Я - классный руководитель
Классный руководитель - это не должность, а состояние души.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya._novaya_shkola.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя в соответствии с требованиями «Нашей новой школы».
В соответствии с новыми требованиями национального проекта «Наша новая школа» важной задачей образовательного процесса является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления должна стать открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов должно превратиться из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми должно стать интересно и взрослым. Школы как центры досуга должны быть открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Существующая система воспитания являлась приоритетной, на протяжении многих десятилетий родители считали, что им отводится роль помощников учителей в воспитании и обучении собственных детей. Учащихся убеждали в том, что школа – их второй дом, а учительница – вторая мама. Это способствовало тому, что отголоски потребительского отношения к школе сохранились у современных родителей. Но теперь настало время, когда учитель должен убедить их в обратном, а именно в том, что основную роль в воспитании детей выполняет семья, школа лишь помогает ей в этом.
Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и серьёзную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой надо понимать целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а также оценок, помогающих эффективно решать различные педагогические задачи, такие как: построение бесконфликтных отношений с людьми; предотвращения отчуждённости в отношениях с близкими; сохранения любви и доверия с близкими людьми; успешная реализация социальных ролей и сознательная подготовка к их выполнению.
Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, звучит и в работах многих педагогов. А. Я. Каменский, Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и другие исследователи придавали огромное значение семейному этапу в воспитании подрастающего поколения, считая, что воспитание родителей является важнейшим условием решения многих социальных проблем.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между учителями и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности этого процесса на различных этапах играет СЕМЬЯ.
Мы провели социологическое исследование семей и выяснили, что в нашем классном коллективе большинство многодетных социально незащищённых семей, которым нужна социальная и педагогическая помощь.
В ходе социологического опроса «Ребёнок радость или жертва?» мы увидели, что только для 28,5% родителей ребёнок – радость, 42,9% считают, что ребёнок для них – жертва, 28,5% мам воздержались от прямого ответа на поставленный вопрос.
Проведя анализ рисунков учащихся, исследовав жилищные условия детей, проанализировав возникшую проблему в обучении и воспитании учащихся своих классов, у классного руководителя и родительского актива сложилось мнение, что в целом семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей. Мы сделали вывод, что школа (в лице классного руководителя) должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Школа должна определять и направлять воспитательную политику семьи. Семья выступает как партнёр. Это обеспечивается приобщением родителей к учебно-воспитательному процессу, организацией информационно-педагогических встреч, знакомством с результатами учебной деятельности, включением родителей в управление классом, школой и др.
Идея «семейного» характера школы принадлежит К. Д. Ушинскому. Выдвигая принцип народности воспитания и, указывая пути его существования, К. Д. Ушинский, в частности, выступал за укрепление связи школы с семьёй, чтобы школа, по его выражению, стала «семейным делом» народа.
Мы, совместно с родителями, искали новые пути по осуществлению качественного взаимодействия классного руководителя и родителей по вопросам воспитания и обучения.
Одно из направлений в системе работы семьи и школы – клубная деятельность. «Клубы, являясь по своей сути демократическими и творческими, обладают большими возможностями по созданию наиболее благоприятных условий для реализации учащимися себя как личности» (Н. А. Горелова)
Основная цель воспитательной системы нашей школы: развитие личности ученика в соответствии с потребностями общества и государства и учётом психологических особенностей детей.
Проведя анкетирование родителей, мы выяснили:
- 66,6% опрошенных родителей имеют представление «Что такое семейный клуб?» и считают, что семейный клуб нужно создать в нашей школе.
- 11,1% родителей имеют представление о семейном клубе, но не знают, нужен ли он нашей школе.
- 22,2% родителей не понимают, что такое семейный клуб и соответственно не знают, нужен ли он в нашей школе.
Для решения проблем воспитания и обучения подрастающего поколения в нашей школе 1 сентября 2008 года был создан семейный клуб «Непоседы», руководителем которого родители единогласно выбрали классного руководителя.
Современная действительность такова, что не каждая семья может самостоятельно обеспечить себе полноценный отдых и оздоровление.
Организация совместного содержательного отдыха и оздоровления для членов семейного клуба «Непоседы» - одна из важных проблем. С одной стороны, потому, что понятие родителей о семье, о роли семьи в самореализации личности ребёнка расплывчато и не осознано до конца каждым из родителей. С другой стороны, потому, что менталитет русского человека таков, что он предпочитает отдыхать не только от работы, но и от семьи.
Мы считаем, что совместная деятельность объединяет семью, даёт возможность родителям увидеть ребёнка в другой среде и открыть в нём совершенно новые качества. В свою очередь, ребёнок следует примеру родителей. При проведении социологического опроса среди учащихся выяснилось, что родители не всегда являются позитивным примером для своего ребёнка. Для улучшения этой ситуации мы предлагаем членам семейного клуба «Непоседы» совместную творческую, природоохранную, трудовую, спортивную деятельность (тематические мероприятия, творческие мастерские, акции, соревнования, игры, конкурсы, трудовой десант и др.).
Руководителем семейного клуба был разработан в 2008 году и реализован проект классного руководителя «Как вести за собой», в 2009 году проект «Мир семьи», который участвовал в конкурсе социальных проектов Красноярского края «Социальное партнёрство во имя развития», победил, получил финансирование и был успешно реализован, в 2010 году разработана авторская программа кружка для детей «Мир увлечений», а для родителей открыта мастерская «Рукодельница».
Такая система работы классного руководителя сплотила детей и их родителей, укрепила межсемейные взаимоотношения, обеспечила 100 % заинтересованность родителей делами школы, обеспечила повышение качества обучения и воспитания учащихся нашего классного коллектива, стёрла социальные границы между семьями и повысила авторитет родителей в глазах детей.
Автор: Ирина Арнгольдтовна Малышева, учитель начальных классов и технологии МОУ Солонечно-Талинская ООШ Партизанского района Красноярского края, 2010 год.