В помощь студентам!

Даренских Анна Николаевна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

СБОРНИК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОГРАФИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.


Сборник для самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 16 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол №   от «__»______  2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Оглавление

Тема. Дифференциация стран

4 стр.

Тема. Ресурсообеспеченность

6 стр.

Тема. Численность и воспроизводство население мира

8 стр.

Тема. Размещение населения

10 стр.

Тема. Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы

11 стр.

Тема. Страны Зарубежной Азии

12 стр.

Тема. Макрорайоны США

13 стр.

Тема. Страны Латинской Америки

14 стр.

Тема. Страны Африки

16 стр.

Тема: Дифференциация стран мира.

Цель: Выяснить дифференциацию стран по различным категориям.

Оборудование: 1. Атлас 10-11 класса,

                           2. Контурная карта «Политическая карта мира».

Ход работы

  1. Теоретический материал.

           При большом числе стран возникаем необходимость в их группировке. Дифференциация предполагает выделение определенных групп стран на основе различных признаков. Наиболее распространена группировка стран по их территории и численности населения. Нередко группируют станы по географическому положению. Можно дифференцировать страны по типу экономического развития. Основным критерием в данном случае служит уровень социально-экономического развития, выраженный через показатель валового внутреннего продукта из расчета на душу населения.

          Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной страны за один год  (долларах США).

         Все страны мира по уровню социально-экономического развития принято подразделять на: развитые, развивающиеся и страны переходного развития. К числу экономически развитых стран ООН относит примерно 60 стран, они имеют высокий уровень социально-экономического развития и соответственно ВВП из расчету на душу населения. К развивающимся странам относятся около 150 стран, которые занимают более половины площади земной суши и концентрируют 3/5 мирового населения, имеют низкий уровень ВВП на душу населения.  К странам с переходной экономикой относятся постсоциалистические страны с переходной экономикой, занимают переходное положение между развитыми и развивающимися странами.

Таблица 1.                                 Типы стран мира.

Тип

Группы

Страны

Развитые страны

Большая семерка

США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

Менее крупные страны Западной Европы

Дания, Швейцария, Швеция, Португалия, Испания, др.

Страны переселенческого капитализма

Австралия, ЮАР, Новая Зеландия

Развивающиеся страны

Ключевые

Индия, Бразилия, Мексика, Китай.

Достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития

Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла, др.

Новые индустриальные страны

Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия.

Нефтеэкспортирующие

Саудовская Аравия, Кувейт, катар, Ливия, Бруней и др.

Отстающие и наименее развитие страны

Бангладеш, Афганистан, Нигер, Сомали, Чад, др

Страны с переходной экономикой

Россия, Украина, Польша, Казахстан, др.

Таблица 2.                 «Развитые и развивающиеся страны мира»

Типы стран

Состав групп

Доля в мировом населении, %

Доля в мировом ВВП, %

Развитые станы

Северная Америка, Европа, Австралия, Новая Зеландия, Япония.

23

85

Развивающиеся страны

Латинская Америка, Азия (кроме Японии), Африка, Океания (кроме Новой Зеландии)

77

15

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите семь стран мира с самой большой площадью территории.

Страна

Площадь, тыс. кв. км

Задание 2. Используя «Визитную карточку стран мира» выпишите десять стран с самой большой численностью населения.

Страна

Население, млн. чел

Задание 3. Используя политическую карту мира на стр. 2-3 заполните таблицу «Географическое положение стран мира», укажите по пять примеров в каждой группе.

Географическое положение стран мира

Приморские страны

Полуостровные страны

Островные страны

Страны -архипелаги

Страны лишенные выхода к морю

Задание 4. Используя данные таблицы 2. «Развитые и развивающие страны» постройте столбчатые диаграммы и сделайте вывод.

Задание 5. Используя данные таблицы 1. на контурной карте покажите страны «Большой семерки», наименее развитые страны мира и страны с переходной экономикой. Каждую группу стран отметьте своим цветом, подпишите название стран.

Тема: Ресурсообеспеченность.        

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, т.е. между запасами и добычей. Ресурсообеспеченность выражается либо количеством лет, либо запасами из расчёта на душу населения:

Р=З:Н

Р=З:Д

где: 
Р - ресурсообеспеченность 
З - запасы 
Н - численность населения 
Д - добыча

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Рассчитайте ресурсообеспеченность основными видами полезных ископаемых, заполните таблицу

Ресурс

Запасы

Добыча

Количество лет

Нефть

139663 млн. т

3541 млн. т

газ

146 трлн.куб.м

2,2 трлн. куб.м

уголь

15 трлн. т

4,6 млр.т

медь

340 млн.т

11,5 млн.т

никель

140 млн. т

1,142 млн.т

Жел. руда

400 млрд. т

2 млдр. т

бокситы

23 млдр. т

113 млн. т

Задание 2. Рассчитайте лесистость регионов мира по формуле:

Лесистость  = (площадь лесопокрытости : общая площадь региона ) * 100%

Регионы

Площадь леса, млн. га

Общая площадь региона, млн. га

Лесистость, %

Весь мир

3819

13400

Африка

700

3020

Северная Америка

659

2050

Южная Америка

922

1960

Зарубежная Азия

1061

3170

Европа

381

2290

Австралия и Океания

96

890

Задание 3. На основе таблицы 1 «Структура мирового земельного фонда» постройте линейные диаграммы для каждого региона (масштаб: в 1 см 5 %).

Таблица 1. Структура мирового земельного фонда

Регион

Доля от всех земельных ресурсов региона, %

пашня, сады

луга и пастбища

леса

земли, занятые населенными пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями

малопродуктивные и непродуктивные земли

Европа

32

19

26

5

18

Азия

21

15

21

2

41

Африка

11

23

26

1

39

Сев. Америка

12

18

33

3

34

Юж. Америка

8

19

47

1

25

Австралия и Океания

5

51

8

1

35

Европа

Азия

Африка

Латинская Америка

                                               Северная Америка

А

Австралия и Океания

         - пашни                                                          - луга

         - леса                                                             - малопродуктивные земли

         - Земли, занятые населенными пунктами

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.

Цель: научиться рассчитывать естественный прирост, определять типы воспроизводства населения и мероприятия демографической политики.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Рождаемость и смертность — это число родившихся или умерших за год в расчете на 1000 жителей или промилей.

Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Формула воспроизводства:

Р-С=ЕП,

где Р — рождаемость, С — смертность, ЕП — естественный прирост.

Типы воспроизводства населения:

Первый тип - Расширенное воспроизводство населения, которому соответствует высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкой смертности. Устойчивое превышение рождаемости над смертностью, обеспечивает постоянное увеличение численности населения. Естественный прирост более 12 промилей.

Второй тип - Простое воспроизводство населения, при котором низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Стабилизация численности населения. Естественный прирост от 0 до 12 промилей.

Третий тип - Суженное воспроизводство населения, при котором отрицательный естественный прирост, за счет того что коэффициент смертности превышает коэффициент рождаемости. Естественный прирост менее 0. Наблюдается убыль населения.

Демографическая политика – это система мер, предпринимаемая государством для регулирования рождаемости.  

  1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Заполните таблицу, сделайте вывод о взаимосвязи типа воспроизводства населения и уровня экономического развития стран.

Естественный прирост населения стран мира (2010 г.)

Страны

Показатели

Рождаемость, ‰

Смертность, ‰

Естественный прирост, ‰

Тип воспроизводства

Регион

Уровень экономического развития стран (развитые, развивающиеся)

Италия

8,1

9,7

Германия

8,1

10,5

Франция

12,7

8,5

Россия

11,1

14,2

США

13,8

8,0

Канада

10,3

7,0

Нигер

51,6

13,6

Уганда

47,8

12,3

Саудовская Аравия

28,5

3,3

Афганистан

38,1

19,5

Индия

21,7

6,2

Венесуэла

20,6

5,1

Бразилия

18,4

6,2

Парагвай

28,2

4,5

Япония

7,4

9,0

Австралия

12,4

7,0

Вывод:

Задание  2. Используя лекционный  материал выясните направления и мероприятия демографической политики, проводимой в странах с суженным (простым, расширенным) типом воспроизводства. Заполните таблицу.

Показатели

Тип воспроизводства

Суженое

Простое

Расширенное

Соотношение между рождаемостью и смертностью (поставьте знак <, >, =)

Р         С

Р         С

Р         С

Уровень экономического развития стран

Направления демографической политики

(на увеличение рождаемости, на снижение рождаемости)

Мероприятия демографической политики (перечислите)

Тема: Размещение населения.

Ход работы

Задание 1. Выясните плотность населения мира и регионов.

Регион

Численность населения, млн чел

Площадь, млн км кв.

Плотность населения, чел. / км кв.

Мир

6464

134  

Россия, СНГ

273

12,9

Зарубежная Европа

521

10

Северная Америка

331

20,5

Латинская Америка

561

19,6

Зарубежная Азия

3840

31,7

Африка

905

30,2

Австралия и Океания

33

8,9

Алгоритм выполнения задания:

  1. Рассчитайте плотность населения по миру и регионам по формуле:

ПН = численность населения /площадь (чел. / кв.км)

  1. Заполните таблицу.
  2. Сделайте вывод ответив на вопрос. Какой регион мира имеет наибольшую и наименьшую плотность населения?

Тема: Сравнительная характеристика стран Зарубежной Европы.

Цель: научиться давать экономико-географическую характеристику страны.

Оборудование: «Визитная карточка стран мира», атлас 10 класса.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

План экономико-географического положения страны.

  1. Тип экономического развития страны (развитая или развивающаяся страна),
  2. Размер территории,
  3. Государственное устройство,
  4. Столица;
  5. Вид географического положения (внутриконтинентальная, имеет выход к мировому океану, островное, полуостровное государство),
  6. Чем и где омывается,
  7. Местонахождение в субрегионе,
  8. С какими странами и где граничит.

  1. Самостоятельная работа.

Задание: Используя визитную карточку стран, атлас 10 класса,  сравните ЭГП двух стран Европы по плану.

План сравнения

Швейцария

Великобритания

1.        Тип экономического развития страны

2.        Размер территории

3.        Государственное устройство

4.        Столица

5.        Вид географического положения

6.        Чем и где омывается

7.        Местонахождение в субрегионе

8.        С какими странами и где граничит

Тема: Страны Зарубежной Азии.

Цель: систематизировать знания о Зарубежной Азии.

Оборудование: атлас, цветные карандаши, простой карандаш; учебник  

                          Баранчикова «География».

Ход работы

Задание 1. Используя рисунок на стр. 287 учебника «География» Баранчикова, таблицу 115 на стр. 288 и карту атласа «Политическая карта мира»  выделите границы субрегионов Зарубежной Азии, подпишите название субрегионов.

Задание 2. Дайте характеристику региону Зарубежная Азия.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1 определите долю регионов мира по площади.
  2. Постройте столбчатую  диаграмму, отражающую долю регионов мира по площади.
  3. Определите долю регионов мира по численности.
  4. постройте столбчатую диаграммы, отражающие долю регионов мира по площади и численности населения.
  5. Сделайте вывод о том, какое место занимает регион Зарубежной Азии по площади и численности населения среди других регионов мира.

Таблица 1. Площадь и численность регионов мира, 2005 г.

Регион

Площадь территории

Доля региона по площади, %

Численности населения, млн. человек

Доля региона в численности населения мира, %

Весь мир

134134

100

6447

100

Европа с Россией

22989

730

Зарубежная Азия

31760

3921

Северная Америка

19600

329

Южная Америка

20582

559

Африка

30280

905

Австралия и Океания

8923

33

Задание 3. Используя «визитную карточку» стран конкретизируйте характеристику государственного строя стран Зарубежной Азии, приведите по пять примеров относящихся к каждому типу. Работа выполняется в виде таблицы.

Таблица. Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституцион-ные

Абсолют-ные

Задание 4. Используя визитную карточку стран мира выпишите первые пять стран Зарубежной Азии по площади и численности населения.

Задание 5. Используя карту атласа природные ресурсы, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии, сделайте вывод.

Страны

Виды полезных ископаемых

Турция

Иран

Ирак

Сирия

Иордания

Саудовская Аравия

Кувейт

ОАЭ

Тема: Макрорайоны США.

Цель: научиться давать характеристику макрорайонов США.

Оборудование: Учебник Баранчикова  «География».

Ход работы

Задание 1. На контурной карте обозначьте границы США, подпишите страны граничащие с США; моря и океаны, омывающие страну.

Задание 2. С помощью учебника и карты атласа «США» нанесите границы макрорегионов, подпишите их.

Задание 3. Используя данные таблицы 1 на контурной карте покажите долю макрорайонов по численности населения и  в ВВП страны.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выберите для диаграмм масштаб в 1 см – 10%,
  2. Сначала покажите долю района по населению. Внутри района постройте столбик шириной 0,5 см, высота столбика будет зависеть от доли макрорайона в общей численности населения страны. Закрасьте столбик желтым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.
  3. Рядом постройте второй столбик, в котором покажите долю района в ВВП. Закрасьте столбик зеленым цветом. В условных обозначениях подпишите, что показано этим цветом.

Задание 4. Используя теоретический материал выясните столицы макрорайонов, укажите их на карте и подпишите.

Таблица 1. Социально-экономические характеристики макрорегионов США

Макрорегион

Доля районов, %

Терри-

тория

Населе-

ние

ВВП

Обраба-тываю-щая пром.

Добыва-ющая пром.

Сельс-

кое и лесное хоз-во и рыб-во

Северо-Восток

5

18

24

17

2

6

Средний Запад

22

22

20

32

7

40

Юг

24

37

34

26

31

23

Запад

49

23

22

25

60

31

Итого по США

100

100

100

100

100

100

Тема: Страны Латинской Америки.

Цель: научиться давать характеристику региону Латинская Америка.

Оборудование: Учебник Баранчикова «География», атлас 10 класса.

Ход работы

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 409 дайте определение:

Метисы –

Мулаты –

Самбо –

Задание 2. Используя данные рисунка 25 на стр. 410 заполните таблицу, используя текст учебника на стр. 405-406 сделайте вывод

Расовый состав населения Латинской Америки

Расы

Страны, в которых преобладают расы

Европеоидная

Метисы

Негры и мулаты

Индейцы

Вывод: ответьте на вопрос, с чем связан пестрый расовый состав населения Латинской Америки?

Задание 3. Используя данные рисунка 26 на стр. 413 заполните таблицу

Крупнейшие городские агломерации

Название агломерации

Название страны, в которой находится агломерация

Города, входящие в агломерацию

Численность населения агломерации

1.

2.

3.

4.

Задание 4. Используя данные рис. 26 на стр. 413 и политической карты мира выпишите в тетрадь страны Латинской Америки, в которых столица не является крупнейшим по численности населения городом страны.

Задание 5. Постройте столбчатую диаграмму «Площадь стран Южной Америки», используя данные таблицы, сделайте вывод.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите общую площадь региона.
  2. Найдите долю каждой страны в общей площади региона по формуле:

                          Площадь страны * 100

Доля страны = ---------------------------------

                          Площадь региона

  1. Постройте столбец высотой 1 см, шириной 10 см, отложите долю каждого региона в столбце.

Страны

Площадь, тыс. кв.км

Население, тыс. чел

ВВП на душу населения, $

Бразилия

  8 515

203 429,8

  7625

Колумбия

  1 139

44 725,5

  6248

Аргентина

  2 767

41 769,7

   12377

Перу

  1 285

29 248,9

   4799

Венесуэла

    916

27 635,7

   5794

Чили

   757

16 888,8

   9417

Эквадор

   284

15 007,3

   3203

Боливия

  1 099

10 118,7

  2424

Парагвай

    407

6 459,1

  4426

Уругвай

   176

3 308,5

  9035

Гайана

   214

744,8

  3963

Суринам

   163

492,0

  3799

Итого

Задание 6. Используя данные таблицы выпишите первые пять стран по уровню ВВП.

Тема: Страны Африки.

Цель:  научиться давать характеристику региона.

Оборудование: атлас 10 класса, учебник Баранчикова  «География»

Ход работы

Задание 1. Используя «Визитную карточку стран», текст учебника на стр. 354-355 выясните государственный строй стран Африки, заполните таблицу (приведите примеры стран).

Таблица.                                Государственный строй стран  Африки.

Зависимые территории

Формы правления

Республики

Абсолютная монархия

Ограниченная монархия

Сделайте вывод, в котором ответьте на вопросы: Страны с какой формой правления преобладают в регионе? Когда образовались современные государства Африки? С чем это связано?

Задание 2.  Используя карту атласа на стр. 2-3 выясните экономико-географическое положение (ЭГП) стран Африки, заполните таблицу.

Количество

%

Примеры стран

(5 примеров)

Страны, не имеющие выхода к Мировому океану

Страны, имеющие выход к Мировому океану

Всего стран

56

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя карту атласа на стр. 2- 3 выпишите количество стран Африки имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода.
  2. Определите долю стран имеющих выход к Мировому океану и не имеющих выхода в общей численности стран региона.
  3. Сделайте вывод об ЭГП региона, используя текст учебника на стр. 355

Задание 3. Определите тип воспроизводства в регионе, заполните  таблицу.

Страны

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Тип воспроизводства

Нигер

46,12

12,73

Уганда

44,17

10,97

Малави

41,80

8,74

Бурунди

42,33

9,54

Мали

45,53

13,22

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите естественный прирост по формуле:

                        Естественный прирост = Рождаемость - Смертность

  1. Сделайте вывод о типе воспроизводства населения в регионе. Используя текст учебника на стр. 360 объясните причины высокой рождаемости в Африке и какие проблемы это приносит региону.

Задание 4. Используя карты атласа на стр. 12-13 и на стр. 2 – 3 выясните обеспеченность Африки природными ресурсами, заполните таблицу.

Природные ресурсы

Страны

Нефть, газ

Уголь

Золото

Алмазы

Урановые руды

Фосфориты

Задание 5. Используя карты атласа на стр. 18-19 и на стр. 21-22 выясните ведущую отрасль промышленности региона, заполните таблицу.

Отрасль горнодобывающей промышленности

Страны, в которых она развита

Отрасли обрабатывающей промышленности

Страны, в которых она развита

Сделайте вывод о том, какие отрасли преобладают в хозяйстве региона и с чем это связано, использую текст учебника на стр. 362.

Задание 6. Используя текст учебника на стр. 364-364 ответьте на вопросы:

  1. Какая отрасль сельского хозяйства является ведущей?
  2. Какие выделяются направления в растениеводстве?
  3. Перечислите основные культуры местного потребления, выращиваемые в Африки.
  4. Перечислите основные плантационные (экспортные) культуры и страны, производящие их.

Список использованных источников

  1. Атлас. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Автор А.П. Кузнецов. ООО «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2006.
  2.  География: Учеб. для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / Е. В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко и др.; под ред. Е.В. Баранчикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КГБОУ СПО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ

АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

для студентов дневного отделения

Комсомольск-на-Амуре 2015 г.


Сборник практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» для студентов дневного отделения / Сост. А.Н. Даренских – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум, 2015. – 18 с.

Сборник для самостоятельной работы предназначен для студентов дневного отделения

Рассмотрено и рекомендовано предметной (цикловой) комиссией «Естественно-научных дисциплин и математики»

Протокол №   от «__»______  2015 г.

Председатель ПЦК ___________________/И.В. Синишина/

Оглавление

Тема. Глобальные проблемы экологии

4 стр.

Тема. Природные ресурсы и рациональное природопользование

5 стр.

Тема. Охрана воздушной среды

8 стр.

Тема. Принципы охраны водной среды

10 стр.

Тема. Охрана недр и ландшафтов

13 стр.

Тема. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

15 стр.

Список использованных источников

17 стр.

Приложение

18 стр.

Тема: Глобальные проблемы экологии.

Цель: выяснить сущность демографической проблемы.

Оборудование: Трушина Т.П. Экологические основы природопользования, 2009.

Ход работы

Задание 1. Выясните динамику численности населения мира.

Таблица 1. Динамика численности населения мира, млрд. чел

Год

1840

1930

1962

1975

1987

1999

2011

Численность населения мира

1

2

3

4

5

6

7

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ численность населения мира.
  2. На оси координат отложите точки, соедините их в график.
  3. Сделайте вывод о динамике численности населения мира, какие экологические проблемы вызывает данная тенденция?

Задание 2. Выясните различия в рождаемости развитых и развивающихся стран.

Алгоритм выполнения задания:

1. Перечертите таблицу «Естественный прирост стран» в тетрадь

Страна

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Уровень экономического развития страны

Италия

8,1

9,7

Германия

8,1

10,5

Франция

12,7

8,5

США

13,8

8,0

Канада

10,3

7,0

Нигер

51,6

13,6

Эфиопия

43,6

10,7

Афганистан

38,1

19,5

Индия

21,7

6,2

Парагвай

28,2

4,5

2. Посчитайте естественный прирост по формуле:

Естественный прирост = рождаемости - смертность

Данные запишите в таблицу.

3. Определите уровень экономического развития стран.

4. Сделайте вывод о зависимости рождаемости и уровня экономического развития стран и проблемах, которые создает высокая рождаемость.

Задание 3. Выясните причины рождаемости стран разного уровня

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перечертите  таблицу «Причины рождаемости» в тетрадь

Причины рождаемости

Уровень рождаемости

Развитые страны (индустриальные)

Развивающиеся (аграрные)

  1. Используя текст учебника на стр. 60-61 заполните таблицу.
  2. В колонке «Уровень рождаемости» запишите слова «Увеличивается» или «Уменьшается»

Тема: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Цель: выяснить ресурсообеспеченность природными ресурсами, научиться сопоставлять потенциальный запас лесных ресурсов и реальную интенсивность их потребления.

Ход работы

Задание 1.  Выясните ресурсообеспеченность стран мира отдельными видами минеральных ресурсов

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 1, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  1. Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность природными ресурсами»

Страна

Ресурсообеспеченность

нефть

уголь

железные руды

газ

Россия

Германия

Китай

США

Индия

  1. Выявите отдельные страны с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность некоторыми видами природных ресурсов

Страна

Запасы

Добыча

Нефть (млрд. тонн)

Уголь (млрд. Тонн)

Железные руды (млрд. тонн)

Газ (трлн. м3)

Нефть (млн. тонн)

Уголь (млн. тонн)

Железные руды (млн. тонн)

Газ (млрд. м3)

Россия

6,7

200

71

48,1

304

281

107

550

Германия

0,2

11

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40

160

1341

170

США

3

445

25,4

4,7

402

937

58

540

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

Задание 2. Выясните мировое потребление энергии.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Используя данные таблицы 2 постройте график «Мировое потребление энергии», на оси ОХ отложите года, на оси ОУ мировое потребление энергии.

Таблица 2. Мировое потребление энергии

Вид сырья

2000 год

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

Нефть

157,7

172,7

190,4

207,5

224,6

Природный газ

90,1

111,3

130,8

153,6

177.5

Уголь

97,7

107,1

116,0

124,8

138.3

Атомная энергия

24,5

24,9

25,2

23.6

21,7

  1. Сделайте вывод о мировом потреблении энергии.

Задание 3.  Выясните обеспеченность регионов России лесными ресурсами.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите наиболее и наименее обеспеченные лесными ресурсами регионы страны (карта №1). Результаты оформите в виде таблицы.

Обеспеченность ресурсами

Регионы

Баллы

1. Наиболее обеспечены

2. Наименее обеспечены

  1. Определите регионы страны, в которых производится наибольшая и наименьшая интенсивность использования лесных ресурсов (карта 2). Результаты оформите в виде таблицы.

Интенсивность использования ресурсов

Регионы

Баллы

1. Наибольшая интенсивность

2. Наименьшая интенсивность

  1. Используя данные заполненных таблиц, выявите соотношение: «обеспеченность-интенсивность использования» на территории Российской Федерации. Сделайте вывод о предполагаемых последствиях.

Карта №1.

Карта №2.

 

Тема. Охрана воздушной среды.

Цель: закрепить знания об основных загрязнителях атмосферы и их источниках; определять возможные антропогенные изменения в атмосфере.

Ход работы

1.Теоретический материал

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности выбрасывают ежегодно «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются угарный газ (окись углерода) и сернистый газ. Нельзя забывать и о фреонах, или хлорфторуглеродах. Именно их большинство ученых считают причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере. Фреоны широко используются в производстве и в быту в качестве хладореагентов, пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. А именно с понижением содержания в верхних слоях атмосферы медики связывают рост количества раковых заболеваний. Промышленные предприятия загрязняют как наружную, так и внутреннюю воздушную среду.

Для поддержания требуемых параметров воздуха как в помещении, так на прилегающей промышленной территории используют специальные системы очистки воздуха.

2. Практическая часть

Задание 1. Постройте график «Изменение среднегодовой температуры в атмосфере» по следующим данным:

Года

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2005

Среднегодовая температура

15,1

15,0

14,8

15,0

15,0

15,3

15,5

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ – температуру.
  2. Отложите на графике точки координат, постройте график.
  3. Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 2. Заполнить таблицу (отметить знаком + загрязнители усиливающие изменения).

Изменения

Основные примеси в атмосфере

Углекислый газ

Метан

Озон

Сернистый газ

Оксиды азота

Фреоны

Парниковый эффект

Разрушение озонового слоя

Кислотные дожди

Фотохимический смог

Пониженная видимость атмосферы

Задание 3. Построить столбиковую диаграмму «Показатели загрязнения атмосферы в России» по следующим данным:

1995г.

Загрязнение всего – 11169 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9526 тыс. т

1999г.

Загрязнение всего – 10856 тыс. т

Промышленное загрязнение – 9260 тыс. т

2005г.

Загрязнение всего – 9966 тыс. т

Промышленное загрязнение – 8454 тыс. т

Сделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на диаграмме? Почему?

Задание 4. Постройте столбчатую диаграмму «Доля загрязнения атмосферы транспортом»  используя данные таблицы 1, сделайте вывод

Таблица  1. Загрязнение атмосферы транспортом

Вид транспорта

Доля в загрязнении атмосферы, %

Автомобили на бензине

75

Автомобиле с дизельными двигателями

5

Самолеты

4

Сельскохозяйственные машины

4

Железнодорожный и водный транспорт

2

Задание 5. Постройте графики «Концентрация в атмосфере парниковых газов».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Постройте ось координат, на оси ОХ отложите года, на оси ОУ отложите концентрацию парниковых газов, используя данные таблицы 2.
  2. Сделайте вывод, в котором укажите, что происходит с концентрацией газов и какие экологические последствия загрязнения атмосферы они вызывают.

Таблица 2. Концентрация в атмосфере парниковых газов

Года

Концентрация в атмосфере

Углекислого газа,  

Метана,

Диоксида азота,

1000

280

755

268

1200

280

760

270

1400

290

750

275

1600

285

755

260

1800

287

750

280

2000

360

1750

310

Тема: Принципы охраны водной среды.

Цель: выяснить основные причины истощения водных ресурсов, основные виды загрязнения гидросферы.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход работы

  1. Теоретический материал.

Загрязнение гидросферы:

1. Нефть и нефтепродукты - Попавшая в морскую среду нефть начинает растекаться, стремясь попасть в мономолекулярный слой. Нефтяная пленка приводит к повышению температуры поверхностного слоя воды. Оказавшись в водной среде, подвергается интенсивному фотохимическому и биологическому окислению (при этом для окисления 1 л нефти требуется столько кислорода, сколько его содержится в 400 ООО л воды). Нетрудно сделать вывод, что это приводит к обеднению морской фауны прибрежной зоны (главным образом из-за потери кислорода). Наиболее легко растворимой в водной среде частью нефти являются ароматические углеводороды, которые, кстати, считаются и наиболее токсичными. Именно они представляют смертельную опасность для рыб, особенно мальков. Чрезвычайно токсично также дизельное топливо, загрязняющее в первую очередь портовые акватории вследствие халатности (а нередко — и преступных действий) команд судов.

2. Тепловое загрязнение -  связано с повышением температуры вод в результате их смешивания с более нагретыми поверхностными или технологическими водами. Так, например, известно, что на площадке Кольской атомной станции, расположенной за Полярным кругом, через 7 лет после начала эксплуатации температура подземных вод повысилась с 6 до 19 °С вблизи главного корпуса. Это приводит к уменьшению содержания кислорода в водной среде, увеличению токсичности имеющихся в ней загрязнителей, уменьшению доступа света к водной растительности, стимулированию роста вредных синезеленых водорослей и т. п.

3. Пестициды и удобрения - Нитраты и фосфаты служат своеобразными удобрениями для водных растений. В результате водоемы пышно «цветут», резко увеличиваются кормовые ресурсы (фитопланктон, микроводоросли поверхностного слоя), затем возрастает количество рыбы, ракообразных и других организмов. Однако со временем огромные толщи фитомассы отмирают, расходуя при этом все запасы кислорода. В водоеме интенсивно накапливается сероводород, а сам он, агонизируя, постепенно «умирает». Пестициды составляют группу веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды оказывают токсичное воздействие на все организмы. С повышением температуры токсическое воздействие практически всех ядохимикатов усиливается.

4. СПАВ – входя в состав синтетических моющих средств. СПАВ часто образуют в водоемах слои пены, толщина которых на шлюзах и порогах достигает 1 м и более, что приводит к нарушению газообмена на границе воздух – вода. СМС содержат ряд токсичных для водных организмов веществ.

  1. Практическая часть.

Задание 1. Используя данные таблицы 1 определите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы в России,  постройте столбчатую диаграмму «Главные источники загрязнения гидросферы России», сделайте вывод.

Таблица 1. Характеристика загрязнений гидросферы в России в 2006 г.

Отрасли

Млн. куб. м

%

Обрабатывающая промышленность

3772

Добыча полезных ископаемых

1021

Производство и распределение электроэнергии, газа  и воды

9196

Транспорт и связь

138

Сельское хозяйство и лесное хозяйство

1036

Коммунальные услуги

1879

Всего

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите долю каждой отрасли промышленности в общем загрязнении гидросферы.
  2. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
  3. В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
  4. Сделайте вывод об основных отраслях промышленности, загрязняющих гидросферу.

Задание 2. Используя теоретический материал заполните таблицу «Загрязнение гидросферы». Отметьте знаком «+» загрязнители вызывающие изменение качества воды.

Загрязнители

Изменение физико-химических процессов водоемов

температу-ра

растворен-ный кислород

токсичность

доступ света

продуктивность

Нефть и нефтепродук-ты

Тепловое загрязнение

Пестициды и удобрения

СПАВ

Задание 3. Используя данные таблицы 2. Постройте столбчатую диаграмму «Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами», сделайте вывод.

Таблица 2. Источники загрязнения водной среды нефтяными углеводородами

Источник загрязнений

Количество сброса, тыс. т

общие загрязнения нефтью и нефтепродуктами на преступный сброс с судов промывочных и балластных вод

550

приток с речными водами

40

потери при переливе нефти с танкеров при загрузке

420

береговые промышленные сточные воды

200

атмосферные осадки

300

катастрофы танкеров

300

шельфовое бурение

50

итого

Алгоритм выполнения задания:

1.        Определите общее загрязнение гидросферы.

3. Определите долю каждого источника загрязнения  в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами.

3.        Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.

4.        В диаграмме отложите долю каждого источника в общем загрязнении гидросферы нефтяными углеводородами, используя масштаб в 1 см 10%.

5.        Сделайте вывод об основных источниках загрязнения.

Задание 4. Используя данные таблицы 3 постройте картограмму «Концентрация нефтепродуктов в мировом океане»

Таблица 3. Концентрация нефтепродуктов в Мировом океане.

Районы Мирового океана

Концентрация нефтепродуктов

Тихий океан

200 мкг/л

Атлантический океан

160 мкг/л

Северное море

 350 мкг/л

Средиземное море

950 мкг/л

Балтийское море

8 мкг/л

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
  2. Разработайте шкалу концентрации. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу  концентрацию нефтепродуктов (      - уровень концентрации ).
  3. На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район Мирового океана с данной концентраций нефтепродуктов, подпишите район.
  4. Сделайте вывод об основном районе загрязнения и о влиянии загрязнения нефтепродуктами на гидросферу.

Тема: Охрана недр и ландшафтов.

Цель: Выяснить основные виды деградации земельных ресурсов в России.

Ход работы

Задание 1. Используя данные таблицы 1 выясните, какое место занимает Россия по обеспеченности землей на душу населения.

Обеспеченность землей на душу населения  = площадь страны : численность населения  

Таблица 1.     Площадь территории на душу населения в некоторых странах

Страны

Площадь страны, млн. га

Численность населения, млн. чел.

Площадь территории, га/чел

Россия

1712,5

146

США

937,3

310,2

Франция

54,7

65,4

Китай

959,7

1339

Италия

30,1

64,4

Германия

35,72

82

Великобритания

24,4

64,4

Япония

37,8

127,4

Индия

328,8

1198

Канада

998,5

34,2

Австралия

768,7

22,4

Задание 2. Используя данные таблицы 2 постройте столбчатую диаграмму «Структура земельных ресурсов России»

Таблица 2.    Структура земельных ресурсов России

Структура земельных ресурсов

Площадь, млн. га

%

Сельскохозяйственные земли

651

Земли населенных пунктов

6

Земли промышленности, транспорта, связи

17,7

Земли природно-заповедного фонда

20,7

Леса

878,8

Земли водного фонда

18,1

Земли запаса

117,8

Весь земельный фонд

1709,6

100

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите долю каждого вида земельных угодий в общем земельном фонде России.
  2. Постройте столбчатую диаграмму, используя масштаб в 1 см 10%.
  3. В диаграмме отложите долю каждой отрасли в общем загрязнении гидросферы, используя масштаб в 1 см 10%.
  4. Сделайте вывод о структуре земельных угодий в России.

Задание 3.  Постройте график «Изменение площади сельскохозяйственных земель России» по следующим данным. На оси ОХ отложите года, на оси ОУ – площадь сельскохозяйственных земель.

Года

Площадь, тыс. га

Года

Площадь, тыс. га

1975

663,4

1995

655,4

1980

661,0

2000

653,2

1985

659,1

2005

651,0

1990

657,2

Cделайте вывод, ответив на вопросы: Что вы наблюдаете на графике. С чем это связано? Укажите конкретные причины.

Задание 4. Используя данные таблицы постройте картограмму «Доля земель в России, подверженных эрозии».

Регион

Доля земель в России, подверженных эрозии, %

Северный

36

Северо-Западный

33

Центральный

36

Волго-Вятский

39

Центрально-Черноземный

34

Поволжский

78

Северо-Кавказский

77

Уральский

55

Западно-Сибирский

83

Восточно-Сибирский

36

Дальневосточный

49

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подпишите название карты. На карте работают только карандашами.
  2. Разработайте шкалу доли эродированных земель. В условных обозначениях разными цветами покажите шкалу  (       - доля эродированных земель).
  3. На контурной карте заштрихуйте соответствующим цветом район РФ с данной долей эродированных земель.
  4. Сделайте вывод об основном районе РФ, подверженном эрозии и влиянии эрозии на  сельскохозяйственные угодья.

Задание 5. Постройте диаграмму «Факторы, вызывающие деградацию земель» по данным таблицы 3, сделайте вывод.

Таблица 3. Факторы, вызывающие деградацию земель, %

Факторы

%

Перевыпас скота

35

Сведение лесов

29

Нерациональное ведение сельского хозяйства

28

Чрезмерная эксплуатация земель

7

Индустриализация

1

итого

100

Тема: Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Цель: выяснить нормирование качества окружающей среды.

Оборудование: 1. Т.Н. Трушина «Экологический основы природопользования»

                          2. Конституция РФ.

                          3. Административный кодекс РФ.

                          4. Уголовный кодекс РФ

Ход работы.

Задание 1. Решите задачи:

1. Используя данные таблицы 18 на стр. 291 дайте заключение об уровне загрязненности атмосферного воздуха в городе N. Если в атмосферном воздухе среднесуточная концентрация диоксида азота составляет 0,0445 мг/, оксида азота – 0,0843, бензола – 0,2, диоксида серы – 0,0543, оксида углерода – 6.

Сделайте вывод, ответив на вопрос, к каким экологическим последствиям может привести данное загрязнение атмосферного воздуха?

2.  Используя данные таблицы 19 на стр. 292 дайте заключение о качестве водопроводной воды в городе N, если по данным химического анализа в воде содержится бензола – 0,34 мг/л, ртути  - 0,0004, формальдегида – 0,03, бензина – 0,08, аммиака – 1,9, дихлорметана – 6.

3. Используя данные таблицы 20 на стр. 293 дайте заключение о том, можно ли использовать в пищу продукты, выращенные в почве содержащей марганца 2000мг/кг, мышьяка – 4, ртути – 5, свинца – 48, формальдегида – 10.

Задание 2. Используя Конституцию РФ выпишите экологические и природоохранные статьи и кратко укажите, что в них говориться.

Задание 5. Используя Уголовным Кодекс, гл. 26 и Административный Кодекс, гл.8 проанализируйте изложенную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

1. На берегу реки расположено предприятие, производство которого связано с вредными химическими веществами. Очистительных сооружений у предприятия нет. В результате выброса в реку жидких отходов на протяжении многих километров гибнут рыба, животный и растительный мир.

2. Осенью работники предприятия решили навести порядок в расположенном рядом сквере. Разожгли костры из собранной листвы. Рядом с предприятием также расположен детский сад. В результате из-за сырой листвы территория детского сада и сквера  была окутана дымом. Воспитатели  были вынуждены не только отменить игры и прогулки на свежем воздухе, но и закрыть все окна детского учреждения. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • кто из руководителей этих предприятий должен понести административную ответственность, а кто уголовную? Почему?
  • какими нормативными документами вы пользовались?

3. Администрация без соответствующего разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать для отдыха сотрудников. Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • к какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?
  • какие меры ответственности можно применить в данном случае?

4. В одном из районов Крайнего Севера районная рыбинспекция обнаружила на поверхности водоема крупное нефтяное пятно. Проверка показала, что оно образовалось в результате течи из цистерн горюче-смазочных материалов. Территориальный комитет по водным ресурсам предъявил иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что технология хранения топлива не нарушалась. Экспертиза, назначенная арбитражным судом, установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена для эксплуатации в районах Крайнего Севера. Однако цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту. Проанализируйте ситуацию, ответьте на вопросы:

  • какие предусмотренные законом меры могут применять органы государственного экологического контроля:
  • кто должен нести ответственность в данном случае?

Список использованных источников

  1. Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. Экологические основы природопользования: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2008.
  2. Административный кодекс РФ.
  3. В. Г. Еременко, В. В. Сафронов, А. Г. Схертладзе, Г. А. Харламов. Экологические основы природопользования: учебное пособие для средних специальных учебных заведений, М.: высшая школа. 2010.
  4. Конституция РФ.
  5. Т. П. Трушина. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Уголовный кодекс РФ.

Приложение

Рис. Карта России

 

Рис.  Карта мира


Предварительный просмотр: