Конкурс "Учитель года"
Конкурс "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.85 КБ |
metod_seminar.docx | 21.06 КБ |
metodicheskiy_seminar_potapova_n.k.ppt | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Только тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое,
достоин быть учителем».
Все меняется, - так справедливо считается, -
Набирает разгон перемен колесо,
И, конечно же, многое в мире меняется,
Но при этом, увы, безусловно, не все.
1 Сентября 1978 года. Первый раз в первый класс иду я в школу, держась за мамину руку. В руках букет астр и огромные банты на голове. Меня встречает моя первая учительница, Власенко Лидия Александровна, и проводит в класс. Так начинается моя школьная жизнь.
1 сентября 1987 года. «Этот сентябрьский звонок последний», - думала я, переступая порог школы. Скоро я буду студентка, буду взрослая. По привычке прохожу в лабораторию кабинета химии к своему любимому учителю, Абрамовой Надежде Петровне. Здесь мне всегда рады. Здесь меня ждет эксперимент, подготовка к олимпиадам, общение с химиками других классов.
1 сентября 1993 года…. Человек всегда возвращается туда, где ему было хорошо. Я вернулась в свою родную школу учителем химии, проработала более двадцати лет и ничуть не жалею.
Свой предмет я люблю и знаю. Химия – это самая красивая, точная, логичная и перспективная наука. На уроках стараюсь убедить учеников, что современный человек должен разбираться в сущности происходящих явлений вокруг него и внутри него, иметь понятие о веществах, необходимых и опасных для организма, следить за питанием, понимать важность здорового образа жизни; грамотно оценивать состав продуктов, указанных на этикетке, не всегда доверять написанному. Думаю, что о применении химии в медицине, в быту, в сельском хозяйстве, в искусстве, в строительстве будет также интересно узнать любому человеку. На уроках, размышляя над законами развития природы, я учу детей видеть, что химия стала показателем цивилизации, где самую большую группу химических веществ человек синтезировал самостоятельно. Их просто раньше вообще не существовало. Это лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений, пластмассы и чистящие средства... Химия - не только яркий признак общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно важно то, в чьих руках окажется это оружие.
Жаль, что количество часов на изучение химии в школе сокращается! Что останется? Теория без эксперимента? Но и рассуждать о применении химических знаний без фундаментальных основ химии и законов природы тоже нельзя. Значит, надо искать выход из положения. Используя современные технологии и методы обучения, стараюсь максимально приблизить учебный процесс к реальной жизни, к повседневным трудностям.
Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту понимали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, с легкостью ориентируются в сложном материале, не боятся творить и ошибаться, когда все ученики успешно сдают выпускные экзамены. Именно в эти минуты начинаю чувствовать, что я нужна детям. Если после звонка ребята со мной, а не бегут сломя голову в коридор, если после уроков они приходят ко мне с вопросами, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я задалась вопросом, все ли сделала для того, чтобы моим ученикам было хорошо в школе, коллективе, в жизни? Захотят ли они спустя годы вернуться в школу, как сделала это я? Чему я научила своих детей? Трудолюбию и настойчивости в решении любой задачи, жизненной или учебной, честности и справедливости, умению приходить на помощь другим, добиваться намеченной цели. Добро остается добром во все времена, а зло – злом. Любить лучше, чем ненавидеть, а прощать – чем мстить. Плакать от любви не стыдно, а бороться за свое счастье свято. Если вдуматься, то все человеческие ценности остались прежними. Всему этому учили и меня.
Мы живем в 21 веке, в мире компьютерных технологий, айфонов, роботов. Жизнь движется вперед. Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и хотят трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.
Все в жизни меняется. Меняешься ты, меняется твое отношение к людям, меняется отношение к тебе. Ничто не стоит на месте. Земля вращается вокруг своей оси за 24 часа, вокруг Солнца за 365 суток. Жизнь, проделав виток, очередную петлю, вернулась на круги своя. И главные человеческие ценности остаются неизменными. Я знаю, что и в дальнейшем будут необходимы людям такие качества личности, как доброта, искренность, честность, трудолюбие. Это я стараюсь воспитывать в моих детях. Проявление таких качеств в учениках придает мне уверенности, и хочется сказать себе: « Я все преодолею и все смогу»….
Предварительный просмотр:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Потапова Н.К.
Пояснительная записка.
Экспериментальные творческие задачи как средство эффективного развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Если копать (также, как и не копать)
может каждый, то сбор плодов
требует умелого нахождения
решений творческих задач.
Каждый из нас, представляя свою систему работы, исходит из тех проблем, с которыми сталкивается современная школа, они всем хорошо известны.
В поисках решения проблем, мы учителя – задумываемся над такими вопросами, «Как учить? Чему учить? Зачем учить?» Ответы раскрывают смысл образования, которые сводятся в общую идею – вовлечение учащихся в деятельность. В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний, а учителей от процесса преподавания.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, сегодня устарела. Весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
На мой взгляд, для разрешения этой проблемы больше всего подходит технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности. Экспериментальные творческие задачи, как основная часть этого обучения, играют большую роль в формировании ключевых компетенций учащихся.
Итак: цель, это – формирование познавательной деятельности учащихся путем решения экспериментального решения творческих задач.
Осваивая то, что уже существует в практике, каждый учитель создает что-то свое собственное, что дает успешный результат в обучении. На мой взгляд, применение экспериментальных творческих задач обучения отвечает поставленным задачам образования.
Под творческой задачей понимаем проблему с нечётко заданными условиями, содержащую некое противоречие, допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Решение творческих задач в химии требует применения различных знаний. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы овладение знаний протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формировало у них такие основные приёмы умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников надо учить работать самостоятельно, высказывать и проверять предложения, догадки, уметь делать обобщения, применять знания в новых ситуациях. Творческую задачу невозможно решить с лёгкостью. Она обязательно требует больших интеллектуальных усилий. В связи с этим, задача может быть творческой, если учащиеся захотят её решать, преодолевая трудности. Это часто происходит, если задача имеет большое прикладное значение.
Система моей работы строится в следующих направлениях:
- Решение экспериментальных задач проблемного характера. Это выполнение практических работ на уроках, с постановкой проблемных вопросов, проведение домашнего эксперимента: выращивание кристаллов, приготовление растворов с заданной концентрацией, поиск и изучение натуральных индикаторов, процессы брожения, коррозия металлов, влияние различных факторов на скорость химических реакций, синтез органических веществ;
- Моделирование. Изготовление моделей молекул неорганических и органических веществ дома, совместно с родителями, строго соблюдая взаимное расположение атомов, расстояние между ними, величину валентного угла между связями;
- Решение химических задач с помощью ТРИЗа (теории решения изобретательских задач, автор Г.С. Альтшуллер), прогнозирование развитие систем. Ставятся проблемы о сохранности атома в ходе химических реакций, о возможности преобразования атома, вывод формул органических веществ, проектирование реальных технологических процессов. Используются методы проб и ошибок, мозгового штурма, сенектики.;
- Решение проектных задач по итогам экскурсии на водоочистные сооружения города. Большое значение имеет попытка спроектировать очистные сооружения, используя современные вещества в реальных условиях нашего города.
- Занятия элективного курса «Химия в профессиях». Прежде всего, курс носит профориентационный характер. Одновременно учащиеся решают экспериментальные задачи по приготовлению лекарственных форм по энциклопедии лекарственных средств М.Д. Машковского, задачи качественного определения ионов в растворах и твердых смесях, выполняя функциональные обязанности эксперта - криминалиста.
- Решение олимпиадных задач.
- Решение заданий ЕГЭ и ОГЭ:
Анализируя результаты своей деятельности, могу сделать вывод, что использование экспериментальных творческих задач развивает ученика, и является достаточно эффективным способом развития познавательной деятельности учащихся. Ежегодно ученики выбирают предмет химии для сдачи выпускного экзамена ЕГЭ и ОГЭ, ребята выбирают для поступления ВУЗы химической направленности (КГМУ, КГТУ, КФУ), участвуют и побеждают в научно – практических конференциях, олимпиадах КПФУ, КГТУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Экспериментальные творческие задачи как средство эффективного развития познавательной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности». Проблема: академические уроки с фундаментальными знаниями малоэффективны для формирования ключевых компетентностей учащихся. Основная идея: использование экспериментальных творческих задач побуждает ученика к самостоятельному осмыслению проблем науки, поиску выхода из поставленной критической ситуации. Ожидаемый результат: развитие познавательной активности учащихся, формирование уверенности в себе при решении значимых жизненных задач.
Список используемой в пояснительной записке литературы и сетевых ресурсов: От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — С. 3. 2 Одарённый ребёнок: особенности обучения / Под ред. Н. Б. Шума ковой. — М.: Просвещение, 2006. http://uslide.ru/pedagogika/28753-formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-uchaschihsya.html https://te http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/484917/ acher-of-russia.ru/?page=best_of_the_best2014 http://studik.net/eksperimentalnye-tvorcheskie-zadachi-po-organicheskoj-ximii/ http://studik.net/category/pedagogika/ Лекарственные средства / под ред М.Д. Машковского.- М.: Новая волна, 2006. http://childpsy.ru/dissertations/id/18081/php Строение атома, деятельностный подход к методике преподавания / Н.Е. Дерябина.- М.: Чистые пруды, 2010.