САМООБРАЗОВАНИЕ
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий педагог и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ
Отчёт по теме самообразования " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Составила: Воспитатель
«МАОУ Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ
Васильчук Ирина Алексеевна
2022г.
Отчёт по теме самообразования " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Воспитатель подготовительной группы : Васильчук И.А. за 2021-2022 г г.
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В начале своей работы я провела диагностику . Результаты диагностики показали, что у большинства детей не сформированы положительные нравственные качества. (19% - положительный результат,81% - отрицательный).
Исходя из этого, я поставила цель :
- Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
- побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Приоритетами моей работы по формированию нравственной личности дошкольников стало:
1.Создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе: книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература
2.Использование разных видов театральной деятельности
Для решения задач я использовала разные формы работы:
1Дидактические игры
2.Настольные театры.
3.Игры-инсценировки.
4.Игры-драматизации.
5.Театральные игры.
6.Подвижные игры.
7.Сказочные загадки.
8. Сделала подборку пословиц и поговорок и крылатых выражений о книге.
9. Организовывала выставки, по теме:«Моя любимая сказка» ,
«По дорогам сказки»
10. Для решения поставленных задач использовала и непосредственно образовательную деятельность. Прошли занятия по сказке «Лиса и волк», «По дорогам сказок» ,занятие по сказке «Теремок»
6. Разработала и провела Проект «Терем –теремок».
Цель проекта: Воспитание любви и интереса к сказке, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей. |
1 этап. Вводный | Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, сбор информации, литературы, дополнительного материала.
| Интерес к различным видам театра и театрализованной деятельности в целом |
2 этап. Подготовительный | Чтение сказок по плану | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам |
3 этап. Выполнение проекта. | Реализация плана проекта с детьми, родителями. | Показ кукольного театра «Теремок» Театрализация сказки «Теремок» Включение дидактических игр в режимные моменты: «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя» Дидактические игры: «Кто – кто в теремочке живет?» Сенсорные игры: «Чудесный мешочек», «Пазлы» «Собери теремок». Продуктивная деятельность Рисование «Теремок». |
4 этап. Результаты | Участие в конкурсе рисунков по сказке «Теремок» |
Использовала следующую литературу и методические пособия.
Список литературы:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
- .Хрестоматия по детской литературе под редакцией И.П.Токмаковой – Издательство Просвещение ,1988.
Проделанная работа нашла отражение в успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в социально-нравственном воспитании детей, отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. По проведённой работе я провела диагностику и результаты улучшились. 59% детей стали добрее , сострадательнее , внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
31 августа 1870года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Отец Алессандро Монтессори происходил из знатной болонской фамилии. В молодости военнослужащий, затем успешный государственный деятель – управляющий финансами на государственной табачной фабрике. Мать Ренильда Монтессори – племянница религиозного философа и профессора Антонио Стоппани, для своего времени была хорошо образована, занималась воспитанием единственной дочери.
Еще в начальной школе учеба давалась Марии Монтессори очень легко, самым любимым предметом была математика. Ее одноклассницы вспоминали как даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки все новыми нестандартными способами. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Уже здесь Маpия задумалась над тем как восприпятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и наконец сделала выбор своей профессии -она решила стать детским вpачом. Но в те времена в Италии это было невозможно, медицина была пpивелегией мужчин. Она все-таки поступила в университет .
Упоpство Маpии Монтессоpи дало свои плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. В 1896 она начала работу в унивеpситетской клинике, где получала частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не занимался развитием этих детей, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Врачи, работающие в клинике считали это показателем умственной отсталости, только Мария Монтессори увидела как им нужен материал для развития!! Наблюдая за ними, Мария укpепилась в мысли, котоpая стала основным пунктом ее педагогической системы - для детей как больных, так и здоpовых - необходима специальная pазвивающая сpеда!
Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка . В 1898 году Монтессори возглавила Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. и руководила им до 1900 года. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией ! Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка. 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . И она оборудовала все так, чтобы было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать». Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов –разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики. В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский. Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.
В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ. В 1929 году вместе со своим сыном Марио Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне. Популярность ее метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Муссолини, вдохновившись идеями Марии, приказал открыть Монтессори - сады по всей Италии. Однако, нормализованные дети не поддавались муштре. Раздосадованный вождь приказал немедленно сады закрыть, а сама Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира.
М.Монтессори переехала в Индию,там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода - для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития. После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие! Ее номинировали на получение Нобелевской премии мира. Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоронена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: "Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире".
Основная идея системы Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребёнок здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или сажать цветы. Главная форма воспитания и обучения Самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальное занятие, основа которого - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий).
Основные положения системы Монтессори Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Свобода действий и выбора ребенка. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори , группы формируются из ребят разного возраста. Решения ребенок принимает самостоятельно. Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой. Недопустима критика, недопустимы запреты. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, к самообучению, к самовоспитанию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Девиз метода: " Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - Монтессори -материалов.
Зона практической жизни Зона сенсорного развития Математическая зона Языковая зона Космическая зона 5 зон монтессори - класса
Практическая зона Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки , молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол .
Сенсорная зона В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира - с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
Математическая зона Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Математическая зона включает материалы, необходимые для обучения ребенка операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоения порядкового счета.
Космическая зона. Центральная идея космического воспитания- познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, природе, истории. Микрокосмос –это я, мой дом, моя мама. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии и мн. др.
Языковая зона Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
1. Детей учит то, что их окружает. 2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. 3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. 4. Когда ребенку демонстрируют враждебность — он вырастет злобным. 5. Будьте честны с ребенком — он научится справедливости. 6. Если ребенка часто высмеивают — он будет робким. 7. Когда ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить. 8. Если ребенка часто позорят — он будет чувствовать себя виноватым. 9. Чаще одобряйте ребенка — он научится хорошо к себе относиться. 10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. 11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе. 12. Когда ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь. 13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него. 14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места. 15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам. 16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее. 17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел. 18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью. 19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих. 19 заповедей М. Монтессори :
На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори .
Плюсы системы Монтессори : Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей На занятиях запрещена критика и негативная оценка Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых Старшие ученики учатся заботиться о младших У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания Дети учатся принимать собственные решения
Минусы методики Монтессори : Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле Педагог в системе Монтессори , зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори , детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться
Спасибо за внимание! Автор презентации: Васильчук И.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
цели : - повышение качества образования; - совершенствование научно-методической литературы; - совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом; - информационная интеграция, т.е соединение с педагогами, воспитанниками и их родителями.
Задачи: - реализация направлений развития детей в соответствии с ФГОС - использование ИКТ для изменения развивающей среды в группе детского сада. - активное использование ИКТ в работе с детьми и родителями.
познавательная функция . Знакомство с компьютерными технологиями открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий. Обучающая функция. Изучение компьютерных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять. .Коммуникативная функция. Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Развитию этой функции служат работы в группах, сетевые технологии. ФУНКЦИИ
Воспитательная функция. Работа под руководством воспитателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, педагогам. Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения компьютерными технологиями формирует социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе и законов государства, а поэтому осуществляет регулятивную функцию, т. е. регулирует поведение будущих активных членов общества, их отношений друг к другу.
Культурная функция . Развивая сознание детей, их чувства, способность к воображению, расширяя их знания, изучение компьютерных технологий, способствует развитию умения создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру. Частью культуры будущих жителей нового информационного общества является информационная культура, отличительной частью которой является особый операционный стиль мышления. Престижная функция . Владение компьютерными технологиями является важным показателем статуса ребенка в коллективе, влияет на развитие самоуважения, оказывается фактором престижа. Прогностическая функция. Изучение компьютерных технологий подготавливает детей к встрече с будущим - с новым обществом, новыми возможностями компьютерной техники, новыми открытиями в науке, новыми видами деятельности и новыми людьми.
Сюж-рол. «Игра Полет в космос»
занятие
Открытое занятие
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; -несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; -движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; -обладает стимулом познавательной активности детей; -предоставляет возможность индивидуализации обучения; -в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; -позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Преимущества
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : • педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус; • повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей; • повышается интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к воспитателям, они чаще прислушиваются советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах.