Самообразование

Тема: «Развитие математических способностей  у детей дошкольного возраста  через игровую деятельность»

Цель:  обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

- создавать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность;

- организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz.docx28.57 КБ
Файл otchet_o_samoobraz._20-24.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие математических способностей  у детей дошкольного возраста  через игровую деятельность»

Цель:  обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

- создавать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность;

- организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность

Сроки реализации темы по самообразованию: 2020  – 2025 год

Предполагаемый результат: математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

  Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

   Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

   Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Форма отчетности: представление опыта работы. Презентация о проделанной работе, открытые мероприятия совместно с родителями.

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Этап

Формы работы

Сроки

Практический выход

              Теоретический

Изучение нормативно-правовых документов: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Сентябрь - ноябрь

Примерная общеобразовательная   программа

дошкольного образования. Под  ред.  Н. Е.  Вераксы: особенности развития детей дошкольного возраста

Сентябрь 

Особенности развития детей раннего возраста

Сентябрь

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год

Изучение методической литературы по теме:

Развитие математических представлений детей от 1,5 до 3 лет

Сентябрь - декабрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                                      Основной

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь - Май 

Разработаны конспекты занятий, консультации для педагогов и родителей. в группе оформлен центр математики. Разработана картотека игр по ФЭМП с детьми от 1,5 до 3 лет

Оформить центр математики и манипулятивных игр в группе;

разработать д/и по сенсорному развитию;

разработать д/и по ФЭМП;

разработать конспекты занятий по ФЭМП

Подготовить консультацию для воспитателей:

«ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»;

подготовить выставку д/и для развития математических представлений для детей от 1,5 до 3 лет  

Разработать консультации, буклеты для родителей;

по теме:  «Веселая математика дома»;  

выставка д/и для развития математических представлений для детей от 1,5 до 3 лет  

                                     Заключительный

НОД

Отчет по теме самообразования

Родительское собрание

Май

Презентация: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста»

План самообразования на 2021-2022 учебный год

Этап

Формы работы

Сроки

Практический выход

              Теоретический

Изучение нормативно-правовых документов: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Сентябрь - ноябрь

Примерная общеобразовательная   программа

дошкольного образования. Под  ред.  Н. Е.  Вераксы: особенности развития детей дошкольного возраста

Сентябрь 

Особенности развития детей 3-4 лет

Сентябрь

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Сентябрь

Кружок «Сенсорика»

на 2021-2022 учебный год

Изучение методической литературы по теме:

Развитие математических представлений детей от 3 до 4 лет

Сентябрь - декабрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                                      Основной

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь - Май 

Разработаны конспекты занятий, анкеты, консультации для педагогов и родителей. В группе оформлен центр математики. Разработана картотека игр по ФЭМП с детьми от 3 до 4 лет

Оформить центр математики и манипулятивных игр в группе;

разработать д/и по сенсорному развитию;

разработать д/и по ФЭМП для детей младшего дош. возраста;

разработать конспекты занятий по ФЭМП

Подготовить консультацию для воспитателей:

«ФЭМП у детей дошкольного возраста»;

подготовить картотеку д/и для развития математических представлений у детей млад. дош. возраста

Разработать консультации, буклеты для родителей;

по теме:  «Как научить ребенка считать?»;  анкетирование

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

                                     Заключительный

НОД

Отчет по теме самообразования

Родительское собрание

Май

Презентация: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования на 2022-2023 учебный год

Этап

Формы работы

Сроки

Практический выход

              Теоретический

Изучение нормативно-правовых документов: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Сентябрь - ноябрь

Примерная общеобразовательная   программа

дошкольного образования. Под ред.  Н. Е.  Вераксы: особенности развития детей дошкольного возраста

Сентябрь 

Особенности развития детей 4-5 лет

Сентябрь

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Сентябрь

Кружок «Лего-мастер»

на 2022-2023 учебный год

Разработка картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет

Октябрь - декабрь  

Картотека дидактических игр

Изучение методической литературы по теме:

Развитие математических представлений детей от 4 до 5 лет

Сентябрь - декабрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

                                      Основной

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь - Май 

Разработаны конспекты занятий, анкеты, консультации для педагогов и родителей. В группе оформлен центр математики. Разработана картотека игр по ФЭМП у детей от 4 до 5 лет

Оформить центр математики и манипулятивных игр в группе;

разработать картотеку д/и по ФЭМП;

разработать конспекты занятий по ФЭМП

Подготовить консультацию для педагогов:

«Использование д/и в матем. развитии детей 4-5 лет»;

подготовить картотеку д/и по фэмп у детей 4-5 лет; разработать семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации форм. матем. пред. дош.»

Разработать консультации для родителей;

по теме: «Как научить ребенка считать?»;

«Математика для детей 4-5 лет»;

анкетирование родителей

«Математическое развитие детей 4–5 лет»

                                     Заключительный

НОД

Отчет по теме самообразования

Родительское собрание

Май

Презентация: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»

План самообразования на 2023-2024 учебный год

Этап

Формы работы

Сроки

Практический выход

              Теоретический

Изучение нормативно-правовых документов:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

Сентябрь - ноябрь

Примерная общеобразовательная   программа

дошкольного образования. Под ред.  Н. Е.  Вераксы: особенности развития детей дошкольного возраста

Сентябрь 

Особенности развития детей 5-6 лет

Сентябрь

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Сентябрь

Кружок «Волшебные клеточки»

на 2023-2024 учебный год

Разработка картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет

Октябрь - декабрь  

Картотека дидактических игр

Изучение методической литературы по теме:

Развитие математических представлений детей от 5 до 6 лет

Сентябрь - декабрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Изучение методической литературы по теме:

Применение игровой технологии «Дары Фрёбеля» в ФЭМП у дошкольников

Декабрь-февраль

Подбор материала для работы с детьми в применении игровой технологии «Дары Фребеля», картотека д/и по фэмп с «Дарами Фребеля»

                                      Основной

с детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь - Май 

Разработаны конспекты занятий, анкеты, консультации для педагогов и родителей. В группе оформлен центр математики. Разработана картотека игр по ФЭМП у детей от 5 до 6 лет, картотека игр

Оформить центр математики в группе;

разработать картотеку д/и по ФЭМП;

разработать конспекты занятий по ФЭМП

Подготовить консультацию для педагогов: «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики»;

подготовить картотеку д/и по фэмп у детей 5-6 лет; разработать семинар для педагогов «Формирование элементарных математических представлений

у дошкольников 5- 6 лет через дидактические игры»;

мастер - класс для педагогов «Игровая технология Дары Фребеля»

Разработать консультации для родителей;

по теме:

«Ориентировка в пространстве»;

«Как помочь ребёнку полюбить математику»

                                     Заключительный

НОД

Отчет по теме самообразования

Родительское собрание по теме: «Занимательная математика»

Май

Презентация: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 5 -6 лет»



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2020-2014г.  

по теме:

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность»

Цель: обеспечить целостность образовательного процесса через организацию занятий в игровой форме и формирование математических знаний у дошкольников через игровую деятельность

В ходе работы были определены следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

- создавать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность;

- организовать работу с родителями по развитию математических способностей у детей через игровую деятельность

Выбранная тема является актуальной, т.к. математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.

    Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

    Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

    Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).

     Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Исходя из плана работы по самообразованию, мною были изучены материалы по данной теме и изготовлены пособия.

2020- 2021у.г.

С сентября по декабрь, изучение нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

- развитие математических представлений детей от 1,5 до 3 лет;

- особенности развития детей раннего возраста.

В группе оформлен центр математики и манипулятивных игр.

 Разработаны д/и по сенсорному развитию, д/и по ФЭМП для детей от 1,5 до 3 лет, конспекты занятий.

Для родителей были разработаны консультация, буклеты по теме: «Игры для развития математических представлений для детей от 1,5 до 3 лет. Организована выставка д/и для развития математических представлений для детей от 1,5 до 3 лет.          

Родители были вовлечены в изготовление настольных игр по сенсорному развитию.

Для педагогов подготовила консультацию: «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности», выставку д/и для развития математических представлений для детей от 1,5 до 3 лет.

2021-2022г.

С сентября по декабрь, изучение нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

- развитие математических представлений детей от 3 до 4 лет;

- особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

В группе оформлен центр математики и манипулятивных игр.

Разработаны д/и по сенсорному развитию, д/и по ФЭМП для детей от 3 до 4 лет, конспекты занятий. Разработала программу по сенсорному развитию детей 3-4 лет.

Для родителей были разработаны консультация по теме: «Как научить ребенка

считать?».

Проведено анкетирование родителей по теме: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников»

Родители были вовлечены в изготовление настольных дидактических игр.

Для педагогов подготовила консультацию: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Разработала картотеку дидактических игр для развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

2022-2023г.

С сентября по декабрь, изучение нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

- развитие математических представлений детей от 4 до 5 лет;

- особенности развития детей 4-5 лет.

В группе оформлен центр математики и манипулятивных игр.

Разработаны д/и по ФЭМП для детей от 4 до 5 лет, конспекты занятий.

Для родителей были разработаны консультация по теме: «Как научить ребенка считать?»; «Математика для детей 4-5 лет».

Проведено анкетирование родителей по теме: «Математическое развитие детей 4–5 лет».

Родители были вовлечены в изготовление настольных дидактических игр.

Для педагогов подготовила консультацию:

«Применение д/и в математическом развитии детей 4-5 лет»; подготовила картотеку д/и по фэмп у детей 4-5 лет;

разработала и провела семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников»  

2023-2024г.

С сентября по декабрь, изучение нормативно-правовых документов:

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;

- развитие математических представлений детей от 5 до 6 лет;

- особенности развития детей 5 -6 лет.

В группе оформлен центр математики и манипулятивных игр.

Разработаны д/и по ФЭМП для детей от 5 до 6 лет, конспекты занятий.     Разработана дополнительная общеобразовательная программа кружок «Волшебные клеточки» на 2023-2024 учебный год.

Собраны материалы для работы с детьми в применении игровой технологии «Дары Фребеля».

Составлена картотека д/и по фэмп с «Дарами Фребеля».

Для родителей были разработаны консультация по теме:

«Ориентировка в пространстве»;

«Как помочь ребёнку полюбить математику».

Проведено родительское собрание по теме: «Занимательная математика».

Для педагогов подготовила консультацию:

«Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики»; картотеку д/и по фэмп у детей 5-6 лет;

разработала и провела семинар-практикум для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5- 6 лет через дидактические игры»;

разработала и провела мастер - класс для педагогов «Игровая технология Дары Фребеля».

Разработала и провела открытый показ образовательной деятельности:

«Поможем светофорчику» - од с элементами пдд;

«Поможем цифрозавру» - од по познавательному развитию с применением технологии «Дары Фребеля»

Таким образом, мне удалось реализовать все, что было запланировано на учебный год.

Математические игры, интересны для детей. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.