ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная работа для студентов СПО по истории по профессиям | 197 КБ |
yunyy_kraeved.doc | 207.5 КБ |
Самостоятельная работа для студентов СПО по истории по профессиям | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Тайшетский промышленно – технологический техникум»
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
по дисциплине История Иркутской области
образовательной программы (ОП)
по профессии СПО
23.01.03 Автомеханик.
2019
Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине Истории Иркутской области разработаны на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по учебной дисциплине «История Иркутской области» для профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно – технологический техникум»
Разработчик:
Мусифулина М.Ш, преподаватель ГБПОУ ИО ТПТТ
Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № 9 от 23.05.2019 г .
Председатель МКИ.В.Снопкова
Темы самостоятельных работ
при изучении учебной дисциплины
История Иркутской области
№ | Форма работы | Тема | Кол-во часов | Стр. |
1 | Доклад | Наш край в Древности. | 1 | 6 |
2-3 | Конспект. | Прибайкалье в период Средневековья. | 2 | 7 |
4 | Доклад | Иркутская губерния в первой половине XIX века. | 1 | 8 |
5 | Доклад | Иркутская губерния во второй половине XIX века. | 1 | 9 |
6-7 | Конспект | Иркутская земля в начале XX века. | 2 | 10 |
8 | Доклад | Между двумя революциями. | 1 | 11 |
9-10 | Конспект. | Революция и гражданская война (1917—1920 гг.) | 2 | 12 |
11 | Доклад | Иркутская земля в 1921—1941 годах. | 1 | 13 |
12 | Доклад | Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941—1960 гг.) | 1 | 14 |
13-14 | Конспект. | Иркутская область в 1961—1985 годах | 2 | 15 |
15-16 | Конспект. | Иркутская область в 1986—2000 годах. | 2 | 16 |
Самостоятельная работа. № 1
Тема 1. Наш край в Древности.
Задание:
Составить доклад по заданным темам:
«Наш край в Древности».
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 час
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
-доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме «Наш край в Древности»,
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа № 2-3
Тема 2. Прибайкалье в период Средневековья.
Составить конспект по теме:
Прибайкалье в период Средневековья.
Литература
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет..
Время на выполнение: 2 часа
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
- заполненную таблицу на тему «Коренные народы Прибайкалья».
- жизнь, занятия, верования.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- теоретически рассмотреть жизнь коренного населения Сибири;
- провести сравнительный анализ жизни коренного населения Приангарья.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Материал раскрыт частично. |
2 | высокий | Материал раскрыт более полно. |
3 | оптимальный | Конспект составлен по образцу, изложен полно, есть понимание написанного. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий:
1.Прочитать параграф.
2.Составить план ответа в рабочей тетради
3.Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора) Приложение № 3.
Инструкция: оформите материал в соответствии с ГОСТ. Требования к оформлению материалов смотрите в приложении № 12,13.
Самостоятельная работа. № 4
Тема 1. Иркутская губерния в первой половине XIX века..
Задание:
Составить доклад по заданным темам
Иркутская губерния в первой половине XIX века.
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 часа
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
- доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме «Иркутская губерния в первой половине XIX века»,
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа. № 5
Тема 1. Иркутская губерния во второй половине XIX века.
Задание:
Написать доклад по заданным темам
Иркутская губерния во второй половине XIX века.
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 час
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
- доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме «Иркутская губерния во второй половине XIX века»,
- рассмотреть виды антифрикционных сплавов, их применение.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа № 6-7
Тема 2. Иркутская земля в начале XX века.
Составить конспект по теме:
Иркутская земля в начале XX века.
Литература
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет..
Время на выполнение: 2 часа
По итогам выполнения обучающийся должен:
- описать изменения в жизни коренного населения, развития промышленности, социальное положение в Прибайкалье.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- теоретически рассмотреть развитие промышленности в Прибайкалье;
- проанализировать какие изменения произошли в жизни коренного населения.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Материал раскрыт частично. |
2 | высокий | Материал раскрыт более полно. |
3 | оптимальный | Конспект составлен по образцу, изложен полно, есть понимание написанного. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий:
1.Прочитать параграф.
2.Составить план ответа в рабочей тетради
3.Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора) Приложение № 3.
Инструкция: оформите материал в соответствии с ГОСТ. Требования к оформлению материалов смотрите в приложении № 12,13.
Самостоятельная работа. № 8
Тема 1. Между двумя революциями
Задание:
Написать доклад по заданным темам
Иркутская губерния во второй половине XIX века.
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 час
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
-доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме «Иркутская губерния во второй половине XIX века»,
- рассмотреть виды антифрикционных сплавов, их применение.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа № 9-10
Тема 2. Революция и гражданская война (1917—1920 гг.).
Составить конспект по теме:
Революция и гражданская война (1917—1920 гг.).
Литература
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет..
Время на выполнение: 2 часа
По итогам выполнения обучающийся должен:
- перечислить причины начала гражданской войны в России в 1918 году
- причины победы красных в войне.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать конспект темы «Революция и гражданская война 1917-1920 годы»;
- составить план ответа в рабочей тетради
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Материал раскрыт частично. |
2 | высокий | Материал раскрыт более полно. |
3 | оптимальный | Конспект составлен по образцу, изложен полно, есть понимание написанного. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий:
1.Прочитать параграф.
2.Составить план ответа в рабочей тетради
3.Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора) Приложение № 3.
Инструкция: оформите материал в соответствии с ГОСТ. Требования к оформлению материалов смотрите в приложении № 12,13.
Самостоятельная работа. № 11
Тема 1. Иркутская земля в 1921—1941 годах.
Задание:
Написать доклад по заданным темам
Иркутская земля в 1921—1941 годах.
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 час
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
-доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме «Иркутская земля в 1921-1941 гг»
- рассмотреть какие изменения происходили в жизни советского государства и общества.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа. № 12
Тема 1. Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941—1960 гг.)
Задание:
Написать доклад по заданным темам
Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941—1960 гг.)
Литература.
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет.
Время на выполнение: 1 час
По итогам выполнения обучающийся должен представить:
- доклад на одну из предложенных тем по образцу.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать указанную литературу по теме. Великая Отечественная война и послевоенное строительство (1941—1960 гг.)
- рассмотреть основные этапы войны.
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Доклад соответствует теме, тема раскрыта. |
2 | оптимальный | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью. |
3 | высокий | Доклад соответствует теме, тема реферата раскрыта, есть введение, список литературы представлен полностью, присутствует заключение. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий
- Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках
- Составить план доклада
- Выполнить доклад, пользуясь рекомендациями по написанию докладов (Приложении )
Самостоятельная работа № 13-14
Тема 2. Иркутская область в 1961—1985 годах
Составить конспект по теме:
Иркутская область в 1961—1985 годах
Литература
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет..
Время на выполнение: 2 часа
По итогам выполнения обучающийся должен:
- проанализировать социально – экономическое развитие и общественно – политическая жизнь Иркутской области.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать конспект темы «Иркутская область в 1961—1985 годах»;
- составить план ответа в рабочей тетради
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Материал раскрыт частично. |
2 | высокий | Материал раскрыт более полно. |
3 | оптимальный | Конспект составлен по образцу, изложен полно, есть понимание написанного. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий:
1.Прочитать параграф.
2.Составить план ответа в рабочей тетради
3.Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора) Приложение № 3.
Инструкция: оформите материал в соответствии с ГОСТ. Требования к оформлению материалов смотрите в приложении № 12,13.
Самостоятельная работа № 15-16
Тема 2. Иркутская область в 1986—2000 годах
Составить конспект по теме:
Иркутская область в 1961—1985 годах
Литература
1. А.П. Косых; З.И.Рабецкая, История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений Иркутской области.
2. Интернет..
Время на выполнение: 2 часа
По итогам выполнения обучающийся должен:
- проанализировать и сделать выводы о политической и культурной жизни области в указанный перид.
- Перестройка в Иркутской области.
В процессе выполнения работы обучающийся должен:
- прочитать конспект темы «Иркутская область в 1961—1985 годах»;
- составить план ответа в рабочей тетради
Критерии оценки результата
Уровни освоения | Характеристика уровня | |
1 | допустимый | Материал раскрыт частично. |
2 | высокий | Материал раскрыт более полно. |
3 | оптимальный | Конспект составлен по образцу, изложен полно, есть понимание написанного. |
Форма представления работы: письменная работа представляется на учебном занятии для организации текущего контроля и самоконтроля.
Перечень заданий:
1.Прочитать параграф.
2.Составить план ответа в рабочей тетради
3.Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора) Приложение № 3.
Инструкция: Требования к оформлению материалов смотрите в приложении
Приложение 1
Как написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом.
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
Приложение 2
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Приложение 3
Памятка для анализа произведений культуры
1. Автор, время и место создания произведения.
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и художественная ценность произведения.
Приложение 3
Как рассказать о культурном развитии страны
- На каком этапе исторического развития находится государство (общество).
- Морально-нравственные нормы. Роль и место религии.
- Правовое положение личности.
- Система образования.
- Развитие искусства.
- Роль науки.
- Общественные идеи.
- Политика государства в области культуры.
Приложение 4
Как рассказать о памятнике архитектуры
- Автор, название, назначение и местонахождение памятника. Исторические условия его создания (характеристика эпохи).
- Предыстория создания памятника.
- Характеристика памятника:
- место в ландшафте;
- особенности планировки;
- особенности внутреннего и внешнего убранства, архитектурный стиль.
4. Мнение современников и искусствоведов о памятнике.
5. Историческая судьба памятника.
Приложение 5
Как рассказать о произведении искусства
- Автор. Время создания. Исторические условия создания.
- Содержание (сюжет произведения, кто и что изображено; передний план, задний план, центр композиции).
- Какими средствами выразительности пользуется мастер: объемность, пропорции, перспектива, цвет, свет.
- Цель и идея произведения: что хотел сказать мастер, выбирая вышеперечисленные средства выразительности.
- Место произведения в творчестве автора.
- Соответствие произведения специфике искусства данной страны или эпохе; направлению и стилю в искусстве этого периода.
- Мнение современников, потомков; историческая ценность произведения.
Приложение 6
Как рассказать о политических идеях
1. Историческая обстановка, способствующая появлению идей, ее влияние на их формирование.
2. Главный представитель данного идейного течения. Его социальная принадлежность (группа, класс).
3. Основные направления критики действительности.
4. Какие изменения предлагали представители данного идейного течения? Каким видели будущее государство?
5. Предлагаемые методы достижения цели. Насколько они были адекватны исторической обстановке?
6. Реакция правительства и общества на это идейное течение.
7. Значение данного идейного течения в истории.
Приложение 7
Как рассказать об общественных (политических, социальных, национальных) движениях
1. Краткая характеристика социально-экономического развития страны.
2. Представления о правах человека. Группы населения, ущемленные в правах.
3. Определите цели и требования (экономические и политические) этих групп.
4. Характеристика методов борьбы за достижение своих целей.
5. Степень организованности движения. Лидеры движения
6. Итоги и последствия движения.
7. Историческое значение.
Приложение 8
Как рассказать о революции
1. Предпосылки революции:
- социально-экономический уровень развития страны накануне революции: условия жизни и положение разных социальных групп; роль каждой группы в развитии страны;
- причины обострения противоречий между группами, причины недовольства и требования недовольных;
- нарастание политического кризиса, меры, принимаемые правительством.
2. Ход революции:
- повод, время, место начала выступления, требования восставших, реакция власти;
- задачи и характер революции;
- основные участники, движущие силы революции;
- лидеры революции; их цели и методы их деятельности;
- основные события революции.
Итоги, значение, особенности данной революции. Международная реакция на
революцию.
Приложение 9
Как рассказать о политическом / государственном деятеле
1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
2. Начало политической карьеры.
3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?
4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?
6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).
7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.
Приложение № 10
Памятка: как работать с книгой
1. Понять, как построена книга.
2. Отобрать важное, основное.
3. Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.
План – перечисление основных событий, вопросов.
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.
В сложном плане – главные части плана делятся на дополнительные.
Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мысли автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагая свои мысли, помогает быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.
Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.
Выписки: выписываются факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.
Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять
В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.
Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений.
Приложение №11
Правила конспектирования
- Название тем писать ручкой с цветной пастой.
- Подзаголовок – обычной пастой, подчёркивать – цветной.
- Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
- Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
- В каждом абзаце выделяется главное(ключевое) слово, отражающее данную мысль.
- Каждый абзац пишется с красной строки.
- Между абзацами оставляется красная строка.
- В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».
- Оставлять чистую страницу для построения структурно-логической схемы.
Приложение №12
Для подготовки сообщения, доклада
- Определите тему выступления, сформулировав его основную мысль, подберите литературу по данному вопросу. Получите консультацию педагога.
- Внимательно прочитайте источник (книгу, статью, документ), в котором наиболее полно раскрыт вопрос . Составьте план выступления на основе этого источника.
- Изучая дополнительную литературу, справочные издания, делайте выписки на отдельных листах, с указанием их темы – так вы облегчите себе дальнейшее использование материала.
- Закончив подготовительную работу, приступите к оформлению выступления:
- уточните его план, учитывая дополнительные материалы;
- составьте подробный, развёрнутый план сообщения, указывая в скобках фактический материал (порядковый номер выписки), на который будете ссылаться. Получите консультацию педагога;
- помните, что основным правилом любого исследования является строгая доказательность фактов и выводов;
- помните, что у слушателей должно остаться чёткое представление о том, в чём вы хотели их убедить, поэтому завершайте выступление краткими выводами.
- Старайтесь не раз «проговорить» текст дома, чтобы привыкнуть к себе – оратору и точно проконтролировать отведённое вам время. Исполните выступление перед педагогом.
- Помните, что выступление ваше должно быть доступным, эмоциональным. Вы должны говорить «своим языком»
Критерий оценки сообщения учащихся
- Содержательность: глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
- Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность,
обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
- Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п.; правильность и чистота речи; владение исторической терминологией.
Приложение № 13
Памятка-алгоритм по формированию умения доказывать.
- Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вывода.
- Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказывать.
- Определите вывод, который будете доказывать.
- Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
- Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.
- Выясните, все ли аргументы исчерпаны.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАЙШЕТСКИЙ ПРОМЫЩЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Программа по истории Иркутской области
( для обучающихся первого курса ГБОПУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум»))
Автор разработки:
преподаватель истории
высшей категории
Мусифулина М. Ш.
2016
Пояснительная записка.
Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люли, покорили, очистили и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли, что ты прежде был?..
Петр Пежемский.
Только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызвать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ. Известно, что самый большой дефицит в нашем обществе-это дефицит культуры. Безусловно, неразвитость эстетических потребностей приводит к невысокому уровню потребностей вообще и первую очередь духовных. Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитание патриотизма в его лучших традициях. Созданию осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома. Временные изменения, происходящие с отдельным человеком и с целыми народами, это самое удивительное, что есть на земле. Как сказал А.С.Пушкин: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Прошлое не исчезнет бесследно, оно прорастает в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего развития в виде памятников. Для развития исторического сознания подрастающего поколения необходимо обратится, прежде всего, к национальным культурным ценностям.
Причин, побудивших создать данную программу несколько. Прежде всего : - авторы программы считают неоправданным то, что на страницах учебника истории Отечества крайне мало уделяется внимания и учебных часов истории Сибири : мимо сердца и разума у учащихся проходит величие подвига русских людей - освоение Сибири. А ведь «...После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного я важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз. Только перед этим одним фактом наше воображение в растерянности замирает - словно бы застревает сразу за Уралом в глубоких снегах...». / В. Распутин. « Сибирь без романтики», Роман-газета „ 1984 г., №17 / . Осознание необходимости изучения учащимися истории Сибири рождается и через понимание особого места и огромной роли Сибири в становлении Российского государства и современного его состояния. Вместе с тем авторы программы далеки от идеи сепаратизма и твердо убеждены в сохранении Сибири в составе Российской Федерации , в необходимости расширения ее самостоятельности и прав как субъекта федерации.
Расширение изучаемых тем по Истории Сибири в рамках истории Отечества необходимо не только учащимся Сибири, но учащимся европейской части России. Без этого история страны остается неполной . И здесь мы полностью разделяем точку зрения Л.В.Зандановой, что «...Сибирь является тем регионом, где большинство протекавших исторических процессов имели как общегосударственные, так и специфические черты, многие события выходили за рамки нашего Отечества / Л.В.Занданова, «Использование краеведческого материала при изучении Отечественной истории Советского периода и истории Сибири», сб. Материалов научно - практической конференции «Опыт и проблемы преподавания истории и общественных дисциплин в школе и ВУЗ» , Иркутск . 1999т./.
Изучение истории малой родины служат целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления, отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса. Программа рассчитана на два года обучения.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов в изложении материала.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс краеведения история Иркутской области на ступени основного общего образования является региональным компонентом исторического образования. Данный учебный предмет история Иркутской области изучается на первом курсе и является этапом изучения Истории России. Изучая историческое краеведение, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края. Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общеобразовательной подготовки по истории. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения студентов предваряющего более глубокое изучение предмета.
Основной направленностью программы курса является:
- изучение родного края, построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории за период обучения.
- воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В программе рассматриваются история Иркутской области, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных конфессий, оказавших влияние на развитие социально-экономической и духовной жизни района. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран, истории России с историей Иркутской области.
Образовательная область «Краеведение».
Назначение учебного предмета «Историческое краеведение».
Программа учебной дисциплины «История Иркутской области» предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа по курсу «История Иркутской области» предназначена для студентов первого курса ГБПОУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 №03-1880) © ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008, и на основе нормативных документов;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Образовательная программа школы;
- Положение о Рабочей программе.
Программа составлена на основе авторского учебника по истории Иркутской области З.Рабецкой «История земли Иркутской».
Программа позволяет пробудить интерес к истории родного края, формированию коммуникативных и организаторских навыков, развитию творческих способностей. Способна повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить чувство гордости и уважения к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
Факультативный курс призван углубить исторические знания учащихся, полученные на уроках, раскрыть новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллектуальные, познавательные возможности.
Общая характеристика учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, составление логических схем, заполнение сравнительных таблиц, решение проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.
Исходя из специфики учебного курса, в учебный план могут быть включены экскурсии, посещение музеев, кино-уроки.
Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность, написание эссе.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа с историческими документами, тест.
А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.
Изучение каждого раздела завершается повторительно-обобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную работу учащихся при подготовке опережающего задания.
Участие в научно-практической краеведческой конференции района.
Программа по курсу «Краеведение. История Иркутской области» рассчитана на 48 часа.
Логические связи предмета «Краеведение. История Иркутской области» и предметов естественнонаучного цикла расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом
Интегративное взаимодействие курсов краеведение и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.
Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов гуманитарного цикла значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков.
Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Программа рассчитана для обучающихся первого курса ГБПОУ ИО «Тайшетского промышленно-технологического техникума, в количестве 48 часов из них 32 часа аудиторных, 16 часов самостоятельной работы. На первом курсе один час изучения истории Иркутской области с древнейших времен до наших дней по учебнику З. Рабецкой «История Земли Иркутской».
Задачи курса «История Иркутской области»:
- в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как Иркутской области, так и нашей страны в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Иркутской области и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях;
- формирование патриотичности, гражданственности, целостности в восприятии мира, гармоничного и разностороннего развития личности.
Цели курса «Краеведение. История Иркутской области »:
- сформировать знания у учащихся об основных этапах истории родного края;
- показать место и роль Иркутской области в истории отечественной истории;
- выявить специфику родного края как района, включающего в себя различные нации и народности, конфессии, государственные образования;
- пользоваться приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей) - применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта людей в прошлом и настоящем;
- уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- Сроки реализации программы 1 год.
Технический, естественнонаучный, социально-экономический
профили профессионального образования
Примерный тематический план
ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | |
ПРОФЕССИЯ СПО | СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО | |
Земля Иркутская в Далеком прошлом. | 2 | 2 |
Раздел II Прибайкалье в период средневековья. | 3 | 3 |
Раздел III Становление и развитие капиталистических отношений. | 9 | 9 |
Раздел IV Иркутская земля в XX- начале XXI века. | 18 | 18 |
Итого: | 32 | 32 |
Внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. | 16 | 16 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | ||
Всего | 48 | 48 |
Содержание программы:
- Земля Иркутская в Далеком прошлом. (2часов)
Великий ледник. Растительный и животный мир Восточной Сибири. Заселение человеком. Палеолитические стоянки человека на территории Восточной Сибири. Способы изготовления орудий труда, жилища, захоронения. Занятия неолитического человека Достижения человека в эпоху неолита.
- Прибайкалье в период средневековья. (3 часа)
Народы Восточной Сибири накануне присоединения к Российскому государству13-16 века. Присоединение Восточной Сибири к Российскому государству.
Буряты, эвенки, тофалары. Енисейские киргизы. Кеты. Русские на канско-чунско-тайшетских землях. Занятия, быт, верования, местных жителей.
- Становление и развитие капиталистических отношений. ( 9 часов)
Прибайкалье в XVIII веке. Социально-экономическое развитие края. Культура. Развитие экономики. Восточно-Сибирское генерал-губернаторство. Общественная и культурная жизнь нашего края.
- Иркутская земля в XX- начале XXI века. (18 часов)
Экономика края в начале 20 века. Общественно-политическое развитие края в начале 20 века. Между двумя революциями. События 1917 года. В годы гражданской войны.
Социально – политическая обстановка после гражданской войны. Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. Великая Отечественная война и послевоенное строительство.
Социально – экономическое развитие и общественно – политическая жизнь Иркутской области 1961-1985 годы. Иркутская область в 1986 – 2008 годах. Политическая культурная жизнь области.
Tематический план и содержание учебной дисциплины История Иркутской области
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материла, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Вид урока | Форма контроля | Уровень усвоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Раздел I Земля Иркутская в Далеком прошлом. | 2 | |||||||||||
Тема 1.1 Наш край в далеком прошлом | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||||||
1. | Древнекаменный век. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 | |||||||
2. | Меднобронзовый век. | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||
1. | Нарисуйте контурную карту Древний период Прибайкалья (стоянки первобытного человека обнаруженные на территории нашего края) | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
Раздел II Прибайкалье в период средневековья. | 3 | |||||||||||
Тема 2.1 Коренное население Прибайкалья. | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||||||
3. | Курыканы. Буряты, эвенки, тофалары | 1 | Изучение нового материала - лекция | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. | 2 | |||||||
4. | Практическая работа № 1. Заполнить сравнительную таблицу на тему: Коренное население Прибайкалья. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||
2. | Сообщение на тему: «Шаманизм» | 1 | Экспертная оценка. | |||||||||
Тема 2.2 Продвижение русских в Сибирь. | Содержание учебного материала. | 1 | ||||||||||
5. | Продвижение русских в Сибирь. Пути продвижения. Первые остроги. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||
3. | Конспект: Прибайкалье в период средневековья. | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
6. | Практическая работа № 2. Составить кроссворд на теме: «Коренное население Прибайкалья» | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Раздел III Становление и развитие капиталистических отношений. | 9 | |||||||||||
Тема 3.1 Прибайкалье в XVIII веке. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||||||
7. | Социально-экономическое развитие края. Культура. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
8 | Практическая работа № 3. Составьте контурную карту на тему: Экономическое развитие Прибайкалья в XVIII веке. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
.Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||||||
4. | Сообщение на тему: Георгий Шелехов. | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
Тема 3.2 Иркутская губерния в первой половине XIX века. | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||||||
9 | Развитие экономики. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
10 | Восточно-Сибирское генерал-губернаторство. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
11. | Практическая работа № 4. Составление сравнительной таблицы на тему: Развитие экономики в Приангарье в XVIII - XIX веке. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||||||
5. | Сообщение на тему: Иркутская губерния в первой половине XIX века. | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
6. | Сообщение на тему: Иркутская губерния в второй половине XIX века. | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
Тема 3.3 Иркутская губерния в второй половине XIX века. | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||||||
12. | Экономика края. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
13. | Общественная и культурная жизнь нашего края. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
14. | Практическая работа № 5. Составление опорного конспекта на тему: Иркутск – центр общественной жизни. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Раздел IV Иркутская земля в XX- начале XXI века. | 18 | |||||||||||
Тема 4.1 Иркутская земля в начале XX века. | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||||||
15. | Экономика края в начале 20 века. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
16. | Общественно-политическое развитие края в начале 20 века | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
17. | Практическая работа № 6. Составить вопросы к викторине «Знай свой край» | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||||||
7-8 | Конспект на тему: Иркутская земля в начале XX века. | 2 | Экспертная оценка | |||||||||
9-12 | Написать реферат по темам:
| 4 | Экспертная оценка | |||||||||
Тема 4.2 Между двумя революциями. | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||||||
18. | Экономическое положение губернии в начале 20 века. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
19 | Развитие культуры в губернии в начале 20 века. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
20. | Практическая работа № 7. Анализ документов на тему: Ленский расстрел. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||
13 | Сообщение на тему «Культура Иркутской области в начале 20 века» | 1 | Экспертная оценка | |||||||||
Тема 4.3 Революция и гражданская война | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||||||
21 | События 1917 года | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
22. | В годы гражданской войны | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
Тема 4.4 Иркутская земля в 1921 – 1941 годах | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||||||
23 | Социально – политическая обстановка после гражданской войны | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
24. | Советская модель модернизации в Восточной Сибири. Индустриализация. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
25 | Практическая работа № 8. Анализ источников на тему: Индустриализация в Иркутской губернии. | 1 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |||||||||||
14-16 | Реферат на тему: Великая Отечественная война и довоенное строительство. | 4 | Экспертная оценка | |||||||||
Тема 4.5 Великая Отечественная война и послевоенное строительство. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||||||
26 | Передний край в глубоком тылу. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
27 | Социально – экономическое развитие Иркутской области (1946 – 1960 гг.) | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
Тема 6. Иркутская область в 1961 – 1985 годах. | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||||||
28 | Социально – экономическое развитие и общественно – политическая жизнь Иркутской области. | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
29-30 | Практическая работа № 9-10. Конференция на тему: Эпоха Брежнева в Иркутской области. | 2 | Применение знания на практике. | Письменный отчет, экспертная оценка. | ||||||||
Тема 7. Иркутская область в 1986 – 2008 годах. | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||||||
31 | Политическая и культурная жизнь области | 1 | Изучение нового материала - лекция | Устный опрос, письменная проверка. | 2 | |||||||
32 | Контрольная работа № 3. на тему: «Иркутский край во второй половине 20 века» | 1 | Тест в формате ЕГЭ. |
Предполагаемые результаты освоения программы
В ходе изучения курса «Краеведение. История Иркутской области» студенты должны сформироваться:
- знания основных дат и событий истории Иркутской области;
- знания об истории основания Иркутской области;
- знания о развитии края с древности до наших дней;
- знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Иркутской области;
- знания культуры народов, конфессии;
- умения высказывать собственные суждения об историческом наследии:
- умения использовать знания об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
- умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем крае;;
- умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
- умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса истории.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании используется гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания истории.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Словарь:
Палеолит, социальное расслоение, шаманство, описание охоты на мамонта, жилища и занятия людей, орудия труда, произведения искусства. Мезолит, нефрит, «Шишкинские писаны», петроглиф, социальная стратификация, шаманство. Занятия неолитического человека, жилища, орудия труда, общественный строй. Гунны, тюрки, таштыкская культура, минусинская котловина, курумчанская культура. Общественный строй бурят, эвенков, тофаларов., гулящие люди, Мангазея, первые остроги. «Немирные» тунгусы, война с кочевниками: борьба с енисейскими киргизами, тунгусами. Сибирские аборигены, сибирский приказ, разряды, уезды, воевода, приказчики, ясачные, племенные старейшины, князцы, тойоны, шуленги, зайсаны, при казная изба, толмач, дьяк, атаман, сотник, целовальники, старосты, с отские, десятские. Кержаки, чалдоны, повинности, подати, порядок приобретения земли, вольнозахватный, заимочно-захватный, закосный день, бег, приписные крестьяне реформированные крестьяне. Однодворные и разнодворные деревни, починок, выселки, село, хутор, общины, общества, простые и сложные общины, сход, выборные, мирской суд, круговая порука, бойцы, полубойцы.
Литература:
Основная:
З.Рабецкая «История земли Иркутской», И., 2000 г.
А. Кривой, А. Щеглов «Московский тракт», И., 1976 г.
Л.Е. Алексеенко « Кеты. Историко- этнографический очерк№ «Наука» Л., 1967 г.
П.Д. Криволуцкий « Шиткинские партизаны», М., И., 1936 г
В.Н. Земков «Судьба кулацкой ссылки»/ 1930-1954гг/ , отечественная история, № 1, 1994 г.
Литература для педагогов:
Панов В.Н. Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области
Иваньев Л.Н., Хороших П.П. Первобытные охотники Прибайкалья, 1955.
Косых А.П., Рабецкая З.И. История Земли Иркутской, 2002.
Ларичев В. Охотники за мамонтами, 1968
Лежненко И. Мост между прошлым и будущим // Земля иркутская. – 2002. - № 12.- с. 47 – 50.
Окладников А.П. Шишкинские писаницы, 1959.
Наумов И.В. История Сибири: курс лекций, 2003.
Наумов И.В. История Сибири: курс лекций, 2003.
Уткин Г.С. История земли братской, 2003.
Электронный сборник: « Историческое краеведение: теория, методика, опыт» / автор Е.С.
Электронный ресурс: www.taishet.ru/
Приложение.
Темы курсовых работ:
- История Московского тракта и Тайшетская волость.
- История Восточно – Сибирской ж/д дороги и ее влияние на развитие Тайшетского района.
- Гражданская война в тайшетском районе.
- Коллективизация с/х в Тайшетском районе.
- Тайшет в годы Великой Отечественной войны.
Темы докладов:
- Шпалопропиточный завод города Тайшета: история создания.
- Крупнейший завод по ремонту дорожных машин.
- Возрождение духовности: церкви города Тайшета и города Бирюсинска.
- Памятник Ивану Бичу: история создания.
РЕЦЕНЗИЯ
на программу по истории Иркутской области для обучающихся первого курса ГБОПУ ИО «Тайшетский промышленно-технологический техникум» Мусифулиной М Ш.
Данная образовательная программа заявлена, как имеющая краеведческую направленность и уровень среднего (полного) общего образования. Реализуется в рамках 32 часов.
Логика построения программы выражена в целях, конкретизируемых в задачах, методах, путей, способов решения этих задач. Структура образовательной программы включает в себя титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематические планы, предполагаемые результаты, содержание программы, методическое обеспечение, списки литературы. Титульный лист содержит всю необходимую информацию. Информационно-концептуальный модуль представлен пояснительной запиской, в которой присутствуют все необходимые блоки: аналитический, конструктивный, информационный, технологический.
В регулятивно-деятельный модуль входят методы, формы организации деятельности и общения, учебно-тематические планы с перечнем учебных разделов, опорных тем и расчасовкой, содержание программы с теоретическими вопросами и практическими работами. Контрольно-диагностический модуль представлен ожидаемыми результатами, предполагаемыми результатами после каждого года обучения, формами диагностики и оценки результативности учащихся. В справочно-дидактический модуль входит методическое обеспечение программы, списки литературы для педагогов и учащихся, библиографический список литературы. Таким образом, о полноте программы можно сказать, что все необходимые модули в ней присутствуют.
Программа составлена в соответствии с проблемно-хронологическим подходом к содержанию, представляет возможность систематически использовать такие формы изучения материала, как уроки-лекции, семинары, лабораторные работы, диспуты, уроки нетрадиционного типа. Ряд тем предполагает сопоставление различных оценок исторических событий. В ходе данных факультативных занятий приобретаются умения работать с книгой, справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией, открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты изучения истории Сибири учащимися общеобразовательной школы включают:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;
- знание культуры своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- формирование уважительного отношения к истории своей малой Родины;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Метапредметные результаты включают:
- способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- использование современных источников информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные результаты включают:
- развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию;
- создание основы для формирования у учащихся интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Программа включает в себя все структурные элементы, которые регламентированы Требованиями Минобрнауки России. Механизм реализации программы выражен в формах, методах и средствах обучения, учете возрастных и психологических особенностей учащихся. Программный материал соответствует специфике дополнительного образования. Стимулирует познавательную деятельность учащихся, развивает коммуникативные качества, формирует региональное и профессиональное самосознание, обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка, воспитывает патриотов.
Рецензент к.и.н, доцент кафедры
истории и методики Педагогического
института ФГБОУ ВПО «ИГУ Лариса Марсовна Салахова