РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Васильчук Ирина Алексеевна

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как же развивать мелкую моторику рук у детей         3-4 лет  

с фотоотчетом.

C:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093050.jpg

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

  Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

C:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093403.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093213.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093208.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093050.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093047.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093039.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093028.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093015.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_092948.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_092939.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_090350.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_093449.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20220909_094326.jpgC:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20221025_093745.jpgC:\Users\Учитель\Downloads\IMG_20221020_162503.jpgC:\Users\Учитель\Desktop\СТИМУЛ\на сайт\IMG_20221010_081654.jpg



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КАК ИГРЫ РАЗВИВАЮТ РЕЧЬ РЕБЕНКА» 

В детском ли саду или в школе ваш ребёнок, но всё же семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями сначала с детским садом, потом со школой можно решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня мы хотим поговорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Мы развиваем речь в разных видах деятельности. На специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности в повседневной жизни.

Но больше всего на свете дети любят играть, а не заниматься, как бы это ни было интересно. А когда в игру включаются мамы и папы, счастью детей нет предела. Но взрослые всегда заняты. Жизнь нас поставила в такие условия, хочешь жить, необходимо много работать.

Мы сегодня хотим вам помочь. Проведем, своеобразный мастер класс, поделимся своим опытом. Расскажем и с вашей помощью покажем, как можно развивать речь ребёнка и только речь. Совсем не обязательно усаживать ребёнка, садиться рядом и требовать выполнения задания, можно просто поиграть, не отрываясь от бытовых дел, от отдыха у телевизора, на прогулке и т. д.

Играть мы сегодня будем вместе с детьми.

Для этого вам надо разделиться на две команды. В каждой команде должны быть родители и дети.

Вы долго сидели, и уже соскучились по своим деткам, мы предлагаем нам всем немного размяться и получить истинное удовольствие. Предлагаем вам поиграть в подвижную игру «Обнималочка». Чтобы начать эту игру. Просим вас образовать два круга, внутренний – дети, внешний – родители. Участники каждого круга держаться за руки. Когда начинает играть музыка, дети и родители идут в противоположных направлениях. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребёнок должен постараться найти своих маму или папу, подбежать и обнять раньше остальных детей.

Теперь предлагаем вам разделиться на две команды. В каждой команде должны быть родители и дети.

Первая игра «Викторина» для разминки. Обе команды, по очереди, должны ответить на заданные мной вопросы.

(даются вопросы любой сложности, по разным областям).

Следующая игра «Перепутанница»

Жили – были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Давайте поможем им распутаться.

Слова: капет (пакет, касум (сумка, насос (сосна, футли (туфли) и т. д.

Предлагаем вам следующую игру «Два брата»

К нам в гости пришли два брата. Одного зовут - ИЩ-, другого –ИК. Ик - маленького роста, худенький, Ищ - толстый и высокий. У Ика маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика маленький носик, а у Ища носище. Предлагаем вам продолжить, что могло быть у каждого из братьев в их облике, доме.

Учёные считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребёнка, тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если его сопровождать жестом и мимикой. Этому должны научить детей взрослые, но сначала мы освоим эти приёмы сами. Вызываем две пары (взрослого и ребёнка). Каждая пара получает поднос с манкой. Сначала взрослый читает стишок, ребёнок рисует, потом ребёнок читает, а взрослый дорисовывает картинку.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Давайте попробуем все вместе.

Встаём в большой круг, я читаю текст стихотворения, а вы изображаете его движениями рук, кто как считает нужным.

Следующая игра «Скороговорки».

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становиться правильной, выразительной, чёткой, понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Скороговорка учит произносить слова чётко, не съедая окончание (пока разучивает, чтобы понять смысл каждого слова. Ребёнок, учиться не только говорить, но и слушать. Это очень пригодиться в школе, когда учитель выдаёт много различной информации.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или детского праздника.

А сейчас просим всех взрослых встать спиной к детям. Проведём игру «Узнайте малыша по голосу».

Каждый ребёнок по очереди произносит слово «мама»«папа», а родители должны узнать по голосу своё дитя.

Мы можем играть с вами бесконечно. Но сегодня время у нас осталось только для сказки, которую покажут нам наши родители. Кстати очень хорошая игра на внимание, развитие памяти, жестикуляция, мимика. Всё это также способствует развитию речи.

Театр экспромт «Теремок». Воспитатель читает слова сказки, родители изображают героев сказки мимикой, движениями, и произносят только короткие фразы.

Кстати очень хорошая игра на внимание, развитие памяти, жестикуляция, мимика.

Всё это вместе также способствует развитию речи.

В заключение собрания родителям выдаётся памятка с примерным перечнем речевых игр.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Культура речевого общения рождается в семье».

Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить  ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребёнком правилами культуры речевого общения.

Думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни.  Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы радуетесь, печалитесь, смеётесь  – всё это для ребёнка имеет значение.

Ребёнок усваивает речь,  подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Нередко родители называют сына «Сашка», дочь – «Машка». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей любви. Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребёнок в семье слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно входят в его лексикон и никак не  украшают его речь, и отношения с теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему при людях, сделайте это, оставшись наедине с ним. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью. Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты: бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами речевого общения. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствуют взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребенку со словами «пожалуйста», благодарить его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребёнка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл, чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия – норма вежливости, показатель внимания к людям, способствуют установлению контакта, настраивают на дружелюбный лад. Приучайте ребёнка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешение, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное слово» - меткое выражение, известное нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте ребёнку о «волшебной силе» слова «пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым и сверстникам. Необходимо посоветовать своему ребёнку использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста» - затем изложить свою просьбу или вопрос. Есть ещё и «спасибо», которое ребёнок должен усвоить к двум годам. С четырёх лет дети уже должны говорить взрослому «Вы». В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «ВЫ». Это устаревшая форма, почти не встречается в наше время. Всё зависит от желания старшего поколения. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа» не избегая, конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка».

Мы все стремимся к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы наши дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом, добрыми, умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми. И мы, родители, должны помочь освоить правила  поведения  говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, ибо каждый видит в другом личность. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

 Учимся говорить правильно.

Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.

Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.

Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?

Основные проблемы в развитии речи у детей

Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.

Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Общие рекомендации для родителей

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой» а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.

Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.

Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.

Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.

Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.

Советы профессионала

Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.

Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.

Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.

Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.

Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?

• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.

• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.

• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.

Упражнения для развития правильной речи

Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.

Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.

Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала».

А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.

Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.

Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.

 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть.

Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.

Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.

В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в «Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.

Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.

В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день - хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.

Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

Снежинки. (материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток) Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторите 2-3 раза.

Бабочка, лети!  (материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком. 

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

Птичку напичкали спичками.

Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. 

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом. 

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.

В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Методические рекомендации для родителей

«Адаптация ребёнка в детском саду»

C:\Users\Учитель\Downloads\игра.jpg

Составила: Воспитатель

«МАОУ Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Васильчук Ирина Алексеевна

2022г.

Методические рекомендации для родителей

«Адаптация ребёнка в детском саду»

Основная часть.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.

Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

В огромной степени - отрыв от матери. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка,  но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать, вследствии резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду?

Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее, в школе.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Специалисты выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать – не садовскими. Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.

От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?

От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.

От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.

От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.

От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.).

Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?

Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он не должен знать, что мама может находиться с ним в этом месте. Иначе в следующий раз он будет плакать, и требовать остаться. А это лишний повод для стресса. Малышу кажется, что мама уходит и больше никогда не вернется. Ему на многократном примере нужно объяснить, что мама обязательно вернется. Очень хорошей версией для детей было то, что они пошли в магазин за печеньем или соком. Приходя за ним в сад сразу угостить его сладким. Рано или поздно ребенок поймет, что мама вернется, и не будет так плакать.

В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка, учитывая желание малыша), можно оставить его на целый день в ДОУ.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительно отношение к ним.

Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Помочь ребенку разобраться в игрушках, использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»

1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.

4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

5. Не говорить гадостей. «Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша.».

6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.

7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".

Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад.

На первом этапе мы используем индивидуальные игры с ребёнком, привлекая к игре маму. Присутствие мамы облегчает душевное состояние ребенка.

В игре «Разговор с игрушкой» мама помогает ребенку выразить свое эмоциональное состояние, переживания по поводу пребывания в детском саду.

Мама надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Мама прикасается своей игрушкой к игрушке ребенка, гладит ее, щекочет, при этом спрашивает: «С кем, мой зайчик, подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли». Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит.

Еще одной своей находкой мы считаем игрушечную «Коробочку радостей».

Такая коробочка поднимет настроение робким застенчивым детям.

Родители дома с ребенком в такую «радостную коробочку» складывают небольшие вещи, которые любит их ребенок, и приносят ее в детский сад. Ребенок в любую минуту может взять эту коробочку, потрогать ее содержимое и почувствовать себя дома.

Очень эффективны подвижные игры в паре с мамой. Они регулируют процессы возбуждения и торможения, снижают уровень тревожности.

Игра «Бабочки на весеннем лугу».

Игра помогает справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества. Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! И маму, спрятавшуюся за прозрачным шарфом, он отыщет гораздо быстрее. Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек.

Очень эффективной, я считаю, игру ребенка с мамой и куклой. Игра побуждает к рефлексии позитивных родительских чувств, вызывает положительное отношение к детскому саду.

Ход игры. Мама приносит в группу ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, просит показать, где у куклы голова, ноги, живот и т. д. Предлагает причесать ее, умыть, накормить.

Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками. Первые такие игры, конечно же, с мамами. Потому что только мамы помогут адаптировать ребенка не только к детскому саду, но и к игре. Поэтому именно мама предлагает ребенку игру «Кто в кулачке?»

Мама раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем включаться в игру с ребенком в паре.

Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Консультация для родителей по экологии.

C:\Users\Учитель\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 22-23Г дополнение\ФОТО\IMG_20210115_112537.jpg

C:\Users\Учитель\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 22-23Г дополнение\ФОТО\IMG_20201016_103232.jpg

Составила: Воспитатель

«МАОУ Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ

Васильчук Ирина Алексеевна

Консультация для родителей по экологии.        Автор:  Васильчук  И.А.

Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи»
Описание: Данный материал будет интересен всем родителям дошкольников. В материале даны рекомендации для родителей, которые учат любить, понимать живую природу, жить в гармонии с ней. Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если малыш подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. Что же делать родителям? Как научить любить и понимать природу — это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять, Вам как научить любить, беречь окружающий мир. — Выучитесь сами понимать все живое. — Научите малыша любить и уважать все живое и защищать их. — Научите ребенка жалеть живое существо, ему больно, как и тебе. — Воспитывайте в ребенке доброту и человечность. Пусть ваш ребенок знает, что все живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить. — Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы. — Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами. — Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном. — Учите видеть и понимать состояние другого существа. — Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности. — Возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование. — Подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме. — Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребенок, освоится, «войдет в доверие» к животному. — Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное. — Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями. — Не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безотвественность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному. — Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь. Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие речи детей 4-5 лет».

Период 4-5 лет - очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все детские «почему?» и «зачем?», даже неприличные или неприятные и на которые не знаете ответа. Обязательно договоритесь с ребёнком, что ответите на этот вопрос дома, вечером или завтра. Объясните, что вам надо сначала почитать справочник или энциклопедию. Причём нельзя ни в коем случае забывать ответить, даже если ребёнок забыл. Скажите: «Помнишь, ты задавал мне такой-то вопрос, я на него хочу тебе ответить».

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5-ти годам: приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей); расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы - педагоги и родители - должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

На что же, в первую очередь, необходимо обращать внимание родителям:

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Уважаемые родители, попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2)  Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а также решат одну из задач развития речи.

Далее приведены интересные упражнения для развития речи детей, которые могут использовать  родители.

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);

2. Учить узнавать предметы по описанию – (зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – береза);

3. Учить подбирать действия к предмету – (ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);

4. Учить подбирать предметы к действию - (на небе сверкает, землю согревает. Что это? - солнце);

5. Учить подбирать действия к объекту - (кто или что плавает? летает? - рыба, самолет, бабочка, листья); подбирать обстоятельства - (трудиться можно как? - хорошо, спустя рукава, быстро);

6. Учить подбирать синонимы - (большой, огромный, громадный);

7. Учить находить пропущенные слова - (пришел почтальон, он принес…);

8. Учить распространять и дополнять предложения - (кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);

9. Учить называть составные части целого - (дерево - ствол, ветки, сучья);

10. Учить подбирать антонимы  (день - ночь, печаль - радость);

11. Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица - цыплята, лошадь - жеребята). Причем в различных падежах и множественном числе, т.к. это является распространенной ошибкой у малышей;

12. Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;

13. Учить произносить предложение («На улице идёт дождь») по-разному: радостно (и почему?), грустно (и почему?), удивленно (и почему?);

14. Учить находить антонимы (слова с противоположным значением) в стишке:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.

Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец).

15. Учить образовывать  существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка, книга – книжечка)

16. Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

17. Упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

18. Учить согласовывать числительные с существительными. «Сосчитай»: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

19. Учить употреблять притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

20. Учить правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»

21. Учить образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

22. Учить образовывать  прилагательные от существительных. (сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок в лес, по набережной привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства. Как можно больше знакомьте детей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

А в заключение хотелось бы, чтобы родители всегда помнили, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком.

Список использованной литературы:
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
3. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12 способов решений родителям будущих первоклассников.

Слайд 2

Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

Слайд 3

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации. 3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

Слайд 4

4.Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

Слайд 5

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

Слайд 6

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша. 7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

Слайд 7

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту. 9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров

Слайд 8

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

Слайд 9

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком . Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

Слайд 10

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность . Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

Слайд 11

Благодарю за Внимание.