Сценарий проблемно - эвристического комплексного занятия по экологии (подготовительная группа)
Сценарий проблемно-эвристического комплексного занятия.
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе:
познание (экологическое воспитание).
Тема: «Волшебница вода»
Программное содержание:
ü Закрепить знания детей о свойствах воды, расширить знания о том, какая она в природе.
ü Продолжать расширять представления детей о свойствах воды; о предметах, которые плавают или тонут в воде.
ü Формировать потребность решать поставленную задачу опытным путём. Развивать умение анализировать, делать выводы.
ü Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).
ü Формировать умение придумывать родственные слова к слову «вода».
ü Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, к природе.
ü Развивать творческое воображение.
Предварительная работа:
Беседы о воде, о роли воды для растений, животных, человека.
Наблюдения за явлениями природы (дождь, снег, град, сосульки, туман, облака).
Опыты с водой, снегом, льдом.
Просмотр слайдов и фильмов о воде: «Вода в природе», «Кому нужна вода?»
Рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии.
Материал к занятию:
Глобус, модель тучки с капельками, мяч для игры.
Раздаточный материал: одноразовые тарелочки, губки для мытья посуды, пластмассовые стаканчики с водой, тазики с водой, деревянные кубики, металлические пластины, пластмассовые пробки, кусочки пенопласта, салфетки.
1 часть занятия: беседа «Много ли воды на земле?»
Привлечь внимание детей и собрать их вокруг стола, на котором стоит глобус.
- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла? (Глобус).
- А, что изображает глобус? (Нашу планету – Земля).
- Посмотрите внимательно и скажите, какой краски на глобусе больше? (Синей, голубой).
- А, что она обозначает? (Это вода).
- Воды на Земле намного больше, чем суши. Суша показана на глобусе коричневой, желтой и зеленой краской.
- Большие голубые пространства – это океаны, моря, а маленькие – это озера и реки.
- Ребята, а на глобусе есть и участки белого цвета. (Дети их находят).
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (Льды, снега, которые никогда не тают).
- Вода образует на Земле озера и реки, моря и океаны, прячется глубоко под землей, а потом выходит в виде ручейков и родников. Вода в родниках очень ценится, потому что она чистая, прозрачная, хрустальная.
Дидактическая игра «Придумай похожие слова»
Дети по очереди придумывают похожие (родственные) слова к слову «вода». (Водопад, водица, водяной, водоём, водичка).
2 часть занятия: «Такая разная вода»
Дети встают по кругу, воспитатель бросает мяч, и они по очереди отвечают на вопросы.
1 вопрос: А, какая она – вода, что вы о ней знаете? (Прозрачная, безвкусная, без запаха, жидкая, может быть твердой, пар-это тоже вода, в воде можно растворять соль и сахар, она полезная, её можно покрасить в разные цвета).
2 вопрос: Кому нужна вода? (Растениям, животным, насекомым, людям)
3 вопрос: Дети вода настоящая волшебница, она умеет быть очень разной. Какая вода бывает в природе? (Дождь, туман, снег, град, морозные узоры, сосульки, роса, иней, пар).
- Дети, какие вы умные и сообразительные! Молодцы!
3 часть: «Гостья – тучка»
Воспитатель сообщает детям, что одна любопытная тучка сегодня прилетела к нам. Ей так понравилось, что дети много знают о волшебнице-воде, и она захотела с ними пообщаться.
Голос тучки (запись на диктофоне):
- Я, самая главная и мокрая тучка на свете! Обращаюсь к Вам, о, милые знатоки природы. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о Волшебнице Воде. Поэтому я хочу с Вами пообщаться. Возлагая на Вас, о, юные знатоки природы, большие надежды, я приготовила Вам испытания:
1. Подумайте и ответьте на вопросы: «Бывают ли тучки сухие, и как образуется дождь?»
2. «Какие предметы тонут в воде, а какие плавают?
3. Самое сложное задание: «Научите камень плавать!»
Опытническая деятельность:
Опыт №1
- Ребята, а бывают ли облака «сухими»? (Нет, облака всегда «мокрые»)
- Даже, если не идет дождь? Почему? (Потому, что облака – это много-много крошечных капелек воды)
- А, почему идет дождь?
- Когда капелек в облаке собирается слишком много, они становятся тяжелыми и поэтому выпадают на землю дожди.
- Ребята, а давайте тучке покажем, как идет дождь.
- На столах перед вами лежат губки на тарелочках. На что эти губки похожи? (Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба).
Дети трогают губку сверху, снизу. Сверху она сухая, а снизу слегка влажная.
- Сожмите губку. Почему из такого облачка не идет дождь? (Пока ещё в «облаке» капелек не очень много).
Дети добавляют в губку воду из стаканчиков.
- А, теперь сожмите губку. Получается дождь, но пока не сильный. Можно сказать, что получился тихий, летний дождик.
Дети добавляют в губку больше воды.
- Как много капелек собралось в губке! Тучки наши стали тяжелыми. Если губку сжать, получится дождь (сильный ливень).
Вывод: капельки собираются вместе в тучке, а когда им становится тесно, падают на землю дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.
Опыт №2
Дети проверяют, плавают или тонут в воде: деревянный кубик, металлическая пластина, пластмассовая пробка, пенопласт, камень.
Вывод: деревянный кубик, пластмассовая пробка, пенопласт плавают, потому что они легче воды. Металлическая пластина, камень – тонут, потому что они тяжелей воды.
Опыт №3
- Ребята, а как же нам научить камень плавать?
Детям предлагается разнообразный материал, который может быть, им пригодится для того, чтобы «научить камень плавать»: резинки, нитки скотч.
Дети работают сообща или самостоятельно.
Вывод: можно привязать к камню пенопласт или деревянный кубик и тогда он не утонет.
Голос тучки:
- О, милые «знатоки природы»! Вы мне очень понравились! Желаю Вам крепкого здоровья, чистой водицы! Берегите воду, не засоряйте водоёмы! Я же, как самая главная тучка, обязуюсь напустить для вас в родники и реки самую прозрачную и чистую воду. А за дела Ваши достойные, будет вам от меня благодарность, и помнить Вас всегда буду.
От имени тучки воспитатель дарит детям подарки: мыльные пузыри.
Дети говорят спасибо тучке и прощаются с ней.
На прогулке дети вспоминают, что делали на занятии, что нового сегодня узнали.
Сценарий проблемно-эвристического комплексного занятия.
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе:
познание (экологическое воспитание).
Тема: «Волшебница вода»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о свойствах воды, расширить знания о том, какая она в природе.
Продолжать расширять представления детей о свойствах воды; о предметах, которые плавают или тонут в воде.
Формировать потребность решать поставленную задачу опытным путём. Развивать умение анализировать, делать выводы.
Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).
Формировать умение придумывать родственные слова к слову «вода».
Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, к природе.
Развивать творческое воображение.
Предварительная работа:
Беседы о воде, о роли воды для растений, животных, человека.
Наблюдения за явлениями природы (дождь, снег, град, сосульки, туман, облака).
Опыты с водой, снегом, льдом.
Просмотр слайдов и фильмов о воде: «Вода в природе», «Кому нужна вода?»
Рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии.
Материал к занятию:
Глобус, модель тучки с капельками, мяч для игры.
Раздаточный материал: одноразовые тарелочки, губки для мытья посуды, пластмассовые стаканчики с водой, тазики с водой, деревянные кубики, металлические пластины, пластмассовые пробки, кусочки пенопласта, салфетки.
1 часть занятия: беседа «Много ли воды на земле?»
Привлечь внимание детей и собрать их вокруг стола, на котором стоит глобус.
- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла? (Глобус).
- А, что изображает глобус? (Нашу планету – Земля).
- Посмотрите внимательно и скажите, какой краски на глобусе больше? (Синей, голубой).
- А, что она обозначает? (Это вода).
- Воды на Земле намного больше, чем суши. Суша показана на глобусе коричневой, желтой и зеленой краской.
- Большие голубые пространства – это океаны, моря, а маленькие – это озера и реки.
- Ребята, а на глобусе есть и участки белого цвета. (Дети их находят).
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (Льды, снега, которые никогда не тают).
- Вода образует на Земле озера и реки, моря и океаны, прячется глубоко под землей, а потом выходит в виде ручейков и родников. Вода в родниках очень ценится, потому что она чистая, прозрачная, хрустальная.
Дидактическая игра «Придумай похожие слова»
Дети по очереди придумывают похожие (родственные) слова к слову «вода». (Водопад, водица, водяной, водоём, водичка).
2 часть занятия: «Такая разная вода»
Дети встают по кругу, воспитатель бросает мяч, и они по очереди отвечают на вопросы.
1 вопрос: А, какая она – вода, что вы о ней знаете? (Прозрачная, безвкусная, без запаха, жидкая, может быть твердой, пар-это тоже вода, в воде можно растворять соль и сахар, она полезная, её можно покрасить в разные цвета).
2 вопрос: Кому нужна вода? (Растениям, животным, насекомым, людям)
3 вопрос: Дети вода настоящая волшебница, она умеет быть очень разной. Какая вода бывает в природе? (Дождь, туман, снег, град, морозные узоры, сосульки, роса, иней, пар).
- Дети, какие вы умные и сообразительные! Молодцы!
3 часть: «Гостья – тучка»
Воспитатель сообщает детям, что одна любопытная тучка сегодня прилетела к нам. Ей так понравилось, что дети много знают о волшебнице-воде, и она захотела с ними пообщаться.
Голос тучки (запись на диктофоне):
- Я, самая главная и мокрая тучка на свете! Обращаюсь к Вам, о, милые знатоки природы. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о Волшебнице Воде. Поэтому я хочу с Вами пообщаться. Возлагая на Вас, о, юные знатоки природы, большие надежды, я приготовила Вам испытания:
1. Подумайте и ответьте на вопросы: «Бывают ли тучки сухие, и как образуется дождь?»
2. «Какие предметы тонут в воде, а какие плавают?
3. Самое сложное задание: «Научите камень плавать!»
Опытническая деятельность:
Опыт №1
- Ребята, а бывают ли облака «сухими»? (Нет, облака всегда «мокрые»)
- Даже, если не идет дождь? Почему? (Потому, что облака – это много-много крошечных капелек воды)
- А, почему идет дождь?
- Когда капелек в облаке собирается слишком много, они становятся тяжелыми и поэтому выпадают на землю дожди.
- Ребята, а давайте тучке покажем, как идет дождь.
- На столах перед вами лежат губки на тарелочках. На что эти губки похожи? (Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба).
Дети трогают губку сверху, снизу. Сверху она сухая, а снизу слегка влажная.
- Сожмите губку. Почему из такого облачка не идет дождь? (Пока ещё в «облаке» капелек не очень много).
Дети добавляют в губку воду из стаканчиков.
- А, теперь сожмите губку. Получается дождь, но пока не сильный. Можно сказать, что получился тихий, летний дождик.
Дети добавляют в губку больше воды.
- Как много капелек собралось в губке! Тучки наши стали тяжелыми. Если губку сжать, получится дождь (сильный ливень).
Вывод: капельки собираются вместе в тучке, а когда им становится тесно, падают на землю дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.
Опыт №2
Дети проверяют, плавают или тонут в воде: деревянный кубик, металлическая пластина, пластмассовая пробка, пенопласт, камень.
Вывод: деревянный кубик, пластмассовая пробка, пенопласт плавают, потому что они легче воды. Металлическая пластина, камень – тонут, потому что они тяжелей воды.
Опыт №3
- Ребята, а как же нам научить камень плавать?
Детям предлагается разнообразный материал, который может быть, им пригодится для того, чтобы «научить камень плавать»: резинки, нитки скотч.
Дети работают сообща или самостоятельно.
Вывод: можно привязать к камню пенопласт или деревянный кубик и тогда он не утонет.
Голос тучки:
- О, милые «знатоки природы»! Вы мне очень понравились! Желаю Вам крепкого здоровья, чистой водицы! Берегите воду, не засоряйте водоёмы! Я же, как самая главная тучка, обязуюсь напустить для вас в родники и реки самую прозрачную и чистую воду. А за дела Ваши достойные, будет вам от меня благодарность, и помнить Вас всегда буду.
От имени тучки воспитатель дарит детям подарки: мыльные пузыри.
Дети говорят спасибо тучке и прощаются с ней.
На прогулке дети вспоминают, что делали на занятии, что нового сегодня узнали.