Конспект по русскому языку тема: "Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью".
Тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
Цели урока:
-систематизировать знания учащихся о постановке запятой в бессоюзном предложении,
-формировать умения определять интонационные особенности в предложении данного типа и на этой основе выбирать правильное пунктуационное оформление,
-работать над лексическим значением слов, обогащать словарный запас учащихся.
Задачи:
Обучающие:
1)Систематизировать знания о сложном предложении.
2)Развивать умение решать пунктуационные задачи.
3)Развивать умение работать с деформированным текстом, используя схемы предложений.
Развивающие:
1)Закреплять орфографические умения (написание словарных слов и безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, подбор однокоренных слов).
2)Лексическая работа над словом.
Воспитывающие:
1Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
2)Воспитывать умение оценивать чужой труд.
3)Воспитывать умение видеть не только чужие ошибки, но и свои собственные.
Оборудование:
1) Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс», 2008 год .
2)Сигнальные карточки.
3)Карточки со словарными словами.
Ход урока:
1.Словарная работа.
1.Прочитайте и сравните значения слов:
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст.
Фантазия:
1) способность к воображению.
2) мечта.
3)прихоть, причуда.
4)музыкальное произведение в свободной форме.
Фантастика – литературные произведения, написанные в этом жанре.
Фантаст:
1) мечтатель, фантазер.
2) писатель, художник.
Фантазер – человек, который любит фантазировать, мечтать.
Все эти слова пришли из греческого языка.
2.Допишите предложения:
Жюль Верн – писатель …..
Николай Носов написал рассказ «………..».
(ученик у доски вписывает словарные слова).
3. Словарный диктант. (выписать только словарные слова из стихотворения)
Нас запомните, друзья,
Пишимся мы с буквой а:
Аккуратно, фантазер,
Аппарат, фантаст, актер.
4. По какому принципу эти слова можно разделить на две группы?
(Одушевленные и неодушевленные существительные; слова с удвоенной согласной в корне и все остальные и т. д.)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня продолжается работа над вчерашней темой: Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. Цель нашей работы закрепить знания о сложном предложении с бессоюзной связью.
1) Что такое сложное предложение.
2) Схема сложного предложения.
3) Знаки препинания в сложном предложении.
4) Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Вот план по которому мы повторим то, что знаем о сложном предложении.
В упражнении 66 на стр. 57 запишите две строфы, обозначьте орфограммы и составьте схемы сложных предложений.
Упражнение №67 выполняется по заданию учениками самостоятельно.
- что нужно сделать с текстом?( поставить знаки препинания)
Давайте сделаем вывод о роли знаков препинания в письменной речи: запятая в простом предложении разделяет однородные члены. Запятая в сложном предложении разделяет его части. Знаки препинания в конце предложения завершают его и отделяют одно предложение от другого. Их выбор зависит от цели высказывания и интонации.
Закрепление изученного.
Упражнение 68.
(заранее записывается на доске)
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?
(По количеству грамматических основ.)
-Значит,что в первую очередь надо найти в предложении?
- Прочитайте текст. Расскажите и покажите, как вы будете действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания.
(В 1 предложении 4 грамматические основы.
Солнце печет, степь выгорает, дожди не идут, ветер-суховей выжигает.
Найду границы каждой части, между частями поставлю запятую.
С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность.
Во втором предложении одна основа, ( комарье, мошкара, слепни и оводы носятся),есть однородные подлежащие, разделим запятой те, которые соединены бессоюзной связью, и не поставим запятую перед одиночным союзом и)
Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.)
Составим схемы предложений:
1)[ - = ] , [ - = ], [ - = ].
2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]
Диктант с подготовкой. Упражнение №69
- Прочитайте задание.
- Прочитайте текст.
- Кто читал этот роман?
- О чем в нем говорится
- Поработаем с текстом отрывка «Евгений Онегин»
- Найдите грамматические основы в первом предложении (небо дышало, солнышко блистало)
-Что стоит между ними?( запятая)
-А почему? ( потому что это сложное бессоюзное предложение)
-Прочитайте второе предложение
-Найдите здесь грамматические основы (ложился туман, караван тянулся)
-Какое это предложение?( сложное,бессоюзное предложение)
- А как вы это определили? ( в нем две грамматические основы, они разделены между собой запятой)
Запись текста под диктовку учителя.
- Разберите слово крикливых по составу самостоятельно (проверка, запись на доске).
Проверка трех тетрадей учителем.
2.Творческая работа. Упражнение 71.
- Прочитайте задание.
-Что такое пейзаж? (картина природы)
-Прочитайте заголовки зарисовок. Какая тема широкая?(«Осень»)
Какие темы узкие?(«Осенняя печаль», «Слезы осени», «Краски осени»)
- Какое слово в темах ключевое? (осень)
- О чем вы будете писать, если выберете тему «Осенняя печаль»? (о настроении, внутреннем состоянии)
- Что можно назвать слезами осени(дождь, осенний листопад)
- Какие краски выбирает осень и для чего?( разноцветные, красные, желтые, бурые и др. Для того чтобы осень стала красивее, чтобы осень запомнилась не только своими дождями, но и красотой)
- Составьте предложения на выбранную вами тему
- Запишите самостоятельно одно сложное предложение.
Итог урока.
-Определите ключевые слова урока.(Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение)
Домашнее задание.
« Дидактический материал»
-на стр.22 упражнение 39 выполните задания. Запишите 1и 3 предложения, составьте схемы. Выпишите из всего стихотворения слова с знакомыми орфограммами.
Оформление доски:
Четырнадцатое октября.
Классная работа.
Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст
Жюль Верн – писатель фантаст.
Николай Носов написал рассказ «Фантазеры».
1 Что такое сложное предложение.
2 Схема сложного предложения.
3 Знаки препинания в сложном предложении.
4 Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.
И так до конца августа….
( По В. Гиляровскому)
1)[ - = ] , [ - = ], [ - = ].
2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]
Крикливых
Оформление тетради:
Четырнадцатое октября.
Классная работа.
Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст
Аккуратно, фантазер, аппарат, фантаст, актер.
Упражнение 66.
В зеркало залива
Сонный лес глядит,
В чаще молчаливой
Темнота лежит. [ - = ] , [ - = ].
Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой. [ - = ] , [ = - ].
Диктант.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.Ложился на поля туман,
гусей крикливых караван - тянулся к югу…
Крикливых
Упражнение 71.
Ветер срывает листья с деревьев, они медленно кружатся в воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков русского языка (5 часов в неделю).
1.Планирование для 4 класса по программе (1-4) 5 часов в неделю. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, образовательная программа «Школа 2100»
2.Учебник: Русский язык для 4 класса (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Москва: «Баласс» 2008 год
3.Основное содержание:
Тема раздела | Тема урока | дата | Задачи урока | Кол-во часов |
Предложение. Текст. Простое предложение. Предложение с однородными членами. | 1.Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами И, А, НО. | 4.10 | -Развивать умения находить простые предложения в тексте. -Работать со схемами предложения. -Рассуждать по образцу. -Употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи. | 1 |
2.Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 5.10 | - Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |
3.Закрепление пройденного. | 6.10 | -Закреплять умения находить простые предложения с однородными членами в тексте. -Закреплять умение ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |
4.Проверочная работа №1. | 7.10 | - Проверить изученный материал по теме. | 1 | |
5.Обучающее сочинение «Что я люблю» р/р | 8.10 | -Учить правильному, последовательному, логическому изложению своих мыслей, употреблению в речи слов в соответствии с их лексическим значением и правильному построению предложения. | 1 | |
6.Контрольный диктант №2 | 11.10 | -Проверить практически знания пройденных тем. | 1 | |
7.Пишу правильно. Работа над ошибками. | 12.10 | -Развивать умение самопроверки, критического отношения к своим работам. | 1 | |
Сложные предложения с союзами И,А, НО. | 8.Отличие простого предложения от сложного. | 13.10 | - Систематизировать знания о сложном и простом предложении. | 1 |
9. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 14.10 | - Развивать умение решать пунктуационные задачи. | 1 | |
10.Редактирование текста «Что я люблю» р/р | 15.10 | -Развитие умения корректировать свои сочинения, находить и исправлять ошибки. | 1 | |
11.12. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 18.10 19.10 | -Развивать и закреплять знания о пунктуации в сложных предложениях с союзами И, А, НО. | 2 | |
13. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 20.10 | - Развивать умение решать пунктуационные задачи. -Закреплять полученные знания о простом и сложном предложении, однородных членах предложения. | 1 | |
14.Проверочная работа №2 | 21.10 | -Проверить практические знания пройденных тем. | 1 | |
15. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. р/р | 22.10 | -Совершенствовать умение связного изложения своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту. | 1 |
Тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).
Цели урока:
-систематизировать знания учащихся о постановке запятой в бессоюзном предложении,
-формировать умения определять интонационные особенности в предложении данного типа и на этой основе выбирать правильное пунктуационное оформление,
-работать над лексическим значением слов, обогащать словарный запас учащихся.
Задачи:
Обучающие:
1)Систематизировать знания о сложном предложении.
2)Развивать умение решать пунктуационные задачи.
3)Развивать умение работать с деформированным текстом, используя схемы предложений.
Развивающие:
1)Закреплять орфографические умения (написание словарных слов и безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, подбор однокоренных слов).
2)Лексическая работа над словом.
Воспитывающие:
1Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
2)Воспитывать умение оценивать чужой труд.
3)Воспитывать умение видеть не только чужие ошибки, но и свои собственные.
Оборудование:
1) Учебник «Русский язык» 4 класс (1-4) . Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. М.: «Баласс», 2008 год .
2)Сигнальные карточки.
3)Карточки со словарными словами.
Ход урока:
1.Словарная работа.
1.Прочитайте и сравните значения слов:
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст.
Фантазия:
1) способность к воображению.
2) мечта.
3)прихоть, причуда.
4)музыкальное произведение в свободной форме.
Фантастика – литературные произведения, написанные в этом жанре.
Фантаст:
1) мечтатель, фантазер.
2) писатель, художник.
Фантазер – человек, который любит фантазировать, мечтать.
Все эти слова пришли из греческого языка.
2.Допишите предложения:
Жюль Верн – писатель …..
Николай Носов написал рассказ «………..».
(ученик у доски вписывает словарные слова).
3. Словарный диктант. (выписать только словарные слова из стихотворения)
Нас запомните, друзья,
Пишимся мы с буквой а:
Аккуратно, фантазер,
Аппарат, фантаст, актер.
4. По какому принципу эти слова можно разделить на две группы?
(Одушевленные и неодушевленные существительные; слова с удвоенной согласной в корне и все остальные и т. д.)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня продолжается работа над вчерашней темой: Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. Цель нашей работы закрепить знания о сложном предложении с бессоюзной связью.
- Что такое сложное предложение.
- Схема сложного предложения.
- Знаки препинания в сложном предложении.
- Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Вот план по которому мы повторим то, что знаем о сложном предложении.
В упражнении 66 на стр. 57 запишите две строфы, обозначьте орфограммы и составьте схемы сложных предложений.
Упражнение №67 выполняется по заданию учениками самостоятельно.
- что нужно сделать с текстом?( поставить знаки препинания)
Давайте сделаем вывод о роли знаков препинания в письменной речи: запятая в простом предложении разделяет однородные члены. Запятая в сложном предложении разделяет его части. Знаки препинания в конце предложения завершают его и отделяют одно предложение от другого. Их выбор зависит от цели высказывания и интонации.
Закрепление изученного.
Упражнение 68.
(заранее записывается на доске)
- Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?
(По количеству грамматических основ.)
-Значит,что в первую очередь надо найти в предложении?
- Прочитайте текст. Расскажите и покажите, как вы будете действовать, чтобы правильно расставить знаки препинания.
(В 1 предложении 4 грамматические основы.
Солнце печет, степь выгорает, дожди не идут, ветер-суховей выжигает.
Найду границы каждой части, между частями поставлю запятую.
С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность.
Во втором предложении одна основа, ( комарье, мошкара, слепни и оводы носятся),есть однородные подлежащие, разделим запятой те, которые соединены бессоюзной связью, и не поставим запятую перед одиночным союзом и)
Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.)
Составим схемы предложений:
1)[ - = ] , [ - = ], [ - = ].
2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]
Диктант с подготовкой. Упражнение №69
- Прочитайте задание.
- Прочитайте текст.
- Кто читал этот роман?
- О чем в нем говорится
- Поработаем с текстом отрывка «Евгений Онегин»
- Найдите грамматические основы в первом предложении (небо дышало, солнышко блистало)
-Что стоит между ними?( запятая)
-А почему? ( потому что это сложное бессоюзное предложение)
-Прочитайте второе предложение
-Найдите здесь грамматические основы (ложился туман, караван тянулся)
-Какое это предложение?( сложное,бессоюзное предложение)
- А как вы это определили? ( в нем две грамматические основы, они разделены между собой запятой)
Запись текста под диктовку учителя.
- Разберите слово крикливых по составу самостоятельно (проверка, запись на доске).
Проверка трех тетрадей учителем.
2.Творческая работа. Упражнение 71.
- Прочитайте задание.
-Что такое пейзаж? (картина природы)
-Прочитайте заголовки зарисовок. Какая тема широкая?(«Осень»)
Какие темы узкие?(«Осенняя печаль», «Слезы осени», «Краски осени»)
- Какое слово в темах ключевое? (осень)
- О чем вы будете писать, если выберете тему «Осенняя печаль»? (о настроении, внутреннем состоянии)
- Что можно назвать слезами осени(дождь, осенний листопад)
- Какие краски выбирает осень и для чего?( разноцветные, красные, желтые, бурые и др. Для того чтобы осень стала красивее, чтобы осень запомнилась не только своими дождями, но и красотой)
- Составьте предложения на выбранную вами тему
- Запишите самостоятельно одно сложное предложение.
Итог урока.
-Определите ключевые слова урока.(Сложное предложение, несколько грамматических основ, запятая, отличие, простое предложение)
Домашнее задание.
« Дидактический материал»
-на стр.22 упражнение 39 выполните задания. Запишите 1и 3 предложения, составьте схемы. Выпишите из всего стихотворения слова с знакомыми орфограммами.
Оформление доски:
Четырнадцатое октября.
Классная работа.
Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст
Жюль Верн – писатель фантаст.
Николай Носов написал рассказ «Фантазеры».
1 Что такое сложное предложение.
2 Схема сложного предложения.
3 Знаки препинания в сложном предложении.
4 Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.
И так до конца августа….
( По В. Гиляровскому)
1)[ - = ] , [ - = ], [ - = ].
2)[ Θ , Θ , Θ и Θ = ]
Крикливых
Оформление тетради:
Четырнадцатое октября.
Классная работа.
Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью
Фантазия, фантазер; фантастика, фантаст
Аккуратно, фантазер, аппарат, фантаст, актер.
Упражнение 66.
В зеркало залива
Сонный лес глядит,
В чаще молчаливой
Темнота лежит. [ - = ] , [ - = ].
Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой. [ - = ] , [ = - ].
Диктант.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.Ложился на поля туман,
гусей крикливых караван - тянулся к югу…
Крикливых
Упражнение 71.
Ветер срывает листья с деревьев, они медленно кружатся в воздухе.
Отзыв о проведенном уроке русского языка.
Урок в 4 «В» классе проведен учителем по теме «Синтаксис. Запятая в сложном бессоюзном предложении » (закрепление).
Для успешного проведения урока был подготовлен разнообразный дидактический материал. Учителем были составлены задания, схемы предложений, алгоритм работы учащихся.
Подготовка велась с учетом целей и задач урока: воспитательной, образовательной и развивающей.
Все этапы урока четко определены, логически связаны, подчинены целям урока.
Для активизации познавательной деятельности на уроке были созданы игровые моменты, учитывающие психологические особенности данного возраста учащихся.
Особое место в ходе урока занимала самостоятельная работа учащихся в процессе закрепления изученного материала с учебником.
Словарная работа, проводимая на уроке, тесно связана с последующим новым материалом.
Разнообразные формы индивидуальной работы и дифференцированный подход к учащимся способствовал решению основных задач урока.
Урок проведен методически грамотно. Плотность урока и темп работы учащихся достаточно высокие.
В ходе урока поставленные задачи решены, цели достигнуты.
Методист: Крылова О.В.
Анализ урока по русскому языку, проведённого в 4 В классе.
Урок по теме «Синтаксис. Запятая в сложном бессоюзном предложении». Это не первый урок по русскому языку в разделе «Синтаксис. Запятая в сложном бессоюзном предложении», следовательно, тесно связан с предыдущими.
Создавая урок, я выдвинула цель:
1)Систематизировать знания о сложном предложении.
2)Развивать умение решать пунктуационные задачи.
3)Развивать умение работать с деформированным текстом, используя схемы предложений.
Задачи:
Обучающие:
1)Систематизировать знания о сложном предложении.
2)Развивать умение решать пунктуационные задачи.
3)Развивать умение работать с деформированным текстом, используя схемы предложений.
Развивающие:
1)Закреплять орфографические умения (написание словарных слов и безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, подбор однокоренных слов).
2)Лексическая работа над словом.
Воспитывающие:
1Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
2)Воспитывать умение оценивать чужой труд.
3)Воспитывать умение видеть не только чужие ошибки, но и свои собственные.
Помня о том, что учебная деятельность осуществляется на определённом содержательном материале знаний и умений и исходя из выдвинутых целей. я опиралась на следующие принципы :
- наглядности ( что позволило создать речевую ситуацию, выдвинуть учебную задачу и вовлечь всех учащихся в работу по теме урока )
- последовательности и прочности
- сознательности и активности
- научности (с учётом возрастных особенностей )
Поставленная цель позволила мне использовать приём эвристической беседы
( что позволило учащимся самостоятельно предполагать, доказывать, отстаивать своё мнение , анализировать учебный материал, находить пути решения учебной задачи ).
Цель урока позволила мне отобрать и средства обучения :
- речь учителя ( как условие умственного развития учащихся )
- учебно-наглядные пособия;
- организационно-педагогические средства (карточки-задания, учебные пособия )
Для достижения цели урока и решения поставленных учебных задач мной была выбрана традиционная форма организации учебного процесса – урок. Что позволило мне как коллективно, так и индивидуально взаимодействовать с учащимися.
Логика построения урока типична для уроков русского языка. Все этапы урока представлены и чётко выражены. Этапы урока связаны между собой; каждый следующий этап урока логически определяется предыдущим.
Цель урока верно определена, а учебные задачи полностью оправданы.
К работе на уроке привлекается весь коллектив учащихся, работа прерывается динамической паузой для восполнения двигательной активности. Характер деятельности учащихся меняется регулярно (это мотивируется быстрой утомляемостью детей и неизменностью основных целей).
Выбранные мной приёмы анализа учебного материала целесообразны, вопросы и задания корректно и ясно сформулированы.
Манера общения с учащимися доброжелательная.
Дети на уроке активны. Это достигается сменой заданий, темпом занятия.
Учащиеся постоянно получали словесные оценки по ходу занятия.
Урок эффективен, т. к. достиг поставленной цели.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Прозвенел звонок, начался урок, дети начали работать.
- Что я сказала? (предложение). - Это предложение простое или сложное? (сложное). Докажите.
2. Составьте предложение по схеме: предлагается схема простого предложения.
Охарактеризуйте предложение. (Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, без однородных членов предложения).
II. Продолжим мысль об осени.00
1. Из данных слов (Солнце ,багрянец заглянуло, березки, в, осенний, лес, зажглись) составьте сложное предложение (Работа в парах).
- Что обозначает слово багрянец?
Выберем удачный вариант.
2. Запись предложения с комментированием.
В осенний лес заглянуло солнце, березки зажглись багрянцем. –Какое это предложение? (Сложное бессоюзное)
3. Составить схему предложения (1 ученик у доски):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
- Почему поставили запятую? (Это сложное предложение, в котором две грамматические основы и нет союза.)
- Откуда взяты эти строки? (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)
Вывод: в сложных предложениях между грамматическими основами ставится запятая.
III. Словарная работа: списать слова, вставить пропущенные буквы.
- В-рона, в-р-бей, к-мары, ов-д.
- По какому признаку можно объединить эти слова? (Животные)
- А можно эти слова классифицировать, разбить на группы?
1) птицы и насекомые,
2) безударные и ударные гласные,
3) слова с сочетанием –оро- и без него
- Можно ли составить с помощью этих слов, связав их по смыслу, сложное предложение? (Ученики приводят примеры)
- Что следует помнить при записи сложных бессоюзных предложений?
IV. Графический диктант.
Составить схемы предложений. (1 ученик у доски)
Забрались в скважинки коры комары, скрылись мошки, заснули жучки.
Громко каркает на сосне ворона, воробьи чирикают на кустах.
Пахнут ели, и от чистоты воздуха кружится голова.
Взаимопроверка. Объясните постановку запятых.
- В этих схемах есть какая-то особенность? Отличие. Почему стоит запятая? (перечисление грамматических основ).
Пока идет работа над графическим диктантом один ученик работает у доски.
На лес опустилась ночь, ни зги не видать.
Задание. Списать предложение, расставив знаки препинания, начертить схему предложения.
Лексическое значение “ни зги”.
- Что обозначает это слово в предложении? (Ничего не видно)
! Обратить внимание на написание частицы ни.
Вывод. В бессоюзном предложении между грамматическими основами ставится запятая.
V. Физкультминутка.)
Вопрос на внимание: из каких предложений состояла физминутка?
VI. Самостоятельная работа (устно) упражнение № 70 стр.59 в учебнике .Расставить и объяснить знаки препинания. ( по рядам)
1 ряд. Кузнечики трещали в порыжелой траве перепела кричали ястребы плавно носились над полями …
2 ряд. Деревья сливаются в чернеющие массы на синем небе робко выступают первые звездочки.
3 ряд. Еще раз прозвенел над вами голос пеночки печально прокричала иволга соловей щелкнул в первый раз.
Проверка. Прочитать предложения, передав голосом интонацию. С чем связана такая интонация?
Вывод. Интонацией мы передаем паузу в предложении.
VII. Творческая работа (по выбору) ведется по рисункам детей, подготовленным дома на тему “Осень”.
1 задание – составить и записать 1-2 сложных бессоюзных предложения.
2 задание - написать мини-сочинение из 2-3 предложений.
Проверка.
VIII. Итог работы: для чего нужны в речи сложные бессоюзные предложения?
IX. Д/з. № 72 стр.47 письменно выполнить.
Отзыв о проведенном уроке русского языка.
Урок в 4 «В» классе проведен учителем Карповой Мариной Александровной по теме «Синтаксис. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. » (повторение).
Для успешного проведения урока был подготовлен разнообразный дидактический материал. Учителем были составлены задания, кроссворды, схемы предложений, алгоритм работы учащихся.
Подготовка велась с учетом целей и задач урока: воспитательной, образовательной и развивающей.
Все этапы урока четко определены, логически связаны, подчинены целям урока.
Для активизации познавательной деятельности на уроке были созданы игровые моменты, учитывающие психологические особенности данного возраста учащихся.
Особое место в ходе урока занимала самостоятельная работа учащихся в процессе закрепления изученного материала, работа с сигнальными карточками, с учебником.
Словарная работа, проводимая на уроке, тесно связана с последующим новым материалом.
Разнообразные формы индивидуальной работы и дифференцированный подход к учащимся способствовал решению основных задач урока.
Урок проведен методически грамотно. Плотность урока и темп работы учащихся достаточно высокие.
В ходе урока поставленные задачи решены, цели достигнуты.
Методист: Воробьева С.В.