Педагогическая мастерская
На этой стравнице опубликованы разработки и методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_na_god.docx | 37.32 КБ |
plan_mediatsii_2019-20.doc | 41.5 КБ |
plan_na_sentyabr.docx | 15.7 КБ |
tsiklogramma.docx | 15.94 КБ |
polozhenie_o_resursnom_klasse.docx | 26.44 КБ |
analiticheskaya_spravka.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Богдановичская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора директор ГКОУ «Богдановичская
по воспитательной работе школа-интернат»
___________Е.В. Алтухова ________________Г.А. Шварева
«____»__________20___ г. «____»_______________20___г.
План работы педагога-психолога
на 2019-2020 учебный год
2019 г.
РАЗДЕЛ 1.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА 2019 - 2020 учебный год.
ЦЕЛЬ: содействие психическому и личностному развитию детей, , их психолого-педагогическое сопровождение с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у обучающихся нарушений.
ЗАДАЧИ:
1. Организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
2. Способствовать успешному прохождению адаптации обучающихся 1 и 5 классов, также вновь прибывших обучающихся.
3. Оказывать помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении.
4. Проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.
5. Поддерживать связь с родителями обучающихся, налаживать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
6. Диагностировать и проводить коррекцию эмоционально - волевых процессов и межличностных отношений обучающихся, определять их уровень ближайшего развития.
7. Продолжить работу по сопровождению обучающихся и заполнению индивидуальных карт психолого- медико-педагогического сопровождения, листов психологической реабилитации.
8. Консультировать обучающихся, учителей, воспитателей, администрацию, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития психологических качеств и свойств личности.
9. Осуществлять профилактическую работу с дезадаптивными обучающимися.
10. Профилактика суицидов, самовольных уходов, жестокого обращения.
11.Формирование ЗОЖ через проектную деятельнеость.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
на 2019– 2020 учебный год.
2.1. Организационно-методическая работа | |||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники |
1 | Организация и дальнейшее оформление кабинета | Сентябрь | Психолог |
2 | Составление перспективного плана работы на год | Сентябрь | Психолог |
3 | Разработка и подготовка методик для диагностики обучающихся | Сентябрь | Психолог |
4 | Изучение личных дел и медицинских карт вновь прибывших | Сентябрь | Психолог |
5 | Составление программ индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей работы с обучающимися | Сентябрь-октябрь, в течение года | Психолог |
6 | Формирование групп для коррекционной работы по коррекционным программам | Октябрь Декабрь Февраль Апрель | Психолог |
7 | Заполнение индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся | 1триместр | Психолог |
8 | Заполнение листов психологического сопровождения обучающихся на 2019– 2020 учебный год | 1 триместр | Психолог |
9 | Работа в социальных сетях по взаимодействию с родителями. | В течение года | Психолог |
10 | Подготовка документов к школьному ПМПк, характеристик | В течение года | Психолог |
11 | Участие в работе РМО педагогов-психологов, семинарах | В течение года | Психолог |
12 | Подготовка к семинарам, родительским собраниям, заседаниям ПМПк, педсоветам | В течение года | Психолог |
2.2. Диагностическая работа | |||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники |
1 | Диагностика эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов вновь прибывших | Сентябрь | 1-9 классы |
2 | Диагностика готовности 1 класса к обучению в школе | Сентябрь | 1 класс |
3 | Изучение уровня адаптации 5 класса к обучению в среднем звене | Октябрь | 5 класс |
4 | Изучение уровня суицидального риска обучающихся | Декабрь | 6-9 классы |
5 | Диагностическое обследование детей, состоящих на ВШУ | На начало и конец года и по мере постановки на ВШУ | Обучающиеся, состоящие на ВШУ |
6 | Диагностика интересов, склонностей и профессионального самоопределения обучающихся выпускного класса | Март | 9 класс |
7 | Диагностика готовности обучающихся 4 класса к обучению в 5 классе | Апрель | 4 класс |
8 | Мониторинг развития обучающихся (вторичная диагностика) | Май | 1- 9 классы |
9 | Проведение диагностики познавательной, эмоционально - волевой особенностей личности обучающихся. Заполнение карт психолого – медико – педагогического сопровождения, листов психологической реабилитации | В течение учебного года | 1-9 классы |
10 | Проведение тематических диагностических исследований | В течение года по запросу администрации, педагогов, родителей | 1-9 классы |
2.3. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | |||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники |
1 | Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с первоклассниками, направленные на социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений, развитию эмоционального и социального интеллекта |
Сентябрь-ноябрь | 1 класс |
2 | Групповые коррекционно - развивающие занятия по успешной адаптации обучающихся 5 класса к обучению в среднем звене, по профилактике дезадаптации | Сентябрь-ноябрь | 5 класс |
3 | Групповые коррекционно - развивающие занятия по развитию сенсорных процессов, коррекции ЭВС, трудностей обучения, общения | В течение учебного года | 1-9 классы |
4 | Коррекционно-профилактические занятия с подростками «группы риска» | В течение учебного года | Обучающиеся «группы риска» |
5 | Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами | В течение учебного года | Дети-инвалиды 1-9 классы |
6 | Групповые коррекционно-развивающие занятия по личностному росту, коррекции ЭВС, укреплению психологического здоровья, по первичной профориентации учащихся | В течение учебного года | 1-9 классы |
7 | Индивидуальные коррекционные занятия | В течение учебного года по запросу родителей и педагогов | 1-9 классы |
2.4. Психологическое просвещение | ||||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники | |
1 | Ознакомление педагогов и администрации школы с проведённой психологической работой. Выступления с докладами и сообщениями на совещаниях | По запросу администрации | Администрация, педагоги | |
2
| Консультирование педагогических и административных работников, родителей по проведению учебно-развивающей и коррекционной работы с обучающимися, по психологическим проблемам, по вопросам, связанным с воспитанием и обучением | В течение учебного года
| Администрация, педагоги, родители | |
3 | Выступления на заседаниях консилиума школы - интерната по следующим темам: ∙ Адаптация обучающихся 1 классов и вновь прибывших к новым условиям обучения и воспитания в школе-интернате ∙ Адаптация обучающихся 5 класса к новым образовательным условиям ∙ О готовности обучающихся 4 класса на обучение на следующем уровне общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования ∙ О результатах профориентационной работы профессионального самоопределения выпускников |
Ноябрь
Январь
Май
Июнь |
Педагоги, психолог
| |
4 | Арт-фестиваль.участие. | Декабрь | Учителя и воспитатели 1- 9 классов | |
5 | Индивидуальные консультации – беседы с обучающимися, состоящими на ВШУ. Коррекция эмоциональных состояний при обращении с личностными проблемами | В течение учебного года | Обучающиеся, состоящие на ВШУ | |
6 | Консультирование детей и подростков, связанных с обучением, личностным развитием, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. Коррекция эмоциональных состояний при обращении с личностными проблемами | В течение учебного года | 1-9 классы | |
7 | Индивидуальные консультации по вопросам выбора профессии
| В течение учебного года | 8-9 классы | |
8 | Психологическое просвещение педагогов и родителей по запросу администрации и классных руководителей, руководителей методических объединений школы (участие в педсоветах, родительских собраниях) | В течение учебного года | Администрация, классные руководители, руководители МО | |
2.5. Психопрофилактическая работа | ||||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники | |
1 | Участие в подготовке и проведении Совета профилактики школы - интерната, заседаний при директоре школы с обсуждением обучающихся, склонных к правонарушениям и бродяжничеству с приглашением родителей или лиц, их заменяющих |
В течение года
| Психолог Администрация
| |
2 | Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на профилактическом учете, пропускающими занятия без уважительной причины, совершающими правонарушения | Ежемесячно в течение учебного года | Психолог обучаюащиеся 2-9 классов | |
3 | Предоставление педагогам материалов по темам: ∙ Профилактика дезадаптации обучающихся ∙ Профилактика суицидального поведения среди подростков | В течение учебного года | Психолог
| |
5 | Оказание помощи учителям, воспитателям в плане психопрофилактики поведения обучающихся | В течение учебного года по запросам | Психолог | |
6 | Участие в работе психолого - медико – педагогического консилиума. | В течение учебного года | Психолог Председатель ПМПк
| |
2.6. Экспертная работа | ||||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники | |
1 | Участие в работе психолого-педагогического консилиума школы- интерната, составление психологических заключений | В течение учебного года и по плану ОУ | Психолог | |
2 | Оценивание и составление отзывов о прохождении производственной практики студентов | В течение учебного года | Психолог | |
4 | Выявление актуального уровня развития обучающихся | В течение учебного года | Психолог | |
5 | Участие в работе Совета профилактики школы - интерната | В течение учебного года | Психолог |
2.7. Учебно-методическая работа, самообразование | |||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники |
1 | Повышение профессионального уровня: ∙ Работа с методической и научно-популярной литературой ∙ Участие в семинарах и конференциях |
В течение учебного года
| Психолог
|
2 | Оформление документации по итогам работы за день, неделю, месяц | В течение учебного года | Психолог |
3 | Подведение итогов работы, написание отчётов | В течение учебного года | Психолог |
4 | Изучение литературы по теме: ∙ Основы организации песочной терапии | В течение учебного года | Психолог |
5 | Изучение психологической литературы при подготовке к выступлениям перед педагогами и родителями | В течение учебного года | Психолог |
6 | Продолжить работу по обобщению опыта работы: оказывать помощь педагогам, специалистам по вопросами обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями | В течение учебного года | Психолог |
7 | Оказывать методическую помощь педагогам и специалистам в подготовке и оформлении документов для ПМПК, медицинским работникам, педагогам | В течение учебного года | Психолог |
8 | Участие в работе МО школы-интерната и работе РМО психологов ГО Богданович | В течение учебного года | Психолог |
2.8. Оснащение методической базы | |||
№ | Наименование дел | Сроки | Участники |
1 | Изготовление бланков для методик | Сентябрь | Психолог |
2 | Распечатка на компьютере психологических материалов для индивидуальных карт и бланков психологической реабилитации учащихся | 1 семестр | Психолог |
3 | Корректировка сценариев коррекционно-развивающих занятий, имеющихся программ | 1 семестр | Психолог |
4 | Подбор упражнений на основе имеющегося оборудования по проведению здоровьесберегающих занятий | В течение учебного года | Психолог |
5 | Разработка конспектов занятий для обучающихся и материалов для родительских собраний | В течение учебного года | Психолог |
6 | Пополнение персонального сайта | В течение учебного года | Психолог |
Педагог-психолог: Сухогузова Э.Р.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
директор ГКОУ «Богдановичская
школа-интернат»
___________ Г.А. Шварёва
«____»___________20_____ год
План работы
службы медиации ГКОУ «Богдановичская школа-интернат»
на 2019/2020 учебный год
Цель: помощь участникам учебно-воспитательного процесса в разрешении конфликтов и социально-опасных ситуаций.
Задачи:
- Формирование информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе-интернате.
- Реализация восстановительных программ в работе с участниками конфликтов и социально-опасных ситуаций.
п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные лица |
1. | Организационно-методическая работа: планирование работы на учебный год, определение цели и задач | сентябрь- | педагог-психолог Сухогузова Э.Р. |
2. | Обучение работе по технологии примирения членов службы медиации | сентябрь-октябрь 2018 | педагог-психолог Сухогузова Э.Р. |
3. | Сбор заявок, случаев для рассмотрения школьной службой медиации | в течение учебного года | представители службы примирения |
4. | Проведение восстановительных программ | в течение учебного года | представители службы примирения |
5. | Проведение рабочих заседаний состава школьной службы медиации | 1 раз в триместр. | представители службы примирения |
6. | Выступление на совещаниях, педагогических советах, на заседаниях творческих групп. | По отдельному плану | педагог-психолог Сухогузова Э.Р. |
7. | Участие в семинарах, совещаниях разного уровняв сфере деятельности школьной службы примирения | По отдельному плану | педагог-психолог Сухогузова Э.Р. |
8. | Сотрудничество с Советом профилактики, возможность проведения восстановительных мероприятий с подачи Совета профилактики | в течение учебного года | представители службы примирения |
9. | Беседы с родителями | октябрь, февраль | педагог-психолог Сухогузова Э.Р. |
10. | Подведение итогов деятельности школьной службы примирения за 2019-2020 учебный год | май | представители службы примирения |
Педагог-психолог Сухогузова Э.Р.
Предварительный просмотр:
План работы педагога-психолога
на сентябрь 2019-2020 уч. год
№ п/п | Содержание работы | С кем проводится работа | Сроки |
Психодиагностика | |||
1 | Скрининговая диагностика эмоциональной и познавательной сферы обучающихся. | 1-9 классы | В течение периода |
2 | Углубленная диагностика по запросам вновь прибывщих обучающихся | 1-9 класс | В течение периода |
3 | Наблюдение за обучающимися в процессе учебной и внеурочной деятельности. | 1-9 класс | 02.09-25.09 |
4 | Диагностика адаптации | 1 класс, 5 класс, вновь прибывшие | 16.09-23.09 |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
1 | Индивидуальные коррекционные занятия с обучающимися. | по запросам. | В течение периода |
Консультации | |||
1. | Консультирование родителей | Родители 1 класса, вновь прибывших и по запросам | Весь месяц |
Просветительская работа | |||
1 | Размещение на сайте школы-интерната информации для родителей | Родители | 23 сентября |
2 | Размещение информации в группе в «Одноклассниках» | Родители, педагоги | В течение периода |
Организационно-методическая деятельность | |||
1 | Составление плана, циклограммы и др. рабочей документации. | администрация | 1-10 сентября |
3 | Участие в работе ПМПк, разработка планов реабилитации инвалидов. | Председатель консилиума | 20-30 сентября |
5 | Заполнение дневников наблюдения | сентябрь | |
6 | Создание картотеки | сентябрь | |
7 | Заполнение индивидуальных карт детей | В течение месяца | |
8 | Участие в конкурсе рабочих программ | До 15 сентября | |
9 | Мониторинг социальных сетей для выявления суицидальных наклонностей обучающихся. | В течение месяца | |
План работы педагога-психолога
на октябрь 2019-2020 учебный год
№ п/п | Содержание работы | С кем проводится работа | Сроки |
Психодиагностика | |||
1 | Диагностика социально-психологической адаптации обучающихся 5-го класса к обучению во 2-й ступени | 5 класс | В течение периода |
2 | Углубленная диагностика по запросам | 1-9 класс | В течение периода |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
1 | Индивидуальные коррекционные занятия с обучающимися. | Группа риска, 1, 2, 3 класс, дети-инвалиды, по запросам. | 1 раз в неделю |
2 | Групповое занятие в 1, 5 ,9 классах по программам. | 1,5, 9 классы | 1 раз в неделю |
Консультации | |||
1 | Психологическое консультирование педагогических работников | Учителя, воспитатели. | В течение периода |
2. | Психологическое консультирование родителей (законных представителей) | Родители по запросам | В течение периода |
3 | Психологическое консультирование обучающихся «Вред курения и других веществ» | Группа риска, 6-9 классы | В течение периода |
Просветительская работа | |||
1 | Оформление стенда «Консультации психолога» | Педагоги, родители | 8-10 октября |
2 | Размещение на сайте информации для родителей | 11 октября | |
3 | Организация и проведение дистанционных конкурсов. | ||
Организационно-методическая деятельность | |||
1 | Оформление среды кабинета педагога-психолога | В течение месяца | |
2 | Заполнение дневников наблюдения | В течение месяца | |
3 | Пополнение картотеки | В течение месяца | |
4 | Заполнение индивидуальных карт детей | В течение месяца | |
5 | Оформление ресурсного класса | В течение месяца |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по воспитательной работе Директор ГКОУ СО «Богдановичская школа-интернат»
_____________Е.В. Алтухова ____________________Г. А. Шварева
«____»_________________20___г. «____»____________________ 20___г.
Циклограмма работы
педагога-психолога Сухогузовой Э.Р.
на 2019-2020 учебный год
День недели | Непосредственная работа с обучающимися и другими субъектами, нуждающимися в психологическом сопровождении | День недели | Организационно-методическая работа (может выполняться вне образовательного учреждения) | |||||
Время работы по видам деятельнос ти | Виды (направления) деятельности | Количество часов | Время работы по видам деятельности | Виды (направления) деятельности | Количество часов | |||
Понед. | 11.30-12.30 13.30-16.30 | Диагностические и коррекционные мероприятия с обучающимися, не проживающими в интернате Диагностические и коррекционные мероприятия с обучающимися, проживающими в интернате, групповые занятия. | 1 3 4 ч. | Понед. | 08.00-11.00 | Планирование. Подготовка к групповым занятиям. Написание характеристик, заключений. Изготовление наглядного материала. Заполнение индивидуальных карт обучающихся. Написание аналитических справок. | 3 ч. | |
Вторн. | 10.40-11.40 13.30-16.30 | Посещение уроков с целью изучения психологического климата в классных коллективах, взаимодействие с администрацией, педагогами, специалистами. Диагностические и коррекционные мероприятия с обучающимися, проживающими в интернате, групповые занятия. | 1 3 4 ч. | Вторн. | 08.00-10.00 11.40-12.40 | Работа в социальной сети (консультации для родителей) Работа с картами консилиума. | 2 1 3ч. | |
Среда | 11.30.-12.30 14.00-16.30 | Взаимодействие с администрацией, специалистами, педагогами. Уточнение запросов. Групповые занятия. Индивидуальные беседы с обучающимися, консультации плановые и по запросам. | 1 2,5 3,5ч. | Среда | 08.00-11.00 13.00-14.00 | Разработка планов реабилитации. Подготовка к занятиям. | 3 1 4 ч. | |
Четверг | 10.40-11.40 13.30-16.30 | Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися. Участие в заседаниях ПМПк, совещаниях. Групповые занятия. Тренинги, занятия для педагогов. Консультации для родителей, педагогов, обучающихся. Работа по запросам. | 1ч. 3 ч. 4 ч. | Четверг | 08.00-10.00 12.00-13.00 | Изготовление буклетов, памяток для родителей, педагогов. Написание характеристик. Работа с картами развития обучающихся. | 2 ч. 1 ч. 3 ч. | |
Пятница | 10.05-11.05 13.00-14.30 | Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися. Работа с родителями: консультации, родительские собрания, работа «Клуба для родителей». | 2,5 ч. | Пятница | 08.00-10.00 11.30-13.00 14.30-15.00 | Подведение итогов работы за неделю. Обобщение полученных данных в ходе обследования. Составление аналитических справок. Участие в конкурсах, заполнение личного сайта. Мониторинг социальных сетей обучающихся. | 2 1,5 0,5 4 ч. | |
Количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса. | 18 ч. | Количество часов организационно-методической работы | 18.ч. |
Итого 36 часов.
Педагог-психолог: Сухогузова Э.Р.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«УТВЕРЖДЕНО»
_______________
_________________
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСУРСНОМ КЛАССЕ
- Общие положения.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599, Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-03 (статья 17), Устав ГКОУ СО «Богдановичская школа-интернат», утвержденный МО и ПО СО 12.08.2011, пр. №39-Д.
- Положение определяет порядок создания и функционирования Ресурсного класса на базе общеобразовательной организации с целью создания специальных образовательных условий для обучения и коррекции нарушений поведения, коммуникации и речи у детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями ментальной сферы, а также сопутствующими выраженными нарушениями поведения, коммуникации и речи (далее - РАС и ментальные нарушения).
- Ресурсный класс для детей с РАС и ментальными нарушениями создается на базе общеобразовательной организации по созданию специальных образовательных условий для обучения детей с РАС и ментальными нарушениями.
II. Цель и задачи создания Ресурсного класса
2.1. Ресурсный класс создаётся с целью обеспеченияобучающимся с РАС и ментальными нарушениями реализации права на получение общего образованиев условиях инклюзивного образования, в среде совместного обучения со сверстниками с типичными интеллектуальными нарушениями.
2.2. Задачи:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС и ментальными нарушениями на основе адаптированных образовательных программ (далее - АООП) и индивидуальных учебных планов (далее - ИУП).
III. Организация функционирования Ресурсного класса
3.1. На основании заявления родителей (законных представителей) дети с РАС и ментальными нарушениями на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) приказом по ОУ организуются занятия в Ресурсном классе, с указанием режима посещения Ресурсного класса (пп. 3.8-3.12 настоящего Положения).
3.2. Между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся, посещающих ресурсный класс, заключается договор о взаимодействии.
3.4. Для каждого обучающегося с учетом результатов специализированного комплексного тестирования по навыкам жизненных компетенций, академическим и социальным навыкам разрабатываются СИПР и ИУП.
3.5. Образовательный и коррекционный процесс в Ресурсном классе осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного анализа поведения.
3.6. Функционирование Ресурсного класса предусматривает:
- организацию специального пространства для обучающихся с РАС и ментальными нарушениями;
- организацию специального режима обучения;
- организацию специального рабочего места обучающегося с РАС и ментальными нарушениями;
- организацию рабочего места учителя;
- наличие технических средств обучения и оборудования, ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС и ментальными нарушениями;
- наличие специальных приложений к базовым учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения.
3.7. Помещение, в котором организуется функционирование Ресурсного класса целесообразно выбирать в удалении от общеобразовательных классов и в шаговой доступности от гигиенической комнаты. Пространство помещения рекомендуется разделять на 4 функциональные зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона для отдыха и сенсорной разгрузки, рабочее место учителя.
3.8. Функционирование Ресурсного класса осуществляется в двух режимах - постоянном и консультативном.
3.9. Постоянный режим предусматривает:
- не менее 80 % времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС и ментальными нарушениями АОП внутри пространства Ресурсного класса, индивидуальное тьюторское сопровождение на протяжении всего учебного дня, участие в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом для развития социальных и функциональных навыков, гибкий режим обучения;
- проведение консультаций специалистами Ресурсного классародителямей (законных представителей) обучающихся, со средней периодичностью один раз в месяц, продолжительностью до одного (астрономического) часа.
3.10. Решение о сроках, частоте, периодичности частичного сопровождаемого включения (инклюзии) обучающихся с РАС и ментальными нарушениями, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, на отдельные занятия в общих классах, в которые они зачислены, а также о количестве времени и уроках, на которые включается обучающийся, принимают специалисты Ресурсного класса на основе следующих критериев:
- отсутствие нежелательного поведения во время урока в течение 15 минут;
- умение выражать адекватным образом просьбу, отказ и согласие;
- умение ждать и следовать инструкции сопровождающего (учителя, педагога-психолога, тьютора) в 80% случаев.
3.11. Консультативный режим предусматривает:
- не менее 80% времени, затраченного на освоение обучающимся с РАС АООП в среде типично развивающихся сверстников в общем классе, в который он зачислен;
- консультирование психологом и другими специалистами Ресурсного класса педагогических работников общеобразовательного класса и родителей (законных представителей);
3.12. Обучающиеся с РАС и ментальными нарушениями, посещающие Ресурсный класс в постоянном режиме, могут быть переведены на консультативный режим или обратно. Решение о переводе принимается коллегиально работниками Ресурсного класса по согласованию с родителями (законными представителями).
IV. Управление функционированием Ресурсного класса.
4.1. Функционирование Ресурсного класса регламентируется локальными правовыми актами ОУ (Приложение 1) и специальными требованиями к специалистам, которые могут быть внесены в должностные инструкции (Приложение 2).
4.2. Для эффективного функционирования Ресурсного класса в штатное расписание ОУ должны быть введены следующие штатные единицы:
- учитель-логопед/ учитель-дефектолог (1 ставка);
- педагог-психолог (1 ставка);
- тьютор (1 ставка).
4.2. Руководство функционированием Ресурсного класса осуществляет ____________________________в соответствии с приказом по ОУ, который выполняет следующие функции:
- организует профессиональное взаимодействие всех специалистов Ресурсного класса;
- организует образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей учащихся с РАС и ментальными нарушениями;
- обеспечивает эффективное взаимодействие специалистов Ресурсного класса с консультантами (внешними экспертами) и другими участниками образовательных отношений;
- осуществляет контроль за деятельностью специалистов Ресурсного класса, за сохранностью имущества;
- организует составление отчетно-аналитической документации о деятельности Ресурсного класса.
Приложение 1
Нормативно-правовое обеспечение функционирования Ресурсного класса
В рамках организации деятельности по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с РАС и ментальными нарушениями общеобразовательная организация:
1). Разрабатывает и утверждает следующие локальные нормативно-правовые акты:
- приказ об открытии ресурсного класса;
- положение о Ресурсном классе;
- должностные инструкции учителя ресурсного класса, психолога ресурсного класса и тьютора ресурсного класса;
- договор общеобразовательной организации с родителями (законными представителями) ребенка о взаимодействии.
2). Вносит изменения в следующие локальные нормативно-правовые акты:
- устав общеобразовательной организации (по необходимости);
- штатное расписание;
- программу развития общеобразовательной организации (при наличии);
- положение об оплате труда.
Приложение 2
Специальные требования к специалистам «Ресурсного класса» и их взаимодействию
1. Требования к специалистам
Для работы в Ресурсном классе привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а также прошедшие базовый курс обучения основам прикладного поведенческого анализа.
В целях регламентации процесса функционирования «Ресурсного класса» все специалисты разрабатывают и ведут следующий пакет документов:
Учитель Ресурсного класса:
- рабочие программы по предметам;
- расписание групповых (индивидуальных) занятий и консультаций;
- журнал учёта проведённых групповых (индивидуальных) занятий и консультаций;
- методический инструментарий, включая тесты развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;
- аналитические таблицы и графики по оценке развития академических, социальных, физических и функциональных навыков обучающихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме;
- планы и программы индивидуальных и групповых занятий по формированию учебных навыков учащихся, посещающих «Ресурсный класс» в постоянном режиме;
- планы и программы индивидуальных и групповых занятий по формированию функциональных и социальных навыков для каждого учащегося, посещающего «Ресурсный класс» в постоянном режиме;
- график включения учащихся, посещающих ресурсный класс в постоянном режиме, в общеобразовательный класс и на занятия дополнительного образования;
- аналитический отчет за год по реализации целей, заложенных в АОП.
Психолог Ресурсного класса:
- рабочая программа психолога;
- график работы;
- расписание занятий и консультаций;
- методический инструментарий, включая тесты развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;
- аналитические таблицы и графики по частоте поведения, мешающего обучению (нежелательного) и факторам, влияющим на возникновение и продолжительность нежелательного поведения;
- индивидуальные программы коррекции нежелательного поведения учащихся, посещающих «Ресурсный класс», во время учебных занятий и вне учебной деятельности, аналитические отчеты по реализации данных программ;
- аналитические отчеты и рекомендации о включении учеников ресурсного класса в процесс обучения в общеобразовательном классе;
- аналитический отчет за год.
Тьютор Ресурсного класса:
- план работы тьютора;
- график работы;
- расписание занятий;
- журнал учёта проведённых занятий;
- бланки тестирования развития академических, социальных, физических и функциональных навыков;
- чек-листы учета количества правильных ответов на индивидуальных/групповых занятиях по формированию новых учебных навыков;
- чек-листы учета количества правильных ответов на индивидуальных/групповых занятиях по формированию новых функциональных и социальных навыков;
- чек-листы учета количества правильных ответов на инструкцию учителя в общеобразовательном классе;
- чек-листы частоты нежелательного поведения во время занятий и вне учебной деятельности;
- таблицы по описанию факторов, влияющих на возникновение и продолжение нежелательного поведения;
- дидактические и адаптированные материалы.
2. Взаимодействие специалистов Ресурсного класса
Психолог Ресурсного класса:
- осуществляет консультативную поддержку учителя Ресурсного класса и тьюторов Ресурсного класса, а также учителей общеобразовательных классов (учителей начальных классов, учителей-предметников) и педагогов дополнительного образования по вопросам коррекции нежелательного поведения и организации включения учащихся, посещающих Ресурсный класс, в процесс обучения в общеобразовательном классе;
- определяет факторы, препятствующие адаптации и инклюзии учащихся, посещающих Ресурсный класс, путем анализа данных по наблюдению за поведением, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. На основе анализа данных наблюдения за поведением, препятствующим успешной адаптации, составляет программу коррекции поведения и обучает ее реализации учителя Ресурсного класса и тьюторов Ресурсного класса, учителей общеобразовательных классов, а также других педагогических работников;
- формирует рекомендации по инклюзии учащихся, посещающих Ресурсный класс в постоянном режиме, в процесс обучения в общеобразовательные классы, в том числе рекомендации о продолжительности включения, и о выборе уроков, на которые включается обучающийся;
- организует мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации обучающихся Ресурсного класса, включающие проведение консультаций и мероприятий по информированию сотрудников школы и родителей одноклассников из общеобразовательных классов об особенностях детей с РАС и нарушениями ментальной сферы.
Учитель Ресурсного класса:
- осуществляет консультативную поддержку учителей общеобразовательного класса, в который зачислены обучающиеся, посещающие Ресурсный класс, а также педагогов дополнительного образования, по вопросам организации образовательного процесса и адаптации учебных материалов;
- совместно с учителями общеобразовательного класса определяют учебные предметы, которые учащийся, посещающий Ресурсный класс в постоянном режиме, будет посещать в общеобразовательном классе.
Тьюторы Ресурсного класса сопровождают обучающихся, посещающих Ресурсный класс, на уроках в общеобразовательных классах и на занятиях дополнительного образования, помогая учителям общеобразовательных классов и педагогам дополнительного образования создавать условия для наиболее эффективного освоения АОП.
Обеспечение взаимодействия с учреждениями образования и культуры, организациями здравоохранения, социального развития и социальной защиты, представителями общественности по вопросам охраны детства и семьи, сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляет руководитель и заместитель руководителя ОО.
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Богдановичская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
педагога-психолога Сухогузовой Э.Р.
о результатах деятельности
за период с 2016 года по 2019 год
Составила:
педагог-психолог
высшей квалификационной
категории
Сухогузова Эльмира Раисовна
Богданович, 2019 год.
В течение периода с 2016 года по 2019 год работала над методической темой: «Психологическая коррекция обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами мультипликации, создание мультстудии».
Мультипликация (от лат. multiplication - умножение) или анимация (от лат. "anima" - душа, одушевление) – искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных, живописных или объемнокукольных образов. Специфика мультипликации заключена в характере ее художественной условности, в неповторимом своеобразии впечатлений, которое рождает оживший рисунок на экране. Мультипликационное кино - это, как правило, искусство иносказания. Область сказочного, фантастического, чудесного – его основная сфера.
Студия детской мультипликации – это универсальный и целостный вид творчества, с особой структурой условности, свободой в трактовке пространства и времени, возможностью использовать разнообразный арсенал выразительных средств профессионального мультипликационного кино.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видео-продукта.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у обучающихся развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Выявление проблемы
Современные экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями, с тяжёлыми нарушениями речи. В настоящее время обучающиеся с нарушениями звукопроизношения составляют самую многочисленную группу среди обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств с использованием образов и образных фантазий, открывающих новые возможности для развития речи. Таким средством может являться студия детской мультипликации. Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для школьников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала, расширение социального пространства, формирование коммуникативных навыков.
Учитывая вышеизложенные аспекты, предоставляется возможным повысить уровень психического развития детей, имеющих нарушения интеллекта, если систематически проводить совместную деятельность посредством мультипликации.
Основная цель по обучению детей мультипликации – коррекция психического развития обучающихся, через воспитание у детей устойчивой потребности в творчестве, основываясь на их внутренних возможностях и резервах.
Для достижения целей, в работе использовался проектный метод. На протяжении трех лет реализовался долгосрочный проект «Мультстудия «Улыбка».
Данный проект решал следующие задачи:
- Познакомил детей с историей возникновения и развития мультипликации; понятиями: анимация, съемка, сценарий, кадр, титры.
- Познакомил детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
- Расширил знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор.
- Развивал творческое мышление и воображение.
- Формировал художественные навыки и умения.
- Развивал временные и пространственные отношения в анимации.
- Формировал навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства.
- Поддерживал стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности.
- Воспитывал эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
- Прививал ответственное отношение к своей работе.
- Развивал познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.
- Развивал инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
- Развивал чувство композиции, цвета, масштаба в процессе зарисовки мультфильма.
- Развивал мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление, речь.
- Формировал навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
В результате совместной деятельности, дети дифференцировали значения пространственных наречий (вверх – вверху, вниз – внизу, вперед – впереди, назад – сзади, слева - налево справа - направо, внутри – снаружи), понимали значение слов: «из-за», «из-под», «через». Также расширился словарный запас обучающихся, происходило их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, продолжала формироваться культура речи, культура поведения, развивались коммуникативные навыки, развивался творческий потенциал обучающихся, повышался уровень психического развития детей в целом.
Также в процессе реализации проекта происходило развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии:
- овладение правилами поведения на занятиях;
- умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
- овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
- приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта:
- чтение, изучение сказок;
- инсценировка сказок;
- рисование персонажей сказок;
- создание мультфильмов;
- фото-видеосъемка;
- презентации мультфильмов для родителей и детей.
С родителями предварительно была проведена работа по обеспечению согласия на видеосъемку детей, размещение видеоматериалов в сети Интернет, без указания персональных данных.
Этапы реализации проекта
1 этап. «Предварительная работа» - знакомство со сказками.
С помощью сказок уделялось особое внимание нравственному и духовному развитию личности пока еще маленького человека.
Каждая сказка несет в себе нравственное качество.
Нравственное качество, которое формирует сказка | Сказка |
Бескорыстие | «Осколки доброты» (авторская сказка) |
Братство | «Завещание А Цая» (китайская сказка) |
Взаимопомощь | «лесной мишка и проказница-мышка»(латышская сказка) |
Взаимовыручка | «Улитка и гриб»(авторская сказка) |
Вера | «Никита Кожемяка» (русская народная сказка) |
Верность | «Плотник и кошка» (японская сказка) |
Гордость | «Лепесток и цветок» |
Дружба | «Девочка и ромашка» (В.Сухомлинский) |
Доброта | «Даром ни одно доброе дело не пропадет» (А.Неёлова) |
Единство | «Коровы врозь, тигру радость» (бирманская сказка) |
Взаимодействие | «Теремок» |
Красота души | «Чьи руки краше» (сказка народов Индии) |
Ответственность | «Старик и собака» (авторская сказка) |
Умение прощать | «Тысячецвет» (А.Неёлова) |
Младший школьный возраст – сенситивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль.
К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.
Нравственность нельзя воспитывать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный, такой, какими являются сказки и мультфильмы.
Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научиться быть добрыми и отзывчивыми помогут знакомство со сказкой, театрализация, изобразительное и музыкальное искусство, этюды психогимнастики, коммуникативные игры и упражнения на основе сказок.
Гармонизация чувств у детей, развитие у них умения управлять своими эмоциями и настроением, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких, друзей и окружающих – основные аспекты работы по эмоционально-нравственному развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями через сказку.
Формы работы
- Увлекательное путешествие в мир сказок (знакомство со сказками).
- Просмотр мультфильмов.
- Инсценировка сказок.
Этап «Предварительная работа» также включал в себя беседы с детьми: «Тайны мультипликации», «Волшебство сказок». На данном этапе происходило накопление опыта, дети рассказывали о своих представлениях в создании мультфильма, детям было дано более широкое, красочное и доступное объяснение о том, как создаются мультфильмы, побудить детей к желанию их создавать.
2 этап. «Разработка сюжета».
Дети придумывали героев мультипликационного фильма сами или по выбранному сценарию из всемирной библиотеки сказок, совместно с педагогами, с использованием элементов фольклора (потешки, пословицы, поговорки). В сюжетно-ролевых играх, с элементами театрализации, дети проигрывают различные ситуации речевого общения через перевоплощение в мультипликационных героев. Прослушивание аудио-сказок, а также использование в коррекционной работе разных видов театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, деревянный, плоскостной, кукольный), приближал обучающихся к театральному искусству и миру актеров.
На втором этапе, разработки сюжета, записываются любые варианты сюжета, проговариваются вместе с детьми возможные варианты завязки, развития и развязки.
Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в написании сюжета мультипликационного фильма.
3 этап. «Этап реализации» - непосредственная реализация проекта.
Работа над мультфильмом, озвучивание. Данный этап проводился в мультипликационной студии совместно с руководителем мультипликационной студии. Дети с выражением проговаривали текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, учились выразительно говорить и озвучивать своих героев. При озвучивании мультипликационного фильма мы старались использовать правильную речь, что предполагает ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, контроль звукопроизношения, интонацию, эмоциональное сопровождение. Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.
Результатом творческой коллективной деятельности становятся мультики-перекладки, которые настолько интересны и самобытны, что воспринимаются как полноценные произведения искусства.
Мультфильмы, которые были созданы за период: «Облака», «Наш сад»,
«Безопасная дорога», «Новый год», «Зима», «8 марта», «Подарок маме», «Наша любимая школа», «Теремок».
Самый волнительный момент настает, когда приходит очередь просмотра и демонстрации созданного мультфильма. Это несравнимое чувство удовлетворения результатом своего труда, которое возникает у обучающихся.
Вывод.
Реализация данного проекта способствовала всестороннему развитию личности обучающихся, формированию у обучающихся учебной мотивации через ситуацию достижения успеха, развитию коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность способствовала снятию тревожности, агрессивных тенденций обучающихся. Также реализация данного проекта предусматривала реализацию ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соблюдаелся системно-деятельностный подход, создавались межпредметные связи.
Все поставленные задачи реализованы, поставленная цель достигнута. У всех обучающихся, которые участвовали в проекте прослеживалась положительная динамика развития психических процессов и состояния эмоциональной сферы.
В дальнейшем планируется реализация проекта «Синемалогия», который предполагает коррекцию психологических проблем через работу с фильмами, видеосъемкой, созданием фильмов совместно с обучающимися.
Творчески работающий педагог всегда будет иметь положительный результат деятельности. Необходимое условие успешного обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями – это наличие мотивации, которая формируется через ситуации достижения успеха.
Приложение 1.
Конспект занятия педагога-психолога «Теремок».
Цель.
Развитие эмоциональной сферы обучающихся средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
-отрабатывать умение распознавать знакомые эмоции (грусть, радость, гнев, удивление, страх);
-развивать способность анализировать ситуацию, делать выводы;
- формировать нравственные ценности (добро, зло, забота о ближнем);
-развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: маски животных к сказке «Теремок», декорация «Теремок».
Ход занятия.
Дети заходят, встают в круг и берутся за руки.
Психолог (тихим голосом):
-Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!
Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.
Психолог:
-А теперь послушаем вместе! Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.
Психолог:
-Я хочу рассказать вам историю.
«Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишневое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье?» Покажите, как удивилась мама. (Дети показывают мимикой и жестами удивление) Данил, как удивилась мама? Лиза, покажи. Замечательно у вас получилось. Мальчику стало стыдно. Покажите, пожалуйста, как стало стыдно мальчику. Как нам бывает стыдно? Сашенька, покажи. Тимофей, как бывает стыдно? Очень хорошо. Давайте поиграем в «Лото настроений».
Игра «Лото настроений»
Дети садятся за столы. На столах наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т.д., следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует количеству детей. Психолог описывает словами эмоции. Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
Психолог:
-Дети, вы помните, мы изучали сказку «Теремок»?
Дети:
-Да.
Психолог:
-Сегодня вы будете сказочными героями. Я предлагаю инсценировать сказку «Теремок».
Дети:
-Мышка, лягушка, петушок, зайка, лиса, волк и медведь.
(Распределение ролей).
Психолог:
-Какое у зверей было настроение?
Дети:
-Веселое, они нашли себе домик.
Психолог:
-Можно сказать, что они позаботились друг о друге?
Дети:
-Да.
Психолог:
-Кого они не пустили? Почему?
Дети:
-Медведя, ему не было места в домике.
Психолог:
-Что ответил медведь?
Дети:
-«В тесноте, да не в обиде».
Психолог:
-А как он это ответил?
Дети:
-Грустно.
Психолог:
-Что сделал медведь?
Дети:
-Полез в теремок и сломал его.
Психолог:
-А это хорошо? Он правильно поступил?
Дети:
-Нет.
Психолог:
- Давайте поиграем в эту сказку.
Инсценировка сказки «Теремок».
Психолог рассказывает за автора, дети изображают животных.
Психолог:
- А теперь представим себе, что мы солнечные лучики.
Дети протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо так стоят, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
(Занятие заканчивается)
Р.s.
Видеозапись на конкурс представленная на конкурс, создана из фрагментов нескольких занятий педагога-психолога, для выявления более полной картины, как был достигнут конечный результат – мультфильм «Теремок».
Видеозапись занятия опубликована на персональном сайте, реквизиты доступа к видео: https://nsportal.ru/user/190050/video
Список литературы
- Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. - 2009, т.в. 6.
- Борев Ю.Б. Эстетика. - Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Дьяконова М. Мультфильмы: вред или польза? - djakova@mail.ru.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. – М.: Прогресс-Традиция, 1998.
- Лыкова И.И. Куда уходят детские рисунки // Обруч. - 2002. - № 1
- Мелик-Пашаев А.А. Художественная одаренность // Одаренный ребенок. - 2003. -№ 5 Корнева О. Пришло время систематизировать знания. // Искусство в школе. - 2007, т.в. 4. Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки.// Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
- Кузин В. Психология. – М.: Просвещение, 1997.
- Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры».// Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
- Некрасова О.Н. Рисовать – значит познавать. // Обруч. - 1997. - № 5
- Норштейн Ю. Изображение должно смотреть. // Искусство в школе. - 2007, т.в. 4.
- Сайт Чесменского детского сада" Солнышко". - solnyshko.rkc74.ru/p5aa1.html
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Гринго, 1996.
- Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования. – С.: Астрель, 2000.
- Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. // Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
- Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. – М.: Молодая гвардия, 1986.
- Флоренская Т.А. Мир дома твоего. –М.: Русский Хронографъ, 2009.