Сценарий проблемно - эвристического комплексного занятия по экологии (подготовительная группа)

Верзунова Юлия Викторовна

 

Сценарий проблемно-эвристического комплексного занятия.

 

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе:

познание (экологическое воспитание).

 

Тема: «Волшебница вода»

 

Программное содержание:

ü Закрепить знания детей о свойствах воды, расширить знания о том, какая она в природе.

 

ü Продолжать расширять представления детей о свойствах воды; о предметах, которые плавают или  тонут в воде.

 

ü Формировать потребность решать поставленную задачу опытным путём. Развивать умение анализировать, делать выводы.

 

ü Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).

 

ü Формировать умение придумывать родственные слова к слову «вода».

 

ü Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, к природе.

 

ü Развивать творческое воображение.

Предварительная работа:

Беседы о воде, о роли воды для растений,  животных, человека.

Наблюдения за явлениями природы (дождь, снег, град, сосульки, туман, облака).

Опыты с водой, снегом, льдом.

Просмотр слайдов и фильмов о воде: «Вода в природе», «Кому нужна вода?»

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии.

Материал к занятию:

Глобус, модель тучки с капельками, мяч для игры.

Раздаточный материал: одноразовые тарелочки, губки для мытья посуды, пластмассовые стаканчики с водой, тазики с водой, деревянные кубики, металлические пластины, пластмассовые пробки, кусочки пенопласта, салфетки.

1 часть занятия: беседа «Много ли воды на земле?»

Привлечь внимание детей и собрать их вокруг стола, на котором стоит глобус.

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла?  (Глобус).

- А, что изображает глобус?  (Нашу планету – Земля).

- Посмотрите внимательно и скажите, какой краски на глобусе больше? (Синей, голубой).

- А, что она обозначает?  (Это вода).

- Воды на Земле намного больше, чем суши. Суша показана на глобусе коричневой, желтой и зеленой краской.

- Большие голубые пространства – это океаны, моря, а маленькие – это озера и реки.

- Ребята, а на глобусе есть и участки белого цвета.  (Дети их находят).

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?  (Льды, снега, которые никогда не тают).

- Вода образует на Земле озера и реки, моря и океаны, прячется глубоко под землей, а потом выходит в виде ручейков и родников. Вода в родниках очень ценится, потому что она чистая, прозрачная, хрустальная.

Дидактическая игра «Придумай похожие слова»

Дети по очереди придумывают похожие (родственные) слова к слову «вода».  (Водопад, водица, водяной, водоём, водичка).

 

2 часть занятия: «Такая разная вода»

Дети встают по кругу, воспитатель бросает мяч, и они по очереди отвечают на вопросы.

 1 вопросА, какая она – вода, что вы о ней знаете?  (Прозрачная, безвкусная, без запаха, жидкая, может быть твердой, пар-это тоже вода, в воде можно растворять соль и сахар, она полезная, её можно покрасить в разные цвета).

2 вопрос:  Кому нужна вода?   (Растениям, животным, насекомым, людям)

3 вопрос:  Дети вода настоящая волшебница, она умеет быть очень разной. Какая вода бывает в природе?   (Дождь, туман, снег, град, морозные узоры, сосульки, роса, иней,  пар).

- Дети, какие вы умные и сообразительные! Молодцы!

3 часть: «Гостья – тучка»

Воспитатель сообщает детям, что одна любопытная тучка сегодня прилетела к нам. Ей так понравилось, что дети  много знают о волшебнице-воде, и она захотела с ними пообщаться. 

Голос тучки (запись на диктофоне):

- Я, самая главная и мокрая тучка на свете! Обращаюсь к Вам, о, милые знатоки природы. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о Волшебнице Воде. Поэтому я хочу с Вами пообщаться. Возлагая на Вас, о, юные знатоки природы, большие надежды, я приготовила Вам испытания:

1. Подумайте и ответьте на вопросы: «Бывают ли тучки сухие, и как образуется дождь?»

2. «Какие предметы тонут в воде, а какие плавают?

3. Самое сложное задание: «Научите камень плавать!»

Опытническая деятельность:

Опыт №1

- Ребята, а бывают ли облака «сухими»?  (Нет, облака всегда «мокрые»)

- Даже, если не идет дождь? Почему?  (Потому,  что облака – это много-много крошечных капелек воды)

- А, почему идет дождь?

- Когда капелек в облаке собирается слишком много, они становятся тяжелыми и поэтому выпадают на землю дожди.

- Ребята, а давайте тучке покажем, как идет дождь.  

- На столах перед вами лежат губки на тарелочках. На что эти губки похожи? (Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба).

Дети трогают губку сверху, снизу. Сверху она сухая, а снизу слегка влажная.

- Сожмите губку. Почему из такого облачка не идет дождь?  (Пока ещё в «облаке» капелек не очень много).

Дети добавляют в губку воду из стаканчиков.

- А, теперь сожмите губку. Получается дождь, но пока не сильный. Можно сказать, что получился тихий, летний дождик.

Дети добавляют в губку больше воды.

- Как много капелек собралось в губке! Тучки наши стали тяжелыми. Если губку сжать, получится дождь (сильный ливень).

Вывод: капельки собираются вместе в тучке, а когда им становится тесно, падают на землю дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

Опыт №2

Дети проверяют, плавают или тонут в воде: деревянный кубик, металлическая пластина, пластмассовая пробка, пенопласт, камень.

Вывод:  деревянный кубик, пластмассовая пробка, пенопласт плавают, потому что они легче воды. Металлическая пластина, камень – тонут, потому что они тяжелей воды.

Опыт №3

- Ребята, а как же нам научить камень плавать?

Детям предлагается разнообразный материал, который может быть, им пригодится для того, чтобы «научить камень плавать»: резинки, нитки скотч.

Дети работают сообща или самостоятельно.

Вывод: можно привязать к камню пенопласт или деревянный кубик и тогда он не утонет.

Голос тучки:

- О, милые «знатоки природы»! Вы мне очень понравились! Желаю Вам крепкого здоровья, чистой водицы! Берегите воду, не засоряйте водоёмы! Я же, как самая главная тучка, обязуюсь напустить для вас в родники и реки самую прозрачную и чистую воду. А за дела Ваши достойные, будет вам от меня благодарность,  и помнить Вас всегда буду.

От имени тучки воспитатель дарит детям подарки: мыльные пузыри.

Дети говорят спасибо тучке и прощаются с ней.

На прогулке дети вспоминают, что делали на занятии, что нового сегодня узнали.

 

 

 Сценарий проблемно-эвристического комплексного занятия.

 

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе: 

познание (экологическое воспитание).

 

Тема: «Волшебница вода»

 

Программное содержание: 

 Закрепить знания детей о свойствах воды, расширить знания о том, какая она в природе.

 

 Продолжать расширять представления детей о свойствах воды; о предметах, которые плавают или  тонут в воде.

 

 Формировать потребность решать поставленную задачу опытным путём. Развивать умение анализировать, делать выводы.

 

 Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений).

 

 Формировать умение придумывать родственные слова к слову «вода».

 

 Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, к природе.

 

 Развивать творческое воображение.

Предварительная работа: 

Беседы о воде, о роли воды для растений,  животных, человека. 

Наблюдения за явлениями природы (дождь, снег, град, сосульки, туман, облака).

Опыты с водой, снегом, льдом.

Просмотр слайдов и фильмов о воде: «Вода в природе», «Кому нужна вода?»

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением воды в различном состоянии.

Материал к занятию:

Глобус, модель тучки с капельками, мяч для игры. 

Раздаточный материал: одноразовые тарелочки, губки для мытья посуды, пластмассовые стаканчики с водой, тазики с водой, деревянные кубики, металлические пластины, пластмассовые пробки, кусочки пенопласта, салфетки. 

1 часть занятия: беседа «Много ли воды на земле?»

Привлечь внимание детей и собрать их вокруг стола, на котором стоит глобус.

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла?  (Глобус).

- А, что изображает глобус?  (Нашу планету – Земля).

- Посмотрите внимательно и скажите, какой краски на глобусе больше? (Синей, голубой).

- А, что она обозначает?  (Это вода). 

- Воды на Земле намного больше, чем суши. Суша показана на глобусе коричневой, желтой и зеленой краской.

- Большие голубые пространства – это океаны, моря, а маленькие – это озера и реки.

- Ребята, а на глобусе есть и участки белого цвета.  (Дети их находят). 

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?  (Льды, снега, которые никогда не тают).

- Вода образует на Земле озера и реки, моря и океаны, прячется глубоко под землей, а потом выходит в виде ручейков и родников. Вода в родниках очень ценится, потому что она чистая, прозрачная, хрустальная.

Дидактическая игра «Придумай похожие слова» 

Дети по очереди придумывают похожие (родственные) слова к слову «вода».  (Водопад, водица, водяной, водоём, водичка).

 

2 часть занятия: «Такая разная вода»

Дети встают по кругу, воспитатель бросает мяч, и они по очереди отвечают на вопросы.

 1 вопрос:  А, какая она – вода, что вы о ней знаете?  (Прозрачная, безвкусная, без запаха, жидкая, может быть твердой, пар-это тоже вода, в воде можно растворять соль и сахар, она полезная, её можно покрасить в разные цвета).

2 вопрос:  Кому нужна вода?   (Растениям, животным, насекомым, людям)

3 вопрос:  Дети вода настоящая волшебница, она умеет быть очень разной. Какая вода бывает в природе?   (Дождь, туман, снег, град, морозные узоры, сосульки, роса, иней,  пар).

- Дети, какие вы умные и сообразительные! Молодцы!

3 часть: «Гостья – тучка»

Воспитатель сообщает детям, что одна любопытная тучка сегодня прилетела к нам. Ей так понравилось, что дети  много знают о волшебнице-воде, и она захотела с ними пообщаться.  

Голос тучки (запись на диктофоне):

- Я, самая главная и мокрая тучка на свете! Обращаюсь к Вам, о, милые знатоки природы. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о Волшебнице Воде. Поэтому я хочу с Вами пообщаться. Возлагая на Вас, о, юные знатоки природы, большие надежды, я приготовила Вам испытания:

1. Подумайте и ответьте на вопросы: «Бывают ли тучки сухие, и как образуется дождь?»

2. «Какие предметы тонут в воде, а какие плавают?

3. Самое сложное задание: «Научите камень плавать!»

Опытническая деятельность:

Опыт №1

- Ребята, а бывают ли облака «сухими»?  (Нет, облака всегда «мокрые»)

- Даже, если не идет дождь? Почему?  (Потому,  что облака – это много-много крошечных капелек воды)

- А, почему идет дождь? 

- Когда капелек в облаке собирается слишком много, они становятся тяжелыми и поэтому выпадают на землю дожди.

- Ребята, а давайте тучке покажем, как идет дождь.

- На столах перед вами лежат губки на тарелочках. На что эти губки похожи? (Они напоминают пушистые облака, которые спустились к нам с неба). 

Дети трогают губку сверху, снизу. Сверху она сухая, а снизу слегка влажная.

- Сожмите губку. Почему из такого облачка не идет дождь?  (Пока ещё в «облаке» капелек не очень много).

Дети добавляют в губку воду из стаканчиков.

- А, теперь сожмите губку. Получается дождь, но пока не сильный. Можно сказать, что получился тихий, летний дождик.

Дети добавляют в губку больше воды.

- Как много капелек собралось в губке! Тучки наши стали тяжелыми. Если губку сжать, получится дождь (сильный ливень).

Вывод: капельки собираются вместе в тучке, а когда им становится тесно, падают на землю дождём. А зимой бывают снежные тучи, из них сыплется снег.

Опыт №2

Дети проверяют, плавают или тонут в воде: деревянный кубик, металлическая пластина, пластмассовая пробка, пенопласт, камень.

Вывод:  деревянный кубик, пластмассовая пробка, пенопласт плавают, потому что они легче воды. Металлическая пластина, камень – тонут, потому что они тяжелей воды.

Опыт №3

- Ребята, а как же нам научить камень плавать?

Детям предлагается разнообразный материал, который может быть, им пригодится для того, чтобы «научить камень плавать»: резинки, нитки скотч.

Дети работают сообща или самостоятельно.

Вывод: можно привязать к камню пенопласт или деревянный кубик и тогда он не утонет. 

Голос тучки:

- О, милые «знатоки природы»! Вы мне очень понравились! Желаю Вам крепкого здоровья, чистой водицы! Берегите воду, не засоряйте водоёмы! Я же, как самая главная тучка, обязуюсь напустить для вас в родники и реки самую прозрачную и чистую воду. А за дела Ваши достойные, будет вам от меня благодарность,  и помнить Вас всегда буду. 

От имени тучки воспитатель дарит детям подарки: мыльные пузыри.

Дети говорят спасибо тучке и прощаются с ней.

На прогулке дети вспоминают, что делали на занятии, что нового сегодня узнали.