Взаимодействие с родителями

Кондратьева Альфия Рашитовна

Работа с родителями строится на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Родители привлекаются:

  • к разработке и реализации социальных проектов;
  • к организации культурных, патриотических, оздоровительных мероприятий через ярмарки, спортивные соревнования,  посещение театра и музея;
  • к добровольному оказанию гуманитарной помощи для военнослужащих и жителей Донбасса; 
  • к проведению мероприятий, имеющих профориентационную направленность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_9v_na_2022-2023.docx76.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной  образовательной  программе основного   общего образования МБОУ «Лицей №2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»

Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании методического

на заседании методического совета

Директор  МБОУ «Лицей №2»

объединения классных руководителей  5-11 классов

__________________ А.В. Хисамова

_____________Т.Р. Фарберова

_________________Байназарова М.Н.

Протокол №1

Протокол методического совета №1

Протокол педагогического совета №1

«30»  августа 2022 г.

«30» августа 2022г.

   от «31» августа 2022 г.

Приказ №878 от 30.08.2022 г.

Приказ №888 от 31.08.2022  г.

Рабочая программа по воспитательной работе

9 «В» класс

2022-2023 учебный год

                                                                                           

 Составитель: Кондратьева Альфия Рашитовна,

 классный руководитель 9В  класса

                                                                                                                                                                                   

г. Нижневартовск

2022


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел1.Особенности организуемого в лицее воспитательного  процесса……………………………………………………….………..…………………….3

Раздел 2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………….…..4

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности……...…………………………..…...8

3.1.Модуль «Классное руководство»……………………………………………………….9

3.2. Модуль « Школьный урок» ………………………………………………….………..10

3.3.Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»..……11

3.4. Модуль «Работа с родителями» ………………………………………………………..13

3.5.Модуль «Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ)» ………………………………………………………………………………………………..14

3.6. Модуль «Профориентация» ………………………………..………………………….16

3.7. Модуль «Ключевые лицейские дела и события» ……………..………………...........17

3.8. Модуль «Лицейские и социальные медиа»……………………..…………………….18

3.9. Модуль «Экскурсии, походы» ………………………………….……………………..18

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»……………………………19

3.11. Модуль «Здоровьесбережение и профилактика»……………………....……………20

3.12. Модуль «Культура для всех и для каждого»……………………………...………….21

План воспитательной работы МБОУ «Лицей №2» на 2022-2023 учебный год ………….25

Раздел 4. Анализ воспитательного процесса ………………………………….……………37


Раздел 1. «Особенности организуемого в лицее воспитательного процесса»

Лицей рассматривается нами как образовательное учреждение, призванное сохранять традиции классического образования и обогащать их в соответствии с требованиями нового времени.

В основе лицейского образования такие понятия, как развитие, творчество, открытость, компетентность.

МБОУ «Лицей №2» расположен в 16 микрорайоне, на территории которого и на прилегающей к нему территории 16а микрорайона находятся центральная детская библиотека «Читай-город», ясли сад № 61, ясли сад №62, СОШ №22, центральная городская библиотека, детский сад №56, детский сад №27, 2 корпуса, Нижневартовский Гуманитарный Университет, Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, спортивный комплекс «Арена». Удобное транспортное сообщение, комфортные условия обучения (одна смена), высокий уровень образования, особая воспитывающая среда, яркие традиции – все это сделало лицей образовательной организацией города с позитивным имиджем, стабильно демонстрирующей высокие образовательные результаты, востребованной учащимися и их родителями.

Уровень образования родителей (законных представителей) обучающихся средний: 45% родителей имеют высшее образование. Имеются семьи, имеющие признаки социального неблагополучия: 0,2%. Социальная среда лицея благоприятная: в лицее нет детей, обучающихся на дому на постоянной основе; детей, состоящих на учете в ОДН и на внутришкольном учете; количество детей с ограниченными возможностями здоровья минимально, количество детей – мигрантов ежегодно составляет 1-2 человека.

Данная специфика учитывается при составлении Программы воспитания.

 Программа воспитания в лицее строится на основе базовых ценностей российского общества, таких как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человек и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Особенности организации воспитательного процесса в лицее связаны с формированием уклада лицейской жизни и лицейского духа, направленных на создание социальной среды развития обучающихся, включающей урочную, внеурочную, внеклассную, общественно значимую деятельность, дополнительное образование. Для обучающихся лицея оборудованы просторные, эстетично оформленные классные кабинеты с современной мобильной школьной мебелью, системой раздвижных досок и систем хранения, техническими и электронными средствами обучения, интерактивным оборудованием, цифровыми лабораториями по физике, химии, математике, биологии, кабинетом робототехники. В лицее созданы соответствующие условия в части материально-технической базы, обеспечивающей работу локальных сетей, серверных, автоматизированных рабочих мест учителя и ученика, мобильных классов, проектно-исследовательских лабораторий и др. Особую роль играют лицейские традиции, культурные и социальные практики, основанные на системе базовых национальных ценностей российского общества. Также большую роль в организации воспитательного процесса играет социальное партнерство, сложившееся на протяжении многих лет. Социальные партнеры лицея: высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения и организации социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.) (приложение 1).

Особое внимание уделяется созданию условий для профессиональной ориентации, осознанию обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формированию установки на систематические занятия физической культурой и спортом, осознанное отношение к выбору индивидуального рациона здорового питания, формированию знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, готовности активно им противостоять.


Раздел 2. Цель и задачи воспитания

Цель – личностное развитие лицеистов, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых общественных ценностей: семья, труд, Отечество, природа, мир знания, культура, здоровье, человек.

Уровень основного общего образования

1. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом в лицее является создание благоприятных условий для развития позитивных отношений к общественным ценностям:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему Отечеству, своей малой и большой родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Задачи:

реализовывать воспитательные возможности общелицейских ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в лицейском сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни лицея;

вовлекать обучающихся в секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

использовать в воспитании обучающихся возможности урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне лицея, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе лицея детских общественных объединений и организаций;

организовывать для обучающихся экскурсии с воспитательным потенциалом;

организовывать профориентационную работу с обучающимися;

организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать предметно-эстетическую среду лицея и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ «Лицей №2» интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что в конечном итоге будет соотнесено с портретом выпускника.

Портрет выпускника:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством, ориентированный на добро, на поддержание и развитие у самого себя и у других людей чувства собственного достоинства и социальной справедливости;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; обладает работающим критическим мышлением;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, мобильный к рынку труда.

Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач Программы воспитания МБОУ «Лицей №2» представлена в виде вариативных и инвариантных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной деятельности гимназии

Инвариантные модули

Классное руководство

Школьный урок

Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования

Работа с родителями

Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ)

Профориентация

Вариативные модули

Ключевые лицейские дела и события

Лицейские и социальные медиа

Экскурсии, походы

Организация предметно-эстетической среды

Здоровьесбережение и профилактика

Модули, вносимые  лицеем

Культура для всех и для каждого


Инвариантные модули. 

3.1. Модуль «Классное руководство»

Классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом

инициирование и поддержка участия класса в общелицейских ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и лицеистов, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления лицеистам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

- сплочение коллектива класса через игры и тренинги, командообразование, экскурсии, празднования дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому лицеисту возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

- выработка совместно с лицеистами законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать.

Индивидуальная работа с обучающимися:

- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением лицеистов в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями лицеистов, с преподающими в его классе учителями.

- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для лицеиста, которую они совместно стараются решить;

- индивидуальная работа с лицеистами класса, направленная на ведение личных портфолио в электронном формате, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на лицеистов; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

- регулярное информирование родителей о лицейских успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

- помощь родителям лицеистов или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией лицея и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания лицеистов;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

- привлечение членов семей лицеистов к организации и проведению дел класса;

-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и лицея.

3.2. Модуль «Школьный урок»

Реализация педагогами МБОУ «Лицей №2» воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение лицеистов соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (лицеистами), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания лицеистов к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию лицеистов; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат лицеистов командной работе и взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация тьюторства, когда мотивированные продвинутые лицеисты ведут консультации для других обучающихся: на уровне, в межвозрастных группах, что дает социально значимый опыт сотрудничества и возможность развития лидерских качеств;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности лицеистов в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст лицеистам возможность приобрести компетенции самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, к уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, коммуникативные компетенции.

3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в МБОУ «Лицей №2» ведется работа по обеспечению равного доступа обучающихся к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Воспитание осуществляется через:  

- вовлечение лицеистов в интересную внеурочную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительных образовательных общеразвивающих программ происходит в рамках следующих выбранных лицеистами ее видов.

Спортивно-оздоровительное направление. Курсы внеурочной деятельности «Шахматы», «Плавание», направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Духовно-нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Общеинтеллектуальное направление. Курсы внеурочной деятельности «Метапредмет», «Занимательная математика», «Экология и мы», «Лего-конструирование», «Живое слово», «Умники и умницы», «Финансовая грамотность», «Легоконструирование», «Моделирование», «Природные сообщества вокруг нас», «Юный инженер», «Математик-исследователь», «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Робототехника», «Россия на карте мира», «Секреты русской стилистики», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», направленные на передачу лицеистам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Социальное направление. Курсы внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного», «Азбука дорожного движения», «Обо мне и для меня, «Беру ответственность на себя», «Нравственные основы семейной жизни» создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Общекультурное         «Хореография», «Художественно-прикладное и изобразительное творчество», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе.

Дополнительное образование в лицее имеет широкий спектр. Широко представлены программы художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и технической направленности. Технический профиль поддерживается внеурочной деятельностью: «Лего конструирование» (1-2 кл.), «Робототехника» (3-4 кл.), «Экспериментальная физика» (9-10 кл.), «Математик - исследователь» (9-11 кл). В дополнительном образовании работает STEAM - центр по следующим лабораториям: «Лаборатория образовательной робототехники», «Мастерская рукомесла», «Лаборатория 3D моделирования и прототипирование», «Лаборатория мультимедиа технологий», «Лаборатория инженерной графики», «Лаборатория инженерной робототехники», «Лаборатория искусственного интеллекта». Для реализации технических программ постоянно обновляется учебное оборудование. Лицей оснащен 5 одноструйными 3D принтерами Hercules G2 и 1 двуструйным Hercules Strong Duo, 15 ЗО-ручками Spider Pen 3D, ЗОсканером RangeVision, цифровой лабораторией по физике от «Научные развлечения», 2 лазерными станками малого формата для раскроя листовых неметаллических материалов, робототехническими наборами Spike, Матрешка Z (Arduino), Raspberry Pi и др.

3.4. Модуль «Работа с родителями»

Лицей активно работает по привлечению родителей к совместному сотрудничеству «Территория ответственного родительства». Основные направления сотрудничества:

1. Система информирования и просвещения родителей, позволяющая им осознать, отрефлексировать и внутренне принять ценности ответственного родительства.

2. Система обучения родителей для инструментального овладения ими компетенциями «ответственного родительства».

3. Вовлечение родителей в жизнь образовательного учреждения, систему государственно-общественного управления как условие создания современной системы партнерства семьи и школы.

4. Система проектирования стратегии развития и социальной самореализации ребенка на основе партнерства семьи и школы.

5. Система повышения квалификации педагогов в работе с семьёй.

Работа с родителями выстроена на всех уровнях социального партнерства.

1 уровень взаимодействия с семьей – уровень классных руководителей и педагогов.

2 уровень взаимодействия с семьей – уровень администрации образовательного учреждения: в работе с семьей придерживается тех же заданных 5 территорий – направлений.

Деятельность классных руководителей, педагогов образовательного учреждения по работе с родителями строится на основе 7 простых принципов: 1) уважать право выбора родителей, 2) ценить время семьи, 3) уходить от штампов, 4) быть на одной волне с родителями и детьми, 5) достучаться до каждого, 6) мастерски владеть аудиторией, 7) удивлять родителей;

-эффективно информировать: быстро, достоверно, кратко, доступно, главное вовремя.

- включать родителей в учебно-воспитательный процесс лицея в качестве волонтеров, экспертов, наблюдателей, тьюторов;

- поддерживать инициативу родителей, развивать общественное со-управление: неформальную работу родительских комитетов классов, Советов родителей, Управляющих советов;

- благодарить для поддержки родительской инициативы, укрепления имиджа лицея в глазах родительской общественности;

-показывать высокое мастерство педагога в работе с родителями.

На групповом уровне:

Управляющий совет лицея участвует в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей.

Классный родительский комитет является координатором взаимодействия классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся класса, осуществляет помощь в организации классных и внеклассных мероприятий.

Ежегодная «Родительская конференция», на которой обсуждаются актуальные проблемы подросткового возраста и происходит обмен позитивным опытом взаимодействия родителей с детьми.

Общешкольные родительские собрания, проходят в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания лицеистов, с учетом возрастных особенностей детей, в том числе с участием социальных партнеров. Это темы, касающиеся как качества лицейской жизни, учебных достижений, успехов детей в жизни лицея, так и проблем нравственно-смыслового отношения лицеистов к собственному образованию.

Трансляция информации о достижениях лицея, лектории, памятки воспитательной, психолого-педагогической направленности на официальном сайте лицея, в социальных сетях (Инстаграм) с возможностью обсуждения родительской общественностью.

Родительский патруль, деятельность которого направлена на совместную просветительскую работу лицеистов и родителей в вопросах безопасности дорожно-транспортного движения.

Школьный спортивный клуб «Спортивное поколение», с помощью спортивно-массовых мероприятий совместных с родителями и детьми, формирует мотивацию и устойчивый интерес к укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.

На индивидуальном уровне:

Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций.

Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием, поведением конкретного ребенка;

Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов, классных руководителей, родителей.

Приоритетная форма организации работы с родителями – совместная деятельность родителей и обучающихся в лицейском пространстве.

3.5. Модуль «Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ)»

1. Детское самоуправление воспитывает в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, предоставляет лицеистам широкие возможности для самовыражения и самореализации.

Детское самоуправление в лицее осуществляется следующим образом

На уровне лицея:

- через деятельность Совета лицеистов «Лига Максимум», учитывается мнение лицеистов по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

- через работу совета лицеистов, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для лицеистов событий (соревнований, конкурсов, фестивалей)

На уровне классов:

- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общелицейских делах и призванных координировать его работу с работой Совета лицеистов и классных руководителей;

- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;

На индивидуальном уровне:

- через вовлечение лицеистов в планирование, организацию, проведение и анализ общелицейских и внутриклассных дел;

- через реализацию лицеистами, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за комнатными растениями и т.п.

Деятельность первичной ячейки РДШ

В лицее организована работа первичного отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации – Российского Движения Лицеистов (РДШ).

РДШ объединяет в себе уже существующие детские движения в лицее.

Участие в работе РДШ помогает ребятам стать полноценными членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению сложных социальных проблем и задач.  

 Волонтерство и добровольчество

В лицее действует волонтерский отряд «Рыцари добра», который строит свою работу по пяти направлениям: социальное волонтерство, эковолонтерство, медицинское, патриотическое, событийное, медиаволонтерство.

Участие лицеистов в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом; это гарантия того, что ребята вырастут добрыми, открытыми, честными, готовыми в любую минуту на бескорыстную помощь ближнему. Они обретут самоуважение, станут увереннее, научатся быть толерантными и уважать других людей. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, ребята приобретают умение работать в команде, учатся включаться в проекты, разрешать конфликты, оказывать положительное влияние на окружающих, легко занимать лидерскую позицию. Все эти навыки и нравственные качества пригодятся лицеистам в их взрослой жизни. Участие в волонтерском движении добровольное и предполагает возможность выбора одного из направлений деятельности.  

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, лицею, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других, организация праздничных концертов и встреч, изготовление открыток и сувениров обучающимися пожилым людям; участие лицеистов в озеленении территории лицея, клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в лицее, празднования знаменательных для членов объединения событий;

- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (первичная организация «РДШ», «Юнармия», волонтерский отряд «Рыцари Добра», НОУ «Грани познания», «Спортивный клуб «Спортивное поколение»;

- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и лицеистов по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение лицеистов; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить лицеиста к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, сориентироваться в мире современных профессий, учитывая потребности территории в кадрах и востребованность профессий в современном мире. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывая не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

  • участие лицеистов в широком спектре конкурсных мероприятий, проводимых ведущими вузами РФ https://olimpiada.ru, в том числе в онлайн формате;
  • профориентационные профильные проекты;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена».
  • организацию прохождения лицеистами профессиональных проб на реальных предприятиях в рамках участия в проекте ранней профессиональной ориентации лицеистов, поддержанном Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным https://bilet.worldskills.ru/;
  • профориентационные встречи с представителями высшего образования города Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Российской Федерации, в том числе в онлайн режиме;
  • посещение профориентационных выставок «Образование и карьера», ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах г. Нижневартовска;
  • экскурсии на предприятия города, в фирмы и организации (в том числе – места работы родителей лицеистов), встречи с профессионалами, руководителями предприятий, дающие лицеистам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в онлайн режиме;
  • профориентационные курсы для 8-9 классов: «Общество и я» (8 класс), «Самооценка. Уверенное поведение. Найди свой путь» (9 класс);
  • традиционные встречи с успешными профессионалами-выпускниками лицея;
  • «директорские уроки» – ежегодная встреча директора с лицеистами 11-х классов в начале учебного года;
  • циклы профориентационных часов общения в рамках лицейского кружка «Тимс-Клаб», направленных на подготовку лицеиста к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • индивидуальные консультации психолога для лицеистов и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

Вариативные модули

3.7. Модуль «Ключевые лицейские дела и события»

Ключевые дела в лицее – это главные традиционные общелицейские дела, в которых принимает участие большая часть лицеистов и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для лицеистов, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив: День Знаний, День пожилого человека, День Учителя, День лицеиста День народного единства; День матери, «Новогодние праздник»; мероприятия ко Дню защитника Отечества; праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; День космонавтики; «Декада памяти», День России.

Для этого в лицее используются следующие формы работы.

На внелицейском уровне:

• социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые лицеистами и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего лицея социума.

• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

На лицейском уровне:

• общелицейские праздники – ежегодно проводимые творческие (музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы лицея.

• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом лицеистов на следующий уровень образования, символизирующие лицейскую идентичность и приобретение детьми новых социальных статусов в лицее.

• церемонии награждения (по итогам года) лицеистов и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

• выбор и делегирование представителей классов в общелицейские советы дел, ответственных за подготовку общелицейских ключевых дел;

• участие классных коллективов в реализации общелицейских ключевых дел;

• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общелицейских ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне совета лицеистов.

На индивидуальном уровне:

• вовлечение каждого ребенка в ключевые дела лицея в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;

• индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими лицеистами, с педагогами и другими взрослыми;

• при необходимости коррекция поведения обучающихся через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.

3.8. Модуль «Лицейские и социальные медиа»

Воспитательный потенциал лицейских медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- редакционный совет лицеистов 6-11 классов и педагогов, целью которого является освещение наиболее интересных событий в жизни лицея, популяризация общелицейских ключевых дел, деятельности органов ученического самоуправления через газету «Лицейский вестник».

- лицейский медиацентр –группа лицеистов информационно-технической поддержки и сопровождения лицейских праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров;

- интернет-группа –сообщество лицеистов и педагогов, поддерживающее Официальный сайт лицея: licey2-nv.ru и соответствующую группу в социальных сетях (Инстаграм) с целью освещения деятельности лицея в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к лицею, информационного продвижения ценностей лицея и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой дети, учителя, родители и выпускники открыто обсуждают значимые для лицея вопросы.

3.9. Модуль «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Эти воспитательные возможности в лицее реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

∙ пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

∙ поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов.

  • Воспитательный потенциал экскурсий, походов реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: экскурсии по символическим местам города: в им. Д.И. Шуваева, «Русский дои быта» в парки, в кинотеатры города.

Социально-культурные экскурсии в города и населенные пункты ХМАО-Югры, Тюменской области, РФ для знакомства с историческими событиями, изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны: участие в культурно-просветительских программах для лицеистов и выездных экскурсиях.

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда лицея, при ее грамотной организации обогащает его внутренний мир, способствует формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающегося в учебном процессе. Воспитывающее влияние на ученика осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

Стена памяти

Информация используется, как в лицейской повседневности, так и в торжественные моменты жизни МБОУ «Лицей №2» – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общелицейских дел и иных знаковых событий.

Сменяющиеся экспозиция «Выставка творческих работ», «Достижения лицея»

Выставка творческих работ, рисунков, фотоотчетов в холле позволяет лицеистам реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга, информирует об интересных событиях, происходящих в лицее.

Пришкольная территория

Экологическая акция «Среду обитания превратим в оазис» направлена на озеленение лицейской территории, разбивку клумб. Аллея выпускников стала традиционной весенней акцией для лицеистов 9-х и 11-х классов.

Буккроссинг.

Акция «Книжный развал» проводится в читальном зале, а также в рекреации 4  и 1 этажа, где имеются стеллажи, на который желающие лицеисты, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги и брать другие.

Проект «Событийный дизайн»

Оформление территории лицея, актового зала, рекреаций, кабинетов к проведению лицейских событий.

3.11. Модуль «Здоровьесбережение и профилактика»

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Формирование культуры здорового образа жизни в лицее осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий.

  1. Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляется посредством:
  • Составления рационального расписания уроков и внеурочной деятельности лицеистов, контроля за соблюдением норм СанПиНа в целях   предупреждения переутомления и развития заболеваний, вызванных разными причинами.
  • Обеспечение качественного и рационального питания обучающихся в столовой. Ежегодное проведение анкетирования старшеклассников и родителей (законных представителей) по вопросам организации питания в столовой. Проведение Дней открытых дверей в лицейской столовой, привлечение родителей (законных представителей) к контрольным мероприятиям, проводимыми муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №2» в части организации питания.
  • Обеспечение и организация профилактических прививок (в соответствии с календарем профилактических прививок), ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся.
  1. Организация и проведение диагностических мероприятий:

Мониторинг психолого-эмоционального состояния обучающихся

  1. Проведение профилактических, оздоровительных мероприятий с обучающимися с целью формирования навыков здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у обучающихся, профилактики противоправного поведения.

Направления профилактической работы:

  • профилактика ПАВ, алкоголизма, наркомании, табакокурения;
  • профилактика респираторных инфекций, COVID-19, острых кишечных инфекций;
  • профилактика ВИЧ;
  • профилактика экстремизма и терроризма;
  • профилактика преступлений и правонарушений;
  • профилактика дорожно-транспортного травматизма, безопасности; детей во время учебного процесса;
  • профилактика жестокого обращения с детьми, буллинга;
  • профилактика суицида, селфхарма;
  • медиабезопасность.

Формы работы: Лекции, беседы, информационные часы, викторины, семинары, просмотр видеороликов и видеофильмов с обсуждением, тренинги, акции, конкурсы.

Профилактические мероприятия осуществляются с привлечением социальных партнеров: Центр медицинской профилактики г.Нижневартовска, учреждения здравоохранения г.Нижневартовска, УМВД и ГИБДД г.Нижневартовска.

3.12. Модуль «Культура для всех и для каждого»

  • Данный модуль является ориентиром личностного культурного развития каждого лицеиста. Идея модуля «Культура для всех и для каждого» заключается в организации посещения лицеистами выставок, спектаклей, кинофильмов в течение учебного года. В результате лицеисты смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре, а также вести дискуссию на публичных выступлениях в рамках проекта «Пушкинская карта».

Включает следующие направления: «Цифровая культура», «Театр», «Концерт», «Музей», «BOOK-лист», «Экскурсии и походы». Добровольность участия в модуле является его принципиальным условием.

  •  «Цифровая культура» направлена на обеспечение удаленного доступа обучающихся к произведениям искусства, с использованием специализированных порталов, на которых представлены лучшие образцы произведений искусства.
  •  BOOK-лист» направлен на формирование литературного вкуса на примере лучших образцов классической и современной литературы во взаимосвязи с другими видами искусства.
  • Экскурсии помогают обучающимся получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.  
  • Воспитательный потенциал экскурсий, походов реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

экскурсии по символическим местам города: в им. Д.И. Шуваева, «Русский дои быта» в городскую библиотеку, в театр, в парк, в кинотеатры города.


Приложение № 1 к Программе воспитания                                                                                          Утверждаю:

МБОУ «Лицей №2» на 2022-2023 учебный год                                                                                             Директор МБОУ «Лицей№2»

                                                                                                                                                                                ____________Фарберова Т.Р.

План воспитательной работы

МБОУ «Лицей №2»

на 2022-2023 учебный год

9 В класс


Модуль

Мероприятия

Сентябрь

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов

Классный час «Я и они: Возраст с которого начинается ответственность»

Классный час «Я познаю других: «Мои права-мои обязанности»

Классный час "Беслан, мы с тобой"

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

1 сентября- День знаний,

3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

8 сентября- 210 лет со дня Бородинского сражения (День воинской славы России)

 11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма

21 сентября – Международный день мира.

25-30 сентября-Неделя безопасности

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

1.Диагностика семей обучающихся, выявление асоциальных семей, формирование социального паспорта класса, списков на горячее питание.

2.Родительские собрания:

- «Законы воспитания в семье. Какими им быть»

- «Формирование законопослушного поведения обучающихся» (профилактика правонарушений);

- «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (ст.5.35 КоАП РФ)

3. Родительский лекторий:

«Значение единых требований в воспитании ребенка», «Воспитание навыков и привычек культуры поведения»

4.Индивидуальные консультации с обучающимися и родителями на предмет детско-родительских взаимоотношений:

«Выстраиваем доверительные отношения с ребенком»

«Особенности адаптационного периода»;

«Организация рационального питания подростков»;

«Жизненные ценности подростков»;

«Выбор элективных курсов по учебным предметам»

Самоуправление

Классный час «Будем жить дружно. Принятие правил жизнедеятельности коллектива»

«Ярмарка досуга» (презентация программ внеурочной деятельности)

Онлайн-квест «Новая команда РДШ»  

Акция «Крышка добра»

Профориентация

Классный час «Мир профессий. Человек и техника»

Классный час «Познай самого себя»

 Регистрация на проектах «Билет в будущее», «Проектория»

Основные школьные дела

Праздник первого Звонка

Акция «Дети вместо цветов»

Акция «Мир детства- самый лучший мир»

Организация предметно-эстетической среды и лицейские медиа

Оформление внешнего вида фасада лицея, холла государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб)

Оформление стенда «Питание-залог здоровья

«Профилактика и безопасность

Рейд по проверке чипов

Неделя безопасности дорожного движения

 Практическое занятие «Светофор – добрый помощник дорожного

Беседы по правилам пожарной безопасности

Работа правового лектория «Ответственность за распространение и употребление токсичных веществ», «Ответственность за противоправные деяния»

Операция «Школа для всех»

СПТ (социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления наркотических средств

День здоровья

Внешкольные мероприятия

Классный час -экскурсия по местам боевой славы. «Бородино», «Куликово поле»

Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я познаю других: Социальные нормы и отклоняющееся поведение»

Классный час «Устав Лицея соблюдаем. Правила поведения лицеистов»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

4 октября-День гражданской обороны;

5 октября-Международный день учителя

  1. октября-Международный день школьных библиотек Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Урок по формированию навыков безопасного поведения в экстремальных и опасных ситуациях

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

 Лекторий: «Школа родительской ответственности»: «За что ставят на учет в полиции»

«Социально-психологическое тестирование»

Самоуправление, детские общественные объединения

Операция забота «Ветеран живет рядом»

Акция «День рождения РДШ»: игра «Что такое РДШ?» (5 класс), игра «Мы в РДШ!»

квест-путешествие «Страна РДШ

Профориентация

Профориентационный проект «Проектория»

Ярмарка учебных заведений и профессий «Абитуриент»

Ключевые дела

Акция РДШ «Сделать мир чище (сбор макулатуры) концерт, посвященный Дню учителя

 День лицеиста (15-летие МБОУ «Лицей №2»

Организация предметно-эстетической среды,  лицейские и социальные медиа

Выпуск газеты «Лицейский вестник»

Конкурс видео-презентаций «С праздником, учителя!»

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

СПТ (социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ»

«Безопасность в сети Интернет»

«Ответственность за распитие спиртных напитков»

«Административная и уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков»

Работа лагеря с дневным пребыванием «Научная лаборатория «Уникум»

День гражданской обороны

Тематические занятия по ПДД

Уроки здоровья: «Продукты разные нужны, блюда разные важны»;

«Алкоголь и его влияние на организм подростка»;

«Последствия ранних половых связей девушек»;

«Заболевания, передающиеся половым путем»

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Посещение театра (просмотр спектакля онлайн)

Ноябрь

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов:

Классный час «Я и они: Права и обязанности лицеиста»

Классный час «Я познаю других: Как не стать жертвой преступления»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

4 ноября-День народного единства (4 ноября),

10 ноября Всемирный день

науки за мир и развития

11 ноября Международный день энергосбережения.

20 ноября – Всемирный день ребёнка

27 ноября День матери.  

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Родительское собрание: «Признаки девиации в поведении подростков». Создание безопасных условий для обучения и воспитания. (профилактика травматизма).

Консультация для родителей:

1. «Ответственность родителей несовершеннолетних за преступления террористической и экстремистской деятельности (ложное сообщение об акте терроризма);

2. «Свободное время-для души и с пользой или чем занят ваш ребенок?»

Лекторий для родителей: «Возрастные особенности подросткового периода»

Акция «Родительский патруль»

Самоуправление, детские общественные объединения (РДШ)

Квиз «PROединство», в рамках Дня народного единства (РДШ)

Онлайн-интенсив «Каникулы с РДШ»

Профориентация

Классный час «В мире профессий»

Ключевые дела

Тематические классные часы: «Сила России – в единстве народа!»

Всероссийская акция к дню Матери «Крылья Ангела»

Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа

Выставка рисунков и сочинений «День народного единства

Выставка рисунков и плакатов «Мы и наши мамы»

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

Уроки здоровья:

Хорошие и плохие привычки»;

«Если хочешь быть здоров»;

«Мое здоровье- моя ответственность»

Кл. час, посвященный Международному дню борьбы с сахарным диабетом

Соревнования «Безопасное колесо»

Декада правовых знаний: «Уличное движение, теория, практика», «Я соблюдаю закон»

Лекторий для обучающихся «С ненавистью и ксенофобией нам не по пути»

Практико-ориентированное занятие «Как решать конфликты и быть дисциплинированным»

«Профилактика венерических заболеваний»

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Экскурсии в музей Совета ветеранов Войны и труда, вооруженных Сил и Правоохранительных органов

Просмотр фильмов «Неделя доброты и толерантности»

Декабрь

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей

Классный час «Мой дом-моя крепость»

Конституции Российской Федерации»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

3 декабря-День неизвестного солдата

9 декабря – День Героев Отечества

12декабря-День Конституции

30 декабря-100 лет со дня образования СССР

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Лекторий для родителей: «Социально-психологическая характеристика личности обучающегося»

«Психофизическое развитие, адаптация обучающихся пятых классов»;

«Компьютер в жизни подростков, «Психология курения»;

«Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма».

Анкетирование родителей «Питание наших детей»

Самоуправление,  детские общественные объединения РДШ

 «Здравствуй, Новый год!»

День единых действий РДШ, «Подари ребенку радость»

Конкурс проектов «Я-гражданин России»

Профориентация

Занятия в соответствии с планом курса « На пути к выбору профессии» Анкетирование учащихся по вопросам выбора профессии и специальности.

Ключевые дела

Новогодние праздники

Организация предметно-эстетической среды,

Лицейские и социальные медиа

Медиа-урок «День Героев Отечества»

Конкурс «Зимнее волшебство»

Оформление фойе лицея, фотозоны к Новому году

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

 «О гражданской позиции детей к здоровому образу жизни» (Центра медицинской профилактики)

Классный час, посвященный Международному Дню инвалидов «Жить и побеждать»

Единый урок «Права человека»

Профилактическая акция «Безопасная горка» по профилактике детского травматизма, связанного с падения с горок, с использованием коньков, лыж, ватрушек.

Онлайн-тестирование «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции» (педагог-психолог, волонтеры Центра «Анти-Спид»).

Правовой час грамотности «Он, она и Закон» (социальный педагог, инспектор УМВД)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Викторина «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова

Январь

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов

Классный час «Я и они: Здоровье главная ценность»

Классный час «Я познаю других: Я имею право. Я обязан»

Классный час «Страницы, вписанные кровью…»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

Уроки памяти «Блокадный Ленинград»

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Проведение родительских собраний

Самоуправление,  Детские общественные объединения РДШ

Городской Слёт лидеров ученического самоуправления.

Всероссийская акция РДШ «Блокадный хлеб»

Профориентация

Занятия в соответствии с планом курса « На пути к выбору профессии» Онлайн тестирование на сайте « Билет в будущее»

Ключевые дела

Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа

Оформление тематической выставки «Блокадный Ленинград»

Размещение материалов о достижениях обучающихся классов в журнал «Лицейский вестник»

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

Соревнования по волейболу (в рамках Спартакиады Лицея)

«Половое воспитание девушек. Нежелательные последствия абортов» (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника»)

«Половое воспитание юношей» (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника»)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты)

Февраль

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов

Классный час «Я и они: Здоровье-главная ценность. Курение и алкоголь»

Классный час «Я познаю других: Здоровье-главная ценность. Курение и алкоголь»

Классный час «Курение и алкоголь»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

2 февраля-80 лет Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943)

8 февраля – День российской науки.

14 февраля-80 лет со дня освобождения Ростова-на-Дону от фашистов. (1943)

15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

23 февраля – День защитника Отечества.

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Родительский лекторий: «Обеспечение прав ребенка. Профилактика преступлений против половой неприкосновенности»

Методические рекомендации для родителей выпускных классов по вопросам (ОГЭ). Информационное оповещение через классные группы.

Самоуправление,  Детские общественные объединения РДШ

Участие в Дне единых действий от РДШ в рамках 23февраля

Волонтерская деятельность «Ветеран живет рядом», «Посылка солдату» «Письмо солдату»

 

Профориентация

Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов: «Карта интересов». Фильм «Пробуем выбирать». Участие онлайн-уроках «Шоу профессий» на площадке «ПРОЕКТОРИЯ» Большая перемена»

Ключевые дела

Мероприятия согласно месячнику оборонно-массовой и спортивной работы:

конкурс «Богатырские потехи»;

военно-спортивная игра «Тропой генерала»

Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа

Участие в проекте по созданию фотозоны в рекреации 1 этажа к празднованию 23 февраля (выставка поделок)

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

Декада профилактики простудных заболеваний

Спортивные соревнования (в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы)

«Уголовная ответственность за действия сексуального характера» (социальный педагог, инспектор УМВД)

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника»)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты)

Март

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов

Классный час «Я и они: Правила поведения на улице. Свой и чужой»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

8 марта – Международный женский день. 

20 марта – День Земли

 21 марта по 27 марта – Неделя детской и юношеской книги

 21 марта по 27 марта – Неделя музыки для детей и юношества.

27 марта – Международный день театра. 

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Лекторий «Школы родительской ответственности»

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка

Самоуправление,  детские общественные объединения РДШ

Экологическая акция от РДШ «Дежурный по стране»

Участие в работе совета лицеистов

Работа учащихся в соответствии с обязанностями

Весенняя неделя добрых дел Концерт ко Дню 8 марта

Профориентация

Встреча с успешными людьми «Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса»

Проблемы профессионального самоопределения учащихся".

Участие в работе всероссийского профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее».

Ключевые дела

Акция «Мой любимый город»

Концерт «Прекрасным дамам посвящается…»

Поэтический Нижневартовск

Декада «Крым с нами и навсегда»

Лагерь с дневным пребыванием «Космическая Одиссея»

Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медиа

Участие в проекте по созданию фотозоны, рекреаций к 8 Марта (выставка поделок)

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

 «Правила бесконфликтного интернета

Работа кружков и секций (плавание, шахматы, Юный стрелок)

Профилактика венерических заболеваний (медицинский работник БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский кожно-венерологический диспансер»)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты)

Апрель

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 5-9 классов

Классный час

«Я и они: Ответственность за противоправные поступки»

Классный час «Я познаю других: Стрессоустойчивость»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

2 апреля – Международный день детской книги.

6 апреля – Международный день спорта на благо развития и мира.
7 апреля – Всемирный день здоровья.

11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. 
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики.

22 апреля – Международный день Матери-Земли.

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Родительский лекторий «Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания на водоемах» Родительское собрание в 9 классах. Информационное оповещение через классные групп

Самоуправление,  Детские общественные объединения РДШ

Заседания совета лицеистов Участие в подготовке «Дня космонавтики»

Профориентация

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей».

Ключевые дела

Классный час «Гагаринский урок «Космос-это мы»

Конкурс сочинений «Если был бы я главой»

Всероссийский открытый урок ОБЖ (день пожарной охраны)

Танцевальный фестиваль-батл «Просто Dance»

Экскурсия в центральную городскую библиотеку им. М.К. Анисимковой

Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медия

Выставка рисунков «Будущее моего края»

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

Уроки здоровья:

- «Умеем ли мы правильно питаться»

Спортивные соревнования

«Профилактика сквернословия», «Личная безопасность»

«Фестиваль ГТО» (Централизованная сдача нормативов ГТО)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Экскурсии в музей Совета ветеранов Войны и труда, вооруженных Сил и Правоохранительных органов (5-9)

Май

Классное руководство

Согласно ПВР классных руководителей 9 классов

Классный час «Я и они: Маршруты выходного дня»

Классный час «Я познаю других: Я имею право. Я обязан»

Урочная деятельность

Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год:

1 мая – Праздник Весны и Труда.

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. День воинской славы России. 

24 мая – День славянской письменности и культуры. 

Внеурочная деятельность

Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра»

Работа с родителями

Лекторий для родителей:

«Синдром опасного обращения (профилактика буллинга, кибербуллинга)

Самоуправление,  Детские общественные объединения РДШ

Участие в Дне единых действий от РДШ в рамках Дня Победы

 Акции: «Спасибо, Вам ветераны» «Ветераны живут рядом»

 

Профориентация

Участие в работе всероссийского профориентационного проектов: «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее».

Ключевые дела

Декада памяти

Праздник последнего звонка

Субботник по уборке территории

Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медиа

Участие в уборке территории лицея

«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни»

Акция «Всемирный день табака»

Урок здоровья «Воспитания культуры питания у подростков»

Тематические классные часы по ПДД, ПБ.

Лекция «Трезвость мышления», «Будущее страны».

Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам)

Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах (инспектор УМВД)

Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы

Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (по теме: «Великая Отечественная война-уроки истории» в том числе при использовании Пушкинской карты)

Раздел 4. Анализ воспитательного процесса за 2022-2023 учебный год

Цель и задачи, поставленные на учебный год: создание условий для оптимального развития обучающегося, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств.

Способы их реализации: для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия: беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Были проведены цикл мероприятий по безопасности «Уроки осторожности» и классные часы: «Где тепло там и добро», «Что такое толерантность», «Мир человеческих чувств», которые способствовали формированию основы социального поведения, этических и нравственных принципов.        

Итог: В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

Анализ развития коллектива класса:

Работа органов самоуправления класса:

•        учитель пока сам возглавляет работу, сам раздает задания и поручения, контролирует их выполнение (самоуправление формируется);

•        дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;

Уровень сплоченности коллектива:

•        работают отдельные учащиеся класса; выполняют отдельные поручения;

•        работает актив класса;

•        каждый ученик класса включен в общие дела класса.

Участие класса в общешкольных делах:

Учебный период

Дата

Классные часы, мероприятия

1 четверть

03.09.22

Выборы органов самоуправления

10.09.22

Соревнование по спортивному ориентированию «Югорский азимут»

17.09.22

День здоровья – Составление коллажа «Выборы глазами детей»

24.09.22

Акция «Голубь мира»

01.10.22

Посещение детской библиотеки, просмотр театральной постановки

08.10.22

Создание Портфолио ученика

15.10.22

Операция «Забота» Ветеран живет рядом

22.10.22

День лицеиста

29.10.22

Защита персональных данных в интернете

2 четверть

12.11.22

Классный час, посвященный Международному дню борьбы с сахарным диабетом

19.11.22

Урок истории «Нюрнбергский процесс»

26.11.22

День Матери в России Всероссийская акция - «Крылья Ангела»

03.12.22

Всемирный День борьбы со СПИДом

10.12.22

Единый урок «Права человека», посвященные Дню Конституции

17.12.22

Подготовка  новогодних мероприятий

24.12.22

Проведение новогоднего мероприятия

3 четверть

14.01.23

Конкурс «Я – гражданин России»

21.01.23

Лыжные гонки

28.01.23

«Страницы, писанные кровью…», посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда в ВОВ

04.02.23

Международный день памяти Холокоста

11.02.23

Профилактика простудных заболеваний

18.02.23

Встреча с представителем спецназовского сообщества

25.02.23

Просмотр спектакля «Быстрое свидание» в Дворце искусств

04.03.23

Акция «Любимый город»

11.03.23

«Крым с нами и навсегда»

18.03.23

Неделя музыки

4 четверть

01.04.23

КТД «День смеха и веселья»

08.04.23

Экскурсия в музее Центральной городской библиотеки «Память сильнее времени»

15.04.23

Гагаринский урок «Космос – это мы».

22.04.23

Выставка «Люди. События. Факты» (Об истории местного самоуправления г.Нижневартовска)

29.04.23

Просмотр спектакля в  ТЮЗе

06.05.23

«Урок Победы и Мужества»

13.05.23

Акция «Российский триколор - звучит гордо!»

20.05.23

День славянской письменности и культуры

27.05.23

Соревнования, игры и конкурсы по ГО

Выводы:

           Общий стиль взаимоотношений, сложившийся в классном коллективе - дружеский. Дети мало конфликтуют между собой; разногласия, периодически возникающие между ними, быстро разрешаются и не имеют далеко идущих последствий. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Большинство учащихся класса активно учувствуют в учебной деятельности. Не всегда ученики проявляют инициативу, самостоятельность в порученных делах. Иногда не понимаю важность участия в общешкольных мероприятиях. В 8 классе будет вестись работа по сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе.