Взаимодействие с родителями
Работа с родителями строится на основе сотрудничества и взаимной помощи.
Родители привлекаются:
- к разработке и реализации социальных проектов;
- к организации культурных, патриотических, оздоровительных мероприятий через ярмарки, спортивные соревнования, посещение театра и музея;
- к добровольному оказанию гуманитарной помощи для военнослужащих и жителей Донбасса;
- к проведению мероприятий, имеющих профориентационную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_9v_na_2022-2023.docx | 76.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения классных руководителей 5-11 классов | __________________ А.В. Хисамова | _____________Т.Р. Фарберова |
_________________Байназарова М.Н. | ||
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол педагогического совета №1 |
«30» августа 2022 г. | «30» августа 2022г. | от «31» августа 2022 г. |
Приказ №878 от 30.08.2022 г. | Приказ №888 от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа по воспитательной работе
9 «В» класс
2022-2023 учебный год
Составитель: Кондратьева Альфия Рашитовна,
классный руководитель 9В класса
г. Нижневартовск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел1.Особенности организуемого в лицее воспитательного процесса……………………………………………………….………..…………………….3
Раздел 2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………….…..4
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности……...…………………………..…...8
3.1.Модуль «Классное руководство»……………………………………………………….9
3.2. Модуль « Школьный урок» ………………………………………………….………..10
3.3.Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»..……11
3.4. Модуль «Работа с родителями» ………………………………………………………..13
3.5.Модуль «Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ)» ………………………………………………………………………………………………..14
3.6. Модуль «Профориентация» ………………………………..………………………….16
3.7. Модуль «Ключевые лицейские дела и события» ……………..………………...........17
3.8. Модуль «Лицейские и социальные медиа»……………………..…………………….18
3.9. Модуль «Экскурсии, походы» ………………………………….……………………..18
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»……………………………19
3.11. Модуль «Здоровьесбережение и профилактика»……………………....……………20
3.12. Модуль «Культура для всех и для каждого»……………………………...………….21
План воспитательной работы МБОУ «Лицей №2» на 2022-2023 учебный год ………….25
Раздел 4. Анализ воспитательного процесса ………………………………….……………37
Раздел 1. «Особенности организуемого в лицее воспитательного процесса»
Лицей рассматривается нами как образовательное учреждение, призванное сохранять традиции классического образования и обогащать их в соответствии с требованиями нового времени.
В основе лицейского образования такие понятия, как развитие, творчество, открытость, компетентность.
МБОУ «Лицей №2» расположен в 16 микрорайоне, на территории которого и на прилегающей к нему территории 16а микрорайона находятся центральная детская библиотека «Читай-город», ясли сад № 61, ясли сад №62, СОШ №22, центральная городская библиотека, детский сад №56, детский сад №27, 2 корпуса, Нижневартовский Гуманитарный Университет, Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, спортивный комплекс «Арена». Удобное транспортное сообщение, комфортные условия обучения (одна смена), высокий уровень образования, особая воспитывающая среда, яркие традиции – все это сделало лицей образовательной организацией города с позитивным имиджем, стабильно демонстрирующей высокие образовательные результаты, востребованной учащимися и их родителями.
Уровень образования родителей (законных представителей) обучающихся средний: 45% родителей имеют высшее образование. Имеются семьи, имеющие признаки социального неблагополучия: 0,2%. Социальная среда лицея благоприятная: в лицее нет детей, обучающихся на дому на постоянной основе; детей, состоящих на учете в ОДН и на внутришкольном учете; количество детей с ограниченными возможностями здоровья минимально, количество детей – мигрантов ежегодно составляет 1-2 человека.
Данная специфика учитывается при составлении Программы воспитания.
Программа воспитания в лицее строится на основе базовых ценностей российского общества, таких как патриотизм, гражданственность, семья, здоровье, труд, творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человек и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Особенности организации воспитательного процесса в лицее связаны с формированием уклада лицейской жизни и лицейского духа, направленных на создание социальной среды развития обучающихся, включающей урочную, внеурочную, внеклассную, общественно значимую деятельность, дополнительное образование. Для обучающихся лицея оборудованы просторные, эстетично оформленные классные кабинеты с современной мобильной школьной мебелью, системой раздвижных досок и систем хранения, техническими и электронными средствами обучения, интерактивным оборудованием, цифровыми лабораториями по физике, химии, математике, биологии, кабинетом робототехники. В лицее созданы соответствующие условия в части материально-технической базы, обеспечивающей работу локальных сетей, серверных, автоматизированных рабочих мест учителя и ученика, мобильных классов, проектно-исследовательских лабораторий и др. Особую роль играют лицейские традиции, культурные и социальные практики, основанные на системе базовых национальных ценностей российского общества. Также большую роль в организации воспитательного процесса играет социальное партнерство, сложившееся на протяжении многих лет. Социальные партнеры лицея: высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения и организации социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.) (приложение 1).
Особое внимание уделяется созданию условий для профессиональной ориентации, осознанию обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формированию установки на систематические занятия физической культурой и спортом, осознанное отношение к выбору индивидуального рациона здорового питания, формированию знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, готовности активно им противостоять.
Раздел 2. Цель и задачи воспитания
Цель – личностное развитие лицеистов, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых общественных ценностей: семья, труд, Отечество, природа, мир знания, культура, здоровье, человек.
Уровень основного общего образования
1. В воспитании детей подросткового возраста приоритетом в лицее является создание благоприятных условий для развития позитивных отношений к общественным ценностям:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему Отечеству, своей малой и большой родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Задачи:
реализовывать воспитательные возможности общелицейских ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в лицейском сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни лицея;
вовлекать обучающихся в секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании обучающихся возможности урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне лицея, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе лицея детских общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии с воспитательным потенциалом;
организовывать профориентационную работу с обучающимися;
организовывать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
развивать предметно-эстетическую среду лицея и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБОУ «Лицей №2» интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что в конечном итоге будет соотнесено с портретом выпускника.
Портрет выпускника:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством, ориентированный на добро, на поддержание и развитие у самого себя и у других людей чувства собственного достоинства и социальной справедливости;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; обладает работающим критическим мышлением;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, мобильный к рынку труда.
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач Программы воспитания МБОУ «Лицей №2» представлена в виде вариативных и инвариантных модулей. Каждый из них ориентирован на решение одной из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений осуществления воспитательной деятельности гимназии
Инвариантные модули | ||||||
Классное руководство | Школьный урок | Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования | Работа с родителями | Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ) | Профориентация | |
Вариативные модули | ||||||
Ключевые лицейские дела и события | Лицейские и социальные медиа | Экскурсии, походы | Организация предметно-эстетической среды | Здоровьесбережение и профилактика | ||
Модули, вносимые лицеем | ||||||
Культура для всех и для каждого |
Инвариантные модули.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом
инициирование и поддержка участия класса в общелицейских ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и лицеистов, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления лицеистам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги, командообразование, экскурсии, празднования дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому лицеисту возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- выработка совместно с лицеистами законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением лицеистов в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями лицеистов, с преподающими в его классе учителями.
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для лицеиста, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа с лицеистами класса, направленная на ведение личных портфолио в электронном формате, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на лицеистов; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о лицейских успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям лицеистов или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией лицея и учителями-предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания лицеистов;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей лицеистов к организации и проведению дел класса;
-организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и лицея.
3.2. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами МБОУ «Лицей №2» воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение лицеистов соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (лицеистами), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания лицеистов к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию лицеистов; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат лицеистов командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация тьюторства, когда мотивированные продвинутые лицеисты ведут консультации для других обучающихся: на уровне, в межвозрастных группах, что дает социально значимый опыт сотрудничества и возможность развития лидерских качеств;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности лицеистов в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст лицеистам возможность приобрести компетенции самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, к уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, коммуникативные компетенции.
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в МБОУ «Лицей №2» ведется работа по обеспечению равного доступа обучающихся к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. Воспитание осуществляется через:
- вовлечение лицеистов в интересную внеурочную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительных образовательных общеразвивающих программ происходит в рамках следующих выбранных лицеистами ее видов.
Спортивно-оздоровительное направление. Курсы внеурочной деятельности «Шахматы», «Плавание», направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Духовно-нравственное направление. Курсы внеурочной деятельности «Социокультурные истоки», направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Общеинтеллектуальное направление. Курсы внеурочной деятельности «Метапредмет», «Занимательная математика», «Экология и мы», «Лего-конструирование», «Живое слово», «Умники и умницы», «Финансовая грамотность», «Легоконструирование», «Моделирование», «Природные сообщества вокруг нас», «Юный инженер», «Математик-исследователь», «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Робототехника», «Россия на карте мира», «Секреты русской стилистики», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», направленные на передачу лицеистам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Социальное направление. Курсы внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного», «Азбука дорожного движения», «Обо мне и для меня, «Беру ответственность на себя», «Нравственные основы семейной жизни» создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Общекультурное «Хореография», «Художественно-прикладное и изобразительное творчество», направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе.
Дополнительное образование в лицее имеет широкий спектр. Широко представлены программы художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и технической направленности. Технический профиль поддерживается внеурочной деятельностью: «Лего конструирование» (1-2 кл.), «Робототехника» (3-4 кл.), «Экспериментальная физика» (9-10 кл.), «Математик - исследователь» (9-11 кл). В дополнительном образовании работает STEAM - центр по следующим лабораториям: «Лаборатория образовательной робототехники», «Мастерская рукомесла», «Лаборатория 3D моделирования и прототипирование», «Лаборатория мультимедиа технологий», «Лаборатория инженерной графики», «Лаборатория инженерной робототехники», «Лаборатория искусственного интеллекта». Для реализации технических программ постоянно обновляется учебное оборудование. Лицей оснащен 5 одноструйными 3D принтерами Hercules G2 и 1 двуструйным Hercules Strong Duo, 15 ЗО-ручками Spider Pen 3D, ЗОсканером RangeVision, цифровой лабораторией по физике от «Научные развлечения», 2 лазерными станками малого формата для раскроя листовых неметаллических материалов, робототехническими наборами Spike, Матрешка Z (Arduino), Raspberry Pi и др.
3.4. Модуль «Работа с родителями»
Лицей активно работает по привлечению родителей к совместному сотрудничеству «Территория ответственного родительства». Основные направления сотрудничества:
1. Система информирования и просвещения родителей, позволяющая им осознать, отрефлексировать и внутренне принять ценности ответственного родительства.
2. Система обучения родителей для инструментального овладения ими компетенциями «ответственного родительства».
3. Вовлечение родителей в жизнь образовательного учреждения, систему государственно-общественного управления как условие создания современной системы партнерства семьи и школы.
4. Система проектирования стратегии развития и социальной самореализации ребенка на основе партнерства семьи и школы.
5. Система повышения квалификации педагогов в работе с семьёй.
Работа с родителями выстроена на всех уровнях социального партнерства.
1 уровень взаимодействия с семьей – уровень классных руководителей и педагогов.
2 уровень взаимодействия с семьей – уровень администрации образовательного учреждения: в работе с семьей придерживается тех же заданных 5 территорий – направлений.
Деятельность классных руководителей, педагогов образовательного учреждения по работе с родителями строится на основе 7 простых принципов: 1) уважать право выбора родителей, 2) ценить время семьи, 3) уходить от штампов, 4) быть на одной волне с родителями и детьми, 5) достучаться до каждого, 6) мастерски владеть аудиторией, 7) удивлять родителей;
-эффективно информировать: быстро, достоверно, кратко, доступно, главное вовремя.
- включать родителей в учебно-воспитательный процесс лицея в качестве волонтеров, экспертов, наблюдателей, тьюторов;
- поддерживать инициативу родителей, развивать общественное со-управление: неформальную работу родительских комитетов классов, Советов родителей, Управляющих советов;
- благодарить для поддержки родительской инициативы, укрепления имиджа лицея в глазах родительской общественности;
-показывать высокое мастерство педагога в работе с родителями.
На групповом уровне:
Управляющий совет лицея участвует в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей.
Классный родительский комитет является координатором взаимодействия классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся класса, осуществляет помощь в организации классных и внеклассных мероприятий.
Ежегодная «Родительская конференция», на которой обсуждаются актуальные проблемы подросткового возраста и происходит обмен позитивным опытом взаимодействия родителей с детьми.
Общешкольные родительские собрания, проходят в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания лицеистов, с учетом возрастных особенностей детей, в том числе с участием социальных партнеров. Это темы, касающиеся как качества лицейской жизни, учебных достижений, успехов детей в жизни лицея, так и проблем нравственно-смыслового отношения лицеистов к собственному образованию.
Трансляция информации о достижениях лицея, лектории, памятки воспитательной, психолого-педагогической направленности на официальном сайте лицея, в социальных сетях (Инстаграм) с возможностью обсуждения родительской общественностью.
Родительский патруль, деятельность которого направлена на совместную просветительскую работу лицеистов и родителей в вопросах безопасности дорожно-транспортного движения.
Школьный спортивный клуб «Спортивное поколение», с помощью спортивно-массовых мероприятий совместных с родителями и детьми, формирует мотивацию и устойчивый интерес к укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
На индивидуальном уровне:
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием, поведением конкретного ребенка;
Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов, классных руководителей, родителей.
Приоритетная форма организации работы с родителями – совместная деятельность родителей и обучающихся в лицейском пространстве.
3.5. Модуль «Соуправление и детские общественные объединения (волонтерство, РДШ)»
1. Детское самоуправление воспитывает в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, предоставляет лицеистам широкие возможности для самовыражения и самореализации.
Детское самоуправление в лицее осуществляется следующим образом
На уровне лицея:
- через деятельность Совета лицеистов «Лига Максимум», учитывается мнение лицеистов по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу совета лицеистов, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для лицеистов событий (соревнований, конкурсов, фестивалей)
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общелицейских делах и призванных координировать его работу с работой Совета лицеистов и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение лицеистов в планирование, организацию, проведение и анализ общелицейских и внутриклассных дел;
- через реализацию лицеистами, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за комнатными растениями и т.п.
Деятельность первичной ячейки РДШ
В лицее организована работа первичного отделения Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации – Российского Движения Лицеистов (РДШ).
РДШ объединяет в себе уже существующие детские движения в лицее.
Участие в работе РДШ помогает ребятам стать полноценными членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению сложных социальных проблем и задач.
Волонтерство и добровольчество
В лицее действует волонтерский отряд «Рыцари добра», который строит свою работу по пяти направлениям: социальное волонтерство, эковолонтерство, медицинское, патриотическое, событийное, медиаволонтерство.
Участие лицеистов в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом; это гарантия того, что ребята вырастут добрыми, открытыми, честными, готовыми в любую минуту на бескорыстную помощь ближнему. Они обретут самоуважение, станут увереннее, научатся быть толерантными и уважать других людей. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, ребята приобретают умение работать в команде, учатся включаться в проекты, разрешать конфликты, оказывать положительное влияние на окружающих, легко занимать лидерскую позицию. Все эти навыки и нравственные качества пригодятся лицеистам в их взрослой жизни. Участие в волонтерском движении добровольное и предполагает возможность выбора одного из направлений деятельности.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, лицею, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других, организация праздничных концертов и встреч, изготовление открыток и сувениров обучающимися пожилым людям; участие лицеистов в озеленении территории лицея, клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в лицее, празднования знаменательных для членов объединения событий;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (первичная организация «РДШ», «Юнармия», волонтерский отряд «Рыцари Добра», НОУ «Грани познания», «Спортивный клуб «Спортивное поколение»;
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и лицеистов по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение лицеистов; диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить лицеиста к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, сориентироваться в мире современных профессий, учитывая потребности территории в кадрах и востребованность профессий в современном мире. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывая не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
- участие лицеистов в широком спектре конкурсных мероприятий, проводимых ведущими вузами РФ https://olimpiada.ru, в том числе в онлайн формате;
- профориентационные профильные проекты;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена».
- организацию прохождения лицеистами профессиональных проб на реальных предприятиях в рамках участия в проекте ранней профессиональной ориентации лицеистов, поддержанном Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным https://bilet.worldskills.ru/;
- профориентационные встречи с представителями высшего образования города Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Российской Федерации, в том числе в онлайн режиме;
- посещение профориентационных выставок «Образование и карьера», ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах г. Нижневартовска;
- экскурсии на предприятия города, в фирмы и организации (в том числе – места работы родителей лицеистов), встречи с профессионалами, руководителями предприятий, дающие лицеистам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в онлайн режиме;
- профориентационные курсы для 8-9 классов: «Общество и я» (8 класс), «Самооценка. Уверенное поведение. Найди свой путь» (9 класс);
- традиционные встречи с успешными профессионалами-выпускниками лицея;
- «директорские уроки» – ежегодная встреча директора с лицеистами 11-х классов в начале учебного года;
- циклы профориентационных часов общения в рамках лицейского кружка «Тимс-Клаб», направленных на подготовку лицеиста к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- индивидуальные консультации психолога для лицеистов и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Вариативные модули
3.7. Модуль «Ключевые лицейские дела и события»
Ключевые дела в лицее – это главные традиционные общелицейские дела, в которых принимает участие большая часть лицеистов и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для лицеистов, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив: День Знаний, День пожилого человека, День Учителя, День лицеиста День народного единства; День матери, «Новогодние праздник»; мероприятия ко Дню защитника Отечества; праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; День космонавтики; «Декада памяти», День России.
Для этого в лицее используются следующие формы работы.
На внелицейском уровне:
• социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые лицеистами и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего лицея социума.
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На лицейском уровне:
• общелицейские праздники – ежегодно проводимые творческие (музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы лицея.
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом лицеистов на следующий уровень образования, символизирующие лицейскую идентичность и приобретение детьми новых социальных статусов в лицее.
• церемонии награждения (по итогам года) лицеистов и педагогов за активное участие в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общелицейские советы дел, ответственных за подготовку общелицейских ключевых дел;
• участие классных коллективов в реализации общелицейских ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общелицейских ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне совета лицеистов.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение каждого ребенка в ключевые дела лицея в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
• индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими лицеистами, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения обучающихся через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.
3.8. Модуль «Лицейские и социальные медиа»
Воспитательный потенциал лицейских медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- редакционный совет лицеистов 6-11 классов и педагогов, целью которого является освещение наиболее интересных событий в жизни лицея, популяризация общелицейских ключевых дел, деятельности органов ученического самоуправления через газету «Лицейский вестник».
- лицейский медиацентр –группа лицеистов информационно-технической поддержки и сопровождения лицейских праздников, фестивалей, конкурсов, вечеров;
- интернет-группа –сообщество лицеистов и педагогов, поддерживающее Официальный сайт лицея: licey2-nv.ru и соответствующую группу в социальных сетях (Инстаграм) с целью освещения деятельности лицея в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к лицею, информационного продвижения ценностей лицея и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой дети, учителя, родители и выпускники открыто обсуждают значимые для лицея вопросы.
3.9. Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Эти воспитательные возможности в лицее реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
∙ пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в музей, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
∙ поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов.
- Воспитательный потенциал экскурсий, походов реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: экскурсии по символическим местам города: в им. Д.И. Шуваева, «Русский дои быта» в парки, в кинотеатры города.
Социально-культурные экскурсии в города и населенные пункты ХМАО-Югры, Тюменской области, РФ для знакомства с историческими событиями, изучения природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны: участие в культурно-просветительских программах для лицеистов и выездных экскурсиях.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда лицея, при ее грамотной организации обогащает его внутренний мир, способствует формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающегося в учебном процессе. Воспитывающее влияние на ученика осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Стена памяти
Информация используется, как в лицейской повседневности, так и в торжественные моменты жизни МБОУ «Лицей №2» – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общелицейских дел и иных знаковых событий.
Сменяющиеся экспозиция «Выставка творческих работ», «Достижения лицея»
Выставка творческих работ, рисунков, фотоотчетов в холле позволяет лицеистам реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга, информирует об интересных событиях, происходящих в лицее.
Пришкольная территория
Экологическая акция «Среду обитания превратим в оазис» направлена на озеленение лицейской территории, разбивку клумб. Аллея выпускников стала традиционной весенней акцией для лицеистов 9-х и 11-х классов.
Буккроссинг.
Акция «Книжный развал» проводится в читальном зале, а также в рекреации 4 и 1 этажа, где имеются стеллажи, на который желающие лицеисты, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги и брать другие.
Проект «Событийный дизайн»
Оформление территории лицея, актового зала, рекреаций, кабинетов к проведению лицейских событий.
3.11. Модуль «Здоровьесбережение и профилактика»
Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Формирование культуры здорового образа жизни в лицее осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся осуществляется посредством:
- Составления рационального расписания уроков и внеурочной деятельности лицеистов, контроля за соблюдением норм СанПиНа в целях предупреждения переутомления и развития заболеваний, вызванных разными причинами.
- Обеспечение качественного и рационального питания обучающихся в столовой. Ежегодное проведение анкетирования старшеклассников и родителей (законных представителей) по вопросам организации питания в столовой. Проведение Дней открытых дверей в лицейской столовой, привлечение родителей (законных представителей) к контрольным мероприятиям, проводимыми муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Лицей №2» в части организации питания.
- Обеспечение и организация профилактических прививок (в соответствии с календарем профилактических прививок), ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся.
- Организация и проведение диагностических мероприятий:
Мониторинг психолого-эмоционального состояния обучающихся
- Проведение профилактических, оздоровительных мероприятий с обучающимися с целью формирования навыков здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у обучающихся, профилактики противоправного поведения.
Направления профилактической работы:
- профилактика ПАВ, алкоголизма, наркомании, табакокурения;
- профилактика респираторных инфекций, COVID-19, острых кишечных инфекций;
- профилактика ВИЧ;
- профилактика экстремизма и терроризма;
- профилактика преступлений и правонарушений;
- профилактика дорожно-транспортного травматизма, безопасности; детей во время учебного процесса;
- профилактика жестокого обращения с детьми, буллинга;
- профилактика суицида, селфхарма;
- медиабезопасность.
Формы работы: Лекции, беседы, информационные часы, викторины, семинары, просмотр видеороликов и видеофильмов с обсуждением, тренинги, акции, конкурсы.
Профилактические мероприятия осуществляются с привлечением социальных партнеров: Центр медицинской профилактики г.Нижневартовска, учреждения здравоохранения г.Нижневартовска, УМВД и ГИБДД г.Нижневартовска.
3.12. Модуль «Культура для всех и для каждого»
- Данный модуль является ориентиром личностного культурного развития каждого лицеиста. Идея модуля «Культура для всех и для каждого» заключается в организации посещения лицеистами выставок, спектаклей, кинофильмов в течение учебного года. В результате лицеисты смогут развить творческие компетенции путем участия в мастер-классах, общения с деятелями культуры и погружения в информационные ресурсы о культуре, а также вести дискуссию на публичных выступлениях в рамках проекта «Пушкинская карта».
Включает следующие направления: «Цифровая культура», «Театр», «Концерт», «Музей», «BOOK-лист», «Экскурсии и походы». Добровольность участия в модуле является его принципиальным условием.
- «Цифровая культура» направлена на обеспечение удаленного доступа обучающихся к произведениям искусства, с использованием специализированных порталов, на которых представлены лучшие образцы произведений искусства.
- BOOK-лист» направлен на формирование литературного вкуса на примере лучших образцов классической и современной литературы во взаимосвязи с другими видами искусства.
- Экскурсии помогают обучающимся получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях.
- Воспитательный потенциал экскурсий, походов реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
экскурсии по символическим местам города: в им. Д.И. Шуваева, «Русский дои быта» в городскую библиотеку, в театр, в парк, в кинотеатры города.
Приложение № 1 к Программе воспитания Утверждаю:
МБОУ «Лицей №2» на 2022-2023 учебный год Директор МБОУ «Лицей№2»
____________Фарберова Т.Р.
План воспитательной работы
МБОУ «Лицей №2»
на 2022-2023 учебный год
9 В класс
Модуль | Мероприятия |
Сентябрь | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я и они: Возраст с которого начинается ответственность» Классный час «Я познаю других: «Мои права-мои обязанности» Классный час "Беслан, мы с тобой" |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 1 сентября- День знаний, 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. 8 сентября- 210 лет со дня Бородинского сражения (День воинской славы России) 11 сентября (дата для 2022 года) - День памяти жертв фашизма 21 сентября – Международный день мира. 25-30 сентября-Неделя безопасности |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | 1.Диагностика семей обучающихся, выявление асоциальных семей, формирование социального паспорта класса, списков на горячее питание. 2.Родительские собрания: - «Законы воспитания в семье. Какими им быть» - «Формирование законопослушного поведения обучающихся» (профилактика правонарушений); - «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (ст.5.35 КоАП РФ) 3. Родительский лекторий: «Значение единых требований в воспитании ребенка», «Воспитание навыков и привычек культуры поведения» 4.Индивидуальные консультации с обучающимися и родителями на предмет детско-родительских взаимоотношений: «Выстраиваем доверительные отношения с ребенком» «Особенности адаптационного периода»; «Организация рационального питания подростков»; «Жизненные ценности подростков»; «Выбор элективных курсов по учебным предметам» |
Самоуправление | Классный час «Будем жить дружно. Принятие правил жизнедеятельности коллектива» «Ярмарка досуга» (презентация программ внеурочной деятельности) Онлайн-квест «Новая команда РДШ» Акция «Крышка добра» |
Профориентация | Классный час «Мир профессий. Человек и техника» Классный час «Познай самого себя» Регистрация на проектах «Билет в будущее», «Проектория» |
Основные школьные дела | Праздник первого Звонка Акция «Дети вместо цветов» Акция «Мир детства- самый лучший мир» |
Организация предметно-эстетической среды и лицейские медиа | Оформление внешнего вида фасада лицея, холла государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб) Оформление стенда «Питание-залог здоровья |
«Профилактика и безопасность | Рейд по проверке чипов Неделя безопасности дорожного движения Практическое занятие «Светофор – добрый помощник дорожного Беседы по правилам пожарной безопасности Работа правового лектория «Ответственность за распространение и употребление токсичных веществ», «Ответственность за противоправные деяния» Операция «Школа для всех» СПТ (социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления наркотических средств День здоровья |
Внешкольные мероприятия | Классный час -экскурсия по местам боевой славы. «Бородино», «Куликово поле» Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я познаю других: Социальные нормы и отклоняющееся поведение» Классный час «Устав Лицея соблюдаем. Правила поведения лицеистов» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 4 октября-День гражданской обороны; 5 октября-Международный день учителя
Урок по формированию навыков безопасного поведения в экстремальных и опасных ситуациях |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Лекторий: «Школа родительской ответственности»: «За что ставят на учет в полиции» «Социально-психологическое тестирование» |
Самоуправление, детские общественные объединения | Операция забота «Ветеран живет рядом» Акция «День рождения РДШ»: игра «Что такое РДШ?» (5 класс), игра «Мы в РДШ!» квест-путешествие «Страна РДШ |
Профориентация | Профориентационный проект «Проектория» Ярмарка учебных заведений и профессий «Абитуриент» |
Ключевые дела | Акция РДШ «Сделать мир чище (сбор макулатуры) концерт, посвященный Дню учителя День лицеиста (15-летие МБОУ «Лицей №2» |
Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медиа | Выпуск газеты «Лицейский вестник» Конкурс видео-презентаций «С праздником, учителя!» |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | СПТ (социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ» «Безопасность в сети Интернет» «Ответственность за распитие спиртных напитков» «Административная и уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков» Работа лагеря с дневным пребыванием «Научная лаборатория «Уникум» День гражданской обороны Тематические занятия по ПДД Уроки здоровья: «Продукты разные нужны, блюда разные важны»; «Алкоголь и его влияние на организм подростка»; «Последствия ранних половых связей девушек»; «Заболевания, передающиеся половым путем» |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Посещение театра (просмотр спектакля онлайн) |
Ноябрь | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов: Классный час «Я и они: Права и обязанности лицеиста» Классный час «Я познаю других: Как не стать жертвой преступления» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 4 ноября-День народного единства (4 ноября), 10 ноября – Всемирный день науки за мир и развития 11 ноября – Международный день энергосбережения. 20 ноября – Всемирный день ребёнка. 27 ноября – День матери. |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Признаки девиации в поведении подростков». Создание безопасных условий для обучения и воспитания. (профилактика травматизма). Консультация для родителей: 1. «Ответственность родителей несовершеннолетних за преступления террористической и экстремистской деятельности (ложное сообщение об акте терроризма); 2. «Свободное время-для души и с пользой или чем занят ваш ребенок?» Лекторий для родителей: «Возрастные особенности подросткового периода» Акция «Родительский патруль» |
Самоуправление, детские общественные объединения (РДШ) | Квиз «PROединство», в рамках Дня народного единства (РДШ) Онлайн-интенсив «Каникулы с РДШ» |
Профориентация | Классный час «В мире профессий» |
Ключевые дела | Тематические классные часы: «Сила России – в единстве народа!» Всероссийская акция к дню Матери «Крылья Ангела» |
Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа | Выставка рисунков и сочинений «День народного единства Выставка рисунков и плакатов «Мы и наши мамы» |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | Уроки здоровья: Хорошие и плохие привычки»; «Если хочешь быть здоров»; «Мое здоровье- моя ответственность» Кл. час, посвященный Международному дню борьбы с сахарным диабетом Соревнования «Безопасное колесо» Декада правовых знаний: «Уличное движение, теория, практика», «Я соблюдаю закон» Лекторий для обучающихся «С ненавистью и ксенофобией нам не по пути» Практико-ориентированное занятие «Как решать конфликты и быть дисциплинированным» «Профилактика венерических заболеваний» |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Экскурсии в музей Совета ветеранов Войны и труда, вооруженных Сил и Правоохранительных органов Просмотр фильмов «Неделя доброты и толерантности» |
Декабрь | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей Классный час «Мой дом-моя крепость» Конституции Российской Федерации» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 3 декабря-День неизвестного солдата 9 декабря – День Героев Отечества 12декабря-День Конституции 30 декабря-100 лет со дня образования СССР |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Лекторий для родителей: «Социально-психологическая характеристика личности обучающегося» «Психофизическое развитие, адаптация обучающихся пятых классов»; «Компьютер в жизни подростков, «Психология курения»; «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма». Анкетирование родителей «Питание наших детей» |
Самоуправление, детские общественные объединения РДШ | «Здравствуй, Новый год!» День единых действий РДШ, «Подари ребенку радость» Конкурс проектов «Я-гражданин России» |
Профориентация | Занятия в соответствии с планом курса « На пути к выбору профессии» Анкетирование учащихся по вопросам выбора профессии и специальности. |
Ключевые дела | Новогодние праздники |
Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа | Медиа-урок «День Героев Отечества» Конкурс «Зимнее волшебство» Оформление фойе лицея, фотозоны к Новому году |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | «О гражданской позиции детей к здоровому образу жизни» (Центра медицинской профилактики) Классный час, посвященный Международному Дню инвалидов «Жить и побеждать» Единый урок «Права человека» Профилактическая акция «Безопасная горка» по профилактике детского травматизма, связанного с падения с горок, с использованием коньков, лыж, ватрушек. Онлайн-тестирование «Определение уровня компетенции в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции» (педагог-психолог, волонтеры Центра «Анти-Спид»). Правовой час грамотности «Он, она и Закон» (социальный педагог, инспектор УМВД) |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Викторина «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова |
Январь | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я и они: Здоровье главная ценность» Классный час «Я познаю других: Я имею право. Я обязан» Классный час «Страницы, вписанные кровью…» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: Уроки памяти «Блокадный Ленинград» |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Проведение родительских собраний |
Самоуправление, Детские общественные объединения РДШ | Городской Слёт лидеров ученического самоуправления. Всероссийская акция РДШ «Блокадный хлеб» |
Профориентация | Занятия в соответствии с планом курса « На пути к выбору профессии» Онлайн тестирование на сайте « Билет в будущее» |
Ключевые дела | |
Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа | Оформление тематической выставки «Блокадный Ленинград» Размещение материалов о достижениях обучающихся классов в журнал «Лицейский вестник» |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | Соревнования по волейболу (в рамках Спартакиады Лицея) «Половое воспитание девушек. Нежелательные последствия абортов» (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника») «Половое воспитание юношей» (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника») |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты) |
Февраль | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я и они: Здоровье-главная ценность. Курение и алкоголь» Классный час «Я познаю других: Здоровье-главная ценность. Курение и алкоголь» Классный час «Курение и алкоголь» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 2 февраля-80 лет Победы над немецко-фашистскими войсками в Сталинградской битве (1943) 8 февраля – День российской науки. 14 февраля-80 лет со дня освобождения Ростова-на-Дону от фашистов. (1943) 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Родительский лекторий: «Обеспечение прав ребенка. Профилактика преступлений против половой неприкосновенности» Методические рекомендации для родителей выпускных классов по вопросам (ОГЭ). Информационное оповещение через классные группы. |
Самоуправление, Детские общественные объединения РДШ | Участие в Дне единых действий от РДШ в рамках 23февраля Волонтерская деятельность «Ветеран живет рядом», «Посылка солдату» «Письмо солдату»
|
Профориентация | Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов: «Карта интересов». Фильм «Пробуем выбирать». Участие онлайн-уроках «Шоу профессий» на площадке «ПРОЕКТОРИЯ» Большая перемена» |
Ключевые дела | Мероприятия согласно месячнику оборонно-массовой и спортивной работы: конкурс «Богатырские потехи»; военно-спортивная игра «Тропой генерала» |
Организация предметно-эстетической среды, Лицейские и социальные медиа | Участие в проекте по созданию фотозоны в рекреации 1 этажа к празднованию 23 февраля (выставка поделок) |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | Декада профилактики простудных заболеваний Спортивные соревнования (в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы) «Уголовная ответственность за действия сексуального характера» (социальный педагог, инспектор УМВД) Профилактика заболеваний, передающихся половым путем (медицинский работник БУ ХМАО Нижневартовская городская поликлиника») |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты) |
Март | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я и они: Правила поведения на улице. Свой и чужой» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 8 марта – Международный женский день. 20 марта – День Земли 21 марта по 27 марта – Неделя детской и юношеской книги 21 марта по 27 марта – Неделя музыки для детей и юношества. 27 марта – Международный день театра. |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Лекторий «Школы родительской ответственности» Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка |
Самоуправление, детские общественные объединения РДШ | Экологическая акция от РДШ «Дежурный по стране» Участие в работе совета лицеистов Работа учащихся в соответствии с обязанностями Весенняя неделя добрых дел Концерт ко Дню 8 марта |
Профориентация | Встреча с успешными людьми «Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса» Проблемы профессионального самоопределения учащихся". Участие в работе всероссийского профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее». |
Ключевые дела | Акция «Мой любимый город» Концерт «Прекрасным дамам посвящается…» Поэтический Нижневартовск Декада «Крым с нами и навсегда» Лагерь с дневным пребыванием «Космическая Одиссея» |
Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медиа | Участие в проекте по созданию фотозоны, рекреаций к 8 Марта (выставка поделок) |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | «Правила бесконфликтного интернета Работа кружков и секций (плавание, шахматы, Юный стрелок) Профилактика венерических заболеваний (медицинский работник БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский кожно-венерологический диспансер») |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (в том числе при использовании Пушкинской карты) |
Апрель | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 5-9 классов Классный час «Я и они: Ответственность за противоправные поступки» Классный час «Я познаю других: Стрессоустойчивость» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 2 апреля – Международный день детской книги. 6 апреля – Международный день спорта на благо развития и мира. 11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. 22 апреля – Международный день Матери-Земли. |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», Беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Родительский лекторий «Повышение ответственности родителей за безопасность пребывания на водоемах» Родительское собрание в 9 классах. Информационное оповещение через классные групп |
Самоуправление, Детские общественные объединения РДШ | Заседания совета лицеистов Участие в подготовке «Дня космонавтики» |
Профориентация | Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей». |
Ключевые дела | Классный час «Гагаринский урок «Космос-это мы» Конкурс сочинений «Если был бы я главой» Всероссийский открытый урок ОБЖ (день пожарной охраны) Танцевальный фестиваль-батл «Просто Dance» |
Экскурсия в центральную городскую библиотеку им. М.К. Анисимковой | |
Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медия | Выставка рисунков «Будущее моего края» |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | Уроки здоровья: - «Умеем ли мы правильно питаться» Спортивные соревнования «Профилактика сквернословия», «Личная безопасность» «Фестиваль ГТО» (Централизованная сдача нормативов ГТО) |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Экскурсии в музей Совета ветеранов Войны и труда, вооруженных Сил и Правоохранительных органов (5-9) |
Май | |
Классное руководство | Согласно ПВР классных руководителей 9 классов Классный час «Я и они: Маршруты выходного дня» Классный час «Я познаю других: Я имею право. Я обязан» |
Урочная деятельность | Уроки согласно Календарю образовательных событий, на 2022-2023 год: 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. День воинской славы России. 24 мая – День славянской письменности и культуры. |
Внеурочная деятельность | Шахматы, Плавание, Финансовая грамотность, Социокультурные истоки», беру ответственность на себя, Обо мне и для меня, Моделирование, Природные сообщества вокруг нас, Юный инженер, Математик- исследователь, «Экспериментальна физика», «Практическое обществознание», «Россия на карте мира», «История. Вспомогательные исторические дисциплины», Юнкор, хореография, вокальная студия, волейбол, Юный спасатель, Юнармия, Юный стрелок, «Рыцари добра» |
Работа с родителями | Лекторий для родителей: «Синдром опасного обращения (профилактика буллинга, кибербуллинга) |
Самоуправление, Детские общественные объединения РДШ | Участие в Дне единых действий от РДШ в рамках Дня Победы Акции: «Спасибо, Вам ветераны» «Ветераны живут рядом»
|
Профориентация | Участие в работе всероссийского профориентационного проектов: «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее». |
Ключевые дела | Декада памяти Праздник последнего звонка Субботник по уборке территории |
Организация предметно-эстетической среды, лицейские и социальные медиа | Участие в уборке территории лицея |
«Профилактика правонарушений, безопасность и здоровый образ жизни» | Акция «Всемирный день табака» Урок здоровья «Воспитания культуры питания у подростков» Тематические классные часы по ПДД, ПБ. Лекция «Трезвость мышления», «Будущее страны». Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам) Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах (инспектор УМВД) |
Культура для всех и для каждого, экскурсии, походы | Культпоход в кинотеатр, ТЮЗ, драматический театр (по теме: «Великая Отечественная война-уроки истории» в том числе при использовании Пушкинской карты) |
Раздел 4. Анализ воспитательного процесса за 2022-2023 учебный год
Цель и задачи, поставленные на учебный год: создание условий для оптимального развития обучающегося, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств.
Способы их реализации: для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия: беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Были проведены цикл мероприятий по безопасности «Уроки осторожности» и классные часы: «Где тепло там и добро», «Что такое толерантность», «Мир человеческих чувств», которые способствовали формированию основы социального поведения, этических и нравственных принципов.
Итог: В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
Анализ развития коллектива класса:
Работа органов самоуправления класса:
• учитель пока сам возглавляет работу, сам раздает задания и поручения, контролирует их выполнение (самоуправление формируется);
• дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
Уровень сплоченности коллектива:
• работают отдельные учащиеся класса; выполняют отдельные поручения;
• работает актив класса;
• каждый ученик класса включен в общие дела класса.
Участие класса в общешкольных делах:
Учебный период | Дата | Классные часы, мероприятия |
1 четверть | 03.09.22 | Выборы органов самоуправления |
10.09.22 | Соревнование по спортивному ориентированию «Югорский азимут» | |
17.09.22 | День здоровья – Составление коллажа «Выборы глазами детей» | |
24.09.22 | Акция «Голубь мира» | |
01.10.22 | Посещение детской библиотеки, просмотр театральной постановки | |
08.10.22 | Создание Портфолио ученика | |
15.10.22 | Операция «Забота» Ветеран живет рядом | |
22.10.22 | День лицеиста | |
29.10.22 | Защита персональных данных в интернете | |
2 четверть | 12.11.22 | Классный час, посвященный Международному дню борьбы с сахарным диабетом |
19.11.22 | Урок истории «Нюрнбергский процесс» | |
26.11.22 | День Матери в России Всероссийская акция - «Крылья Ангела» | |
03.12.22 | Всемирный День борьбы со СПИДом | |
10.12.22 | Единый урок «Права человека», посвященные Дню Конституции | |
17.12.22 | Подготовка новогодних мероприятий | |
24.12.22 | Проведение новогоднего мероприятия | |
3 четверть | 14.01.23 | Конкурс «Я – гражданин России» |
21.01.23 | Лыжные гонки | |
28.01.23 | «Страницы, писанные кровью…», посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда в ВОВ | |
04.02.23 | Международный день памяти Холокоста | |
11.02.23 | Профилактика простудных заболеваний | |
18.02.23 | Встреча с представителем спецназовского сообщества | |
25.02.23 | Просмотр спектакля «Быстрое свидание» в Дворце искусств | |
04.03.23 | Акция «Любимый город» | |
11.03.23 | «Крым с нами и навсегда» | |
18.03.23 | Неделя музыки | |
4 четверть | 01.04.23 | КТД «День смеха и веселья» |
08.04.23 | Экскурсия в музее Центральной городской библиотеки «Память сильнее времени» | |
15.04.23 | Гагаринский урок «Космос – это мы». | |
22.04.23 | Выставка «Люди. События. Факты» (Об истории местного самоуправления г.Нижневартовска) | |
29.04.23 | Просмотр спектакля в ТЮЗе | |
06.05.23 | «Урок Победы и Мужества» | |
13.05.23 | Акция «Российский триколор - звучит гордо!» | |
20.05.23 | День славянской письменности и культуры | |
27.05.23 | Соревнования, игры и конкурсы по ГО |
Выводы:
Общий стиль взаимоотношений, сложившийся в классном коллективе - дружеский. Дети мало конфликтуют между собой; разногласия, периодически возникающие между ними, быстро разрешаются и не имеют далеко идущих последствий. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Большинство учащихся класса активно учувствуют в учебной деятельности. Не всегда ученики проявляют инициативу, самостоятельность в порученных делах. Иногда не понимаю важность участия в общешкольных мероприятиях. В 8 классе будет вестись работа по сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, отношения к учёбе.