программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)

Кузнецова Ольга Александровна

программа и календарно-тематическое планирование предмет "Природа родного края" 6 класс ( З.А. Томанова А.Н. Любарский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prk.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Иссадская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению Педсоветом МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа» протокол № __ от ________ г.

Согласовано

заместитель директора по УВР_________

«_____»____________2012 г.

Утверждена приказом МОБУ «Иссадская основная общеобразовательная школа»

приказ № __ от ________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

по

                  ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ

для

(предмет)

6

класса

учитель

(класс)

Кузнецова Ольга Александровна

(ФИО педагога)

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных

(название программы с указанием автора и сборника, года издания)

учреждений к учебнику, созданных под руководством  З.А. Томановой,

А.Н. Любарского. – СПб. : Специальная литература, 2007.

   учебник

               

                З.А. Томанова

(автор-составитель, полное название)

«Природа родного края»

0,5                                          

17

кол-во часов в неделю                                                               кол-во часов в год

2012

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе программных материалов регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Томанова З.А., Любарский А.Н. Санкт – Петербург 2006.

Программа разработана в соответствии с положениями стандарта основного общего образования. Ее цели и краеведческое содержание с учетом возрастных особенностей учащихся направлены на устремленность к познанию окружающего мира, самопознанию и к реальной практической деятельности.

Важнейшими особенностями курса являются:

  • обеспечение поддержки и расширение предметных биологогеографических знаний и практических умений учащихся в связи с сокращением учебного времени, отведенного на изучение этих предметов в VI классе, согласно рекомендации Министерства образования и науки;
  • создание условий для реализации компетентностного подхода при изучении учебного материала;
  • формирование элементов научного мировоззрения, воспитание ценностных качеств личности.

Изучение курса «Природа родного края» в основной школе направлено на            достижение следующих целей:

  • освоение знаний: о географических особенностях, живой природе и природных комплексах Ленинградской области; современных методах познания природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального природопользования;
  • овладение умениями: находить и использовать информацию о природе родного края; работать с использованием карт, некоторых приборов и инструментов; проводить наблюдения за природными телами и явлениями природы; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, собственному организму и здоровью других людей, поведения в окружающей среде;
  • развитие: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе наблюдений и исследований, изучения родной природы;
  • воспитание: формировать бережное отношение к родной природе, ценностное отношение к природным комплексам и объектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине;

Личностно-ориентированными целями программы выступают:

  • формирование целостного преставления о живой и неживой природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • создание условий для формирования ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.

Задачи курса:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Информация о внесенных изменениях в рабочую программу

Программа регионального компонента содержит 68 часов. В МОБУ «Иссадская ООШ» отведено 17 часов на изучение живых организмов Ленинградской области. Поэтому из каждой темы программы выбран наиболее необходимый материал о природе края. Предусмотрены 3 практические работы, 2 экскурсия, защита проектов.

Содержание тем учебного курса.

Общее количество часов – 17 часов

1. Живые организмы вокруг нас(3 часов)

Многообразие живой природы Ленинградской области. Древнейшие жители Земли. Роль бактерий в природе и жизни человека. Инфекционные заболевания. Пути заражения. Методы борьбы с вредными бактериями. Эти таинственные живые существа - ГРИБЫ. Грибы-обитатели Ленинградской области. Полезные и вредные качества грибов. Грибы, вызывающие заболевания человека, животных и растений.

Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности».

Обобщение: ролевая игра «Мир невидимок» против «Грибного ассорти».

2.  Растения Ленинградской области (9 часов
     
Растения в нашей жизни. Многообразие растений Ленинградской области. Водоросли - дети моря. Основные отделы водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Кто такие Лишайники? Выход растений на сушу. Высшие сосудистые растения. Мхи болотистых мест области. Хвощи и плауны. Папоротники наших лесов. Общая характеристика и строение. Значение в природе и жизни человека.

Семенные растения. Хвойные растения Ленинградской области. Богатства наших лесов. Покрытосеменные (Цветковые) растения: от карликов до гигантов.

Обобщение: защита проектов «Эволюция растительного мира».

3.  Растения в нашей жизни (2 часов)
     
Растения вокруг нас. Значение растений в природе и жизни человека. Отделы и семейства цветковых растений. Общая характеристика и значение растений в природе и жизни человека. Определение растений с помощью определителя. Распознавание растений по морфологическим особенностям. Злаковые растения Ленинградской области. Кто
такие Лилейные? Декоративные, плодовые и лекарственные растения. Пасленовые и бобовые растения. Семейство розоцветные. Крестоцветные растения. Сложноцветные растения. Многообразие растений нашей области. Растения Красной книги Ленинградской области.

Экскурсия (зачет). Узнай растение.

4.  Природные комплексы Ленинградской области (6 часов)

Немного о природных комплексах. Природные комплексы Ленинградской области. Человек в природной среде.

Практические работы: описание природного комплекса:

  1. Болото.
  2. Озеро (пруд).
  3. Речная система.
  4. Луг.
  5. Лес.

Экскурсия: знакомство с природным комплексом Красной книги природы Ленинградской области.

5. На пути к устойчивому развитию (1 час)

Защита проектов: «Мои законы об охране природы»,

                                «Как нам жить в гармонии с природой»,

                                 «Как сохранить природу родного края».

Учебно- тематическое планирование

Номера по порядку

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

III  четверть

1.

Живые организмы вокруг нас

4

2

2

2.

Растения Ленинградской области

6

5

1

3.

Растения в нашей жизни

1

1

Итого в четверти

11

8

3

IV четверть

3.

Растения в нашей жизни

2

1

1

4.

Природные комплексы Ленинградской области

3

1

2

5.

Человек и природа. На пути к устойчивому развитию

1

1

Итого в четверти

 6

3

3

Итого за год

17

13

6


Календарно-тематическое планирование по курсу 6 класса ПРК

урока

Тема

урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Основные

требования

к знаниям,

умениям

и навыкам

учащихся

Формы

контроля

Оснащение

Домашнее

задание

Дата

проведения

Коррек-тировка

план

факт

Тема 1. Живые организмы вокруг нас – 4 часа.

1

(1)

Удивительные свойства бактерий.

УИНМ

Многообразие живого мира Ленинград-

ской области. Многообразие бактерий, вирусов, грибов нашего края. Меры профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. Прививки и вакцины. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие

бактерий и

вирусных заболеваний 

Вводный

контроль.

С.Р.:

Составление таблицы «Свойства бактерий»

Таблицы.

Рисунки

текстов.

К/ф

§22-23,

вопр.1-4

с. 80,

презента-ции

2

(2)

Грибы. Много-образие и значение гри-бов Практическая работа №1 «Распознава-ние съедобных и ядовитых грибов нашей местности».

УФПУН

Знать

строение и жизнедеятель-

ности грибов, значение

Уметь давать

определения

терминам

Текущий.

Выполнение

П.Р.

Таблицы.

Инструк-ции

§24 – 25,

вопр. 1-4

с. 86,

презента-ции

3

(3)

Кто такие – «лишайники».

УСЗУН

Знать строение, жизнедеятель-

ность, размно- жжение лишайников, значение

Уметь

Приводить при

меры лишай-

ников различ-

ных групп

Текущий.

Анализ

текста и ри-

сунка с.87

З. 1-3 с. 88-89.

Проверочная работа

 

Таблицы.

к/ф

§ 26,

вопр.

1-4

с. 89,

презента-

ции

4

(4)

Обобщение темы «Живые организмы вокруг нас»

УИ

Решение учебно-познаватель ных  задач, вы-

полнение ри-

сунков и схемы в тетради

Урок игра « Мир невидимок» против

 « Грибного ассорти»

Тема 2. Растения Ленинградской области - 5 часов.

1

(5)

Водоросли – «дети воды».

УИНМ

Основные отделы растений. Эволюция и систематика растений. Особенности лесов Ленинград-

ской области. Особенности строения и многообразие высших растений.

Знать

строение и жизнедеятель-ность водорослей, значение

Уметь давать

определения

терминам и

приводить при-

меры разных

групп

Текущий.

С.Р.:

Анализ

текста и рисунков.

З. 1-3 с.90-95

Таблицы.

К/ф

§27,

вопр. 1-4

с. 95,

прзента-ции

2

(6)

Немного о жизни мхов.

УИНМ

Знать строение мхов.

 Уметь

определять

формы мхов

Текущий.

С.Р.:

Анализ

текста и ри-

сунков.

З. 1-3 §28

Таблицы.

К/ф

§ 28

вопр. 1-3

с. 98,

презента-ции

3

(7)

Хвощи, плауны. Папоротники

наших лесов

Факты

Условия жизни.

Значение.

Объекты

Хвощи,  плауны,

папоротники.

Процессы

Питание, размножение.

Текущий.

С.Р.:

Анализ

текста и ри-

сунков.

З. 1-3 §29

Таблицы.

К/ф

§ 29

вопр.1-2

с. 106

Презента-ции

4

(8)

Хвойные растения

УИНМ

Знать строение и разнообразие, среду обитания,  размножение,  распростране-ние голосеменных Уметь

описывать нап-

равления ис-

пользования

голосеменных

растений

Текущий.

С.Р.:

Анализ текста и рисунков с.102

З. 1-3 с. 103-104

Таблицы.

К/ф

§ 30

Презента-ции

5

(9)

Покрытосе-менные или цветковые растения

УСЗУН

Знать признаки цветковых растений, многообразие. Уметь характе-

ризовать растения раз-

ных жизненных форм

Беседа по вопросам.

Таблицы.

К/ф

С.Р.:

с. 103, 104, 105,106

§ 31

вопр.1-2

с. 106

Презента-ции

6

(10)

Обобщающий

урок по теме

« Растения

Ленинградской

области»

УПЗУН

Защита проектов по теме « Эволюция растительного

 мира»

Тема 3. Растения в нашей жизни – 3 часа.

1

(11)

Отделы и семейства

Цветковых

растений.

УСЗУН

Роль растений в природе и жизни человека. Лекарствен-ные, декоративные и сельскохозяй-ственные растения. Редкие и исчезающие растения области.

Знать морфологиче-ские признаки растений указанных семейств

Уметь

узнавать

растения

семейств.

Фронтальный опрос.

С.Р.:

работа с гербариями.

Таблицы.

Гербарии

§ 32-35,

вопросы

Индиви-дуальные задания

2

(12)

Растения

Красной книги

Ленинградской

области

УСЗУН

семейств

Уметь

узнавать

растения

семейств

Презентации.

3

(13)

Экскурсия

(зачет).

Узнай растение

УЭ

Обобщение и повторение материала темы.

Закрепление полученного навыка определения растений с помощью

определителя.

Тема 4. Природные комплексы Ленинградской области – 3 часов

1

(14)

Практическая

работа № 2

«Описание

природного

комплекса

речной системы»

УФПУН

Роль животных в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных Ленинград-ской области. Знакомство с Красной книгой природы ленинград-ской области. Охраняемые территории нашего края.

Знать морфологиче-ские признаки животных Уметь

узнавать

жи 

Знать

Редкие и исчезающие виды животных Ленинград-ской области.

Выполнение

практической

работы.

Характеристи-ка природных комплексов

по плану.

Таблицы.

§ 36 - 42

Вопросы.

2

(15)

Практическая

работа № 3

« Описание

природного

комплекса

леса»

УФПУН

Выполнение

практической

работы.

Характеристи-ка природных комплексов

по плану.

Таблицы.

§ 39

Вопросы.

3

(16)

Особо охраняемые

территории

Ленинградской

Области.

Экскурсия.

УИНМ

Экскурсия

«Знакомство с природным

комплексом Красной книги

§ 43

Вопр.1-3

с.146

Тема 5. На пути к устойчивому развитию – 1час

4

(17)

Мои законы

 об  охране

природы

УЗУН

Защита проектов


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

В результате изучения курса ученик должен:

знать /понимать:

  • некоторые географические и биологические понятия и термины, касающиеся природы Ленинградской области;
  • природные особенности родного края, связи между территориальными и природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью людей;
  • сущность некоторых процессов, происходящих в живой и неживой природе:
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки природных объектов и явлений;
  • самостоятельно находить и пользоваться разного рода информацией для изучения природы;
  • изучать природу с применением научных методов и с помощью некоторых приборов и инструментов;
  • работать с готовыми или сделанными собственными руками картами (планами), живым и гербарным материалом, коллекциями природных объектов и другими природными материалами;        ,
  • анализировать и оценивать полученную информацию;

использовать приобретенные знания и умении в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентирования на местности;
  • для учета фенологических изменений в природе;
  • для наблюдений за погодой и состоянием воды, почвы и воздуха своей местности;
  • для соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • для выращивания и размножения растений;
  • для профилактики простудных заболеваний; заболеваний, вызываемых грибами и растениями;
  • для решения практических задач по определению и улучшению качества окружающей среды.

Ресурсное обеспечение программы

Объекты натуральные

  • гербарий «Растительные сообщества»,
  • гербарий «Основные отделы растений»,
  • коллекция семян и плодов,
  • набор микропрепаратов по разделам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»,
  • цветок вишни (модель демонстрационная),
  • набор муляжей плодов и корнеплодов,
  • таблицы «Отделы растений».

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)
  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
  • Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  • Зажим пробирочный ЗП
  • Колба коническая Кн-1-500-34
  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  • Мензурка 500 мл
  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша выпарительная
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Шпатель фарфоровый
  • Штатив лабораторный
  • Лоток для раздаточного материала
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные
  • Пинцет анатомический с насечкой
  • Ножницы с одним острым концом
  • Скальпель брюшистый
  • Рулетка (10 м)
  • Укладка для луп (по 10 шт)

Список литературы

Алексеев С. В., Терешенков О. М., Жаворонкова И. А., Шагни А. В. Экология Санкт-Петербурга и области. - СПб.,1995.чч

Асеева И. В., Белоусов Б, В. Природа и население Санкт-Петербурга и области. - СПб.: СПГУПМ, 1994.

БиркенгофА. Л. и др. Ленинградская область. -Л.: Лениздат, 1958.

ДаринскийА. В. Ленинградская область. - Л., 1981.

Нежниковский Р. А, Река Нева и Невская губа. - Л.; 1975.

Природа Ленинградской области и ее охрана / под ред. Э. И. Слепяна. - Л.: Лениздат, 1983.

Финаров Д. П., Семенов С. П. Санкт-Петербург и Ленинградская область. - СПб.: Питер, 2005.

Учебник: З.А.Томанова, А.Н. Любарский  «Природа родного края»

Санкт – Петербург Специальная литература 2007

Бабочка над заливом. Книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской земли. Издательство «Первый  класс» специальная литература. Санкт – Петербург 2008

Ленинградская область. Знаете ли вы? Санкт – Петербург «Паритет» 2007

С.В.Рянжин  «Экологический букварь» Санкт – Петербург пит – Тал 1996

Пригороды Санкт-Петербурга Е.В.Дмитриева Санкт-Петербург. Корона принт. 2008г.

Волосово: история родного края. Гл.редактор Н.П.Михина. Волосово 2002 г.


СВЕДЕНИЯ

О КОНТРОЛЬНЫХ, ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И Т.Д. РАБОТАХ

Четверть

Формы

 контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа

7

1

12

Проверочная работа

1

Контрольная работа

2

Тест

Изложение

Сочинение

Зачет

2 (экск.)

2

Диктант

Лабораторная работа

Практическая работа

1

2

3

Проект

2

2

Реферат

Научно-исслед. работа

Экзамен


СПРАВКА

ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

предмет                 природа родного края                                

автор                         Кузнецова О.А.                                                                        6 класс        

п/п

Перечень вопросов для проверки

Результат, примечания

1.

Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы

1.1.

Титульный лист

1.2.

Пояснительная записка

1.3.

Содержание тем учебного курса

1.4.

учебно-тематический план

1.5.

программно-тематическое  планирование

1.6.

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

1.7.

перечень учебно-методическое обеспечения

1.5.

список литературы (основной и дополнительной)

2.

Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы

2.1.

Соответствие  содержания рабочей программы по предмету государственным образовательным стандартам

2.2.

Соответствие целей изучения предмета нормативному документу

2.3.

Отражение в рабочей программе требований к уровню подготовки обучающихся

2.4.

Соответствие заявленных в рабочей программе учебно-методических комплексов действующему перечню

2.5.

Соответствие объема часов рабочей программы нормативам времени

2.6.

Преемственность рабочей программы.

Заключение:

Заместитель директора по УВР                                                                 ФИО