Коллегам

Макарова Елена Валентиновна

Материалы для коллег

---------------------------------------------​---------------------------------------------

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА 

https://cloud.mail.ru/

​---------------------------------------------​---------------------------------------------

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов 4класс

Слайд 2

Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. ( А.С. Пушкин)

Слайд 3

Волхвы Вещий Прохожие Определите части речи

Слайд 4

Учительская Рабочие С толовая Определите части речи

Слайд 5

Показаться из-за туч, увлечься интересной игрой, грамотная речь , утешь мою печаль, положительный персонаж, решишь много задач, испечь пирог, слышишь плач, горевать от неудач, не порежь палец, намажься кремом, компьютерная мышь. Что объединяет все эти слова?

Слайд 6

Правописание ь после букв шипящих в конце имён существительных и глаголов

Слайд 7

Часть речи ь пишется ь не пишется Существительное ….. …. Глагол ….. Прилагательное Краткая форма Продолжите заполнение таблицы

Слайд 8

1. Составить схему правила. 2. Упр. 309. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Игры на развитие мышления.

Игра 1. "Вопросы инопланетянина".

"Инопланетянин" выбирает любой предмет в классе, сделанный руками человека, и должен поставить как можно больше вопросов, которые мог бы задать, решивши сделать такой же предмет на своей планете. На поставленные им вопросы отвечают ученики класса по командам, образуемым по рядам или по другому принципу (мальчики - девочки). Задача инопланетянина постараться поставить перед ними как можно больше таких вопросов, которые не задал бы землянин. Например, если предмет сделан из дерева, то инопланетянин, не зная что это такое, задает вопрос "Что такое дерево?;" или что такое фанера, краска, станок, слесарь, завод, буква и т.п.

Количество вопросов и правильных, остроумных ответов фиксирует судейская команда. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. Игра развивает речь, мышление, находчивость.

Игра 2. "Отгадай, какой предмет задуман".

Ведущий задумал предмет. Играющие могут задавать вопросы, ответ на которые может быть только "да" или "нет". Задумана книга. Ученики должны задавать вопросы, ограничивающие сферу поиска.

Например:

1.        Предмет находится в классе? Да.

2.        Он может находиться в руке? Да.

3.        Он используется для учебы? Да.

4.        Он сделан из бумаги? Да.

5.        В нем мы пишем? Нет.

6.        В нем читаем? Да.

7.        Это книга? Да.

Игра 3. "Любопытный покупатель"

В магазин помешают игрушки, каждой из которых назначают цену в виде количества вопросов, которые надо задать по поводу этой игрушки продавцу. Например, одна игрушка стоит 5 вопросов, другая - 7 и пр.

На каждый вопрос отводится небольшое количество времени. Задача - научить быстро и четко ставить вопросы.

Игра 4. "Почемучка".

Ученик заходит в класс и выбирает себе какой-либо предмет и начинает опрашивать: "Почему он стоит в классе?", "Зачем он нужен?", "Почему он испачкан?", "Кем он испачкан?", "Почему его не берегут?" и т.п. Игра учит задаваться вопросами об отношении к нужным вещам вокруг.

Игра 5.

Ученики задают вопросы, ответ на который может быть только в одном варианте, например "твердый" (или "белый", "тупой" и пр.) Например, "Какой это предмет?" (твердый). "Какой должен быть лед на реке для катания?" (твердым). "Какой характерный признак этого предмета?" (твердость) и т.п. Игра учит видеть общее свойство в разном.

Игра 6. "Где спрятан предмет?".

Ученик выходит из класса. Учитель прячет в классе предмет. Ученик должен поставить вопросы учителю, чтобы отыскать предмет. Ученики, знающие, где спрятан предмет, мысленно задают более правильные вопросы, корригируют неправильные ответы. Игра тренирует алгоритм поисковых вопросов.

Игра 7. "Мяч-почемучка".

Играющие встают вкруг. Учитель объясняет правила игры: перебрасывая мяч по кругу, каждый бросающий задает вопрос с одним из вопросительных слов. Ловящий мяч отвечает на него и, перебрасывая мяч следующему, также задает вопрос с тем же словом. Сначала мяч передается по кругу, а затем перебрасывается в любом порядке. Если в процессе игры мяч падает, то тот, кто упустил мяч, должен сменить вопросительное слово. Например, было слово "зачем", оно сменяется словом "почему". Игра тренирует способность к постановке идентичных вопросов на разные темы.

Игра 8. "Рассказ (сказка), которую я не расскажу".

Вариант 1. Учитель задумывает какую-нибудь известную детям сказку. При помощи вопросов дети должны отгадать, что это за сказка. После чего кто-нибудь из детей рассказывает ее или они вместе ее разыгрывают.

Вариант 2. Отличие данного варианта от предыдущего в том, что сказка, которую задумал ведущий, никто не знает, т.е. придумана самим ведущим. При этом она должна быть полностью продумана, чтобы поставленные к ней вопросы находили немедленный ответ. Когда содержание сказки полностью проясняется, кто- либо из играющих рассказывает ее, а ведущий дает оценку точности передачи содержания.

Вместо сказки может задаваться рассказ или случай, происшедший с кем-то.

Примерный характер вопросов, которые используются для разгадывания сюжета. Кто герой сказки? Какие персонажи принимают в ней участие? Где живет главный герой? Каков его характер? Какое событие с ним произошло и что было его причиной? Что было после того события? Кто помогал главному герою? Кто мешал? и т.п. Конец истории учащиеся могут придумать сами.

Игра 9." На все один ответ"

На все вопросы, задаваемые ведущим, должен следовать один ответ. Например, "яблоко". Этот ответ должен согласовываться с характером вопроса: "Что лежит на столе?" "Яблоко". " С кем бы ты хотел дружить?" " С яблоком". Основная задача - научить учащихся согласовывать ответы с вопросом, несмотря на кажущуюся абсурдность ответа.

Тренировка в умении ставить вопросы должна сочетаться с проникновением в сущность каждого из вопросительных слов.

Для этого ученики разбиваются на команды, одна из которых задает вопрос с первым вопросительным словом, а вторая отвечает "вопросом на вопрос". Например, первый опрашивает: "Кто сегодня дежурит?", а второй задает тоже вопрос "Кто еще не дежурил?" и пр.

1.        Ученикам дается задание поставить как можно больше вопросов, используя вопросительное местоимение КТО и КТО ЕЩЕ.

В конце вопросов, поставленных самостоятельно, необходимо обсудить, в каких случаях ставятся вопросы и с какой целью.

2.        КЕМ и О КОМ - ученики должны самостоятельно поставить как можно больше вопросов по отношению к предметам (кем сделан?) и по отношению к человеку (Кем буду? С кем дружу? и т.п.)

3.        ЧЕЙ, ЧЬЯ, КАКОЙ, КАКАЯ - важно, чтобы дети уловили разницу в вопросах.

4.        ЧТО и ЧТО ЕЩЕ. Важно, чтобы учащиеся тренировались на разных вариантах употребления этих слов в вопросительных предложениях.

5.        ИЗ ЧЕГО, ОТЧЕГО, ДЛЯ ЧЕГО - после постановки вопросов, обсуждение специфики направленности каждого вопроса.

6.        ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ - эти вопросы особенно важны для понимания сущности явлений. Например: "Почему ученик кричит?", отличается от вопроса "Зачем он кричит?"

7.        КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ - вопросительные слова относятся к числу многофункциональных. Для развития мышления очень важно, чтобы ученики поняли, что при постановке цели важно определить не только, что необходимо сделать, но и как это надо делать, каким образом достигать.

8.        КОГДА, ГДЕ - задавая вопросы, учащиеся должны уловить, в каком случае эти слова требуют обдумывания, анализа ситуации (Когда нужно... Где можно...), учета места и времени.

9.        СКОЛЬКО, НА СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО - важно, чтобы учащиеся поняли оттенки этих вопросительных слов.

При игровой форме отработки вопросительных слов очень важно уметь быстро находить вторые варианты вопросов, что тренирует интеллект больше, чем прямые ответы.

Игра 10. "Что иметь, уметь и знать".

Игра направлена на то, чтобы ученики научились анализировать деятельность. Игра также проходит по командам, каждая из которых задает по-очереди вопросы другой команде. Команда, которой задан вопрос, должна ответить, что необходимо иметь, какой материал и инструменты для совершения простой формы деятельности, что уметь делать и в какой последовательности и что для этого надо знать.

1.        "Чтобы гвозди забивать, что иметь, уметь и знать? Все что знаешь, расскажи; что умеешь - покажи".

Дети сразу вспоминают, что необходимо иметь молоток и гвозди и изображают, как гвоздь забивается. При этом они забывают, что в зависимости от материала, в который забивается гвоздь, и цели - для чего забивается, - весь процесс меняется. После первого же вопроса об этом необходимо напомнить.

2.        "Чтобы пол нам подметать, что иметь, уметь и знать?"

3.        "Чтобы слово написать, что иметь, уметь и знать?"

4.        "Чтобы стол нарисовать, что иметь, уметь и знать?"

5.        "Чтобы правильно читать, что иметь, уметь и знать?"

6.        "Чтоб рубашку постирать, что иметь, уметь и знать?"

7.        "Чтоб пятерки получать, что иметь, уметь и знать?"

Вопросы последнего типа особенно важны, поскольку заставляют учеников задуматься, какие качества характера нужно иметь, как уметь пользоваться приемами развития, восприятия, запоминания, мышления, что знать о себе и по предметам.

Игра 11. "Необитаемый остров".

Учащимся предлагается ситуация, когда они высадились на необитаемый остров. Им предлагается сделать все, чтобы можно было на нем удобно жить. На какие вопросы для этого надо, прежде всего, ответить? Малышам нужно подсказать, что для этого надо обследовать остров и узнать, что на нем уже есть. Затем выстроить последовательность действий на острове в вопросах относительно питания, жилища, распределение обязанностей и пр.

Вопросы ставит команда в целом. Учитель, по тому, какие вопросы поставит каждая команда, должен определить, какая из них выживет.

Игра 12. Графические задания.

Рисуночные тесты служат средством диагностики и развития воображения и творчества. Основные из них следующего типа:

1.        Наполнение однородных фигур. Ученики рисуют 10-20 квадратов или кругов, которые заполняются или дополняются до осмысленных предметов. Развивает творческое воображение, широту мышления.

2.        Рисунок несуществующего животного с дальнейшим описанием, где он живет, чем питается, как передвигается и пр.

3.        Графическое изображение пройденных понятий, правил, а также плохих и хороших качеств человека.



Предварительный просмотр:

Карточки для дифференцированной работы с учащимися

на уроках русского языка

 1

Подбери из предложенных звуковых записей слова, подходящие по смыслу к буквенным записям, запиши их на строчках

   

     [бур’о́нка]     [барбо́с]     [к’э́ша]     [му́рка]     [ко́л’а]     [ма́ша]                      

                 __________________                              _______________________                            

пёс           _____________________                 ко́шка   ___________________________

                 __________________                              _______________________

ма́льчик   _____________________                попуга́й___________________________

                 __________________                              _______________________

де́вочка    _____________________                 коро́ва ___________________________

2

Уточни звуковые модели слов

                 ц и р к у л ь                      я м к а                            ч а й н и к

 3

   Укажи в квадратике качество согласного звука (мягкость или твёрдость)

                А            Ю               О       Ы                                Е        Э

                                                                                                             

 4

Переведи звуковые записи в буквенные. Оформи свой ответ в виде таблицы

 [а́ист]  [шэст]  [с’й’эл] [жы́рный’]  [в’й’ун]  [л’а́л’ка]          

 

С орфограммами

Без орфограмм

«?»

1

2

5

Найди слова с одной и той же орфограммой. Соедини их линией.

                               съел                               кричу  

                               жир                                чаща

                               друзья                            дружи

                               роща                               ранцы

                               пря́чу                              Булька

                               цирк                                вьюн

                               Ольга                              цинк

                               купцы                              въезд

6

Запиши слова буквами, подчеркни орфограммы

 [шо́рты] [купцы́] [цыпк’и] [жуч’к’и] [цэл’] [камышы́] [ч’о́рный’] [но́ч’ка]                      

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

7

Раздели сплошной текст на отдельные высказывания, запиши его ниже

ДинаиОлясёстрыМалышилюбяткошкуМуркуКошкалюбитсвоихдрузей.

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

8

Запиши слова в виде транскрипции

               ______________                                            _______________

цыпки -  ______________                           цифры -   _______________

     

              ________________                                          _______________

цепь -    ________________                        удальцы - _______________

  9

Покажи стрелками «работу» гласных букв

 

 

     и   н   д   е́   й   ц   ы               у   ш   ы́   б   ы               п   р   и   ч   у́   д   ы  

10

Выбери подходящую звуковую запись к буквенной, соедини их линией

[х’и́щ’н’ик]                                                    [но́чка]

                                  хищник                                                   но́чка

[х’и́щн’ик]                                                     [но́ч’ка]

 

[по́чта]                                                            [жуч’ки́]

                                  почта                                                       жучки́

[по́ч’та]                                                           [жучк’и́]

 11

Сказочный язык соответствует законам русского языка.

Переведи звуковую запись сказочного языка в буквенную запись

[й’акужы́   к’уч’ял’а́м   г’ий’у́т’].   [цэ́пр’а   г’э́ч’ка   кашы́л’а   ч’о́л’н’у].

   

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 12

Найди и обведи все буквы, обозначающие звук  [й’]

вью́га,  край,  ю́бка,  моё,  съе́ду,  ма́йка,  ую́т,  аул,  я́года,  баян,  буй

13

Запиши высказывания буквами:  

 [й’у́ркнула   мы́шка   в   уй’у́тнуй’у,   т’о́плуй’у   но́рку].   [л’эн’   й’эй’  

сыр иска́т’].

________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

   

14

Распредели слова в три столбика по способам обозначения звука [й’]

буёк,  съёмка,  ель,  баян,  янтарь,  вьюн

    [й’]     …                         …     [й’]      …                  …      ,      [й’]      …   

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________ _____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

         

 15

Найди и исправь ошибки первоклассника, отметь в таблице значком  «V» проблемы ученика:

В  гнёздах  пищя́т  грачя́та.  Птенци́  с  утра́  про́сят  есть.  весь  ден  грачи́

для  них  и́щют  пи́щю.  Сыты́  бу́дут  малышы́.

умения

«V»

ЖИ-ШИ

ЖЕ-ШЕ

ЧА-ЩА

ЧУ-ЩУ

ЦИ. . .,   ЦЫ. . .,   . . . ЦЫ

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН

Ь – показатель мягкости согласных

Большая буква (начало высказывания)

Большая буква (собственные имена)

Точка в конце высказывания

16

Ксюша записала текст в тетрадь. Проверь, всё ли Ксюша записала правильно. Если найдёшь ошибки, исправь их. Лена нашла в записи Ксюши 5 ошибок, Марк – 6 ошибок, Сколько ошибок нашёл (нашла) ты?

Есть  у нас  кот  сёмушка.  Он  до́брый  и у́мный.  Краси́вый.  Пушы́стый.

Но  драчю́н  И  мышэ́й  не  ло́вит.  И  есть  у нас  ко́шка  му́рка.  Не  така́йа

краси́вайа  и  пушы́стайа.  зато  мышэ́й  ло́вит.

  Лена – 5 ошибок              Марк – 6 ошибок              Я -     ошибок

   

17

Исправь ошибки в звуковых записях

[й’я́ма]   [каюта]   [уй’утный’]   [п’эр’а]   [в’й’ехал]   [й’ула́]   [н’ан’а]                

18

Придумай два-три слова к предложенной схеме и запиши их

                                         

                                          [цы]

     ци́. . .                            цы . . .                                . . . цы

 ________________                  ___________________                           __________________

  ________________                  ___________________                           __________________

                                                  

  ________________                  ___________________                           __________________        

  ________________                  ___________________                           __________________  

  ________________                  ___________________                           __________________ 

 ________________                   ___________________                           __________________

   

19

Распредели слова в столбики по способам обозначения мягкости согласных звуков. Запиши их буквами

               [ко́т’ик] [кон’] [л’и́па] [па́л’ма] [м’эл] [ба́н’ка]

                ,                                        ,                            

     

                         Ь                                Я, Е, Ё, Ю, И

                   ______________________                  _______________________      

                   ______________________                  _______________________  

           

                   ______________________                  _______________________

                   ______________________                  _______________________

           

                   ______________________                  _______________________

                   ______________________                  _______________________

                                 

 20

Какую орфограмму забыл ученик при написании слов? Исправь ошибки ученика, составь для него схему-помощник

    цэнтр,  цэх,  концэрт                                  схема-помощник

2.2-3 – 3 (3)

Второклассник Вова переводил звуковые записи в буквенные. Затруднения при записи вызвали звуки, выделенные чёрным шрифтом

     [шнурк’и́] - шнурки́       [зм’э́й’ка] – змейк_       [м’итла́] – м_тла́

     [гр’ибы́] – гр_бы́            [трапа́] – тр_па́             [с’й’э́л’и] – с?е́л_    

Оцени работу Вовы по критерию «правильность». Какая схема помогла мальчику записать эти слова? Определи позицию выделенных парных по звонкости-глухости согласных звуков. Укажи это в  схеме

                                                                                                                 П.

                                                                                                                             

2.2-3 – 4 (2)        

Найди среди предложенных записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменения звуковыми парами ниже

[р’ика́]   [р’э́ч’ка]   [стол]   [р’э́к’и]   [сто́л’ик]   [сталы́]   [р’ич’но́й’] [стул]

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2.2-3 –  5 (1)

Прочитай слова, выдели голосом ударный слог, поставь в звуковых записях ударение. Обведи гласный звук в слабой позиции, под гласным звуком в сильной позиции поставь «галочку»  - ^

[ работа ]    [ кукла ]    [ ут’ата ]    [ машына ]    [ сапаг’и ]    [ т’ишына ]

           

[ ч’ай’н’ик’и ]    [ цыркул’ ]    [ нара ]    [ дружыл’и ]    [ п’инал ]

2.2-3 – 6 (1)

Согласные звуки, парные по звонкости-глухости, потеряли друг друга. Помоги каждому звуку найти свою пару, соедини их линией

        [п]                      [м]                    [в]                    [ч’]                    [д]          

               

                [р]                             [б]                     [п]                    [ж]                   [ц]          

  [ш]                       [ф]                         [к]                            [г]                [т]                  

                    [з]                         [п]                            [с]                  [й’]                  

2.2-3 – 7 (3)

Прочитай слова, переведи звуковые записи в буквенные, запиши их ниже с пропуском орфограмм  слабых позиций

[паго́да]   [пр’ив’э́т]   [ч’ула́н]   [ч’ирнасл’и́ф]   [фс’ир’й’о́с]   [рол’]  

[слава́р’]   [паб’ил’э́ла]   [зада́ч’а]        

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

2.2-3 – 8 (2)

Какими буквами можно обозначить эти звуки?

ры́[п]ка     [с]ре́зал     у́[с]кий     ука́[с]ка     ло́[ш]ка     берё[с]ка     кора́б[л’]

   

2.2-3 – 9 (2)

Впиши в звуковые скобки подходящие звуки

ука́[  ]ка,   лоша́[  ]ка,   морко́[  ]ка,   Серё[  ]ка,   сала́[  ]ки,   по[  ]писа́ть,

[  ]чёлка,   прище́[  ]ка,   кни́[  ]ка,   табле́[  ]ка  

2.2-3 – 10 (1)

Соотнеси звуки с позицией, соедини их линией

            Сильная позиция                                           Слабая позиция

[у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́]               [у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́]  

     

2.2-3 – 11 (2)

Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти слова и звуки

      [в’о́дра]  -  [вы́дра]        [вада́]  -  [во́ды]        [р’ика́]  -  [рука́]    

      [л’иса́]  -  [л’эс]        [нага́]  - [но́г’и]       [па́ч’к’и]  -  [по́ч’к’и]  

2.2-3 – 12 (3)

Заполни таблицу сильных и слабых позиций парных согласных звуков

Сильные позиции

Слабые позиции

1.

1.

2.

2.

3.

3.

2.2-3 – 13 (2)

   Обведи только те звуки (гласные и согласные), которые всегда находятся в сильной позиции

  [к]   [э́]   [п]   [ч’]   [н]   [ф]   [а́]   [й’]   [о́]   [и]   [р]   [с]   [д]   [х]   [у]   [ж]

2.2-3 – 14 (3)

Обведи правильный вариант ответа. Если у тебя есть свой вариант, напиши его

  1. Последний звук в слове - [р’]:

а) напишу букву р;  б) напишу рь;  в) поставлю пропуск;  г)…

  1. Последний звук в слове - [п’]:

а) напишу букву п;  б) напишу пь;  в)напишу бь;  г) напишу б;  

д)…

2.2-3 – 15 (3)

Запиши высказывания буквами, пропуская орфограммы СлП:  

 [па   даро́шкам   паб’ижа́л’и   му́тный’и   руч’й’и́].   [хруст’и́т   за  

ако́шкам   маро́зный’   д’ин’о́к].

________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

   

2.2-3 – 16 (3)

Распредели слова в три столбика, переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском орфограмм СлП

[разб’и́т’]  [зуп]  [тро́пка]  [арбу́с]  [т’итра́тка]  [ут’у́к]  [вагза́л]  [вы́шыфка]                    

            .

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________ _____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

_____________________                    _______________________                 ________________________

         

2.2-3 – 17 (2)

Прочитай пары слов:

     гол – кол,    га́лка – га́лька,   ла́йка – ма́йка,    бар – пар,    винт – финт

Найди среди этих слов те, которые отличаются друг от друга только согласными, парными по звонкости-глухости. Обведи эти слова и буквы

2.2-3 – 18 (3)

Придумай по два-три слова к предложенной схеме и запиши их

                                             

                                                                              [в], [в’]                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  ________________                  ___________________                           __________________

  ________________                  ___________________                           __________________

                                                  

  ________________                  ___________________                           __________________        

  ________________                  ___________________                           __________________  

  ________________                  ___________________                           __________________ 

 ________________                   ___________________                           __________________

   

2.2-3 – 19 (2)

Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака

Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.  

Обведи в словах буквы, обозначающие гласный звук [о́] и согласные звуки [б], [б’]

 

2.2-3 –20 (2)

Напиши, какие буквы гласных «спорят» за право обозначать выделенный звук. Есть ли здесь ловушки? Отметь их знаком «Л»

ж[о́]лтый,   ж[у]рна́л,   сн[и]ги́рь,   гре́б[и]нь,   пт[и́]чка,   ц[ы́]ркуль,  

 щ[у́]ка,   ж[ы]ра́ф,   скв[а]ре́ц,   к[а]мы́ш

     

Диагностическая работа  по теме

Позиции ГЛАСНЫХ звуков

Фамилия, имя___________________________________________Дата_______

  1. Найди среди предложенных звуковых записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменениями звуковыми парами ниже

[дом’]     [л’исно́й’]     [дамаво́й’]     [л’эс]     [дама́]     [л’иса́]

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соедини линией соответствующие названию звуки

                   Сильная позиция                                               Слабая позиция

[а́]  [и]  [о́]  [ы́]  [у́]  [э́]  [и́]  [а]                          [а́]  [и]  [о́]  [ы́]  [у́]  [э́]  [и́]  [а]      

  1. Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти звуки.

 

    [страка́]  -  [стро́к’и́]                     [по́ч’ка]  -  [па́ч’ка]                   [п’э́ла]  -  [п’ила́]  

5. Ученики записывали слово  [л’игушы́ный’]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике.

            л_г_ши́н_й                               л_гуши́ный                              л_гушы́н_й          

6. Запиши высказывание буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.

    [ад’э́ла    о́с’ин’    в    зо́лата    маладу́й’у    ас’и́нку].  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени свою работу по выбранным тобой критериям

Диагностическая работа  по теме

Позиции СОГЛАСНЫХ звуков

Фамилия, имя ________________________________________ Дата_______

  1. Запиши парные согласные звуки, которые могут чередоваться

_______________________________________________________________________   _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Определи сильную и слабую позиции согласных, соедини эти звуки со схемами

                                                                    .  

                        [дуп]     [каса́]     [гол]     [сат]     [го́рк’и]                                                                      

  1. Переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском ОСлП. Дополни схему, укажи в ней позицию выделенных согласных звуков

 

                       __________________                                    _____________________

 [ло́шка] -     __________________                [раздал’и]-  _____________________

                    __________________                                        _____________________

 [ска́ска] -  ___________________                   [вагза́л] -   _____________________

  1. Переведи звуковые записи в буквенные. Распредели слова относительно схем, запиши их с пропуском ОСлП

[дво́й’ка],    [шл’а́па],    [св’э́ч’ка],   [шнурк’и́],    [сра́зу],    [зм’э́й’ка]

       [в] [в’] _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

               _______________________________________________________________________                                                                                                        

 _______________________________________________________________________

5. Ученики записывали словосочетание [на тра́фку]. Вот, что у них получилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике

     на  тра́_ку              н_  _ра́_к_                    н_  тра́_ку              

    н_  трафк_



Предварительный просмотр:

Развивающие упражнения и игры

по теме: «Части речи».

              Предлагаемые игры разработаны на материале программы развивающего обучения по русскому языку (система Эльконина-Давыдова - Репкина). Цель данных игр и упражнений обеспечить детям усвоение программного материала по теме «Части речи». В основе построения их лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего он додумался сам,- его собственное «открытие»- остается навсегда. Чтобы открытие состоялось, необходимо умело направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание и верное использование правил игры «ведь правило» - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить.

1.Отгадай вопрос.

Цель: Развитие внимания, мышления.

Описание: 

Учитель, бросая мяч, называет имя существительное; ученик, бросая мяч обратно,- вопрос к нему («кто?» или «что?»).

Эту игру можно провести при изучении любой части речи. Манипуляции с мячиком оживляют необходимое, но однообразное упражнение, позволяя детям подвигаться и поддерживать их внимание на должном уровне.

2.Внимательные руки.

Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления, закрепление учебного материала с участием моторики.

Описание: Учитель читает текст, делая паузы после каждого слова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если «что?»- левую; если оба не подходят - руки лежат на столе.

Необходимость после каждого предъявленного слова проделывать определенное движение стимулирует к сосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово к одной из двух возможных категорий. Таким образом, тренируется умение анализировать слуховую информацию.

3.Кто быстрее?

Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.

Описание: На доске - 2 ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. 2 участника-соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос «кто?», второй – «что?».

Чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделить из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.

4.Кто больше?

Цель: Развитие речи, непроизвольное закрепление учебного материала.

Описание: В игре 2 участника. Необходим секундомер.

 Задание: назвать за 1 минуту как можно больше слов: для одного участника -отвечающих на вопрос «кто?», для другого - на вопрос «что?». Зрители-судьи считают и проверяют слова.

Эту игру можно провести при изучении любой части речи. Здесь требуется умение извлекать из памяти слова задуманной категории, а значит, умение хорошо различать эту категорию. Применение секундомера стимулирует детей к большей активности.

5.Мячик с путаницей.

Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.

Описание: Учитель, бросая мяч, называет одушевленное существительное; ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим (ворона... мычит, врач... чирикает, и т.д.)

Условие (подбирать неподходящий глагол) не только дает детям возможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживает интерес к учебному материалу.

6.Разноцветные мячики.

Цель: Развитие внимания, речи, мышления.

Описание: Учитель, бросая мяч, называет имя существительное. Ученик, поймавший мяч, придумывает к этому существительному подходящее слово: если мяч синий - слово отвечает на вопрос «какой?», если красный - на вопрос «что делает?».

Довольно сложное задание, требует нескольких умственных действий: 1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом; 2) получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол); 3)находить подходящее слово и связывать его с названным.

7.Кто больше?

Цель: Развитие воображения, речи.

Описание: Задание на дом: придумать как можно больше определений, т.е. слов, отвечающих на вопрос, «какой?». (Определяемое слово - по собственному выбору детей, то есть нужно еще найти слово, у которого может быть максимальное количество определений.)

Выполнение этого задания не в классе и без ограничения времени позволяет ученикам дать волю воображению.

8.Найди пару.

Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом: четверо с существительными и четверо - с прилагательными. Задача: найти подходящее слово к своему. А выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-Зраза, чтобы поучаствовали все.)

Включение движения и общения в учебное упражнение - согласование существительных и прилагательных - дает детям дополнительную мотивацию к выполнению учебной деятельности.

9.Присоедини слово.

Цель: Развитие внимания, речи.

Описание: Учитель, бросая мяч, называет предлог; ученик, бросая мяч обратно, - слово с этим предлогом. Слово можно задать заранее. Например, в реке, из реки, к реке.

Производимое учеником при каждом ответном броске мяча изменение слова помогает ему четче осознать связь меняющегося окончания слова с предлогом.

10.На что похоже?

Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, речи.

Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу).

Задание: увидеть в этом изображении предмет, действие предмета, признак предмета.

Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства, описать образы, возникающие в воображении, активизирует словарный запас.

11.Глаз - фотоаппарат.

Цель: Развитие внимания, памяти.

Описание: У доски выстраивается 6-10 учеников, по команде учителя показывают классу в течение 10 секунд карточки со словами с абстрактными понятиями, такими как «добро, зло, храбрый, трусость, честный, трудолюбие, лень». Класс должен записать только существительные в соответствующем порядке или назвать их вместе с именами показывающих. Те, кто нашел «лишнее» слово и наиболее точно воспроизвел порядок слов, становится у доски для показа новых карточек.

12.Мяч - почемучка.

Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала.

Описание: Играющие встают в круг. Перебрасывая мяч по кругу или в любом порядке, каждый бросающий задает вопрос одной из частей речи. Поймавший должен назвать часть речи и тут же передать другому, задавая вопрос уже другой части речи. Тот, кто упустил мяч или задержал его, выбывает из игры.

Мячик - средство для превращения обычного письменного задания в упражнение, позволяющее ребенку подвигаться

13. Вопросы инопланетянина.

Цель: Развитие речи, мышления, находчивости.

Описание:  «Инопланетянин» должен  поставить  как можно  больше вопросов по пройденной теме, чтобы объяснить своим собратьям по планете, что  узнал  на  планете  Земля.  На поставленные  им  вопросы отвечают ученики класса.  Задача инопланетянина - поставить перед детьми как можно больше таких вопросов, которые не задал бы землянин. Например. И.   -Что такое род в русском языке? Д.   -Это грамматическое значение. И.   -А что такое грамматическое значение? Д.       -Общие  для  всех  слов  какой-нибудь  части  речи значения.

(называются грамматическими значениями.) И. -А что такое часть речи? И так далее.

14. Найди свой домик.

Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальных средств. Развитие внимания, быстроты мышления.

Описание: Каждый    ученик    получает    карточку    со    значком, обозначающим

грамматическое значение: Р. - род, (?) - постоянный род, Ч - число, П. - падеж, Л   - лицо,   Вр.-   время.   Учитель   показывает   карточку   со   словом «красота», указывая на окончание спрашивает: - Кто в этом домике живет?

К     доске     выбегают    те     дети,     значки     которых     соответствуют

грамматическим значениям данного слова: Ч, П., (Р.?)

Эту игру можно усложнить, конкретизируя грамматические значения, т.е.

раздать карточки: м.р., ж.р., ср.р., ед.ч., мн.ч., И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.,

1 л., 2л., Зл., наст., прош., будущ.

КРАСОТА. Выбегают дети с карточками: Ч, ед.ч., П., И.п., (р), ж.р.

Эта игра упражняет детей в определении грамматических значений всех

частей  речи.  Игра  проходит живее  и  эмоциональнее,  если  изредка показывать   карточки   со  «словами   -   ловушками». Например,   слова  «быстро», «и», «не», «ох» и т.д., не имеющие грамматические значения.

15.Кто быстрее?

Цель: Развитие быстроты мышления, внимания.

Описание:  Ученикам  раздаются  карточки   с  одинаковым  текстом. Учитель предлагает найти и назвать определенное количество частей речи. Например, найти 5 имен существительных, 4 наречия, 2 частицы и т.д. Выигрывают самые быстрые и внимательные.

16.Продолжи ряд.

Цель: Развивать видение закономерностей на основе анализа последовательности. Закреплять учебный материал.

Описание:На доске записан  ряд слов: «пять», «земля», «красиво», «бежать». Учитель предлагает продолжить ряд.

 Дети продолжают ряд, называя части речи в той же последовательности.

Оцени свою работу по выбранным тобой критериям