КРАЕВЕДЕНИЕ

Мусифулина Марина Шайхуловна

Программа по истории Иркутской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ        

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ТАЙШЕТСКИЙ ПРОМЫЩЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Программа по истории Иркутской области

( для обучающихся первого курса ГБОПУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум»))

                                                                 Автор разработки:

                                                                 преподаватель истории

                                                                 высшей категории

                                                                 Мусифулина М. Ш.

                   

         

2016

 

 Пояснительная  записка.

Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люли, покорили, очистили и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли, что ты прежде был?..

                                                                                                 Петр Пежемский.

Только  то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызвать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Известно, что самый большой дефицит в нашем обществе-это дефицит культуры. Безусловно, неразвитость эстетических потребностей приводит к невысокому  уровню потребностей вообще и первую очередь духовных. Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитание патриотизма в его лучших традициях. Созданию осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома. Временные изменения, происходящие с отдельным человеком  и с целыми народами, это самое удивительное, что есть на земле. Как сказал  А.С.Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак  дикости и безнравственности». Прошлое не исчезнет бесследно, оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников. Для развития исторического сознания подрастающего поколения необходимо обратится, прежде всего, к  национальным культурным ценностям.

  Причин, побудивших создать данную программу  несколько. Прежде всего : - авторы программы считают неоправданным то, что на страницах учебника истории Отечества крайне мало уделяется внимания и учебных часов истории Сибири : мимо сердца и разума у учащихся проходит величие подвига русских людей - освоение Сибири. А ведь «...После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного я важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз. Только перед этим одним фактом наше воображение в растерянности замирает - словно бы застревает сразу за Уралом в глубоких снегах...». / В. Распутин. « Сибирь без романтики», Роман-газета „ 1984 г., №17 / . Осознание необходимости изучения учащимися истории Сибири рождается и через понимание особого места и огромной роли Сибири в становлении Российского государства и современного его состояния. Вместе с тем авторы программы далеки от идеи сепаратизма и твердо убеждены в сохранении Сибири в составе Российской Федерации , в необходимости расширения ее самостоятельности и прав как субъекта федерации.

 Расширение изучаемых тем по Истории Сибири в рамках истории Отечества необходимо не только учащимся Сибири, но учащимся европейской части России. Без этого история страны остается неполной . И здесь мы полностью разделяем точку зрения Л.В.Зандановой, что «...Сибирь является тем регионом, где большинство протекавших исторических процессов имели как общегосударственные, так и специфические черты, многие события выходили за рамки нашего Отечества / Л.В.Занданова, «Использование краеведческого материала при изучении Отечественной истории Советского периода и истории Сибири», сб. Материалов научно - практической конференции «Опыт и проблемы преподавания истории и общественных дисциплин в школе и ВУЗ» , Иркутск . 1999т./.

     Изучение истории малой родины служат целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления, отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса. Программа рассчитана на два года обучения.

Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся,  формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  Курс краеведения история Иркутской области  на ступени основного общего образования является региональным компонентом исторического образования. Данный учебный предмет  история Иркутской области изучается на первом курсе и является этапом изучения Истории России. Изучая историческое краеведение, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.  Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общеобразовательной подготовки по истории. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения студентов предваряющего более глубокое изучение предмета.

Основной направленностью программы курса является:

  • изучение родного края, построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории за период обучения.
  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

В программе рассматриваются история Иркутской области, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни района. Значимость программы   заключается в возможности акцентировать  связь истории зарубежных стран, истории России с историей Иркутской области.

Образовательная   область «Краеведение».

Назначение учебного предмета «Историческое краеведение».

Программа  учебной  дисциплины  «История Иркутской области»  предназначена  для профессиональных  образовательных  организаций,  реализующих  основную профессиональную  образовательную  программу    СПО  на  базе  основного общего  образования  с  одновременным  получением  среднего  общего образования.

  Программа по курсу «История Иркутской области» предназначена для студентов первого курса ГБПОУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум.

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1880)  © ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, и на основе нормативных документов;

  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция содержания непрерывного образования;
  • Образовательная программа школы;
  • Положение о Рабочей программе.

Программа составлена на основе авторского учебника по истории Иркутской области З.Рабецкой «История земли Иркутской».

          Программа позволяет пробудить интерес к истории родного края, формированию коммуникативных и организаторских навыков, развитию творческих способностей.     Способна повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить чувство гордости и уважения к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны, труженикам тыла.

Факультативный курс призван углубить исторические знания учащихся, полученные на уроках, раскрыть новые содержательные аспекты предмета,  опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности.

Общая  характеристика учебного процесса

     Единицей учебного процесса является урок. В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, составление логических схем, заполнение сравнительных таблиц, решение проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.

 Исходя из специфики учебного курса, в учебный план могут быть включены экскурсии, посещение музеев, кино-уроки.

           Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность, написание эссе.

          Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная  работа, самостоятельная работа с историческими документами, тест.

          А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.

Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,  зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.

Изучение каждого раздела завершается повторительно-обобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную работу учащихся при подготовке опережающего задания.

        Участие в научно-практической краеведческой конференции района.

         

     Программа по курсу «Краеведение. История Иркутской области»  рассчитана на     48 часа.

Логические связи  предмета «Краеведение. История Иркутской области» и предметов естественнонаучного цикла расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом

Интегративное взаимодействие курсов краеведение и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

 Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов гуманитарного цикла значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.

Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

    Программа рассчитана для обучающихся первого курса ГБПОУ ИО «Тайшетского промышленно-технологического техникума, в количестве 48 часов из них 32 часа аудиторных, 16 часов самостоятельной работы. На первом курсе один час изучения истории Иркутской области с древнейших времен до наших дней по учебнику З. Рабецкой «История Земли Иркутской».  

 

Задачи курса «История Иркутской области»:

  • в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Иркутской области, так и нашей страны в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
  • формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Иркутской области и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях;
  • формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.

Цели курса «Краеведение. История Иркутской области »:

  • сформировать знания у учащихся об основных этапах истории родного края;
  • показать место и роль Иркутской области в истории отечественной истории;
  • выявить специфику родного края как района, включающего в себя различные нации и народности, конфессии, государственные образования;
  • пользоваться  приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений  на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем;
  • уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Сроки реализации программы 1 год.

Технический, естественнонаучный, социально-экономический

 профили профессионального образования

Примерный тематический план

ВИД УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРОФЕССИЯ СПО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО

Земля Иркутская в Далеком прошлом.

2

2

 Раздел II

Прибайкалье в период средневековья.

3

3

Раздел III

Становление и развитие капиталистических отношений.

9

9

Раздел IV

Иркутская земля в XX- начале XXI века.

18

18

Итого:

32

32

Внеаудиторная

самостоятельная работа:

подготовка рефератов, докладов

индивидуального проекта с

использованием

информационных технологий  и

др.  

16

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего  

48

48

Содержание программы:

  1. Земля Иркутская в Далеком прошлом. (2часов)

Великий ледник. Растительный и животный мир Восточной Сибири. Заселение человеком. Палеолитические стоянки человека на территории Восточной Сибири. Способы изготовления орудий труда, жилища, захоронения. Занятия неолитического человека Достижения человека в эпоху неолита.

  1. Прибайкалье в период средневековья. (3 часа)

Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству13-16 века. Присоединение Восточной Сибири к   Российскому государству.

Буряты, эвенки, тофалары. Енисейские киргизы. Кеты. Русские на канско-чунско-тайшетских землях. Занятия, быт, верования, местных жителей. 

  1.  Становление и развитие капиталистических отношений. ( 9 часов)

Прибайкалье в XVIII веке. Социально-экономическое развитие края. Культура. Развитие экономики. Восточно-Сибирское генерал-губернаторство. Общественная и культурная жизнь нашего края.

  1. Иркутская земля в XX- начале XXI века. (18 часов)

Экономика края в начале 20 века. Общественно-политическое развитие края в начале 20 века. Между двумя революциями. События 1917 года. В годы гражданской войны.

Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Великая Отечественная война и послевоенное строительство.     

Социально – экономическое развитие и общественно – политическая жизнь  Иркутской области 1961-1985 годы. Иркутская область в 1986 – 2008 годах.  Политическая культурная жизнь  области.

Tематический  план и содержание учебной дисциплины История Иркутской области        

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материла, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

        Вид

     урока

         Форма

     контроля

Уровень

усвоения

            1

                                              2

      3

          4

              5

          6

     Раздел  I

Земля Иркутская в Далеком прошлом.

       2

      Тема 1.1

Наш край в далеком прошлом

Содержание учебного материала.

       2

1.

Древнекаменный век.

       1

Изучение нового материала - лекция

 Фронтальный  опрос, индивидуальный опрос.

         2

2.

Меднобронзовый век.

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

           2

Самостоятельная работа обучающихся.

       1

1.

Нарисуйте контурную карту Древний период Прибайкалья (стоянки первобытного человека обнаруженные на территории нашего края)

      1

 Экспертная оценка

Раздел II

Прибайкалье в период средневековья.

       3

Тема 2.1

Коренное население Прибайкалья.

Содержание учебного материала.

       3

3.

Курыканы. Буряты, эвенки, тофалары

        1

Изучение нового материала - лекция

 Фронтальный  опрос, индивидуальный опрос.

            2

4.

Практическая работа № 1. Заполнить сравнительную таблицу на тему: Коренное население Прибайкалья.

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Самостоятельная работа обучающихся.

        1

2.

Сообщение  на тему: «Шаманизм»

         1

Экспертная оценка.

Тема 2.2

Продвижение русских в Сибирь.

Содержание учебного материала.

         1

5.

Продвижение русских в Сибирь. Пути продвижения. Первые остроги.

         1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

Самостоятельная работа обучающихся.

        1

3.

Конспект: Прибайкалье в период средневековья.

       1

Экспертная оценка

6.

Практическая работа № 2. Составить кроссворд на теме: «Коренное население Прибайкалья»

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Раздел III

Становление и развитие капиталистических отношений.

      9

Тема 3.1

Прибайкалье в XVIII веке.

Содержание учебного материала.

       2

7.

Социально-экономическое развитие края. Культура.

       1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

8

Практическая работа № 3. Составьте контурную карту на тему: Экономическое развитие Прибайкалья в XVIII веке.

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

.Самостоятельная работа обучающихся.

        1

4.

Сообщение  на тему: Георгий  Шелехов.

         1

Экспертная оценка

Тема 3.2

Иркутская губерния в первой половине XIX века.

Содержание учебного материала.

         3

9

Развитие экономики.

         1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

10

Восточно-Сибирское генерал-губернаторство.

          1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

11.

Практическая работа № 4. Составление сравнительной таблицы на тему: Развитие экономики в Приангарье в XVIII - XIX веке.

         1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Самостоятельная работа обучающихся

       2

5.

Сообщение  на тему: Иркутская губерния в первой половине XIX века.

        1

Экспертная оценка

6.

Сообщение  на тему: Иркутская губерния в второй половине XIX века.

         1

Экспертная оценка

Тема 3.3

Иркутская губерния в второй половине XIX века.

Содержание учебного материала.

        3

12.

Экономика края.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

13.

Общественная и культурная жизнь нашего края.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

14.

Практическая работа № 5. Составление опорного конспекта на тему: Иркутск – центр общественной жизни.

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Раздел IV

Иркутская земля в XX- начале XXI века.

       18

Тема 4.1

Иркутская земля в начале XX века.

Содержание учебного материала.

        4

15.

Экономика края в начале 20 века.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

16.

Общественно-политическое развитие края в начале 20 века

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

17.

Практическая работа № 6. Составить вопросы к викторине  «Знай свой край»

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Самостоятельная работа обучающихся

      3

7-8

Конспект на тему: Иркутская земля в начале XX века.

       2

Экспертная оценка

9-12

Написать реферат по темам:

  1. «Между двумя революциями»
  2. «Ленский расстрел 1912 года»

       4

Экспертная оценка

Тема 4.2

Между двумя революциями.

Содержание учебного материала.

       3

18.

Экономическое положение губернии в начале 20 века.

       1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

19

Развитие культуры в губернии в начале 20 века.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

20.

Практическая работа № 7. Анализ документов на тему: Ленский расстрел.

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Самостоятельная работа обучающихся.

        2

13

Сообщение  на тему «Культура Иркутской области  в начале 20 века»

        1

Экспертная оценка

Тема 4.3

Революция и гражданская война

Содержание учебного материала.

         2

21

События 1917 года

         1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

22.

В годы гражданской войны

         1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

Тема 4.4

Иркутская земля в 1921 – 1941 годах

Содержание учебного материала.

        4

23

Социально – политическая обстановка после гражданской войны

       1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

24.

Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация.

       1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

25

Практическая работа № 8. Анализ источников на тему: Индустриализация в Иркутской губернии.

        1

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Самостоятельная работа обучающихся.

       2

14-16

Реферат на тему: Великая Отечественная война и довоенное строительство.

      4

Экспертная оценка

Тема 4.5

Великая Отечественная война и послевоенное строительство.     

Содержание учебного материала.

       2

26

Передний край в глубоком тылу.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

27

Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960       гг.)

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах.

Содержание учебного материала.

       3

28

Социально – экономическое развитие и общественно – политическая жизнь  Иркутской области.

        1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

29-30

Практическая работа № 9-10.

Конференция на тему: Эпоха Брежнева в Иркутской области.

         2

Применение знания на практике.

Письменный отчет, экспертная оценка.

Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах.    

Содержание учебного материала.

       4

31

Политическая и культурная жизнь области

       1

Изучение нового материала - лекция

Устный опрос, письменная проверка.

             2

32

Контрольная работа № 3.  на тему: «Иркутский край во второй половине 20 века»

        1

Тест в формате ЕГЭ.

Предполагаемые результаты освоения программы

    В ходе изучения курса «Краеведение. История Иркутской области» студенты должны сформироваться:

  • знания  основных дат и событий истории Иркутской области;
  • знания об истории основания Иркутской области;
  • знания о развитии края с древности до наших дней;
  • знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Иркутской области;
  • знания культуры народов, конфессии;
  • умения высказывать собственные суждения об историческом наследии:
  • умения использовать знания об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • умения  определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
  • умения  ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем крае;;
  • умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
  • умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.

   

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

        При тестировании используется гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания истории.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Словарь:

Палеолит, социальное расслоение,  шаманство,  описание охоты на мамонта, жилища и занятия людей, орудия труда, произведения искусства. Мезолит, нефрит, «Шишкинские писаны», петроглиф, социальная стратификация, шаманство. Занятия неолитического человека, жилища, орудия труда, общественный строй. Гунны, тюрки, таштыкская культура, минусинская котловина, курумчанская культура. Общественный строй бурят, эвенков, тофаларов., гулящие люди, Мангазея, первые остроги. «Немирные» тунгусы, война с кочевниками: борьба с енисейскими киргизами, тунгусами. Сибирские аборигены, сибирский приказ, разряды, уезды, воевода, приказчики, ясачные, племенные старейшины, князцы, тойоны, шуленги, зайсаны, при казная изба, толмач, дьяк, атаман, сотник, целовальники, старосты, с отские, десятские. Кержаки, чалдоны, повинности, подати, порядок приобретения земли, вольнозахватный, заимочно-захватный, закосный день, бег, приписные крестьяне реформированные крестьяне. Однодворные и разнодворные деревни, починок, выселки, село, хутор, общины, общества, простые и сложные общины, сход, выборные, мирской суд, круговая порука, бойцы, полубойцы.

Литература:

Основная:

З.Рабецкая «История земли Иркутской», И., 2000 г.

А. Кривой, А. Щеглов «Московский тракт», И., 1976 г.

Л.Е. Алексеенко « Кеты. Историко- этнографический очерк№  «Наука» Л., 1967 г.

П.Д. Криволуцкий  « Шиткинские партизаны», М., И., 1936 г

В.Н. Земков «Судьба кулацкой ссылки»/ 1930-1954гг/ ,  отечественная история, № 1, 1994 г.

Литература для педагогов:

Панов В.Н. Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области

Иваньев Л.Н., Хороших П.П. Первобытные охотники Прибайкалья, 1955.

Косых А.П., Рабецкая З.И. История Земли Иркутской, 2002.

Ларичев В. Охотники за мамонтами, 1968

Лежненко И. Мост между прошлым и будущим // Земля иркутская. – 2002. -  № 12.- с. 47 – 50.

Окладников А.П. Шишкинские писаницы, 1959.

Наумов И.В. История Сибири: курс лекций, 2003.

Наумов И.В. История Сибири: курс лекций, 2003.

Уткин Г.С. История земли братской, 2003.

Электронный сборник: « Историческое краеведение: теория, методика, опыт» / автор Е.С.

Электронный ресурс: www.taishet.ru/

 

Приложение.

Темы курсовых работ:

  1. История Московского тракта и Тайшетская волость.
  2. История Восточно – Сибирской ж/д дороги и ее влияние на развитие Тайшетского района.
  3. Гражданская война в тайшетском районе.
  4. Коллективизация с/х в Тайшетском районе.
  5. Тайшет в годы Великой Отечественной войны.

Темы докладов:

  1. Шпалопропиточный завод города Тайшета: история создания.
  2. Крупнейший завод по ремонту дорожных машин.
  3. Возрождение духовности: церкви города Тайшета и города Бирюсинска.
  4. Памятник Ивану Бичу: история создания.


РЕЦЕНЗИЯ

на программу по истории Иркутской области для обучающихся первого курса ГБОПУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум» Мусифулиной М Ш.

        Данная образовательная программа заявлена, как имеющая краеведческую направленность и уровень среднего (полного) общего образования. Реализуется в рамках 32 часов.

         Логика построения программы выражена в целях, конкретизируемых в задачах, методах, путей, способов решения этих задач. Структура образовательной программы включает в себя титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематические планы, предполагаемые результаты, содержание программы, методическое обеспечение, списки литературы. Титульный лист содержит всю необходимую информацию. Информационно-концептуальный модуль представлен пояснительной запиской, в которой присутствуют все необходимые блоки: аналитический, конструктивный, информационный, технологический.

        В регулятивно-деятельный модуль входят методы, формы организации деятельности и общения, учебно-тематические планы с перечнем учебных разделов, опорных тем и расчасовкой, содержание программы с теоретическими вопросами и практическими работами. Контрольно-диагностический модуль представлен ожидаемыми результатами, предполагаемыми результатами после каждого года обучения, формами диагностики и оценки результативности учащихся. В справочно-дидактический модуль входит методическое обеспечение программы, списки литературы для педагогов и учащихся, библиографический список литературы. Таким образом, о полноте программы можно сказать, что все необходимые модули в ней присутствуют.

        Программа составлена в соответствии с проблемно-хронологическим подходом к содержанию, представляет  возможность систематически использовать такие формы изучения материала, как уроки-лекции, семинары, лабораторные работы, диспуты, уроки нетрадиционного типа. Ряд тем предполагает сопоставление различных оценок исторических событий. В ходе данных факультативных занятий приобретаются умения работать с книгой, справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией, открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках. 

        Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты изучения истории Сибири учащимися общеобразовательной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;

- знание культуры своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- формирование уважительного отношения к истории своей малой Родины;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные результаты включают:

- способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- использование современных источников информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);

- готовность к сотрудничеству, коллективной работе;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты включают:

- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию;

- создание основы для формирования у учащихся интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

        Программа включает в себя все структурные элементы, которые регламентированы Требованиями Минобрнауки России. Механизм реализации программы выражен в формах, методах и средствах обучения, учете возрастных и психологических особенностей учащихся. Программный материал соответствует специфике дополнительного образования. Стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает коммуникативные качества, формирует региональное и профессиональное самосознание, обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка, воспитывает патриотов.

Рецензент к.и.н, доцент кафедры

истории и методики Педагогического                                                

института ФГБОУ ВПО «ИГУ                                        Лариса Марсовна                                                                                        Салахова


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: