Методический семинар к конкурсу "Учитель года 2015"

Апаркина Марина Александровна

Методический семинар и пояснительная записка к конкурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc349 КБ
Файл kontrolnye_raboty.docx52.95 КБ
Файл tvorcheskie_zadaniya.docx160.52 КБ
Файл uchitel_goda_metodich_seminar.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

       

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Апаркина М.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельность играет огромную роль в формировании личностных качеств обучающихся и их подготовке  к правильному и осознанному выбору  дальнейшего пути становления в обществе. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет  продолжать обучение, а затем, и  самоопределяться в обществе.

Самостоятельность непрерывно связана с активностью, а она является движущей силой в процессе познания. При этом не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества.Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся, которые могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащихся, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать учебная самостоятельная деятельность.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Самостоятельная и творчески активная личность способна осуществить выбор пути своего развития в современном обществе. Обладать этой способностью – значит быть свободным.

 Необходимо вооружить молодого человека способами самостоятельной и творческой деятельности  на этапе становления.

 Проблема учителя -  организовать образовательный процесс, направленный на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Проблема обусловлена следующими  противоречиями:

  • между требованиями стандарта к планируемым результатам обучения математике и наличием условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся в рамках урока;
  •  между разнообразием авторских программ по математике и необходимостью выбора приёмов, обеспечивающих создание оптимального подхода к организации системы проведения самостоятельной работы;
  • между  требованиями стандарта к наличию компетентности в организации самостоятельной учебной деятельности и недостаточной мотивацией обучающихся.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги и психологи. Их исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.

Дрозина В.В. сформулировала основные положения теории и практики организации творческой самостоятельной деятельности учащихся. Сущность понятия "самостоятельная работа", цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной работы, формы и методы ее организации в процессе обучения полно и глубоко проанализированы в исследованиях: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и др.

 В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:

  • по дидактическим целям;
  • по уровню самостоятельности учащихся;
  • по степени индивидуализации;
  • по источнику и методу приобретения знаний;
  • по форме выполнения;
  • по месту выполнения

Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности):

  1. Самостоятельные работы по образцу. Предлагаемые при этом задания выполняются по алгоритмам и образцам. Они имеют особую роль при первичном закреплении изученного.
  2. Реконструктивно-вариативные. Эти работы обычно содержат в себе задачи, по условиям которых обучающимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т.е. проявлять более высокий уровень самостоятельности.
  3. Частично-поисковые (эвристические). Ещё более высокий уровень самостоятельности обучающиеся проявляют при выполнении данных работ, требующих переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.
  4. Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на     следующие:

  • обучающие;
  • тренировочные;
  • закрепляющие;
  • повторительные;
  • развивающие;
  • творческие;
  • контрольные. 

Применение творческих заданий на уроках помогает ученикам проявить себя в классе, подняться  в своих глазах, развивает потребность самообразования и самоконтроля, формирует понятие о культуре речи и умение выражать ясно и точно свои мысли.

На уроках использую следующие виды самостоятельных творческих работ:

  • решение задач нестандартным способом;
  • решение задач несколькими способами;
  • самостоятельное составление задач и примеров;
  • решение задач на нахождение и составление закономерностей;
  • задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, выявить математические закономерность в определённых жизненных ситуациях;
  • математические сочинения (стихи, сказки);
  • исследовательские и проектные работы.

Самостоятельно составить задачи я обычно предлагаю ученикам в конце изучения темы. И даю определенную целевую установку на их содержание: экологическое, нравственное, сказочное или фантастическое.

Составление задач возможно:

  •  по краткой записи;
  • по формулам и уравнениям;
  • по заданному вопросу;
  • обратной данной или продолжающей данную.

“Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач”, - писал К.Д. Ушинский. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на применения на практике, на личное осмысление и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются различные методы, важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика, и он сможет преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях.

На каждом уроке я  пытаюсь создать ситуацию выбора (выбор уровня изучения нового материала, выбор уровня и методов выполнения заданий, выбор вида рефлексии, оценка своих результатов, самокритика). На каждом этапе пытаюсь создать ситуацию успеха и поддержки - у каждого она своя.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. Формирование такой личности возможно только при совместной деятельности обучающегося, как на уроке, так и во внеурочной деятельности обучающихся и учителя.

Для достижения данной цели в становлении личности, поставленной государством, необходимо учитывать и выполнять, на мой взгляд, следующие  системные требования к самостоятельной работе:

  1. Самостоятельная работа носит целенаправленный и систематический характер.
  2.  Самостоятельная работа содержит задания, исключающие действия по шаблону.
  3. Обеспечивается дифференцированный подход (разноуровневость).
  4. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся.
  5. При организации самостоятельной работы осуществляется разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся.
  6. В самостоятельной работе оптимальное сочетание консультативной работы учителя и творческой деятельности обучающихся.

Развитие самостоятельной и творческой активности ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Русский классик Л.Н. Толстой считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова, на мой взгляд, актуальны и сейчас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 1989.
  3. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
  5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Педагогика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общ-во России, 1998.
  7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности: Учеб. пособие / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М.: Изд-во МГПИ, 1978.
  8. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей / Сост. С.И. Демидова. Л.О. Денищева. – М.: Просвещение, 1985.



Предварительный просмотр:

          Контрольная работа №2  по математике для 6 класса

                                          Вариант 1.                                          

  1. Баз. уровень: Сократите дроби      

Повыш. уровень: Сократите дроби

  1. Баз. уровень: Сравните дроби:  а) ; б)

         Повыш. уровень: Сравните дроби:       а) ;

          б)

  1. Баз.уровень:                  Выполните действия: а) ;  

б) ;          в)

 Повыш.уровень:           Выполните действия: а) ;  б) ;                           в)

  1. Баз.уровень:  В первые сутки поезд прошел  всего пути, во вторые сутки – на пути меньше, чем в первые. Какую часть  всего пути поезд прошел за эти двое суток?

Повыш.уровень:  Три трактора вспахали поля, причём первый трактор вспахал  поля, что на  меньше, чем второй. Какой из тракторов вспахал больше- второй или третий? На сколько?   

     

  1. Баз.уровень: Решите уравнение:

     Повыш.уровень: Решите уравнение:

                  Контрольная работа №2  по математике для 6 класса

                                                   Вариант 2.                                          

  1. Баз. уровень:       Сократите дроби

Повыш. уровень: Сократите дроби

  1. Баз. уровень: Сравните дроби:  а) ; б)

         Повыш. уровень: Сравните дроби:       а) ;

          б)

       3.    Баз.уровень:                  Выполните действия: а) ;                

                       б) ;                                  в)

Повыш.уровень:            Выполните действия: а) ;  б) ;                  в)

4. Баз.уровень:  В первые день скосили  всего  луга, во второй день скосили   на  луга меньше, чем в первый. Какую часть  луга скосили за эти два дня?

Повыш.уровень: Три медведя съели бочки мёда, причём третий медведь съел  бочки, что набочки больше, чем второй. Какой из медведей – первый или второй съел меньше? На сколько?        

   

  1. Баз.уровень: Решите уравнение:

     Повыш.уровень: Решите уравнение:



Предварительный просмотр:

№ 1. Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:

       O Д Т Ч П Ш С...

Для того, чтобы решить предложенную выше задачу,  нужно понять, что же объединяет эти буквы. Можно проверить место букв в алфавите, форму букв, можно делать различные  прикидки, и в конце концов придет озарение  - последовательность представляет собой первые буквы слов один, два, три, четыре... Значит, следующая буква будет В.

№ 2. Посмотрите на рисунок и скажите, какая фигура здесь лишняя.

Image133

Если ученик ответит, что круг, значит, он заметил, что это единственная фигура, которая не имеет прямых линий. Но если кто-то другой  решил, что лишним является квадрат, ответ тоже будет правильным, так как он является здесь единственной фигурой, имеющей четыре прямых угла. Если учащемуся кажется, что в эту компанию не вписывается треугольник, то и он тоже прав  - это единственный несимметричный объект. Сектор, в свою очередь, единственная из всех фигур, которая содержит и прямые линии, и кривые. Ну и, наконец, оставшаяся фигура единственная, которая имеет выемку. Получаем, что каждая из фигур чем-то отличается от всех других. Но, в то же время, все они в равной степени имеют признаки, которые их объединяют.  Главное при выполнении этого задания, привести аргументы, подтверждающие правильность выбора.

№ 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар на Тему : « рАЗВИТИЕ самостоятельной И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ учащихся на уроках математики В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ фгос » Учитель математики МБОУ ООШ № 103 г.о. Самара Апаркина Марина Александровна К онкурс «Учитель года – 2015»

Слайд 2

Апаркина Марина Александровна учитель математики МБОУ ООШ №103 г.о. Самара Общий стаж: 9 лет Педагогический стаж: 4 года Образование: высшее Самарский Государственный Педагогический Университет

Слайд 3

Понимаешь, мама, Я - учитель! Видишь, я вхожу, волнуясь в класс. Это мне решили поручить их 20 душ и 40 глаз…

Слайд 4

Актуальность: Самостоятельная и творчески активная личность способна осуществить выбор пути своего развития в современном обществе. Обладать этой способностью – значит быть свободным. Необходимо вооружить молодого человека способами самостоятельной и творческой деятельности на этапе становления. Проблема учителя - организовать образовательный процесс, направленный на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. Математическое образование в школе обладает высоким потенциалом в решении выдвинутой проблемы.

Слайд 5

Проблема обусловлена противоречиями: между требованиями стандарта к планируемым результатам обучения математике и наличием условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся в рамках урока; между разнообразием авторских программ по математике и необходимостью выбора приёмов, обеспечивающих создание оптимального подхода к организации системы проведения самостоятельной работы; между требованиями стандарта к наличию компетентности в организации самостоятельной учебной деятельности и недостаточной мотивацией обучающихся.

Слайд 6

Цель : создание условий для формирования и развития самостоятельной и творчески активной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Слайд 7

Концептуальность Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др.

Слайд 8

Самостоятельная работа в школе - это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно планируют, выполняют и оценивают различного вида задания с целью развития предметных и метапредметных результатов.

Слайд 9

Классификация самостоятельных работ: по дидактическим целям; по уровню самостоятельности учащихся; по степени индивидуализации; по источнику и методу приобретения знаний; по форме выполнения; по месту выполнения.

Слайд 10

Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности): самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные; частично-поисковые (эвристические); исследовательские(творческие) самостоятельные работы.

Слайд 11

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие: обучающие; тренировочные; закрепляющие; обобщающие; развивающие; творческие; контрольные .

Слайд 12

Виды самостоятельных творческих работ: - решение задач нестандартным способом; - решение задач несколькими способами; - самостоятельное составление задач и примеров; - решение задач на нахождение и составление закономерностей; - задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, выявить математические закономерность в определённых жизненных ситуациях; - математические сочинения (стихи, сказки); - и сследовательские и проектные работы.

Слайд 13

Примеры творческих заданий: Определить закономерность и вставить пропущенное число «Математические книги» руками детей Какая фигура лишняя?

Слайд 15

Создание ситуации выбора на различных этапах урока : в процессе открытия нового знания; уровня и методов выполнения заданий; вида рефлексии и способов коррекции деятельности; оценки результатов способствует достижению успеха при выполнении самостоятельной работы.

Слайд 16

Системные требования к самостоятельной работе : Самостоятельная работа носит целенаправленный и систематический характер. Самостоятельная работа содержит задания, исключающие действия по шаблону. Обеспечивается дифференцированный подход (разноуровневость). Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся. При организации самостоятельной работы осуществляется разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся. В самостоятельной работе оптимальное сочетание консультативной работы учителя и творческой деятельности обучающихся.

Слайд 17

Критерий деятельности учителя - успех обучающихся и продукт их деятельности на уроке

Слайд 18

Исследовательская деятельность учащихся: Открытые Ломоносовские чтения; Научно-практическая конференция «Я - исследователь»; Социальный проект в сфере IT технологий «Компьютер - каждому»; Предметные олимпиады.

Слайд 19

«Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать» Л. Н. Толстой