Самообразование
ПРОЕКТ
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
сроки реализации проекта 09.2014г.-05.2015г.
Этап работы над темой: подготовительный, деятельностный, заключительный
Дата начала работы над темой: сентябрь 2014г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2015 г.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически - обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов».
Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Актуальность и жизненность данной проблемы определяется:
Ø ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
Ø необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, можно подчеркнуть значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Поэтому успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Направление: творческое.
Сроки реализации: 1 год.
Цель проекта: формировать и стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.
Гипотеза: Эффективно ли в системе коррекционной работы направленной на исправление звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Задачи проекта:
- Информирование родителей о речевых нарушениях ребенка;
- Ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду;
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства как в детском саду, так и в домашних условиях;
- Формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
Ожидаемый результат: Реализация проекта будет способствовать формированию правильного звукопроизношения посредством взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
На подготовительном этапе изучила литературу, в которой достаточно полно раскрыта значимость роли родителей в речевом развитии детей.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.
Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.
На деятельностном этапе провела консультации с родителями на темы: «Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; «Речевое дыхание – основа правильной речи»; «Пальчиками играем – речь развиваем»; «Развитие фонематического слуха у детей». Мастер-класс «Весёлые превращения Язычка».
Важную роль в развития звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Объяснила причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении чтению и письму на начальном этапе.
Познакомила родителей с разными комплексами артикуляционной гимнастики для выполнения дома вместе с ребёнком.
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов Звуков С, С ’; З, З’; Ц. |
1. Упражнение «Наказать непослушный язычок» Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным. 2. Упражнение «Качели» Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. 3. Упражнение «Язык перешагивает через зубы» Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. 4. Упражнение «Почистим зубы» Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. 5. Упражнение «Лодочка» Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъём боковых краёв языка вверх. 6. Упражнение «Горка» Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов. 7. «Трубочка» Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы. 8. Упражнение «Загнать мяч в ворота» Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. 9. Упражнение «Подуть через соломинку» Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. 10. «Заборчик» Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
|
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
|
1. «Пирожок» Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. 2. «Маляр» Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. 3. «Грибок» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку. 4. «Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку. 5. «Вкусное варенье» Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка. 6. «Чашечка» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. 7. «Фокус» Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. 8. «Заборчик» Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
|
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Л, Л’.
|
1. «Качели» Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка. 2. «Пощёлкать кончиком языка». Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка. 3. «Беззвучно пощёлкать кончиком языка» Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка. 4. «Индюк» Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части. 5. «Катушка» Цель: укреплять мышцы языка , вырабатывать подъём спинки и корня языка. Их подвижность. 6. «Пароход» Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
|
Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р’.
|
1. «Качели» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. 2. «Достать языком нос» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. 3. «Достать языком подбородок» Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. 4. «Чьи зубы чище?» Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. 5. «Пощёлкать кончиком языка» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. 6. «Фырканье» Цель: развивать вибрацию кончика языка. 7. «Автомат» Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка. 8. «Барабан» Цель: вырабатывать подъём языка, умение делать кончик языка напряжённым; развивать его подвижность.
|
На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут получены следующие результаты:
Ø Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
Ø Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Ø Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
Ø Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.
Ø Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Такая форма работы позволяет привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.
этапы | мероприятия | сроки | ожидаемый результат |
Подготовительный | Разработка цели и задач проекта; изучение литературы по теме; диагностика речевого развития детей. | сентябрь | Активное включение родителей в процесс воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в детском саду, так и в домашних условиях. |
Деятельностный | Реализация системы работы с родителями в процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Консультация «Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»;
Мастер-класс «Весёлые превращения Язычка».
Консультация «Речевое дыхание – основа правильной речи»;
Консультация «Пальчиками играем – речь развиваем»;
Консультация «Развитие фонематического слуха у детей».
|
октябрь
ноябрь
январь
февраль
март
| Доверительные отношения родителей с учителем-логопедом; создание единого речевого режима для детей. |
Заключительный | Анализ проделанной работы, оценка ее эффективности. | май | Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка. |
Список используемой литературы:
- Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
- Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
- Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
- Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.