Материалы для родителей.

ЗАКИРОВА ГУЛЬНАЗ ИДВАРТОВНА

 

Советы родителям  по речевому общению с детьми. 

      Ваш ребёнок уже умеет читать, учится говорить, ему поставлены основные звуки. Помните, что усвоение речи слабослышащим ребёнком зависит не только от учителя, но и от вас, родителей, от близких людей, которые его окружают.

      Ваш(а) сын (дочь) может говорить, общаться речью. Под контролем у него (нее) звуки внятные, старайтесь убедить его (ее), чтобы он(а) внятно, разборчиво говорил дома; вырабатывайте самоконтроль речи.

      Дети легче усваивают существительные – табличка + предмет. Нужно, чтобы ребёнок знал окружающие его предметы дома, но важно обратить внимание на глаголы: встань, сядь, иди, возьми, бегай, прыгай, положи, принеси и т.п.

       Полезно завести блокнотики – словарики, где можно записывать новые слова, особенно больше внимания надо уделить глаголам, прилагательным, наречиям.

       Постарайтесь проследить, чтобы ваш(а) сын (дочь) больше разговаривал, требуйте проговаривания слов, фраз; чтобы он меньше употреблял жестов с вами.

       Больше внимания уделяйте чтению с губ – это главное условие общения. Новые слова, фразы проговаривайте чётко, чтобы он(а) видел(а) ваши губы, если не понял(а) – повторяйте снова и снова.

       Слабослышащему  ребёнку нужны постоянные занятия. Не повторишь – слова быстро забываются, особенно это прослеживается после каникул.

      Помните, что заниженные требования к слабослышащему ребёнку не способствуют развитию его речи. Приучите его всегда всё проговаривать, целый день разговаривайте с ним.

      Читать наши дети часто начинают раньше, чем говорить. Прививайте им любовь к книге, читайте вместе с ребёнком, это способствует расширению словаря. Чтение играет большую роль в расширении словаря. Проследите, чтобы ваш(а) сын (дочь) больше читал(а), помогите ему (ей) понять незнакомые слова.

       Работа над сюжетными картинками – обсуждение содержания, составление рассказов обогащает речь ребёнка.

      Семейные настольные игры – домино, лото, игры с бросанием кубика и продвижением фишки вперёд и проговариванием всех названий, также способствуют развитию речи и расширению кругозора ребёнка.

      Общение слабослышащего ребёнка – самый больной вопрос для его родителей и близких. Необходим ежедневный опыт общения с коллективом единомышленников – друзей, знакомых.

      Не считайте своего сына (свою дочь) больным, разговаривайте с ним (ней) как с обычными людьми. Пусть он(а) участвует во всех мероприятиях, почувствует и соприкоснётся со всеми сторонами жизни.

      Остатки слуха способствуют развитию речи. Следите за состоянием слухового аппарата, снабжайте его батарейками.

      Помните, что глухота – понятие относительное. Постоянная поддержка, терпение и любовь помогут вам в воспитании, становлении вашего сына (вашей дочери). Ваш ребенок – самый лучший!

       Слабослышащий ребёнок, как и его родители, должен быть великим тружеником с самого раннего возраста.