9.1. МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Денисова Любовь Сергеевна

Выступления на педагогических советах, методических объединениях, в единых методических днях:

1. Современный урок как способ повышения качества. Роль инновационных образовательных систем в формировании качества и успеваемости.

2. Использование современных  педагогических  технологий  в начальной школе.   

3. Мастер- класс "Совершенствование техники чтения".

4. Система работы с одаренными детьми.

5. Результаты работы с одаренными детьми.

6. Мастер-класс "Основы финансовой грамотности"

7. Мастер-класс "Развитие орфографической зоркости"

8.1. Мастер-класс для молодых педагогов "Развитие орфографической зоркости в урочной и внеурочной деятельности" (Школа молодого педагога)

8.2. Презентация. Мастер-класс для молодых педагогов "Развитие орфографической зоркости в урочной и внеурочной деятельности" (Школа молодого педагога)

9. Мастер - класс "Как я работаю над звуко – буквенным анализом в 1 классе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШМО 19-20 августа 2013г.

Современный урок как способ повышения качества.

Роль инновационных образовательных систем в формировании качества и успеваемости.

               Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
               Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.  

              Сегодня учитель не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников.

              Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это черты современного урока.

              Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности. Поэтому по ходу урока не исключена любая импровизация.

              Каковы же требования к современному уроку?

              Основой эффективности урока является целеполагание. Цель урока – это заранее запрограммированный, запланированный конечный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

               Задача учителя обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность при работе над ними.

Задача учителя вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть.

              Нужно сформировать у учащихся понимание, что без цели очень трудно оценить результаты их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том лишь случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат.

             Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности, знать за что им необходимо отчитаться перед учителем в конце урока.

             Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

             Учебно-образовательный аспект - это:

  • формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
  • обеспечение усвоения (углубления, расширение) определений, правил, формул;
  • формирование общеучебных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений,

              Развивающий аспект – это то, какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся:

  • развитие речи: обогащение словарного запаса; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
  • развитие мышления:

умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;

умение анализировать;

умение строить аналогии;

обобщать;

систематизировать.

                Воспитывающий аспект – это то, какие качества личности будут формироваться у ребенка.

              Психологические требования к уроку:

К ним относятся:

учет возрастных особенностей;

учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

              Гигиенические требования к уроку

температурный режим;

освещенность;

критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут

(по Высоцкой С.И.)

               При этом объём учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным. Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если сейчас помочь ученикам развивать потребность в знаниях, научить приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Какие инновационные технологии могут этому способствовать?

1. Технология перспективно - опережающего обучения .

Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, можно опережать их введение в учебный процесс.

Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Последующая тема даётся на каждом уроке малыми дозами 5-7 минут. Тема раскрывается медленно, последовательно, со всеми логическими переходами. В обсуждение нового материала вовлекаются сначала сильные, затем средние, и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Также здесь помогут опорные схемы, или просто опоры,- выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Младшие школьники мыслят конкретно, образами. Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимается страх, скованность. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направленно не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и осмысление связей.

2.        Игровые технологии.

В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Уроки-игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. Основная задача игр состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски.

3.        Технологии проблемного обучения .
(исследовательский метод).

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают     чувство     глубокого     удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

          Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные технологии, методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.        



Предварительный просмотр:

Использование современных  педагогических  технологий  в начальной школе.   

« Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Вовлеки меня и я научусь»

                                                                                                                 (Китайская пословица)

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).

От  современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Для формирования у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, существуют инновационные технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммкуникативные, игровые технологии, педагогика сотрудничества,  развивающее обучение.

Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность к саморазвитию.                                        Цель современного  образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Обоснование  выбора

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их решению ,в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками ,развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому ,уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются  в своих способностях ,слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления.

Исследовательские  методы в обучении

Даёт возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания ,глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Игровые  технологии

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности ,развитие общеучебных умений и навыков

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребёнка к предмету ,идти от тех возможностей , которыми располагает ребёнок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Партнерство и сотрудничество в отношениях педагога и ребенка. Учитель и ребята совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение  и  неограниченное  обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов , доступ в ИНТЕРНЕТ

Компьютерные  технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала,  выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

Применяются с целью сохранения здоровья школьникам за период обучения в школе, формированию у ребят необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни. С целью  правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей; использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой). Сохранение высокой работоспособности на уроке, исключение переутомления учащихся.      

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учёта достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Это система работы учителя и школы в целом, нацеленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.


Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

 

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

 

 

1

 

 

 

 

Актуализация знаний

Игровые технологии

-Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

 

 

2

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная   технология

Создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК

-Разноуровневые задания на ПК 

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

 Игровые технологии

Игровая ситуация

 Проблемное  обучение

 Создание проблемной ситуации

 

 

4

 

 Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

 

 

5

 

 

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

 

6

 

 

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

 

7

 

 

Рефлексия

Гуманно-личностная   технология 

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»



Предварительный просмотр:

Денисова Л.С.

Тема: Совершенствование техники чтения.

        Одной из главных задач начальной школы является формирование и совершенствование навыка чтения, определяемого как автоматизированное умение воспринимать, озвучивать и осмысливать читаемое.

Формирование этого навыка занимает довольно длительный период. По мнению Т.Г.Егорова, он распадается на четыре ступени:

 I) овладение звуко-буквенными обозначениями;

 2) слоговое чтение;

3) становление синтетических приемов чтения;

 4) синтетическое чтение.

Исследуя младших школьников, многие исследователи отмечают, что слоговое чтение у них может формироваться к концу 2 класса, причем чтение по слогам (а не целым словом) сложных по структуре и для понимания слов может сохраняться до 4 класса. На протяжении всего периода обучения в начальной школе их чтение характеризуется большим количеством ошибок, низким уровнем понимания и выразительности.

Ряд исследователей (Б.Г. Ананьев, Р.Е. Левина и др.) видят причины этого в нарушениях устной речи, прежде всего в несформированности фонематической системы.

По мнению Р.И Лалаевой, А.Н. Корнева и др., причины затруднений в овладении чтением кроются в недоразвитии слухового, пространственного восприятия; зрительной, слухоречевой памяти; фонематического восприятия; произвольного внимания; мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

В работе по совершенствованию навыка чтения можно использовать следующие упражнения:

1) на развитие четкости произношения;

2) вырабатывающие внимание к слову и его частям;

3) развивающие оперативное поле чтения и память;

4) развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

В начале каждого урока в течение 5 минут использую следующие приёмы:

Уроки чтения, окружающего мира.

Урок начинаем с игровой разминки, т.е. с работы над развитием четкости произношения (скороговорки). Приложение 1.

Читаем скороговорки, каждый раз увеличивая темп.

Повторять все скороговорки по 5 раз трижды с разными упражнения для пальцев.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи.

Это упражнение предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться.

Развивается произвольное внимание; мелкая моторика, зрительно-моторная координация.

       Далее проводится работа со слогами. Приложение 2.

Ученики называют слоги  одного ряда квадрата на одном дыхании. После этого учащиеся тренируются в чтении с ударением на одном из слогов.

За 1 мин прочитать слоги одного столбика как можно больше раз.

      Столбик слов. Приложение 3.

Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

     «Жужжащее» чтение — это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Общий тренаж увеличивается во много раз, хотя отводится для чтения всего 5 минут урока.

Уроки русского языка.

Таблица букв. Приложение 4.

  • Найти все буквы алфавита, глядя только на точку.
  • Называть каждую следующую букву, чередуя с точкой
  • Тест на внимание

Уроки математики.

Таблицы Шульте. Приложение 5.

  • В течение 15 секунд в прямом порядке найти числа от 1 до 25
  • В течение 30 секунд в обратном порядке найти числа от 25 до 1
  • Можно заменить числа: 25-50, 50-75, 75-100.

Вывод:

  1. Использование данных методик эффективно в системе.  
  2. Среди обучающихся 2 «а» класса, по сравнению с началом учебного года, скорость чтения увеличилась в среднем на 10-15 слов.


Предварительный просмотр:

24.01.15.

Тема: Система работы с одаренными детьми.

Учитель: Денисова Л.С.

«Одарённость человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». 

                                   В. А. Сухомлинский

(слайд 2)

(слайд 3-7)

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. И найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру,  вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать этот интерес до окончания начальной школы  важно,  начиная с  первого  класса.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, перед учителями начальных классов стоит  задача установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается  формирование интеллектуальных способностей.  

Важным условием  является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей, выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Кроме предметных олимпиад школьного (слайд 8), районного и областного уровня, сейчас предлагают очень много разных платных дистанционных конкурсов. Моя основная задача – сделать выбор среди этого множества конкурсов. Как я это осуществляю? Я просматриваю условия участия в конкурсе и задания прошлых лет (большинство онлайн-организаторов конкурсов их предлагают). Если задания интересные, передаю эту информацию классным руководителям.

За 1 полугодие 2014-2015 учебного года учащиеся начальной школы приняли участие в 10 дистанционных конкурсах и викторинах.  (Слайд 9)

Конечно, участвовать в этих конкурсах могут все желающие.

№ п/п

Название конкурса

Участники

Победители

(1,2,3 места)

Результативность (выполнили 50 % и более)

1 четверть

1

Всероссийская викторина «Школа безопасности»

28ч.

9ч.

1ч.

2

Всероссийская викторина «Азбука нравственности»

27ч.

6ч.

6ч.

3

Всероссийская дистанционная олимпиада по циклу гуманитарных предметов (русский язык, литературное чтение)

15ч.

6ч.

3ч.

2 четверть

1

Международный конкурс по информатике «Бобёр»

10ч.

6ч.

2

В гостях у сказки

2ч.

3

Международная игра-конкурс по русскому языкознанию

"Русский Медвежонок - языкознание для всех"

34ч.

4

Всероссийский игровой конкурс 

«КИТ — компьютеры, информатика, технологии»

34ч.

5

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру (растения, животные)

81ч.

30ч.

7ч.

6

Всероссийский конкурс по математике «Эврика – 2014»

30ч.

7

Всероссийская дистанционная олимпиада для младших школьников «Я знаю!»

33ч.

8

Школьные олимпиады

96ч.

55ч.

3 четверть

1

Международный  конкурс по русскому языку «Кириллица 2015»

37ч.

Выявление одаренных идет в процессе проведения конкурсов,  на основе наблюдения за результатами  их участия в конкурсе. Как правило, одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Уже в первом классе выявляются способные математики, чтецы, художники, просто активисты.

Для развития выявленных способностей ребенка важно сотрудничество с родителями.

 В завершение хочу сказать, что для того, чтобы работа с одаренными детьми увенчалась успехом, необходимо создать определенные условия работы:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача работы с одаренными детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Слайд 2

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

Слайд 3

Одарённый ребёнок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности .

Слайд 4

Цель работы организатора с одарёнными детьми Создать условия для самореализации одарённых детей.

Слайд 5

Задачи организатора Отбор информации о конкурсах; Информирование классных руководителей об условиях участия в конкурсах; Формирование списка участников; Оформление заявки; Оплата организационного взноса; Организация дня проведения конкурса; Обработка бланков; Отправление выполненных работ (автотранспортом, почта России, онлайн ); Подготовка наградных материалов; Составление справок и отчётов.

Слайд 6

Ожидаемые результаты п овышение интеллектуального уровня учащихся; т ворческая самореализация одарённых детей; формирование системы работы с одарёнными учащимися.

Слайд 7

Формы работы школьные олимпиады; участие в дистанционных конкурсах и викторинах (всероссийских, международных);

Слайд 8

Школьные олимпиады

Слайд 9

Дистанционные конкурсы и викторины (всероссийский и международный уровень)

Слайд 10

Всероссийский уровень

Слайд 11

Международный уровень

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результаты работы с одарёнными детьми за 1 полугодие 2016-2017 уч.г .

Слайд 2

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

Слайд 3

Одарённые дети: имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; очень трудолюбивые .

Слайд 4

Художественная одаренность

Слайд 5

Всероссийские конкурсы рисунков « Бабушка рядышком с дедушкой» « Осень в золото одета» « Учитель – самый верный друг» « Роднее мамы человека нет» К онкурс фотографий «Я в осеннем лесу »

Слайд 6

Всероссийские и международные интеллектуальные конкурсы Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики» , 4 классы Всероссийский литературный марафон «Творчество А.С.Пушкина» Международный конкурс ( онлайн ) « Мириады открытий» ( сайт « Инфоурок ») Образовательный конкурс « Олимпис 2016 » ( онлайн )

Слайд 7

Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап.

Слайд 8

Всероссийская дистанционная олимпиада «Я знаю !»

Слайд 9

УЧИ.РУ

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Основы финансовой грамотности».

29.11.2016г.

Денисова Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1,

первая квалификационная категория.

- «Есть одна вещь на свете, которая необходима практически всем людям. Без нее очень трудно жить, зато при ее наличии многое становится доступным. Эта вещь может принять любой облик – превратиться в куклу, конструктор, ноутбук, поездку за границу… И никакого волшебства здесь нет! Эта вещь есть и у твоих родителей, и ты ее получаешь время от времени, и ее название, я уверена, тебе прекрасно известно – это ДЕНЬГИ».

Слайд 1

     - Такими словами я начала свое первое занятие по финансовой грамотности.

     - Для чего нужны деньги? (вопрос к участникам м-к; ответы)

     - Такой же вопрос я задала детям.

     - Деньги нужны для того, чтобы осуществлять расчеты между разными людьми, компаниями и даже между разными странами. Ведь ты же не будешь за покупку мобильного телефона расплачиваться, скажем, пряниками? Или, например, чтобы через год купить себе компьютер, ты же не будешь копить шариковые ручки или фломастеры, а потом пытаться обменять их в магазине на нужный тебе компьютер? Думаем, что ты будешь копить именно деньги.

Слайд 2

      - Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят?

Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста.

На занятиях мы с детьми  рассматриваем  основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

      - Сегодня я хочу представить вам несколько фрагментов занятий.

Слайд 3

      После изучения раздела «Обмен и деньги. Какими бывают деньги» проводится викторина по теме «Деньги». Для проверки  знаний и умения логически мыслить викторина проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

  • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.). (другой вариант: 100 баллов - у группы, сегодня мы проиграем по второму варианту)
  • Право ответа на вопрос покупается.
  • Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
  • Цена может меняться с шагом 5 баллов.
  • Окончательная цена определяется в результате торгов.

(у каждой группы – сигнальная карточка)

  • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

ВИКТОРИНА.

  1. Два пятака минус три алтына. Сколько будет? (Одна копейка)

Стартовая цена – 5 баллов.

Ответ: Слайд 4

  1. В древние времена, когда еще не было золотых и серебряных денег, население пользовалось «вещевыми деньгами». В каких странах в качестве денег использовались:

• Шкурки белок, лис, куниц, соболей? (На Руси)

• Чай? (В Монголии)

• Ракушки? (В Китае, Индии и Африке)

Стартовая цена – 5 баллов за каждый правильно названный город. Даю командам время подумать и обсудить.

Ответ: Слайд 5-7

  1. Как официально называется лицевая сторона монеты? (Аверс)

Стартовая цена – 5 баллов.

Ответ: Слайд 8

  1. Как официально называется обратная сторона монеты? (Реверс)

Стартовая цена – 5 баллов.

Ответ: Слайд 9

  1. Достопримечательности какого города изображены на российской купюре (образца 1997 года) достоинством:

Стартовая цена – 5 баллов за каждый правильно названный город.

Десять рублей? (Красноярск)1 Слайд 10

     
Самая мелкая купюра номиналом в десять рублей изображает железнодорожный мост через реку Енисей, входящий в книгу ЮНЕСКО «Лучшие мосты мира». Также на этой стороне купюры находится часовня святой Параскевы Пятницы, великой целительницы. С оборотной стороны изображена красноярская ГЭС, которая является второй по мощности среди российских ГЭС.

Пятьдесят рублей? (Санкт-Петербург)  Слайд 11

Город-герой Санкт-Петербург с его знаменитыми строениями изображены на купюре номиналом в пятьдесят рублей. Символ Невы – женская фигура, восседающая на троне у основания Ростральной колонны, а на заднем плане – Петропавловская крепость, являющаяся исторической достопримечательностью города. Эти изображения находятся на лицевой стороне купюры. На оборотной стороне – здание бывшей биржи у набережной.

Сто рублей? (Москва)   Слайд 12

Распространенная в обиходе сторублевая купюра содержит изображение столицы – города Москвы. Аполлон с колесницей - скульптура с фронтона Большого Театра, а также само здание этого культурного заведения находится по обе стороны купюры.

Пятьсот рублей? (Архангельск)   Слайд 13

Мощь и могущество города Архангельска передает памятник Петру I и морской порт с парусником. Эти изображения расположены на лицевой стороне купюры номиналом в пятьсот рублей. На оборотной же стороне виден Соловецкий монастырь – мужской монастырь Русской православной церкви, воздвигнутый еще в 1420-1430 годы и являющийся объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тысяча рублей? (Ярославль)  Слайд 14

На крупной зеленой купюре изображен памятник основателю города – князю Ярославу Мудрому, который держит в руках храм. Он располагается в центре города. Памятник был воздвигнут в честь основания князем города Ярославля. На заднем фоне видна часовня Казанской Богоматери, имеющая форму ракеты. На оборотной стороне купюры находится еще один памятник истории - храм Иоанна Предтичи (Крестителя), который имеет высокое федеральное и культурное значение.

Пять тысяч рублей? (Хабаровск)    Слайд 15

Красивая яркая купюра номиналом в пять тысяч рублей изображает величественный памятник генералу-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Муравьев-Амурскому. Благодаря этой великой личности был возвращен Амур, уступленный Китаю в 1989 году. На оборотной стороне купюры изображено также могущественное строение - Хабаровский мост, или «Амурское чудо», длина которого составляет 2700 метров.

         

Следующий прием – «Мозаика».

В нескольких темах (таких как: «Что такое деньги и откуда они берутся», «Современные деньги России и других стран», «Откуда в семье деньги», «На что тратятся деньги») есть так называемые экономические задачки.

Метод «Мозаика» может быть использован при  решении задач или ответе на вопросы.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

(в нашем случае - это три группы по три человека )

  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

(У вас на столах лежат карточки синего цвета. Выберите каждый одну. а теперь поменяйтесь местами так, чтобы за одним столом сидели все, у кого карточка № 1, № 2, № 3.)

  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

(группы, работающие с задачами, следят за временем по таймеру на экране: 3 минуты на решение задачи, 5 минут – на обсуждение в своей команде, 3-4 минуты на объяснение решения задачи у доски)

Слайд 16

Задачи:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
  • Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?
  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?

*проверка решения по слайдам

Решение:

Слайд 17

Задача № 1:

  • Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят. Один котёнок меняется на 50 рыбок, а один щенок - на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
  • 2 щенка+1 попугай=4 котёнка
  • 1 котёнок=50 рыбок
  • 1 щенок=2 попугая
  • 1 щенок=? рыбок

Решение:

  • 2 щенка+1 попугай=200 рыбок
  • 4 попугая+1 попугай=200 рыбок
  • 1 попугай=40 рыбок
  • 1 щенок =2 попугая= 80 рыбок

Слайд 18

Задача № 2:

Один топор можно обменять на два лука, а один лук на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор?

  • 1 топор=2 лука
  • 1 лук=4 глиняных горшка
  • 2 глиняных горшка=5 пучков
  • 1 топор =? пучков

Решение:

  • 1 топор=8 глиняных горшков
  • 1 топор = 20 пучков

Слайд 19

Задача № 3:

  • Три бабушки лепили пельмени. Первая лепит 240 пельменей в час, вторая – 180, а третья – 300. Сколько минут им понадобится, чтобы слепить 3000 пельменей? Сколько денег при этом они потратят, если продукты для изготовления 40 пельменей стоят 30 р.?
  • 1 бабушка=240 пельменей за 1 час
  • 2 бабушка=180 пельменей за 1 час
  • 3 бабушка=300 пельменей за 1 час
  • 3 000 пельменей =? минут

Решение:

  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут 
  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут 
  • 240:6=40 (пельменей) – 1 бабушка делает за 10 минут
  • 180:6=30 (пельменей) – 2 бабушка делает за 10 минут
  • 300:6=50 (пельменей) – 3 бабушка делает за 10 минут
  • 40+30+50=120 (пельменей) – за 10 минут вместе
  • 240+10=250 (минут)

  • 1 бабушка: 240:60=4 (пельменя) – за 1 минуту
  • 2 бабушка: 180:60=3 (пельменя) – за 1 минуту
  • 3 бабушка: 300:60=5 (пельменей) – за 1 минуту
  • 4+3+5=12 (пельменей) – за 1 минуту
  • 12*10=120 (пельменей) – за 10 минут

  • 240+180+300=720 (пельменей) – за 60 минут
  • 720+720+720+720=2880 (пельменей) – за 240 минут
  • 3000-2880=120 (пельменей)

В это время четвёртая группа делится на две части, каждой дается творческое задание:

Слайд 20

  1. Постер «Оборот денег»  (тема: Современные деньги России и других стран)

Нарисуйте или подберите рисунки к следующим ситуациям:

  • Человек кладёт деньги в банк.
  • Человек берёт деньги из банкомата.
  • Человек совершает покупки.
  • Инкассаторы забирают деньги из магазина.

Расположите ваши картинки на листе формата А3 и соедините их стрелками таким образом, чтобы проиллюстрировать круговое движение денег.

* По́стер (англ. poster — «афиша, объявление, плакат»): Постер — художественно оформленный плакат, используемый для рекламных или декоративных целей (чаще с изображением актера, музыканта, спортсмена).

В начальной школе постер может быть выполнен на 1/2 или 1/4 листа ватмана. Он должен иметь большой и чёткий заголовок, в котором указана тема работы. Основную часть занимает иллюстративный материал: готовые картинки или рисунки автора. Текст к ним должен быть кратким и написан крупным шрифтом. На постере обязательно должны быть указаны имя автора и список источников (книг, статей и сайтов), материалы которых были изучены при работе над исследованием или проектом.

Слайд 21

  1. Мини-исследование (тема: На что тратятся деньги)

«Шарлотка»

Для простого пирога - шарлотки нужны следующие продукты: 3 больших кислых яблока, 1 стакан муки, 1 стакан сахара, 3 яйца и немного корицы. Рассчитайте, сколько будет стоить одна порция пирога, если его собираются съесть 6 человек.

(Для этого необходимо узнать цены продуктов и вес каждого из них.)

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

Яблоки

3

90 руб за 1 кг

90 руб

Мука

50 руб

Сахар

50 р

Яйца

50 руб

Корица

1 пакетик

20 руб

1 стакан = 200 г

Решение:

Продукты

Количество

Цена

Стоимость

Яблоки

3

90 руб за 1 кг

90 руб

Мука

1 стакан = 200 г

50 руб

10 руб

Сахар

1 стакан = 200 г

50 р

10 р

Яйца

3

50 руб

15 руб

Корица

1 пакетик

20 руб

5 руб

70+10+10+15+5=120 руб

120 : 6 = 20 руб – 1 порция пирога

Итог: видеоролик о финансовой грамотности



Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ № 1

Областной форум «Большая перемена»

Тема:

«Развитие

орфографической зоркости».

                              Подготовила: Денисова Любовь Сергеевна

                                                      учитель начальных классов

первая квалификационная категория

с.Абатское

2016.

Тема: «Развитие орфографической зоркости».

1.    Приветствие.

      - Доброе утро, уважаемые родители! Вы пришли сегодня к нам в гости, чтобы снова побыть в роли учеников. А поскольку мои ученики – это дети младшего школьного возраста, то, с вашего позволения, я буду обращаться к вам по именам.

 2.  Знакомство.

     - Для начала, давайте познакомимся.

Игра «Кто есть кто».
       
Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 3 минуты  (в зависимости от количества участников)   после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и – любимого  домашнего питомца. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда, 
И та награда в нём самом!

- Вы, наверно, уже догадались, какому предмету посвящено наше занятие? Конечно, русскому языку.

    Уважаемые родители, на  доске вы видите волшебный цветок. Это основные правила, изучаемые в курсе начальной школы. Изучая проблему «Развитие орфографической зоркости», я пришла к выводу, что тема «Безударные гласные» – враг номер один не только для учащихся 1-4 классов, но и 5,6,7 классов (а иногда, и до 11 класса), и именно эта тема требует постоянного внимания учителя. Но главное – этого врага можно победить!

     И сегодня вашему вниманию я хочу представить несколько приёмов, которые я использую на своих занятиях, на материале этой темы.

Приёмы развития орфографической зоркости.

  1. Орфографическое чтение.

         Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения.

Если ежедневно на каждом уроке (математики, русского  языка, чтения, окружающего мира) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и  слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком  чтении  задействованы все  три вида памяти  – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик  видит слово, слышит  и произносит его именно так, как  требуется его написать.  Шансов написать слово  грамотно в таком  случе становится  уже  больше.

Конечно, этот приём «работает» на все виды орфограмм.

         Карточка 1.

Задание: прочитать орфографически  правило на с. 167 учеб. «Окружающий мир»

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм (чаще всего использую при работе со словарными словами)

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Карточка 2.

Задание: запись под диктовку  учеников.

Портрет, свобода, экскурсия, пенал, картина, город  

     (- А какая ещё орфограмма есть в этом слове? – парный по звонкости – глухости согласный. – Как проверим? … Проверочное слово - города),      

 собака,  тетрадь, корзина,  отец, герой.

  1. Также при работе со словарными словами  можно использовать приём «шахматной игры».

Карточка 3.

Задание: с помощью  «шахматной доски»  зашифруйте пропущенные буквы.

…течество, с…кунда, п…йзаж, р…йон, ф…олетовый, к…бинет, б…ссейн, л…ловый, к…мыш, к…нверт.

Проверка: (можно самопроверку, или взаимопроверку, или проверку в парах)

Ключ:

И-4

И-7

И-7

И-2

И-9

И-2

И-2

И-9

И-2

И-2

- Ребята, скажите, а какое сейчас время года? А по каким признакам, явлениям природы  определили?

- А какое явление природы вы видите на экране?  Капель.

- Сейчас я предлагаю вашим глазкам немного отдохнуть.

Физминутка для глаз «Капитошка»

  1. Какографические упражнения

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

(этот вид работы встречается также в тетрадях на печатной основе)

Карточка 5.

Задание: исправь допущенные ошибки, сделай работу над ошибками.

Хор весило запивал песню. Алёша запевал лекарство малаком. Дети поседели в писочнице и убижали. Мать солдата посидела от горя. Алёша Волков примирял новые лыжи, а потом примерил поссорившихся друзей.

  1. Здесь же можно применить приём «Работа над ошибками».

Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого ставится на полях палочка, а в конце работы - вместо отметки точку (я пока точки не ставлю, но практикую неисправление ошибок). Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (мы сейчас с моими учениками начали «копить» изученные правила: завели тетрадочки с плотной обложкой, в которой накапливаем изученные орфограммы).

- Молодцы, ребята, вы все хорошо справились. Я предлагаю вам немного подвигаться.

Подвижная физминутка.

  1. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Карточка 6.

Задание: запиши под диктовку.

В золотые осенние дни готовились журавли к отлету. Покружились они над рекой, над родным болотом.

  1. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.

Например:

Карточка 7.

  • Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова (или слово).

Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку».  Подчеркни слова, обозначающие предметы.

      Вада,  зилёный,  трапинка,  земля,  халодок,  зема,  висна,  светло,  хорашо, весело.

  • Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)

Сосна, стол, парта, лесной, ком.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного  диктанта, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного  диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.



Предварительный просмотр:

Выступление

Тема:

Развитие орфографической зоркости в урочной и внеурочной деятельности.

Учитель: Денисова Л.С., высшей квалификационной категории

МАОУ Абатская СОШ № 1

       Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Почему наши дети так безграмотны? Во-первых, понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. Статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у детей читательского интереса.

Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение - одна из причин неблагополучия в правописании.

           Следующий фактор - несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся. Дети теперь не такие, мотив “нужно” и “требует учитель” теперь не срабатывает, преподавание правописания неинтересно, система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

            Умение  узнавать, какую букву писать в том месте слова, где один и тот же звук может быть обозначен разными буквами (может “представлять” разные фонемы), - это и есть то, что принято называть орфографической зоркостью.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы - это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

         На  доске вы видите волшебный цветок. Это основные правила, изучаемые в курсе начальной школы. Изучая проблему «Развитие орфографической зоркости», я пришла к выводу, что тема «Безударные гласные» – враг номер один не только для учащихся 1-4 классов, но и 5,6,7 классов (а иногда, и до 11 класса), и именно эта тема требует постоянного внимания учителя. Но главное – этого врага можно победить!

В памятке вы можете посмотреть характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе. (РАЗДАТЬ КАК ПАМЯТКИ)

№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)

3

Непроизносимые согласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со-гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при-ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в на-чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен существительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут -- ют, ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду-щее

И сегодня вашему вниманию я хочу представить несколько приёмов, которые я использую на своих занятиях.

Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости

Приведем примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

  1. Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец) («План анализа звука» на парте у каждого ученика), использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р, на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?), при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими моделями (кинестетический прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания - ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?)

  1. Вставьте пропущенную букву - самый распространенный вид упражнения по русскому языку. Считается, что это малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

  1. Более эффективным считается другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

*развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

*самостоятельно проверить результат работы;

*видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;

Если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.

  1. Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

  1. Письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, какую писать.

Овладеть письмом с пропусками непросто. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций.

  1. Комментированное письмо с указанием орфограмм

Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

  1. Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Комментированное письмо с проговариванием я использую, в основном, при работе со словарными словами.

  1. Зрительный диктант

Считается весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Также есть зрительные диктанты И.П.Федоренко, которые способствуют развитию скорости чтения.

  1.  Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

  1.  Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются , вместо этого ставится на полях палочка (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

  1.  Какографические упражнения

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

  1.  Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения: “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху..

Например:

  • Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.

Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.

  • Игра «Назови ошибку».

Выдели слова, обозначающие предметы.

Кукла, дом, море, вышла, ученик.

Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

  • «Найди опасное место».

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.

  • ''Светофор''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

  • “ Зажги маячок”

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”.

  1.  Использование элементов шахматной технологии.

  1. «Быстрые вопросы».

  Слайд 3

         - Используя координаты данной таблицы, каждый ответ на мой вопрос представьте в виде кода. (как в игре «Морской бой»: сначала букву столбика, затем номер строки)

  • Сколько звуков в слове «яма»? 4 - F(1)
  • Укажите третью букву  в слове «лёд». «д» – H(5)
  • Закодируйте знак, который вы поставите в конце следующего предложения: «Вам интересно, как я это использую?» С(6)

  1. Математика на шахматной доске.     Слайд 4.1

         Очень часто шахматы связывают с  математикой.  Шахматная доска, фигуры и сама игра часто используются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски.

          Слайд 4.2

          Рассмотрим шахматную доску. Мы видим, что на шахматной доске есть координаты. Координатами называют описание того, где расположен тот или иной объект.  

           Используя систему координат, я применяю на уроках математики следующие математические таблицы. Слайд 5

            И именно система координат шахматной доски стала основой создания «шахматной таблицы» со знаками русского языка. Слайд 6

  1. Шахматное зрение.                Слайд 7

Имеет ли значение сама шахматная доска?

          Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров в своей книге «Шахматы как модель жизни» пишет: «Шахматы — это уникальное познавательное поле…»

          Знание шахматной доски – не мелочь. От умения четко и свободно ориентироваться на доске зависит видение позиции в целом.

          Получается, шахматное зрение – залог успеха.

  1. Технология «шахматной игры» и русский язык.

                                                                                                     

          В чем же связь русского языка и шахмат?        Слайд 8                                                                                       

          Слайд 9

         Во-первых, с точки зрения математики, движение шахматных фигур и форма доски имеют весьма условный характер. Шахматная игра создавалась на протяжении многих веков и ее правила неоднократно менялись. Существует множество самых разнообразных игр на прямоугольных досках.

          Во-вторых, шахматы  благотворно влияют на развитие памяти и внимания, воспитывают усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения; развивают логику построения суждений и решений, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, концентрироваться на задании.

В-третьих, изучая проблему «Развитие орфографической зоркости обучающихся», я пришла к выводу, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность, то есть неумение “видеть” орфограммы, а это напрямую связано с уровнем развития памяти, внимания, концентрации на задании, то есть с тем, что развивает шахматная игра.

          Слайд 10         

           На разработанной мной «шахматной таблице» размещены  знаки русского языка: заглавные и строчные буквы, звуки – гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, знаки препинания и числа.

           И сегодня с ее помощью  я предлагаю вам  выполнить разнообразные задания (на «открытие»/«закрытие»  ключа или шифра)

  1. Практические задания.

           Прежде чем показать практическое применение данной «шахматной таблицы», я предлагаю выполнить  одно  тренировочное задание на знание шахматной нотации (т.е. системы условных обозначений).      Слайд 11         

G:\Учитель года 2017\hello_html_m123afe48.png

        - Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки. Впишите в клетки «адреса» картинок по образцу.

        - Проверим, что у вас получилось. Слайд 12         

     

     - А теперь поработаем с орфографической «шахматной таблицей».

Задания на основе применения «шахматной таблицы»:

 - Сначала потренируемся в группах.

                                                                                            Слайд 13

  1. Первое задание:  с  помощью  «шахматной таблицы»  расшифруйте слово (розовая карточка): 1 минута

G(10)  C(2)  F(8)  F(8)  I(2)  B(2)

      - Группа, которая справится с заданием, «зажигает свечку».

  1. Второе задание (выполняем в группе):  1 минута              Слайд 14.1

      - Из предложенных слов нужно выписать слова в соответствии с кодом. У каждой группы свой код. (голубая карточка)

     1 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на слайде слева

     2 группа: выпишите слова с пропущенной буквой, код которой на слайде

справа.

        В…кзал, адр…с, …птека, м…чта, г…зета, …гурец, вм…сте, з…вод, …сина, м…лина, …дежда, п…сок, тр…мвай, ст…лица, в…зде.

          - Проверим по слайду.            Слайд 14.2

C(2) (o)

F(2) (e)

вокзал

огурец

осина

одежда

столица

адрес

мечта

вместе

песок

везде

  1. Практическое применение.

                                                        Слайд 18

  • Шахматную таблицу можно использовать как материал для проведения зрительных физминуток.  

                                                       Слайд 19

  • Шахматная таблица имеет практическую значимость.

        В речи взрослых мы можем услышать такую фразу: «Оставьте мне свои координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека и по этим данным его можно найти.

        Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефона , мы знакомы с системой координат:

  • в зрительном зале кинотеатра, самолета (номер ряда и номер места в этом ряду);
  • местонахождение парты в классе;
  • в поезде (номер вагона и номер места);
  • игра «Морской бой»;
  • с системой географических координат и т.п.

  1. Итог.

         - А сейчас проверим, как вы научились работать по «шахматной таблице».

       - Посмотрим, как и насколько быстро вы умеете ориентироваться на «шахматной таблице».

1. «Быстрые вопросы». Слайд 20

- Каждый ответ на мой вопрос или задание представьте в виде кода.

  • Закодируйте знак, который вы поставите в конце следующего предложения: «Вам понравился мастер-класс?» С(6)
  • Закодируйте число, с которого начинается новый учебный год. L (11)  
  • Назовите код первого  звука в слове «ель»?  ,] – К(2)

2. Самостоятельное задание.            1 минута

- В парах придумайте любое задание с использованием «шахматной таблицы». А потом мы поделимся впечатлениями, у кого получилось интереснее.

3.  Вывод.

          Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить.

          Играя на «шахматной доске», мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию, внимание, усидчивость, логическое мышление и стремление решить поставленную задачу и даже увеличиваем «поле зрения», что важно для быстрого чтения.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного  диктанта, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного  диктанта, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Например, при изучении букв Ж и Ш я уже говорю об орфограмме жи-ши и мы с ребятами уже отрабатываем ее.

     Вывод

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять звуки соответствующими буквами.

Вывод.

Итак, мы выяснили, что работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот- от звука к букве. В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа молодого педагога Мастер-класс в урочной и внеурочной деятельности Тема: Подготовила: Денисова Л.С. учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ № 1

Слайд 4

Хор вес е ло зап е вал песню. Алёша зап и вал лекарство м о л о ком . Дети пос и дели в п е сочнице и уб е жали . Мать солдата пос е дела от горя. Алёша Волков прим е рял новые лыжи, а потом прим и рил поссорившихся друзей. Какографические упражнения

Слайд 6

F(1) H(5) C (6)

Слайд 7

Практическая значимость

Слайд 8

Адрес электронной почты: denisowaluba@yandex.ru Сайт « C оциальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/denisova-lyubov-sergeevna Спасибо за внимание! Денисова Л.С. учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ Абатская СОШ № 1



Предварительный просмотр:

16.10.18

Мастер –класс

Как я работаю над звуко – буквенным анализом в 1 классе.

Денисова Л.С., учитель высшей квалификационной категории

МАОУ Абатская СОШ № 1

          Основными задачами обучения грамоте являются формирование у детей навыков осознанного, выразительного чтения и навыков письма.

           Именно активная звуковая работа позволяет предупредить графические ошибки детей, связанные с пропуском и перестановкой букв. Кроме того, развитый фонематический слух – это основа для развития у детей орфографической зоркости.

           Важнейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамоте является слого – звуковой анализ произносимых слов, который осуществляется с опорой на схемы, выступающие в качестве моделей этих схем. Схема – модель помогает наиболее ясно представить звуковую структуру слова.

           При проведении анализа схемы-модели помогают детям определить в произнесенном слове количество звуков, выяснить характер связей между звуками, выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном уроке звук.

     

Вопросы для выявления стратегии звуко-буквенного анализа слова:

        -  Как вы думаете,   с чего мы начнем работу? (произносим  слово несколько раз)

        -  Выделяем первый звук, характеризуем. Выбираем цвет.

        -  Выделяем второй звук, характеризуем, обозначаем определенным цветом. И т д.

      - Уважаемые коллеги, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

       - А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

- Какие вы знаете гласные звуки(а, о, у, и, ы, е, ю  и  т. п.)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

- Почему эти звуки называют гласными?

Правильно, когда мы их произносим, выдыхаемый воздух не встречает преграды, и эти звуки можно пропеть (на мотив любой песенки)

Все гласные звуки мы обозначаем красной «фишкой».

- А какие вы знаете согласные звуки(б, н, п, ж, ш, з, с и т. п.)

Правильно, эти звуки согласные. Когда мы их произносим, выдыхаемый воздух встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Но мы еще знаем, что согласные звуки бывают разные: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

   На этапе изучения гласных мы говорим только о твердости – мягкости согласных.

     Чтобы определить твердость - мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении твердого согласного звука мы «как будто сердимся».

Или :

Согласные звуки бывают твердыми (с «плохим настроением»), мы эти звуки обозначаем синими «фишками». А бывают мягкими (в «хорошем, добром настроении»),  когда мы их произносим, мы улыбаемся. Обозначаем такие звуки зеленой «фишкой».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Когда начнем изучать буквы согласных звуков, тогда уже говорим о звонкости – глухости.

- А как же определить, какой звук, глухой или звонкий?

Сейчас мы с вами это узнаем:

Произнесите звук [З], положите свою ладошку на горло, у вас там зазвенел звоночек? (да)

А теперь произнесите звук [С]. – Звенит звоночек? (нет)

Или :

А сейчас заткните уши и произнесите, сначала звук [З], а затем звук [С].

Когда вы произносили звук [З],  вы его слышали, потому что он звонкий, а когда произносили звук [С],  вы его не слышали - он глухой.

Аналогично произносите  звуки [б-п], [в-ф].

     Чтобы правильно дать характеристику звукам, мне помогает «лента букв».

Как проводится звуковой анализ слова?

       Давайте рассмотрим звуковой анализ слова СОМ.

на доске – схема 

             

       - Сколько звуков в слове «дом»? Как определили?

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

     Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть.

       - Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

       - Произносим слово, выделяя голосом интонационно первый звук. Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

       - Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

        - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

(Назовите мягкую пару звука.)

       - Произносим слово, выделяя голосом интонационно второй звук . Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

        - Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

        - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

        - Произносим слово, выделяя голосом интонационно третий звук.  Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

        - Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

        - Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

(Назовите мягкую пару звука.)

         - Сколько гласных звуков в слове? (Один).

         - Сколько согласных звуков в слове? (Два).

Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

  1. Игра «Светофорчики» .
  • Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик:

[р’], [м], [ж], [ч’], [с’], [к]

  • Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный:

                                  лето, мама, сон, мёд, корова, лес, рука

  1. «Зашифруй слово»

А сейчас я вам предлагаю зашифровать слово. У вас на столах фишки  разного цвета. Выложите перед собой слово, обозначая звуки «фишками». (АИСТЫ)

  1. Игра «Живые звуки»

Звуко-буквенный анализ слова.

ЛИСА 

на доске – схема 

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук,  и прислушаемся, какие звуки здесь есть.

В слове лиса всего четыре звука.

Первый звук [ль] — согласный, мягкий. Обозначается зеленым квадратом.      

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.

Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.

- Правильно, вы справились заданиями.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Данная работа ведется для развития грамотной, письменной речи и

предупреждения дисграфии у детей.