Методическая копилка

Солохина Галина Анатольевна

материал для выступлений на конференциях,педчтениях, РМО, новинки в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx74.25 КБ
Файл dlya_kruglog_stola.docx803.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с.Холманка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Доклад на тему

«Развитие творческих способностей на уроках физики»

Содержание

Введение

Основная часть: нетрадиционные методические приёмы на уроках физики

  1. Художественная литература
  2. Графический метод -кластеры
  3. Применение ментальных карт

Заключение

Список использованной литературы

 

Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить –
Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.

                                                                Любить и творить каждый день, каждый час
                                                                Без пауз – они не уместны.
                                                                Ведь столько возможностей
                                                                в каждом из нас.
                                                                Ведь каждый из нас, как оркестр!

Введение

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Проблема развития творческих способностей учащихся в данное время очень актуальна. Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Современная среда требует от членов общества проявления высокого уровня креативности: наиболее востребованы, а, следовательно, успешны профессионалы, способные генерировать идеи, видеть разные ракурсы проблемы, обладающие навыками поискового поведения. Наивысший рейтинг в любой профессиональной среде имеют оригинальные приёмы, нестандартные подходы к решению проблем. Физика же, имеет своей целью постижение внутренней красоты мироздания, а стройная и многообразная гармония природы доступнее человеку, который эстетически более развит. Поэтому изучение физики формирует естественнонаучное мировоззрение, расширяет кругозор, развивает творческие способности учащихся. Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска занимает при изучении физических законов центральное место.

Можно ли  научить творчеству на уроках физики?  Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Индивидуальные условия школы заставили меня искать свои тропинки к сердцу и уму обучающихся. При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.

Поставив перед собой цель развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач:

  1. поддерживать и развивать интерес к предмету;
  2. прививать навыки исследовательской и проектной работы;
  3. развивать логическое мышление, воображение обучающихся;
  4. учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет);
  5. показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;

Решение этих задач позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности обучающихся.

Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

Основная часть

              1.Нетрадиционные методические приёмы на уроках физики

1.1.Художественная литература и физика

Физика относится  к точным наукам и среди школьных дисциплин занимает особое место: как учебный предмет она формирует у учащихся естественнонаучную  картину  мира.

 Считается, что,  если прозвенел звонок на урок физики, то все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точным экспериментам и строгим доказательствам. Но и физика, и литература отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Физика – в понятиях, законах, теориях, а литература – в образах, что зачастую ближе и понятнее ученикам. В художественных произведениях нередки картины физических явлений в природе, описания различных  технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых.

Перегруженность существующих программ учебным материалом, конспективность изложения некоторых вопросов в учебнике, необходимость научить школьников видеть проявление физических законов в окружающей жизни и природе, обилие задач - все это делает изучение физики до предела заполненными и часто трудными для понимания.

Школьники имеют весьма  разнообразные интересы. Они увлекаются спортом, музыкой, литературой, поэзией, … . Поэтому целесообразно развивать   у школьников интерес к физике за счет уже имеющихся у них интересов к этим  видам  творческой деятельности.

Умелое привлечение разнообразных интересов школьников создает условия для самоутверждения личности, роста веры в свои силы. Ученик получает возможность при изучении физики проявлять свои знания и умения в наиболее интересующей его области, раскрыть свои способности.

Поэтому следует признать ошибочным мнение о несовместимости науки и искусства.

И наука и искусство отражают один и тот же реальный мир, но используют при этом разные средства. Наука отражает действительность в понятиях, законах, теориях, а искусство - в образах, что часто гораздо ближе и понятнее учащимся. Оба эти способа познания окружающего мира могут дополнять и взаимно обогащать друг друга.

Формулы, соотношения,  зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо  суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю физики предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания школьников.

        Отрывки из произведений художественной литературы могут быть по - разному использованы на уроках.

Художественный текст:

- может служить великолепной, почти «наглядной»  иллюстрацией физического явления.

- создает особый  эмоциональный настрой, провоцирует и обостряет интерес к изучаемому физическому явлению.

- служит для осознания возможности разных подходов при рассмотрении одного и того же физического явления.

- не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.

Особо близки учащимся художественные образы природных явлений: окружающая нас природа - эта гигантская физическая лаборатория, которая демонстрирует нам единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Например, гроза. В художественных образах грозы (прозаических и поэтических) мы встречаем проявления законов механики, гидростатики, термодинамики, молекулярной физики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики.

Современные школьники знают, хотя бы в общих чертах, как работает двигатель современного автомобиля, зачем нужен трансформатор, почему взлетает ракета, что такое ускоритель частиц, атомный реактор, лазер. Однако они часто не знают, почему небо голубое, как созревает и как разрушается грозовая туча, почему молния бьет не сверху вниз (как это часто полагают), а как раз наоборот - снизу вверх, отчего бывает двойная радуга, что такое гало, зеленый луч, серебристые облака, цунами.

Литературный материал можно применять:

1.В качестве эпиграфа.

  1. Обычно это стихотворные строки, как бы, «задают» общую идею урока.
    2. Для описания явлений, которые сложно воспроизвести в кабинете физики. Например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи и т.д.. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
    3. Для создания проблемной ситуации. Интерес вызывают такие фрагменты, в которых сочетаются известные и неизвестные физические факты.

На уроке в 7 классе при изучении инерции тела можно напомнить ученикам один из эпизодов знакомой им сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше».

Все занятие направлено на объяснение непонятного для героини сказки явления. В конце урока учитель может снова вернуться к приведенному выше отрывку, чтобы вместе с учениками убедиться, что поставленная им задача полностью решена.

4. Как иллюстрация истории открытий физики. 

История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли людей, живших в далекие века, обычно всегда привлекает детей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире. Показ нравственных позиций ученых, раскрытие их научного подвига также могут осуществляться с опорой на литературные произведения.
5. Как источник для создания оригинальных физических задач. Зачастую фрагменты, содержащие описания тех или иных физических явлений, могут послужить отправной точкой в качестве условий для создания различных физических задач. Их тоже можно составить на основе литературного текста. Для решения подобной задачи необходимо определить – какое происходит физическое явление, задать (или выбрать) необходимые величины и их числовые значения и получить числовой ответ, соответствующий реальности.
6. Иллюстрация работы физических приборов. Фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов.
7. Сочинения по заданной теме. Этот вид работы может содержать как компиляционные (т.е. подбираемые учащимися), так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.

8. Задания «Проанализируй текст, найди ошибку» можно предлагать для работы и в классе, и дома, в том числе и с целью самостоятельного поиска информации. Уровень сложности, естественно, может быть разным. Кроме того, такой материал можно предлагать также и для анализа, и для творческой переработки текста, а также, и для синтеза собственного мнения.

Анализ рассказа Задание (текст зачитывает учитель): обсудите выделенные в тексте слова и словосочетания.

«Я учил...», 7-й класс.

– К доске пойдёт... Незнаюшкин, – печально объявил учитель. – Ну как, сегодня мы выучили уроки? К вам не приехали гости? Не заболела бабушка? Не отключали свет? Соседи сверху не залили водой? У соседей снизу не было пожара? Или ты опять сидел в застрявшем лифте?

Незнаюшкин мрачной глыбой поднялся из-за парты, перекрыв собой таблицу «Международная система единиц», размером 1,5 × 2 м, и произнёс басом:

– Бабушка.

– Всё-таки опять бабушка, – ещё больше опечалился учитель.

– Да не... я учил... Бабушка заставила, – устало вздохнул Незнаюшкин.

– Это уже хорошо, – обрадовался учитель. – И что же ты выучил?

– Всё.

– Приятно слышать что-то обнадёживающее. Мы изучили главу «Строение вещества» и теперь всем классом внимательно тебя слушаем. А вы, ребята, посчитайте количество неточностей и ошибок, если они будут. Итак, расскажи нам о трёх основных положениях о строении вещества.

– Я знаю три состояния вещества: жидкое, твёрдое и парообразное. Эти, ну как их, вещества состоят из частиц. А частицы – это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. В твёрдых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Частицы взаимодействуют друг с другом, то есть притягиваются, иначе бы твёрдые тела рассыпались. Если рассмотреть лёд, воду и пар, то они отличаются не молекулами, а только расположением молекул.

– И это ты называешь «я учил»? Давай послушаем ребят. Какие же неточности и ошибки допустил Незнаюшкин?

9. Материалы к физическим викторинам, вечерам и т.д. В ходе их проведения можно широко использовать различные фрагменты литературных произведений.

Подбор литературных материалов представляет собой длительную,  индивидуальную работу.

В качестве материала практически к каждому уроку я использую сайт «Шкатулка качественных задач по физике», где используются самые различные задания по всем темам. СВОЙСТВА ЖИДКОСТИ. АРХИМЕДОВА СИЛА

Задача №1
Интересная поговорка:
«Как с гуся вода». Как можно её прокомментировать с точки зрения физики? На рисунке изображён дикий арктический гусь.Дикий арктический гусь

Для любознательных: «С нас беда, как с гуся вода», «Стряс беду, как гусь воду» (из книги «Пословицы и поговорки русского народа» Даля Владимира Ивановича). Поговорка эта не просто интересная… это часть древней заклинательной формулы ;-) Заботливые родители, купая чадо в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Ванечки – худоба (то есть болезнь)». И простодушно верили :-), что всякие напасти сбегут с их сына так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения.
Гусь – одна из древнейших домашних птиц. Судя по библейским текстам, древнеримским рукописям и китайским документам, гусей разводили уже 3000 лет назад :-)

Задача №2
«Мишкина каша». Николай Николаевич Носов
«…Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масло на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорей зажарились. Масло зашипело и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки, – масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас в доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались».
Правильно ли было тушить горящее масло водой, и как правильно нужно было тушить?
Использование литературных произведений для составления задач по физике 
В художественных произведениях авторы нередко отражают картины физических явлений природы, описания различных  технических процессов, конструкций, материалов, повествуют об открытиях ученых. Интересными являются задачи на нахождение технических характеристик различных сказочных, фантастических устройств, при решении которых сравниваю полученные результаты с техническими характеристиками реальных машин и механизмов, например, скорость ковра-самолета и вертолета, мощность скатерти-самобранки с мощностью микроволновой печи. Подобное сравнение позволяет проводить критическую оценку правильности полученных ответов при сравнении с реальностью.

1.Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

(Задача на применение закона Архимеда).

«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
……………………………….

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...»
Задача: Оценить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.

  1. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
    «Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».
    Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.
    При изучении с 7-классниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

 Разбор в классе содержания этих строк позволяет обучающимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Наблюдая за современными детьми, могу отметить, что часто у них отсутствует интерес к физике. Может быть оттого, что «сухие» формулы и законы не вызывают никаких эмоций, мотивации к учёбе. Формулы, соотношения,  зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо  суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины физических явлений в природе, описания различных  технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых. Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.
1.2.Кластеры – методический приём для развития творческого мышления.

Из разнообразных графических способов учеников больше привлекают кластеры, это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала, чем при изучении текста с использованием других приёмов, например, составления плана, тезисов, конспекта или схемы. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластеры - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Они могут стать как ведущим приёмом на стадии формирования умений, рефлексии, так и стратегии урока в целом. То есть грозди – это графический приём систематизации материала. На стадии рефлексии, данный приём имеет большой потенциал: исправление неверных предложений в предварительных кластерах; заполнение их на основе новой информации; установление причинно-следственной связи между отдельными смысловыми блоками. Построение кластеров воспринимается обучающимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. И самое главное – обучающиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция. Составление кластеров интегрирую с уроками информатики, кластеры составляем с помощью компьютерной программы.

  1. Интеллект-карты,или ментальные карты

 Многие проблемы, источником которых являются затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Интеллект-карта , или ментальная карта -- эффективный способ ведения записей.

Возможности интеллект - карты

  • развивает творчество;
  • объединяет зрительные и эмоциональные ассоциации в идеи;
  • формирует умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
  • улучшает память, помогает вспомнить детали;
  • ускоряет процесс обучения;
  • углубляет понимание, дает веру в свои силы;
  • служит опорой при ответе;
  • экономит время;
  • повышает организованность;
  • устанавливает взаимосвязи;

Интеллект-карта позволяет:

  • представить многогранную проблему на одном листе ;
  • запомнить информацию;
  • хранить информацию;
  • оценивать информацию;
  • воспроизводить информацию;
  • фиксировать ключевые моменты;

Использование в системе метода интеллект-карт на уроках физики позволит значительно повысить мотивацию к обучению, качество знаний учащихся и эффективность всего обучения в целом.

Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.   Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение.

Рекомендации по составлению интеллект-карты.

  • всегда используйте центральный образ;
  • как можно чаще используйте графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Как рисовать интеллект-карту.

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним - двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему.

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект - карты. Для этого используем при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Обводим это понятие в рамку или в кружок. Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры.

4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним - двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Рисуя интеллект - карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуем. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект - карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

7. Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

8. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт.

9. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

10. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении.

Заключение
Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей обучающихся. Но и они дают хорошие результаты.
Но самое главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и  развивать. А знания для такого школьника – не просто информационный багаж, а внутренний фактор самоактивности, собственного саморазвития, вершина пирамиды, на которой стоит личность. Умение качественно использовать современные методики является показателем педагогического мастерства и залогом успеха учащихся.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности обучающегося. Существует четкая взаимосвязь между традиционными методами и приёмами обучения школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, которая реально необходимой на современном этапе развития общества. Необходимость применять современные технологии по развитию творческого потенциала способствует повышению уровня подготовки педагогов. Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.

Творческая способность - это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

Список используемой литературы:

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.
  2. Интернет : статья Бехтерев С. «Основные принципы работ интеллект- карт
  3. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;                                                  
    Малафеев Р.И. Проблемное обучение и историзм в преподавании физики. Проблема развития творческого мышления студентов и учащихся в процессе обучения физики. Курган. 1998
    Материалы сайтов Интернета
  4. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, — М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.
  5. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках физики»

"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений": писал Л.Толстой.

        Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами.

Первая из них - падение интереса к учебе.

 Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации.

Ряд федеральных нормативно-правовых документов свидетельствует о начавшейся модернизации в образовании, которая затрагивает все школьные ступени, а в особенности старшую ступень: это и обязательное профильное обучение и новые стандарты.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения и нацелена на осуществление деятельностного подхода к обучению.  Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

        Перед современной российской школой стоит ключевая сверхзадача – научить школьников учиться.  А это возможно именно в процессе правильной организации самостоятельной работы над решением предметных проблем. Так лучше всего формируется культура умственного труда учеников и компетентность.

В современной теории обучения исследование представлено как поисково-исследовательская  технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы “…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы,

во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной),

 во-вторых, найти способы разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и,

в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи”

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. В современном кабинете физики (как, впрочем, и в любом другом кабинете естественно-научной специализации) должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.В контексте проектно-исследовательской деятельности применение современных информационных технологий приобретает особый смысл. Обучая подростков основам исследовательской деятельности, формируя у них соответствующие навыки и умения, не менее важно вооружить их современными средствами сбора и обработки информации, научить эффективно ими пользоваться.

1. Компьютерный эксперимент как средство исследовательской деятельности учащихся

Компьютеры на уроках физики, прежде всего, позволяет выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Замечательным средством для организации подобной деятельности являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений и открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию уроков.Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний – решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний – исследование; урок комплексного применения ЗУН – компьютерная лабораторная работа.

Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаются компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Наибольший интерес у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели.Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.

Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь школьный курс физики, содержится в учебных электронных изданиях: “Физика в картинках”, “Открытая физика”, “Живая физика”.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами.

2.Принципы применения компьютерной модели на уроке:

Модель явления необходимо использовать лишь в том случае, когда невозможно провести эксперимент или когда это явление протекает очень быстро и за ним невозможно проследить детально.

Компьютерная модель должна помогать разбираться в деталях изучаемого явления или служить иллюстрацией условия решаемой задачи. В результате работы с моделью ученики должны выявить как качественные, так и количественные зависимости между величинами, характеризующими явление.При работе с моделью учитываю индивидуальные особенности каждого ученика и предлагаю им дифференцированные задания разного уровня сложности, содержащие элементы самостоятельного творчества.

http://interfizika.narod.ru/modeli.html

БАТАРЕЯ

Устройство и принцип работы батареи. Историческая справка.         

МАГНИТНАЯ ДИСКЕТА

История создания дискеты. Принцип работы.         

ЭЛЕКТРОЛИЗ

Понятие и анимация явления.         

ЭЛЕКТРОМАГНИТ

Понятие, принцип работы, анимация.

ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВАЯ ТРУБКА

Устройство, принцип работы, анимация.

ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА

Альтернативный источник энергии - энергия Солнца. Один из способ решения энергетической проблемы.         

ОПЫТ ФАРАДЕЯ

Явление электромагнитной индукции. Анимация опыта Фарадея.

ГЕНЕРАТОР

Устройство, принцип работы, историческая справка. Интерактивная анимация.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПА

Устройство, исторические сведения, анимация.

ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ

Объяснение явления в рисунках и анимациях.

ГРОЗОВАЯ МОЛНИЯ

Объяснение природного явления. Анимация.

ПРИНЦИПЫ РАДИОСВЯЗИ

Установка, принцип действия в рисунках и анимациях.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Природа электрического сопротивления. Объяснение явления в рисунках и анимациях.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОКОВ

Объснение явления в рисунках и анимациях.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗВОНОК

Устройство, принцип работы. Интерактивная анимация.

Интерактивные плакаты по физике

http://interfizika.narod.ru/plakaty/1-nuton.swf

1. 1-й закон Ньютона

2. 2-й закон Ньютона

3. 3-й закон Ньютон

4. Деформация. Виды деформации

5. Дирижабль. Воздухоплавание

6. Свободное падение тел

7. Импульс. Закон сохранения импульса

8. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость

9. Поршневой насос

10. Относительность движения

11. Реактивное движение

12. Закон всемирного тяготения

игры

например, квест-игра "По страницам старого учебника"

http://interfizika.narod.ru/games/7_1_14_2.swf

Игры по физике

Квест-игра "По страницам старого учебника" может быть использована для повторения и обобщения темы "Первоначальные сведения о строении вещества". Игра имеет 7 уровней. В каждом уровне нужно выполнить одно задание. Каждый последующий уровень открывается только при прохождении текущего уровня.

В заключении хочу сказать, что задания исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Компьютерные модели позволяют учащимся изменять начальные условия экспериментов и самостоятельно ставить различные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед ними огромные познавательные возможности, делая обучающихся не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.