Внеурочная деятельность

Апаркина Марина Александровна

Программы внеурочной деятельности по математике в 5, 7 , 8классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №103 городского округа Самара

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                «Утверждаю»                                  на заседании МО учителей          зам.директора по УВР          Директор  МБОУ ООШ №103

протокол №1от                               Луннова О.В.                              Кремлёва Л.И.

28.08.2015г.                                     «   » сентября  2015г.                     «  » сентября  2015г.     председатель МО                            __________________                      ___________________

__________________        

                               

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Удивительное пространство »

научно-технической направленности

для детей 13-14 лет

срок реализации: 1 год

Разработчик:  Апаркина М.А.

Пояснительная  записка.

Программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

            Одним из направлений в обучении учащихся является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Кроме этого для успешного усвоения предмета необходимо создать для учащихся ситуацию успеха: дать почувствовать, что они могут найти решение трудных задач. Необходимо привить и поддерживать интерес к предмету математика, чему способствуют занятия внеурочной деятельности «Удивительное пространство». Тематика внеурочной деятельности направлена, в первую очередь, на развитие логического мышления, развитие творческих способностей.

Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников

системы основных математических знаний, умений, навыков, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из средств их математического образования. От эффективности использования задач в обучении математике зависит в значительной мере не только качество обучения, воспитания, развития учащихся, но и степень их практической подготовленности к последующей деятельности.

             Каждая предлагаемая для решения задача может служить многим конкретным целям, но главная цель- развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к «открытию» математических фактов.

             Достичь этой цели можно с помощью решения задач, требующих навыков наблюдений, логических рассуждений, эвристического мышления, исследовательской работы, т.е. применения методов научного познания реальной действительности и приёмов умственной деятельности, которыми пользуются учёные-математики, решая ту или иную задачу. Решение задач является средством обучения. Именно через задачи учащиеся могут узнать и глубоко усвоить математические факты, овладеть новыми математическими методами.

    Таким образом, целью данного курса внеурочной деятельности  является расширение математических знаний учащихся по курсу алгебры и геометрии 8 класса, т.к. материал строится по принципу модульного дополнения действующего учебника и естественным образом дополняет и углубляет его.

Задачи:

  1. Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.
  2. Развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения, математического мышления.
  3. Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
  4. Показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития математики.
  5. Выработать у учащихся навыки работы с научной литературой , поиском и выбором нужной информации в средствах Интернет при подготовке творческих работ с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации.
  6. Рассмотреть с учащимися построение  графиков дробно-линейных функции и уметь  читать его;
  7. Подготовить учащихся к участию в олимпиадах , конкурсах, конференциях;
  8. Провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.

     В результате изучения курса учащиеся должны:

- знать определения, понятия, основные алгоритмы решения задач по темам курса;

-знать и применять в решении задач свойства делимости чисел и признаки делимости , свойства деления с остатком;

-усвоить метод неопределённых коэффициентов; формулы разности п- х степеней и суммы чётных степеней;

-уметь строить график дробно-линейной функции и читать его;

-проводить исследование квадратного уравнения.

Общая характеристика курса

  В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. t

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».

Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.

Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  1. в метапредметном направлении:
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  1. в предметном направлении:
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы й явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Формы занятий:

  1. Лекции.
  2. Семинары-практикумы.
  3. Игры-состязания.
  4. Олимпиады.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ модуля АЛГЕБРА

В 7-9 КЛАССАХ

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Выпускник научится:

1)        понимать особенности десятичной системы счисления;

2)        владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

3)        выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

4)        сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

5)        выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

6)        использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Выпускник получит возможность:

7)        познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

8)        углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

9)        научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Выпускник научится:

1)        использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

2)        владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Выпускник получит возможность:

З) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

4)        развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ

Выпускник научится:

1)        использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

2)        понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных

источниках, можно судить о погрешности приближения;

З) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Выпускник научится:

1)        владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;

2)        выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

3)        выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

4)        выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность:

5)        научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;

6)        применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).

УРАВНЕНИЯ

Выпускник научится:

1)        решать основные виды рациональных уравнений с одной

переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

2)        понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

3)        применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

Выпускник получит возможность:

4)        овладеть специальными приемами решения уравнений и

    систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

5)        применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

НЕРАВЕНСТВА

Выпускник научится:

1)        понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

2)        решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

3)        применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться:

4)        разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

5)        применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенстве, содержащих буквенные коэффициенты.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ

Выпускник научится:

1)        понимать и использовать функциональные понятия и язык

(термины, символические обозначения);

2)        строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

3)        понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

4)        проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

5)        использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Выпускник научится использовать простейшие способы

представления и анализа статистических данных.

Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

КОМБИНАТОРИКА

Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность научиться некоторыми специальным приемам решения комбинаторных задач.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

 Кол-во часов

Часы аудиторных

занятий

Часы вне

аудиторных занятий

    1

    2

    3

    4

    5

      Делимость чисел

Свойства делимости

Делимость суммы и произведения

Признаки делимости на 2,3,4,5 и 9.

Признаки делимости на 8, на 11.

Деление с остатком.

Свойства деления с остатком.

      Рациональные выражения

Приёмы преобразования целого выражения.

Квадрат суммы нескольких слагаемых.

Приёмы разложения многочлена на множители.

Разность п- х степеней.

Преобразование рациональной дроби.

Действия с рациональными дробями.

      Функции и их графики

Функция. Область определения и область значений функции. Способы задания функции.

Простейшие способы преобразования графиков функций.

Дробно-линейная функция и её график.

      Квадратные и кубические корни

Арифметический квадратный корень. Функция у =  х .

Свойства арифметического квадратного корня.

Преобразование двойных радикалов.

Кубический корень и его свойства. Функция у =  х и её график.

      Квадратные уравнения

Теорема Виета.

Исследование квадратного уравнения.

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

6

1

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

2

2

5

1

2

2

7

1

2

2

2

8

1

2

5

5

7

4

6

7

1

1

1

1

1

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА  НА 8 КЛАСС

1.   Рациональные дроби. Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

2.   Квадратные корни.

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

3.   Квадратные уравнения.

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

4.   Неравенства.

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

5.   Степень с целым показателем. Элементы статистики.

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления. Начальные сведения об организации статистических исследований.

6.   Итоговое повторение  курса.

Рациональные дроби. Квадратные корни и квадратные уравнения. Неравенства. Степень с целым показателем. Элементы статистики.

  1. Четырехугольники.

Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  1. Площади фигур.

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  1.  Подобные треугольники.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

  1. Окружность.

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.

  1. Повторение. Решение задач.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Факультативный курс по математике. 8-9 кл. Состав. И.Н. Никольская, Москва, Просвещение, 2011г
  2. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 2013 – 160с.
  3.   Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. Учреждений / Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Уроки алгебры в 8 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
  6. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации  в 9 классе.

Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2006.

  1. Вероятность и статистика 7-9. И.Л. Бродский, Р.А. Литвиненко – М.: 2006.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. -  М.: Просвещение, 2013.
  3. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Под ред. Г. В. Дорофеева. Москва, Просвещение, 2004 г.
  4. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. М.Л. Галицкий и др.

Москва, Просвещение, 1995 г.

  1. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов .

Н. П. Кострикина, Москва, Просвещение, 1998 г.

           12. Функции и графики. И. М. Гельфанд и др. Москва, Наука, 1971 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

        1. Интернет-ресурсы:

1)        Я иду на урок математики (методические разработки).

2)        Уроки, конспекты. - Режим доступа : nsportal.ru, 1september.ru, и др.

3) ФГОС, уроки математики

2.        Информационно-коммуникативные средства:

  • Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Математика. 7-9 класс» (СD).
  • CD приложение в учебнику «Геометрия 7-9» Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов
  • СD видеоуроки (презентации, тесты) по алгебре, геометрии для 8 класса

3.        Наглядные пособия:

  1. Портреты великих ученых.
  2. Демонстрационные таблицы по темам курса «Математика 8 класс»
  3.  Комплект геометрических фигур

4.        Технические средства обучения:

  1. Ноутбук.
  2. Экран настенный.
  3. Видеопроектор.
  4. Документ-камера.
  5. Принтер и др.

5.        Учебно-практическое оборудование:

1)        Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для

крепления таблиц, схем.

  1. Ящики для хранения таблиц.
  2. Комплект чертёжных инструментов, угольник, циркуль.

6.        Специализированная мебель:

Компьютерный стол.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №103 городского округа Самара

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                «Утверждаю»                                  на заседании МО учителей        зам.директора по УВР  Директор  МБОУ ООШ №103

протокол №1от                               Литвинцева З.С.                             Кремлёва Л.И.

29.08.2014г.                                     «02» сентября  2014г.              «05» сентября  2014г.     председатель МО                            __________________             ___________________

__________________        

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Удивительное пространство» (модифицированная)

научно-технической направленности

для детей 13-14 лет

срок реализации: 1 год

  Учитель:  Апаркина М.А.

 

Пояснительная  записка.

Программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

    Одним из направлений в обучении учащихся является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Кроме этого для успешного усвоения предмета необходимо создать для учащихся ситуацию успеха: дать почувствовать, что они могут найти решение трудных задач. Необходимо привить и поддерживать интерес к предмету математика, чему способствуют занятия внеурочной деятельности «Удивительное пространство». Тематика внеурочной деятельности направлена, в первую очередь, на развитие логического мышления, развитие творческих способностей. Кроме этого рассматриваются вопросы, касающиеся исторического возникновения математики, материалы об ученых-математиках, приемы устного счета, геометрические построения,  запланированы занятия-игры, т.к. дети с большим энтузиазмом и спортивным интересом участвуют в таких играх-состязаниях.

      Целью данной внеурочной деятельности является  привитие интереса учащимся к математике, углубление и расширение знаний учащихся по предмету, научить решать нестандартные задачи.

Задачи:

  1. Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся.
  2. Развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения, математического мышления.
  3. Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
  4. Показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития математики.
  5. Выработать у учащихся навыки работы с научной литературой , поиском и выбором нужной информации в средствах Интернет при подготовке творческих работ с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации.
  6. Рассмотреть с учащимися некоторые методы построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
  7. Подготовить учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах;
  8. Провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем.

Материально-технические условия реализации программы.

        Для проведения занятий необходимо наличие:

  1.         кабинета;
  2.         ТСО;
  3.          компьютера;
  4.          мультимедийного проектора;
  5. экрана;
  6. чертежного инструмента.

         Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, задачам на построение, признаки равенства треугольников, параллельность прямых , уделяется внимание истории развития математики, математическим играм, фокусам, софизмам. Учащиеся знакомятся с биографиями великих математиков, их высказываниями, решают занимательные задачи.

    Формы занятий.

  1. Лекции.
  2. Семинары-практикумы.
  3. Игры-состязания.
  4. Олимпиады.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1.  сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2.  сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3.  сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4.  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в уст-
    ной и письменной речи, понимать смысл поставленной за-
    дачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
    контрпримеры;
  5.  представление о математической науке как сфере челове-
    ческой деятельности, об этапах её развития, о её значимо-
    сти для развития цивилизации;
  6.  критичность мышления, умение распознавать логически не-
    корректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  7.  креативность мышления, инициатива, находчивость, актив-
    ность при решении алгебраических задач;
  8.  умение контролировать процесс и результат учебной мате-
    матической деятельности;
  9.  способность к эмоциональному восприятию математических
    объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

  1.  умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2.  умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3.  умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4.  осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
  5.  умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6.  умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8)         сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

9)         первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10)         умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11)         умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13)         умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14)         умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15)         понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16)         умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17)  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

  1. умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
  2.  владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  3.  умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  4.  умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  5.  умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
  6.  овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
  7.  овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
  8.  умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
  9. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  10. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  11. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  12. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  13. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  14. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
  15. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА В 7 КЛАССЕ

Ученик научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  3. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  4. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство);
  5. решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  6. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  7. использовать свойства измерения длин и  углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  8. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы,      
  9.    решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Ученик получит возможность:

  1.  овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
  2. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  3. приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  4.  приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

        

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Координаты точки на прямой .Модуль числа

1

2

Расстояние между двумя точками. Деление отрезка в данном отношении.

1

3

Преобразование выражений, содержащих переменную под знаком модуля.

2

4

Исследование линейных уравнений

1

5

Решение задач арифметическим способом.

1

6

Признаки равенства треугольников.

3

7

Задачи на построение.

2

8

Параллельные прямые.

2

9

Равнобедренный и прямоугольный треугольники.

2

10

Задачи на построение. Метод пересечения.

1

11

Принцип Дирихле.

2

12

Решение задач с использованием формул сокращённого умножения

3

13

Графики функций

4

14

Графический метод решения

1

15

Уравнения с двумя переменными

1

16

Системы  двух  линейных уравнение с двумя переменными

2

17

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

2

18

Понятие расстояния между геометрическими фигурами

1

19

Решение текстовых задач на составление систем уравнений.

2

34 ч

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Программа  «Факультативный  курс по математике 7 класс», Главное управление образования Администрации Самарской области Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Материалы для учащихся и учителей математики, Самара, 2007.
  2. Л.Ф.Пичурин, «За страницами учебника алгебры», Книга для учащихся, 7-9 класс, М., Просвещение, 2008г.
  3. А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2006г
  4. А.В.Фарков, «Готовимся к олимпиадам», учебно-методическое пособие, М., «Экзамен», 2007.
  5. В.А.Ермеев, «Факультативный курс по математике», 7 класс, учебно-методическое пособие, Цивильск, 2009г.
  6. Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
  7. Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса
  8. www.fipi.ru
  9. http://matematika.ucoz.com/
  10. http://uztest.ru/
  11. http://www.ege.edu.ru/
  12. http://www.mioo.ru/ogl.php
  13. http://1september.ru/

Для ученика:

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Алгебра Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Книга для учителя: Из опыта работы в сельских районах.- М.: Просвещение, 1990 г.
  3. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П.Забавная арифметика.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1991 г.
  4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ под редакцией Потапова М.К..- М.:Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1982 г.
  5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.-М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994 г.
  6. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики.- М.: «Просвещение», 1967 г.
  7. Званич Л.И., Кузнецова Л.В. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса.- М.: Просвещение, 2007 г.