Внеклассные мероприятия
Мотивация к обучению и воспитательная работа очень важны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час с презентацией. | 56.5 КБ |
Презентация к классному часу. | 1.49 МБ |
Классный час для учащихся 7 класс о рациональном питании. | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
"Атомная трагедия XX века"
Место проведения: компьютерный класс.
Форма проведения: компьютерная презентация.
Цели:
- Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
- Развивать позитивную активную жизненную позицию;
- Воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия
Вводное слово: Сегодня, спустя двадцать с лишним лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их – кто сколько мог – все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов – об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять с населением 47 тысяч 500 человек, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды – о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго – мы не имеем права забыть Чернобыль. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием – саркофаг... Конечно, эти снимки не могут дать полного представления о происходившем в Чернобыле. Но взвесить, оценить, понять, предупредить – их достаточно. И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего – слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Чернобыль это – трагедия, подвиг, предупреждение.
Стихотворение читает ученица:
Героизм на войне понимаю.
Быть в бою очень надо,
Но когда героизм – расплата
За беспечность, за незнанье,
За работу спустя рукава –
Тут идея себя подменяет.
Смерть героев всегда выбирает,
Только лучше б виновных брала.
1 слайд. Как это было
2 слайд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.
3 слайд. Предполагаемые причины аварии.
- реактор был неправильно спроектирован и опасен;
- персонал не был проинформирован об опасностях;
- персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;
- отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам.
4 слайд. Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)
Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.
Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года.
Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.
5 слайд. 26 апреля 1986 год. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)
Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.
Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.
6 слайд. Разрушенный реактор ЧАЭС
7 слайд. Что рассказывают очевидцы. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)
Вот некоторые свидетельства (читают ученики): «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».
«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал».
«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.
Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».
Дополнение:
Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.
8 слайд. Тушение пожара на 4-м энергоблоке ЧАЭС 26 апреля 1986 года. (Фото)
9 слайд. Карта радиоактивного загрязнения
Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.
10 слайд.
При́пять (укр. Прип'ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.
Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.
Очень многие люди не только за рубежом, но и в нашей стране и до сих пор, после стольких публикаций в печати и многочисленных телевизионных передач, не совсем ясно или совсем не ясно понимают, что Чернобыль, оставшись скромным райцентром сельского типа, в годы, предшествовавшие аварии, почти не имел никакого отношения к атомной электростанции. Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.
11 слайд. Вид на город и Чернобыльскую АЭС с крыши.
Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.
12 слайд. Припять после трагедии.
13 слайд. Многоэтажка в Припяти.
14 слайд. Покинутые дома в прилегающих селениях
Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии.
ТЕМ, КТО ПРИШЕЛ НА СМЕНУ
Вот настала пора нам прощаться
Сказать “до свидания” коллегам, друзьям
Кому – насовсем, а кому возвращаться
К этим чернобыльским важным делам.
Горе страны нас теснее сплотило
Болью откликнулось в наших сердцах
Чернобыль, тебе мы отдали все силы,
Выполнив ратный свой долг до конца.
В тесном сплоченье особого круга
В сложных условиях, как на войне
Поняли здесь еще раз, что без друга
Без воинской дружбы тяжко вдвойне
Жили сплоченно и не унывали
Горе и радость – на всех пополам
Трудностей быта мы не замечали
За помощь, поддержку спасибо друзьям.
Вам, оставшимся нам в продолженье
В эту минуту хотим мы сказать
Стремитесь всегда не бояться решений
Честно, открыто всегда поступать.
Жизнь не кончается с нашим уходом
И множество дел еще впереди
Старались мы быть пионеров достойны
Делом, не словом себя обрести.
Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять
Чтобы заполнил их гул детворы
За это мы отдали жизни частицу
Так же, уверен, поступите вы.
Н.В. Исаев
Слайды 15-16
Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.
Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.
17 слайд.
Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи...
18 слайд.
В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.
Слайды 19-21
Чернобыльская зона отчуждения сегодня.
На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».
Слайд 22. Слово учителя
Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.
Слайд 23-24
Подведём итоги. Ответьте на вопросы.
- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
- Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
- Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
- Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
Использована литература:
- «Чернобыль. Как это было.» Анатолия Степановича Дятлова
Интернет ресурсы:
- Чернобыль: события и уроки!
- Возвращение в 1986 (79 фото).
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
- Фото подборка: Кладбище техники. Чернобыль.
- Чернобыль. 20 лет спустя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
"МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ: ПРАВИЛА РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ" (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА)
Цель. Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и избеганию пищевых рисков.
Задачи. Актуализировать представления об основных питательных веществах; развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов; укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.
Оборудование. Мягкая игрушка или мяч, листы бумаги, фломастеры, плакат с надписью "Человек есть то, что он ест", таблица "Рациональное питание".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Проводится упражнение "Цвет моего настроения". Учитель напоминает народную мудрость "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Далее он предлагает вспомнить, в чем еще наиболее сильно проявляются наши вкусы и привычки. В процессе высказываний учащихся учитель подчеркивает высказывания о еде, при потреблении которой наиболее сильно проявляются привычки. В центре круга (если учащиеся сидят в кругу) или на доске укрепляется (пишется мелом) плакат "Человек есть то, что он ест".
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: зачем люди едят. Выводом является то, что в пище содержатся основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, жидкость, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет. Предлагается вспомнить, в каких продуктах какие основные питательные вещества содержатся, для чего они нужны (при этом используется таблица "Рациональное питание").
Основные питательные | Роль ОВП | Продукты, содержащие ОВП | Число блюд в день |
Белки | Помогают росту | Мясо, рыба, молоко и | Не менее 2 |
Жиры и | Источники | Мясо, рыба, молоко, | Не менее 2 |
Витамины и | Укрепляют | Фрукты и овощи | Не менее 4 |
Жидкость | Входит в состав | Жидкие продукты | Не менее 4 |
Участники обсуждают, чем опасен голод (без еды человек погибает через 1 неделю, без жидкости - через 3 дня) или отсутствие в питании основных питательных веществ (замедляется рост, развиваются различные болезни и т.п.), а также - чем опасно переедание (если энергии тратится меньше, чем ее поступает с пищей, наступает ожирение). Участникам предлагается назвать известные им блюда различных национальных кухонь (при необходимости описать их). Обсудить, почему национальные кухни отличаются друг от друга (географические различия, климатические условия, культурные традиции) и что в них общего (в блюдах различных кухонь обязательно присутствуют основные питательные вещества).
Основная часть. Учитель спрашивает учащихся, что они привыкли есть на завтрак, обед, полдник, ужин. Класс делится (любым способом) на 4 команды. Каждая команда получает по листу бумаги фломастеры и придумывает по 7 (по дням недели) вариантов: первая - завтраков, вторая - обедов, третья - полдников, четвертая - ужинов. При этом необходимо, чтобы блюда были разнообразными и содержали основные питательные вещества, можно использовать и свои любимые блюда. Далее участники по очереди зачитывают свои варианты, из которых составляется "Меню на неделю". Оно помещается в середину круга или на доску. Оценивается разнообразие и наличие основных питательных веществ в предложенных блюдах, при необходимости вносятся изменения; обсуждается, является ли получившееся меню рациональным.
Заключительная часть. Ведущий предлагает подумать, в каких случаях и почему еда может причинить вред. Задания даются по группам, на которые участники разделились ранее: первая группа - в чем опасность переедания; вторая - неумеренного употребления сладостей; третья - использования некачественных или загрязненных продуктов; четвертая - недостаточного или однообразного питания.
Учащимся предлагается вспомнить испытанное чувство голода (когда появлялось, в чем проявлялось, почему было неприятным). Учитель подчеркивает причину необходимости соблюдать режим питания. Учащимся предлагается завершить фразу: "Мой режим питания такой: завтрак во столько-то, обед ... полдник... ужин".
Домашнее задание. Обсудить с домашними режим питания в семье, какое блюдо является самым любимым в семье, почему.