Инновационная площадка

Хусаинова  Ирина  Васильевна

проект инновационной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhirnov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Жирновский детский сад  «Ивушка» общеразвивающего

вида, художественно-эстетического приоритетного направления

развития воспитанников.

ПРОЕКТ

инновационной площадки

ТЕМА: «Управление художественно - эстетическим  развитием дошкольников на основе создания эстетической развивающей среды».

ВЫПОЛНИЛИ:  Сорокина  Любовь  Ивановна

                                    заведующий МБДОУ  Жирновского

                   детского  сада «Ивушка»

                          Хусаинова Ирина Васильевна

                            старший  воспитатель  МБДОУ      

                                        Жирновского  детского сада

 « Ивушка»

                    п. Жирнов

                                  Тацинский район

                                 Ростовская  область

«Воспитание не сумма мероприятий

и приемов, а мудрое обращение взрослого

с живой душой ребенка»

                                                                            В.А. Сухомлинский

КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

        В рамках модернизации образования  возрастает проблема повышения мотивации в обучении искусству, обретения воспитанниками прочного интереса к познавательной деятельности и глубокой внутренней потребности к самосовершенствованию. Поэтому, мы  полагаем, что  управление художественно - эстетическим  развитием должно строиться  на основе создания предметно - развивающей среды.

       Гуманистическая педагогика рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка.                                            

      Данный проект представляется элементом системы художественно-эстетического воспитания дошкольников посредством деятельности коллектива МБДОУ,  родителей его воспитанников, окружающего социума, позволяющей сделать реальные шаги к обновлению содержания образования и  воспитания  в ДОУ, созданию современной  эстетической развивающей среды.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

            - Ввести в практику МБДОУ модель управления                                                           художественно-эстетическим развитием дошкольников через создание эстетической развивающей среды.

            - Повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников МБДОУ Жирновского детского сада « Ивушка».

                     - Разработать модель управления  воспитательной системой  по  художественно-эстетическому развитию  на основе создания эстетически развивающей среды с учетом возможностей педагогического коллектива, материально-технической базы, социального заказа

ЗАДАЧИ:

1.Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

2.Определить и разработать:

         -    структуру эстетической развивающей среды,

         - модель организации работы по формированию художественно-эстетического развития  воспитанников,

        - механизмы включения педагогов в процесс управления ДОУ, 3.Апробировать созданные модели в нашем ДОУ.

4. Изучить состояние художественно-эстетического развития воспитанников в МБДОУ, социальный заказ родителей, возможности окружающего социума.

5. Создать возможности для формирования у детей эстетической культуры, развития творческих способностей, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Сформированность эстетической развивающей среды является важным качественным показателем эффективности воспитательного процесса. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему, развитие интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование гармоничной, духовно развитой, активной личности своего государства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: среда, как средство  художественно-эстетического  развития личности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  процесс формирования художественно-эстетического развития дошкольников в условиях создания эстетической развивающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:

- адекватно воспринимать визуальный мир информации.

- ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;

 Осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.        

      Другой не менее важной составляющей воспитания является формирование у детей художественного вкуса ( зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно - пространственную художественную среду и  т. д.

            Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б.П. Юсупов и результаты современных психологических исследований, был выработан нетрадиционный подход к преподаванию искусства в детском дошкольном образовательном учреждении с позиции предметно - пространственного , полихудожественного направления. Пространство выделено с позиции категории эстетики - как факт существования любого искусства (« каждое искусство есть средство организации пространства» - П. Флоренский). Этот подход является  универсальным в освоении любого искусства в детском учреждении. Поскольку пространство пустое, не заполненное предметами, цветом, звуками  для детей непонятно.  Слово « Пространство» рассматривается как реальная возможность  про-стран-ство-вать  по искусству, то есть прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить  и осознать его с разных позиций )  про-стран-ство-вать   по свету, по музею, ближайшему окружению.

- в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного  образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ;

              - присвоение МБДОУ государственного статуса «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» поставило педколлектив перед необходимостью создания (внедрения) качественно новой  по структуре и содержанию эстетической развивающей среды.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      -    создание развивающей среды с учетом требований современного дизайна, соответствующей статусу ДОУ;

      -    создание научно-методической и материально-технической базы в ДОУ;

      -    повышение профессиональной    компетенции педагогов, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении;

      -   повышение уровня художественно-эстетического развития детей;

      - повышение рейтинга ДОУ в районе.

      -  Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг художественно-эстетического цикла.

     - Повышение квалификации педагогов детского сада в области художественно-эстетического развития, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.

      - Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

       -     Создание образа дошкольного образовательного учреждения и образа выпускника, соответствующего статусу ДОУ и реализуемой в нем воспитательной системе:

       Особенностью проекта является то, что для реализации вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, младших воспитателей, специалистов, родителей.

      Поэтому так важно ввести в практику управления МБДОУ модель управления художественно-эстетическим развитием дошкольников и формировать профессиональную компетентность педагогов в данной области.

     Проект обеспечивает круг потребителей в лице педагогов ДОУ разных типов, где есть материальная база в полном объеме или в усеченном варианте.                                                                                                                                                                    

Этапы    эксперимента:        

  1 этап (январь - март 2013)

    -  Изучить теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды.

    -   Проанализировать состояние развивающей среды ДОУ и уровень эстетического развития дошкольников;

     -  Разработка  системы  работы: изучение научно - методической литературы, формулирование целей и задач, определение форм и методов работы, критериев оценки.

2 этап (апрель  2013- сентябрь 2013)

      - Провести диагностическое исследование развивающей среды и художественно-эстетического развития дошкольников

       - Проанализировать полученные данные;

       - Выявить и продемонстрировать проблемы;

       -  Создать творческую группу;

        - Сформировать материально-техническую базу;

         - Сформировать методическую базу;

      - Разработать модель по формированию художественно-эстетического развития детей;

         - Внедрение и экспертиза программы, вовлечение в работу родителей воспитанников, анализ результатов реализации  проекта в  экспериментальной  и контрольной группах, корректировка программы  работы.

3 этап (сентябрь 2013-май 2015)

            - Внедрение системы  работы по художественному  творчеству в процессе социализации в практику ДОУ, анализ результатов работы, формулирование выводов.

           - Провести повторную диагностику художественно-эстетического развития дошкольников;

          - Диагностика компетенции педагогов;

          - Дать полный анализ полученных результатов;

        

4 этап (сентябрь 2015- январь 2016)

- осуществление системы  работы по социализации воспитанников в ДОУ, планирование работы по обогащению и распространению  опыта на уровне поселка, района.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель организации эстетической  развивающей среды и осмыслена ее сущность как условия художественно-эстетического развития детей.

ПОКАЗАТЕЛИ:

  1. Создан информационно-методический банк по проблеме.
  2. Создана материально-техническая база.
  3. Проанализированы данные диагностических исследований художественно-эстетического развития дошкольников ДОУ, состоянию эстетической развивающей среды.
  4. Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.

Результаты проекта

Продукты

Повышение эффективности исследовательской и методической работы

  • Пакет нормативно-правовых документов.
  • Материалы (рекомендации)  работы методического объединения по данной теме.

Разработка инструментария:

 - измерения уровня  художественно -  эстетического развития воспитанников;

- состояния эстетической развивающей среды.

Система самоконтроля педагога.

  • Диагностические материалы.

  • Система контроля по развитию эстетического развития дошкольников.

  • Система контроля состояния эстетической развивающей среды

Повышение профессиональной компетенции педагога.

Рост творческой активности сотрудников ДОУ.

  • Личностный рост педагогов

  • Творческие работы по оформлению групп, помещений ДОУ.

Управление художественно-эстетическим развитием детей

  • Мониторинг образовательных компетенций педагогов.
  • Мониторинг эстетического  развития воспитанников.
  • Мониторинг состояния эстетической развивающей среды.

Расширение партнерских взаимоотношений с социумом:

- организациями культурного назначения;

- родителями.                                                    

   Договоры и планы  совместной работы.

Творческие работы.