программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)
программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prk.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Иссадская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа» протокол № __ от ________ г. | Согласовано заместитель директора по УВР_________ «_____»____________2012 г. | Утверждена приказом МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа» приказ № __ от ________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
по | ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ | ||
для | (предмет) 6 | класса | |
учитель | (класс) Кузнецова Ольга Александровна | ||
(ФИО педагога) Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных | |||
(название программы с указанием автора и сборника, года издания) учреждений к учебнику, созданных под руководством З.А. Томановой, А.Н. Любарского. – СПб. : Специальная литература, 2007. | |||
учебник |
З.А. Томанова | ||
(автор-составитель, полное название) «Природа родного края» | |||
0,5 | 17 |
кол-во часов в неделю кол-во часов в год
2012
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт – Петербург 2006.
Программа разработана в соответствии с положениями стандарта основного общего образования. Ее цели и краеведческое содержание с учетом возрастных особенностей учащихся направлены на устремленность к познанию окружающего мира, самопознанию и к реальной практической деятельности.
Важнейшими особенностями курса являются:
- обеспечение поддержки и расширение предметных биологогеографических знаний и практических умений учащихся в связи с сокращением учебного времени, отведенного на изучение этих предметов в VI классе, согласно рекомендации Министерства образования и науки;
- создание условий для реализации компетентностного подхода при изучении учебного материала;
- формирование элементов научного мировоззрения, воспитание ценностных качеств личности.
Изучение курса «Природа родного края» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний: о географических особенностях, живой природе и природных комплексах Ленинградской области; современных методах познания природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального природопользования;
- овладение умениями: находить и использовать информацию о природе родного края; работать с использованием карт, некоторых приборов и инструментов; проводить наблюдения за природными телами и явлениями природы; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, собственному организму и здоровью других людей, поведения в окружающей среде;
- развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдений и исследований, изучения родной природы;
- воспитание: формировать бережное отношение к родной природе, ценностное отношение к природным комплексам и объектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине;
Личностно-ориентированными целями программы выступают:
- формирование целостного преставления о живой и неживой природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- создание условий для формирования ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Информация о внесенных изменениях в рабочую программу
Программа регионального компонента содержит 68 часов. В МОБУ «Иссадская ООШ» отведено 17 часов на изучение живых организмов Ленинградской области. Поэтому из каждой темы программы выбран наиболее необходимый материал о природе края. Предусмотрены 3 практические работы, 2 экскурсия, защита проектов.
Содержание тем учебного курса.
Общее количество часов – 17 часов
1. Живые организмы вокруг нас(3 часов)
Многообразие живой природы Ленинградской области. Древнейшие жители Земли. Роль бактерий в природе и жизни человека. Инфекционные заболевания. Пути заражения. Методы борьбы с вредными бактериями. Эти таинственные живые существа - ГРИБЫ. Грибы-обитатели Ленинградской области. Полезные и вредные качества грибов. Грибы, вызывающие заболевания человека, животных и растений.
Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности».
Обобщение: ролевая игра «Мир невидимок» против «Грибного ассорти».
2. Растения Ленинградской области (9 часов
Растения в нашей жизни. Многообразие растений Ленинградской области. Водоросли - дети моря. Основные отделы водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Кто такие Лишайники? Выход растений на сушу. Высшие сосудистые растения. Мхи болотистых мест области. Хвощи и плауны. Папоротники наших лесов. Общая характеристика и строение. Значение в природе и жизни человека.
Семенные растения. Хвойные растения Ленинградской области. Богатства наших лесов. Покрытосеменные (Цветковые) растения: от карликов до гигантов.
Обобщение: защита проектов «Эволюция растительного мира».
3. Растения в нашей жизни (2 часов)
Растения вокруг нас. Значение растений в природе и жизни человека. Отделы и семейства цветковых растений. Общая характеристика и значение растений в природе и жизни человека. Определение растений с помощью определителя. Распознавание растений по морфологическим особенностям. Злаковые растения Ленинградской области. Кто
такие Лилейные? Декоративные, плодовые и лекарственные растения. Пасленовые и бобовые растения. Семейство розоцветные. Крестоцветные растения. Сложноцветные растения. Многообразие растений нашей области. Растения Красной книги Ленинградской области.
Экскурсия (зачет). Узнай растение.
4. Природные комплексы Ленинградской области (6 часов)
Немного о природных комплексах. Природные комплексы Ленинградской области. Человек в природной среде.
Практические работы: описание природного комплекса:
- Болото.
- Озеро (пруд).
- Речная система.
- Луг.
- Лес.
Экскурсия: знакомство с природным комплексом Красной книги природы Ленинградской области.
5. На пути к устойчивому развитию (1 час)
Защита проектов: «Мои законы об охране природы»,
«Как нам жить в гармонии с природой»,
«Как сохранить природу родного края».
Учебно- тематическое планирование
Номера по порядку | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
III четверть | ||||
1. | Живые организмы вокруг нас | 4 | 2 | 2 |
2. | Растения Ленинградской области | 6 | 5 | 1 |
3. | Растения в нашей жизни | 1 | 1 | |
Итого в четверти | 11 | 8 | 3 | |
IV четверть | ||||
3. | Растения в нашей жизни | 2 | 1 | 1 |
4. | Природные комплексы Ленинградской области | 3 | 1 | 2 |
5. | Человек и природа. На пути к устойчивому развитию | 1 | 1 | |
Итого в четверти | 6 | 3 | 3 | |
Итого за год | 17 | 13 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по курсу 6 класса ПРК
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Формы контроля | Оснащение | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек-тировка | |
план | факт | |||||||||
Тема 1. Живые организмы вокруг нас – 4 часа. | ||||||||||
1 (1) | Удивительные свойства бактерий. | УИНМ | Многообразие живого мира Ленинград- ской области. Многообразие бактерий, вирусов, грибов нашего края. Меры профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. Прививки и вакцины. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. | Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие бактерий и вирусных заболеваний | Вводный контроль. С.Р.: Составление таблицы «Свойства бактерий» | Таблицы. Рисунки текстов. К/ф | §22-23, вопр.1-4 с. 80, презента-ции | |||
2 (2) | Грибы. Много-образие и значение гри-бов Практическая работа №1 «Распознава-ние съедобных и ядовитых грибов нашей местности». | УФПУН | Знать строение и жизнедеятель- ности грибов, значение Уметь давать определения терминам | Текущий. Выполнение П.Р. | Таблицы. Инструк-ции | §24 – 25, вопр. 1-4 с. 86, презента-ции | ||||
3 (3) | Кто такие – «лишайники». | УСЗУН | Знать строение, жизнедеятель- ность, размно- жжение лишайников, значение Уметь Приводить при меры лишай- ников различ- ных групп | Текущий. Анализ текста и ри- сунка с.87 З. 1-3 с. 88-89. Проверочная работа
| Таблицы. к/ф | § 26, вопр. 1-4 с. 89, презента- ции | ||||
4 (4) | Обобщение темы «Живые организмы вокруг нас» | УИ | Решение учебно-познаватель ных задач, вы- полнение ри- сунков и схемы в тетради | Урок игра « Мир невидимок» против « Грибного ассорти» | ||||||
Тема 2. Растения Ленинградской области - 5 часов. | ||||||||||
1 (5) | Водоросли – «дети воды». | УИНМ | Основные отделы растений. Эволюция и систематика растений. Особенности лесов Ленинград- ской области. Особенности строения и многообразие высших растений. | Знать строение и жизнедеятель-ность водорослей, значение Уметь давать определения терминам и приводить при- меры разных групп | Текущий. С.Р.: Анализ текста и рисунков. З. 1-3 с.90-95 | Таблицы. К/ф | §27, вопр. 1-4 с. 95, прзента-ции | |||
2 (6) | Немного о жизни мхов. | УИНМ | Знать строение мхов. Уметь определять формы мхов | Текущий. С.Р.: Анализ текста и ри- сунков. З. 1-3 §28 | Таблицы. К/ф | § 28 вопр. 1-3 с. 98, презента-ции | ||||
3 (7) | Хвощи, плауны. Папоротники наших лесов | Факты Условия жизни. Значение. Объекты Хвощи, плауны, папоротники. Процессы Питание, размножение. | Текущий. С.Р.: Анализ текста и ри- сунков. З. 1-3 §29 | Таблицы. К/ф | § 29 вопр.1-2 с. 106 Презента-ции | |||||
4 (8) | Хвойные растения | УИНМ | Знать строение и разнообразие, среду обитания, размножение, распростране-ние голосеменных Уметь описывать нап- равления ис- пользования голосеменных растений | Текущий. С.Р.: Анализ текста и рисунков с.102 З. 1-3 с. 103-104 | Таблицы. К/ф | § 30 Презента-ции | ||||
5 (9) | Покрытосе-менные или цветковые растения | УСЗУН | Знать признаки цветковых растений, многообразие. Уметь характе- ризовать растения раз- ных жизненных форм | Беседа по вопросам. | Таблицы. К/ф С.Р.: с. 103, 104, 105,106 | § 31 вопр.1-2 с. 106 Презента-ции | ||||
6 (10) | Обобщающий урок по теме « Растения Ленинградской области» | УПЗУН | Защита проектов по теме « Эволюция растительного мира» | |||||||
Тема 3. Растения в нашей жизни – 3 часа. | ||||||||||
1 (11) | Отделы и семейства Цветковых растений. | УСЗУН | Роль растений в природе и жизни человека. Лекарствен-ные, декоративные и сельскохозяй-ственные растения. Редкие и исчезающие растения области. | Знать морфологиче-ские признаки растений указанных семейств Уметь узнавать растения семейств. | Фронтальный опрос. С.Р.: работа с гербариями. | Таблицы. Гербарии | § 32-35, вопросы Индиви-дуальные задания | |||
2 (12) | Растения Красной книги Ленинградской области | УСЗУН | семейств Уметь узнавать растения семейств | Презентации. | ||||||
3 (13) | Экскурсия (зачет). Узнай растение | УЭ | Обобщение и повторение материала темы. Закрепление полученного навыка определения растений с помощью определителя. | |||||||
Тема 4. Природные комплексы Ленинградской области – 3 часов | ||||||||||
1 (14) | Практическая работа № 2 «Описание природного комплекса речной системы» | УФПУН | Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных Ленинград-ской области. Знакомство с Красной книгой природы ленинград-ской области. Охраняемые территории нашего края. | Знать морфологиче-ские признаки животных Уметь узнавать жи Знать Редкие и исчезающие виды животных Ленинград-ской области. | Выполнение практической работы. Характеристи-ка природных комплексов по плану. | Таблицы. | § 36 - 42 Вопросы. | |||
2 (15) | Практическая работа № 3 « Описание природного комплекса леса» | УФПУН | Выполнение практической работы. Характеристи-ка природных комплексов по плану. | Таблицы. | § 39 Вопросы. | |||||
3 (16) | Особо охраняемые территории Ленинградской Области. Экскурсия. | УИНМ | Экскурсия «Знакомство с природным комплексом Красной книги | § 43 Вопр.1-3 с.146 | ||||||
Тема 5. На пути к устойчивому развитию – 1час | ||||||||||
4 (17) | Мои законы об охране природы | УЗУН | Защита проектов |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
В результате изучения курса ученик должен:
знать /понимать:
- некоторые географические и биологические понятия и термины, касающиеся природы Ленинградской области;
- природные особенности родного края, связи между территориальными и природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью людей;
- сущность некоторых процессов, происходящих в живой и неживой природе:
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;
уметь:
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки природных объектов и явлений;
- самостоятельно находить и пользоваться разного рода информацией для изучения природы;
- изучать природу с применением научных методов и с помощью некоторых приборов и инструментов;
- работать с готовыми или сделанными собственными руками картами (планами), живым и гербарным материалом, коллекциями природных объектов и другими природными материалами; ,
- анализировать и оценивать полученную информацию;
использовать приобретенные знания и умении в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ориентирования на местности;
- для учета фенологических изменений в природе;
- для наблюдений за погодой и состоянием воды, почвы и воздуха своей местности;
- для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- для выращивания и размножения растений;
- для профилактики простудных заболеваний; заболеваний, вызываемых грибами и растениями;
- для решения практических задач по определению и улучшению качества окружающей среды.
Ресурсное обеспечение программы
Объекты натуральные
- гербарий «Растительные сообщества»,
- гербарий «Основные отделы растений»,
- коллекция семян и плодов,
- набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
- цветок вишни (модель демонстрационная),
- набор муляжей плодов и корнеплодов,
- таблицы «Отделы растений».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
Список литературы
Алексеев С. В., Терешенков О. М., Жаворонкова И. А., Шагни А. В. Экология Санкт-Петербурга и области. - СПб.,1995.чч
Асеева И. В., Белоусов Б, В. Природа и население Санкт-Петербурга и области. - СПб.: СПГУПМ, 1994.
БиркенгофА. Л. и др. Ленинградская область. -Л.: Лениздат, 1958.
ДаринскийА. В. Ленинградская область. - Л., 1981.
Нежниковский Р. А, Река Нева и Невская губа. - Л.; 1975.
Природа Ленинградской области и ее охрана / под ред. Э. И. Слепяна. - Л.: Лениздат, 1983.
Финаров Д. П., Семенов С. П. Санкт-Петербург и Ленинградская область. - СПб.: Питер, 2005.
Учебник: З.А.Томанова, А.Н. Любарский «Природа родного края»
Санкт – Петербург Специальная литература 2007
Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской земли. Издательство «Первый класс» специальная литература. Санкт – Петербург 2008
Ленинградская область. Знаете ли вы? Санкт – Петербург «Паритет» 2007
С.В.Рянжин «Экологический букварь» Санкт – Петербург пит – Тал 1996
Пригороды Санкт-Петербурга Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург. Корона принт. 2008г.
Волосово: история родного края. Гл.редактор Н.П.Михина. Волосово 2002 г.
СВЕДЕНИЯ
О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И Т.Д. РАБОТАХ
Четверть Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
количество | |||||
Самостоятельная работа | 7 | 1 | 12 | ||
Проверочная работа | 1 | ||||
Контрольная работа | 2 | ||||
Тест | |||||
Изложение | |||||
Сочинение | |||||
Зачет | 2 (экск.) | 2 | |||
Диктант | |||||
Лабораторная работа | |||||
Практическая работа | 1 | 2 | 3 | ||
Проект | 2 | 2 | |||
Реферат | |||||
Научно-исслед. работа | |||||
Экзамен |
СПРАВКА
ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
предмет природа родного края
автор Кузнецова О.А. 6 класс
№ п/п | Перечень вопросов для проверки | Результат, примечания |
1. | Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы | |
1.1. | Титульный лист | |
1.2. | Пояснительная записка | |
1.3. | Содержание тем учебного курса | |
1.4. | учебно-тематический план | |
1.5. | программно-тематическое планирование | |
1.6. | требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе | |
1.7. | перечень учебно-методическое обеспечения | |
1.5. | список литературы (основной и дополнительной) | |
2. | Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы | |
2.1. | Соответствие содержания рабочей программы по предмету государственным образовательным стандартам | |
2.2. | Соответствие целей изучения предмета нормативному документу | |
2.3. | Отражение в рабочей программе требований к уровню подготовки обучающихся | |
2.4. | Соответствие заявленных в рабочей программе учебно-методических комплексов действующему перечню | |
2.5. | Соответствие объема часов рабочей программы нормативам времени | |
2.6. | Преемственность рабочей программы. |
Заключение:
Заместитель директора по УВР ФИО