Инновационная деятельность на базе КФУ
Ф.И.О. | Должность, место работы | Район | Тема | Примерные сроки | Форма участия |
Фатихова Фарида Харисовна | Учитель начальных классов, | Атнинский | РИП Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе | 13.11.15-13.11.20 | печатные работы или мастер классы, открытые уроки |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atninskiy_rayon_fatihova_f.h.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района
Мастер-класс:
“ Применение в начальных классах кооперативного обучения “
Учительница начальных классов Фатихва Ф.Х.
2017
Проведение уроков с использованием интерактивных технологий, технологий развития критического мышления предусматривает организацию кооперативного обучения.
Технология кооперативного обучения – одна из инновационных технологий, которые применяются в учебной деятельности учащихся в небольших группах, и основывается на взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса объединённых общей учебной целью. При этом каждый из них сохраняет свою индивидуальность и отвечает за собственные академические успехи и социальные достижения.
Для работы по технологии кооперативного обучения необходимо изменить свои личные подходы к обучению, поскольку у учеников в таком случае полностью меняется жизнь в классе, необходима уверенная подготовка (дидактическая, моральная) ученикам и учителю.
Технологии имеют базовые компоненты:
Позитивная взаимозависимость участников;
Индивидуальная ответственность;
Умение совместно работать в малой группе, интерактивные навыки;
Групповая обработка материала, т.е. получение совместного образовательного продукта.
Работа в малых группах дает возможность приобрести навыки общения и сотрудничества.
После того как педагог распределяет учеников на малые группы и они получат задание, группа за короткое время (3—5 минут) должна выполнить эти задания и подать результаты работы своей группы.
Предлагаю правила работы в малых группах, которые помогут организовать работу.
1. Быстро распределить роли в группе. Определить, кто будет председательствующим, секретарем, посредником, докладчиком. Желательно, чтоб каждый ученик выполнял разные роли.
Председатель (спикер):
1. зачитывает задание группы;
2. организует порядок выполнения;
3. предлагает участникам группы высказаться в порядке очереди;
4. поощряет группу к работе;
5. подбивает итоги работы;
6. при согласии группы определяет секретаря и докладчика.
Секретарь:
1. ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы;
2. как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.
Посредник:
1. следит по времени;
2. поощряет группу к работе.
Докладчик:
1. четко выражает мнение, к которому пришла группа;
2. докладывает о результатах работы группы.
1.2.Правила ведения кооперативного собеседования.
Сначала выражаться по желанию, а затем в порядке очереди.
Придерживаться правил активного слушания, не перебивать друг друга.
Обсуждать идеи, а отношение к ним собеседника.
Воздерживаться от оценивания и обид участников группы.
Пытаться прийти к общей мысли, хотя в некоторых случаях может быть и особое мнение, которое имеет право на существование.
Фрагмент урока окружающего мира.( 4 класс Тема.Обобщение знаний по теме «Путешествие по странам»)
Сегодня мы поиграем с вами в игру. Я буду руководителем туристической фирмы, а вы, объединившись в группы, будете рекламными агентами. Ваша задача составить рекламный проспект для одной из стран зарубежной Европы. Я в свою очередь «приму» на работу тех, кто справится с этой задачей лучше остальных. В вашем проспекте вы можете рассказать о достопримечательностях страны, о выдающихся людях современнос-ти и прошлых лет и, конечно же…, а, впрочем, зачем я вам подсказываю. Я хочу попросить вас включить в свою работу 10 фактов, узнав о которых нам обязательно захочется посетить эту страну. Выбрать страну нам поможет жеребьевка. (Для жеребьевки предлагаются пазлы - очертания стран: Германия, Франция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Италия, Испания).
Те ученики, которые не вошли в рабочую группу займутся картографией и соберут из пазлов карту Зарубежной Европы.
(Заслушиваются выступления команд. После выступления команда добавляет свой пазл к общей карте. В качестве рефлексии проводится выборочный опрос: какие именно страны и почему они захотели посетить.)
После обсуждения группой вопроса учителю целесообразно спросить у наблюдателей :
- Как работала группа?
- Кто на ваш взгляд был самый активный?
- Кто в группе занял роль наблюдателя?
- Согласны ли вы с мнением группы?
- К чему из услышанного необходимо прислушаться?
Приведу примеры еще некоторых кооперативных технологий, используемых на уроках чтения, русского языка, природоведения.
Кооперативная технология «Нарушенная последовательность»
Эффективна во время повторения обобщения и систематизации материала, актуализации знаний.
Алгоритм деятельности такой:
1 шаг – Учитель на отдельных листках записывает несколько предложений, но они не передают всей полноты логики содержания и стоят не на своих местах.
2 шаг - Листки переименовываются и вручаются каждой кооперативной группе.
3 шаг - Группе предлагается по этим предложениям восстановить текст и записать свой вариант в таблицу.
Буриме.
Вариант 1. По данным образцам рифмования необходимо составить рифмованный текст.
Вариант 2. Ученики составляют рифмованные загадки.
Оценивается богатство и оригинальность рифмы.
Эстафета.
- Каждая группа получает карточку с заданиями по количеству членов группы.
- Выполняют задания по очереди. Карточка переходит к следующему участнику, если его предшественник выполнил свою часть задания.
- Побеждают и получают высший балл ученики группы, которые первыми выполнили все задания.