Формирование иноязычной компетенции у старших дошкольников (5-7 лет)
Изучения ИЯ в раннем возрасте благотворно влияет на общее интеллектуальное, психическое развитие ребёнка, на расширение его кругозора и его речевые способности. Познание ребёнком окружающего мира через знакомство с родной и иноязычными культурами, закладывает основы его би- и полилингвальности, что столь востребовано ныне для получения достойного образования, карьерного роста и успешности индивида в его будущей жизни, в целом.
Настоящая программа призвана развивать личность ребёнка, учить его взаимодействовать в коллективе, воспитывать его патриотом своей страны, овладевшим элементарными понятиями, навыками поведения, доступными его возрасту, готовить к процессу обучения ИЯ в школьных образовательных учреждениях, в которых обучение ИЯ ведётся с первого класса.
Целью Программы является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная программа позволяет:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением количества детей, посещающих дошкольные учреждения;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
сохранить здоровье обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivayushchego_kursa_dlya_detey_6_let.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 1252 с углублённым изучением испанского языка имени Сервантеса
СОУО Департамента образования г. Москвы
Кафедра иностранных языков
Программа
обучения испанскому языку в развивающих группах
Разработана учителем испанского языка Голицыной М.В. на основе программы «Преемственность» (коллектива авторов Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ИОО МОПО РФ), практиками и методистами Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) и программы по обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста, предложенной Московским Департаментом образования и Московским институтом повышения квалификации работников образования
Утверждена на заседании кафедры ИЯ школы 1252
Протокол от 24 августа 2012 г.
Директор школы № 1252 И.В. Анурова
Зам. директора
по ИЯ М.Г. Полисар
Москва
2012 г.
Введение
В современном, динамично развивающемся мире, тенденции интернационализации и интеграции культур, обществ очевидны. Особенно ярко эти тенденции проявляются в таком мега полисе, как город Москва. Общество требует, чтобы с раннего возраста граждане могли жить и адекватно взаимодействовать в диалоге культур. Раннее овладение иностранными языками востребовано современным обществом.
Преимущества раннего обучения ИЯ были доказаны теоретически и практически ещё четверть века назад, когда в учреждениях дошкольного образования массово вводились курсы иностранных языков.
Дошкольный возраст уникален для овладения языком. Дети 6-ти лет владеют следующими психическими особенностями:
- пластичность природного механизма усвоения речи,
- интенсивное формирование познавательных процессов,
- быстрое запоминание языковой информации,
- способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках. Не путая эти языки и их
средства выражения,
- особая способность к имитации,
- отсутствие языкового барьера (страха)…
Изучения ИЯ в раннем возрасте благотворно влияет на общее интеллектуальное, психическое развитие ребёнка, на расширение его кругозора и его речевые способности. Познание ребёнком окружающего мира через знакомство с родной и иноязычными культурами, закладывает основы его би- и полилингвальности, что столь востребовано ныне для получения достойного образования, карьерного роста и успешности индивида в его будущей жизни, в целом.
Настоящая программа призвана развивать личность ребёнка, учить его взаимодействовать в коллективе, воспитывать его патриотом своей страны, овладевшим элементарными понятиями, навыками поведения, доступными его возрасту, готовить к процессу обучения ИЯ в школьных образовательных учреждениях, в которых обучение ИЯ ведётся с первого класса.
Целью Программы является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Данная программа позволяет:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением количества детей, посещающих дошкольные учреждения;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- сохранить здоровье обучающихся.
Основными принципами Программы являются:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- доброжелательная атмосфера;
- недопустимость порицания;
- положительная оценка любого достижения ребёнка;
- обучение с учётом специфики старшего дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью при подготовке к школе является игровая.
Указатель разделов настоящей
Программы:
- Введение, где раскрывается специфика данной Программы.
- Цели раннего формирования элементарных иноязычных компетенций детей с ориентацией на личностное развитие ребёнка.
- Основные технологии воспитания иноязычной культуры у детей дошкольного возраста.
- Реализация интегративного подхода как взаимодействие целевых аспектов деятельности детей на ИЯ с другими видами деятельности и информацией, получаемой ребёнком в дошкольном возрасте.
- Содержание деятельности воспитуемых и конечные результаты.
- Учебный поурочный план на 2012- 2013 учебный год.
- Список используемой литературы.
Цели обучения
Обучение ИЯ детей-дошкольников призвано охранять и укреплять физическое, психическое и духовное здоровье детей. Основная цель – это личностное развитие ребёнка средствами иноязычной языковой деятельности. Являясь стратегической, данная цель позволяет органично включать ИЯ в контекст жизнедеятельности дошкольника и определяет конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности детей данного возраста.
Реализация цели развития личности учащегося предусматривает:
- Развитие языковых способностей ребёнка (всех видов памяти, слуха, произносительных навыков, внимания, прогнозирования и др.), которые могут стать основой для обучения впоследствии.
- Осознание детьми родной культуры, знакомство с иноязычными, выработка позитивного к ним отношения и интереса.
- Воспитание в детях чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу.
- Развитие мелкой моторики, любознательности, двигательных, эмоциональных, психических, творческих качеств ребёнка, его фантазии, способностей к взаимодействию в совместной деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой и т.д. и т.п.)
Знакомясь с родным и иноязычным детским фольклором в виде речёвок, стихотворений, песен, игр, дети обучаются умениям и навыкам устной иноязычной речи, активизируя их на каждом занятии. Это:
- Элементарные умения речевого этикета.
- Понимание и адекватная реакция в рамках тематики
обозначенной Программой.
- Воспроизведение изученного материала. Автоматизация его в виде языковых, слуховых, музыкальных, двигательных образов.
Технологии иноязычной деятельности воспитанников
Для достижения успеха в деле формирования элементарных иноязычных компетенций у детей дошкольного возраста необходимо во главу угла ставить развитие личности ребёнка. Отсюда очевиден выбор технологий:
- Отвечающие потребностям и интересам детей речевые игры превалируют над целенаправленной учебной деятельностью, поскольку дошкольника интересует не результат обучения, а его процесс.
- Организация учебного процесса в виде совместной деятельности в сотрудничестве с применением парных, групповых, индивидуальных приёмов работы.
- Интеграция речевых игр с играми подвижными, музыкальными, ролевыми, фольклорными, мимическими, пальчиковыми, настольными и т.д. и т.п.
- Применение сказочных любимых российских и иноязычных персонажей, позволяющее организовать на основе сюжета типичное слушание, рассказывание и разыгрывание.
- Применение раскрасок, языкового фольклора, песен и стихотворений несёт обучающий характер, теснейшим образом связано с изучением программной лексики и грамматики.
- Применение аутентичных материалов, т.е. таких игр, песен, речёвок, которые воспроизводят сверстники обучаемых за рубежом.
- Развития имитации каждого ребёнка, при условии, что дети чётко понимают, что обозначают воспроизводимые ими звуки, слова, фразы, жесты…
- Применение наглядности в традиционном и современном виде (возможности ПК, применение материалов для творческих работ (цветная бумага, карандаши…)
Интегративный подход
Для реализации интегративного подхода необходимо развивать:
- Внимательность к восприятию звучащей родной и иноязычной речи.
- Адекватное выговаривание с соответствующим интонированием, повторение вслед за учителем индивидуально, в хоре, в паре, в группе.
- Культуру речевого этикета и речевого и неречевого поведения.
- Способности почувствовать себя актёром, вживаться в разные роли, заучивать материал «в образе».
- Способности различать фразы, слова, слоги, звуки.
- Все виды памяти, слуха, имитации, подражания, координации, импровизации.
- Образное, конкретное мышление, воображение, аккуратность.
- Ориентирование в пространстве, времени, по цвету, по прямым и косвенным признакам, по размерам…
Наряду со сказанным выше, необходимо формировать представление о многообразии окружающего мира, флоры и фауны, прививать ответственное и уважительное отношение к природе и человеку.
Содержание и конечные результаты иноязычной деятельности воспитанников
Содержание и конечные результаты иноязычной деятельности воспитанников в развивающих группах призвано:
- Соответствовать возрастным особенностям и интересам детей.
- Соотноситься с личным опытом ребёнка.
- Активизировать накопленные знания родной культуры и знакомить с иноязычной.
- Создавать условия для гармоничного развития личности ребёнка, интегрируя типичные для данной возрастной группы виды деятельности, как то: трудовая, музыкальная, изобразительная и др.
Сферами, затрагивающими содержание деятельности в развивающих группах являются:
- Приветствие и знакомство.
- Образование русских и испанских имён (общеупотребительных и ласкательных).
- Речевой этикет при встрече, выражении благодарности, просьбы, согласия, несогласия, поздравления, пожелании, прощании.
- Моя родная страна и страны изучаемого языка (названия).
- Счёт на пальцах по-испански до 10-ти и обратно.
- Элементарные представления о временах года, месяцах и погоде в России и иноязычных странах.
- Знание названий лесных и домашних животных, имитация их звуков в русской и испанской транскрипциях, инсценировка русской народной сказки «Теремок» в официально опубликованном переводе (с купюрами).
- Самые известные праздники и празднества в России и Испании.
- Знакомство с национальными костюмами. Названиями предметов одежды.
Требования к уровню знаний после прохождения курса развивающих групп:
- Уметь различать иноязычные звуки, слоги, слова, фразы. Имитировать их, правильно оформляя произносительно и интонационно.
- Воспроизводить микро диалоги приветствия, знакомства, встречи.
- Воспроизводить игры, рифмовки, песни, стихотворения, понимая их значение и интонацию.
- Объяснять на родном языке особенности общения на испанском языке, наиболее важные традиции, празднества, обычаи испанского народа.
- Получить общеучебные навыки работы в коллективе.
- Проявлять интерес к познанию испанских народных сказок, обычаев, традиций, языка и культуры в целом. Любить и ценить достижения родной культуры.
Календарно-тематический план работы
№ | Тема видов деятельности | Языковое наполнение |
1. | Родной-ИЯ (понятия). | Звуки [a], [o]. |
2. | Песенка-приветствие. | Звуки [e], [i]. |
3. | Беседа о 12 октября. | Звук [u], 5 гласных |
4. | Песенка-игра «Птички». | Звук [s]. |
5. | Музыкальная игра «1, 2, 3!» | Звуки [l], [ll]. |
6. | Игра «В волшебников». | Счёт 1-4 (моторика) |
7. | Микро диалог «Встреча». | Интонация вопросов. |
8. | Повторение пройденного. | Обобщение. |
9. | Игра-песенка «Я тебя спрашиваю». | Звуки [t], [d], [k]. |
10. | Песенка «1-4». | Звуки [r], [rr] |
11. | Игра-хоровод «Утята учатся…» | Звук [ch]. |
12. | Рифмовка «Играй со мной!» | Дифтонги |
13. | Песенка про овечек. | Озвончение [s]. |
14. | Начало подготовки к Новому Году. | Согласные звуки [b], [p]. |
15. | Новогодние игры, песни, рифмовки. | Автоматизация межзубного звука. |
16. | Песенка-хоровод про муравьишек. | Дифференциация межзубного и шипящего звуков. |
17. | Музыкальный хоровод про курочку и цыплят. | Звуки [f], [x]. |
18. | Речевые формы поздравлений и пожеланий | Интонация восклицаний. |
19. | Сопоставление российских и испанских праздников. | Звуки [m], [n]. |
20. | Пальчиковая игра «Дни недели». | Звук [g]. |
21. | Повторение пройденного. | Интонация вопросов. |
22. | «Игра с солнышком». | Звуки [n], [ñ]. |
23. | Пальчиковая игра «Мышки». | Звуки [k], [g]. |
24. | Подвижная игра «Козлята». | Звуки [t], [d], [s]. |
25. | Ролевая игра «Комарики». | Автоматизация чёткого произношения гласных. |
26. | Микро диалог «Я - ученик». | Интонация общих и специальных вопросов и ответов. |
27. | Микро диалог «Я из Испании». | Автоматизация клише «Ты откуда?- Я из…» |
28. | Повторение игр-хороводов. | Звуки [g], [x]. |
29. | Начало работы над инсценировкой «Теремок». | Автоматизация глухих, сонантов, звонких. |
30. | Песня «Дом уже построен». | Слово “ya”. |
31. | Готовимся к 23 февраля. | Варианты поздравлений, пожеланий, ласковые формы обращения. |
32. | Песенка-поздравление папе. | Автоматизация звуков [f], [s]. |
33. | Микро диалог «Я –защитник Родины». | Автоматизация звуков [d], [f]. |
34. | Беседа о Дне отца в Испании. | Автоматизация утвердительной интонации. |
35. | Готовимся поздравить мам. | Автоматизация звонких звуков. |
36. | Песенка «В цвета». | Активизация щелевых звуков |
37. | Игра «Времена года». | Автоматизация звуков [l], [m], [n], [r]. |
38. | Игра на пальцах «12 месяцев». | Активизация названий месяцев. |
39. | Стихотворение “Сколько дней в каждом месяце?” | Автоматизация слова ‘tiene’ |
40. | «Песенка друзей». | Автоматизация слияния и сцепления. |
41. | Игра-сценка «Я – комарик». | Автоматизация звуков [b], [f], [m], [p]. |
42. | Игра-сценка «Я – мушка». | Автоматизация звуков [ch], [s]. |
43. | Микро диалог «У меня есть наряд к празднику». | Введение названий одежды. |
44. | Одежда по сезону. | Автоматизация звуков [k], [g]. |
45. | Начало подготовки заключительного концерта для родителей. | Активизация гласных. |
46. | Повторение диалога и игр приветствия. | Активизация восклицательной интонации. |
47. | Повторение диалога «Я из…» | Автоматизация вопросительной интонации. |
48. | Повторение диалога «Я – защитник». | Активизация гласных. |
49. | Беседа-обобщение Что мы знаем об Испании». | Активизация глухих согласных. |
50. | Повторение инсценировки «Теремок». | Активизация общих вопросов. |
51. | Концерты | Активизация |
52. | для всех желающих | произносительных, |
53. | родителей и коллег. | интонационных и |
54. | Показ-смотр-отчёт | лексико- |
55. | результатов работы | -грамматических |
56. | Заключительный праздник. | навыков. |
Методическая литература
- Программа «Преемственность» (коллектив авторов Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ИОО МОПО РФ), практики и методисты Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО)-1997.
- Программа по обучению иностранным языкам детей
дошкольного возраста, предложенная Московским
Департаментом образования и Московским институтом
повышения квалификации работников образования-2007.
- А.А. Войнова, Ю.А. Бухарова «УМК для 2 класса школ с углублённым изучением испанского языка» (Учебник, Рабочая тетрадь, Аудиоприложение) – Москва, Просвещение, 2006 г.
- Чепцова Л.Б., Суханова М.В. «УМКты по испанскому языку для 1-5-х классов общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 1997-2005 гг.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – Москва, Просвещение,2000.
- В.В. Сафонова. Программа по ИЯ для школ с углублённым изучением ИЯ – Москва, Просвещение, 2003.
- Ю.А. Бухарова. Испанский язык. (Учебное пособие для родителей, чьи дети посещают развивающие группы) – Москва. 1996. Кафедра иностранных языков школы № 1252.
- Чепцова Л.Б., Суханова М.В. «Иллюстративный альбом.» (Испанский язык для маленьких – Части 1-2), Псков, 1994.
- Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте – Москва, 1991.
- Публикации по раннему обучению ИЯ – журнал «ИЯШ» – подборка за 1997 – 2007 гг.
- Биболетова М.З. Английский язык для маленьких. М, Просвещение, 1994. Книжка-раскраска в переработанном виде. Составитель испанской версии – учитель школы № 1252 Л.П. потапова – Московская правда (Народная библиотека). 1992.
- Практическое руководство по обучение английскому языку детей с детском саду (По экспериментальным разработкам е.И. Негневицкой и Г.М. Андрочниковой.