ТВОРЧЕСТВО МЕСТНОГО ПОЭТА.
Вам предоставлена возможность познакомиться с поэтом И.М.Кубасовым. Его жизненный путь полон интересных событий, мы рады и горды, что такой Человек живёт в нашем селе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kubasov_i.m.docx | 415.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Краснокутской районной
Администрации Краснокутского муниципального района
МОУ –средняя общеобразовательная школа с. Карпёнка
Краснокутского района Саратовской области
Проект
«Поэт земли моей родной»
Выполнили ученицы 7 класса
Петрова Анастасия, Каткова Екатерина
Руководитель Мусагалиева Жанна Максотовна
Красный Кут 2015
Тема проекта: Поэт земли моей родной.
Актуальность: привлечение внимания сверстников к жизни и творчеству поэта родного края.
Цель проекта: познакомить с жизнью и творчеством поэта Кубасова И.М.
Задачи:
- выявить тематику, проблематику стихотворений поэта;
- рассмотреть особенности поэтического мира И. М. Кубасова;
- развивать чувство гордости у молодёжи за нашего поэта- земляка.
Методы исследования:
основной метод, используемый при написании работы, - интервью с поэтом, его воспоминания, а также исследование при анализе поэтического творчества.
Тип проекта: информационный.
Предметно-содержательная область: межпредметный.
Область исследования: литература (творчество Кубасова И.М.)
I.Введение.
Уходит в историю наша эпоха,
Та, в которой мы были в чести,
А земные дары (пусть по крохам),
Мы в копилку Отчизны несли!
Такие строки о своем вкладе в жизнь страны написал Иван Михайлович Кубасов – замечательный поэт из села Карпёнка.
Что такое Родина? Это то место, где ты родился, вырос, где прошли лучшие годы жизни. Эта земля, на которой стоит твой дом, где выросли твои дети и внуки. И каждый сознательный человек рано или поздно задается вопросами: «А что я сделал для своей Родины, для людей, живущих рядом? Какой след я оставлю после себя?» На такие вопросы есть ответы у Ивана Михайловича, поэта- земляка, ветерана труда, уважаемого жителя нашего села с удивительно-интересной судьбой.
Мы хотим, чтобы о жизни, творчестве, заслугах И.М.Кубасова узнали не только в селе, но и в районе, чтобы услышали его стихи. Интеллигентность, образованность, честь, достоинство, совесть, патриотизм – качества, которыми обладает Иван Михайлович. Его стихотворения раскрыли нам его богатый внутренний мир. Каждое стихотворение отражает этапы его богатого жизненного пути. Понять произведения поэта, раскрыть смысл возможно, изучив биографию Кубасова И.М.
II. Жизненный и творческий путь Ивана Михайловича Кубасова.
2.1. Детство поэта.
Кубасов Иван Михайлович родился в августе 1935 года в селе Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области в крестьянской семье. Так пишет в своём рождении сам поэт:
Я родился в деревне на реке Карамыш
(у Медведицы – левый приток),
По ночам там о чём-то шептался камыш,
А головки его шевелил ветерок.
«Недоношенный, хилый – он у Вас не жилец»,-
Так сказал акушер, принимавший меня,-
«Ну, протянет недельку несчастный малец,
А быть может, и меньше – всего два-три дня».
Но врачи допустили здесь явный прокол,
Ведь «слабак» не хотел умирать,
И вот уже пятый мне годик пошёл,
Я всё больше и больше радовал мать..…
(«Воспоминания о детстве»)
Мальчику исполнилось пять лет, когда его отца, Кубасова Михаила Яковлевича, призвали на осенние военные сборы в одну из воинских частей под Саратовом осенью 1940 года. Домой он так и не вернулся, а был зачислен в действующую Красную Армию. После нападения фашистской Германии на СССР воевал на фронте. В начале 1942 года матери Ивана, Татьяне Алексеевне, пришло печальное извещение, в котором сообщалось, что её муж пропал без вести на фронте.
Повзрослев, Иван Михайлович много лет пытался искать какие-нибудь документы о последних днях жизни отца: писал в Главный архив Министерства обороны СССР и России, но ответов так и не получил, лишь в «книге памяти погибших и пропавших без вести жителей Саратовской области в 1941-1945 г.г.» было сказано, как и в похоронке – «пропал без вести». И только в 2010 году после обращения в военно-патриотическую группу «Поиск» (в городе Мичуринске) было установлено, что он не пропал без вести, а погиб под Ленинградом (ныне Санкт - Петербург). Документально установлено, что в жестоком оборонительном бою отец был тяжело ранен и отправлен 20 октября 1941 года в госпиталь, но санитарные машины с ранеными попали под бомбёжку. Захоронен отец в одной из братских могил в Кировском районе Ленинградской области.
Нельзя выразить словами то состояние, которое охватывает человека при упоминании о войне. Она несёт с собой страшное напряжение, боль, разлуку, страдания и муки миллионов людей. Такие чувства выражает Иван Михайлович в стихотворениях, посвящённых погибшим в Великой Отечественной войне. Особенно трогательно стихотворение «Баллада об отце и его братьях»:
Мой отец и три его брата
Были в пекле той страшной войны-
Это долг рядового солдата
Грудью встать на защиту страны.
Мы всё ждали, что рано иль поздно
Кто-то должен вернуться домой,
Но напрасно.
Младший был захоронен под Гродно,
Старший позже погиб под Москвой.
А под Брянском, где наши всё пятились,
Затерялись два брата других,
Ведь в погибших вроде не значились,
Хотя нет их и в списках живых.
В то суровое время, время лихое
Почти в каждую избу стучалась беда,
Моя мать в одночасье стала вдовою,
А в глазах вплоть до смерти застыла тоска.
Говорят, время лечит душевный недуг,
Только я в эту сказку не верю.
Может, время снимает и стресс, и испуг,
Но оно не способно вернуть нам потерю.
Из огромной семьи лишь один я живой,
Как осколок войны, память в сердце храня,
Был у папы сынком – нынче прадед седой,
А отец стал в три раза моложе меня.
(«Баллада об отце и его братьях»)
Чем дальше в историю уходит весна 45-года, тем величественнее предстаёт подвиг народа, который в годы суровых испытаний проявил беспримерные стойкость, мужество, сплочённость и готовность к самопожертвованию.
Более трёх тысяч наших земляков не вернулись с полей сражений. Их подвиг во имя Родины будет жить в наших сердцах вечно. Память о самой жестокой и кровопролитной войне никогда не сотрётся со страниц истории. Особенно если она написана стихами нашего поэта – земляка, удивительно искренними, идущими от всего сердца.
Иван Михайлович жалеет, что мать его так и не узнала при жизни истину об отце. Всю жизнь свою ждала солдатка мужа с войны, воспитывала одна сына.
….Отца я не помню – он погиб на войне,
Защищал Ленинград его полк,
Но кто тогда мог говорить о цене,
Выполняя солдатский свой долг!
Мы остались вдвоём с нашей общей бедой,
Поседевшая мать перестала шутить,
А однажды, чуть позже, в беседе со мной
Она твёрдо сказала: «Сынок! Надо жить!»
(«Воспоминания о детстве»)
В первый класс Иван пошёл в 1943 году в возрасте 8-лет. Время было тяжёлое. Все школьники помогали колхозу в уборке урожаев – старшеклассники работали на полевых станах, очищая зерно от сорняков, загружали зерно в автомашины и отвозили его на элеватор. Всё это приходилось делать вручную, а ученики младших классов подбирали колоски, собирали горох и овощи. Помогали учителям и при заготовке дров для обогрева школьных классов, ведь в то время не было котельных и газового отопления.
Иван Михайлович рассказал интересный эпизод из школьной жизни (не можем не рассказать, он очень поучительный для нас). В классе с ним училась одна девочка – отличница, они сидели в разных рядах. И вот однажды они писали на уроке контрольную работу по алгебре. Обычно со Светой (так звали отличницу) заканчивали раньше других и украдкой показывали друг другу ответы, и всегда они совпадали, но в этот раз их ответы были противоположны. Поскольку её авторитет для него был безукоризненным, подумал, что допустил ошибку. Зачеркнул своё решение, и начал решать снова, но не успел, так как прозвенел звонок. Какое же было его удивление на следующий день, когда получив из рук учителя тетрадь, он обнаружил пятёрку с минусом, а под оценкой красными чернилами было написано: «Ваня, надо всегда жить своим умом». Эти слова запомнились ему на всю жизнь.
2.2. Профессия и призвание - геолог.
В 1953 году Иван Михайлович закончил 10 класс и поступил на геологический факультет Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского. Почему выбрал геологию? Для ответа на этот вопрос придётся вновь вернуться к школьным годам. Это было в 1950 году. В один из июльских дней предложили семиклассникам поехать на экскурсию по маршруту Саратов – Сталинград (ныне Волгоград) – Астрахань. Но денег не было. Не помнит, сколько машин разгрузил с мальчишками, но мечта сбылась – и вот они уже в Саратове.
Я всё реже езжу в Саратов,
Город юных студенческих лет,
Место чудных приволжских закатов,
И не менее дивный над Волгой рассвет!
Грусть на сердце – мы все постарели,
И седая у всех голова,
Но вы помните, как в те годы мы пели-
Я напомню вам эти слова:
«У причалов гудят пароходы,
Солнце скрылось за Лысой горой,
Опускается вечер недолгий
На Саратов мой город родной.
Город скверов и зелени,
Волжских просторов и солнца,
Город вузов,
Где каждый десятый – студент!»…..
(«Мой город и Волга»)
Пролетели годы, но Саратов остаётся родным и самым красивым городом для Ивана Михайловича, и любовь к нему зародилась после той первой поездки. Там они, мальчишки, посетили музеи, посмотрели впервые цирковое представление, полюбовались величавой волгой с Соколовой горы. Выехали поездом в Сталинград. Этот город был полностью разрушен фашистами, но за пять послевоенных лет быстро застраивался. Посетили много значимых мест.
В Астрахани и решил стать геологом Иван Михайлович. На берегу Баскунчака расположена гора Богдо, высота которой составляет 150 метров над океаном. Именно посещение этой горы и определило выбор геологической профессии.
Когда поднялись на гору, то встретили там профессора – геолога с двумя своими помощниками – старшекурсниками Московского госуниверситета им. М.В.Ломоносова. Оказалось, что они собирали окаменевшие остатки (скелеты) древних морских организмов, живших 165-180 миллионов лет назад, в так называемое трисовое время.
Профессор рассказал им о геологической науке, что надолго осталось в памяти Ивана Михайловича.
Весенние ветры шумят над Землёй,
Все геологи этому рады,
Подготовлен уже и рюкзак полевой,
Скоро в путь нам – на поиски кладов.
Большому хозяйству огромной страны
Нужны и сырьё, и металлы,
Удобренья полям и алмазы нужны,
И, конечно, стройматериалы……
(«День геолога»)
Первые два курса изучали общие теоретические дисциплины, но с третьего курса было предложено определиться – кто хочет заниматься поисками металлических руд, нерудных полезных ископаемых или поисками нефтяных и газовых месторождений. Помня ещё со школьной скамьи крылатое выражение великого учёного России Д.И. Менделеева: «Сжигать нефть в топках - всё равно, что топить печь ассигнациями», в то время когда из нефти можно получать бензин, солярку, всевозможные масла, спирт, вещества для парфюмерии и даже пищевой маргарин. Иван Михайлович и выбрал специальность «Поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений», тем более уже был построен первый в России газопровод «Саратов - Москва» для обеспечения самым экологически чистым топливом промышленных предприятий и жилых зданий. «О своём выборе специальности я не жалею, и если бы вновь пришлось выбирать – повторил бы то же самое», - признаётся Иван Михайлович.
…..И пусть сейчас другое время,
И наверху рулит иное племя,
Мы всё ж отметим праздник свой
В апрельский первый выходной!
Готов и я сегодня сам
Принять «на грудь» свои 100 грамм:
Во славу всех полевиков,
И за нефтяников, газовиков
И за туркменских «русаков»,
И бросить клич – пришла пора:
Ура геологам! Ура!
(«День геолога»)
На 3-ем курсе познакомился с Аней Рубаненко, родители которой проживали в Карпёнке. Это была девчонка плотного телосложения с большими голубыми глазами и двумя толстыми косами ниже пояса. Они стали довольно часто встречаться. Когда же в начале 5 курса Иван Михайлович спросил, согласна ли она поехать с ним в Сибирь или Среднюю Азию (предполагаемых мест для работы), она ответила: «Хоть на Камчатку». Через полгода они поженились. Так образовалась семья. Живут вместе уже 56 год.
После окончания университета были направлены в Туркмению, входившую тогда в состав огромной державы под названием Советский союз, где и проработали около 40 лет.
Бывшая Аня Рубаненко стала анной Андреевной Кубасовой, которая прошла путь от учителя истории в семилетней школе до старшего преподавателя Туркменского госуниверситета и одного из ведущих специалистов в области российско-туркменских отношений 18 и 19 в.в.
Сам Иван Михайлович тоже прошёл путь от техника – геолога до главного геолога крупной нефтегазоразведочной экспедиции. Участвовал в открытии нескольких газовых месторождений в Каракумской пустыне, в том числе крупнейшего в Средней Азии газоконденсатного месторождения на Бадхызской возвышенности. Это месторождение входило в число десяти крупнейших месторождений СССР, да и сейчас является основной сырьевой базой добычи и транспортировки «голубого топлива» по газопроводу в центральные районы России и на Урал.
Мы вам расскажем про Афганистан,
Про южного непьющего соседа,
Работают ребята наши там,
Но мы туда уж больше не поедем.
Граница – наша мутная река Амударья,
Течёт она от ледников Памира,
Два берега её и два своих календаря,
Два берега и два различных мира!
Здесь всё ещё четырнадцатый век,
Хотя у нас совсем пора иная,
Здесь даже время замедляет бег,
И сохранились тут муллы и баи.
Тут женщин, покупая, одевают в паранжу,
Лишь против глаз малюсенькая сетка,
И каждый день я мимо балахонов прохожу,
И не узнать на улице соседки.
Сюда пришли мы нефть и газ искать,
Чтоб стал Афганистан страной богатой,
Чтоб мог с Союзом торговать
И поскорей вернуться в век Двадцатый!
Так знайте, что мы выполним
Свой честный братский долг,
Назло врагам и «голос» их циничный,
Наш главный – Кулаков из Элисты,
Саратовцы Кубасов и Пшеничный.
(«Средневековой Афганистан»)
В 1973 году Иван Михайлович защитил диссертацию «О перспективах нефтегазоносности Карабиль - Бадхызского района Туркмении» с присвоением учёной степени «кандидата геолого - минералогических наук».
За свою трудовую деятельность награждён Орденом «Трудового Красного Знамени», Знаком «Отличник разведки недр» и «Дипломом Первооткрывателя газовых месторождений».
С развалом Советского союза все бывшие союзные республики стали независимыми государствами, в том числе и Туркмения, где русскоязычные граждане оказались национальными меньшинствами, а русские руководящие специалисты были отстранены от своих должностей и заменены местными кадрами. Иван Михайлович с Анной Андреевной решили вернуться в родные края, в Саратовскую область. Так и оказались в Карпёнке. В настоящее время они пенсионеры и ветераны труда.
Журавлиною стаей улетели года
Им не будет больше возврата,
Повторить их нельзя никому, никогда,
Но разве это большая утрата?
Кто-то в шахту шагал,
Кто к мартену вставал,
И полярник дежурил на льдине,
Ну а я и коллеги – друзья
Сорок лет «пропахали» в пустыне.
В Каракумских песках, среди зноя и пыли
Газ искали – нашли, а найдя – оценили,
Зажигая горелку на кухне в тиши,
Я хотел бы, чтоб нас не забыли.
Нефть мы тоже нашли
В тех же недрах Земли,
Не в пустыне, о чём мы мечтали,
А в соседней стране, что сегодня в огне,
За Джейхуном – в Афганистане.
Так что вы, журавли, пролетая вдали,
Прокурлычьте просторам России,
Где живут старики, пусть не очень крепки,
Но душой они все молодые!
(«Сам о себе и коллегах»)
У Ивана Михайловича и Анны Андреевны двое детей, старшая дочь – кандидат экономических наук – преподаватель одного из московских вузов; сын, археолог по образованию, живёт с семьёй в Волгограде.
Младший сын мой, Кубасов – историк,
В детстве – Кеша, Кирюша, Кирилл,
Непоседа, шутник и проказник,
Не понимавший порой, что творил.
Но со временем у него появилось влеченье
К собирательству древних монет,
Что сказалось потом и в ученье,
Он мечтал археологом стать с юных лет.
Кропотливо копал на оплывших курганах
Караван – сараев и крепостей,
Собирая в песчаных отвалах
Всевозможную утварь и части костей.
Кумиром его был Сарианиди,
Крупный знаток Сасанидов, Парфян!
Царства эти были соседи,
По землям которых «караванный» путь пролегал……
(«О младшем сыне»)
2.3. О своей малой родине.
Наряду с «большой Родиной» (всей нашей страной) есть и «малая Родина» - это край, где родился и вырос, первые детские впечатления о неповторимой красоте обычных, на первый взгляд, цветов, деревьев, реки, родника. Дом, из которого в молодости уехал навсегда…
Иван Михайлович особенно остро чувствовал тоску по родному краю, находясь далеко от неё:
Две берёзки стоят на пригорке села,
Мы их в школьные годы сажали,
А когда жизнь в дорогу меня позвала,
Они вслед мне листвой помахали.
В том далёком, суровом и жарком краю,
Где пустыню я мерил шагами,
Про берёзы всё чаще я песню пою
И не спится порою ночами.
Не пора ли, дружок, возвращаться домой,
Те берёзы во сне мне шептали,
Но молчал мой язык, будто был я немой,
И ответа они не дождались.
Ещё несколько лет пролетели стрелой,
Как мы выжили все в Девяностых,
Развалилась страна, потеряли покой,
Вы поверьте- нам было не просто.
Постарели мы все – те берёзки и я,
Но остались навек в моей жизни,
Значит, время пришло завершить все дела
И к берёзам вернуться до тризны.
Вот опять я стою у знакомых берёз,
Словно в детство своё окунулся,
И я искренне рад, рад и счастлив до слёз,
Что на Родину снова вернулся.
(«О малой Родине»)
Две берёзки для Ивана Михайловича, как и для многих поэтов, символ Родины. Это не просто деревья, посаженные в детстве.
Это его струны души, его жизнь. Живя далеко, в памяти оставались образы берёз, гревшие его в том далёком краю. Поэт использует олицетворение при описании берёз: «листвой помахали», «шептали». Пролетели годы, Иван Михайлович, достигнув больших высот в своём важном деле, возвращается на свою малую Родину и радуется встрече с теми милыми берёзками.
Иван Михайлович в своих стихотворениях через природу выражает свои чувства, переживания. В стихотворении «Осенние мотивы» осень навевает грусть, тоску:
Лето быстро прошло. На пороге осень.
Буйство красок умчалось за летом,
Природа устала и отдыха просит,
Облачаясь в одежды жёлтого цвета.
На соседнем пруду с потемневшей водой
Смену пейзажа окрест замечаю,
И провожая на юг птичью стаю-
Кричу: «До свидания!», помахав ей рукой.
Ежегодный октябрь вспоминаю с дождями,
Жухлой травой и сырыми ветрами,
А ещё тем, что давно в октябре
Отец мой погиб в той минувшей войне.
Кисти рябины склонились к земле-
Всё, что осталось в саду в ноябре,
И в ноябре (в Сорок первом году)
Дядя мой умер в немецком плену.
Есть что-то общее здесь между нами-
Мной и осенними хмурыми днями.
III. Заключение.
Человек всего в жизни должен добиваться сам, своим трудом и талантом. Поэт Иван Михайлович Кубасов может служить в этом примером для молодого поколения. Это человек высокой культуры, кандидат геолого – минералогических наук, первооткрыватель крупнейшего в Средней Азии Даулетабад –Донмезского газового месторождении на Бадхызе (Туркмения), которое является сегодня основной сырьевой базой газопровода. В завершении трудовой деятельности – ректор Ашхабадского института Солнца, награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Работая над данным проектом, бесконечно удивлялись и восхищались всеми заслугами Ивана Михайловича. Он очень скромный человек, многие жители нашего села, думаем, даже не знают о его трудах. Об этом нужно говорить, писать. Не должны герои нашей Отчизны быть забыты. Наши мальчики – одноклассники все захотели стать геологами. Очень рады, что живёт рядом человек, с которого хочется брать пример.
Поэзия Кубасова И.М. – отражение его жизни, судьбы. Читая стихотворения поэта, понимаешь его сокровенные мысли, чувства. Чувства любящего сына, патриота своей страны, строгого отца, настоящего геолога.
Данный проект будет передан в сельскую, школьную библиотеки, будет напечатан в номере школьной газеты «Нить Ариадны». Работа наша важная, так как о поэте Кубасове И.М. никто не писал.
IV. Список использованной литературы.
- Кубасов И.М., В.М. Горобцов В.М., В.С. Пшеничный «В честь 60-летия поступления в СГУ им. Н.Г. Чернышевского на геологический факультет и 55 летия окончания» - сборник стихотворений.
- «Краснокутские вести»- подшивка 2000-2014 г.г.
- Интервью с поэтом.
Содержание:
I.Введение……………………………………………………………………………………………3
II. Жизненный и творческий путь Ивана Михайловича Кубасова
2.1. Детство поэта…………………………………………………………………4-7
2.2. Профессия и призвание - геолог…………………………………..8-13
2.3. О своей малой родине………………………………………………..14-15
III. Заключение………………………………………………………..16
IV. Список использованной литературы……………………………17