Мастерская учителя

Солодкова Анна Анатольевна

План работы со слабоуспевающими детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»

План работы со слабоуспевающими учениками

 1 класса

 на 2021 – 2022 учебный год.

               

https://static.tildacdn.com/tild3064-3765-4534-b332-376636613039/_-_.jpg

Учитель начальных классов: Солодкова А.А.

Структура программы

1.Пояснительная записка.

2. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2021-2022 учебный год.

3.  Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.

4.Результаты диагностики учащихся 1 класса.

5. Список слабоуспевающих учащихся.

6. Направления коррекционной работы  со слабоуспевающими учащимися (по предметам).

7. Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе со слабоуспевающими учащимися.

  1. Пояснительная записка.

          Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

          Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива
со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества;

-неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности
в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим
и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются
    в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе
    и др;
  • прогулы.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка

Задачи программы:

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя
и окружающих школьников к слабому ученику

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

·Получение знаний по предмету.

·Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций
в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задания.

Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения-приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно
с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4. Указание алгоритма решения или выполнения.

5 Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните,  что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый    урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя    слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу    со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,

логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь      управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав  целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба 

Собеседования с родителями проводится

Во время проведения родительских собраний.

Во время приглашения в школу администрацией школы.

Произвольные  консультации (по приглашению учителя)   

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Виды помощи в учении:

• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

• Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении,
к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Профилактика неуспеваемости.

Контроль подготовленности учащихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих
у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать
и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.

Изложение нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Самостоятельная работа учащихся на уроке.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса.

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Прогнозируемый результат:

1.Усвоение учащимися программного материала по предметам в полном объеме.

2.Улучшение качества обученности учащихся данной группы.

Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности
до среднего уровня

5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников

6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

Индивидуальная работа во внеурочное время

1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5– 10 минут в день).

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы
по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету
и обучать способам их преодоления.

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:

№ п/п

Трудность

Причина

1.

Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии микромоторики руки;

2.

Пропуск букв и слогов.

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

3.

Трудность написания букв.

несформированность пространственных представлений

4.

Трудности при решении математических задач

слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления

5.

Затруднения при предсказывании текста, неумение выделить главную мысль текста.

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

6.

Трудности в усвоении новых знаний

низкая степень восприятия и произвольности

7.

Трудность в самостоятельном выполнении заданий

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

8.

Плохое запоминание таблиц сложения и вычитания

низкий уровень развития механической памяти

9.

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

  1. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2022– 2023 учебный год

Мероприятия

Срок

1.Диагностика уровня подготовленности детей к обучению в 1 кл.

Цель: определение фактического уровня знаний детей, выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидацию.

Сентябрь

2.Установление причин отставания слабых учащихся через беседы со школьными специалистами, встречи с родителями, беседа с самим учеником.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленных в ходе проверочных работ.

В течение учебного года

4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабому ученику.

В течение учебного года

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года

6.Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости.

В течение учебного года

7.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение 

учебного года

8.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих детей.

В течение учебного года

9. Обучать детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

  1. Диагностика причин неуспеваемости младшего школьника.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

•         сложность интеллектуального труда

•         астеническое состояние (физическая ослабленность)

•         школьная незрелость;

•         педагогическая запущенность;

•         недостаточное развитие речи (ОНР)

•         боязнь школы, учителей;

•         инфантилизм (детскость)

•         неблагоприятная наследственность;

•         нарушения нервной деятельности;

•         социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей  (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).

Психологические причины неуспеваемости

К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и др. Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная; мотивационная; эмоционально-волевая.

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание младших школьников.

1. Методика «Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 10, написанными детьми самостоятельно на листе А4не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа :

а) черного цвета от 1 до 12;

б) красного цвета от 12 до 1;

в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование проводится индивидуально. Начиная, убедитесь, что у ребенка есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Используем тексты (стихотворные, прозаические, отрывки из сказок) с целью отметить все указанные буквы (гласные, согласные) или более сложное задание (обозначить слияния в словах).

Память младших школьников.

1. Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух (5 – 10 слов, не связанных по смыслу)

Для запоминания при зрительном восприятии («бегущая строка» с предложением или словосочетаниями).

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии (речевые разминки и упражнения, чистоговорки и скороговорки в разном темпе, проговаривание коротких стишков нараспев).

Для запоминания при комбинированном восприятии.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Мышление младших школьников.

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

  

  1. Анализ  стартовой диагностической работы

 

Класс:    1 «Б»                        

В классе  22;        

Выполняли  19;

Уровень компетентности

Низкий

достаточный

Средний

Высокий

Баллы

6-14

14-17

18-21

24-27

Количество уч-ся

3

6

5

 5

Соотношение в %

15,78%

31,57%

26,31 %

26,31%

Формирование универсальных учебных действий

Цель

УУД

Кол-во учащихся

Русский язык

1

Развитие мелкой моторики рук

РУУД

11ч-57,89%

ПУУД

4ч-21,05%

Не справились

4ч – 21,05%

математика

2

Ориентир на листе бумаги

РУУД

9ч-47,36%

ПУУД

3ч-15,7%

Не справились

7ч -36,84%

3

Количественный и порядковый счет

РУУД

14ч-73,68%

ПУУД

4 ч- 21,05%

Не справились

  1. 5,26%

4

Пространственные представления

РУУД

6 ч-31,57%

ПУУД

7 ч- 36,84%

Не справились

6ч -31,57%

Литературное чтение

5

Умение слышать текст, отбирать нужную информацию

РУУД

6ч – 31,57%

ПУУД

8ч – 42,10%

Не справились

5ч -26,31%

6

Определить круг чтения учащихся

РУУД

10ч – 52,63%

ПУУД

9ч – 47,36%

7

Фонематический слух на основе выделения нужного звука

РУУД

8ч -42,10%

ПУУД

10ч -52,63%

Не справились

1ч -5,26%

8

Определить количество звуков в слове

РУУД

6ч – 31,57%

ПУУД

1 – 5,26%

Не справились

12ч – 63,15%

Окружающий мир

9

Соотнести животных и растений и продукты питания

РУУД

16ч – 84,21%

ПУУД

3ч – 15,78%

10

Соотнести название дерева с формой листа

РУУД

10ч -52,63%

ПУУД

9ч -47,36%

Карта показателей уровней воспитанности обучающихся группы риска 1 класса 2021-2022гг

ФИ ученика

Показатели воспитанности

Кол-во баллов

Самопризнание себя как личности

Управление собой

Уважение чужого мнения

Любознательность и вовлеченность в деятельность

Эмоциональная устойчивость

Желание действовать и совершать поступки

Отношение к классному коллективу

 

1

Иванов Петр

4

4

5

2

4

2

4

25

2

Кузнецова Виктория

3

4

5

2

4

2

4

25

3

Пальчикова София

2

2

3

3

5

3

4

22

Низкий – до 10

Средний – от 11 -17

Высокий – от 18 -35

Результаты итоговой диагностики образовательных достижений обучающихся  

Математика

Базовый уровень

Русский язык

Базовый уровень

Успешность в освоении программы по математике, русскому языку и чтению

(на конец года)

Навыки чтения, письма, счета

(на начало года)

Динамика

образовательных достижений

«-» - отрицат.

«+» - положит.

К-во учащихся

20

20

19 - 86,36%

16ч-84,21%

«+» -2,15%

 .

По результатам успешности в освоении программы по математике, русскому языку, чтению можно разделить класс условно на 4 группы:

  1. Обучающиеся с высоким уровнем подготовки – 5-22,75%
  2. Обучающиеся с повышенным уровнем подготовки – 9 – 40,90%
  3. Обучающиеся с базовым уровнем подготовки – 7 -31,81%
  4. Обучающиеся с низким уровнем подготовки – 1 – 4,54%

 

5. Список слабоуспевающих учащихся имеющих проблемы в изучении учебных предметов.

Ф.И. обучающегося

Краткое описание проблемы

1

Иванов Петр

Физиологическая причина – частые пропуски по болезни.

Соц.причина – языковой барьер

Педагогическая запущенность: низкая техника чтения и письма,

2

Кузнецова Виктория

Несформированность познавательных интересов.

Педагогическая запущенность: отсутствие навыков самостоятельности в работе.

3.

ПальчиковаСофия

Низкая техника чтения и письма, неаакуратность ведения записей в тетради. Отсутствие навыков самостоятельной работы

 

6. Работа со слабоуспевающими учащимися.

Ф.И.О. ученика

Иванов Петр

Класс

1

Предмет

Чтение обучение грамоте), русский язык (письмо)

Поведение ученика

  инфантильное

Причины, которые привели к плохой успеваемости

Отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков, частые пропуски занятий, социальная причина – языковой барьер

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником

Дополнительные и индивидуальные занятия с тренажерами по письму, беседы с родителями.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика

Классный руководитель, родители

Продолжительность коррекции

В течениеучебного года

Динамика коррекции

Положительные изменения незначительные.

 

1

Ф.И.О. ученика

Кузнецова Кристина

2

Класс

1

3

Предметы

Русский, математика, окружающий мир

4

Поведение ученика

 инфантильное

5

Причины, которые привели к плохой успеваемости

Слабое развитие учебных и познавательных интересов.

6

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником

Дополнительные и индивидуальные занятия с тренажерами почтению, беседы с родителями.

Рекомендация родителям получить консультацию детского психиатра

7

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика

Классный руководитель, родители

8

Продолжительность коррекции

В течениеучебного года

9

Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы

Вика начала читать по слогам.

 Правильное оформление письменных работ

1

Ф.И.О. ученика

Пальчикова София

2

Класс

1

3

Предмет

Чтение, русский язык, математика.

4

Поведение ученика

  доброжелательный, исполнительный.

5

Причины, которые привели к плохой успеваемости

Психологические причины: несформированность познавательных интересов, нервозность, плаксивость

6

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником

Дополнительные и индивидуальные занятия с тренажерами по письму, чтению и математике, беседы с родителями. Ребенок проходит лечение у детского психиатра.

7

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика

Классный руководитель, родители

8

Продолжительность коррекции

В течениеучебного года

9

Динамика коррекции

 Осмысленные ответы на уроке, появилась уверенность, понимание прочитанного, увеличение скорости чтения, правильное и аккуратное оформление письменных работ.

Проявления школьной дезадаптации могут быть очень разнообразны. Здесь и плохие привычки, и невротические реакции, и нарушения поведения и неустойчивость  эмоционально-волевой сферы ребенка. Все эти проявления встречаются не изолированно,  а в  различных  сочетаниях. Естественно, это  может стать причиной плохой успеваемости ребенка в школе.

Поэтому, с целью профилактики проблем школьной дезадаптации необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Искреннее и доброжелательное отношение к ребенку, мягкость и чуткость в процессе общения.

2. Определение причин невротизации, «плохого» поведения и самочувствия ребенка.

3. Обеспечение доверительных отношений, проявление интереса к внутренней жизни ребенка, анализ его переживаний, тревог и страхов.

4. Исключение из общения высказываний, которые подразумевают негативную оценку личности ребенка.

5. Избегание отрицательного сравнения ребенка со сверстниками.

6. Необходимость высказываний для ребенка о том, что он любим таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками

Работа со слабоуспевающими детьми.

На каждом уроке учителя начальной школы ведут анализ ошибок допускаемых учениками. Выделяют группы учащихся по проблеме пробелов знаний. Проводят индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально-личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, также административных работ проводят анализ ошибок: тематические, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем. Работают над устранением их. Строят графики ошибок к/р.

Учащиеся, получившие неудовлетворительную оценку работают в тетради-коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и знаний по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание оценивается. Проводятся консультации во внеурочное время. В заданиях ошибки отмечаются, прописываются образцы оформления решений. Предлагаются решить задания такого же типа. С каждым разом задания даются сложнее. Для этого используются индивидуальные карточки. На консультации приходят и сильные дети. Для сильных в консультации свои задания. Кто-то готовится к исторической справке для новой темы, кто-то решает разными способами уравнения и т.д. Кто-то работает в паре опрос теории.

Для развития познавательного интереса даются задания составить карточку опроса, подобрать материал по различным темам. На консультации есть возможность подготовке и решению (составлению плана решения д/з)

Дети, имеющие пробелы в знаниях независимо от группы возбудимы, легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат, видны результаты работы.

Для особой группы детей со слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала подбираются особые типы заданий. Более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. При подготовке к дополнительному занятию они отмечают в книге теоретический материал и в тетради задания. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Учителя используют инструкции по оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитывают, чтобы она давала наиболее высокий успех.

Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а уроки русского и математики даются им с трудом, тогда учителя работают вместе родителями. На беседу-встречу вызывают родителей с учеником.

Готовятся с/р, тесты + к/р. Показывают родителям работу ребенка. Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится советовать посетить психолога или семейного психолога школы, так как проблема психологической устойчивости ученика желает быть лучшей.

Учителя стараются знать много о домашних условиях учащихся, о микроклимате в семье. Объясняют родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков русского языка, математики, кому нужна консультация.

Такие посещения собраний + родительские дни, индивидуальные встречи – дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником.. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, следующие:

-отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;

-невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

-большое количество пропусков по болезни;

-перегрузка домашним заданием.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создавать такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и призрение.

В работе с такими детьми применяю такие методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцированно), чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе с такими учащимся коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

-Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.

Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал нужный для новой темы.

Если есть пробелы по текущей теме, то нужно провести:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо если были таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4)при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.

Большое количество пропусков по болезни.

В данном случае проводятся послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания.

Если консультации мало, пробелы значительные выдаются карточки с ответами, определяются сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаются в тест на повторение.

Оценки выставляются, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудится лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.

Отслеживаются знания учеников по количеству ошибок (типовых по теме, вычислительных, невнимательность). В каждой работе 1/3 ошибок на невнимание, 1/3 на вычисление, а иногда и больше. В таких случаях мы работаем в тетрадях для коррекции. Изучая последующую тему каждый день делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.

В своей работе учителя используют встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях внимании, труде.

Тестирование, проводимое на уроках, позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Учителя пользуются тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе творческих самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки в ней). Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Отмечаются, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается и, поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта устных ответов). На самостоятельных работах обращается внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. Важно отметить важную роль оценки поставленной в тетради. Тетради раздаются заранее, чтобы ученики увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная обсудить план действий на повышение успокоить, чтобы работа на уроке была плодотворной.

  1. Использование элементов технологии дистанционного обучения при работе со слабоуспевающими учащимися.


С помощью платформы «Учи.ру» легко организовать работу со слабоуспевающими обучающимися путём пошаговой отработки всех тем. Сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами «Завриками». Симпатичные иллюстрации увлекают ребят интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость. На сайте собрано более 7000 заданий в игровой форме по   русскому языку, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой. На платформе ученикам каждый день доступно 20 бесплатных заданий, а также для них бесплатно всё, что задаст учитель.  Дети имеют возможность самостоятельно изучать курс русского языка. Учитель отслеживает и корректирует работу ребенка. Все задания выстроены так, что сначала ребенок сам изучает тему, потом идет проверка знаний и закрепление материала. Некоторые ребята класса прошли досрочно полный курс по некоторым учебным предметам, за что были отмечены специальным дипломом, который отображается в разделе «Портфолио».

Занятия не вызывают у детей негативных эмоций. Система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению. Таким образом, через создание благоприятной эмоциональной среды повышается мотивация ребёнка.

Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.

Активность ребят повышается во время проведения марафонов - соревнований по количеству решённых карточек на Учи.ру между учениками одновременно внутри одного класса и среди всей школы. Марафоны вызывают интерес и добавляют элемент соревновательности при обучении.  

Учащиеся ежегодно активно принимают участие в различных олимпиадах, представленных на сайте. Сначала детям предлагается пробный тур, где они тренируются в выполнении заданий, разобрают их с учителем, родителями, обсуждают с друзьями. Так же ребятам доступны задачи прошедших олимпиад.  Затем проводится основной тур, после которого проходит вебинар с разбором заданий. Кроме предметных проводятся и метапредметные олимпиады. За участие в олимпиадах ребенок в обязательном порядке получает сертификат или диплом, который размещается в разделе портфолио. Эти данные есть и в портфолио ученика, и в портфолио учителя. Дипломы и сертификаты можно скачать и распечатать.

Кроме того, на сайте регулярно проводятся различные квесты, игры.  

На сайте доступны следующие  сервисы:

  • «Задания от учителя» - ученики закрепляют знания, решая карточки, а результаты проверяются автоматически.
  • «Проверка знаний» - сервис, который позволяет создавать проверочные работы по русскому языку   из готовых подборок заданий.

Возможности данной платформы:

  • персональному подбору заданий и уровню сложности;
  •     изучению материала в комфортном темпе;
  •     развитие познавательной мотивации

Также для закрепления и совершенствования умений и навыков по русскому языку можно использовать платформу KID- MAMA . 

KID- MAMA —   домашняя школа. Здесь предложены   онлайн игры и тренажеры, презентации, интерактивные модели, уроки, тесты, статьи и публикации, развивающие кругозор, смекалку, сообразительность и быструю интеллектуальную реакцию. (http://kid-mama.ru/category/trenazhery/onlajn-trenazhery-po-russkomu-yazyku/)

Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Дополнительные источники (платформы) помогут в этом.



Предварительный просмотр:

План работы

со слабоуспевающими   учащимися в 4 Б классе

в 2020-2021 учебном году

Пояснительная записка

             Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости учащихся:

  1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.

  2. Слабое развитие познавательных процессов.

  3. Слабое развитие навыков учебного труда.

  4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.

  5. Отрицательное отношение к учению.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните,  что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый    урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя    слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу    со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти,

логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь      управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав  целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба 

 

 Цели:

1.  Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  • Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников
  • Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  • Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основополагающие направления  и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Планируемые результаты программы

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные направления коррекционной работы

Направления

Педагогические меры

Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентация;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формировании звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.

- формирование навыков соотносительного анализа;

- развитие навыков группировки и классификации;

- формирование умений работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

- формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинированных способностей.

Развитие различных видов мышления.

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие речи, владение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов знаний.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

 со   слабоуспевающими  детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается больше времени готовиться к ответу у доски, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке


Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.

  1. При опросе слабоуспевающих учащихся:
  • больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
  • выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
  • чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
  • опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

2.Объяснение нового материала:

  • применять специальные приемы для поддержания внимания
  • четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
  • выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
  • разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
  • повышать интерес учащихся к теме
  • предупреждать утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

  • задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
  • поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

4. Применение разноуровневых контрольных работ.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  •           интеллектуальному труду;
  •          физическая ослабленность;
  •          школьная незрелость;
  •          педагогическая запущенность;
  •          недостаточное развитие речи;
  •          боязнь школы, учителей;
  •          инфантилизм (т. е. детскость)
  •          плохая наследственность
  •          астеническое состояние;
  •          снинеблагоприятная наследственность;
  •          нарушения нервной деятельности;
  •          общая неспособность кжение зрения;
  •          гиподинамия;
  •          социум;
  •          миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  •          социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей  (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).  

Список слабоуспевающих учащихся .

п.п.

Ф.И. ученика

Кл

Примечание (второгодник, ЗПР,

пед.запущенность,

болезнь и тд.)

Результат на конец полугодия

(слабо успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

(перевод в сл класс, оставлен на второй год, направлен на МПК)

1

2

 3

1.

Белоглазов Кирилл

4

Педагогическая запущенность

недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей.

Математика

Русский язык

Математика

Русский язык

 

2

Горяинова Анастасия

4

Педагогическая запущенность;

 недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей.

Математика

Русский язык

 

 Математика

Русский язык

 

 

3

Юмашев Роман

Педагогическая запущенность;

слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей.

  Русский язык

Математика

 

Русский язык

Математика

 

 

 

4

Колегов Глеб

4

Педагогическая запущенность;

слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны родителей.

Русский язык

Мероприятия

Сроки

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на учебный год.

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником

В течение учебного года

7.Мониторинг диагностических работ, выявление пробелов в знаниях, индивидуальная работа над ошибками.

В течение учебного года.

  •  Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.

2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.

3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.

4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня

5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников

6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.

7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).

8.  Индивидуальная работа во внеурочное время

9.. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.

10. В каждом домашнем задании – задания на повторение.

11. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

12. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)    

               

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.

5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

План

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

1. Ф.И.О. ученика: Белоглазов Кирилл

2. Класс:4

3. По каким предметам не успевает – математика, русский

4. Поведение ученика : примерное

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости : отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый, второй  и третий год обучения: безграмотность, оформление письменной работы,  счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе .

6. Средства в работе с учеником:

 -  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

- изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

- освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители

8. Сколько времени длится эта работа : весь учебный год

1. Ф.И.О. ученика Белоглазов Кирилл

2. Класс: 4

3. По каким предметам не успевает –   русский язык, математика

4. Поведение ученика: удовлетворительное

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости : педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первые годы обучения:   отсутствие навыков самостоятельности в работе,   

6. Средства в работе с учеником:

 -  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

- изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

- освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители.

8. Сколько времени длится эта работа: весь учебный год

№ п

Предмет

Темы доп. занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

 

сентябрь

 

 

1-2

3

Математика

Русский язык

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Соотношение между единицами длины

Однородные члены предложени

14.09

28.09

2109

 

октябрь

 

4.

Математика

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

Нахождение нескольких долей целого

05.10

 

19.10

5.

Русский язык

Простые и сложные предложения

26.10

ноябрь

6

Математика

Сложение и вычитание значений величин  

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

16.11

23.11

7

Русский язык

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

30.11

декабрь

8

Математика

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

Письменное деление многозначного числа на однозначное

07.12

14.12

9

Русский язык

Распознавание значимых частей слова

21.12

январь

10

Математика

Деление многозначного числа на однозначное

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

11.01

18.01

11

Русский язык

Упражнение в написании приставок и суффиксов

25.01

Февраль

12

Математика

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Решение задач на одновременное встречное движение

01.02

08.02

13

Русский язык

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

15.02

22.02

Март

14

Математика

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

01.03

15

Русский язык

Род и число имён прилагательных.

15.03

Апрель

16

Математика

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

05.04

17

Русский язык

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Изменение глаголов по временам

12.04

19.04

     26.04

Май

18

Математика

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

11.05

19

Русский язык

Спряжение глаголов

24.05

1. Ф.И.О. ученика Горяинова Анастасия

2. Класс: 4

3. По каким предметам не успевает –   русский язык, математика

4. Поведение ученика: хорошее

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости : педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первые годы обучения:   отсутствие навыков самостоятельности в работе,   

6. Средства в работе с учеником:

 -  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

- изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

- освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители.

8. Сколько времени длится эта работа : весь учебный год

№ п

Предмет

Темы доп. занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

 

сентябрь

 

 

1-2

3

Математика

Русский язык

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Соотношение между единицами длины

Однородные члены предложени

14.09

28.09

2109

 

октябрь

 

4.

Математика

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

Нахождение нескольких долей целого

05.10

 

19.10

5.

Русский язык

Простые и сложные предложения

26.10

ноябрь

6

Математика

Сложение и вычитание значений величин  

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

16.11

23.11

7

Русский язык

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

30.11

декабрь

8

Математика

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

Письменное деление многозначного числа на однозначное

07.12

14.12

9

Русский язык

Распознавание значимых частей слова

21.12

январь

10

Математика

Деление многозначного числа на однозначное

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

11.01

18.01

11

Русский язык

Упражнение в написании приставок и суффиксов

25.01

Февраль

12

Математика

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Решение задач на одновременное встречное движение

01.02

08.02

13

Русский язык

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

15.02

22.02

Март

14

Математика

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

01.03

15

Русский язык

Род и число имён прилагательных.

15.03

Апрель

16

Математика

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

05.04

17

Русский язык

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Изменение глаголов по временам

12.04

19.04

     26.04

Май

1. Ф.И.О. ученика Юмашев Роман

2. Класс: 4

3. По каким предметам не успевает –  , русский язык, математика

4. Поведение ученика : хорошее

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости : педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первые годы обучения: низкая техника чтения, с большим количеством ошибок, низкая техника счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе , слабое общее развитие.

6. Средства в работе с учеником:

 -  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

- изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

- освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители.

8. Сколько времени длится эта работа : весь учебный год

№ п

Предмет

Темы доп. занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

 

сентябрь

 

 

1-

2-3

Математика

Русский язык

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Соотношение между единицами длины

Однородные члены предложени

14.09

28.09

2109

 

октябрь

 

4.

Математика

Приём письменного вычитания для случаев вида

7000 – 456,

57001 – 18032

Нахождение нескольких долей целого

05.10

 

19.10

5.

Русский язык

Простые и сложные предложения

26.10

ноябрь

6

Математика

Сложение и вычитание значений величин  

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

16.11

23.11

7

Русский язык

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

30.11

декабрь

8

Математика

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

Письменное деление многозначного числа на однозначное

07.12

14.12

9

Русский язык

Распознавание значимых частей слова

21.12

январь

10

Математика

Деление многозначного числа на однозначное

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

11.01

18.01

11

Русский язык

Упражнение в написании приставок и суффиксов

25.01

Февраль

12

Математика

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Решение задач на одновременное встречное движение

01.02

08.02

13

Русский язык

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

15.02

22.02

Март

14

Математика

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

01.03

15

Русский язык

Род и число имён прилагательных.

15.03

Апрель

16

Математика

Письменное умножение многозначного числа на двузначное

05.04

17

Русский язык

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Изменение глаголов по временам

12.04

19.04

     26.04

Май

18

Математика

Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное

11.05

19

Русский язык

Спряжение глаголов

24.05

План

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

1. Ф.И.О. ученика: Колегов Глеб

2. Класс:4

3. По каким предметам не успевает –   русский

4. Поведение ученика : примерное

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости : отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за первый, второй  и третий год обучения: безграмотность, оформление письменной работы,   отсутствие орфографической зоркости,  навыков самостоятельности в работе .

6. Средства в работе с учеником:

 -  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- своевременное оказание помощи на дополнительных занятиях

- изменение формы и методов учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использование для этого обучающих игр;

- освобождение школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

- ориентирование детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика: родители

8. Сколько времени длится эта работа : весь учебный год

№ п

Предмет

Темы доп. занятий

Дата проведения

доп. занятия

Отметка о выполнении.

 

сентябрь

 

 

1- 3

 Русский язык

 Однородные члены предложени

Безударная гласная проверяемая ударением

Списывание текста

14.09

28.09

2109

 

октябрь

 

4.

Русский язык

Правописание парных согласных по глухости и звонкости

Списывание текста

05.10

 

19.10

5.

Русский язык

Простые и сложные предложения

26.10

ноябрь

6

Русский язык

Написание суффиксов –ек, -ик

Списывание текста

16.11

23.11

7

Русский язык

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

30.11

декабрь

8

Русский язык

Правописание приставок и предлогов

Списывание текста

07.12

14.12

9

Русский язык

Распознавание значимых частей слова

21.12

январь

10

Русский язык

Правописание безударных гласных проверяемых ударением

Списывание текста

11.01

18.01

11

Русский язык

Упражнение в написании приставок и суффиксов

25.01

Февраль

12

Русский язык

Непроизносимая согласная

Списывание текста

01.02

08.02

13

Русский язык

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

15.02

22.02

Март

14

Русский язык

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу

01.03

15

Русский язык

Род и число имён прилагательных.

15.03

Апрель

16

Русский язык

Списывание текста

05.04

17

Русский язык

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Изменение глаголов по временам

12.04

19.04

     26.04

Май

18

Русский язык

Работа с деформированным текстом

11.05

19

Русский язык

Спряжение глаголов

24.05

Результативность работы со слабоуспевающими в 2020-2021г.

Итоговые контрольные работы за четверть.

ФИ учащегося

русский

математика

чтение

I

II

III

год

I

II

III

год

I пол.

II пол.

 Белоглазов Кирилл

2

2

3

3

2

2

3

3

70 слов

 75

Горяинова Анастасия

2

3

3

3

2

3

3

3

75 слов

 76

Юмашев Роман

2

2

3

3

2

2

3

3

80 слов

91

Колегов Глеб

2

2

3

3

4

4

3

4

69 слов

72