урок ОРКСЭ

 

Урок I.    Россия – наша Родина.

Цель: формирование целостного образа России как многонационального государства.

Задачи: формировать уважительное отношение к родной стране, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, развивать творческое воображение.

 

Формы и виды учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, организация диалога.

 

Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, государственные символы. Оборудование: картины российской природы, официальные и неофициальные символы России, карта Российской Федерации, запись гимна.

 

Планируемые результаты изучения материала: создание предпосылок, для осознания основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование первоначальных представлений об истории и современности России.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

3. Просмотр презентации «Наш край» (песня).

4. Работа с государственными символами.

5. Неофициальные символы России.

6. Работа по карте.

7. Работа со словарем.

8. Работа по учебнику.

9. Работа  по схеме.

10. Рефлексия. Работа в группах.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

 

1 .Организационный момент.

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». О чем мы будем говорить на уроках?

 

Знакомство с учебником.

- Что вас удивило в учебнике? Что заинтересовало? Что для вас непонятное?

2. Беседа по теме.

-Прочитайте тему  нашего урока.(слайд 1,2- стихотворение – читает подготовленный ученик)

Я - россиянин!

Живу в России, россиянин - я!

Я это сознаю, горжусь я этим! Россия — это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна, Поэтому и дорожим мы ею!

Символы России - наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот  ценность нашей жизни, Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

Геннадий Горшков

 

- Какое значение для вас имеет слово  Родина? – Что называют малой Родиной?

-А что еще называют Родиной?

-У каждого человека есть малая Родина. Это место, где он родился и Родина - это страна, в

которой мы живем.

- Как называется страна в которой мы живем ? 

- Как по-другому можно назвать нашу страну?

- Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды и

их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для

следующих поколений.

3. Просмотр презентации «Наш край» (песня). Физминутка.

- Посмотрите презентацию и скажите, чем красива наша страна, чем она славится?
- Что вы еще знаете  о России?

 

4. Работа с государственными символами.

-В нашей стране есть свои государственные символы. А кто может объяснить значение слова «символ». (Работа со словарями) (слайд 3)

- Назовите символы нашего государства.

- Немного из истории символов. (слайд 4)

-Давайте рассмотрим их. (слайд 5 - 10). Прослушивание гимна. (Правила прослушивания гимна).

-Расскажите о гербе, гимне, флаге.

-Назовите столицу нашей страны (слайд 11)
-Как зовут президента России? (слайд 12)

-Как называется главный документ государства? (слайд 13)

 

5. Неофициальные символы России.

-Кроме государственных символов в России есть неофициальные символы.

- Кто знает какие?

Рассматривание неофициальных символов России и беседа о них. (слайд 14— 24)

-Придумайте свой неофициальный символ России и нарисуйте его в тетради.

Работа в тетрадях.

-Расскажите, что вы нарисовали.

 

6. Работа по карте.

-Рассмотрите карту Российской Федерации. Расскажите, что изображено на карте. (слайд 25)

- Кто знает, люди, каких национальностей живут в нашей стране?

- Сколько народов населяет нашу страну?

Рассматривание национальных костюмов (учебник).

-Люди говорят на разных языках, у них разные обычаи, песни, но что их всех объединяет?

- Вместе они составляют дружную семью народов России. Все они живут в мире. Что для вас означает слово мир?

 

Физминутка.

Под музыку выбранную  учителем ребята хлопают в ладоши, если слышат официальный символ России. Молчат, если символ неофициальный.

7. Работа со словарем.

Справка из словаря... (слайд 26)

Мир -

1.  Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

2. Соглашение воюющих, сторон о прекращении войны.

3.  Земной  шар, Земляг а также население Земли.

8. Работа по учебнику.

-Прочитаем отрывок из статьи учебника о мире, который нас окружает? (стр. 4)

-Что вы узнали?

-Какой мир называют материальным?

-А духовным?

-Как по-другому называют духовный мир?

-Как отражается духовный мир в человеке?

-Как вы поняли, что называют внутренним миром человека?

-На уроках «Основы православной культуры» мы будем учиться, как не разрушить свой

внутренний мир, обогащать свой духовный мир.

-Дороги духовного мира - культурные традиции. Что называют традициями? (слайд 27)

Традиция -

1. Те, что передается  от одного поколения к другому.

2. Обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту.

Культурные традиции делятся на религиозные традиции и этические правила.

 

9. Работа  по схеме. (слайд 28)

-Что называют этическими правилами? (правила поведения)

- Религиозные традиции и этические правила основаны на добре, справедливости, милосердии.

- Если человек измеряет свои поступки, поступает в соответствии с этими ценностями, то он не заблудится в сложном мире, сможет отличить плохое от хорошего, сделает свой внутренний мир чистым и светлым.

 

10. Рефлексия. Работа в группах.

В каждой стране есть свои традиции. Они так же существуют и в каждой семье.

Каждая группа выполнит задание:

1 группа – написать традиции, которые существуют в ваших семьях.

2 группа – перечислить неофициальные символы России.

3 группа – записать слова, относящиеся к малой Родине. 

 

11. Итог урока.

- Совпало ли ваше предположение о предмете с тем, о чем вы узнали на уроке?

- О чем расскажите дома родителям?

 

12. Домашнее задание. (по выбору ученика)

1. Прочитать текст учебника на страницах 4-5, ответить на вопросы.

2. Подобрать стихи, пословицы о Родине.

3. Рассказать о традициях своей семьи.