Методическая работа
Федеральный закон «Об образовании в РФ» уделяет большое внимание вопросу охраны здоровья детей. Одна из важных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОО; создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая в частности: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное их благополучие.
Здоровье воспитанников дошкольных образовательных учреждений является одним из центральных вопросов стандартизации дошкольного образования, так как качество освоения дошкольной образовательной программы во многом зависит от уровня физического развития, здоровья детей.
Особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с педагогическим коллективом, которые способствуют активизации передового опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к работе, формированию критической самооценки собственной практики, повышению уровня активности и самостоятельности, развитию стремления сотрудничества, эмпатии, развитию навыков анализа и рефлексии своей деятельности. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось выступлениям, докладам утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы методической работы.
Решать вопросы всестороннего творческого развития дошкольников возможно только тогда, когда они здоровы и имеют достаточно высокий уровень физического развития.
Проблема
В ходе реализации педагогического опыта в ДОУ созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей, в том числе и физического воспитания. В учреждении функционируют спортивный зал и музыкальный зал, на территории имеются достаточно оборудованная спортивная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы. В групповых помещениях созданы спортивные уголки с учетом требований программы и возрастных особенностей воспитанников.
Физкультурные занятия в помещении проводятся инструктором по физической культуре (кроме групп раннего возраста), на прогулке – воспитателями групп.
В ДОУ трудятся 20 педагогов, из которых 15 человек имеют высшее образование , 3 человека - со средним специальным образованием. Высшая квалификационная категория у 3 педагогов, первая - у 9 педагогов.
Но качество проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми требует совершенства. Результаты тестирования (по методике Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой) показали, что 37% педагогов находятся в определенной степени педагогического «выгорания»: утеряна профессиональная активность, отсутствует желание практиковать в работе с дошкольниками современные инновационные методы и приемы.
С помощью методики Л.Н. Волошиной был определен уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу воспитания здорового дошкольника, выявлена их профессиональная готовность к здоровьесберегающей деятельности: проведена оценка мотивационно-ценностного, познавательного, операционального и творческо - деятельностного компонентов. Итоги самооценки педагогов: высокий уровень профессиональной компетентности у 5 педагогов; средний уровень – у 10 педагогов; низкий – у 5 педагогов.
Чтобы решить данную проблему, необходимо использовать интерактивную форму методической работы с педагогами в системе здоровьесбережения с целью повышения уровня их квалификации, обеспечения их профессионального роста и саморазвития в области воспитания здорового дошкольника.
Интерактивное методическое обучение должно активизировать педагогов независимо от того, желают они этого или нет; оно будет способствовать повышению внутренней положительной мотивации, творчества и работоспособности, что в конечном итоге повысит качество физического развития воспитанников детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiy.docx | 20.64 КБ |
sistema_raboty_po_proramme_zdravstvuy.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План мероприятий повышения квалификации педагогов ДОУ
№ | Планируемые мероприятия | Дата | Ответсвенный |
I этап | |||
1 | Тестирование педагогов по методике Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой «Синдром выгорания» | Сентябрь 2015г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
2 | Анкетирование. Выявление знаний педагогов по здоровьесбергающим технологиям и по его применеию | Октябрь 2015г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
3 | Семинар –практикум «Организация инновационно -экспериментальной деятельности в ДОУ как условие повышения профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения» | Ноябрь 2015г | Заведующая Федосеева М.А. |
Трениг для педагов «Полотно счастья» | Ноябрь 2015г | Педагог-психолог Кущенкова Г.А. | |
4 | Педагогический совет «Использование здоровьесбергающих технологий в ДОУ» | Декабрь 2015г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
5 6 | Педагогический совет «Организация работы в ДОУ по развитию у детей двигательной активности, привитию навыков здорового образа жизни» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам укрепления здоровья дошкольников. Создать условия для формирования здорового образа жизни детей, через интеграцию различных видов деятельности дошкольного учреждения. Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых в соответствии с ФГОС. | Март 2016г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
Трениг для педагогов «Влияние психоэмоционального состояния воспитателя на педагогическую деятельность и результаты его труда»; | Апрель 2016г | Педагог-психолог Кущенкова Г.А. | |
7 | Консультации: - «Организация центров здоровья в группах» -Организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ - «Наполняемость физкультурных уголков в разных возрастных группах» -«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». - «Влияние психоэмоционального состояния воспитателя на педагогическую деятельность и результаты его труда» | Ноябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 | Ст.воспитатель Алгаева В.И. Педагог-психолог Кущенкова Г.А. |
8 | Конкурс для младших воспитателей «Чистюлька» | Март 2016 | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
II Этап | |||
Открытие экспериментальной площадки Тема: Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства для особых детей. Цель: создание модели здоровьесберегающего образовательного пространства способствующего формированию мотивации особых детей на здоровый образ жизни. Задачи: 1.Создать материально-технические условия для формирования здоровьесберегающей модели. 2. Обеспечить равные стартовые возможности особым детям. 3. Развивать потребность в здоровом образе жизни у особых детей. 4. Повысить профессиональную компетентность педагогов через вовлечение в экспериментальную деятельность. 5.Расширить влияние социальных институтов на работу с особыми детьми. | Октябрь 2016г | ||
9 | Педагогический совет «Оптимизация воспитательно-образовательной работы через использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям, направленного на сохранение, укрепление их физического и психического здоровья» | Декабрь 2016г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
11 | Городской семинар «Формирование культуры ЗОЖ у дошкольников через единство народных традиции и современных здоровьесберегающих технологий». | Февраль 2017г | Заведующая Федосеева М.А. |
12 | Конкурс «Лучший педагогический проект по внедрению здоровьесберегающих технологий» | Март 2017г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
Городской семинар «Преемственность детского сада и школы в использовании здоровьесберегающих технологий» | Ноябрь 2017г | Заведующая Федосеева М.А. | |
Организация семейного клуба «Здоровейка» | Ноябрь 2017г | Воспитатель гр.№8 Некрасова Р.Р. | |
Педагогический совет «Формирование основ здорового образа жизни детей через детскую проектную деятельность» Цель: внедрение технологии проектирования в образовательный процесс ДО | Март 2018г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. | |
III этап | |||
Проблемно-аналитический семинар «Психология здоровья дошкольника» | Ноябрь 2018г | Заведующая Федосеева М.А. | |
Методические посиделки (откровенный разговор с педагогами в теплой, непринужденной, доброжелательной обстановке, основная цель которого: создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы в педагогическом коллективе с целью выработки коллективного мнения о проблеме здоровьесбережения) | Март 2019г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. | |
Обобщение лучшего опыта педагогов ДОУ | Апрель-май 2019г | Заведующая Федосеева М.А. Ст.воспитатель Алгаева В.И. | |
Повторное тестирование педагогов по методике Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой «Синдром выгорания» | Май 2019г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. | |
Повторное анкетирование. «Выявление знаний педагогов по здоровьесбергающим технологиям и по его применению» | Май 2019г | Ст.воспитатель Алгаева В.И. |
Предварительный просмотр:
Система образовательно-оздоровительной деятельности по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй».
Формирование здоровья детей является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.
Понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, ежегодный рост заболеваемости детей, социальный запрос родителей, (каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым) привел коллектив детского сада к решению заниматься проблемой более углубленно.
Нас заинтересовала оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» М.Л Лазарева, которая направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. Изучив данную программу, решили апробировать ее в нашем детском саду. Автор программы «Здравствуй» Михаил Львович Лазарев, руководитель «Лаборатории формирования здоровья детей» Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор, действительный член академии педагогических и социальных наук.
М.Л. Лазарев утверждает, что здоровая личность - это личность физически развитая, образно мыслящая, ярко индивидуальная, целеустремленная, социально ответственная. Разработанная им оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ».
Программа «Здравствуй» - построена содержательно и предполагает тесное сотрудничество педагогов, специалистов и родителей.
Автор предлагает содержание курса рассматривать в следующих циклах:
-весёлые движения (двигательная сфера);
-семья (репродуктивная сфера);
-волшебное зеркальце (интеллектуальная сфера);
-полезная еда (пищеварительная сфера);
-чудо-нос (дыхательная сфера);
-вода и мыло (защитно-адаптационная сфера);
-целебные звуки (вокально-речевая).
Все эти темы представлены в виде “Цветка здоровья”. Система “Цветок здоровья” в философском смысле предполагает восстановление у ребёнка врождённого естественного чувства ощущать радость жизни, вдыхать её аромат, видеть её красоту.
М.Л.Лазарев утверждает: «Такая модель является мотивированным началом формирования в подсознании ребенка веры в свои безграничные возможности, в свое выздоровление. Конечная цель программы в том, что ребенок учится оздоравливать и развивать себя сам». «Цветок здоровья» состоит из семи лепестков разного цвета. Содержание каждого «лепестка», являясь отдельной темой, изучается в течение целого года (с октября по апрель). Обозначение цветов лепестков:
желтый – волшебное зеркальце (достоинство, смелость, защита слабых);
зеленый – полезная еда (зубная щетка, каша, витамины);
голубой – чудо – нос (носовое дыхание, долгий звук, сильный выдох);
синий – вода и мыло (личные вещи, чистые руки, закаливание);
фиолетовый – целебные звуки (правильная речь, исцеление голоса, приветствие);
красный – веселые движения (виды движений, самостоятельность, стихия огня);
оранжевый - семья (режим дня, вежливость, общение);
Весь материал дается детям в сказочно – игровой форме:
детям рассказывают о стране Семитония, где жили здоровячки.
Здоровячки – это дети, которые вели здоровый образ жизни.
Самого маленького здоровячка звали Здравик. Других здоровячков звали так:
Огника (огонь, движение) из страны Пламия – источник огня;
Орси (англ. земля) из страны Орсия – частичка земли;
Яник из страны Светия (Янь и Инь из восточной философии)– солнечное начало, частичка солнца; Ростик из страны Ростия – росток, частичка флоры.
Йоник (положительные и отрицательные ионы) из страны Эфирия – частичка воздуха и других частиц.Капелия из страны Акватония – частичка воды, маленькая синяя капелька.Вита (лат. жизнь) из страны Витония – жизненная вибрация, нотка. «И все бы было на планете хорошо, если бы не поселился там хлюпик Фырка». Поэтому основной сюжетной линией всего сказочного материала курса является исцеление главного героя — Фырки-хлюпика. В процессе разыгрывания сказки дети заучивают волшебные слова, с помощью которых вызываются герои здоровячки. Для более успешного формирования мотивации здоровья автором разработан особый прием. Он заключается в том, что дети с героями сказки изучают разделы темы, выполняют задания, играют, решают задачи, рисуют и конструируют на тему урока. Каждый урок строится по определенной схеме и решает познавательные, оздоровительные и исследовательские задачи. Алгоритм формирования познавательной мотивации здоровья в программе «Здравствуй» выглядит следующим образом:
Песня – сказка (микромир с героями) – игры, игры – драматизации – продуктивная деятельность. Дети осваивают все основные темы программы и закрепляют их на праздниках здоровья – Здравиадах.
М.Л.Лазарев акцентирует внимание на то, что в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребенка выступает музыка. В приложениях к программе дается огромное количество авторских песен для детей «на все случаи жизни»: о закаливании, о микробах, о семье, о себе, о храбрости и нежности, математике и астрономии и много-много других. Из опыта работы можно утверждать, что эти песни легко запоминаются детьми, используются в игровых ситуациях и режимных моментах, и, главное, они очень нравятся детям. Благодаря этим песням прочно усваивается изучаемый материал, развивается память, музыкальный слух и чувство ритма, создается хорошее настроение.
Автором программы было подчеркнуто благотворное оздоровительное влияние музыки на детский организм. Во-первых, музыка действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Во-вторых, музыка имеет три начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. В- третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку. Дети занимаются оздоровлением, не замечая процесса лечения. В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию. В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы (при повышении эмоционального тонуса и наличии положительных эмоций повышается иммунитет человека, он реже болеет).
Работа по программе Лазарева М.Л. «Здравствуй» предполагает тесное взаимодействие и понимание между воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником, старшим воспитателем и, конечно, родителями.
Основная нагрузка по выполнению программ, ложится на воспитателя, поэтому работа организуется таким образом:
№ | Вид оздоровления | Регулярность | Кто проводит | ||
1. | Музыкальные уроки | 1 — 2 раза в | Музыкальный | ||
здоровья | неделю | руководитель | |||
в | |||||
2. | Оздоровительные паузы | Ежедневно | Воспитатель | ||
3. | Физкультурные занятия | 1 раз в неделю | Инструктор по | ||
физической культуре | |||||
4. | Утренняя зарядка | Ежедневно | Воспитатель | ||
5. | Закаливающие | Ежедневно | Воспитатель | ||
процедуры | |||||
6. | Пальчиковая гимнастика | Еженедельно | Воспитатель | ||
7. | Игры здоровья | 2 раза в год | Воспитатель | ||
Консультативно- | |||||
8. | оздоровительные занятия | 1 раз в квартал | Воспитатель | ||
для родителей | |||||
Список литературы:
1. М.Л.Лазарев «Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» для дошкольных образовательных учреждений. М.:Мнемозина, 2004.
2. М.Л.Лазарев «Фырка и Здравик» Развивающее учебное пособие для детей дошкольного возраста/ М.Л.Лазарев- М.:Мнемозина, 2004.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы». «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.