночка-Россия
Слова И.Шевчук (или И.Шевчука?). Музыка Е.Зарицкой
1. Много разных танцев есть,
Но от русской пляски
Никому ни лечь, ни сесть,
Пляшут без опаски
Голубые небеса,
Голубые небеса,
Где во поле роса.
ПРИПЕВ:
Росиночка-Россия -
Похожие слова.
Росиночка-Россия -
Высокая трава,
Росиночка-Россия -
Широкие края.
Росиночка-Россия -
Родная ты моя.
2. Много разных песен есть,
Но от русской песни
В небо хочется залезть
И плясать, хоть тресни.
Пляшет девичья коса,
Пляшет девичья коса,
Где во поле роса.
IV. Рефлексия. Итог урока.
Наша встреча подошла к завершению. Что вам особенно ярко запомнилось на уроке? Что нового вы узнали сегодня? Мы рассмотрели, почувствовали образ Родины с помощью искусства. Скажите какой образ России предстал перед вами.
V. Заключительный этап.
Вы замечательно работали, у вас все хорошо получалось. Я хочу пожелать вам, что бы вы любили своих близких, уважали окружающих людей, любили, гордились своей родиной и берегли её.
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.