Методическая работа
Предварительный просмотр:
Квалификационная работа:
«Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика»
Учитель математики 1 категории : Антоненко Н.В.
МБОУ « Новоаннинская сош № 5»
1 Раздел – информационно – справочные сведения об опыте.
Тема
квалификационной работы:
«Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика».
Автор опыта, занимаемая должность:
Антоненко Нина Владимировна, учитель математики.
Место функционирования опыта-
МБОУ « Новоаннинская сош №5»
Опыт наблюдается с 2007 года
По данной проблеме работаю с 2007года
Степень новизны опыта
Опыт творческий, осуществляю поиск новых технологий и методик развития ключевых компетенций учащихся как интегрированного показателя нового качества образования, способствующего непрерывному развитию личности, вооружая их точными знаниями современной науки, техники и технологии.
2. Раздел – технологический
Актуальность опыта.
Цель модернизации – познание, достижение, обеспечение современного образования.
Это возможно лишь при изменении механизма контроля за качеством образования.
Выпускник нового качества должен быть мобильным, готов к продолжению непрерывного образования, уметь адаптироваться и распознавать проблемы, возникающие в
окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы.
В моем опыте решены следующие задачи:
Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для каждого учащегося.
Образовательный процесс организован таким образом, что каждый ребенок становится добровольным заинтересованным участником педагогического процесса, способствующего реализации права каждого ребенка на творческое развитие.
Задачи, решаемые в опыте:
- продолжила работу над созданием условий, способствующих формированию устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика;
-разработала эффективные подходы к управлению развитием личности;
- способствую развитию его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию.
-для творческой самостоятельной работы каждого учащегося я создала благоприятные условия: создана библиотека в учебном кабинете справочной и дополнительной литературы, банк самостоятельных работ , тестов с правом выбора;
-нашла оптимальные формы осуществления самостоятельных работ, как на уроке, так и в домашней работе;
-научила учащихся рационально использовать рабочее время, планировать свою деятельность так, чтобы результат был высоким.
Педагогические средства,
используемые в опыте
- исследовательская деятельность,
- диалог на математическую тему,
- контроль и самоконтроль,
- работа с книгой,
- проблемно-поисковая деятельность,
- проектная деятельность.
Основная идея опыта.
Организация учебной деятельности учащихся, создание условий, для успешного и продуктивного усвоения материала. Считаю необходимым увлечь учащихся предметом, показать значимость обсуждаемых вопросов, способствовать возникновению желания расширить знания для становления личностных качеств ребенка, характеризующих его как ЛИЧНОСТЬ.
Быть личностью, значит быть:
-ответственным,
-иметь свою позицию,
-уметь ее отстаивать.
Личностные функции
- избирательности
-критичности
-творчества.
В содержании образования кроме познавательного опыта, должен быть личностный опыт.
Цель моей работы - повысить эффективность образовательного процесса , его качество, создать условия для образования детей, исходя из индивидуальных особенностей их развития; найти и апробировать технологии, формы, методы работы с учащимися, имеющие конечной целью не столько накопление знаний, умений и навыков, сколько приобретение способностей к самообразованию и саморазвитию, усиливает мотивацию к учебной деятельности, способствующих личностному росту учащихся.
В МОУ «Новоаннинская средняя общеобразовательная школа №5» в качестве учителя математики я работаю с 1983 года. Мой общий педагогический стаж с сентября 1975 года.
Пять моих выпуска насчитывают- 15 медалистов.
Работу каждого моего выпуска я делю на три этапа.
.
Это пятый класс. Знакомство с пятым классом начинается с беседы с классным руководителем 1-4 классов.
Провожу анкетирование после окончания каждой четверти:
Анкета.
- Изучение, какой темы тебе показалось легким.
- Изучение, какой темы у тебя вызвало затруднение.
- Какой урок тебе больше всего понравился.
- Выполнение, каких номеров домашнего задания у тебя вызвали затруднения.
Анализ этих анкет помогает мне определиться с выбором форм и методов работы. Можно проследить связь между качеством обучения и наличием значимой сферы, в которой ребенок может самореализоваться, утвердиться.
Как правило, наличие такой сферы, успехи в которой влекут за собой
- повышение успеваемости,
- улучшение результатов обучения ребенка,
- расширение возможности для лучшего усвоения материала.
Поэтому я строю образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей, предоставляю им возможность активного участия в различных видах деятельности.
Это и выполнение домашних творческих работ, и работа в парах, и работа групп, и работа консультантов-координаторов.
Анализирую
прохождение программного материала с
предыдущим выпуском.
Например, прохождение программного материала по математике с учащимися 5 класса 2004-2005 учебного года.
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов по программе | Количество выданных часов | Результаты контрольных работ(СОУ) |
2-44 | Натуральные числа | 43 | 40 | 61% |
45-79 | Обыкновенные дроби | 34 | 30 | 67% |
80-125 | Десятичные дроби | 45 | 50 | 60% |
126-135 | Геометрические тела | 9 | 11 | 63% |
По результатам контрольных работ я делаю вывод, что уделила недостаточно времени на изучение темы «Десятичные дроби», следовательно, в этом 2008-2009уч.году я пять часов добавляю на ее изучение из резерва при изучении тем «Натуральные числа» и «Обыкновенные дроби».
Для того чтобы обеспечить каждому своему ученику
полноценное личностное, интеллектуальное развитие
в максимально возможном диапазоне его интеллектуальных ресурсов, у меня следующие подходы в образовании.
1.Уважительно отношусь к ребенку, к его мнению.
2.Признаю личность ребенка высшей социальной
ценностью, принимаю его таким, каков он есть,
ведь каждый раскрывается как уникальная
неповторимая индивидуальность. Для этого
я дифференцирую образовательный процесс.
3.Ребенок не готовится в школе к будущей жизни
-он уже живет реальной сегодняшней жизнью.
И ему нужна интересная, отвечающая его
потребностям и особенностям деятельность:
- творческая,
- целенаправленная,
- игровая,
- доступная,
- занимательная,
- поисковая,
- исследовательская.
Моя концепция образовательного процесса
опирается на следующие принципы:
- Каждая личность индивидуальна и уникальна.
- Красота формирует личность.
- Приоритет здоровья: «Все имеет смысл, пока мы здоровы».
- Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
Она прослеживается в моей работе при изучении
каждой темы урока. Для этого я предлагаю учащимся
выполнение творческих работ. Они могут быть устными или письменными, в зависимости от учебной нагрузки при выполнении необходимого минимума по теме.
Например.
При изучении темы «Теорема Пифагора», «Квадратный трехчлен»
в 8 классе, я предложила учащимся выполнить творческую домашнюю работу. Вот примеры работ некоторых учащихся.
Марютин Евгений,8-в класс
Пифагор – известный гений.
Теорему вывел он.
И она нам всем известна
С малых лет и давних пор.
И чтоб в памяти остался
Этот умный человек.
Теорема зазвучала
Пифагоровой навек.
Баширов Дима,8-в класс
Математика- наука- интересна и важна,
Но для многих она тяжела.
Чтоб её понимать,
Необходимо кое-что знать:
Если ты не знаешь косинус,
Тангенс, котангенс, синус,
То тебе - минус;
Если ты забыл таблицу умножения,
То не выполнить тебе сложения;
Если ты не выучил теорему Пифагора,
То получишь двойку скоро.
Ну, а чтобы учиться на «пять»
Нужно правила всегда повторять.
В своей работе я опираюсь на учение Блонского П.П.
Он писал: «… ребенок черпает то, что ему доступно,
и теми средствами, которыми он владеет, поэтому,
чем культурно богаче окружение ребенка, тем
больше оно создает стимулов к овладению более
сложными средствами и позволяет ему шире
использовать это окружение»
Для меня современный урок-это интересный урок.
Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Реализация технологии деятельностного метода, по которой я работаю, невозможна без использования компьютера.
Я прошла несколько этапов применения информационно-коммуникационных технологий
в своей деятельности:
-Подготовка с помощью компьютера простейших
дидактических материалов, тестовых заданий по
алгебре и геометрии, по математике, календарно тематического планирования, карточек-инструкций, анкет и т.д.
-Знакомство с тематическим CD, открытие анимационных возможностей программ.
-Овладение основными элементами программы
MS Power Point.
-Применение средств мультимедиа на уроках.
-Совмещение собственного опыта с техническими
возможностями, которые предоставляют новые
информационные технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий в классе во время урока является
наиболее сложным и ответственным делом. Я не даю готовых заданий, но стараюсь побудить учащихся к
самостоятельному поиску.
.
По сравнению с традиционным обучением, в
интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а моей задачей
становится создание условий для их инициативы.
Расскажу о некоторых формах работы, которые я использую на уроке.
Во - первых, это устный счет и устные упражнения,
способствующие активизации знаний, необходимых
для дальнейшего изучения нового материала.
Во-вторых, и при первичном закреплении, и на этапе
первичного контроля я предлагаю ученикам задания по новой теме и по их реакции сразу вижу степень их усвоения нового материала
В третьих - это проверка домашнего задания.
Я предлагаю кому-нибудь из учеников выполнить домашнюю
работу или ее часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает свое решение. Это не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемка, но самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания можно так проверить, при этом происходит экономия времени и выступающий ученик не «выпадает» из урока, пока готовит презентацию
на доске.
Использование на уроках математики, алгебры и геометрии электронных учебников и лекций контролирующих программ, справочников и баз данных
компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизирует учебный процесс и конечно усиливают
мотивацию к учебной деятельности.
В практике работы широко использую на уроках видеофильмы «Уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия», охватывающие курс математики для средней школы и имеющие многоуровневую дифференциацию по сложности: от простейших примеров до задач уровня вступительных экзаменов в ВУЗы
Для того, чтобы применение видеофильмов было эффективным и дидактически целесообразным , я :
- подбираю нужные фрагменты,
- использую различные варианты включения видеофильма в учебный процесс,
- учитываю психофизические особенности учащихся (альтернативные задания, длительность фрагмента от 5-10 мин).
.
Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет
человеческого и личностного над другими ценностями-
эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий. Одной из таких технологий,
реализующей задачи гуманизации образования, является
игровая, представляющая собой систему применения
различных дидактических игр в обучении, формирующих
умение решать задачи на основе компетентного выбора
альтернативных вариантов.
Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении
дидактических задач, с ролью игровой деятельности
в развитии личности.
5-7 классы: дидактические игры.
2005-2006 учебный год. Дидактические игры: «Поле чудес», «Садовник», «Пресс-конференция», «Рыбалка», «Соревнование художников»,
«Хочу стать миллионером», «Биржа знаний» и др.
Например, игра «Садовник». Учащиеся каждого ряда
работают на определенной им секции доски. Каждый
из них обязательно работает у доски, выполняя при этом
одновременно одинаковое задание. Если задание выполнено верно, то в соответствующий каждому ряду
кармашек в виде клумбы сажается цветок. Если учащийся у доски допускает ошибку, то в кармашек сажается сорняк.
В конце урока, при подведении итогов, видно, кто вырастил
больше цветов, а у кого на клумбе сорняки.
Ролевая игра «Пресс-конференция» по проблеме изучения
дробей в курсе математики.
Все учащиеся работают как сотрудники НИИ, а учитель выполняет роль руководителя НИИ. Заседание в НИИ
направлено на серьезную исследовательскую работу над новыми гипотезами и их применением. Для введения базы
знаний учащихся в тестовую справку, необходимо учащимся в течение 3 мин. ответить на вопросы, поставив в нужном квадрате «х» и передать для статистической обработки группе старших сотрудников. Пока данные
обрабатываются, эксперты каждой группы сообщают о выполнении домашнего задания. Вся работа института
направлена на организацию мыслительной деятельности:
- система вопросов,
- создание проблемной ситуации,
- использование тестовых заданий,
- организация поисковой и исследовательской работы.
Игра «Математик-бизнесмен» для закрепления формул
сокращенного умножения. Предлагаю учащимся разделиться на три команды, каждая из которых представляет правления банка «Империал», «Инкомбанк» и «Инвест».
1.Стартовый капитал каждой команды 50 $ .
2.Если представители команд дают правильный ответ,
то их капитал увеличивается на стоимость задания.
3.Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на
стоимость задания.
4.Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше денег по окончании игры.
В процессе этой деловой игры учащиеся усваивают такие
понятия как «капитал», «стоимость», «банк», научились распределять «капитал» в соответствии со своими знаниями
по курсу экономики. Я же получаю возможность проконтролировать уровень усвоения учебного материала.
Игра «Поле чудес» на закрепление основных свойств
простейших геометрических фигур.
Выбор троек игроков
после правильного ответа на вопросы:
- как называется раздел геометрии, который изучает фигуры на плоскости;
- сколько прямых можно провести через две точки;
- что такое геометрия и т.д.
Активное участие- это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвуют в игре все:
игроки, болельщики, гости. В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, ведущему.
Игровая технология обеспечивает достижение единства
эмоционального и рационального в обучении.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.
Уроки- диалоги имеют свои плюсы:
- диалог на уроке способствует личностному росту учащихся, т.к. ученик должен иметь свое суждение и уметь его отстаивать;
-каждый ребенок может реализовать себя исходя из своих способностей, склонностей, ценностных ориентаций;
-ученику предоставляется возможность прогнозировать возможное применение ЗУН;
-я могу стимулировать творческую активность ребенка;
-ученик развивает способности к самостоятельному решению проблем, постоянному самообразованию.
Но уроки-диалоги имеют свои минусы:
- его проведению предшествует огромная подготовительная работа, на выполнение которой невозможно отвести много времени из-за перегрузки учащихся подготовкой домашней работы по другим учебным дисциплинам.
Проведение уроков-диалогов позволило мне достичь
определенных результатов.
Мои учащиеся не боятся выдвигать свои гипотезы,
потому что на своих уроках я обеспечиваю учащимся
психологическую комфортность ( атмосферу открытости,
взаимопонимания, психологической защищенности).
Я перед собой ставлю задачу - всегда, в любом учебном материале найти новое, неизвестное детям.
Школьники всегда проявляют интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение всегда должно быть связано с практическими потребностями ученика. Я нахожу,
конструирую полезные для познавательного процесса противоречия, привлекаю школьников к их обсуждению и решению.
Я считаю, что применяемая мною в повседневной практике ситуация успеха – самый эффективный стимул развития самообразовательных умений- путь к личностному росту учащихся.
Ведь Б.Н.Никитин писал: «способности развиваются тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности человек
добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше».
В условиях классно-урочной системы проводимая мной
групповая учебная деятельность выступает одним из
средств дифференциации и индивидуализации образования Я разбиваю класс на группы по 4 человека. В каждой из них один консультант. При выполнении на уроке любой работы ( практической, самостоятельной, лабораторной, творческой и др.) трое
учащихся с соседних парт сдают ему свои работы, которые он быстро проверяет, включая свою. Это позволяет не только экономить время на сбор тетрадей и хождение по классу, но и позволяет формировать у учащихся навыки контроля, самоконтроля, освобождает время учителя для другого вида работы.
Учение в группе реализует деятельностный подход к
преподаванию и этим повышает интерес к занятиям,
способствует развитию творческих способностей и
самообразовательных умений школьников. Деятельность учебных групп интенсифицирует процесс обучения, воспитывает трудолюбие, чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе.
Внедряю активные формы организации учебного процесса- конференции, основанные на коллективном учебном труде школьников, требующем индивидуальной самостоятельной работы.
Уроки-конференции проходят всегда оживленно. Поэтапно контролируя работу групп, я дифференцирую обучение, в то же время обеспечивая достижение всеми учащимися запланированного уровня.
Уровни усвоения знаний я делю на три группы
1.Осознанное восприятие, применение знаний в знакомой ситуации.
2.Применение знаний в новой ситуации.
3.Осуществление творческой поисковой деятельности
в новой ситуации
Учитывая это и опыт групповой работы, я выделяю
4 группы учащихся:
-учащиеся, имеющие глубокие, полные и прочные
знания;
-учащиеся, имеющие хорошие прочные знания;
-учащиеся, обладающие минимумом знаний;
-учащиеся, которые с трудом усваивают факты,
понятия, правила и способы решения задач.
Работа с этими группами на уроке позволяет мне
сочетать групповую работу с фронтальной, коллективной и индивидуальной .Это в свою очередь способствует
развитию самообразовательных умений - путь личностного роста каждого ученика.
Развитие самообразовательных навыков особенно
эффективно в работе с книгой и другими источниками
знаний.
Умение работать с книгой не только важно для успешного обучения школьников, но и потребуется в будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной с необходимостью повышать свою квалификацию путём самостоятельного приобретения новых знаний.
Я считаю, что творческие самостоятельные работы требуют от учащихся собственной инициативы, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельные решения. Творческие самостоятельные
работы очень разнообразны. Это математические сказки,
доклады, рефераты и т.д.
После изучения темы «Луч. Прямая. Отрезок.» в 5-6 классах я предлагаю написать домашнее сочинение на тему «Математическая сказка»,которое способствует
развитию самостоятельности, творчества учащихся (т.к. их пишут
с использованием дополнительной литературы, иллюстрируя сюжеты будят мысль).
В 7-8 классах ребята участвуют в такой форме творческой работы как математические сообщения- это доклады о великих математиках и их достижениях; о раскрытии связи изучаемых математических понятий с окружающим миром; раскрытии какого - либо понятия.
Подготовка докладов, рефератов, сообщений учащимися
требует от них не пересказ одного какого-либо источника, а обзор нескольких
В кабинете, на стенде «Сегодня на уроке», я вывешиваю список рекомендуемой литературы, которой они могут воспользоваться при выполнении творческой работы.
Таким образом, в классе создаю группы учащихся,
которые в дальнейшем смогут помочь мне, выступая в роли консультантов.
Такая работа учит пользоваться энциклопедиями, словарями, библиографическими указателями, списками цитированной литературы в книгах и т.п. Эту работу я провожу совместно со школьной библиотекой.
В результате работы над докладом, сообщением формируется умение не только работать с книгой, но и умение кратко и четко сформулировать содержащиеся в прочитанном мысли, развивать мышление, необходимое образованному человеку в современном обществе.
Творческая работа помогает у учащихся усиливать мотивацию к учебной деятельности и развивать следующие качества:
- развитие мышления;
-развитие элементов творческой деятельности;
-интуиции;
- пространственного воображения;
- развитие навыков устной и письменной речи;
-развитие эстетического представления и художественного вкуса учащегося.
Достаточно серьезным направлением в работе с книгой
считаю формирование умений правильного прочтения учебника: умение пользоваться оглавлением, аннотацией, предметным указателем.
В 5 классе первые занятия по работе с учебником я
начинаю со знакомства с музеем-кабинетом, где я буду
не обычным преподавателем, а гидом. Я знакомлю с экспонатами, помогающими изучать сложный предмет - математику. Экскурсия по кабинету, почти как в музее, с указкой, привлекает внимание учащихся к стендам с практическими работами учащихся, геометрическими фигурами, учебными пособиями, справочной литературой, поэтической страничкой, помогает мне в доступной, наглядной форме познакомить и просто рассказать о содержании или истории их создания, либо историческом моменте связанном с ними.
В 6 классе я уже предлагаю познакомиться с учебником в форме аукциона. Кто сообщит свою находку последним, тот является победителем.
Следующее направление в работе с книгой – работа с текстом.
Например.
Класс | Тема урока | Закрепление какого понятия проводится на данном этапе | Учащиеся перечисляют номера учебника, способствующие закреплению данного понятия |
5 класс | Вычитание | Свойство вычитания суммы из числа | № 256 ( а,б) № 283 (в), №303(в) №367(д) и так до конца учебника |
6 класс | Раскрытие скобок | Раскрытие скобок, если перед скобками стоит знак «+» | № 1218,№1220(а,д,е), №1221 ( а,б,в,г,к,л,м) и т.д. |
11 класс | Иррациональные уравнения | Пример1. Уравнения типа __ _ √х-а=√в | №417 |
Пример2. Уравнения типа _ ___ √х=√х-а | №418 | ||
Пример 3. Уравнения типа √х-а=√х | №419 |
Такой вид работы позволяет развивать у учащихся умение работать с текстом бегло, осознанно, при закреплении изученного, опираясь на теоретические сведения.
Интересно, на мой взгляд, осознанно, при закреплении изученного опираясь на теоретические сведения.
Интересно на мой взгляд , я строю работу с текстом при изучении теорем в курсе геометрии.
Покажу на примере изучения теоремы о свойстве углов равнобедренного треугольника.
Этапы работы с теоремой.
- Разбить теорему на условие и заключение.
- Записать теорему математически.
- После беглого прочтения доказательства определить, на какие сведения из курса геометрии мы будем опираться( 1 признак равенства треугольников). Фронтально повторяем этот признак.
- Читаем доказательство по тексту учебника, составляя математическую запись.
- После этого я предлагаю учащимся воспроизвести доказательство.
Результаты всегда хорошие.
Можно приводить еще много примеров работы с книгой, но на мой взгляд развитие самообразовательных умений способствует и проведение самостоятельных работ. Поэтому мои ученики быстро работают с дидактическим материалом, хорошо ориентируются в различного рода брошюрах, тестах и т.д.
Большое внимание в своей работе уделяю исследовательской и проектной деятельности учащихся. 2008 год объявлен ООН Годом Семьи. Поэтому я предложила школьникам исследовать проблему « Исследование факторов, влияющих на создание, сохранение и укрепление семьи».
Получив данные Новоаннинского ЗАГСа, стало очевидным, что проблема семьи в Новоаннинском районе стоит остро.
год | Создано семей | Расторгнуто браков |
1.01.2004-1.01.2005 | 236 | 150 |
1.01.2005-1.01.2006 | 260 | 125 |
1.01.2006-1.01.2007 | 268 | 148 |
1.01.2007-1.01.2008 | 247 | 193 |
Социологические исследования позволили сделать вывод.
Опрошенные выделяют несколько слагаемых семейного счастья и благополучия:
- Взаимопонимание между супругами-63%
- Отдельная квартира- 94%
- Материальное благополучие- 89%
- Дети-68%
- Уверенность в прочности брака-57%
- Интересный досуг в семье- 59%
- Интересная работа- 61%
- Образование- 52%
- Хорошее положение на работе- 54%
- Самостоятельность супругов-89%
Эта работа позволила ученикам
- Заниматься новым видом учебной деятельности.
- Применит навыки вычислений процентов от числа в новых для себя условиях.
- Выдвигать гипотезы, находить им подтверждения или опровержения.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Учащимся была предоставлена возможность опробовать свои силы, проявить интересы и склонности.
Именно исследовательская и проектная деятельность осуществляет переход от пассивных форм обучения к деятельностным с преобладанием самостоятельной работы, вовлекает учащихся в активную самообразовательную работу.
Это 9,11 классы.
Отслеживаю показатели качества знаний учащихся по итогам
- Выпускных экзаменов.
- Районных предметных олимпиад, конкурсов и т.д.
Достижения учащихся пропагандирую через печатную продукцию. Так мною выпущен сборник материалов «Школьные годы чудесные…», характеризующий уровень ключевых компетентностей, занятость в урочной и внеклассной учебной творческой деятельности.
Формирование устойчивого интереса к предмету позволило достичь следующих результатов:
- Олимпиады ресурсного центра «Эрудит»- 2 участника. Заняли 2 место.
- Добилась 61% качества знаний.
- Мои ученики оканчивают школу с медалью ( 2005г.- Марютин Е, Кривошеенко О., Баширов Д., Афонина Ю., Разуваева О; 2008г.- Великанова Л., Долян Л.) .
- Многие выбрали профессию, связанную с педагогической деятельностью ( Выборнова Е., Голубева Н., Пономарева Л.).