Индивидуальный план работы
В.А. Сухомлинский «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №4 им. Нисанова Х.Д. г Пролетарска Ростовской области
____________________/Скок Л.Б./
Приказ № ____от «____»_____________2025 г.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
___________УА_____________
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Домашний адрес: _____________________
Домашний телефон-___________________
Возрастная группа: младшая группа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
по развитию речи.
Для воспитанника :
Возраст ребенка: 3 года
Проблема: Речевое развитие: недостаточно сформирована речь, не может сопровождать речью игровые действия, не выговаривает и не проговаривает большую часть слов, не может отвечать на простые вопросы.
Познавательное развитие: в связи с недостаточно сформированной речью , не может называть предметы ближайшего окружения.
Цель индивидуального маршрута: создание условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально- личностного развития; овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ( по возрасту ребенка); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задача: развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить…; развивать умение понимать обращенную речь с опорой наглядности; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения из 2-3 фраз; использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных; Обогащать словарь ребенка за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах ближайшего окружения, их действиях…; развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
ПЛАН: сентябрь- май, 2024-2025 уч. год
Название занятия ( игры, упражнения). Цель . | Содержание занятия ( игры, упражнения) | Отметка о проведении |
Д/и « Кто как кричит?» Ц: развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха. | В песенке просты слова, Спой с лягушкой вместе: ... (Ква!) Я - корова! Почему Я мычу всё время: ... (Му-у-у?) Ой, Не спится петушку! Он кричит: ... (Ку-ка-ре-ку!) У вороны певчий дар, На весь лес запела: ... (Кар!) Кто играет на трубе? Это я - барашек: ... (Бе-е...) Мой щенок, меня узнав, Весело залаял: ... (Гав!) | |
Д/и « Что звучит?» Ц: освоение речевых умений и навыков; познакомить со звуками окружающего мира, учить их узнавать. | Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». | |
Д/и « Назови цвет». Ц: освоение речевых умений и навыков, умение различать основные цвета и правильно их называть. | Предложить ребенку выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).и назвать этот цвет. | |
Стих А.Барто « Зайку бросила хозяйка». Ц: освоение связной речи при повторении текста. | Заучивание наизусть. | |
Диалог с воспитателем:» Что оденем на прогулку» Ц: развитие связного высказывания. | Во время одевания ребенка, вести с ним диалогическую речь:-Что мы оденем сначала? - Как мы это будем одевать? - Что потом?.....и т.д. | |
Игра: « Листопад». Ц: обучение плавному, свободному выдоху, активизация губных мышц. | Воспитатель говорит следующие слова: ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ, ШУРШАТ – ЗНАЧИТ, ЭТО ЛИСТОПАД. (Дети медленно кружатся, взмахивая листочками) ВЕТЕР СТИХ УЖЕ ДАВНО. СТАЛО СУХО И ТЕПЛО. (Дети приседают) Следом дети повторяют слова и действия одновременно… | |
Упражнение» Птенцы» Ц:развитие артикуляционного аппарата. | Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | |
« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти. | После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку. | |
Д/и « Летят снежинки» Ц: формирование плавного длительного выдоха, активизация губных мышц. | Воспитатель раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова. | |
Пальчиковая игра: «Пальчик- пальчик, где ты был?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) | |
Д/и : « Картинки- половинки» Ц: обогащение качественного словаря, правильное название предметов. | Воспитатель раскладывает, на столе, разобранные картинки изображением вверх. Затем спрашивает детей , что изображено на картинке. Далее предложить ребенку найти недостающую половинку. Сложить две детали вместе - они должны соединиться в целое изображение. Пусть ребенок найдет и сложит все пары карточек. После игры можно спросить у ребёнка, как называется тот или иной предмет. | |
Потешка: « Водичка, водичка…» Ц: развитие КГН, развитие памяти, связной речи… | Перед завтраком, обедом и полдником ( когда моем руки) проговаривать вместе с ребенком потешку: «Водичка – водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток И кусался зубок. | |
Д/и:» Звуки вокруг нас» Ц: развитие правильного речевого дыхания | Педагог предлагает детям поиграть в такую игру. – В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной. Педагог обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе. | |
Д/ игра; « Отзовись» Ц:Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. | Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф. | |
« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. | Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям. | |
« Драматизация сказки « Теремок»Ц; развитие всех видов внимания, память, стимулирование развития творческого воображения. | Совместно с другими детьми рассказать ( проиграть) сказку « Теремок» по ролям. | |
Игра «Громко - тихо» Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. | Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения. | |
Беседа: « Подарки от Деда Мороза» Ц: развитие связной речи. | С помощью наводящих вопросов, вывести ребенка на диалог о существовании Деда Мороза и подарков от него. | |
Игра: « Мозаика» Ц: развитие мелкой моторики рук ; развитие речи. | Из цветной бумаги вырезать лепестки цветка( 6 шт). Складывая лепестки к серединке ( кружку), называть их цвета. Назвать сложившийся цветок. | |
Пальчиковая игра:» Я и моя семья» Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз). | |
Занятие на прогулке: « Что изменилось на участке?»Ц: развитие наблюдательности, правильной связной речи. | После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить ребенка, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать: «Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.»( выучить наизусть) | |
Д/и словесная игра « Кто что услышит?» Ц: развитие слухового внимания. | Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. | |
Коммуникационная игра: « Ласковое имя»Ц: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. | Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга. | |
Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. | |
Д/и « Сердитый ворон» Ц: продолжать учить определять первый звук в слове. | Педагог предлагает детям( 2-3) назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. | |
Пальчиковая игра: « Пальчик, пальчик, где ты был…»?»Ц: развитие мелкой моторики, памяти и развитие речи. | Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) | |
Упражнение для губ: « Иголочка» Ц: вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. | Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую. | |
« Запомни и повтори». Ц:формирование познавательной активности, развитие внимания и памяти. | После рассматривания картинок воспитатель раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку. | |
Д/словесная игра: « На птичьем дворе» Ц: закреплять правильное произношение звуков. | Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто — там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А Барто) Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д. | |
Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
Упражнение « Ветерок» Ц: работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. | Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза. | |
Д/ и : « Что звучит?» Ц: развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков. | Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему. | |
Разучивание стихотворения А. Барто « Уронили Мишку на пол» Ц: работать над диалогической речью. | Разучивание стихотворения. | |
Д/и « Жарко- холодно». | Воспитатель предлагает детям картинки с солнышком и снеговиком. Участники игры самостоятельно выбирают кружочки с холодными и теплыми цветами и раскладывают вокруг соответствующих картинок | |
Пальчиковая игра « Прятки». Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений, развитие речи. | Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, Мы с тобой снежок лепили (лепят снежок, Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую, И совсем – совсем не сладкий (грозят пальчиком). Раз – подбросим (подбрасывают, Два – поймаем (приседают, ловят, Три – уроним (встают, роняют, И…сломаем (встают, роняют, топают). | |
Занимательные задачки. Ц: развивать логическое мышление, речь. | Дети на ощупь достают из сенсорной коробки геометрические фигуры, и воспитатель предлагает подумать и сказать, на что они похожи, например, на туловище животного, на воздушный шарик и т.д. | |
Беседа : «Птицы прилетели» Ц: Повторить перелётных птиц.
| Диалогическая речь: _ Какое сейчас время года? Когда наступает весна? Дети: После зимы. Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают. - Погода весной (какая?): - Ручьи весной (что делают?): - Солнце весной (какое?) - Сосульки весной (что делают?): - Листочки на деревьях (что делают?): - Весной травка вырастает (какая?): - Снег (что делает?): - Весной птицы (что делают?): - Птицы, которые прилетают к нам весной (как называются?) и т. д. | |
Артикуляционная гимнастика « Чашечка». Ц: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. | |
Игра: « Выбери нужную картинку». Ц: учить осуществлять подбор действий к предмету, обьекту. | Выбор картинок по времени суток. | |
«Выполни команду» Ц: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. | Воспитатель предлагает выйти вперёд детей с общим признаком в одежде, во внешнем виде принадлежащих им игрушек. | |
Д/и : «Кто больше увидит и назовёт?» Ц: Развивать умение выделять и называть части и признаки игрушки. | Рассказать, что есть у куклы. Она любит, когда её хвалят и говорят про неё. | |
Рассматривание сюжетной картинки на тему « Весна». Ц: обогащение и активизация словаря. | Рассматривание картинки и диалог по ней. В итоге ребенок должен составить элементарный диалогический рассказ. | |
Беседа на тему: « Мы с игрушками играем» Ц: закреплять умение составлять простейший описательный рассказ об игрушке. | Диалог воспитателя и ребенка. Воспитатель задает мальчику наводящий вопрос, ребенок отвечает, потом весь диалог соединяется в рассказ. | |
Артикуляционная гимнастика « Бублик». Ц: развитие артикуляционной моторики. | Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать. | |
Артикуляционная гимнастика « Хоботок».Ц: ырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. | |
Д/ и» Громко- тихо» Ц: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. | Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. | |
Д/ и « Теремок» .Ц: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола прошедшего времени с существительным. | Воспитатель с помощью настольного театра рассказывает сказку, побуждая детей принять участие. | |
Словесная игра: « Какой, какая, какое?» Ц: Расширение, уточнение и активизация словаря по темам « Фрукты», « Ягоды», совершенствование грамматического строя речи. | Яблоко - варенье яблочное - конфета яблочная – сок яблочный. Апельсин - варенье апельсиновое- конфета апельсиновая– сок апельсиновый Слива - варенье сливовое- конфета сливовая– сок сливовый Ананас - варенье ананасовое - конфета ананасовая– сок ананасовый Банан - варенье банановое - конфета банановая – сок банановый Клубника - варенье клубничное - конфета клубничная– сок клубничный Малина - варенье малиновое - конфета малиновая – сок малиновый | |
Разучивание стихотворения А, Барто « Лошадка»Ц: развитие памяти, речи, интонации. | Разучивание стихотворения. | |
Рассматривание картинки: « Коза с козлятами». Ц: развитие диалогической речи, мышления и внимательности. | Диалог воспитателя и ребенка по описанию картинки. | |
Артикуляционная гимнастика» Часики» Ц: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. | Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз. | |
Д/и:«Курочка – Рябушечка» Ц: Учить соотносить действиес обстоятельством. | Выбирают Курочка – Рябушечку и начинаем диалог: - Курочка – Рябушечка, куда идёшь? - На речку. - Курочка – Рябушечка, зачем идёшь? - За водой. - Курочка – Рябушечка, зачем тебе вода? - Цыплят поить.Они пить хотят, на всю улицу пищат – пи-пи-пи! Поймав цыплёнка, она говорит: «Иди к колодцу пить водицу!» и тот выходит из игры. |
Результаты индивидуальной работы
К концу учебного года в результате планомерной и систематической работы наблюдается положительная динамика в освоении знаний ребенком в образовательной области «Речевое развитие». У Вовы появились звукоподражательные звуки, первые слоги и легкие слова. Он еще не может сказать длинным предложением, ответить четко на вопрос, но спокойно отвечает короткой фразой . Мальчик стал более свободно общаться с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы ; научился составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; декламировать короткие стихотворения. Родителям оказана помощь и поддержка в виде консультирования, бесед, рекомендаций по вопросам развития речи ребенка.
Рекомендации родителям
1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой , правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном
2. Как можно чаще общайтесь с ребенком.
3.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух
4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам),составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше»,» Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
5.Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
5.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.
6.Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память.)
7.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чисто говорки.
8.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки .Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?», «Почему?»
9. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра, через игру ребенок усваивает все быстрее.
Подпись родителя ( законного представителя)_______________________
Предварительный просмотр:
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №4 им. Нисанова Х.Д.
г Пролетарска Ростовской области
____________________/Скок Л.Б./
Приказ № ____от «____»_____________2025 г.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
___________ВМ_____________
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Домашний адрес: _____________________
Домашний телефон-___________________
Возрастная группа: младшая группа
Общие сведения | ||||||
Ф.И. ребёнка | ||||||
Дата рождения | ||||||
Группа здоровья | 1 | |||||
Возрастная группа | ||||||
Сведения о семье: Мать (Ф.И.О., образование, место работы) | ||||||
Отец (Ф.И.О., образование, место работы) | ||||||
Социальная характеристика семьи | Семья характеризуется как полная, благополучная, социально- устойчивая. Материальное положение семьи среднее. Психологическая обстановка в семье устойчивая, родители проводят достаточно времени с ребенком. | |||||
Эссе на ребёнка: | Отношение к занятиям: способен контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, темп деятельности быстрый; принимает помощь педагога: направляющую, организующую, обучающую; стремится преодолеть затруднения возникающие в процессе деятельности.Личностные особенности: активный, энергичный, нетерпеливый. | |||||
Разделы основной общеобразовательной программы, усвоенные на низком уровне | Социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие | |||||
Рекомендации учителя-логопеда воспитателю | ||||||
Рекомендации педагога-психолога воспитателю | ||||||
2. Организационная часть ИОМ | ||||||
Цель: | Научить соблюдать правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); дать первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. Научить пользоваться индивидуальными предметами, самостоятельно есть. Научить различать основные цвета спектра: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Познакомить с тем, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Формировать умение раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу; лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной. | |||||
Средства развития: | Игра, беседа | |||||
Форма организации: | Индивидуальная, совместная деятельность | |||||
Периодичность | 2 раза в неделю (понедельник-среда) | |||||
Длительность | Сентябрь-май | |||||
Планируемый результат | Ребенок при небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).Умеет самостоятельно есть.Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу. Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.Различает основные формы деталей строительного материала.С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм. | |||||
Ответственный за результат (ФИО воспитателя): | ||||||
| ||||||
Основные задачи работы | Раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Формы работы | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | Участие в творческих конкурсах | Ответственные | |
Обучение умению рисовать пальцем; ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование пальцем | Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» | воспитатели | ||
Знакомить ребенка с предметами ближайшего окружения (игрушка мишка), учить описывать игрушку (части, величину). | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Д/и «Найди мишку» | воспитатели | |||
Обучение умению рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «По ровненькой дорожке» | воспитатели | |||
Развивать представление о детском саде, как ближайшем социокультурном окружении, о правилах поведения в ДОУ | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Рассматривание иллюстрации «Дети в детском саду», беседа по ней | воспитатели | |||
Обучение умению скатывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства материала | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Заборчик для уточки» | воспитатели | |||
Учить ребенка играть в коллективе | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Подвижная игра «Бегите ко мне» | Консультация «Развитие творческих способностей у ребенка» | воспитатели | ||
Обучение умению скатывать пластилин «колбаской», закрепляя свойства материала; Умению выполнять подражательные движения | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Заборчик для петушка» | воспитатели | |||
Помочь понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Прощание» | Консультация «Ребенок нуждается в творчестве» | воспитатели | ||
Обучать умению отщипывать кусочки пластилина;закреплять знанияосновных цветов | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка«Дождик-дождик, кап-кап-кап». | воспитатели | |||
Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками, учит отвечать на вопросы | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Найди и назови» | Консультация «Самодельные пальчиковые краски» | воспитатели | ||
Вызвать у ребенка сочувствие к игровым персонажам» - обучать умению отщипывать кусочки пластилина; -закреплять знания основных цветов | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Дождик-дождик, кап-кап-кап» | воспитатели | |||
Дать ребенку элементарные представления об осенних изменениях в природе, формировать умение определять погоду по внешним признакам. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Мы осенние листочки» | Консультация «Ребенок и художественная практика» | воспитатели | ||
Закреплять умение ребенка скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Колобок» | воспитатели | |||
Учить детей работать в коллективе; расширять представление детей об окружающей природе | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Найди листок» | воспитатели | |||
Учить рисовать предметы круглой формы(картофель) вызвать интерес к работе взрослых по подготовке овощей и фруктов на зиму | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Овощи на зиму» | Консультация «Творческие идеи для малыша» | воспитатели | ||
Совершенствовать умение понимать речь воспитателя; поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Дид/игра «Поручения» | воспитатели | |||
Учить ребенка правильно держать в руке карандаш (фломастер); рисовать палочки — прямые вертикальные линии; регулировать длину линии, не выходить за границы листа бумаги | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Нитки для шариков» | Консультация: «Как провести выходной день с детьми» | воспитатели | ||
Развивать память, мышление, мелкую моторику | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Делай как я» | «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте» | воспитатели | ||
Учить скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; -формировать у детей интерес к лепке | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Яблоко» | воспитатели | |||
Формировать представление о труде взрослых и воспитывать уважительное отношение к нему, учить детей правильно называть предметы-помощники няни | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Мы помогаем» | «Игры по ИЗО для детей второго года жизни» | воспитатели | ||
Учить ребенка рисовать кистью прямые вертикальные линии, изображая ленточки; закреплять умение держать правильно кисть | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Ленточки для кукол» | Беседа: «Стихи и потешки для развития мелкой моторики». | воспитатели | ||
Вовлечь ребенка в игровую ситуацию; дать представление о темпе движения; учить изображать голосом разные интонации | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра-ситуация «Весёлый автобус» | воспитатели | |||
Упражнять в рисовании предметов округлой формы и закрашивании изображений | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Смородина» | воспитатели | |||
Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); учить самостоятельно есть | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Делай как я» | Консультация «Личная гигиена детей» | воспитатели | ||
Уточнить представления ребенка о том, какое животное что ест; активизировать в речи детей глаголы лакать, есть, грызть | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование красками | воспитатели | |||
Формировать умение выполнять упражнения вместе с воспитателем | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Подвижная игра «Беги ко мне» | воспитатели | |||
Лепить удлиненные формы — палочки, из них составлять с помощью воспитателя (сотворчество) простейшие изображения | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Столбики для заборчика» | воспитатели | |||
Обогащать эмоции, пробудить двигательную активность детей | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра-ситуация «Карусели» | «Конструирование. Что это такое?» | воспитатели | ||
Делить комок пластилина на две части; передавать дискообразную форму, путем скатывания шара и сплющивания его между ладонями. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Пирожки» | воспитатели | |||
Учить путем конструирования видоизменять знакомые предметы, развивать интерес к конструированию, умение работать коллективно. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | «Коробка для игрушек» | воспитатели | |||
Закреплять умения рисовать пальцем, ритмично нанося узор, располагать отпечаток в определённом месте(колечке), выбирая цвет краски в соответствии с цветом колечек | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Сшили Тане сарафан» | Консультация «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии детей» | воспитатели | ||
Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Что не нужно?» | воспитатели | |||
Учить детей проводить прямые горизонтальные линии карандашом, создавать узор «в клеточку» | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Украсим платочек» | воспитатели | |||
Формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов. | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Какие бывают птицы?» | воспитатели | |||
Учить ребенка раскатывать пластилинкруговыми движениями, сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Воспитывать желание лепить | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Печенье» | воспитатели | |||
Учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о какой-либо игрушке словом и предложениями | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игрушки в гостях у ребят | Беседа «Пластилин какой он?» | воспитатели | ||
Учить ребенка ритмичными мазками украшать силуэт неваляшки, развивать чувство цвета. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Неваляшки» | воспитатели | |||
Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов» | воспитатели | |||
Продолжать учить ребенка рисовать предметы округлой формы на готовой форме | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Калачи» | воспитатели | |||
Учить делать сравнение по нескольким признакам | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Плывем на пароходе» | воспитатели | |||
Учить ребенка ритмично наносить мазки на силуэт платья или лист бумаги, развивать чувство цвета | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Узор на платье кукле Кате» | Беседа «Уголок творчества дома». | воспитатели | ||
Продолжать учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, мелкую моторику | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Расставь машины на дорожках» | воспитатели | |||
Учить ребенка находить сходство с окружающими предметами, персонажами. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Вот как мы умеем» | воспитатели | |||
Формировать умение выполнять упражнения вместе с воспитателем и другими детьми | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Воробушки и автомобиль» | воспитатели | |||
Обучать умению рисовать пальцем линии, располагая их из одной точки | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование«Петушок» | воспитатели | |||
Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Курочка-хохлатка» | «Выявление условий для художественной деятельности семьи» | воспитатели | ||
Закреплять навыки раскатывания пластилина прямыми движениями между ладонями | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Петушок» | воспитатели | |||
Совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Куда что положить?» | воспитатели | |||
Учить ребенка лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями, учить сплющивать и оттягивать края вверх | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Миска» | воспитатели | |||
Развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Угадай по описанию» | воспитатели | |||
Учить ребенка рисовать замкнутые линии, похожие на круги, держать карандаш в правой руке. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Разноцветные колечки» | воспитатели | |||
Учить детей внимательно слушать и наблюдать; отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Покажи предмет» | воспитатели | |||
Учить раскатывать в ладонях комочки пластилина, соединить их, развивать замысел. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Грибок» | Знакомство родителей с памяткой «Как научить малыша рисовать» | воспитатели | ||
Учить ребенка внимательно слушать и наблюдать; отвечать на вопросы словом и предложениями из 3-4 слов; обогащать и активизировать словарь по теме | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | «Выбираем игрушки для прогулки». | воспитатели | |||
Вызывать у ребенка желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, ритмично наносить мазки на силуэт сарафана | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Украсим матрешкам сарафаны» | воспитатели | |||
Дать ребенку представление о весенних изменениях в природе | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Солнышко и дождик» | воспитатели | |||
Лепить мисочку из комка, сплющивая его ладонями, делая углубление пальцем | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Мисочка» | воспитатели | |||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | воспитатели | |||||
Учить ребенка изображать формы, похожие на круги, овалы, располагать их по всему листу | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Шарики» | воспитатели | |||
Учить создавать несложные конструкции, находить в них сходство и различия | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | «Построй такую же башню, как на картинке». | воспитатели | |||
Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить по-разному свертывать получившуюся колбаску | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Крендельки» | воспитатели | |||
Учить создавать несложные конструкции, находить в них сходство и различия; развивать игровые навыки | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Сравни башни по цвету». | воспитатели | |||
Учить ребенка изображать формы, похожие на круги, овалы | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Солнышко» | воспитатели | |||
Развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Собери кубики» | воспитатели | |||
Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее, развивать самостоятельность | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Лепка «Тарелочка с яблоками» | Консультация «Рисуем вместе с детьми» | воспитатели | ||
Учить подбирать предметы по назначению, называть цвет, способствовать развитию речи как средства общения | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Одеваем куклу на прогулку | воспитатели | |||
Развивать у ребенка воображение, учить самостоятельно выполнять рисунок. | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование «Вот как мы умеем рисовать!» | воспитатели | |||
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; учить называть их | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | игра «Покорми животных» | воспитатели | |||
Воспитывать самостоятельность в выборе темы рисунка, цвета красок и цвета бумаги, в создании элементарного образа | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование красками по желанию | «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» | воспитатели | ||
Учить внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Игра «Какие бывают деревья?» | Консультация «Развитие творческих способностей у ребенка» | воспитатели | ||
Воспитывать самостоятельность в выборе темы рисунка, цвета красок и цвета бумаги, в создании элементарного образа | ОО «Художественно- эстетическое развитие» | Рисование красками по желанию | воспитатели |
Анализ результатов и планирование дальнейших действий __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________