Рекомендации по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкально - эстетическом воспитании детей»

Овечкина Ольга Петровна

1. Музыкально- эстетическое воспитание детей- часть общей системы эстетического воспитания дошкольников средствами музыки. 

Цель: 

- приобщение детей к деятельности в области музыкального  искусства,

- развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения,

- воспитание любви к музыке,

- развитие музыкальных способностей,

- формирование музыкального вкуса,

- воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной  деятельности.     

 Методы:

  • побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
  • убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
  • упражнения в практических действиях;
  • поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим  действиям.

2. Здоровьесберегающие технологии-   система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Цель - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.    

В   дошкольных учреждениях используются:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

   3.Коррекционные технологии.

Таким образом, использование здоровье-сберегающих технологий   в музыкально- эстетическом воспитании детей – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

В процессе музыкально- эстетического воспитания целесообразно применять:

  1. Технологии  сохранения и  стимулирования здоровья:
  • Дыхательная гимнастика: Специальные упражнения, увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка;
  • Артикуляционная гимнастика:  Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;
  • Стретчинг:   Система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов  (растяжка под медленную музыку);
  • Ритмопластика:  Система физических упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластики.

Релаксация: Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).

2. Технологии  обучения здоровому образу жизни:

  • Игровой массаж. Самомассаж - массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног) .
  • Игротренинги и игротерапия.   Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.
  • Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

3.Коррекционные технологии

  • Музыкотерапия.  Оздоровление психосферы средствами воздействия музыки, в т.ч. валеологических песенок-распевок. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты   и мелодия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
  • Сказкотерапия: используют для интеграции личности, развития творческих способностей,  расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
  • Технология музыкального воздействия. Создание музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности, в т.ч. музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.
  • Фонетическая ритмика. Система упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох),  игры со звуком. Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.     

Советы:

-Стретчинг  не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

-Ритмопластика не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

-Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

- Релаксация в зависимости от состояния детей и целей.

- Пальчиковая гимнастика – с  младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

 

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.