В мире профессий

Максимова Надежда Львовна

Цели:

       -образовательные: познакомить детей с разнообразим профессий; систематизировать знания детей о профессиях;

       - Коррекционные цели: развивать кругозор, мышление, речь, развивать стремление вырасти полезными своему государству;

       - Воспитательные цели: воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, к любой профессии.

        Оборудование:  презентация,

        Словарная работа:

пейзаж – 1 Вид какой-нибудь местности; 2 Рисунок, картина, изображающая природу.

                                       Ход занятия

Слайд1

 Оргмомент.1)  Воспитатель: «Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня наш разговор пойдёт о профессиях. Что такое профессия (специальность)?

Профессия – это трудовая деятельность, требующая определённой подготовки, то есть, чтобы приобрести профессию, нужно специально учиться в таких учебных заведениях, где обучают различным специальностям.  Профессия является основным источником существования, то есть способом зарабатывания денег. А для чего, по -  вашему, нужны деньги? (Ответы детей)

        Каждый из вас, повзрослев, выберет себе профессию. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее к нему готовиться: знакомиться с разнообразием профессий; узнавать, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность, подходит ли она по вам по характеру, по состоянию здоровья;

2) Наше занятие мы начнём с разминки. Игра «Доскажи словечко»

Слайд 2 Строю дом и детский сад,

             И больницу строить рад.

            И у цирка я не зритель,

             Так как я его … (строитель).

Слайд 3             Шью я куртки и штаны,

                         Вы меня все знать должны:

                         На машинке строчу лихо,

                          Потому что я … (портниха). 

.Слайд 4            Я грузы кранами вожу,

                          В высокой будке я сижу.

                         Я не привык ходить пешком,

                         Меня зовут …(крановщиком).

Слайд 5            Очень тщательный уход

                        За животными ведёт:

                         За коровами – доярка,

                          А за свиньями –(свинарка).

Слайд 6     Хочешь свежих помидоров –

                Загляни на огород:

                С недостатком витаминов

               Справится … (овощевод).

Слайд 7   Он с утра метёт наш двор,

               Убирает всякий сор.

               Разбросал бумажки кто-то,

               - Ох, и задал мне работу!

              Всё отвёз в мусоросборник

               На своей тележке …(дворник)

Слайд 8     На пожаре много дыма.

                 Помощь здесь необходима.

                 Тушит пламя кто-то смело,

                 Держит он брандспойт умело.

                 Рядом – опытный напарник.

                 Борется с огнём ….(пожарный).

Слайд 9     Не художник он, но краской

                 Пахнет неизменно,

                 По картинам он не мастер –

                 Мастер он по стенам!  (маляр)

Слайд 10     За коровами глядит,

                 А когда на них сердит,

                 Громко щёлкает кнутом.

                Так загадочка о ком?     (пастух)

Слайд 11      Из кирпича мы строим дом.

                  Чтоб смеялось солнце в нём.

                  Чтобы выше, чтобы шире

                   Были в комнате квартиры.      (каменщик)

 

 

          Слайд 12      Встанем мы, когда вы спите,

                            И муку просеем в сите,

                            Докрасна натопим печь.

                           Чтобы хлеб к утру испечь.      (пекари)

     Слайд 13         Скажите, кто так вкусно

                          Готовит щи капустные,

                             Пахучие котлеты,

                           Салаты, винегреты,

                           Все завтраки, обеды?       (повар)

Слайд 14               Он «тесто» в кадке замесил.

                            Но цель его – не калачи.

                           Горшок цветочный

                          Потом обжёг его в печи.      (гончар)

   Слайд 15           Мастер он весьма хороший,

                           Сделал шкаф он для прихожей.

                           Он не плотник, не маляр,

                           Мебель делает …. (столяр).

Воспитатель открывает запись на доске. Названия профессий прочитываются детьми хором.

       Воспитатель: - Какие ещё профессии вы знаете?

                                 - Кем работают ваши родители? (Ответы учащихся.)

        В мире существуют тысячи профессий. Выбрать такую, чтобы сразу пришлась по душе, удается не каждому. Случается, что человеку в течение жизни приходится несколько раз менять специальность. Но кем бы ни работал человек – врачом или дворником, грузчиком или актёром, продавцом или учителем, мнение окружающих о нём составляется по тому, насколько ответственно он относится к своему делу, трудолюбив он или ленив, приятен в общении или груб, проявляет ли творчество или строго выполняет указания начальства, вкладывает ли всю душу в работу  или мыслями далёк от рабочего места.

      3)    На Руси (Русью называли нашу родину в древности) всегда уважали и ценили трудолюбие. О настоящем мастере говорили: «золотые руки». Недаром у русского народа существует множество пословиц о труде и трудолюбии. Давайте вспомним некоторые из них. Вам необходимо  найти продолжение к пословицам и соединить их. (Учащимся раздаются  (пословицы) полоски бумаги , на которых написано начало пословиц.  Продолжение написано на доске. Учащиеся должны прикрепить начало пословицы так, чтоб получилась целая пословица).

         Кто любит труд, (того люди чтут).

         Дерево сильно корнями, (человек трудами).

         Землю солнце красит, (а человека – труд).

          Каков мастер – (такова и работа).

          Не речь кормит, (а руки).

          Горька работа,  (да сладок хлеб).

          Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

          Где хотение, - (там и умение).

          Глаза страшатся, (а руки делают).

          Делу время, (потехе – час).

          Дерево смотри в плодах, (человека – в делах).

          Дело – (мастера боится).

          Кто не работает, (тот не ест).

          Труд человека кормит, (а лень – портит).

4)  Воспитатель. Среди профессий есть такие, с представителями которых мы часто встречаемся, поэтому знаем, чем они занимаются. Сейчас вам предлагается игра «Четвёртый лишний»

На слайдах изображены инструменты, которые используют люди определённой профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его:

Слайды     Ножницы, весы, зеркало, расчёска.

                    Букварь, указка, кастрюля, глобус.

                    Пила, таблетки, градусник, шприц.

                    Швейная машинка, нитки, молоток, игла.

                    Сковородка, нож, половник, грабли.

Дети выполняют задания.

5) Игра «Кому принадлежит фраза?»

Воспитатель: - А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?» Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу

         Как вас постричь? А челку короче? (Парикмахер)

         Дети, здравствуйте, откройте учебники на страние 33. (Учитель)

         Несите кирпичи, цемент. (строитель)

         Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник)

         Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а….» (Врач)

         Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или чёрные? (Портной)

         Сколько килограммов картошки взвесить? С вас 100 рублей. (Продавец) 

      - Молодцы, вы правильно отгадали все профессии.

6)  Воспитатель. А теперь поговорим о профессиях сравнительно редких.

Задание: расшифруйте, какое это слово. Читать столбцами.

К

М

А

О

О

В

С

Н

Т

 Ответ. Космонавт.

Воспитатель. Профессия космонавта сравнительно молодая. Космонавт – это тот, кто совершает полёт в космос. Чтобы стать космонавтом, нужно пройти длительную и сложную подготовку, в особенности физическую. Следовательно, желающий получить эту профессию должен обладать отличным здоровьем, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.

     Слайд 16    Первым космонавтом Земли стал Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны. Как называется наша страна?  Почти 55 лет тому назад он совершил космический полёт вокруг нашей Земли и приземлился на родную Землю.

Задание: расшифруйте, какое это слово. Читать строчками.

А

Р

Х

Е

О

Л

О

Г

Ответ. Археолог.

Воспитатель. Археология – наука, изучающая историю общества, его прошлое. Археологи летом отправляются в места, где ранее были поселения древних людей. За много тысяч лет места стоянок покрылись толстым слоем земли, травой и деревьями. Археологи очень тщательно, снимая буквально по сантиметру слои земли, разыскивают предметы, которыми пользовались наши предки: орудия труда, сосуды, оружия, украшения. Аккуратно очищают каждый предмет кисточкой. По ним восстанавливают историю того времени: как жили, чем питались, с кем воевали, во что одевались, чем увлекались наши предшественники. Затем эти предметы попадают в музей.

Некоторые профессии уже исчезли. Например, бурлак, ямщик.

Бурлак – наемный рабочий, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы  речное судно против течения. Для выполнения работы бурлаки объединялись в артели (группы). Труд бурлака был крайне тяжелым и монотонным. Но с появлением пароходов бурлацкий труд полностью исчез.

Ямщик – человек, занимавшийся грузовыми или пассажирскими перевозками на лошадях. С появлением железных дорог и железнодорожного транспорта труд ямщика перестал быть необходимым, стал исчезать.

Некоторые профессии появились недавно: промоутер, риэлтер.

Промоутер – человек, занимающийся рекламой товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов, предложение им определенного товара.

Риэлтер – профессионал по проведению операций по покупке ипродаже квартир, жилых домов, офисов и т.д.

7) Воспитатель. А теперь поиграем. Игра называется «Самая – самая».

Назовите профессии:

1 Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор…)

2 Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе….)

3 Самая волосатая (парикмахер…)

4 Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр…)

5 Самая серьёзная (разведчик, хирург, сапер, полицейский…)

8) Итог занятия. Воспитатель. Молодцы, ребята. Справились с заданиями. Много профессий на свете, и каждая по-своему хороша.

- Какая профессия больше всего вам понравилась? Почему?

-- Кем бы вы хотели стать?

Наше задание подходит к концу. Настало время последнего задания. 

Выбрать карточку по цвету вашего настроения по итогам классного часа: красный – понравилось, синий – нет.

Воспитатель. Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

 Я хочу пожелать вам, ребята, чтобы из вас вырос человек, который с радостью ходит на свою любимую работу.