Самообразование

Брус Светлана Анатольевна

 

ПРОЕКТ

 

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста

сроки реализации проекта    09.2014г.-05.2015г.

Этап работы над темой: подготовительный, деятельностный, заключительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2014г.

Предполагаемая дата окончания работы:  май 2015 г.

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Для формирования правильного произношения звуков И. Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы взрослые помогали ребенку в этом «при помощи искусного, психологически - обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов».

Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и   стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется:

Ø  ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

Ø  необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, можно подчеркнуть значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Поэтому успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Направление: творческое.

Сроки реализации: 1 год.

Цель проекта: формировать и стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.

Гипотеза: Эффективно ли  в системе коррекционной работы направленной на исправление звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Задачи проекта:

  1. Информирование родителей о речевых нарушениях ребенка;
  2. Ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду;
  3. Создание единого коррекционно-развивающего пространства как в детском саду, так и в домашних условиях;
  4. Формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

Ожидаемый результат: Реализация проекта будет способствовать формированию правильного звукопроизношения посредством взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

На подготовительном этапе изучила литературу, в которой достаточно полно раскрыта значимость роли родителей в речевом развитии детей.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

 

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители. Для правильного воспитания детей они предоставляли родителям педагогическую литературу и дидактические пособия.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания)

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и учителем-логопедом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности.

На деятельностном этапе провела  консультации с родителями  на темы: «Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; «Речевое дыхание – основа правильной речи»; «Пальчиками играем – речь развиваем»; «Развитие фонематического слуха у детей». Мастер-класс «Весёлые превращения Язычка».

Важную роль в развития звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Объяснила причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.         Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

2.         Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

3.         Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении чтению и письму на начальном этапе.

Познакомила родителей с разными комплексами артикуляционной гимнастики для выполнения дома вместе с ребёнком.

 

 

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов

Звуков С, С; З, З; Ц.

1.      Упражнение «Наказать непослушный язычок»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

2.      Упражнение «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

3.      Упражнение «Язык перешагивает через зубы»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

4.      Упражнение «Почистим зубы»

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

5.      Упражнение «Лодочка»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъём боковых краёв языка вверх.

6.      Упражнение «Горка»

Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

7.      «Трубочка»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперёд округлённые губы.

8.      Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

9.      Упражнение «Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

10.  «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

 

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

 

1.      «Пирожок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

2.      «Маляр»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

3.      «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

4.      «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

5.      «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъём широкой передней части языка.

6.      «Чашечка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

7.      «Фокус»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

8.      «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

 

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Л, Л.

 

1.      «Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

2.      «Пощёлкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъём языка.

3.      «Беззвучно пощёлкать кончиком языка»

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

4.      «Индюк»

Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

5.      «Катушка»

Цель: укреплять мышцы языка , вырабатывать подъём спинки и корня языка. Их подвижность.

6.      «Пароход»

Цель: вырабатывать подъём спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

 

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р.

 

1.      «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

2.      «Достать языком нос»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

3.      «Достать языком подбородок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

4.      «Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

5.      «Пощёлкать кончиком языка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

6.      «Фырканье»

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

7.      «Автомат»

Цель: вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

8.      «Барабан»

Цель: вырабатывать подъём языка, умение делать кончик языка напряжённым; развивать его подвижность.

 

 

 

На заключительном этапе предполагается, что при реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» будут  получены следующие результаты:

Ø  Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.

Ø  Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками.

Ø  Родители преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Ø  Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.

Ø  Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Такая форма работы позволяет  привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагает установление между педагогом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в речевом развитии ребёнка.

этапы

мероприятия

сроки

ожидаемый результат

Подготовительный

Разработка цели и задач проекта; изучение литературы по теме; диагностика речевого развития детей.

сентябрь

Активное включение родителей в процесс воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в детском саду, так и в домашних условиях.

Деятельностный

Реализация системы работы с родителями в процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи.

 

Консультация

«Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»;

 

Мастер-класс «Весёлые превращения Язычка».

 

Консультация

«Речевое дыхание – основа правильной речи»;

 

Консультация

«Пальчиками играем – речь развиваем»;

 

Консультация

«Развитие фонематического слуха у детей».

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

ноябрь

 

январь

 

 

 

февраль

 

 

март

 

Доверительные отношения родителей с учителем-логопедом; создание единого речевого режима для детей.

Заключительный

Анализ проделанной работы, оценка ее эффективности.

май

Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.

 

Список используемой литературы:

  1. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  2. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  3. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  5. Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
  7. Бачина О.В. Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи». М., 2009.
  8. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М., 2007
  9. Перчаткина Е. «Сотрудничество логопеда и родителей» // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.