Влияние деятельности педагога на личность учащихся.
16 ноября 2013 года исполняется 230 лет Куницыну Александру Петровичу , дающемуся просветителю и правоведу первой половины ХIХ века, преподавателю Царскосельского лицея и С-Петербургского университета, учителя Пушкина, А. Дельвига, В. Кюхельбеккера и других выдающихся деятелей России. Он родился в селе Кой, Тверской обл., Сонковского района. Эта статья привлекает внимание к значению воспитательной функции педагога, к его великой миссии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kunicyn_-_kopiya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
16 ноября 2013 года исполняется 230 лет Куницыну Александру Петровичу , дающемуся просветителю и правоведу первой половины ХIХ века, преподавателю Царскосельского лицея и С-Петербургского университета, учителя Пушкина, А. Дельвига, В. Кюхельбеккера и других выдающихся деятелей России. Он родился в селе Кой, Тверской обл., Сонковского района. Эта статья привлекает внимание к значению воспитательной функции педагога, к его великой миссии.
Влияние деятельности педагога на личность учащихся.
Ты нас гуманно
Мыслить научил.
Едва ль не первый
Вспомнил о народе.
Едва ль не первый
Ты заговорил
О Равенстве, о
Братстве,о Свободе.
Нельзя забывать, что учитель растит человека, и этот человек на его ответственности. Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни. Труд и культура, вся жизнедеятельность человека зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, а, значит, и историю мира. Откуда берутся десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, командиров, ученых? Это мы, старшее поколение, создаем эту молодежь, часто – молодых и очень интересных людей. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К. Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников». (К.Д. Ушинский) Педагог – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника»,-это слова одного из замечательных педагогических деятелей – Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970) Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми». | ||
В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы развивали ум и приучали к духовной открытости, без которой не может быть истинного поэта; прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, чем это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.
Что же породило, сформировало гений этого человека? Как и благодаря чему шло его духовное созревание? Пушкин обладал способностью отдаваться всему с упоением и без остатка, от всей полноты души. Всегда - "дитя настроения", всегда - во власти "мимотекущей минуты" (П. А. Вяземский)
Конечно же, Пушкина не было бы без Лицея.
"ЛИЦЕЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА"
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
(А. ПУШКИН. "19 ОКТЯБРЯ", 1825 г.)
Слова эти выгранены на постаменте памятника юноше Пушкину. Они словно приветствуют вас в садике у входа в Лицей и вводят в его атмосферу, помогают проникнуться тем особым настроем, который всегда отличает лицейские стихи Пушкина, настроем неповторимо счастливой "младости".
Здесь безвыездно прошли шесть лет жизни поэта, с 12 до 18 лет. Он был привезен в Лицей почти ребенком, а вышел из него гениальным поэтом. Здесь, в Лицее, совершалось это чудо - созревание великого поэта.
Здесь зазвучала в полный голос его муза, здесь определился строй его мыслей и чувств.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Домашнее воспитание - будь оно даже идеальным - не могло бы никогда дать поэту всего того, что дал Лицей. С родителями у поэта, к сожалению, были очень прохладные и отчужденные отношения.
Сколько прекрасных стихов посвящено им Лицею, сколько воспитанников и профессоров увековечено в них!
Устанавливались совершенно необычные для того времени, можно сказать, "демократические" нормы взаимоотношений между воспитанниками, а также их отношения с профессурой и служителями.
В одном из лицейских документов говорилось: "Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место, пока не исправится". В отношении служителей, то есть прислуги, говорилось, что воспитанникам запрещается кричать на них, "бранить их, хотя бы они были их крепостные люди". С профессурой устанавливались отношения не только официальные. Лицеисты, как потом повелось, бывали в семьях профессоров, проводили с ними вечера в беседах и чаепитии.
Все это породило благодатную атмосферу свободного, равного общения, доверительности, душевной открытости. Особое значение для братского сплочения лицеистов, для их "неразрывной отрадной связи" (И. Пущин)
Многие лицейские профессора - прежде всего А. П. Куницын, преподававший логику, психологию, право, финансы, - были людьми передовых взглядов и убеждений и старались в своих лекциях приобщить слушателей ко всем завоеваниям эпохи Просвещения.
Александр Петрович Куницын, которому ко времени открытия Лицея было всего 28 лет, оставил глубокий и яркий след в умах и душах своих воспитанников. На всю жизнь запомнилась им уже первая речь Куницына, произнесенная при открытии Лицея 19 октября 1811 года в присутствии высших сановников и "августейшего монарха".
Этот воспитатель умел выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу лицеиста, и в процессе воспитания норм морали и нравственности он вызывает положительные эмоции, подобные тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово его было емким, имело глубокий смысл, эмоциональную окраску, именно поэтому оно оставило столь глубокий след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями.
Новое во всех отношениях учереждение получило новой формации профессора, полного горячего стремления к действительному просвещению юношества.
В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово Куницына находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием, так как “мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов”. “Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет”.
В ранней редакции стихотворения «19 октября» (1825) Пушкин писал:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена...
Куницын рассказывал в своих лекциях о равенстве всех граждан перед законом, необходимости замены абсолютизма республиканским образом правления и ликвидации крепостного права. Пушкин, по свидетельству современников, «охотнее всех других классов занимался в классе Куницина» и о его лекциях «вспоминал всегда с восхищением». Курс лекций Куницына охватывал двенадцать циклов: логика, психология, этика, право естественное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое и так дальше. Все это составляло некое единство, так как профессор Куницын считал, что "наука только тогда имеет безупречный обличье, когда все положения оной составляют непрерывную цепочка и одно объясняется довольно другим."
Так внешне неулыбчивый, сурово педантичный, суховатый Александр Петрович формировал внутренний мир своих воспитанников
Надпись Пушкина на книге «История Пугачева»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835» — является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение.
Со своим профессором, к которому "питал до самой смерти своей глубочайшее и искреннее уважение"(П. Плетнев) Пушкин виделся ещё немного раз, а 11 января 1835 года на одном из литературных вечеров Н. И Гнедича, куда был приглашен и Куницын, преподнес профессору свой работа - "Историю Пугачева" с дарственной надписью: "Александру Петровичу Куницыну от Автора в знак глубокого уважения и благодарности". Присутствующие на вечере гости вспоминали, что педагог и ученик тепло и продолжительно говорили о чем то и расстались, непреклонно пожимая товарищ другу руки. Больше им увидеться не пришлось. О гибели своего ученика Куницын говорил завсегда с горечью, что вообще тяжко было ждать при его сдержанности
Пушкин двести с лишним лет учит Нас. Он рассказал нам о человеческом сердце, о его способности любить и ненавидеть, грустить и радоваться - и всей гамме сопутствующих этому переживаний - много такого, что мы и не знали до Пушкина. Он помог нам осознать богатство и красоту душевных движений. Эмоциональный мир послепушкинских поколений - осознанно или неосознанно для них сформирован под мощным воздействием пушкинской поэзии, пушкинского гения.
Я участвовала в проекте создания книги « Первая Максатихинская», подготовленной в память 90-летия Максатихинской средней школы №1.Книга опубликована Издательством научной литературы Н,Ф, Бочкаревой,2007год. В книге напечатана статья обо мне и моей педагогической деятельности от имени учащихся (стр.264) ,а также моя статья » Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного…» (стр 272-274).
В своей статье я отдала дань своим педагогам, истинным интеллигентам, которые формировали внутренний мир человека. Процитирую кусочек своей статьи: « Наши учителя были и остались для нас по-настоящему красивыми, одухотворенными людьми.
Каждый учитель нашей школы был неповторимой скрипкой общего оркестра.
Общество часто стремится нивелировать человеческую личность, усреднить ее, сделать удобным винтиком . Но как повезло Пушкину в жизни – у него был лицей, как повезло Лермонтову – у него была бабушка, т.е. были Истоки, которые давали импульс жить, познавать. Творить. Любить, сопротивляться и противостоять чужеродному. Все, что в человеке, должно расти от корней, от чувства причастности к прошлому, памяти о нем. Без этого нет личности, ощущения достоинства, ибо я – это много я , меня составляющих. Люблю, благодарю, принимаю – только эти принципы являются жизнетворными и созидающими. Так срастается цепь времен, так плетется вязь жизни».