Презентация "Работа с учебным текстом"
Представлен опыт работы с текстом на примере учебного материала 6 класса по программе В.В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya2.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с учебником 6 класс Поисково- репродуктивная Сравнительно- аналитическая Творческая
Поисково-репродуктивная Комментированное чтение Ответы на вопросы словами Составление схем Заполнение таблиц Опорные конспекты Составление планов Составление конспектов
Программированная карта к тексту «Внешнее строение листа» 1. Внимательно прочитайте текст статьи § 23, коротко ответьте на вопрос: «О чем идет речь в тексте?». 2. Изучите структурно-логическую схему данного текста. (Приложение 1) 3. Прочитайте 1- абзац. Дайте определение листу. Какую функцию выполняет лист? 4. Прочитайте 2- абзац. Из каких двух частей состоит лист? Чем черешковый лист отличается от сидячего? 5. Прочитайте 3- абзац. Какие бывают по форме листья и края листовой пластинки? 6. Прочитайте текст дальше. Какие листья называют сложными, а какие –простыми? Приведите примеры. 7. Прочитайте текст до конца. Сравните жилкование у листьев дуба, ландыша и пшеницы. 8. Чем однодольные растения отличаются от двудольных? Заполните таблицу. Признаки Однодольные Двудольные Количество семядолей Тип корневой системы Тип жилкования
Приложение 1 Структурно- логическая схема к тексту «Внешнее строение листа» Лист Функции Жилкование
Приложение 2 Ключ к схеме Фотосинтез Лист Функции Газообмен Испарение Внешнее строение Виды Листовая Черешок Простые Сложные пластинка Жилкование Сетчатое Дуговое Параллельное
Проверочный тест к статье «Внешнее строение листа» 1. Лист – это часть … 5. Дуговое жилкование: а) корня; а) у двудольных растений; б) побега; б) у однодольных растений. г) растения; 6. Листья пшеницы имеют 2. Листья березы: жилкование: а) сложные черешковые; а) параллельное; б) простые сидячие; б) сетчатое; в) простые черешковые. в) дуговое. 3. Листья имеют черешок: 7. Лист выполняет функции: а) у большинства растений; а) фотосинтеза; б) у меньшей части растений; б) газообмена; в) только у цветковых растений. в) испарения воды. 4. Сложные листья могут иметь: а) не более 8 листочков; Ответы : 1-б; 2-в; 3-а; 4-б; б) от 3 и более листочков 5- б; 6-а; 7- а,б,в. в) 1-2 листочка
Памятка 1. Как составить конспект 1. Прочитай текст, отметь новые слова, имена, даты, составь простой план. 2. Выясни значение новых слов, выпиши их в тетрадь. 3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора. Запись веди кратко, своими словами. 4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.
Графический конспект Требования для учащихся к оформлению графического конспекта (рекомендации). Учебный материал должен помещаться на одной странице тетради. Пользоваться знаковыми системами любых учебных дисциплин или своими. Необходимый текст оформлять печатными буквами. При работе над конспектом, желательно применять четыре основных цвета (красный, зелёный, синий, черный). Работать только шариковой ручкой! При составлении конспекта использовать дополнительную литературу. При подготовке к уроку, желательно текст проговорить вслух.
Памятка 2. Составление плана-конспекта Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную форму записи. 3. Сформулируй и запиши вывод.
Сравнительно-аналитическая таблицы и схемы анализ рисунков (сопровождаются инструкцией)
Памятка 3. Учись проводить сравнение Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое? Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство. Выдели существенные признаки каждого предмета. 4. Сопоставь предметы по одинаковым признакам. Выясни все признаки сходства и различия. 6. Найди и объясни причины сходства и различия.
Памятка 4. Учись проводить анализ 1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на составные части, имеющее определенное значение. 2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках особенности, детали предмета. 3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Памятка 5. Учись проводить синтез Синтез начинай с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое? Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений. Найди связи между отдельными частями явления, Обобщи полученные сведения.
Творческая работа Составление вопросов Составление рассказа с биологическими ошибками Составление текстов с пропущенными словами Составление рассказа по заданным словам Составление тестов Составление кроссвордов и синквейнов Работа с терминами
… В исхолодавшееся небо глядится Астра, лучистая астра-звезда. Астру с прямыми ее лепестками С давних времен называли «звездой». В ней лепестки разбежались лучами От сердцевины, совсем золотой… Задание: Биологический диктант. 1. Главный корень развивается из… 2. Боковые корни развиваются на …корне и на … корнях. И т.д. Задание: Составь рассказ, используя ключевые слова: Бесполое размножение, споры, водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, специализированная клетка. Задание: Какая биологическая ошибка вкралась в это стихотворение Вс. Рождественского?
Синквейн . : 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Работа с терминами Термин Определение Использование в в тексте
Мониторинг Цели 5-6 класс 7-8 класс 9 класс Узнавание Воспроизводит употребляемые тер- мины, помнит кон- кретные факт Ы Помнит конкретные факты Понимание Интерпретирует словесный материал схемы. Описывает последствия, вытекающие из данных Применение Использует понятия в новых ситуациях Анализ Видит ошибки и упущения в логике рассуждения Синтез Использует знания из разных облас- тей для решения проблемы Оценка Оценивает логи- ку построения материала
Контрольный лист Тема: «Плод и способы распространения плодов и семян» 1. 1-й уровень – распознавание. : В карточке №1 найдите ответы на вопросы. 2-й уровень – запоминание. По карточке №2 найдите определения понятий А1, Б2, В3, Г4, Д5. 3- й уровень – понимание. а) Приведите примеры растений, которые имеют сочные плоды б) Почему дачник собирает фасоль, не дожидаясь высыхания створок? 4-й уровень – репродуктивный. Выполнить задания по учебнику. 5. 5-й уровень - перенос Составить логическую схему темы.
Карточка 1 Плоды и распространение семян № А Б В Г Д 1 Акация,горох Рябина, череда Ольха Ч5Л4Т4 Ягода, костянка 2 Образуется из зародышевого корешка Защита 3000 видов Боб Кисть 3 Капуста, редька,хрен Состоит из придаточ- ных и боко-вых корней Околоплод- ник и количество семян Рожь Корзинка 4 3200 видов Ч5Л5Т5 Закрепление в почве Количество пестиков Плющ 5 Стручок Корневые волоски Зона деления Корневой чехлик Распростра-нение семян
Карточка 2 Однодольные и двудольные растения № А Б В Г Д 1 Околоплодник Сорт Вид Отдел Дыхатель-ные корни 2 Корень Сухие и сочные плоды Костянка Боковые корни Двудольные растения 3 Систематика Придаточ-ный корень Одно и многосе-менные- Семена Главный корень 4 Однодольные растения Коробочка Стержне-вая корне-вая система Сопло-дие Зона роста 5 Мочковатая корневая система Зона деления Лист Зона всасы-вания Орех
Результаты контрольной работы в III четверти
Использованная литература: О.А. Пустохина Биология 6-11 классы Конспекты уроков: технологии, методы, приемы. Волгоград: Учитель 2009. Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Поурочные планы по учебнику В.В Пасечника. – Волгоград: Учитель 2005.