Социальное партнёрство семьи и детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Снежинка»
г. Урай
Тезисы к проекту
«Ждем и развиваем малыша вместе»
Руководитель проекта:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №10 «Снежинка»
Лопатина В.А.
Участники проекта:
Анварова И.И. – учитель-дефектолог,
Каминская Т.В. учитель-логопед,
Горбачёва И.С. учитель логопед
2014 г.
Сегодня у многих родителей есть выбор: устроить ребенка в детский сад или оставить дома под присмотром бабушки или няни. Общими усилиями все они смогут обеспечить ребенку безопасность, сформировать гигиенические навыки, «отследить» режимные моменты, но заменить живое общение со сверстниками, профессионально справиться с возможными проблемами в развитии самых маленьких им не под силу. Не так давно стали появляться реабилитационные центры, центры помощи семье, но чаще всего они носят медицинский или социальный характер. В 2008 году для того чтобы, оказать разнообразные формы медико-психолого-педагогической и социальной помощи семьям ожидающим рождение малыша, воспитывающим детей раннего возраста нами был задуман проект «Ждем и развиваем малыша вместе» в рамках социального партнерства.
Принятый 17.10.2013г. федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) дошкольного образования предъявляет совокупность обязательных требований дошкольному образованию.
Основными принципами дошкольного образования согласно ФГОСу являются:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В специализированных образовательных учреждений коррекционная помощь, как правило, оказывается детям с 5-ти лет и только в отдельных случаях с з-х лет. Для детей раннего возраста, имеющих отставание в психо-физическом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям.
Изучение этих проблем побудило нас к созданию данного проекта, в котором отражается взаимосвязь четырех звеньев одной цепи, направленная на всестороннее гармоничное развитие ребенка от рождения до школы.
Н.М. Щелованов, давший физиологическое обоснование некоторым вопросам развития и воспитание ребенка, писал: «Важно не запустить детей снизу». Поэтому так важно знать не только особенности развития ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи дети поступают в детский сад и школу.
Основные задачи проекта:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития и воспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Данный проект состоит из 5 этапов:
1. I этап - «Школа материнства». Работа данного этапа начинается с взаимодействия с сотрудниками женской консультации Урайской городской клинической больницы. На базе этого учреждения проводятся 2 раза в месяц семинары по подготовке будущих родителей в вопросах развития ребенка от рождения до 1года.
2. II этап - «Сопровождение семьи от рождения до 1 года». На этом этапе, мы ввели в работу с семьей, воспитывающей новорожденного малыша «Домашнее визитирование». Специалисты нашего дошкольного учреждения по запросу родителей ребенка осуществляют социально-педагогический патронаж семей («Домашнее визитирование»). Педагог посещает данную семью и наблюдает за уровнем и особенностями развития малыша, обучает родителей приемам и методам воспитания и обучения ребенка данного возраста (согласно эпикризным срокам).
3. III этап - «Группа кратковременного пребывания «Мама, папа и малыш». Эта группа создана для детей, не посещающих детский сад с целью создание плавного перехода от воспитания и развития ребенка в условиях дома к воспитанию и развитию ребенка в группе кратковременного пребывания. Данный период наиболее ответственен для последующего развития человека, поэтому необходимо вовремя выявить и развить в нем потенциальные возможности.
Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая индивидуальные особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для дальнейшего всестороннего развития и индивидуализации личности ребенка.
4. IV этап - «Ребенок в детском саду». Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.
Пройдя, три этапа сопровождения ребенок и родитель экспериментальной группы плавно переходят на следующую ступень, направленную на построение оптимальных путей развития ребенка и его адаптацию в дошкольном образовательном учреждении.
Основу реализации данной модели сопровождения в рамках проекта составляет «заявительный» принцип, согласно которому специалисты детского сада работают только с теми детьми, родители которых обратились за помощью. В процессе этой работы специалисты выделяют детей с устойчивыми факторами риска, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников, с учетом структурно-функциональных нарушений.
Организация работы специалистов на этом этапе направлена:
- на коррекцию уже имеющихся отклонений и предупреждение дальнейших нарушений в развитии вторичной и третичной природы;
- на обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
- на успешную интеграцию и адаптацию ребенка в социуме.
5. V этап - «Ребенок и начальная школа».
Целью данного этапа является - успешная адаптация детей при переходе на новую ступень обучения, и, в особенности, тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья или особые образовательные потребности – проблема, решение которой имеет принципиальное значение в реализации концепции непрерывного образования, в выстраивании моделей интеграции (от самой простой, существующей в нашем дошкольном образовательном учреждении) детей всех категорий.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Чтобы избежать трудностей адаптации наших воспитанников в школе, детский сад работает в тесном контакте с 2-мя общеобразовательными школами и коррекционной школой VIII вида.
Преемственность в работе является необходимым условием всестороннего
развития. Она обеспечивает непрерывное и результативное осуществление учебной деятельности, совершенствование и систематизацию знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивает их психическое развитие.
Для нас деятельность по преемственности – это взаимодействие всех специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей без факторов риска и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Решение проблемы преемственности предполагает тесную взаимосвязь разных её аспектов:
- дидактического, предполагающего осуществление преемственности содержания, средств, форм и методов обучения;
- психологического, связанного с учётом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребёнка;
- методического, предполагающего разработку новых подходов к работе с педагогами.
Таким образом, у учителя еще до начала учебного года имеется достаточно полное представление о детях, их способностях, о том, какие знания, умения, навыки (ЗУН) они приобрели в детском саду, о здоровье, семье, бытовых условиях, об окружении каждого ребенка – все это помогает учителю в начале его работы с новым классом.
Ну, и, конечно, не нужно забывать о том, что главное, при осуществлении преемственности между детским садом и школой, не то, сколько знаний приобрел выпускник ДОУ (наличие знаний не определяет успешности обучения), гораздо важнее воспитание у детей качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Наш первый опыт оказался очень удачным, педагоги, родители включились в работу, и была получена неплохая результативность. Были спроектированы индивидуальные программы, исходя из особенностей ребенка. Согласованная и дружная работа педагог – родитель – учитель позволяет оценить адаптацию выпускников нашего проекта, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данные наблюдений проведённых за ним на протяжении всего проекта. Такое сотрудничество ради детей позволяет добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 90 % наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% (не охваченных проектом) средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 84% детей (охваченных проектом), средний уровень у 28 % детей (не охваченных проектом).
Но развитие ребенка должно носить целостный характер и сегодня мы можем сказать, что у нас есть еще ряд нерешенных вопросов:
- максимально раннее выявление и диагностика особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка,
- расширение временных границ специального образования,
- обязательное включение родителей в процесс образования и их особое целенаправленное сопровождение силами специалистов.
Как показывают данные проекта лишь около треть семей, воспитывающих детей без факторов риска и с отклонениями в психофизическом развитии, понимают, что адекватная предметно - развивающая среда и гармоничное социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Большая часть родителей не готова к оказанию необходимой помощи проблемному ребенку. Часто родители испытывают состояние растерянности перед постоянно возникающими трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с перспективами их социализации, выбором образовательного маршрута.
Подводя итог нашей работы по проекту «Ждем и развиваем малыша вместе» можно сказать, что взаимопонимание редко возникает сразу. Это длительный процесс, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно, каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия всех участников нашего проекта по сопровождению детей: если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - обязательно будет. Задача педагогов и родителей на всех ступенях - создание необходимых условий для понимания важности своего участия в жизни будущего ребёнка. Наилучшие результаты может дать максимально полное вовлечение всех участников сопровождения в целенаправленный процесс воспитания, обучения, коррекции и развития, что эмоционально обогатит отношения ребенок- родитель- педагог в регламентированной и деловой атмосфере семейно-дошкольно-школьного образовательного маршрута. Только в гармоничном взаимодополнении семья-детский сад- школа и могут создать наилучшие условия для социализации детей без факторов риска и с ОВЗ.
Важно помнить тезис Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно только тому, чему он уже способен обучаться».
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М.: ACT; Астрель, 2007.
2. Архипова Е. Ф. Организация логопедической работы в условиях дома ребенка / Е. Ф. Архипова, И. С. Гуськова // Школьный логопед. - 2010. - № 4.
3. Ветер А. А. Психология / А. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
4. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1972.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983.
6. Диагностика умственного развития дошкольников / под ред. Л. А. Венгер, В. В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.
7. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005.
8. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П. Л. Жиянова. - М.: Монолит, 2002.
9. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : книга для педагогов / под. ред. Е. А. Стребелевой,
Г. А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002.
10. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания : методическое пособие / под. ред. Е. А. Стребелевой. - М: Экзамен, 2004.
12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989.
13. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб.: Речь, 2001.
14. Малофеев Н. Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка / Н. Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО. - 2002. - № 2.
15. Маркова А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, Е. П. Лидере, Е. Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.
16. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей / И. М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005.
17. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. - Ярославль : Академия Холдинг, 2002.
18. Стребелева Е. А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей / Е. А. Стребелева // Альманах ИКП РАО. - 2002. - № 2.
19. Г.Г. Григорьева, канд. пед. наук, доц. (НИРО); Н.П. Кочетова, ст. науч. сотрудник (НИРО); Д.В. Сергеева, канд. пед. наук, доц. (НИРО); Г.В. Груба, канд. пед. наук, доц. (НИРО); Е.В. Зворыгина, канд. пед. наук, доц. (МГПУ), Э.П. Костина, канд. пед. наук, доц. (НИРО); Е.Ф. Терентьева, канд. пед. наук, доц. (НГПУ).
20. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2 изд. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 160 с.
21. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет – М.: ТЦ сфера, 2007. – 128 с. (Логопед ДОУ).
22. Борисенко М. Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи). – СПб.: «Паритет», 2005. -160с.- (Серия рождаюсь. Расту. Развиваюсь) .
23. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2010.
24. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: Здоровье-созидающие технологии. М., 2009.
25. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М., 2009.
26. Гуткина К И. Психологическая готовность к школе. — М., 1993.
27. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. М., 2008.
28. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. М., 2009.
29. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР, М., 2010.
30. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 560с.
31. Якимская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Вып 2.- М., 1996. – 96с.
32. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников – М.: Просвещение, 1979. – 167 с.