ОБЖ
ВСЁ ПО ПРЕДМЕТУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс Виноградова Смирнов | 453 КБ |
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс Смирнов Хренников | 137.24 КБ |
Авторская программа ОБЖ Смирнов | 521.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности
жизнедеятельности»
5 - 9 класс
Срок реализации - 5 лет
Составитель: учитель Надеина Надежда Анатольевна |
с. Дежевка
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5-9 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы под ред. Н.Ф. Виноградовой., планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту:
1.Основы безопасности жизнедеятельности :5 - 9 классы: программа / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - Москва : Вентана - Граф, 2017 .
2.Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.– 4-е издание,. М.: Вентана - Граф, 2019 год.
3. Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.– 4-е издание. М.: Вентана - Граф, 2019 год.
На изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 -9 классах отводится по 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 35 ч. в год, 175 часов за весь курс обучения.
Конструирование курса осуществлялось с учётом следующих дидактических принципов, которые опираются на личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании.
1. Учёт требований ФГОС ООО по данной предметной области: приоритетных целей образования; планируемых результатов обучения; требований к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся.
2. Реализация принципа природосообразности предполагает учёт актуальности отобранного содержания для обучающихся подросткового этапа развития, психологического статуса, потребностей, интересов, трудностей и проблем повседневной жизни старших подростков.
3. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть субъектом познавательной деятельности, формировать осознанное отношение к проблемам здоровья, со хранения жизни и эмоционального благополучия, рефлексивные качества (регулирование своего поведения, самоконтроль, самооценку).
4. Принцип практико-ориентированной учебно-познавательной деятельности даёт возможность формировать конкретные умения и навыки, способность оценивать и контролировать свои действия, предвидеть последствия своего (чужого) поведения и своевременно их исправлять. Реализацию данного принципа обеспечивает система практических занятий.
5. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укреплении и охране, о видах чрезвычайных ситуаций и правильном поведении в них. Материалы рубрики «Для любознательных» позволяют поддерживать интерес обучающихся к данному предмету, развивают мотивацию к его изучению.
Программа планирует изучение курса ОБЖ в 5—9 классах в соответствии с Примерной основной образовательной программой.
Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть раскрывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, рекомендуются темы проектной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) Познавательные:
использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
планировать по собственному побуждению свою жизнь
и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
контролировать своё поведение, проявлять желание
и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
различать чрезвычайные ситуации разного вида (при родные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета ОБЖ для 5-6 класса содержит следующие разделы:
Введение. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Чтобы сохранить здоровье нужно знать себя
Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.
Закаливание как условие сохранения и г/крепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка.
Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током
Школьная жизнь
Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное
движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.
Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
На игровой площадке
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
На природе
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные преграды
Туристический поход: радость без неприятностей
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка. Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе; оказание первой помощи при лёгких травмах; оказание первой помощи при переломах; оценка поведения собаки; выбор ориентиров на местности; ориентирование на местности по компасу; определение сторон света по Солнцу и часам; определение сторон света по местным приметам; измерение расстояния шагами; оказание доврачебной помощи при укусах насекомых и змей; обучение приёмам искусственного дыхания; составление режима для многодневного туристического похода; определение отличительных признаков ядовитых грибов.
Проектная деятельность по темам
«Органы чувств человека», «Курить — здоровью вредить», «Экскурсия в природу»1.
Ведущие содержательные линии программы соответствуют разделам учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-6 класса.
Во введении к учебнику обсуждается необходимость изучения курса ОБЖ и роль полученных знаний и приобретённых на занятиях по этому предмету умений в правильной организации жизни человека.
При изучении раздела «Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя» обсуждается проблема зависимости здоровья и благополучия человека от знания индивидуальных и типологических особенностей организма. Изучаются правила поведения, обеспечивающие нормальную работу систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной), а также даются рекомендации по соблюдению принципов рационального питания, движения и гигиены.
В разделе «Мой безопасный дом» содержится информация о чрезвычайных (аварийных) ситуациях, которые могут возникнуть в доме, в школе при нарушении правил поведения и техники безопасности.
В разделе «Школьная жизнь» рассматривается две проблемы. День школьника начинается с дороги, поэтому учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения и рассматривают опасные ситуации, участниками которых могут стать пешеход и пассажир. Особое внимание уделяется поведению учащихся в школе и на пришкольной территории, выбору безопасных способов разрешения возможных конфликтов.
Формы организации учебного процесса
- урок-лекция;
- урок-беседа;
- урок-экскурсия;
- киноурок;
- урок самостоятельной работы;
- лабораторные и практические занятия;
- уроки с разнообразными видами заданий.
Основные виды учебной деятельности
- Соблюдать «Правила личной гигиены»
- выбор безопасного маршрута от дома до школы.
- анализ и характеристика дорожных знаков.
- Соблюдать «Правила поведения в школе»
- Соблюдать правила безопасного обращения с качелями, с велосипедом.
- Уметь ориентироваться на местности
- сбор снаряжения к походу; определение режима дня; режима питания и меню.
Содержание курса ОБЖ для 7-9 класса содержит следующие разделы:
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОВЖ.
Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.
Здоровый образ жизни. Что это?
Зависит ли здоровье от образа жизни? Образ жизни. Слагаемые здоровья.
Физическое здоровье человека. Значение физической культуры для здоровья человека. Что такое физическое здоровье. Физическая культура и служба в армии. Закаливание -- способ тренировки организма. Виды закаливания. Правила гигиены.
Расширение кругозора. Русская баня и здоровье. Примеры закаливания.
Правильное питание. Характеристика жиров, белков и углеводов. Режим питания. Правила питания. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.
Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая.
Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Влияние воли на эмоциональное состояние человека. Правильная организация жизнедеятельности. Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность.
Социальное здоровье человека. Что такое социальное здоровье человека. Общение. Правила коммуникации. Учение — социально важная деятельность. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.
Расширение кругозора. Дети-Маугли.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Определение репродуктивного здоровья. Половое созревание. Особенности развития мальчиков и девочек (юношей и девушек). Риски старшего подросткового возраста.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни
Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Можно ли тушить пожар самостоятельно? Правила эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.
Чрезвычайные ситуации в быту. Залив жилища. Опасное электричество. Первая помощь при электротравмах. Утечка газа. Отравление угарным газом.
Бытовая химия. Правила хранения в помещении опасных жидкостей. Правила поведения с немаркированными ёмкостями. Отравление ядохимикатами. Первая помощь при отравлении опасными жидкостями и ядохимикатами.
Разумная предосторожность. Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Что делать, если произошло нападение. Самооборона.
Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище.
Опасные игры. Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Несъедобные для человека грибы. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Правила грибной кулинарии. Первая помощь при отравлении грибами.
Дикие животные. Насекомые. Гроза в лесу. Правила поведения при грозе.
Расширение кругозора. Ядовитые растения. Мифы о грибах. Опасные земноводные.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде, причины возникновения. Правила отдыха на воде, правила катания на лодке. Помощь утопающему. Помощь человеку, оказавшемуся в полынье. Правила зимней рыбалки.
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Транспорт как источник опасности. Опасные игры на дорогах. Дорожно-транспортное происшествие: причины и последствия. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при травмах: как остановить кровотечение, как наложить шину.
Расширение кругозора. Водитель в чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения в метро: движение на эскалаторе; ожидание поезда; в вагоне.
Авиакатастрофы. Подготовка к полёту. Правила поведения на борту авиалайнера. Пожар на борту самолёта. Разгерметизация самолёта. Аварийная посадка.
Расширение кругозора. Права командира авиалайнера в экстренных ситуациях.
Железнодорожная катастрофа. Действия в случае крушения поезда.
Безопасный туризм
Обеспечение безопасности в туристских походах. Туризм — отдых, связанный с преодолением трудностей. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Безопасное место для бивуака. Правила безопасного поведения в случае, когда турист отстал от группы. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Подготовка к походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Узлы в туристском походе.
Расширение кругозора. Как правильно выбрать для похода рюкзак. Вязание узлов (исторический экскурс).
Когда человек сам себе враг
Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое состояние подростков-курильщиков.
Расширение кругозора. История табака и курения.
Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя от алкоголизма.
Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.
Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека. Токсикомания.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины. Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.
Расширение кругозора. Ураган Фифи.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно- опасных объектов. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.
Расширение кругозора. Из истории техногенных катастроф.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, его истоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм, его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время спецоперации по освобождению заложников.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Практические работы
Подготовка программы закаливания для человека, который часто болеет простудными заболеваниями.
Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц. Определение степени развития своих волевых качеств.
Анализ «пищевой пирамиды» и составление меню школьника на день. Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов. Анализ соотношения своего роста и веса. Анализ информации на этикетках продуктов.
Выявление возможных источников шума в современной городской квартире.
Изучение правил пользования газовыми и электрическими приборами; знакомство с устройством и принципом действия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушно-пенного огнетушителей.
Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно использовать как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается проникнуть в квартиру).
Отработка приёмов проведения искусственного дыхания.
Отработка правил поведения при аварийной посадке самолёта.
Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в ситуации автономного пребывания в природе. Освоение разных видов узлов. Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Проектная деятельность (примерные темы)
1) «Витамины — это жизнь»;
2) «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека», «Медиасреда — не навреди!»;
3) «Опасные игры»;
4) «Растения и грибы таят опасности», «Безопасное поведение на природе»;
5) «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле»;
6) «Как укрыться от непогоды» (конструирование укрытия от непогоды в лыжном и пешем туристском походе);
7) «Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»;
8) «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций»;
9) «Техногенные катастрофы»;
10) «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за национальную безопасность страны».
Формы организации учебного процесса
- урок-лекция;
- урок-беседа;
- урок-экскурсия;
- киноурок;
- урок самостоятельной работы;
- лабораторные и практические занятия;
- уроки с разнообразными видами заданий.
Основные виды учебной деятельности
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Анализ проблемных ситуаций.
определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов.
действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.
алгоритмизация поведения во время пожара в поезде;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
1 | Первичный инструктаж по охране труда. Введение. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» | 1 | ||
2 | За что „отвечают" системы органов | 1 | ||
3 | За что „отвечают" системы органов | 1 | ||
4 | Как укреплять нервную систему. | 1 | ||
5 | Как можно тренировать сердце. | 1 | ||
6 | Упражняем дыхательную систему | 1 | ||
7 | Питаемся правильно. | 1 | ||
8 | Практическая работа"Продукты содержащие кальций, витамин С" | 1 | ||
9 | Здоровье органов чувств. | 1 | ||
10 | Здоровье органов чувств. | 1 | ||
11 | Проектная деятельность по теме: Слух человека и животных. Сравнительная характеристика. | 1 | ||
12 | Проектная деятельность по темам: Как сохранить обоняние? Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его? | 1 | ||
13 | Здоровый образ жизни. | 1 | ||
14 | Чистота — залог здоровья. | 1 | ||
15 | Чистота — залог здоровья. | 1 | ||
16 | Движение — это жизнь. | 1 | ||
17 | Закаливание | 1 | ||
18 | Компьютер и здоровье. | 1 | ||
19 | Повторение и обобщение по теме «Здоровый образ жизни» | 1 | ||
20 | Мой безопасный дом | 1 | ||
21 | Мой безопасный дом | 1 | ||
22 | Техника безопасности в доме. | 1 | ||
23 | Техника безопасности в доме. | 1 | ||
24 | Дорога в школу и обратно | 1 | ||
25 | Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения | 1 | ||
26 | Знаки дорожного движения. | 1 | ||
27 | Знаки дорожного движения | 1 | ||
28 | Безопасная дорога | 1 | ||
29 | Школьник как пешеход и пассажир | 1 | ||
30 | Общие правила школьной жизни | 1 | ||
31 | Правила поведения в школе. | 1 | ||
32 | Правила поведения в школе. | 1 | ||
33 | Если в школе пожар | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование | 1 | ||
35 | Безопасность жизнедеятельности во время летних каникул | 1 | ||
Всего часов | 35 |
6 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Количество часов |
1 | Первичный инструктаж по охране труда. Введение | 1 | ||
2 | Подготовка к прогулке | 1 | ||
3 | На игровой площадке | 1 | ||
4 | На игровой площадке | 1 | ||
5 | На игровой площадке | 1 | ||
6 | Учимся оказывать первую помощь (ушибы) | 1 | ||
7 | Учимся оказывать первую помощь (вывихи) | 1 | ||
8 | Учимся оказывать первую помощь (переломы) | 1 | ||
9 | Встреча с животными | 1 | ||
10 | Встреча с животными | 1 | ||
11 | Первая помощь при укусе собаки | 1 | ||
12 | Ориентирование по компасу, солнцу, часам | 1 | ||
13 | Ориентирование по Полярной звезде, местным признакам | 1 | ||
14 | Измерение расстояния на местности | 1 | ||
15 | Ориентирование | 1 | ||
16 | Ориентирование | 1 | ||
17 | Правила поведения во время прогулок и на экскурсии | 1 | ||
18 | Первая помощь при солнечном или тепловом ударе | 1 | ||
19 | Если встретилась опасность… | 1 | ||
20 | Первая помощь при укусе насекомого, змеи | 1 | ||
21 | Расширяем свои знания о змеях | 1 | ||
22 | Ядовитые растения и грибы | 1 | ||
23 | Ядовитые растения и грибы | 1 | ||
24 | Ядовитые растения и грибы | 1 | ||
25 | Первая помощь при отравлении | 1 | ||
26 | На водоеме | 1 | ||
27 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | ||
28 | Первая помощь при утоплении | 1 | ||
29 | Правила безопасного поведения на льду | 1 | ||
30 | Проектная деятельность на тему: Экскурсия в природу. | 1 | ||
31 | Проектная деятельность на тему: Экскурсия в природу. | 1 | ||
32 | Практическая работа "Оказание первой помощи утопающему" | 1 | ||
22 | Обобщение пройденного материала за курс 6 класса | 1 | ||
34 | Итоговое тестирование | 1 | ||
35 | Безопасность жизнедеятельности во время летних каникул | 1 | ||
Всего часов | 35 |
7 класс
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
Первичный инструктаж по охране труда. Введение. | 1 | |||
Любим ли мы туристические походы | 1 | |||
Правила организации туристского похода | 1 | |||
Подбор снаряжения для похода | 1 | |||
Походная аптечка | 1 | |||
Знакомимся с лекарственными растениями | 1 | |||
Знакомимся с лекарственными растениями | ||||
Режим дня в туристическом походе | 1 | |||
Походная еда | 1 | |||
Первая помощь пострадавшему в походе | 1 | |||
Лечение ожогов в туристском походе | 1 | |||
Когда человек сам себе враг | 1 | |||
Вред алкоголя | 1 | |||
Вред курения | 1 | |||
Скажем наркотикам Нет!" | 1 | |||
Проектная деятельность на тему «Вредные и опасные привычки» | 1 | |||
Упражнения при простуде и влажном кашле | 1 | |||
Первая помощь при отравлении | 1 | |||
Аллергия и её влияние на организм человека | 1 | |||
Если в глаз попала соринка | 1 | |||
Заболевания, вызванные отсутствием гигиены | 1 | |||
Правила закаливания | 1 | |||
Безопасная работа за компьютером | 1 | |||
Приёмы безопасного обращения с клеем при проведении домашних хозяйственных работ | 1 | |||
Первая помощь при отравлении газом | 1 | |||
Сотрясение мозга. остановка кровотечения из носа | 1 | |||
Первая помощь при ожогах и отравлении угарным газом | 1 | |||
Способы снятия усталости | 1 | |||
Первая помощь при вывихах и переломах | 1 | |||
Первая помощь при утоплении, судороге | 1 | |||
Первая помощь при потёртости кожи | 1 | |||
Способы тренировки дыхательной системы | 1 | |||
Обобщение пройденного материала за курс 7 класса | 1 | |||
Итоговое тестирование | 1 | |||
Безопасность жизнедеятельности во время летних каникул | 1 | |||
35 |
8 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
Первичный инструктаж по охране труда. Введение | 1 | |||
Что такое ЧС | 1 | |||
Классификация ЧС | 1 | |||
Современная семья как институт воспитания | 1 | |||
Здоровый образ жизни | 1 | |||
Физическое здоровье человека | 1 | |||
Правильное питание | 1 | |||
Психологическое здоровье человека | 1 | |||
Социальное здоровье человека | 1 | |||
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана | 1 | |||
Человек и окружающая среда | 1 | |||
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни | 1 | |||
Как вести себя при пожаре | 1 | |||
Чрезвычайные ситуации в быту | 1 | |||
Разумная предосторожность | 1 | |||
Опасные игры: неразорвавшиеся боеприпасы | 1 | |||
Экстремальные виды спорта и развлечений | 1 | |||
Правила пользования газовыми и электроприборами | 1 | |||
Оказание помощи при ожогах, отравлениях, переломах | 1 | |||
Средства пожаротушения | 1 | |||
Практическая работа "Отработка схемы действий в ЧС" | 1 | |||
Практическая работа "Отработка схемы действий в ЧС" | 1 | |||
Транспорт в современном мире | 1 | |||
Чрезвычайные ситуации на дорогах | 1 | |||
Правила езды велосипедиста | 1 | |||
Опасные игры на дорогах: бокинг, BMX и др. | 1 | |||
Опасные ситуации в метро | 1 | |||
Авиакатастрофы, правила поведения на борту авиалайнера | 1 | |||
Железнодорожные катастрофы | 1 | |||
Зацепинг - опасная игра | ||||
Первая помощь при кровотечениях | ||||
Первая помощь при кровотечениях | ||||
Обобщение пройденного материала за курс 8 класса | ||||
Итоговое тестирование | ||||
Безопасность жизнедеятельности во время летних каникул | ||||
Всего часов | 35 |
9 класс
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Кол-во часов |
Первичный инструктаж по охране труда. Введение | 1 | |||
Безопасный отдых и туризм. Виды туризма | 1 | |||
Групповое снаряжение походной туристской группы | 1 | |||
Трудности турпохода. Обеспечение безопасности в турпоходе. Движение по маршруту | 1 | |||
Правила преодоления естественных препятствий | 1 | |||
Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия | 1 | |||
Водный туризм. Правила поведения на воде | 1 | |||
Узлы в туристском походе | 1 | |||
Правила разведения костра. Быт туриста. Туризм и экология окружающей среды | 1 | |||
Правила поведения туриста, если он отстал от группы. Сигналы бедствия | 1 | |||
Вредные привычки и их факторы, влияние на здоровье | 1 | |||
Вред курения | 1 | |||
Вред алкоголя, первая помощь при отравлении алкоголем | 1 | |||
Наркотики - яд, первая помощь при отравлении | 1 | |||
Токсикомания - страшная зависимость, её внешние проявления | 1 | |||
Детская игромания - вредная зависимость | 1 | |||
ЧС природного и техногенного характера | 1 | |||
Система оповещения о ЧС. Правила эвакуации | 1 | |||
ЧС природного характера, их классификация | 1 | |||
Природные ЧС. Предвестники ЧС | 1 | |||
Особенности поведения во время природных ЧС. | 1 | |||
Последствия природных ЧС | 1 | |||
ЧС техногенного характера: причины возникновения и виды техногенных ЧС | 1 | |||
Пожары, их виды | 1 | |||
Практическая работа " Первая помощь при травмах, кровотечениях" | 1 | |||
Практическая работа " Первая помощь при открытом переломе конечности" | 1 | |||
Практическая работа " Первая помощь при отравлении химическими веществами" | 1 | |||
Эпидемии. Эпифитотии. Эпизоотии | 1 | |||
ЧС социального характера: экстремизм и терроризм | 1 | |||
Практическая работа " Законодательство РФ о противодействии экстремизму и терроризму" | ||||
Личная безопасность при теракте. Поведение при обнаружении подозрительного предмета, взятии в заложники, во время спецоперации, после взрыва | ||||
Практическая работа " Первая помощь при ранениях, вызванных взрывами" | ||||
Обобщение пройденного материала за курс 9 класса | ||||
Итоговое тестирование | ||||
Безопасность жизнедеятельности во время летних каникул | ||||
Всего часов | 35 |
Предварительный просмотр:
Председатель ПС
Н.А. Надеина Г.В. Аболмасова
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы
безопасности жизнедеятельности»
10 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель Надеина Надежда Анатольевна |
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. -
Структура рабочей программы | 2 |
Пояснительная записка | 3 |
Содержание тем учебного курса | 6 |
Тематическое планирование | 17 |
Требования к уровню подготовки обучающихся | 22 |
Критерии отметок | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности среднего общего образования разработана на основе Требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.[2]
Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе:
— углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
— расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
— совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объёме, необходимом для военной службы.
Общая характеристика предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10—11 классы) реализует комплексный подход по формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули | |||||
М-1 | М-2 | М-3 | |||
Основы безопасности личности, общества и государства | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Обеспечение военной безопасности государства | |||
Разделы | |||||
Р-1 | Основы комплексной безопасности | Р-4 | Основы здорового образа жизни | Р-6 | Основы обороны государства |
Р-2 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | Р-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Р-7 | Основы военной службы (в том числе, учебные сборы) |
Р-3 | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у обучающихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
• последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
• эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания предмета ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
• обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на третьей ступени образования;
• более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
• более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в рабочей программе предусмотрены 68 часов (по два часа в неделю ). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне по выбору.[3]
Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).[4]
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан РФ к военной службе[5] Раздел 7 Программы «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися (гражданами мужского пола). Подготовка обучающихся (граждан женского пола) по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний.[6]
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Модуль-1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел-1. Основы комплексной безопасности.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоёмах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита её независимости, суверенитета, демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.
Раздел-2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Раздел-3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Общие понятия о терроризме и экстремизме.
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.
Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации.
Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Сил РФ в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического мышления.
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс РФ об ответственности за участие в террористической деятельности.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс РФ об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.
Модуль-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел-4. Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешно выполнять обязанности в профессиональной деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровы образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, их влияние на уровень жизнедеятельности человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью потребления наркотика. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
Нравственность и здоровье.
Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.
Раздел-5. основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.
Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидность ран. Последовательность оказания первой помощи при ранении. Понятие об асептике и антисептике.
Основные правила оказания первой помощи.
Правила остановки артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких.
Модуль-3. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел-6. Основы обороны государства.
Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные виды оружия и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности обучающихся.
Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники
нашего Отечества
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации.
Памяти поколений — дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сухопутные воска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника Военно-морского флота.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСИ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
Космические войска, их состав и предназначение.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений.
Вооруженные силы Российской Федерации — основа
обороны государства
Основные задачи современных Вооруженных Сил России.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести.
Боевое знамя воинской части — официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающая на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учёта, основное предназначение воинского учёта.
Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учёт.
Обязанности граждан по воинскому учёту до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основное предназначение.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих — специалистам по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям, её предназначение и порядок осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учёт. Основное предназначение и порядок его проведения.
Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к военной службе.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса, разряды запаса в зависимости от возраста граждан.
Раздел-7. Основы военной службы.
Размещение и быт военнослужащих.
Размещение военнослужащих. Содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности.
Распределение времени и внутренний распорядок в повседневной деятельности военнослужащих, распорядок дня.
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, обеспечение безопасности воинской службы.
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда.
Суточный наряд, его предназначение, состав суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте.
Организация караульной службы.
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.
Строевая подготовка.
Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнения воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.
Строи отделения, развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении.
Огневая подготовка.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборка автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата.
Тактическая подготовка.
Современный бой. Обязанности солдата в бою.
Особенности военной службы.
Правовые особенности военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, строевой устав Вооруженных Сил РФ.
Военнослужащий — вооруженный защитник Отечества.
Основные виды воинской деятельности. Основные особенности воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.
Военнослужащий — патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации. Военнослужащий — специалист своего дела. Военнослужащий — подчинённый, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Основные обязанности военнослужащих.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Порядок вручения Боевого знамени воинской части.
Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).
Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.
Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.
Прохождение военной службы по контракту.
Особенности военной службы по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Учебные сборы, 5 дней (35 учебных часов).
Практическое закрепление полученных знаний в области подготовки к военной службе.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
(Раздел-7-программа для девушек)
10 класс
Раздел-1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика
Основные кишечные инфекции. Инфекции дыхательных путей.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Основные неинфекционные заболевания. Факторы риска их возникновения. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения.
Первая помощь при травмах и ранениях.
Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях.
Оказание первой помощи при ранениях, методы остановки кровотечения.
Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата.
Виды повязок и правила их наложения. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки.
Первая помощь при отравлениях.
Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами, алкоголем и никотином, препаратами бытовой химии.
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом и аварийно химически опасными веществами (АХОВ).
Первая помощь при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.
Правила оказания первой помощи при ожогах, отмораживаниях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током.
Первая помощь при массовых поражениях.
Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений. Медицинские средства защиты и профилактики.
Раздел-2. Основы здорового образа жизни.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Общие понятия о здоровье. Факторы, влияющие на здоровье.
Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Репродуктивное здоровье женщины и факторы на него влияющие.
Женская половая система и её функционирование.
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Наркомания, её последствия, профилактика вредных привычек.
Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике.
Здоровый образ жизни — неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья.
Стресс и его воздействие на человека. Режим дня, труда и отдыха.
Основные виды питательных веществ и их значение в питании человека. Рациональное питание и его значение для здоровья.
Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Личная гигиена и здоровье.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп | Раздел / тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Раздел 1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | |||
I | Автономное пребывание человека в природной среде. | |||
1 | Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. | 1 | ||
2 | Подготовка к автономному существованию в природной среде ( виды временных укрытий, виды костров, способы добывания воды и пищи и т.д.) | 1 | ||
3 | Урок- презентация | 1 | ||
4 | Обеспечение личной безопасности на дорогах. | 1 | ||
5 | Обеспечение личной безопасности в криминальных ситуациях. | 1 | ||
6 | Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. | 1 | ||
7 | Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности. | 1 | ||
8 | Тестовая работа по изученному материалу | 1 | ||
I I | Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. | |||
9 | Ч/С природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | ||
10 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях Ч/С природного характера . | 1 | ||
11 | Ч/С техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | ||
12 | Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях Ч/С техногенного характера . | 1 | ||
13 | Обобщение темы «Ч/С природного характера». | 1 | ||
I II | Современный комплекс проблем безопасности социального характера. | |||
14 | Военные угрозы национальной безопасности России и их национальная оборона. | 1 | ||
15 | Характер современных войн и вооруженных конфликтов. | 1 | ||
16 | Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | 1 | ||
17 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1 | ||
18 | Наркотизм и национальная безопасность России. | 1 | ||
19 | Обобщение темы урока «Терроризм.» | 1 | ||
Раздел 2 | Защита населения от чрезвычайных ситуаций | |||
IX | Нормативно- правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. | |||
20 | Законы и другие нормативно- правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства. | 1 | ||
21-22 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации Ч/С ( РСЧС), ее структура и задачи. | 2 | ||
Раздел 3 | Основы здорового образа жизни | |||
V | Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | |||
23 | Сохранение и укрепление здоровья- важная часть подготовки юношей допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности. | 1 | ||
24 | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. | 1 | ||
25 | Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | 1 | ||
V I | Здоровый образ жизни и его составляющие. | |||
26 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | ||
27 | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | ||
28 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. | 1 | ||
29-30 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. | 2 | ||
31--32 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 2 | ||
VI I | Основы обороны государства и воинская обязанность | |||
33 | Гражданская оборона – составная часть обороны страны. | 1 | ||
34 | Основные виды оружия и их поражающие факторы. | 1 | ||
35 | Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. | 1 | ||
36 | Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени. | 1 | ||
37 | Средства индивидуальной защиты. | 1 | ||
38-39 | Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. | 2 | ||
40 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | 1 | ||
VI I I | Вооруженные силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества. | |||
41-42 | История создания ВС РФ. Функции и основные задачи современных ВС России, их место и роль в системе обеспечения | 2 | ||
43 | Виды вооруженных сил РФ и рода войск. | 1 | ||
44 | Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. | 1 | ||
45 | Военно- воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. | 1 | ||
46 | Военно- Морской Флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.. | 1 | ||
47 | Ракетные войска стратегического назначения ( РВНС). Вооружение и военная техника РВНС. | 1 | ||
48 | Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВДВ. | 1 | ||
49 | Космические войска, их состав и предназначение. | 1 | ||
50 | Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ. | 1 | ||
51 | Памяти поколений – дни воинской славы России | 1 | ||
52 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | ||
53 | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | ||
54 | Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | ||
55 | Ритуалы ВС РФ. | 1 | ||
56 | Воинские символы и боевые традиции ВС России. | 1 | ||
IX | Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. | |||
57 | Основы подготовки граждан к военной службе. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. | 1 | ||
58 | Размещение и быт военнослужащих | 1 | ||
59 | Распределение времени и повседневный порядок. | 1 | ||
60 | Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда | 1 | ||
61 | Организация караульной службы. Общие положения | 1 | ||
62 | Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового | 1 | ||
63 | Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового | 1 | ||
Х | Строевая подготовка | |||
64-68 | Строевая подготовка | 5 | ||
Всего часов: | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у обучающихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности.
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в старшей школе (10—11 классы) являются:
1) Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности.
2) Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей.
3) Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
4) Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
5) Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
6) Формирование потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
7) Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
8) Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
9) Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях.
10) Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её вооруженным силам.
11) Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
12) Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у обучающихся современной системы взглядов:
— на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
— на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в старшей школе (10—11 классы) являются:
1) Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
2) Умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной обороны.
3) Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций.
4) Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
5) Умение логически обоснованно доказать:
— любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
— бесцельность террористической деятельности;
— неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
6) Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
7) Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
8) Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
9) Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
10) Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
11) Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
12) Уметь доступно изложить содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
13) Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановки в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.
Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе являются:
(базовый уровень)
1) Сформированность представлений об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
2) Знание законодательства Российской Федерации и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, о профилактике чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
3) Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
4) Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государств и национальной безопасности России.
5) Уяснение основных положений законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремизму.
6) Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
7) Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
8) Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
9) Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
10) Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
11) Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности Российской Федерации путём развития и совершенствования военной организации государства.
12) Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
13) Знание гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
14) Сформированность морально-психологических и физических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы военной службы, учебные сборы
(базовый уровень для юношей, для девушек по выбору)
15) Знание правовых основ военной службы, статуса военнослужащего, основных положений общевоинских уставов.
16) Знание особенностей прохождения военной службы по призыву, по контракту, альтернативной гражданской службе и пребывание в запасе.
17) Знание основных видов воинской деятельности, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
18) Сформированность знаний о размещении и быте военнослужащих, об организации караульной и внутренней служб, о радиационной, химической и биологической защите войск.
19) Сформированность умений в выполнении элементов строевой, огневой и тактической подготовок (базовый уровень для девушек по выбору).
20) Владение основами медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
21) Сформированность знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, о репродуктивном здоровье и социальной роли женщины в современном мире, об основах семейного права в Российской Федерации, о браке, семье и культуре брачных отношений.
КРИТЕРИИ ОТМЕТОК
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 45% от максимально возможного количества баллов.
[1] утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.
[2] утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р.
[3] Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.
[4] Приказ Министра обороны РФ и Минобрнауки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134.
[5] Закон РФ «Об образовании», статья 14, пункт 7.
[6] Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481.