Направления работы педагога-психолога
С педагогом структурного подразделения в Центре игровой поддержки ребенка
1. Информирует:
o о правилах работы ЦИПР;
o о взаимных правах и обязанностях;
o о целях психолого-педагогической работы с ребенком и его родителями;
o о возрастных нормах развития;
o о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
o об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
o о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
o о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
o о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
o о появлении новых развивающих средств и методик.
2. Реализует:
o Конвенцию о правах ребенка;
o государственную политику в сфере:
§ охраны психологического здоровья детей;
§ содействия социальной адаптации;
§ социальной защиты;
§ социальной реабилитации;
o утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
o принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
o принцип "здесь и сейчас".
3. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
4. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
5. Создает условия для предупреждения явлений дезадаптации детей в ДОУ.
6. Объясняет родителям значимость:
o создания условий для успешной социализации детей;
o обучения игровому взаимодействию с детьми;
o совместной игры родителя с ребенком;
o учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
7. Знакомит родителей:
o с возрастными и индивидуальными особенностями их детей;
o с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
o со способами обеспечения условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;
o с современными видами игровых средств и оборудования.
8. Формирует:
o психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
o потребность к овладению психологическими знаниями;
o желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель-ских отношений;
o модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;
o личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
o предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
9. Обучает родителей:
o способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
o умению организовывать и направлять разные игры детей;
o методам игрового взаимодействия с ребенком;
o созданию оптимальной развивающей среды дома;
o правилам выбора игровых средств и оборудования.
10. Проводит:
o индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
o групповые тематические консультации для родителей;
o игровые детско-родительские сеансы;
o психологическую диагностику детей.
В группе кратковременного пребывания
1. Информирует:
o о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
o о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
o об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
o об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
o о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
o о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
o о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
o о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
o о формах игрового взаимодействия в семье;
o о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
2. Реализует:
o Конвенцию о правах ребенка;
o государственную политику в сфере:
§ охраны психологического здоровья детей;
§ содействия социальной адаптации;
§ социальной защиты;
§ социальной реабилитации;
o утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
o экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
o программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
o принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
o принцип "здесь и сейчас".
3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер.
4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
9. Знакомит родителей:
o с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
o со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
10. Объясняет родителям значимость:
o создания условий для успешной социализации детей;
o совместного игрового взаимодействия с ребенком;
o учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
11. Формирует:
o психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
o потребность к овладению психологическими знаниями;
o желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
o модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
o личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
o предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
12. Проводит:
o групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
o индивидуальные консультации для родителей по запросу;
o встречи с родителями в родительском клубе;
o информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;
o индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";
o консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".