В помощь студентам!
Сборники самоятоятельных и практических работ для студентов
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
СБОРНИК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»
для студентов дневного отделения
Комсомольск-на-Амуре 2015 г.
Сборник для самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 16 с.
Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения
Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»
Протокол № от «__»______ 2015 г.
Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/
Оглавление
Тема. Дифференциация стран | 4 стр. |
Тема. Ресурсообеспеченность | 6 стр. |
Тема. Численность и воспроизводство население мира | 8 стр. |
Тема. Размещение населения | 10 стр. |
Тема. Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы | 11 стр. |
Тема. Страны Зарубежной Азии | 12 стр. |
Тема. Макрорайоны США | 13 стр. |
Тема. Страны Латинской Америки | 14 стр. |
Тема. Страны Африки | 16 стр. |
Тема: Дифференциация стран мира.
Цель: Выяснить дифференциацию стран по различным категориям.
Оборудование: 1. Атлас 10-11 класса,
2. Контурная карта «Политическая карта мира».
Ход работы
- Теоретический материал.
При большом числе стран возникаем необходимость в их группировке. Дифференциация предполагает выделение определенных групп стран на основе различных признаков. Наиболее распространена группировка стран по их территории и численности населения. Нередко группируют станы по географическому положению. Можно дифференцировать страны по типу экономического развития. Основным критерием в данном случае служит уровень социально-экономического развития, выраженный через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной страны за один год (долларах США).
Все страны мира по уровню социально-экономического развития принято подразделять на: развитые, развивающиеся и страны переходного развития. К числу экономически развитых стран ООН относит примерно 60 стран, они имеют высокий уровень социально-экономического развития и соответственно ВВП из расчету на душу населения. К развивающимся странам относятся около 150 стран, которые занимают более половины площади земной суши и концентрируют 3/5 мирового населения, имеют низкий уровень ВВП на душу населения. К странам с переходной экономикой относятся постсоциалистические страны с переходной экономикой, занимают переходное положение между развитыми и развивающимися странами.
Таблица 1. Типы стран мира.
Тип | Группы | Страны |
Развитые страны | Большая семерка | США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. |
Менее крупные страны Западной Европы | Дания, Швейцария, Швеция, Португалия, Испания, др. | |
Страны переселенческого капитализма | Австралия, ЮАР, Новая Зеландия | |
Развивающиеся страны | Ключевые | Индия, Бразилия, Мексика, Китай. |
Достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития | Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла, др. | |
Новые индустриальные страны | Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия. | |
Нефтеэкспортирующие | Саудовская Аравия, Кувейт, катар, Ливия, Бруней и др. | |
Отстающие и наименее развитие страны | Бангладеш, Афганистан, Нигер, Сомали, Чад, др | |
Страны с переходной экономикой | Россия, Украина, Польша, Казахстан, др. |
Таблица 2. «Развитые и развивающиеся страны мира»
Типы стран | Состав групп | Доля в мировом населении, % | Доля в мировом ВВП, % |
Развитые станы | Северная Америка, Европа, Австралия, Новая Зеландия, Япония. | 23 | 85 |
Развивающиеся страны | Латинская Америка, Азия (кроме Японии), Африка, Океания (кроме Новой Зеландии) | 77 | 15 |
- Самостоятельная работа.
Задание 1. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите семь стран мира с самой большой площадью территории.
Страна | Площадь, тыс. кв. км |
Задание 2. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите десять стран с самой большой численностью населения.
Страна | Население, млн. чел |
Задание 3. Используя политическую карту мира на стр. 2-3 заполните таблицу «Географическое положение стран мира», укажите по пять примеров в каждой группе.
Географическое положение стран мира
Приморские страны | Полуостровные страны | Островные страны | Страны -архипелаги | Страны лишенные выхода к морю |
Задание 4. Используя данные таблицы 2. «Развитые и развивающие страны» постройте столбчатые диаграммы и сделайте вывод.
Задание 5. Используя данные таблицы 1. на контурной карте покажите страны «Большой семерки», наименее развитые страны мира и страны с переходной экономикой. Каждую группу стран отметьте своим цветом, подпишите название стран.
Тема: Ресурсообеспеченность.
Ход работы
- Теоретический материал.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, т.е. между запасами и добычей. Ресурсообеспеченность выражается либо количеством лет, либо запасами из расчёта на душу населения:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р - ресурсообеспеченность
З - запасы
Н - численность населения
Д - добыча
- Самостоятельная работа.
Задание 1. Рассчитайте ресурсообеспеченность основными видами полезных ископаемых, заполните таблицу
Ресурс | Запасы | Добыча | Количество лет |
Нефть | 139663 млн. т | 3541 млн. т | |
газ | 146 трлн.куб.м | 2,2 трлн. куб.м | |
уголь | 15 трлн. т | 4,6 млр.т | |
медь | 340 млн.т | 11,5 млн.т | |
никель | 140 млн. т | 1,142 млн.т | |
Жел. руда | 400 млрд. т | 2 млдр. т | |
бокситы | 23 млдр. т | 113 млн. т |
Задание 2. Рассчитайте лесистость регионов мира по формуле:
Лесистость = (площадь лесопокрытости : общая площадь региона ) * 100%
Регионы | Площадь леса, млн. га | Общая площадь региона, млн. га | Лесистость, % |
Весь мир | 3819 | 13400 | |
Африка | 700 | 3020 | |
Северная Америка | 659 | 2050 | |
Южная Америка | 922 | 1960 | |
Зарубежная Азия | 1061 | 3170 | |
Европа | 381 | 2290 | |
Австралия и Океания | 96 | 890 |
Задание 3. На основе таблицы 1 «Структура мирового земельного фонда» постройте линейные диаграммы для каждого региона (масштаб: в 1 см 5 %).
Таблица 1. Структура мирового земельного фонда
Регион | Доля от всех земельных ресурсов региона, % | ||||
пашня, сады | луга и пастбища | леса | земли, занятые населенными пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями | малопродуктивные и непродуктивные земли | |
Европа | 32 | 19 | 26 | 5 | 18 |
Азия | 21 | 15 | 21 | 2 | 41 |
Африка | 11 | 23 | 26 | 1 | 39 |
Сев. Америка | 12 | 18 | 33 | 3 | 34 |
Юж. Америка | 8 | 19 | 47 | 1 | 25 |
Австралия и Океания | 5 | 51 | 8 | 1 | 35 |
Европа
Азия
Африка
Латинская Америка
Северная Америка
А
Австралия и Океания
- пашни - луга
- леса - малопродуктивные земли
- Земли, занятые населенными пунктами
Тема: Численность и воспроизводство населения мира.
Цель: научиться рассчитывать естественный прирост, определять типы воспроизводства населения и мероприятия демографической политики.
Ход работы
- Теоретический материал.
Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений.
Рождаемость и смертность — это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей или промилей.
Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Формула воспроизводства:
Р-С=ЕП,
где Р — рождаемость, С — смертность, ЕП — естественный прирост.
Типы воспроизводства населения:
Первый тип - Расширенное воспроизводство населения, которому соответствует высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкой смертности. Устойчивое превышение рождаемости над смертностью, обеспечивает постоянное увеличение численности населения. Естественный прирост более 12 промилей.
Второй тип - Простое воспроизводство населения, при котором низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Стабилизация численности населения. Естественный прирост от 0 до 12 промилей.
Третий тип - Суженное воспроизводство населения, при котором отрицательный естественный прирост, за счет того что коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости. Естественный прирост менее 0. Наблюдается убыль населения.
Демографическая политика – это система мер, предпринимаемая государством для регулирования рождаемости.
- Самостоятельная работа.
Задание 1. Заполните таблицу, сделайте вывод о взаимосвязи типа воспроизводства населения и уровня экономического развития стран.
Естественный прирост населения стран мира (2010 г.)
Страны | Показатели | |||||
Рождаемость, ‰ | Смертность, ‰ | Естественный прирост, ‰ | Тип воспроизводства | Регион | Уровень экономического развития стран (развитые, развивающиеся) | |
Италия | 8,1 | 9,7 | ||||
Германия | 8,1 | 10,5 | ||||
Франция | 12,7 | 8,5 | ||||
Россия | 11,1 | 14,2 | ||||
США | 13,8 | 8,0 | ||||
Канада | 10,3 | 7,0 | ||||
Нигер | 51,6 | 13,6 | ||||
Уганда | 47,8 | 12,3 | ||||
Саудовская Аравия | 28,5 | 3,3 | ||||
Афганистан | 38,1 | 19,5 | ||||
Индия | 21,7 | 6,2 | ||||
Венесуэла | 20,6 | 5,1 | ||||
Бразилия | 18,4 | 6,2 | ||||
Парагвай | 28,2 | 4,5 | ||||
Япония | 7,4 | 9,0 | ||||
Австралия | 12,4 | 7,0 |
Вывод:
Задание 2. Используя лекционный материал выясните направления и мероприятия демографической политики, проводимой в странах с суженным (простым, расширенным) типом воспроизводства. Заполните таблицу.
Показатели | Тип воспроизводства | ||
Суженое | Простое | Расширенное | |
Соотношение между рождаемостью и смертностью (поставьте знак <, >, =) | Р С | Р С | Р С |
Уровень экономического развития стран | |||
Направления демографической политики (на увеличение рождаемости, на снижение рождаемости) | |||
Мероприятия демографической политики (перечислите) |
Тема: Размещение населения.
Ход работы
Задание 1. Выясните плотность населения мира и регионов.
Регион | Численность населения, млн чел | Площадь, млн км кв. | Плотность населения, чел. / км кв. |
Мир | 6464 | 134 | |
Россия, СНГ | 273 | 12,9 | |
Зарубежная Европа | 521 | 10 | |
Северная Америка | 331 | 20,5 | |
Латинская Америка | 561 | 19,6 | |
Зарубежная Азия | 3840 | 31,7 | |
Африка | 905 | 30,2 | |
Австралия и Океания | 33 | 8,9 |
Алгоритм выполнения задания:
- Рассчитайте плотность населения по миру и регионам по формуле:
ПН = численность населения /площадь (чел. / кв.км)
- Заполните таблицу.
- Сделайте вывод ответив на вопрос. Какой регион мира имеет наибольшую и наименьшую плотность населения?
Тема: Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы.
Цель: научиться давать экономико-географическую характеристику страны.
Оборудование: «Визитная карточка стран мира», атлас 10 класса.
Ход работы
- Теоретический материал.
План экономико-географического положения страны.
- Тип экономического развития страны (развитая или развивающаяся страна),
- Размер территории,
- Государственное устройство,
- Столица;
- Вид географического положения (внутриконтинентальная, имеет выход к мировому океану, островное, полуостровное государство),
- Чем и где омывается,
- Местонахождение в субрегионе,
- С какими странами и где граничит.
- Самостоятельная работа.
Задание: Используя визитную карточку стран, атлас 10 класса, сравните ЭГП двух стран Европы по плану.
План сравнения | Швейцария | Великобритания |
1. Тип экономического развития страны | ||
2. Размер территории | ||
3. Государственное устройство | ||
4. Столица | ||
5. Вид географического положения | ||
6. Чем и где омывается | ||
7. Местонахождение в субрегионе | ||
8. С какими странами и где граничит |
Тема: Страны Зарубежной Азии.
Цель: систематизировать знания о Зарубежной Азии.
Оборудование: атлас, цветные карандаши, простой карандаш; учебник
Баранчикова «География».
Ход работы
Задание 1. Используя рисунок на стр. 287 учебника «География» Баранчикова, таблицу 115 на стр. 288 и карту атласа «Политическая карта мира» выделите границы субрегионов Зарубежной Азии, подпишите название субрегионов.
Задание 2. Дайте характеристику региону Зарубежная Азия.
Алгоритм выполнения задания:
- Используя данные таблицы 1 определите долю регионов мира по площади.
- Постройте столбчатую диаграмму, отражающую долю регионов мира по площади.
- Определите долю регионов мира по численности.
- постройте столбчатую диаграммы, отражающие долю регионов мира по площади и численности населения.
- Сделайте вывод о том, какое место занимает регион Зарубежной Азии по площади и численности населения среди других регионов мира.
Таблица 1. Площадь и численность регионов мира, 2005 г.
Регион | Площадь территории | Доля региона по площади, % | Численности населения, млн. человек | Доля региона в численности населения мира, % |
Весь мир | 134134 | 100 | 6447 | 100 |
Европа с Россией | 22989 | 730 | ||
Зарубежная Азия | 31760 | 3921 | ||
Северная Америка | 19600 | 329 | ||
Южная Америка | 20582 | 559 | ||
Африка | 30280 | 905 | ||
Австралия и Океания | 8923 | 33 |
Задание 3. Используя «визитную карточку» стран конкретизируйте характеристику государственного строя стран Зарубежной Азии, приведите по пять примеров относящихся к каждому типу. Работа выполняется в виде таблицы.
Таблица. Государственный строй стран Зарубежной Азии
Форма правления | Форма административно-территориального устройства | |||
Республики | Монархии | Унитарные государства | Федеративные государства | |
Конституцион-ные | Абсолют-ные | |||
Задание 4. Используя визитную карточку стран мира выпишите первые пять стран Зарубежной Азии по площади и численности населения.
Задание 5. Используя карту атласа природные ресурсы, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии, сделайте вывод.
Страны | Виды полезных ископаемых |
Турция | |
Иран | |
Ирак | |
Сирия | |
Иордания | |
Саудовская Аравия | |
Кувейт | |
ОАЭ |
Тема: Макрорайоны США.
Цель: научиться давать характеристику макрорайонов США.
Оборудование: Учебник Баранчикова «География».
Ход работы
Задание 1. На контурной карте обозначьте границы США, подпишите страны граничащие с США; моря и океаны, омывающие страну.
Задание 2. С помощью учебника и карты атласа «США» нанесите границы макрорегионов, подпишите их.
Задание 3. Используя данные таблицы 1 на контурной карте покажите долю макрорайонов по численности населения и в ВВП страны.
Алгоритм выполнения задания:
- Выберите для диаграмм масштаб в 1 см – 10%,
- Сначала покажите долю района по населению. Внутри района постройте столбик шириной 0,5 см, высота столбика будет зависеть от доли макрорайона в общей численности населения страны. Закрасьте столбик желтым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.
- Рядом постройте второй столбик, в котором покажите долю района в ВВП. Закрасьте столбик зеленым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.
Задание 4. Используя теоретический материал выясните столицы макрорайонов, укажите их на карте и подпишите.
Таблица 1. Социально-экономические характеристики макрорегионов США
Макрорегион | Доля районов, % | |||||
Терри- тория | Населе- ние | ВВП | Обраба-тываю-щая пром. | Добыва-ющая пром. | Сельс- кое и лесное хоз-во и рыб-во | |
Северо-Восток | 5 | 18 | 24 | 17 | 2 | 6 |
Средний Запад | 22 | 22 | 20 | 32 | 7 | 40 |
Юг | 24 | 37 | 34 | 26 | 31 | 23 |
Запад | 49 | 23 | 22 | 25 | 60 | 31 |
Итого по США | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Тема: Страны Латинской Америки.
Цель: научиться давать характеристику региону Латинская Америка.
Оборудование: Учебник Баранчикова «География», атлас 10 класса.
Ход работы
Задание 1. Используя текст учебника на стр. 409 дайте определение:
Метисы –
Мулаты –
Самбо –
Задание 2. Используя данные рисунка 25 на стр. 410 заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 405-406 сделайте вывод
Расовый состав населения Латинской Америки
Расы | Страны, в которых преобладают расы |
Европеоидная | |
Метисы | |
Негры и мулаты | |
Индейцы |
Вывод: ответьте на вопрос, с чем связан пестрый расовый состав населения Латинской Америки?
Задание 3. Используя данные рисунка 26 на стр. 413 заполните таблицу
Крупнейшие городские агломерации
Название агломерации | Название страны, в которой находится агломерация | Города, входящие в агломерацию | Численность населения агломерации |
1. 2. 3. 4. |
Задание 4. Используя данные рис. 26 на стр. 413 и политической карты мира выпишите в тетрадь страны Латинской Америки, в которых столица не является крупнейшим по численности населения городом страны.
Задание 5. Постройте столбчатую диаграмму «Площадь стран Южной Америки», используя данные таблицы, сделайте вывод.
Алгоритм выполнения задания:
- Найдите общую площадь региона.
- Найдите долю каждой страны в общей площади региона по формуле:
Площадь страны * 100
Доля страны = ---------------------------------
Площадь региона
- Постройте столбец высотой 1 см, шириной 10 см, отложите долю каждого региона в столбце.
Страны | Площадь, тыс. кв.км | Население, тыс. чел | ВВП на душу населения, $ |
8 515 | 203 429,8 | 7625 | |
1 139 | 44 725,5 | 6248 | |
2 767 | 41 769,7 | 12377 | |
1 285 | 29 248,9 | 4799 | |
916 | 27 635,7 | 5794 | |
757 | 16 888,8 | 9417 | |
284 | 15 007,3 | 3203 | |
1 099 | 10 118,7 | 2424 | |
407 | 6 459,1 | 4426 | |
176 | 3 308,5 | 9035 | |
214 | 744,8 | 3963 | |
163 | 492,0 | 3799 | |
Итого |
Задание 6. Используя данные таблицы выпишите первые пять стран по уровню ВВП.
Тема: Страны Африки.
Цель: научиться давать характеристику региона.
Оборудование: атлас 10 класса, учебник Баранчикова «География»
Ход работы
Задание 1. Используя «Визитную карточку стран», текст учебника на стр. 354-355 выясните государственный строй стран Африки, заполните таблицу (приведите примеры стран).
Таблица. Государственный строй стран Африки.
Зависимые территории | Формы правления | ||
Республики | Абсолютная монархия | Ограниченная монархия | |
Сделайте вывод, в котором ответьте на вопросы: Страны с какой формой правления преобладают в регионе? Когда образовались современные государства Африки? С чем это связано?
Задание 2. Используя карту атласа на стр. 2-3 выясните экономико-географическое положение (ЭГП) стран Африки, заполните таблицу.
Количество | % | Примеры стран (5 примеров) | |
Страны, не имеющие выхода к Мировому океану | |||
Страны, имеющие выход к Мировому океану | |||
Всего стран | 56 | 100 |
Алгоритм выполнения задания:
- Используя карту атласа на стр. 2- 3 выпишите количество стран Африки имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода.
- Определите долю стран имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода в общей численности стран региона.
- Сделайте вывод об ЭГП региона, используя текст учебника на стр. 355
Задание 3. Определите тип воспроизводства в регионе, заполните таблицу.
Страны | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост | Тип воспроизводства |
Нигер | 46,12 | 12,73 | ||
Уганда | 44,17 | 10,97 | ||
Малави | 41,80 | 8,74 | ||
Бурунди | 42,33 | 9,54 | ||
Мали | 45,53 | 13,22 |
Алгоритм выполнения задания:
- Определите естественный прирост по формуле:
Естественный прирост = Рождаемость - Смертность
- Сделайте вывод о типе воспроизводства населения в регионе. Используя текст учебника на стр. 360 объясните причины высокой рождаемости в Африке и какие проблемы это приносит региону.
Задание 4. Используя карты атласа на стр. 12-13 и на стр. 2 – 3 выясните обеспеченность Африки природными ресурсами, заполните таблицу.
Природные ресурсы | Страны |
Нефть, газ | |
Уголь | |
Золото | |
Алмазы | |
Урановые руды | |
Фосфориты |
Задание 5. Используя карты атласа на стр. 18-19 и на стр. 21-22 выясните ведущую отрасль промышленности региона, заполните таблицу.
Отрасль горнодобывающей промышленности | Страны, в которых она развита | Отрасли обрабатывающей промышленности | Страны, в которых она развита |
Сделайте вывод о том, какие отрасли преобладают в хозяйстве региона и с чем это связано, использую текст учебника на стр. 362.
Задание 6. Используя текст учебника на стр. 364-364 ответьте на вопросы:
- Какая отрасль сельского хозяйства является ведущей?
- Какие выделяются направления в растениеводстве?
- Перечислите основные культуры местного потребления, выращиваемые в Африки.
- Перечислите основные плантационные (экспортные) культуры и страны, производящие их.
Список использованных источников
- Атлас. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Автор А.П. Кузнецов. ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2006.
- География: Учеб. для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / Е. В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко и др.; под ред. Е.В. Баранчикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ
АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
для студентов дневного отделения
Комсомольск-на-Амуре 2015 г.
Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.
Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения
Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»
Протокол № от «__»______ 2015 г.
Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/
Оглавление
Тема. Глобальные проблемы экологии | 4 стр. |
Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование | 5 стр. |
Тема. Охрана воздушной среды | 8 стр. |
Тема. Принципы охраны водной среды | 10 стр. |
Тема. Охрана недр и ландшафтов | 13 стр. |
Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. | |
Список использованных источников | 17 стр. |
Приложение | 18 стр. |
Тема: Глобальные проблемы экологии.
Цель: выяснить сущность демографической проблемы.
Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.
Ход работы
Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.
Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел
Год | 1840 | 1930 | 1962 | 1975 | 1987 | 1999 | 2011 |
Численность населения мира | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Алгоритм выполнения задания:
- Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
- На оси координат отложите точки, соедините их в график.
- Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?
Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.
Алгоритм выполнения задания:
1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь
Страна | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост | Уровень экономического развития страны |
Италия | 8,1 | 9,7 | ||
Германия | 8,1 | 10,5 | ||
Франция | 12,7 | 8,5 | ||
США | 13,8 | 8,0 | ||
Канада | 10,3 | 7,0 | ||
Нигер | 51,6 | 13,6 | ||
Эфиопия | 43,6 | 10,7 | ||
Афганистан | 38,1 | 19,5 | ||
Индия | 21,7 | 6,2 | ||
Парагвай | 28,2 | 4,5 |
2. Посчитайте естественный прирост по формуле:
Естественный прирост = рождаемости - смертность
Данные запишите в таблицу.
3. Определите уровень экономического развития стран.
4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.
Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня
Алгоритм выполнения задания:
- Перечертите таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь
Причины рождаемости | Уровень рождаемости | |
Развитые страны (индустриальные) | Развивающиеся (аграрные) | |
- Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
- В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»
Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.
Ход работы
Задание 1. Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов
Алгоритм выполнения задания:
- Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
- Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»
Страна | Ресурсообеспеченность | |||
нефть | уголь | железные руды | газ | |
Россия | ||||
Германия | ||||
Китай | ||||
США | ||||
Индия |
- Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
- Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов
Страна | Запасы | Добыча | ||||||
Нефть (млрд. тонн) | Уголь (млрд. Тонн) | Железные руды (млрд. тонн) | Газ (трлн. м3) | Нефть (млн. тонн) | Уголь (млн. тонн) | Железные руды (млн. тонн) | Газ (млрд. м3) | |
Россия | 6,7 | 200 | 71 | 48,1 | 304 | 281 | 107 | 550 |
Германия | 0,2 | 11 | 2,9 | 12 | 249 | 0 | ||
Китай | 3,9 | 272 | 40 | 160 | 1341 | 170 | ||
США | 3 | 445 | 25,4 | 4,7 | 402 | 937 | 58 | 540 |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 |
Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.
Алгоритм выполнения задания:
- Используя данные таблицы 2 постройте график «Мировое потребление энергии», на оси ОХ отложите года, на оси ОУ мировое потребление энергии.
Таблица 2. Мировое потребление энергии
Вид сырья | 2000 год | 2005 год | 2010 год | 2015 год | 2020 год |
Нефть | 157,7 | 172,7 | 190,4 | 207,5 | 224,6 |
Природный газ | 90,1 | 111,3 | 130,8 | 153,6 | 177.5 |
Уголь | 97,7 | 107,1 | 116,0 | 124,8 | 138.3 |
Атомная энергия | 24,5 | 24,9 | 25,2 | 23.6 | 21,7 |
- Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.
Задание 3. Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.
Алгоритм выполнения задания:
- Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.
Обеспеченность ресурсами | Регионы | Баллы |
1. Наиболее обеспечены | ||
2. Наименее обеспечены |
- Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.
Интенсивность использования ресурсов | Регионы | Баллы |
1. Наибольшая интенсивность | ||
2. Наименьшая интенсивность |
- Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.
Карта №1.
Карта №2.
Тема. Охрана воздушной среды.
Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.
Ход работы
1.Теоретический материал
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.
Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.
2. Практическая часть
Задание 1. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:
Года | 1950 | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2005 |
Среднегодовая температура | 15,1 | 15,0 | 14,8 | 15,0 | 15,0 | 15,3 | 15,5 |
Алгоритм выполнения задания:
- Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
- Отложите на графике точки координат, постройте график.
- Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.
Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).
Изменения | Основные примеси в атмосфере | |||||
Углекислый газ | Метан | Озон | Сернистый газ | Оксиды азота | Фреоны | |
Парниковый эффект | ||||||
Разрушение озонового слоя | ||||||
Кислотные дожди | ||||||
Фотохимический смог | ||||||
Пониженная видимость атмосферы |
Задание 3. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:
1995г.
Загрязнение всего – 11169 тыс. т
Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т
1999г.
Загрязнение всего – 10856 тыс. т
Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т
2005г.
Загрязнение всего – 9966 тыс. т
Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т
Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?
Задание 4. Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом» используя данные таблицы 1, сделайте вывод
Таблица 1. Загрязнение атмосферы транспортом
Вид транспорта | Доля в загрязнении атмосферы, % |
Автомобили на бензине | 75 |
Автомобиле с дизельными двигателями | 5 |
Самолеты | 4 |
Сельскохозяйственные машины | 4 |
Железнодорожный и водный транспорт | 2 |
Задание 5. Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».
Алгоритм выполнения задания:
- Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
- Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.
Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов
Года | Концентрация в атмосфере | ||
Углекислого газа, | Метана, | Диоксида азота, | |
1000 | 280 | 755 | 268 |
1200 | 280 | 760 | 270 |
1400 | 290 | 750 | 275 |
1600 | 285 | 755 | 260 |
1800 | 287 | 750 | 280 |
2000 | 360 | 1750 | 310 |
Тема: Принципы охраны водной среды.
Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход работы
- Теоретический материал.
Загрязнение гидросферы:
1. Нефть и нефтепродукты - Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.
2. Тепловое загрязнение - связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.
3. Пестициды и удобрения - Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.
4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.
- Практическая часть.
Задание 1. Используя данные таблицы 1 определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России, постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.
Таблица 1. Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2006 г.
Отрасли | Млн. куб. м | % |
Обрабатывающая промышленность | 3772 | |
Добыча полезных ископаемых | 1021 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 9196 | |
Транспорт и связь | 138 | |
Сельское хозяйство и лесное хозяйство | 1036 | |
Коммунальные услуги | 1879 | |
Всего | 100 |
Алгоритм выполнения задания:
- Определите долю каждой отрасли промышленности в общем загрязнении гидросферы.
- Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
- В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
- Сделайте вывод об основных отраслях промышленности, загрязняющих гидросферу.
Задание 2. Используя теоретический материал заполните таблицу «Загрязнение гидросферы». Отметьте знаком «+» загрязнители вызывающие изменение качества воды.
Загрязнители | Изменение физико-химических процессов водоемов | ||||
температу-ра | растворен-ный кислород | токсичность | доступ света | продуктивность | |
Нефть и нефтепродук-ты | |||||
Тепловое загрязнение | |||||
Пестициды и удобрения | |||||
СПАВ |
Задание 3. Используя данные таблицы 2. Постройте столбчатую диаграмму «Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами», сделайте вывод.
Таблица 2. Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами
Источник загрязнений | Количество сброса, тыс. т |
общие загрязнения нефтью и нефтепродуктами на преступный сброс с судов промывочных и балластных вод | 550 |
приток с речными водами | 40 |
потери при переливе нефти с танкеров при загрузке | 420 |
береговые промышленные сточные воды | 200 |
атмосферные осадки | 300 |
катастрофы танкеров | 300 |
шельфовое бурение | 50 |
итого |
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите общее загрязнение гидросферы.
3. Определите долю каждого источника загрязнения в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами.
3. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
4. В диаграмме отложите долю каждого источника в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами, используя масштаб в 1 см 10%.
5. Сделайте вывод об основных источниках загрязнения.
Задание 4. Используя данные таблицы 3 постройте картограмму «Концентрация нефтепродуктов в мировом океане»
Таблица 3. Концентрация нефтепродуктов в Мировом океане.
Районы Мирового океана | Концентрация нефтепродуктов |
Тихий океан | 200 мкг/л |
Атлантический океан | 160 мкг/л |
Северное море | 350 мкг/л |
Средиземное море | 950 мкг/л |
Балтийское море | 8 мкг/л |
Алгоритм выполнения задания:
- Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
- Разработайте шкалу концентрации. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу концентрацию нефтепродуктов ( - уровень концентрации ).
- На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район Мирового океана с данной концентраций нефтепродуктов, подпишите район.
- Сделайте вывод об основном районе загрязнения и о влиянии загрязнения нефтепродуктами на гидросферу.
Тема: Охрана недр и ландшафтов.
Цель: Выяснить основные виды деградации земельных ресурсов в России.
Ход работы
Задание 1. Используя данные таблицы 1 выясните, какое место занимает Россия по обеспеченности землей на душу населения.
Обеспеченность землей на душу населения = площадь страны : численность населения
Таблица 1. Площадь территории на душу населения в некоторых странах
Страны | Площадь страны, млн. га | Численность населения, млн. чел. | Площадь территории, га/чел |
Россия | 1712,5 | 146 | |
США | 937,3 | 310,2 | |
Франция | 54,7 | 65,4 | |
Китай | 959,7 | 1339 | |
Италия | 30,1 | 64,4 | |
Германия | 35,72 | 82 | |
Великобритания | 24,4 | 64,4 | |
Япония | 37,8 | 127,4 | |
Индия | 328,8 | 1198 | |
Канада | 998,5 | 34,2 | |
Австралия | 768,7 | 22,4 |
Задание 2. Используя данные таблицы 2 постройте столбчатую диаграмму «Структура земельных ресурсов России»
Таблица 2. Структура земельных ресурсов России
Структура земельных ресурсов | Площадь, млн. га | % |
Сельскохозяйственные земли | 651 | |
Земли населенных пунктов | 6 | |
Земли промышленности, транспорта, связи | 17,7 | |
Земли природно-заповедного фонда | 20,7 | |
Леса | 878,8 | |
Земли водного фонда | 18,1 | |
Земли запаса | 117,8 | |
Весь земельный фонд | 1709,6 | 100 |
Алгоритм выполнения задания:
- Определите долю каждого вида земельных угодий в общем земельном фонде России.
- Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
- В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
- Сделайте вывод о структуре земельных угодий в России.
Задание 3. Постройте график «Изменение площади сельскохозяйственных земель России» по следующим данным. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ – площадь сельскохозяйственных земель.
Года | Площадь, тыс. га | Года | Площадь, тыс. га |
1975 | 663,4 | 1995 | 655,4 |
1980 | 661,0 | 2000 | 653,2 |
1985 | 659,1 | 2005 | 651,0 |
1990 | 657,2 |
Cделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.
Задание 4. Используя данные таблицы постройте картограмму «Доля земель в России, подверженных эрозии».
Регион | Доля земель в России, подверженных эрозии, % |
Северный | 36 |
Северо-Западный | 33 |
Центральный | 36 |
Волго-Вятский | 39 |
Центрально-Черноземный | 34 |
Поволжский | 78 |
Северо-Кавказский | 77 |
Уральский | 55 |
Западно-Сибирский | 83 |
Восточно-Сибирский | 36 |
Дальневосточный | 49 |
Алгоритм выполнения задания:
- Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
- Разработайте шкалу доли эродированных земель. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу ( - доля эродированных земель).
- На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район РФ с данной долей эродированных земель.
- Сделайте вывод об основном районе РФ, подверженном эрозии и влиянии эрозии на сельскохозяйственные угодья.
Задание 5. Постройте диаграмму «Факторы, вызывающие деградацию земель» по данным таблицы 3, сделайте вывод.
Таблица 3. Факторы, вызывающие деградацию земель, %
Факторы | % |
Перевыпас скота | 35 |
Сведение лесов | 29 |
Нерациональное ведение сельского хозяйства | 28 |
Чрезмерная эксплуатация земель | 7 |
Индустриализация | 1 |
итого | 100 |
Тема: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.
Цель: выяснить нормирование качества окружающей среды.
Оборудование: 1. Т.Н. Трушина «Экологический основы природопользования»
2. Конституция РФ.
3. Административный кодекс РФ.
4. Уголовный кодекс РФ
Ход работы.
Задание 1. Решите задачи:
1. Используя данные таблицы 18 на стр. 291 дайте заключение об уровне загрязненности атмосферного воздуха в городе N. Если в атмосферном воздухе среднесуточная концентрация диоксида азота составляет 0,0445 мг/, оксида азота – 0,0843, бензола – 0,2, диоксида серы – 0,0543, оксида углерода – 6.
Сделайте вывод, ответив на вопрос, к каким экологическим последствиям может привести данное загрязнение атмосферного воздуха?
2. Используя данные таблицы 19 на стр. 292 дайте заключение о качестве водопроводной воды в городе N, если по данным химического анализа в воде содержится бензола – 0,34 мг/л, ртути - 0,0004, формальдегида – 0,03, бензина – 0,08, аммиака – 1,9, дихлорметана – 6.
3. Используя данные таблицы 20 на стр. 293 дайте заключение о том, можно ли использовать в пищу продукты, выращенные в почве содержащей марганца 2000мг/кг, мышьяка – 4, ртути – 5, свинца – 48, формальдегида – 10.
Задание 2. Используя Конституцию РФ выпишите экологические и природоохранные статьи и кратко укажите, что в них говориться.
Задание 5. Используя Уголовным Кодекс, гл. 26 и Административный Кодекс, гл.8 проанализируйте изложенную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.
1. На берегу реки расположено предприятие, производство которого связано с вредными химическими веществами. Очистительных сооружений у предприятия нет. В результате выброса в реку жидких отходов на протяжении многих километров гибнут рыба, животный и растительный мир.
2. Осенью работники предприятия решили навести порядок в расположенном рядом сквере. Разожгли костры из собранной листвы. Рядом с предприятием также расположен детский сад. В результате из-за сырой листвы территория детского сада и сквера была окутана дымом. Воспитатели были вынуждены не только отменить игры и прогулки на свежем воздухе, но и закрыть все окна детского учреждения. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:
- кто из руководителей этих предприятий должен понести административную ответственность, а кто уголовную? Почему?
- какими нормативными документами вы пользовались?
3. Администрация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать для отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:
- к какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?
- какие меры ответственности можно применить в данном случае?
4. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбинспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи из цистерн горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:
- какие предусмотренные законом меры могут применять органы государственного экологического контроля:
- кто должен нести ответственность в данном случае?
Список использованных источников
- Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2008.
- Административный кодекс РФ.
- В. Г. Еременко, В. В. Сафронов, А. Г. Схертладзе, Г. А. Харламов. Экологические основы природопользования: учебное пособие для средних специальных учебных заведений, М.: высшая школа. 2010.
- Конституция РФ.
- Т. П. Трушина. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Уголовный кодекс РФ.
Приложение
Рис. Карта России
Рис. Карта мира