Научно-методическая деятельность
Обоснование выбора образовательной программы "От рождения до школы" и комплекта учебно-методической литературы.
Я работаю в МБДОУ ЦРР – ДС №43 «Колокольчик» пос.Вольгинский. Мой стаж педагогической деятельности составляет 9,6 лет. В последние годы детские сады, как и школы, переживают глубокие преобразования, связанные с изменением всех сфер общественной жизни страны, изменился и настрой ДОУ. Общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач со своей собственной позиции.
Если раньше ребенок шёл в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать – ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею – не умею, владею – не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи педагога – не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Педагог по отношению к ребенку перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Планирование составлено на основе опыта практической работы, трансформированного в соответствии с ФГОС ДО. Определены виды интеграции образовательных областей, планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника, что позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях ДОО.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
-патриотизм;
-активная жизненная позиция;
-творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
-уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Меня заинтересовала данная Программа тем, что она построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Авторы программы разработали ее на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Я полностью согласна с авторами Программы, что доступность в подаче материала, системная последовательность от простого к сложному, постоянное возвращение к пройденному помогут в решении образовательных задач. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.