Методические разработки уроков
Методические разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instr_karta_poluchenie_ammiaka_i_izuchenie_ego_svoystv.doc | 23 КБ |
ou_ammiak_poluchenie_svoystva_znachenie.doc | 40 КБ |
ou_reaktsii_io.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкционная карта.
Получение аммиака и изучение его свойств.
1.В фарфоровой ступке хорошо перемешайте равные количества хлорида аммония (NН4 С1) и гидроксида кальция (Са (ОН)2)
2.Приготовленную смесь насыпьте в чистую пробирку. Закрепите пробирку в штативе и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. На газоотводную трубку направленную вверх наденьте сухую пробирку открытым концом вниз.
Почему аммиак собирают в пробирку,
перевернутую вверх дном?
3.Осторожно нагрейте смесь в пробирке.
4.Как только почувствуете запах аммиака, (нюхать осторожно!!! (почему?), пробирку с газом, не переворачивая, закройте пробкой, погрузите ее в сосуд с водой и откройте пробку.
Почему вода в пробирке поднимается?
5.Когда вода перестанет подниматься, отверстие пробирки закройте под водой пробкой и выньте ее из воды. В полученный раствор опустите лакмусовую бумажку (или раствор фенолфталеина).
Какой газ выделялся в ходе химической реакции?
Какое вещество образуется при растворении газа в воде?
Предварительный просмотр:
Открытый урок по химии в 9 классе.
Тема: АММИАК. ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА, ЗНАЧЕНИЕ.
Цель: урока: изучить свойства аммиака, связать их со строением и областью применения.
Задачи: - создание устойчивой мотивации к изучению химии.
-отработка навыков работы с химическим оборудовании на основе правил по ТБ.
- экологическое и экономическое воспитание учащихся.
Метод и форма урока: экологический практикум.
Мотив: важное значение аммиака для человека, народного и сельского хозяйства.
Предварительная работа:
- Найти массовую долю азота в азотной кислоте, нитрате калия, аммиаке, молекулярном азоте.
- Сообщение на тему: «Применение аммиака в народном и сельском хозяйстве»
- Повторить ковалентную полярную связь.
Ход урока.
- Организационный момент.
- На уроке продолжаем изучение соединений азота и сегодня изучаем тему: « Аммиак. Получение, свойства, значение».
- Проверка домашнего задания.
- Как определяется доля элемента в веществе?
W = m (элемента)
m (вещества)
Доля азота в азотной кислоте - 22%
в нитрате калия - 14%
в аммиаке - 82%
в молекулярном азоте - 100%
Самая большая доля элемента в молекулярном азоте, но он не усваивается живыми организмами. Поэтому одно из лучших азотсодержащих удобрений это аммиак.
- Сообщение ученика об области использования аммиака.
6) Изучение строения аммиака. Тип связи.
Электронное строение молекулы.
Образование донорно- акцепторной связи.
Образование ионов аммония.
Валентность азота в ионе аммония. (lV)
Степень окисления азота в ионе аммония.(-3)
Исходя из строения аммиака, предположить какими свойствами будет характеризоваться аммиак (свойства основные).
- Способы получения аммиака. Промышленный:
Обратить внимание на то, что данная химическая реакция является обратимой. Какие условия будут смещать химическое равновесие в сторону образования продуктов реакции?
(Из-за недостатка времени можно дать этот вопрос на дом.)
Лабораторный.
- Физические свойства аммиака. Так как физические свойства аммиака подробно будут изучаться на лабораторной работе, то здесь необходимо сказать об его характерном запахе, и ядовитости в больших количествах.
- Лабораторная работа:
«ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО СВОЙСТВ».
Инструктаж по ТБ. Нагревание, определение запаха, растворимость аммиака в воде.
Работа проходит строго по инструкционной карте. При выполнении работы необходимо ответить на поставленные в карте проблемные вопросы (смотри инструкционную карту).Обратить внимание ребят на определение аммиака по запаху, воды на внутренней стороне пробирки.
Ответить на вопрос: Почему аммиак прекрасно растворяется в воде?
Дополнительно провести реакцию с парами соляной кислоты.
По окончании выполнения работы проводим анализ, отвечаем на поставленные вопросы.
Ученики у доски пишут уравнения химических реакций.
Здесь можно вернуться к уравнению получения аммиака из солей аммония.
10)Окислительно-восстановительные свойства аммиака.
Возможность изменения степени окисления азота (-3)
только в сторону повышения. Поэтому аммиак может выступать только в роли восстановителя.
при наличии катализатора.
Данный вопрос рассматриваем только при наличии времени.
Домашнее задание:- параграф 19, стр. 55, упр.9.
- составить уравнения электронного баланса в
схемах превращений п.10.
-рассмотреть условия смещения химического
равновесия при синтезе аммиака.
Предварительный просмотр:
Урок в 9 в классе: Реакции ионного обмена.
Тип урока. Урок - исследование . (Закрепление знаний и умений, с элементами адаптивной системы обучения, использованием ИКТ-презентация,).
“Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.
Правильное питание - залог здоровья. А разве здоровье - не чудо?
Сенека.
Цель урока: исследовать экспериментальным путем условия, при которых возможно протекание реакций ионного обмена.
Задачи:
- Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность.
- Развития (метапредметные) создание условий для формирования умения учащихся анализировать исследуемый объект, узнать о пользе известных напитков.
- Обучения (предметные) организовать деятельность учеников для закрепления понятия реакция ионного обмена, умения применять знания на примере определения ионов в полученном растворе.
Ход урока.
Приветствие класса.
Определение темы урока.
Разминка:
- Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
- Какие вещества к ним относятся?
- Почему растворы электролитов проводят электрический ток?
- Как называется процесс распада веществ на ионы? Что такое ионы?
Игра в крестики нолики. Электролиты и неэлектролиты.
- С образованием каких ионов диссоциируют растворы кислот, солей и щелочей?
- Какие основания называются щелочами?
Диссоциация веществ. Презентация.
- Какие реакции называются ионными?
Давайте вспомним, как составляются уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде на примере взаимодействия хлорида меди(II) с гидроксидом натрия. Работа у доски.
Проведем эксперимент в группах.
Проблема: Провести и изучить химические реакции, написать уравнения реакций ионного обмена, и проанализировать: КАКИЕ УСЛОВИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ, чтобы протекла реакция ионного обмена?
1 группа:
NaOH+CuSO4
Na2CO3 + HCl
H3PO4 + NaOH
CuSO4 + HCl
2 группа
FeCl3 + NaOH
Na2CO3 + H2SO4
HCl + Ca(OH)2
FeCl3 + H2SO4
3 группа
KOH +CuSO4
Na2SO3 + HCl
H2SO4 + KOH
NaCL + KOH
4 группа
FeCl3 + KOH
Na2SO3 + H2SO4
Cu(OH)2 + H2SO4
FeCl3 + H2SO4
5 группа
AgNO3 + NaCl
CaCO3 + HCl
HCl + NaOH
BaCl2 + NaOH
Анализ работы.
Реакции ионного обмена протекают если:
- В ходе реакции образуется осадок;
- В ходе реакции образуется газ;
- В ходе реакции образуется слабый электролит (например вода).
Проверка Написания уравнений реакций на доске. Оценка работы.
Просмотр видео.
Итог урока. Вы сегодня на уроке занимались основами аналитической химии, которая изучается в ВУЗах. С помощью этих реакций можно качественно определить наличие ионов в водк, воздухе. Почве. Этим занимаются экологи, санитары, и т.д.
Оценивание урока.
Карта инструкция 1
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
NaOH и CuSO4
Na2CO3 и HCl
H3PO4 и NaOH
CuSO4 и HCl
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 2
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
FeCl3 и NaOH
Na2CO3 и H2SO4
HCl и Ca(OH)2
FeCl3 и H2SO4
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 3
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
KOH и CuSO4
Na2SO3 и HCl
H2SO4 и KOH
NaCL и KOH
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 4
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
FeCl3 и KOH
Na2SO3 и H2SO4
Cu(OH)2 и H2SO4
FeCl3 и H2SO4
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?
Карта инструкция 5
Техника безопасности:
1.Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус.
2. При выявлении запаха веществ нельзя подносить сосуд близко к лицу. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
3.При выполнении опыта пользуйтесь небольшими дозами веществ.
4.Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами. Если кислота или щелочь попала на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Проведение опыта.
На лотке находятся химические реактивы. В отдельных пробирках смешать следующие реактивы объемом по 1 мл.
AgNO3 и NaCl
CaCO3 и HCl
HCl и NaOH
BaCl2 и NaOH
При взаимодействии кислоты и основания используйте индикатор – лакмус.
Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Что должно произойти в химическом процессе, чтобы реакция ионного обмена состоялась?