Программа информатизации 2012-2015 гг.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Горноправдинская СОШ-И
Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры
Утверждаю:
Директор школы
Галченко Е.П.___________
«__ __» ___________ 20 года
Программа информатизации
«Развитие единой информационной образовательной среды школы
на 2012 – 2015 годы»
п. Горноправдинск 2011г.
Оглавление:
- Общие положения.
- Состояние проблемы.
- Система финансирования.
- Паспорт программы, этапы реализации.
Общие положения.
Основные направления информатизации школы:
- Модернизация образования на основе информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация образования является приоритетным направлением развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.
Она необходима:
- для обеспечения качественного и эффективного образовательного процесса;
- для повышения доступности образования
- для достижения важнейших общеобразовательных целей и продолжения выпускниками жизни в обществе
Модернизация предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся. Сформированность этой компетентности у выпускника школы – важнейшее условие современной экономики.
Открытое образование.
Информатизация является одним из основных инструментов в построении моделей открытого образования. При этом открытость понимается в отношении:
- источников образования;
- места, формы и технологии его получения;
- индивидуальных образовательных траекторий в рамках образовательных систем, отвечающих основным группам, охватывающим наиболее широкий состав обучающихся;
- взаимодействия со структурами и индивидуумами общества (родителями, попечителями, потребителями, другими образовательными учреждениями).
Использование ИКТ в образовательном процессе.
Сегодня возможно эффективное использование средств ИКТ всеми участниками образовательного процесса в следующих формах:
- Сочинение (создание и совершенствование информационного объекта, предназначенного для восприятия другими людьми, в соответствии с потребностями образовательного процесса).
- Выступление (непосредственное представление информационного объекта другим).
- Исследование (материальных и информационных объектов и процессов, приводящее к получению информационных объектов – описаний, моделей, выводов и т.д.).
- Проектирование и конструирование (объектов и процессов на основе потребности, задания, описания и т.д.).
- Отработка технических навыков.
- Погружение в иностранный язык.
- Проверка (аттестация) (определенных результатов обучения с помощью процедур, поддающихся компьютерной реализации).
- Организации мониторинга, как в деятельности учителя, так и в отслеживании развития ученика;
- Взаимодействие в едином информационном пространстве «Учащийся-учитель-родитель-администрация-управление-общественность». Дистанционное консультирование, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров.
- Учебная деятельность детей с проблемами физического и психического развития.
- Управление деятельностью образовательных учреждений.
Информационные технологии открывают новые возможности для детей, для их самовыражения и самореализации, подталкивают к сотрудничеству, для совместного решения поставленных проблем и задач.
Освоение учащимися ИКТ может идти в рамках классно-урочной системы в различных предметах – «Информатика и информационные технологии», «Технология», в ходе их применения во всех предметах, проектной деятельности.
- Кадровое обеспечение.
Координатор информационных технологий.
Роль координатора информационных технологий является ключевой для процесса информатизации. Координатор разделяет общее видение процесса информатизации, организует и принимает участие в:
- деятельности по разработке программы информатизации образовательного учреждения;
- координации реализации программы, отслеживание потребностей в обслуживании, ремонте, усовершенствовании технических средств, пополнении расходных материалов;
- повышение квалификации и методическую поддержку работников образовательного учреждения в области использования ИКТ в их работе;
- взаимодействие (с руководителем учреждения) с общественностью, структурами управления образованием по вопросам ИКТ.
Наиболее подготовленным и компетентным в работе со средствами ИКТ в школе является учитель информатики. Таким образом, вполне обоснованным будет переход учителя информатики в новый статус – координаторов информационных технологий. И поскольку в обязанности координатора входит оказание методической поддержки учителям, перспективно необходима специальная подготовка и переход от статуса координатора к должности заместителя директора по информатизации.
Методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка и подготовка кадров.
Особая важность методической поддержки и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером информатизации, включенной в весь процесс модернизации образования. Подготовка кадров по всем предметам также должна вестись в рамках общего видения.
Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей, которые фактически повторяют путь учащегося, ведут анализ и делают теоретические обобщения на материале собственной практики.
Необходимо перестроить сознание учителей, чтобы каждый учитель понимал, что компьютер – инструмент развития мыслительной деятельности.
Современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требует изменения формы общения преподавателя и обучающихся, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это существенно усиливает мотивацию, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых работ и т.д.).
Необходимо создать условия для развитие информационной культуры педагогических работников. Для этого необходимо:
- заинтересовать педагогов в использование ИКТ в своей деятельности;
- организовать обучение педагогов в школе и на дистанционных курсах;
- согласовать учебные программы, учебники и медиаресурсы.
- Информационные ресурсы.
Эффективность реализации программы зависит от наличия качественных информационных ресурсов, таких как:
- Системные программные средства
- Программные средства общего назначения
- Информационно-справочные источники
- Виртуальные конструкторы
- Тренажеры
- Тестовые среды
- Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники).
- Информационно-управленческие средства.
В процессе освоения ИКТ учителями будут создаваться и совершенствоваться собственные электронные пособия, адаптированные к имеющимся условиям (МТБ, психологические особенности учащихся, умений и личности учителя, и т.д.), которые в последствии могут лечь в основу электронных учебников. В школе будет создана медиатека учебных пособий, а также база данных электронных пособий.
- Нормативная база.
Реализация программы информатизации требует внесения изменений в существующую нормативно-правовую базу школы. Внесения изменений в систему оплаты труда учителей, введения ставок координаторов информационных технологий. Также должен рассматриваться вопрос об использовании и списании морально устаревшей, но еще работающей техники.
Значительные изменения в качестве и безопасности производимого и поставляемого оборудования требуют пересмотра нормативов его использования в учебном процессе.
- Информатизация процесса управления школы.
Наличие локальной сети – главное условие процесса управления школы.
Системы управления школы включают информационные ресурсы:
- Программное обеспечение (оболочки) для баз данных, документооборота;
- Наполнение и пополнение конкретными данными по школе
- Документы
- Кадры
- Учащиеся
Эти системы интегрируются в общее образовательное информационное пространство школы.
Состояние проблемы.
Оценка уровня информатизации школы.
В школе преподавание информатики ведется как базовый курс, включающий основные компоненты, соответствующие современному представлению об информатике в образовании, так и на профильном уровне, в виде профессиональной подготовки 10-11 класс. Однако существуют ряд причин по которым уровень ИКТ- компетентности учащихся и использование ими полученных знаний по другим учебным дисциплинам являются недостаточными. Вот эти причины:
- Отсутствие единой локальной информационной сети в школе;
- Недостаточность условий для использования ИКТ – технологий учителями других учебных дисциплин;
- Отсутствие или недостаточность методик использования ИКТ на уроках;
- Недостаточная ИКТ – компетентность педагогических кадров школы (отсутствие опыта использования ИКТ на уроках);
- Нет возможности в организации дистанционного обучения;
- Высокая стоимость средств ИКТ;
- Недостаточная общая материально-техническая база школы.
Система финансирования.
Эффективность расходования ресурсов, в частности, финансовых, является, наряду с образовательным результатом одним из основных параметров успешности Программы.
Финансирование необходимо вести по следующим направлениям:
- оплата дополнительной нагрузки работников образования, создание фонда материального поощрения;
- подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров;
- приобретение компьютеров, ноутбуков, ЦОР;
- приобретение других видов оборудования информационных технологий, включая аудио-визуальные;
- приобретение учебно-методических комплексов, базирующиеся на информационных и коммуникационных технологиях, включая информационные ресурсы;
- техническое обслуживание, ремонт, совершенствование, утилизация техники, расходные материалы.
Стабильность, ежеквартальное выделение ресурсов, ежегодное включение задач Программы в бюджет будет способствовать эффективности реализации данной программы.
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
- Федерального бюджета в рамках проекта ИСО;
- Окружного и муниципального бюджетов;
- Субвенции.
Паспорт программы.
Наименование программы | «Развитие единой информационной образовательной среды школы на 2012-2015 годы» | |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы | Педагогический совет | |
Заказчик программы | Комитет по образованию Ханты-Мансийского района | |
Разработчик программы | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горноправдинская общеобразовательная школа- интернат» | |
Конечная цель программы | Создание информационной образовательной среды, ориентированной на повышение качества образования, дистанционного обучения. | |
Задачи программы |
| |
Основные направления программы |
| |
Исполнители основных мероприятий | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горноправдинская общеобразовательная школа-интернат» | |
Источники финансирования программы | Субвенции, краевое и федеральной финансирование | |
Ожидаемые конечные результаты |
| |
Сроки и этапы реализациипрограммы информатизации МОУ:СОШ-И п. Горноправдинска.
1 этап - Подготовительный. (январь 2012- сентябрь 2012)
Целевые ориентиры.
Оценка условий развития информатизации, постановка целей и задач, на основе анализа возможностей и потребностей. Создание необходимых и достаточных условий развития.
Стратегические ориентиры школы.
- Информатизация школы и внедрение ИКТ в существующие технологии урока (по модели взаимодействия).
- Выделение творческой группы учителей.
- Определение координатора по ИКТ и его функциональных обязанностей.
- Разработка каждым учителем вариантов внедрения ИКТ в технологию своего урока.
- Организация свободного доступа к компьютерной технике.
- Ежемесячное отслеживание наработок по ИКТ.
- Создание перспективных программ по эффективности использования ИКТ.
- Внедрение и совершенствование ИКТ в управленческой деятельности ОУ.
План действий школьной команды на 1 этапе.
- Назначение координатора и уточнение его функций.
- Формирование школьной команды для разработки и реализации программы информатизации образовательного учреждения.
- Проведение анкетирования педагогического и ученического коллектива.
- Совершенствование базы ИКТ с учетом внешних и внутренних ресурсов школы.
- Разработать нормативную базу и сформировать систему поощрения учителей за успешное внедрение ИКТ в практику своей работы.
- Руководители ШМО организуют работу учителей для включения в тематическое планирование уроков с использованием ИКТ.
- Организация изучения программного обеспечения учителями не только как средство демонстрации, но и средство самостоятельного получения информации.
- Организация свободного доступа к компьютерной технике, как учителя, так и ученика. Создание медиокабитета и методического ИКТ- кабинета.
Содержание | Прогнозируемый результат | Конкретные действия |
1 этап (январь 2012- сентябрь 2012) | ||
1. Организация изучения информатики в школе | 1. Подготовка школьников к жизни в изменяющейся технологической среде. 2. Освоение учащимися фундаментальных понятий современной информатики. 3. Формирование навыков алгоритмического мышления. 4. Понимание компьютера, как современного средства обработки информации 5. Получение практических навыков работы с компьютером и современными ИКТ | 1.Совершенствование базы ИКТ с учетом внешних и внутренних ресурсов школы. 2. Предусмотреть в учебном плане уроки информатики (5-11 классы). 3. Обеспечить методическую поддержку учителям и индивидуальный мониторинг результатов работы. 4. Обеспечить наиболее рациональное использование имеющихся средств ИКТ. 5. Введение в начальной школе занятий с использованием ИКТ. 6. Провести анкетирование пед.колллектива и учеников. Оценить существующие потребности, возможности и проанализировать возможные результаты деятельности с использованием ИКТ. |
2.Информирование участников образовательного процесса об ИКТ | 1. Определение глубины и объема необходимых учителю знаний и умений, возможностей, трудностей и условий необходимых для внедрения ИКТ. 2. Осознание каждым участником УВП необходимости ИКТ (модель взаимодействия). 3. Заинтересованность родителей и общественности в использовании ИКТ. | 1. Создать школьную команду по внедрению ИКТ. 2. Провести информационный семинар и ряд семинаров-практикумов по осмыслению сущности ИКТ, определению направлений внедрения ИКТ в школе, разработки школьной программы информатизации.. 3. Проинформировать родителей на родительских собраниях о программе информатизации. 4. Разработать положение о работе школьной команды по внедрению ИКТ. 5. Выпуск информационных газет о сути ИКТ для учеников и учителей.
|
3. Поддержка учителей, использующих ИКТ в своей деятельности. | 1. Развитие мотивации учителей по внедрению ИКТ в практику своей работы. 2. Создание электронных пособий к урокам. 3. Изменение в организации деятельности учителя: ведение всей документации учителя в электронном виде, организация мониторинга своей работы с использованием ИКТ.
| 1. Разработать систему поощрения творчески работающих учителей, которые будут использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. 2. Включить в расписание работы кабинета информатики уроки по базовым предметам в соответствии с тематическим планированием учителей. 3.Организовать обучение и консультации, на базе школы, для учителей : использование видеотехники, по методики использования ЦОР на уроках и т.д. 4. Провести семинары по обмену опытом среди членов коллектива . 5. Прохождение учителями курсов при РММЦ. 6. Организация «свободного» доступа к компьютеру учителей во время урока и во вне урочное время. |
4. Включение ИКТ во внеклассную воспитательную работу школы.
| 1. Развитие интереса учащихся к ИКТ. 2. Включение учащихся в процесс информатизации школы.
| 1.Организация и проведение классных часов , мероприятий с применением ИКТ. 2. Проведение тематических линеек с использованием ИКТ.
|
5. Использование ИКТ в управлении. |
| 1. Формирование электронного документа оборота. 2. Создание перспективных программ по эффективности использования ИКТ. 3. Введение в делопроизводство электронной папки учителя. 4. Проведение пед.советов, совещаний на качественно новом уровне с использованием ИКТ. 5. Дополнить программу развития школы разделом «Информатизация школы». |
6.Совместная с ММЦ работа по проекту ИСО |
| 1. Внедрение и апробация программных продуктов предоставляемых ММЦ. 2. Участие в семинарах, конкурсах. |
7. Рефлексия, уточнение и дальнейшая разработка программы на 2 этап. |
|
|
II этап (сентябрь 2012-сентябрь 2013 гг.)
Целевые ориентиры школы
Качественное изменение эффективности обучения в школе с использованием ИКТ.
Стратегические ориентиры школы.
- Расширение материальной базы ИКТ.
- Обеспечение повышения квалификации по ИКТ.
- Гарантия поддержки творческой группе учителей, использующих ИКТ в учебном процессе и воспитательной работе.
- Внедрение ИКТ технологий в управленческую деятельность.
- Развитие коммуникативных компетенций (в том числе необходимых для жизни в условиях глобализации мировой экономики) у всех школьников (ИКТ выступают здесь как эффективное средство общения).
- Разработка каждым учителем вариантов внедрения ИКТ в свою технологию урока, создание перспективных программ по эффективности использования ИКТ.
- Создание и использование медиатеки.
План действий управленческой команды на 2012-2013.
- Создание мультимедийного кабинета.
- Модернизация кабинета информатики.
- Формирование и пополнение медиатеки.
- Завуч контролирует тематическое планирование по предметам (учёт использования ИКТ)
- Организация изучения программного обеспечения учителями не только как средства демонстрации, но и средства самостоятельного получения информации.
- Организация свободных компьютерных мест для работы во время урока, как учителя, так и ученика.
- Обеспечение сопровождения учащихся в проектной и исследовательской деятельности.
- Поощрение интегрированных уроков.
Содержание | Прогнозируемый результат | Конкретные действия |
2 этап (сентябрь 2012- сентябрь 2013гг.) | ||
1. Совершенствование и расширение материально-технической базы.
| Расширение информационной базы школы. Создание информационного пространства школы.
| 1) Организация доступа в Интернет. 2) Приобретение Web-камеры, флеш-памяти, дисков, дискет и расходных материалов. 3) Создание медиатеки (на базе библиотеки). 4) Создание мультимедийного кабинета (на базе библиотеки). 5) Приобретение ноутбука для использования учителями предметниками. 6) Приобретение ПК для использования в медиокабинете.. 7) Приобретение цифрового фотоаппарата. |
2. Поддержка учителей, использующих ИКТ. | 1. Разработка учителем вариантов внедрения ИКТ в свой урок . 2. Проектная организация учебного процесса. 3. Разработка и использование предметных электронных УМК 4. Использование на уроках раздаточного материала изготовленного с помощью ПК.
| 1. Организация и финансовая поддержка учителей, работающих с ИКТ. 2. Организация обмена опытом. 3. Своевременная информация о курсах и обеспечение возможности посетить курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей. 4. Предусмотреть время и место для разработки УМК (школьная практика, внеурочные занятия, уроки информатики, факультативные занятия по информатики). 5. Проведение открытых уроков с использованием ИКТ, организация их видеосъемки и обсуждения. 6. Подготовка контролирующих мониторинговых тестов для 5-11 классов по учебным дисциплинам. 7. Участие учителей в Интернет-форумах, августовском пед.совете. 8.Организация изучения программного обеспечения как средства мониторинга и самостоятельного получения информации. 9. Регулярное знакомство с новинками в литературе по методике использования ИКТ. 10. Создание собственной электронной копилки и Web-странички учителя. 11. Согласовать учебные программы, учебники и медиаресурсы.
|
3. Включение ИКТ во внеклассную воспитательную работу школы. | Последовательная реализация деятельностного (конструктивистского) подхода к процессам учения и обучения | 1. Организация издательской деятельности в школе. 2. Работа по создания сайта школы. 3. Работа по созданию виртуального музея «История школы». 4. Работа по созданию виртуального краеведческого музея школы. 5. Проведение недели ИКТ в школе. 6. Организация работы компьютерного кружка для дополнительного образования учащихся. 7. Организация и проведение конкурсов компьютерных рисунков, презентаций к праздникам или предметных, анимационных роликов. 8. Организация детского клуба. 9. Организация конкурса «Лучший знаток информатики». |
4. Использование ИКТ в управлении. |
| 1. Обеспечение методической поддержки учителям и и организация индивидуального мониторинга результатов их работы. 2. Обеспечить наиболее рациональное использование технических ресурсов в учебном процессе. 3. Создание на базе кабинета информатики центра тестирования и само контроля. 4. Ежемесячное отслеживание наработок по ИКТ (создание электронной картотеки наработок). 5. Придание нового статуса библиотекарю: библиотекарь-консультант по медиа ресурсам.
|
5.Совместная с ММЦ работа по проекту ИСО |
| 1. Внедрение и апробация программных продуктов предоставляемых ММЦ. 2. Участие в семинарах, конкурсах. |
6. Рефлексия, уточнение и дальнейшая разработка программы на 3 этап |
|
|
IIIэтап (сентябрь 2013-сентябрь 2015 гг.)
Целевые ориентиры школы
Обеспечение нового качества образования
Качественное изменение эффективности обучения в школе с использованием ИКТ
Стратегические ориентиры школы
- Обеспечение широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения.
- Широкое повседневное использование активных методов учения и обучения.
- Развитие коммуникативных компетенций (в том числе необходимых для жизни в условиях глобализации мировой экономики) у всех школьников (ИКТ выступают здесь как эффективное средство общения).
- Реализация исследовательского подхода в обучении.
- Включение в содержание образования (по всем дисциплинам)освоения методов, специфичных для научной деятельности, широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений.
План действий управленческой команды на 2008-2010гг..
- Создание алгоритма управления качеством образования с использованием ИКТ.
- Осуществление информационно – коммуникационного обеспечения учебного процесса, информационно – коммуникационного обеспечения общественной жизни школы.
- Создание на базе кабинета информатики Центра тестирования и самоконтроля. Подготовка и внесение в головной компьютер контрольных тестов вводного, промежуточного, итогового контроля для 9-11 классов по базовым предметам (русский язык, математика, иностранный язык), в т.ч. государственные тесты абитуриентов и аттестационного тестирования.
- Создание центра самостоятельного тестирования на базе кабинета информатики (самостоятельная работа учащихся с электронными учебниками, самостоятельная проверка знаний, использование Интернета для дистанционного обучения).
- Информационное и техническое сопровождение работ лучших учителей школы, научно – исследовательских работ учащихся.
- Создание системы дистанционного образования на основе ресурсов образовательных учреждений города, системы работы по освещению работы школы в городских, краевых, центральных средствах массовой информации (газеты, телевидение, радио).
IIIэтап (сентябрь2013г. - сентябрь 2015г.) | ||
Содержание | Прогнозируемый результат | Конкретные действия |
1. Совершенствование и расширение материально-технической базы.
| Обеспечение нового качества образования Расширение информационной базы школы. Создание единого информационного пространства
| 1. Расширение локальной сети, выделение сервера. 2. Создание банка данных программно-педагогических средств для их использование в учебном процессе. 3. Модернизация компьютерного класса. 4. Создание рабочих мест учителей. 5. Приобретение цифровой видеокамеры. 6. Приобретение ноутбука. 7. Приобретение ПК для организации свободного доступа учащихся. |
2. Поддержка учителей, использующих ИКТ. | Появление нового поколения учителей, способных подняться на качественно иной уровень методических возможностей,- создание программ, методических комплексов, способность активно работать в единой информационной среде. | 1. Обеспечение возможности повышения квалификации на очной и дистанционной основе. 2. Материальное поощрение учителей (доплаты, надбавки, премирование). 3. Преимущество в оснащении рабочих мест учителей регулярно использующих ИКТ в соей практике.
|
3.Учебный процесс. Развитие ИКТ-компетентности учителей. | Реализация исследовательского подхода в обучении широкое повседневное использование активных методов учения и обучения развитие коммуникативных компетенций (в том числе необходимых для жизни в условиях глобализации мировой экономики) у всех школьников (ИКТ выступают здесь как эффективное средство общения) | 1. Организация и проведение интегрированных уроков. 2. Проведение семинаров, индивидуальные консультации. 3.Создание на базе кабинета информатики Центра тестирования и самоконтроля. Подготовка и внесение в головной компьютер контрольных тестов стартового, промежуточного, итогового контроля для 5-11 классов по базовым предметам (русский язык, математика, иностранный язык), в т.ч. государственные тесты абитуриентов и аттестационного тестирования. 4. Организация конкурса «Лучший урок или мероприятие с использованием ИКТ» 5. Конкурс электронных пособий созданных учителями. 6. Организация электронной переписки, участие в Интернет-проектах, конкурсах. 7. Организация проведения фестиваля инноваций с привлечением учителей из других школ. 8. Организация дистанционного обучения.
|
4. Включение ИКТ во внеклассную воспитательную работу школы. | Последовательная реализация деятельностного (конструктивистского) подхода к процессам учения и обучения | 1. Создание новых и сопровождение существующих сайтов. 2. Дальнейшие развитее электронных школьных СМИ. 3. Создание видеостудии. 4. Участие в краевых и российских проектах. 5. Использование разработок мультимедиа студии в музыкально-художественном оформлении школьных мероприятий. 6. Выпуск ежемесячной электронной газеты. 7. Создание и пополнение виртуального музея «История школы». 8. Создание и пополнение виртуального школьного краеведческого музея. |
5. Изменение содержания управленческих действий администрации школы | Решение административно- финансовых задач и организация взаимосвязи между формальной и содержательной сторонами учебно-воспитательного процесса | 1. Использование программ - "Бухгалтерия школы" - "Расписание" - цифровое приложение "Юридический журнал директора школы" Работа с автоматизированными базами данных - "Ученик. Педагог. Образовательное учреждение" - "1С: Хроно Граф.Школа 2.0" 2. Проведение педсоветов, мастерклассов, совещаний на качественно новом уровне. 3. Организовать работу над образовательными проектами «Управление образовательной системой и мониторинг качества образования с использованием новых ИКТ, «Web– страница школы», «Web– страница учителя».
|
6. Рефлексия
| подготовка к следующему витку информатизации школы |
|