Рекомендации по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально - эстетическом воспитании детей»
1. Музыкально- эстетическое воспитание детей- часть общей системы эстетического воспитания дошкольников средствами музыки.
Цель:
- приобщение детей к деятельности в области музыкального искусства,
- развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения,
- воспитание любви к музыке,
- развитие музыкальных способностей,
- формирование музыкального вкуса,
- воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.
Методы:
- побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
- упражнения в практических действиях;
- поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
2. Здоровьесберегающие технологии- система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В дошкольных учреждениях используются:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Таким образом, использование здоровье-сберегающих технологий в музыкально- эстетическом воспитании детей – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.
В процессе музыкально- эстетического воспитания целесообразно применять:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Дыхательная гимнастика: Специальные упражнения, увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка;
- Артикуляционная гимнастика: Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;
- Стретчинг: Система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов (растяжка под медленную музыку);
- Ритмопластика: Система физических упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластики.
Релаксация: Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Игровой массаж. Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног) .
- Игротренинги и игротерапия. Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.
- Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
3.Коррекционные технологии
- Музыкотерапия. Оздоровление психосферы средствами воздействия музыки, в т.ч. валеологических песенок-распевок. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
- Сказкотерапия: используют для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
- Технология музыкального воздействия. Создание музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности, в т.ч. музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
- Фонетическая ритмика. Система упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох), игры со звуком. Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Советы:
-Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
-Ритмопластика не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
-Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.
- Релаксация в зависимости от состояния детей и целей.
- Пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.