Трениг для педагогов "Полотно счастья"
Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир,
но если ты хочешь этого – начни меняться сам.
Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
- Повышать коммуникативные навыки педагогов;
- Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
- Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
- Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
- Повышать самооценку педагогов;
- Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада встрече с вами. И сегодня мы можем немного расслабиться, отдохнуть и поиграть. Я хочу вам рассказать древнюю притчу «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье – чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!
Вопрос для обсуждения:
Педагог-психолог:
- Как вы думаете: «Счастье – чьих рук творение?»
Вывод: А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: “Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!”
Игра «Нити счастья»
Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: «Что такое счастье?» и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
Игра «Полотно счастья»
В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.
Игра «Имена» (плетем канву)
Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина - веселая, Надежда - нежная).
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.
Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент. Кто получил комплимент, должен ответить: «Спасибо, мне очень приятно!» и обмотать указательный палец левой руки нитью.
Вопросы для обсуждения:
- Понравился ли вам комплимент?
- Приятно ли было вам получать комплимент?
- Что приятнее получать или говорить комплимент?
Игра «Оберег Счастья»
Педагог-психолог: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках – чудо. Запомните это чудо рук творенье!
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствуете, держа его в руках?
- Что оно вам напоминает?
Педагог-психолог: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)
А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: «Желаю вам…». (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья.
У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.
Упражнение «Посещение зоопарка»
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
- В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
- Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
- Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
- Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
- Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
- Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
- Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
- Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
- А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
- Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
- А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
- Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).[1]
Упражнение «Общее дыхание»
Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).
Педагог-психолог: Мы с вами одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно. (Нужно дать возможность подышать синхронно). Молодцы!
Вопросы:
- Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?
- Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?
- Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?
- Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?
Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое сейчас узнаем?
Раскрашивание «Мандалы»
Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа)
Педагог-психолог: Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, сфера, шар.
В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы – это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.
Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо – начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.
Поэтому Мандала – это уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.
Инструкция: Каждый выбрал свою мандалу, перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать. На раскрашивание вам отводиться 10-12 минут.
Вывод: Раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.
Завершение тренинга Притча “Рецепт счастья”
Однажды император узнал об одной деревне, где люди живут дружно, без ссор и разногласий. Решил он узнать секрет счастья, отправился в путь. Найдя этих людей, попросил он самого старшего раскрыть секрет их благополучия. Старик взял бумагу и долго-долго писал. Когда император прочел, то к его удивлению на листе было всего три разных слова: любовь, терпение и прощение, и так сто раз – сто раз любовь, сто раз терпение и сто раз прощение.
Вывод:
Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!
А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.
Анкета «Обратная связь»
- Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? __________________________________________________________________
- Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________________
_____________________________________________________________
- Что вам не понравилось на занятии? Почему? ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Ваши мысли после занятия _______________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)__________________________________________________
______________________________________________________________