Экологическое воспитание дошкольников
Межрегиональная научно - методическая конференция "Педагог - исследователь". Исследовательская работа с детьми младшей разновозрастной группы "Чудо - вода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.98 МБ |
![]() | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 17 «Огонёк»
Выступление
по проведению исследовательской работы:
«Чудо - вода»
с детьми разновозрастной группы (2 – 4 года)
Тишкина Людмила Павловна - воспитатель
2018 год
№ слайда | Текст выступления |
1 | Здравствуйте. Я воспитатель детского сада №17 «Огонёк» Тишкина Людмила Павловна. Тема моего познавательно-исследовательского проекта «Чудо-вода». |
2 | Я считаю, что выбранная нами тема актуальна, так как одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей. |
3 | Исходя из этого, разработаны цели и задачи исследования. Цель: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и её значением в жизни живых существ и для здоровья человека. Задачи вы можете увидеть на экране. Работа над проектом проводилась воспитателями в течение трёх месяцев вместе с детьми 2 – 4 лет и их родителями. |
4 | Исследовательскую работу мы начали со знакомства детей с водой: рассматривали её, пили, нюхали. Провели опыты. Чтобы убедиться, что вода прозрачная: мы брали два стаканчика, один с чистой водой, другой - с окрашенной. В оба стаканчика положили ложечки и определили, в каком из них она видна, а в каком нет? Почему? Вместе с детьми пришли к выводу, что вода прозрачная. В дальнейшем дети этот опыт проводили самостоятельно. Предложила детям попробовать воду и определить: есть ли у неё вкус? Рассказала, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Предлагала детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Дети убедились, что запаха нет. Так, мы определили, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. |
5 | Во время умывания читала потешку «Водичка, водичка…», обращала внимание детей на то, что вода может быть тёплая, холодная. Также определили с детьми, что вода жидкая и не имеет формы, она льётся, течёт. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, поэтому её называют жидкостью. |
6 | В группе мы посадили лук и наблюдали за ним, проводили беседы, что нужно для того, чтобы он рос. Дети поливали лук, во время полива обращали внимание на то, что вода впитывается. Также мы это свойство воды с детьми наблюдали при уходе за комнатными растениями, на прогулке. Весной, совместно с родителями, мы разработали грядку, посадили лук и свёклу. Дети всё лето наблюдали за ростом растений, помогали их поливать. Беседовала с детьми, что может случиться, если растения не поливать. Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна всем растениям, если мы не будем поливать их, то они погибнут. |
7 | Во время прогулки обращали внимание на то, что после дождя оставались большие лужи, но они быстро исчезали. В группе мы провели эксперимент с водой - впитывание воды в губку. |
8 | Очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети наблюдали за трудом младшего воспитателя: как Юлия Сергеевна моет посуду. По ходу наблюдения детям задавались вопросы: Что делает Юлия Сергеевна? Чем моет посуду? Какая вода? Что делает вода? Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашим замечательным поваром. Она рассказала о своём труде и первом помощнике - воде. Дети понаблюдали, как из кастрюли поднимается пар. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, посмотрели, как крутится барабан в стиральной машине, стирается бельё, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья. |
9 | Провели дидактические игры «Купание куклы Кати», «Постираем бельё для куклы», где закрепили умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». Свои знания дети закрепляли в сюжетно – ролевых играх «Приготовим обед для куклы», «Купание куклы». Вместе с детьми сделали вывод: вода нужна человеку, чтобы мыться, для мытья посуды, стирки белья, для приготовления еды. |
10 | Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребёнка! В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познаёт её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Дети очень любят играть с водой, они с удовольствием играли в воде бумажными корабликами, дули, чтобы кораблик плыл быстрее. Наблюдали с детьми, как он плавает, пока не намокнет бумага, а потом он тонет. Детям очень понравилась игра с водой «Маленький рыбак». Ребята из таза с водой вылавливали мелкие предметы – «рыбки» ложкой - «удочкой». Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. |
11 | Детям очень понравился эксперимент с водой «Тонет – не тонет». В воду мы опускали пёрышко, дерево, пенопласт. Ребята сделали вывод, что лёгкие предметы не тонут, а металлические, тяжёлые, тонут. В игре старалась помочь выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет», «плавает», «водичка чистая», «тёплая». |
12 | Следующим шагом по ознакомлению со свойствами воды, это дать детям представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой. Под воздействием тепла, вода превращается из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот. Для этого мы провели эксперимент. Дала детям замороженные кубики льда, предложила понаблюдать. Разрешила подержать их в руках, дети обнаружили, что ладошки стали мокрые – лёд тает. Вместе с детьми сделали вывод, что вода замерзает при низкой температуре и лёд тает в тёплом помещении. Об этом очень хорошо рассказано в русской народной сказке «Заюшкина избушка». |
13 | На занятии я провела беседу о том, кому нужна вода. Рассказала, что следует купаться, умываться, вода необходима животным, птицам, рыбам, растениям и, конечно, людям. Мы рассматривали иллюстрации с изображением купания в водоёмах, бассейне, ванне, под душем. Дети с большим интересом рассказывали, как они купались в пруду, на море, в бассейне. Были проведены беседы: «Что такое аквариум». Дети рассмотрели рыбок в аквариуме, покормили их. Рассказала детям, как важна для рыб вода, без неё они погибнут. В беседе «Берегите воду» рассказала о значимости воды в жизни людей. Мы тоже можем беречь воду – не бросать мусор в речку, закрывать кран. Во время бесед дети с большим интересом слушали аудиозаписи «Звуки природы»: «Журчание ручейка», «Шум реки». |
14 | После наблюдения за дождём, дети рисовали дождик, играли в игру «Солнышко и дождик». |
15 | Читала детям потешки: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; стихотворения А. Барто «Кораблик», «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковского «Мойдодыр», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», рассказы В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронковой «Снег идёт», словацкой народной сказки «У солнышка в гостях». |
16 | Заключением нашей работы было проведение «Праздника мыльных пузырей». Дети получили радостное настроение от праздника, их переполняли положительные эмоции. Большая работа была проведена и с родителями воспитанников. Им было предложено, показать в домашних условиях, для чего нужна вода: для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, для мытья в ванной. |
17 | Родители рассказали, что после наших опытов, дети стали сами проводить эксперименты в ванной. Родители нам помогли изготовить макет аквариума. |
18 | Результаты проведённых экспериментов меня очень порадовали: у малышей появился интерес к экологическим знаниям, дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно - исследовательской деятельности; самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов. Вместе с детьми пришли к выводу: без воды нельзя выжить, вода – это источник жизни, и всё живое на земле пьёт воду. Воду надо беречь. И как было приятно видеть искреннюю радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, вызывающих у малышей чувство удовлетворения от проделанной работы! |
19 | Спасибо за внимание. |

