ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Мусагалиева Жанна Максотовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Памятка по  профилактике   наркомании

 ПРОФИЛАКТИКА   НАРКОМАНИИ: важность

 Профилактика   наркомании  подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение  наркомании.  Профилактика   наркомании  важна т.к.  наркомания  опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества.  Наркомания  наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники  наркомании. Порядка 70% ВИЧ инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. А если взять во внимание тот факт, что средний возраст наркоманов около 30 лет, т.е это люди детородного возраста, то  наркомания  - это угроза выживанию нации. В свете этих данных становиться понятным, что  профилактика   наркомании  крайне важна.  Наркоманию  легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение  наркомании  часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с  наркоманией , но эта цель достигается не всеми. Поэтому  профилактика   наркомании  становиться важнейшим инструментом в предупреждении  наркомании.

 ПРОФИЛАКТИКА   НАРКОМАНИИ: семья

 Профилактика   наркомании  должна начинаться с семьи. Как  профилактика   наркомании  может быть осуществлена в семье? Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что  профилактика   наркомании  может уберечь их ребенка от  наркомании.  Профилактика   наркомании  возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Значит к этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и  профилактика   наркомании  должна начинаться намного раньше. Опросы среди наркоманов выявили безрадостную картину: на вопрос, почему вы не поговорили с родителями о том, что вам предлагают попробовать наркотики, 100% ребят отвечали, что будет скандал, запретят гулять, запретят дружить и т.п. На вопрос с кем бы вы посоветовались относительно приема наркотиков, 99% назвали друзей. Из этого можно сделать вывод, что запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Соответственно,  профилактика   наркомании  невозможна. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. И  профилактика   наркомании  сводится на нет. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Почему? Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.

 Профилактика   наркомании  в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому  профилактика   наркомании  должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Тогда  профилактика   наркомании  даст результат.

 

ПРОФИЛАКТИКА   НАРКОМАНИИ: школа

 Профилактика   наркомании  в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной.  Профилактика   наркомании  должна осуществляться в доступной детям форме.  Профилактика   наркомании  должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков.  Профилактика   наркомании , осуществляемая в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат.  Профилактика   наркомании  должна быть систематической, а не разовой акцией.  Профилактика   наркомании  должна носить массовый характер. Успешная  профилактика   наркомании  может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.  

Признаки употребления наркотиков

Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что ребенок может употреблять наркотики. Если Вы обнаружили их,  следует насторожиться.

Основные признаки:

1. следы от уколов, порезы, синяки (особенно на руках);

2. наличие у ребенка (подростка) свернутых в трубочку бумажек, маленьких ложечек, шприцев и/ или игл от них;

3. наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из под лекарственных или химических препаратов;

4. тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами;

5. папиросы (особенно «Беломор») в пачках из под сигарет;

6. расширенные или суженые зрачки;

7. нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя;

Дополнительные признаки:

1 пропажа из дома ценных вещей одежды и др.;

2. необычные просьбы дать денег;

3. лживость, изворотливость;

4. телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;

5. проведение времени в компаниях асоциального типа;

6. изменение круга друзей или появление «товарищей», которые употребляют наркотики;

7. снижение успеваемости, увеличение количество прогулов, плохое поведение, снижение интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;

8. увеличивающееся безразличие к происходящему рядом;

9. изменение аппетита;

10. нарушение сна (сонливость или бессонница);

11. утомляемость, погружённость в себя;

12. плохое настроение или частые беспричинные смены настроения, регулярные депрессии, нервозность, агрессивность;

13. невнимательность, ухудшение памяти;

14. внешняя неопрятность;

15. покрасневшие или мутные глаза.

Советы родителям по снижению риска употребления наркотиков ребенком (подростком)

1. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь ребёнок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать  не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.

2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорить с ним на равных, обратиться к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.

3. Оказывайте поддержку. «Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя» - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о наркотиках, последствиях их употребления. Родители знают своих детей лучше, чем кто-либо, особая родительская интуиция (ею обладают очень многие) позволяет почувствовать самые незначительные изменения, происходящие с их сыновьями и дочерями. При малейшем подозрении, что ребенок употребляет наркотики, необходимо сразу же поговорить с ним. Поощряйте интересы и увлечения  подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём  собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.

4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению  наркомании . Посоветуйтесь с разными врачами, выберите тот метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребёнка  может потребовать от вас серьёзных и длительных усилий.

 

 Наркомания  - опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества.

 Наркомания  наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники  наркомании . Порядка 70% ВИЧ инфицированных больных получили смертельный вирус вследствие употребления наркотиков. А если взять во внимание тот факт, что средний возраст наркоманов около 30 лет, то есть это люди детородного возраста, то  наркомания  - это угроза выживанию нации. В свете этих данных становиться понятным, что  профилактика   наркомании  крайне важна.  Наркоманию  легче предупредить, чем потом вылечить. Ведь лечение  наркомании  часто безрезультатно. Любой реабилитационный центр или наркологическая клиника ставит перед собой цель справиться с  наркоманией , но эта цель достигается не всеми. Поэтому  профилактика   наркомании  становиться важнейшим инструментом в предупреждении  наркомании .

 Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что  профилактика   наркомании  может уберечь их ребенка от  наркомании .  Профилактика   наркомании  возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Опросы среди наркоманов выявили безрадостную картину: на вопрос, почему вы не поговорили с родителями о том, что вам предлагают попробовать наркотики, 100% ребят отвечали, что будет скандал, запретят гулять, запретят дружить и т.п. На вопрос с кем бы вы посоветовались относительно приема наркотиков, 99% назвали друзей. Из этого можно сделать вывод, что запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Почему? Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.

 Профилактика   наркомании  в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются, и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому  профилактика   наркомании  должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Тогда  профилактика   наркомании  даст результат.

ОСТОРОЖНО: НАРКОТИКИ!

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ.

Что такое  наркомания? Это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Это страшная, мучительная болезнь!

Как люди становятся наркоманами? К  наркомании  людей принуждают! Тут кроется ужасный обман. Наркотики стоят очень дорого. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. Но продавцам нужны покупатели, т.е. нужны несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать любые деньги за дозу. Поэтому новичкам первую дозу предлагают почти бесплатно, уговаривают: «Попробуй, от одного раза ничего не случится. Ты что, трус?». Но смелым может считать себя только тот, кто не идет на поводу у других, кто может твердо сказать «нет».

Ни под каким предлогом, ни под каким видом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе не принимайте наркотик!

Привыкание к этому яду происходит с первого раза и навсегда. От  наркомании  практически невозможно излечиться.

Это пагубное пристрастие разрушает организм человека, ведет к деградации личности, калечит жизнь не только наркомана, но и его близких. На девочек наркотики действуют еще страшнее, чем на мальчиков, и вылечить их почти невозможно. Наркоман ради дозы способен на обман, кражу, даже убийство, его ничто не остановит.

Если же вас заставляют принять наркотик, угрожают вам, немедленно посоветуйтесь с тем из взрослых, кому вы доверяете.

 НАРКОТИК – ЭТО ЯД!



Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с.Карпёнка  Краснокутского района Саратовской области.

Урок вежливости

«Доброе слово, что ясный день»

        Учитель русского языка и литературы Мусагалиева Ж.М.

Тема: «Доброе слово, что ясный день».

Цель: познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи: -научить детей пользоваться вежливыми словами;

               -расширять понятие детей о культуре поведения;

               -привить навыки культурного поведения детей в общении                                

                друг с другом и с окружающими людьми.

Тип урока: обобщение материала.

Форма урока: урок-диалог.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. 

Солнышко ясное встало.

-Доброе утро!-

Сказало.

-Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

-Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро:

-Доброе утро!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».

- Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.

II. Актуализация знаний.

     -Тема нашего урока «Доброе слово - что ясный день».

-Почему так говорят? (Говорят так не зря, ведь не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова).

 -Как ещё называют Добрые слова?  (называют ещё волшебными словами).

-С этими словами мы знакомимся в детстве. Когда вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться.

- Что такое искусство общения по-вашему?

- Правильно, талант общения – это умение находить особые слова, которые идут от сердца. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

- Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы убеждались сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

- Протяните свои ладони. Я кладу в них горошины и прошу внимательно их рассмотреть.

- Скажите, на что похожи эти горошины?

Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. На нашей планете пять миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся  в состоянии войны.

  На земле существуют 2 мира: мир добра и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Говорят, что, если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.

   Добро и зло творить

   Во власти всех людей.

   Но зло творится без труда,

   Добро творить трудней.

 - Посмотрите, какая планета маленькая, умещается в нашей ладошке. Как её сохранить? (Сохранить нашу планету можно душевной теплотой, щедростью доброго слова).

 -«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». В Гюго.

 - В каждом  из нас живёт маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками.  

- Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им).

  - Давайте нарисуем «маленькие солнышки», это будет Ваш   «Путь к Добру». В середине «Я», нарисуйте столько лучиков, сколько добрых дел вы сделали людям за эту неделю.

- Много лучиков у вас? Наше солнышко должно быть красивым и богатым лучами, не должны останавливаться дарить людям тепло, добро и сегодня.

-Добрые дела нужно начать с добрых слов. Вы любите путешествовать?

-На доске вы видите наш общий «Путь к Добру». На лучах  наши остановки: «Станция вежливых ребят», «Станция комплиментов», «В гостях у Незнайки», «Музыкальная станция», «Наш маленький театр».

- Не заблудиться нам поможет мой помощник, познакомьтесь, Добруша.

Д. –Здравствуйте, ребята. Конечно, я вам помогу. Это путь к добру. Это трудный путь, но он ведёт к счастливой жизни.

Злюша.-Но есть и лёгкий путь- всегда быть как эта тучка, нарушать правила жизни.

Д.- Милая Злюша, сначала поприветствуй ребят.

З.- Ещё чего! Никакая я не милая! Ребята, сами не здороваются, они не знают таких слов.

Д.- Ребята, покажите, что она не права.(ребята здороваются)

З.- Ну, привет, привет!

Д.- Если в сердце появится злость, нужно с ней справиться.

З.-Миром должно править только зло и ничего, кроме зла! Да чего тут спорить! В людях столько злобы, зависти и эгоизма!

    Д.-Да, к сожалению, и такое бывает. Но добрых больше,   ведь     добро всегда побеждает зло!

З.-Люди давно забыли добрые слова. Я мало их  знаю.

Д.- Значит, нам на станцию «Вежливых ребят».

З.- Вот весы с чашами добра и зла. Я называю плохие качества, а вы добрые слова. И у меня никаких сомнений, что выиграю я!

Д.- Ну, если Злюша любит играть, значит, не всё потеряно. Дорогие ребята, давайте постараемся назвать как можно больше добрых слов.

З.- В мире царят зависть, предательство, войны, убийство, измена, ложь, жестокость, грубость, жадность, корысть.

    Д.-Ребята, назовите слова приветствия. (здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас)

-Выскажите просьбу.(будьте так добры, пожалуйста, будьте любезны)

-Какими словами лучше всего начать знакомство? (очень приятно познакомиться, рада знакомству, приятно узнать…)

- Как принято извиняться в культурном обществе? (простите, извините, прошу извинения….)

-Есть ли у вас в запасе слова утешения и ободрения? (не огорчайся, не расстраивайся, ты замечательный, у тебя всё получится, …..)

-Назовите слова благодарности. (спасибо, благодарю)

- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас? (до свидания, прощай, пока, до скорой встречи,…)

Д.- Молодцы, ребята! Молодцы, добро победило!

Учитель: -У вас на партах лежат красивые слова о вежливых словах, прочитайте и хором  доскажите словечко.

   

     Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться….(доброе утро),

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого …(спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь,…(до свидания).

Всем вам с большой любовью

Желаем крепкого ….(здоровья).

З.- Извините меня, пожалуйста, что хотела вас запутать. Я рада, что ошибалась. Я хочу измениться, стать другой.

Д.- Мы простим её?

Учитель.- Конечно, людям нужно верить!(Злюша шепчет учителю на ухо).

У.- Хорошая мысль! Нам с тобой будет веселее! Садись поудобнее.

Д.- Следующая остановка «В гостях у Незнайки».

- Мы часто говорим друг другу «Желаю вам всего доброго», «Желаю вам добра и счастья».

- Что они значат? ( это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По настоящему добрые, хорошие желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям).

-Слово «здравствуйте». Вот вы сказали человеку «здравствуйте!», много это или мало? (с одной стороны, немного, но с другой, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия)

-Случалось с вами такое? Что вы чувствуете в такие моменты?

- Что означает это слово? (связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб, например.)

- Добрыми, волшебными словами являются и слова благодарности «спасибо», «благодарю вас». Что они означают? («Спаси, бог», «благо дарю»)

- Поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить капельку солнца, радости.

Д.- Следующая остановка «Наш маленький театр».

- Наши волшебные слова не только нужны для вежливости, но и таят глубокий смысл. А теперь посмотрим, как вы их усвоили.

- Хочу предложить вам несколько ситуаций, чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли материал. Задания по группам: Просмотрите задания. Разыграйте ситуации (работают парами самостоятельно, затем играют роли)

1. Опоздали на урок. Входите в класс и…..

2. Вы постучали в дом. Вам открыли дверь и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступите?

3.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

4. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг. Костя толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу. Как поступит мальчик? А библиотекарь?

5. Мальчик Вова ехал в автобусе, сидел у окна и смотрел на улицу. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Что должен сделать и сказать мальчик?

6. Позвонили и попросили позвать к телефону вашего старшего брата, какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре?

- Пока готовятся по карточкам. Мы посмотрим на экран.

- Составьте мне диалоги по опорным схемам:

1. -……….

    -Спасибо! Обязательно прочитаю….

2. -……….

   - С удовольствием!

3. -…….

    - Сегодня, к сожалению, не могу….

4. -……….

   - Извините, я была не права….

5. -...............

    - Я очень рада за вас, желаю удачи.

- Мы умеем ставить маленькие спектакли и вот одни из них. Наши актёры готовы, посмотрим, как они справились с заданием. (Разыгрываются ситуации)

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- Представьте вы пришли на день рождения, дверь открыла именинница в красивом наряде, она сегодня особенно неотразима,  что вы скажете?

- Что вы подарили девочке на день рождения? (комплимен

-Дорогие друзья! Мы оказались на «станции Комплиментов». Это чудесная, добрая, необычная страна. В ней нет зла, а всегда царят любовь и добро.

- А что такое комплимент? (Комплимент - это любезные, приятные, красивые слова или выражения, содержащие похвалу, одобрение).

- Давайте говорить друг другу комплименты! Вы сегодня прекрасно выглядите! (произносят красивые слова).

 З.-Я таких комплиментов и не слыхала в своём лесу. Вот бы мне получить хоть один комплимент. Я не была бы такой вредной.

- Ребята, сделайте комплимент Злюше. (Делают комплименты)

З.- Спасибо, милые друзья. Я поняла, что добрые слова творят чудеса!

 - Добрые слова железные ворота открывают. Ребята, я убедилась, что вы вежливые и добрые, а так же умеете пользоваться волшебными словами. Мы с вами прощаемся! До новых встреч!

Учитель.- До новых встреч!

 -  «Музыкальная пауза».  О доброте не    только говорят, но и слагают стихи, песни. Давайте не только говорить, но и петь. У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.

(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

Подведение итогов.

- А теперь ещё раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы её сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить мир, в котором мы живём. Нужно жить в согласии с собой и с другими.

Много слов на земле. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту…

- Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!