Рабочие программы

Побережная Надежда Александровна

Рабочие программы воспитателя на основе примерной программы "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_1_goda_do_2_let.doc292 КБ
Microsoft Office document icon s_2_do_3_let.doc1.14 МБ
Microsoft Office document icon s_3_do_4_let.doc1.13 МБ

Предварительный просмотр:

 

  

  

  

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   

 ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ»  

ПЕРВАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-2 ГОДА)  

  

на 2018-2019 учебный год   

  

Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования   

(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155)   

            

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Разработал воспитатель: Побережная Н.А.  

   

Урай, 2018г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  

3

1.1.Пояснительная записка …………………………………………………………

3

1.2.Цели и задачи реализации программы…………………………………………

4

1.3.Возрастные особенности развития детей 1 – 2 лет ……………………………

5

1.4.Целевые ориентиры……………………………………………………………..

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  

11

2.1.Социально – коммуникативное развитие……………………………………..

11

2.2.Познавательное развитие……………………………………………………….

13

2.3.Речевое развитие ……………………………………………………………….

16

2.4.Художественно – эстетическое развитие …………………………………….

18

2. 5.Физическое развитие ………………………………………………………….

18

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  

21

3.1.Организация режима пребывания  детей первой группы раннего возраста

21

3.2.Учебный план игр-занятий с детьми первой группы раннего возраста 

23

3.3.Расписание  НОД

23

3.4.Система физкультурно - оздоровительной работы

23

3.5.Организация предметно-развивающей среды

24

3.6.Примерный перечень основных игр-занятий

25

3.7.Примерный перечень для чтения и рассказывания детям 

25

3.8.Примерный музыкальный репертуар 

26

3.9.УМК к программе  

27

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  

1.1.Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, так же Адаптированной образовательной программы Дома ребенка. В соответствие с требованиями ФГОС.  

        Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению обеспечение безопасности жизни деятельности дошкольников.

       Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений, навыков и поведения. Уже в первые годы жизни перед детьми открывается мир человеческих отношений. Они осваивают простейшие правила поведения. У них формируются вкусы, привычки и привязанности.       В возрасте 1-2 лет начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить, как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т.д.   Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.

          Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация

(обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.

         Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это

лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний.    Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

    Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Составляя комплексно-тематический план включили на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ( новая редакция Программы – программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.),

 

1.2.Цель и задачи программы:

   Цель программы: Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 1-2 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания.

Задачи программы:

  • Развитие устойчивого познавательного процесса;
  • Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания);
  • Развитие различных форм мышления (наглядно - действенного, наглядно – образного, вербально – логического);
  • Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;
  • Развитие творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы.

   Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорика.

  • Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);
  • Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым;
  • Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
  • Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;  Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.  Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. - Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
  • В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
  • Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
  • Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
  • Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
  • Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.   Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.  Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивать эстетическое восприятие.

  • Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размер резко контрастных предметов.
  • Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
  • Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка.  Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
  • Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.  Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
  • Учить играть, не мешая сверстникам.
  • Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания.  Формировать способности попросить, подождать.

 1.3.Возрастные особенности детей 1- ой группы раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

   На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно – игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой         характер,         затем         характер         делового         сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно – действенное мышление, чувственное познание действительности.

 Ежемесячная прибавка в весе составляет 200 – 250 г, а в росте – 1см. Продолжается совершенствование строение и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет – 4-5,5 часа.

Малыши этого возраста часто падают при ходьбе, несовершенна и осанка. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года жизни дети много и охотно лазают: на горку, на диванчик, на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у детей кроме основных развиваются и подражательные движения (зайке, мишке).

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10 человек)

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик,шарик), одновременно воспринимая их и уточняя физические качества. Происходит ознакомление с основными фигурами: квадрат, четырехугольник, треугольник, круг. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красивый мяч – маленький синий мяч, маленький мишка – большой мишка).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидами, матрешками и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы, мишки).  Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и др.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки (кукла) на другую (мишка); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, мисочку, лейку и т.д.).

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но у детей второго года жизни эти действия сведены к минимальным, этим объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и и орудийные действия.

Успехи в развитии  предметно – игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и  устремляется к нему.  Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.  

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначение некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе  составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослым  дети усваивают, что одно и тоже действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т.д. Важным приобретением речи и мышления  является формирующаяся на втором году жизни способность общения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После одного года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок начинает  воспроизводить контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками заместителями, более или менее сходными по звучанию слышимому образцу.

Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни.  Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б,

м), передние небноязычные (т, д, н), задние небноязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначает, что малыш уронил игрушку, в других – что он сам упал и ушибся.

К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно. Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?,», «Баба куда пошла?».

Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей,с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании.

Малыш постепенно овладевает, умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Расширяется ориентировка  в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»). Однако опыт  взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно протестует  против вмешательства в его игру.

Игрушка в руках другого намного интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш бросает ее. Воспитателю следует пресекать подобные факты, чтобы у детей не пропало желание общаться.

Взаимообщение детей в течении дня возникает. Как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессов, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть по 2-3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. Д. При этом он пользуется простыми словами: «на», «дай», «пусти», «не хочу» и др.

На фоне «охраны»  деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки и т.д.).  Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становиться основным средством общения с взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

 

1.4.Целевые ориентиры.

  • Результаты освоения Программы, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действие с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • - использовать специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими.
  • владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявить самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общении; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;
  • стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия

взрослого;

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

II. Содержательный раздел.

2.1.Социально – коммуникативное развитие.

    Содержание образовательной области „Социально – коммуникативное развитие" направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи области:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

  • Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
  • Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
  • Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Подвижные игры

Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простымсодержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание) .

Театрализованные игры

  • Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт, расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор) .
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы,подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм) .
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажамиигрушками.
  • Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

Дидактические игры

  • Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник) ; составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков) ; сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина) .
  • Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало? » и т. п.) ; слуховой дифференциации («Что звучит? » и т. п.) ; тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий —тяжелый» и т. п.) ; мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.

 

 

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  • Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого)  излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
  • Воспитывать внимательное отношение и любовь  близким людям.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу Образ Я.  

  • Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении).
  • Закреплять умение называть свое имя.

Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи (близких людей из числа сотрудников и воспитанников Дома ребенка. Как можно чаще показывать ребенку фото родственников, называя их имена (по возможности).).

Дом ребенка (наш дом) Развивать представления о положительных сторонах нашего дома.

  • Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
  • Родная страна. Напоминать детям название города в котором они живут.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

  • Знакомить с элементарными правилами поведения,  играть с детьми, не мешая им ине причиняя боль,  не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т. д.
  • Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!
  • Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила. С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения. О правилах безопасности дорожного движения.  
  • Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части) ; светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый— двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.  Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель.

 Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в автобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.) .

Формирование предпосылок экологического сознания.

Задачи:

  • Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.
  • Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя.

 

2.2.Познавательное развитие

 

Содержание образовательной области « Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве.

 

Задачи:

 развитие у детей познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности; - формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

 

Сенсорное развитие

  • Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
  • Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч) .
  • Формировать умение называть свойства предметов. Развитие познавательноисследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности  Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

  • Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
  • Способствовать пониманию пространственных соотношений.
  • Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.) .
  • По окончании игры приучать убирать игрушки на место.
  • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
  • Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
  • Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, камешки и т.п.)

 

Формирование элементарных математических представлений Количество.

  • Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много) .

Величина.  

  • Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)

Форма.

  • Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар)

.

 

 

Ориентировка в пространстве.  

  • Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка).
  • Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.
  • Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение

  • Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.
  • Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
  • Учить детей называть цвет, величину предметов, сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.) .
  • Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с природой  Знакомить детей с доступными явлениями природы.

  • Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.
  • Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка. Приучать детей подкармливать птиц).
  • Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
  • Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде) .

Сезонные наблюдения

Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.) .

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

 

 

 

 

 

2.3.Речевое развитие.

Содержание образовательной области Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи
  • формирования интереса и потребности в восприятии книг через решение следующих задач:
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  • Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне.», «Предупреди Митю. Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?») .
  • Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

  • Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку») ; называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом») ; имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок») .

Обогащать словарь детей:

  • Существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
  • Глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться)  
  • Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,
  • Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .
  • Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи

Звуковая культура речи.

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов)
  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?») .

Грамматический строй речи

  • Совершенствовать грамматическую структуру речи.
  • Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
  • Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?») .

Связная речь

 Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?») .

Формирование интереса и потребности в чтении

  • Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
  • Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это? », «Что делает? ».  Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.
  • Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для первой группы раннего возраста,
  • Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
  • Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
  • Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
  • Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

 

2.4. Художественно – эстетическое развитие

Содержание образовательной области Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Задачи:

  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству

Развитие продуктивной деятельности

Приобщение к изобразительному искусству

  • Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.
  • Знакомить с народными игрушками: дымковской игрушкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
  • Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др., их форму, цвет.

Эстетическая развивающая среда.

  • Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят.  На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование  

 

 

2. 5. Физическое развитие

Содержание образовательной области „Физическое развитие" включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Физическое развитие направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: 

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активностии физическом совершенствовании.
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

  • Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.  
  • Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.
  • Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
  • Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.
  • Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
  • Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
  • Формирование         потребности         в         двигательной         активности         и         физическом совершенствовании.
  • Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.
  • Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.  
  • Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей

(попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.).

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.

  • Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня. При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
  • Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала  учреждения.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

  • Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  • Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами ( салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .
  • Во время еды учить детей правильно держать ложку.
  • Обучать детей порядку одевания и раздевания. При  помощи взрослого учить сниматьодежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова— думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Организационный раздел.

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном  учреждении

В Доме ребенка разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в  Доме ребенка .  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 3 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 10 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

 

Режим дня – холодный период года.

 

1г.-1г.6 мес.

1г.6 мес. – 2лет.

Подъем, утренний туалет.

6.30-7.30

6.30-7.30

Утренняя гимнастика. Игра.

-

7.30-8.00

Подготовка к завтраку. Завтрак.

7.50-8.10

8.00-8.30

НОД 1.

8.10-8.15

8.30-8.42

Игры. Самостоятельная деятельность. Индивидуальные занятия.

8.15-9.30

8.55-9.30

Подготовка к завтраку 2. Завтрак 2.

9.30-9.50

9.30-9.50 

Подготовка ко сну. 1-й сон.

9.50-12.00

-

Подготовка к прогулке. Прогулка.  

-

9.50-11.10

Возвращение с прогулки. Игры.

-

11.10-11.30

Подготовка к обеду. Обед.

12.00-12.30

11.30-12.00

Сон.

-

12.00-15.00

Игры. Самостоятельная деятельность.

12.30-13.00

-

Прогулка. Возвращение с прогулки.

13.00-14.00

-

НОД 2

14.15-14.20

-

Постепенный подъём.

Оздоровительная гимнастика.

-

15.00-15.15

Подготовка к полднику. Полдник.

14.20-14.30

15.15-15.30

Подготовка ко сну. 2-й сон.

14.30-16.00

-

Игры. Самостоятельная деятельность.

16.00-16.30

15.30-15.45

НОД 2.

-

15.45-15.57

Подготовка к прогулке. Прогулка.

16.30-17.30

16.00-17.30

Возвращение с прогулки. Игры.  

17.30-18.00

17.30-18.00

Подготовка к ужину. Ужин.

18.00-18.30

18.00-18.30

Семейный час.

18.30-19.30 

18.30-19.30 

Спокойные игры. Самостоятельная деятельность.

19.30-19.45

19.30-19.45

Подготовка к ужину 2. Ужин 2.

19.45-20.00

19.45-20.00

Ночной сон.

20.00-06-30

20.00-06.30

 

Режим дня – теплый период года.

 

1г.-1г.6 мес.

 

1г.6 мес. – 2лет.

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

Утренняя гимнастика. Игра

 

7.30-8.00

Подготовка к завтраку. Завтрак.

7.30-8.00

8.00-8.30

Игры. Самостоятельная деятельность.

8.00-9.00

8.30-9.00

Подготовка к завтраку 2. Завтрак 2.

9.00-9.20

9.00-9.20 

Подготовка ко сну. 1-й сон

9.20-12.00

-

Прогулка. Игры - занятия на участке.

-

9.20-11.10

Возвращение с прогулки. Водные процедуры.

-

11.10-11.30

Обед

12.00-12.30

11.30-12.00

Сон

-

12.00-15.00

Самостоятельная деятельность. Прогулка.

12.30-14.30

-

Игры – занятия 1 (по подгруппам)

13.00-13.10

-

Игры – занятия  2 (по подгруппам)

13.50-14.00

-

2-й сон

14.30-16.00

-

Постепенный подъём. Оздоровительная гимнастика.  Подготовка к полднику. Полдник.

16.00-16.30

15.00-15.40

Прогулка. Игры - занятия на участке.

16.30-17.30

15.40-17.40

Возвращение с прогулки. Водные процедуры.

17.30-17.50

17.40-18.00

Игры. Самостоятельная деятельность.

17.50-18.10

17.40-18.10

Подготовка к ужину. Ужин.

18.10-18.30

18.10-18.30

Семейный час

18.30-19.30 

18.30-19.30 

Спокойные игры. Самостоятельная деятельность.

19.30-19.45

19.30-19.45

Подготовка к ужину 2. Ужин 2.

19.45-20.00

19.45-20.00

Ночной сон

20.00-06-30

20.00-06.30

 

 

 

 3.2. Учебный план игр-занятий с детьми первой группы раннего возраста 

 

№ п/п

Игра-занятие

Периодичность  

неделя  

год  

1.  

Расширение ориентировки в

окружающем и развитие речи  

3    

105   

2.  

С дидактическим материалом  

2  

70  

3.  

Со строительным материалом  

1  

35 

4.  

Музыка  

2  

70   

5.  

Развитие движений  

2  

70   

Всего занятий  

10  

350 

Длительность одного занятия  

8-10 минут  

47 - 58ч.20м.

Объем недельной образовательной нагрузки  

80-100 минут  

3.3. Расписание  НОД

Дни недели

1 группа раннего возраста с 1-2 лет.

понедельник

8.45-8.57  Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи.(чтение художественной литературы)

15.45-15-57  Занятия c дидактическим материалом (сенсорика)

вторник

9.00-9.12     Музыка

16.20-16.32 Развитие движений  

среда

8.45-8.57  Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи.

 15.45-15.57 Занятия с дидактическим материалом (сенсорика)

четверг

8.45-8.57  Расширение ориентировки в окружающем.   Развитие речи.

15.45-15.57 Музыка

пятница

8.30-8.42  Развитие движений.  

15.45-15-57 Занятия со строительным материалом

 

 

3.4. Система физкультурно-оздоровительной работы 

 

Блоки физкультурно-оздоровительной работы  

Содержание физкультурно-оздоровительной работы  

Создание условий для обеспечения двигательной активности  

  • достаточное оснащение (наличие физкультурных уголков в группах)  
  • индивидуальный режим пробуждения после дневного сна  

Система обеспечения двигательной активности  

  • занятия по развитию движений  
  • двигательная активность на прогулке  
  • подвижные игры  
  • физкультминутки на игра-занятиях  
  • гимнастика после дневного сна  
  • физкультурные досуги, забавы, игры  
  • игры, хороводы, игровые упражнения  

Система закаливания (в повседневной жизни)  

  • проветривание помещений  
  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха  
  • прогулки на свежем воздухе  
  • двигательная активность на воздухе  

Организация рационального питания  

  • организация второго завтрака (фрукты)  
  • введение овощей в обед и ужин  
  • питьевой режим  

 

 .

3.5. Организация предметно-развивающей среды

        Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию

образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями развития детей первой младшей группы, охраны и укрепления их здоровья.

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

   Развивающая предметно-пространственная среда первой младшей группы содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

Центр развития 

Оборудование и материалы 

Центр двигательной активности

Коврики,         дорожки         массажные,         со         следочками         (для

профилактики плоскостопия); мячи; обручи; кегли; кубы; шнур длинный и короткий ленты, флажки;

Центр         информационное

поле

Предметные картинки в соответствии с темами. ( фрукты, овощи, игрушки, транспорт, птицы и тд) серии «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);

Центр познавательно- исследовательский, центр развивающих игр

Пирамидки, кубики, набор геометрических фигур , доски-вкладыши , мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами; набор для экспериментирования с водой и песком наборы игрушке для формирования понятия «Один», «Много», наборы предметных картинок типа «лото» из 2-4частей наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);игра для определения размера «Большой – маленький».

Центр речевого развития

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др. книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» с различными предметами.

книги для тематических выставок о семье, детях, животных и тд., произведения программного содержания.

Центр творчества

(конструирование )

Материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал

Центр игр 

Игрушки для организации игр и игровых ситуаций по тематике семья, больница. Куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; фигурки средней величины: дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; машины крупные и средние; грузовые и легковые; кукольные коляски; горка

Центр         музыкально художественный

Музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, металлофон, ложки и др). Музыкально-дидактические игры.

 

3.6. Перечень основных игр – занятий

Виды игр - занятий

Количество

Расширение в ориентировке в окружающем и развитие речи

3

Физическая культура

2

Со строительным материалом

1

С дидактическим материалом

2

Музыкальное

2

Общее количество игр -занятий

10

 

 

3.7. Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

 

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел, кот под мосток..,».

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

 

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», "Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. -Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. –«Цыпленок».

 

 

 

 

 

 

 

3.8. Примерный музыкальный репертуар От 1 года до 1 года б месяцев

 

Слушание

«Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Колыбельная», муз. В. Агафонникова; «Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. А. Быканова; «Верхом на лошадке», «Колыбельная», «Танец», муз. А. Гречанинова;

«Мотылек», «Сказочкам, муз. С. Майкапара.

 

пение и подпевание

«Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Петушок», «Лиса»,

«Лягушка», «Сорока», «Чижик», рус. нар. попевки.

 

Образные упражнения

«Зайка и мишка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет коза рогатая», рус. нар. мелодия; «Собачка», муз. М. Раухвергера.

 

Музыкально-ритмические движения

«Шарик мой голубой», муз. Е. Тиличеевой; «Мы идем», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Маленькая кадриль», муз. М. Раухвергера; «Вот так», белорус, нар, мелодия («Микита»), обр. С. Полонского, сл. М. Александровской; «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова; «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.

 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

 

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята», муз. Е.

Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А, Артоболевской; Вторая вен¬герская рапсодия Ф. Листа (фрагмент); «Три подружки», муз. Д. Кабалевского; «Весело - грустно», муз. Л. Бетховена; «Марш», муз. С. Прокофьева; «Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи A.Барто; «Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.

 

пение и подпевание

«Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр.B. Герчик, сл. М. Невельштейн; «Воробей», рус. нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай»,   «Едет  паровоз», «Лиса», «Петушок»,

        «Сорока»,  муз. C.         Железнова.

 

образные упражнения

«Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой; «Идет мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова; «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой; «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида; «Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко.

 

музыкально-ритмические движения

«Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского; «Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова; «Постучим палочками», рус. нар. мелодия; «Бубен», рус. нар. мелодия, обр, М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида;

«Петрушки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского; «Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.

Френкель; «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды; пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О, Высотской; «Вот как пляшем», белорус, нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной.

 

3.9.  УМК к программе «От рождения до школы»

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - 3-е изд., испр. и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2012.

Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка» в ясельной группе (1,5-2 года) детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2013.

Павлова Я. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. Для дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В.Гербова и др. – М.:Оникс,2007.

Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: