Разработки уроков
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Технология
- Презентации к урокам
Скачать:
Подписи к слайдам:
Опиши действия предметов
.
Взо
шло летела
Вы
шло
при
летела
За
шло
у
летела
Озеро словообразования
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Тема: Приставка
Что
такое приставка
?
Где находится?
Для чего служит?
Какие бывают приставки?
Как
обозначаются
?
Приставка - часть
слова.
Приставка – это часть слова.
Приставка
стоит перед корнем.
Приставка
служит для образования новых слов
.
по-, про-, до-, у-, с-, от-,
пере-,
с-, вы-, до-, за-, пере-, на-,
под-
Приставка
обозначается так:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром.
Тест
Озеро словообразования
Корень
Суффикс Окончание
?
Повторим словарные слова
Ин.й
,
п.н.дельник
,
д.кабрь
,
р.бята
,
т.традь
,
уч.тель
,
уч.ник
.
Как найти приставку.
переход
Подбери однокоренные слова ( выход, уход) .
Укажи корень.
Отметь часть слова перед корнем .
Это
приставка.
Назови приставку.
ПЕРЕ-
Предварительный просмотр:
Литературное чтение. 12. 12. 11 г.
Тема. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»
Цель: познакомить со стихотворением С. Михалкова «В снегу стояла ёлочка»
Задачи урока:
- Обогащать словарь детей словами по теме чтения
- Знакомить с выразительными средствами языка
- Учить передавать голосом чувства
- Развивать навык беглого выразительного чтения
- Воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка (пробуждать радостное предвкушение праздника, желание поделиться своей радостью с другими людьми)
- Воспитание бережного отношения к природе
Ход урока
- Речевая разминка
- Актуализация знаний
Повторение изученных произведений, знания авторов, героев этих произведений
Кто является героями этих произведений?
«Дети Деда Мороза», «Всем вам крышка», «Снегурочка», «Саша»
Кто написал эти произведения?
«О чём ты думаешь, снегирь?», « Узоры на снегу», « Деревья в лесу», «В снегу стояла ёлочка»
Чтение наизусть учащимися стихотворения «О чём ты думаешь, снегирь?» /несколько человек/
- Введение нового знания
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Здравствуй, праздник новогодний!»
Давайте откроем учебники и найдём этот раздел. Прочитайте вступительную статью. стр.148
- Знакомство с историей возникновения праздника
На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке. Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января».
Ёлка — неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.
К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего народного обычая» ещё не знали. Но ёлка эта ещё не была новогодней — она называлась рождественской и украшалась игрушками, лакомствами, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия.
- Знакомство с творчеством и биографией С. Михалкова
- Чтение учителем стихотворения «В снегу стояла ёлочка»
- Чтение стихотворения учащимися. Словарная работа.
- Беседа и выполнение заданий в учебнике.
- Работа над выразительностью чтения:
- Выбор интонации, передающей настроение ёлочки
- Определение тона и темпа чтения
- Разбор каждой строфы (выделение главных слов – логических ударений, обсуждение знаков препинания, рифмы)
- Беседа о бережном отношении к природе, о том, как можно избежать вырубки леса в новогодние праздники
- Выполнение заданий 1 , 2 и 4 в тетради.
- Моделирование обложки (работа в парах)
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов занятия.
Сообщение учителя.
Подведение итогов самими учащимися.
- . Рефлексия.
"Я" - как я чувствовал себя на уроке;
"Мы"- мы работали вместе, не ссорились, помогали друг другу;
"Дело" - Что было легко, что было трудно?
Подписи к слайдам:
Новый Год на Руси
На
Руси Новый год
отмечали
1 марта. В XIV веке
Московский
церковный собор
постановил
считать началом
Нового
года 1 сентября
согласно греческому
календарю.
Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого
января».
Это
кошка Маруська?
Это
кошка
Маруська?
Это кошка
Маруська
?
Это
кошка Маруська.
Это
кошка
Маруська.
Это кошка
Маруська
.
История праздника
Новый год
Сергей Владимирович Михалков
родился 13
марта
1913 года в Москве. В 1927 году семья переехала в Ставропольский край, в город Пятигорск, затем в Георгиевск.
В 1930 году Сергей Михалков, окончив школу, переехал в Москву, где работал разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия".
Его литературная деятельность началась в 1928 году, когда в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) появилась его первая публикация – стихотворение "Дорога
".
В 1935 году было опубликован любимое произведение многих поколений детей – поэма "Дядя Степа
".
Сергей Владимирович Михалков занимался не только творческой работой, он много времени уделял общественной деятельности.
Прожил большую плодотворную жизнь. Сергей
Михалков скончался 27 августа 2009 года на 97-году жизни.
БА БУ БЫ На дворе стоят столбы.
БУ БЫ БА Из окна торчит труба.
ДО ДУ ДА Гудят_________________
СА СА СА В лесу бегает_________
ЖА ЖА ЖА Есть иголки у_________
УСЬ УСЬ УСЬ На лугу пасётся_______
ТА ТА ТА У нас дома___________
ЧА ЧА ЧА Горит в комнате ______
ЧУ ЧУ ЧУ Молоточком я ______
Будьте счастливы!
Пусть Новый год
со счастьем новым
Под сказку сна
к вам в дом войдет
И вместе с
запахом еловым
Здоровья,
счастья принесет!
«Здравствуй, праздник новогодний!»
Сергей Владимирович Михалков
13 марта
1913 года - 27 августа 2009 года
Соотнесите название произведения и его автора .
М.М. Пришвин
С. Михалков
И.Соколов-Микитов
И. Беляков
«О чём ты думаешь, снегирь?»
« Узоры на снегу»
«В
снегу стояла
ёлочка
»
« Деревья в лесу»
Домашнее задание
с. 148 – 149 рисунок
К середине XIX века зимняя красавица стала привычной
для
горожан,
хотя
в деревнях такого
«
древнего народного
обычая
» ещё не
знали. Но
ёлка эта ещё не
была
новогодней —
она
называлась
рождественской
и
украшалась
игрушками, лакомствами, предназначенными в подарок гостям, и свечами,
а
макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда — серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя — символом бессмертия.
«Дети
Деда Мороза»
«
Всем вам крышка»
«Снегурочка»
«Саша»
Снегурочка
Саша
Ветер, Иней,
Снежинка, Лед.
Морозко
Соотнесите название произведения и его героя .
ИСТОРИЯ
новогодней ёлки
Ёлка — неотъемлемый атрибут зимних праздников — также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами.
Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.
Моделирование обложки.
Предварительный просмотр:
Математика 12.12.11 г
Тема: Таблица умножения и деления числа 4.
Цели урока: составить таблицу деления на 4, используя таблицу умножения; познакомить совершенствовать умения решать задачи, выполняя действия деление и умножение; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка задачи.
На прошлом уроке мы с вами составили таблицу умножения на 4, а дома вы должны были её учить. Сегодня мы с вами проверим и закрепим знание уже изученной таблицы умножения (слайд 1). Но урок будет не обычный. Мы отправимся в сказку.
Звучит песня о сказке из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».
3.Устный счет.
– Жили-были обычные дети Витя и Маша. Маша верила в сказки, а Витя в сказки не верил, он увлекался наукой. Но однажды случилось несчастье в сказочной стране (слайд 4) – злой Кощей похитил одну добрую сказочную героиню. Надо ее спасать! И ребята решили это сделать. А мы с вами можем им помочь. В этой невиданной сказочной стране все подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасем бедняжку. К счастью, у нас будут помощники – герои разных сказок.
Чтобы узнать, кого похитил Кощей, надо выполнить первое задание и разгадать шифр, а для этого надо вспомнить таблицу умножения, которую уже давно изучили.
Работа в парах. Один ученик показывает ответ с помощью веера, а другой – собирает слово.
Постановка проблемы. Составление таблицы на деление (запись в тетради, один – у доски, потом другой)
- Кого же похитил Кощей?
После решения задач по щелчку открывается одна створка ворот и появляются примеры.
-Ну вот, одну створку мы открыли, а на ней примеры, если правильно решите примеры, то ребята смогут попасть в волшебную страну. Записывайте только ответы. А потом проверим.
86 - 13
54 - 14
4 · 5
3 · 8
12 :4
43 + 57
100 - 25
По щелчку – проверка, появляются ответы примеров. После проверки по щелчку открывается вторая створка ворот, по следующему щелчку дети перемещаются по мостику.
4. Закрепление.
- Ребята попали в сказочное царство. Перед ними молочная река с кисельными берегами. (Слайды 8-15)
Как же через нее перебраться? Можно перебраться по камушкам. Но они тоже математические. Для того чтобы перебраться по ним, надо вспомнить умножение и деление.
Слайды 8-15 направлены на повторение примеров уже по теме урока и построены в виде интерактивной игры. При смене слайда появляется пример, решив который, необходимо нажать на камень с правильным ответом, после чего он перемещается в реку. Чтобы перейти к следующему примеру, нужно нажать на изображение детей. Изображение камней и детей работают, как триггеры.
4. Работа по теме
- Ребята с нашей помощью перебрались через реку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Витю и Машу к избушке на курьих ножках (слайд 16). Вошли они в избу и видят – сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с примерами. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат получается неправильный».
- Поможем ребятам?
Слайд 17 (выполняют по рядам)
1 ряд № 18, с. | 2 ряд № 18, с. 97 | 3 ряд № 18 , с. 97 |
Слайд 17 направлен на отработку порядка действий. После решения примеров можно проверить. После проверки по щелчку появится ступа.
- "Вот теперь", – говорит Баба-Яга,– "могу дать вам волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею".
"Нет, – говорит Маша, – нам надо скорее. Дайте нам лучше ступу".
- Что же, бери. Да только вместо топлива работает она на "математическом ускорителе".
- Чтобы ступа смогла взлететь, надо правильно решить задачу и узнать сколько стоит топливо для ступы.
- А в ступе три кнопки. Как узнать, на какую нажимать, чтобы завести ступу? Надо разгадать шифровку. А чтобы быстрее завести ступу и улететь, все будут решать задачу, а трое учеников разгадают шифровку (по одному ученику от каждого ряда)
Шифровка 1
6+5 а | 4·9 н | 12:3 а | 18:2 ж | 17-7 ь | 6+7 т |
36 | 11 | 9 | 4 | 13 | 11 |
Шифровка 2
6+6 у | 4·7 ё | 12:6 л | 18:3 ж | 16-7 ю | 6+4 т |
6 | 28 | 2 | 10 | 12 | 9 |
Шифровка
8+3 у | 2·7 к | 18:6 п | 14:7 о | 15-7 к | 6+9 н |
8 | 15 | 2 | 3 | 14 | 11 |
Проверка шифровок – собрать предложение: «Нажать жёлтую кнопку».
Слайд 18
Литр топлива для ступы стоит 4 рубля. Сколько денег надо уплатить ребятам за 7 литров топлива? (один у доски с объяснением)
Слайд 18 направлен на отработку задач на нахождение произведения. На слайде имеется таблица для заполнения после разгадывания шифровки. Здесь можно попросить детей вписать ответы по ходу решения (при наличии интерактивной доски), а потом проверить результат щелчком. После щелчка появляется и ответ задачи, которую также можно проверить.
При двойном нажатии желтой управляющей кнопки ступа улетает.
- Завели ступу. Улетели ребята. Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым (слайд 19).
- А перед тем как войти, решили они гимнастику сделать, чтобы легко справится с Кощеем. Давайте и мы сделаем гимнастику, поможет нам еще один сказочный герой: деревянный мальчишка с длиннющим носом. (Буратино)
«Физминутка» (слайд 20).
- Пробрались ребята в подземелье. А Кощей испугался, что смерть его пришла (слайд 21). И решил добреньким притвориться. И говорит Вите и Маше:
- "За Белоснежкой пришли? Давайте мирно договоримся: задам я вам всего одну задачу. Решите её – забирайте Белоснежку, а не решите – навеки-вечные в подземелье моем останетесь".
- Делать нечего. Согласились ребята. Говорит Кощей (слайд 22):
«Видите вы, что подземелье у меня большое, но состоит оно всего из двух залов. Длина зала, в котором мы стоим 56 м, а другой на 30 м длиннее. Узнайте длину второго зала. Узнаете, отпущу и вас, и Белоснежку!»
- Поможем ребятам выполнить это задание – в тетрадях самостоятельно.
В случае, если произошла задержка на каком-то задании и времени не хватает, с 22 слайда можно сразу перейти на последний, минуя самостоятельную работу по учебнику, для этого необходимо нажать на изображение детей.
-Выполнили ребята и это задание. Но обманул их Кощей. Кинулся он на ребят, но они ловкими оказались, увернулись от старика Кощея, недаром по утрам зарядку делали. А вы не забываете делать зарядку?
Слайд 23:
Добрались они до трона, схватили сундучок, в котором смерть Кощеева, но чтобы открыть его, надо задание выполнить, которое на сундучке написано. А времени мало, Кощей все ближе. Давайте быстро поможем ребятам справиться с последним заданием - с. 45, № 146
Проверка – слайд 24 (при смене слайда появляются звездочки с ответами)
Победили Кощея! Освободили Белоснежку! (слайд 25)
5. Итог урока
- А что помогло нам справиться с трудностями, что мы делали, чтобы помочь ребятам спасти сказочную героиню?
- Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности?
- Кто может сказать про себя, что теперь он знает таблицу умножения еще лучше?
Домашнее задание: 1) учить таблицу умножения и деления с числом 4 2) с. 45-46 № 147, 149
Подписи к слайдам:
56
12
30
8
54
2
18
3
6
42
24
36
7
9
4
18 : 6
48
56
12
30
2
18
3
6
24
36
7
9
8
10
4
3
4
Литр топлива для ступы стоит 4
рубля.
Сколько денег надо уплатить ребятам за 7 литров топлива?
Ответ: топливо стоит
28 рублей
Н
А
Ж
А
Т
Ь
Ж
Ё
Л
Т
У
Ю
К
Н
О
П
К
У
Витя
Маша
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ!!!
86
–
13
54 – 14
4
.
5
3
.
8
43 + 57
100 – 25
= 73
= 40
= 20
= 24
= 100
= 75
48
56
12
30
2
18
3
4
6
24
36
7
9
8
10
4
16 : 4
42
Поможем Бабе-Яге
1 ряд
№ 18, с.97
2 ряд
№ 18, с.97
3 ряд
№ 18, с.97
Проверим!
http://club.itdrom.com/gallery/gal_graf/pict2d/3631.html
Спасибо, ребята!
Таблица
умножения и деления
числа
4.
Помогите!
.
.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся.
Два – прогнулся.
Руки в стороны развёл.
Видно, ключик не нашёл.
Улыбнулся – и пошёл
.
http://club.itdrom.com/gallery/gal_graf/pict2d/3631.html
Ж
Е
Н
С
О
Л
Е
Б
К
А
32 : 4
48
56
12
30
8
2
18
3
42
6
24
36
7
9
8
10
4
Проверьте!
16
20
9
6
3
Узнай, кого надо спасти!
Реши примеры и сложи буквы
10
15
18
20
12
Б
18
4
24
Е
16
3
.
5
8
.
2
20
10 : 2
4
6
10
8
Л
5
18:2
8
6
7
5
О
9
12 :
4
6
4
8
5
С
3
16:
2
10
4
9
6
8
Н
4
.
4
12
16
18
20
15
Е
2
.
6
12
8
14
20
10
Ж
6
.
4
12
15
24
20
12
К
20 :
4
6
5
4
8
10
А
48
56
30
2
18
6
36
7
9
4
3
12
4
Спасибо
!
24
8
10
С.
45,
№
146
48
56
12
30
8
10
2
18
3
42
6
10
24
36
7
9
40 : 4
4
48
56
12
30
8
54
2
18
3
6
42
6
24
36
7
9
24 : 4
4
48
56
12
30
2
18
6
24
36
7
9
8
10
4
6
.
2
3
12
4
Задача
Подземелье
Кащея
большое, но состоит оно всего из двух залов. Длина зала, в котором вы стоите, 56 м, а другой на
30
м длиннее.
Узнайте длину второго зала.
Предварительный просмотр:
Тема: Сложение и вычитание двухзначных чисел.
Закрепление.
Цели: 1. Повторить письменные приемы сложения и вычитания двухзначных чисел.
2. Развивать умение составлять и решать текстовые задачи в 1-2 действия.
3. Формировать интерес к математике.
Задачи: 1. Отрабатывать алгоритм письменных приемов сложения и вычитания двухзначных чисел.
2. Развивать логическое мышление.
3. Повторить правила безопасного поведения на железной дороге.
Оборудование: картинка паровозика, «карта путешествия», инд. карточки, краткие записи задач, грамзапись.
Ход урока:
- Организационный момент (стихотворение).
- Устный счет.
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на поезде. Вот посмотрите, наш поезд уже подошел. – Где у нас проходят поезда? – Чтобы нам сесть на поезд, неоходимо знать правила.
- Как вести себя на железной дороге? (Не перебегать перед идущим поездом, не ходить по путям, переходить по пешеходному мосту).
18, 96, 3, 44, 81.
- Посмотрите на номера наших вагонов. Назовите эти номера.
- Какое число «лишнее»? Почему?
- Какие числа называются однозначными? Двухзначными?
- Какие цифры используются в записи числа 18, 81? Чем различаются эти числа? Чем похожи?
- Назови число, в котором количество десятков равно количеству единиц?
- Назови соседей числа 96?
- Найди сумму цифр в этом письме? Разность?
- Расставьте в порядке возрастания? Убывания?
- Сколько десятков и единиц в числе 18?
- Назови разрядные слагаемые в числе 44, 81.
- Чтобы сесть в поезд, нам необходим билет. У каждого из вас на парте лежит такой билет.
- Найдите значение выражения, запишите ответ. Это число будет обозначать номер вагона, в который вы сядете?
I вариант 30+(20-6)=44 46-2=44 | II вариант 100-(13-9)=96 90+6=96 | III вариант 70+(5+6)=81 80+1=81 |
Встаньте, у кого 44? 96? 81?
Физминутка.
Паровоз кричит: Ду-ду!
Я иду, иду, иду.
А колесики стучат: тик-так, тик-так!
А мы прыгаем вот так, вот так.
IV. Повторение алгоритма письменного сложения и вычитания.
- Сообщение темы и целей урока
- – Как называются числа при сложении?
числа при вычитании?
- Объяснение учителя алгоритма сложения.
+46
29
- Чтение памятки детьми.
- Объяснение детьми алгоритма сложения и вычитания.
+52 -76
19 41
- Самостоятельное решение примеров детьми.
+70 +23 -44 -89 -38 -63
24 37 21 47 57 32
V. Повторение приемов устных вычислений (работа над карточками).
I вариант 6+6= 8+4= 50-37= 10+2= 32-20= 16-4= 20-8= 48-34=
| II вариант 8+6= 30-13= 10+7= 50-33= 20-3= 0+17= 27-10= 6+11= |
(закрыли глаза, представили, как мчится наш поезд, мелькают леса, реки, озера).
VI. Составление и решение задач.
- Подъезжаем к станции Задачная. Здесь нас с вами ждет работа: составление и решение задач.
Выехали – 9 часов Было – 90 п. Было – 90 п.
Прибыли – 17 часов Вышло – 40 п. Вышло – 40 п.
В пути - ? Осталось - ? Вошло – 17 п.
Стало - ?
- – Мы выехали из города в 7 часов утра, а прибудем в новый город в 17 часов вечера.
Сколько времени мы будем находиться в пути? (устно).
- – В поезде было 90 пассажиров. На станции вышло 40 пассажиров, сколько пассажиров осталось в поезде? (запись решения в тетради).
- В поезде было 90 пассажиров. На станции вышло 40 пассажиров, а вошло 17 пассажиров. Сколько стало в поезде пассажиров?
- Что известно в задаче?
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что для этого нужно найти?
- Каким действием можно это сделать? Почему?
- Теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи?
- Каким действием? Почему?
(запись у доски и в тетрадях).
VII. д/з - стр.
VIII. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Давайте вспомним, что мы делали на уроках.
(выставление оценок).
Предварительный просмотр:
Урок математики. Тема: «Почтовая математика» 4 «А» класс Провела: учитель начальных классов МОУ – СОШ № 1 Быкова Л.Ю. 05.05.2010 г.Аркадак |
Тема. Повторение пройденного.
Цели урока:
- повторить основные математические термины;
- обобщить знания учащихся о различных приемах вычислений;
- совершенствовать умения решать различные типы задач;
- рассказать учащимся о появлении почты с древнейших времён до наших дней, о видах почты;
- развивать логическое мышление, расширять кругозор учащихся
Оборудование:
- обучающая презентация;
- индивидуальная рабочая тетрадь;
- наглядный материал (числа, числовые выражения, бутыль с письмом т.д.);
- раздаточный индивидуальный материал;
Ход урока:
I Организационное начало.
(На доске презентация. На презентации фотографии бутылка, обросшая водорослями, сумка, улей с пчёлами, голубь, олимпийский флаг)
У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня мне бы хотелось вам рассказать много всего интересного и необычного на нашем уроке математики и посмотреть заодно, чему вы научились. Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, что может объединять все эти предметы?
Д.: (отвечают)
II Актуализация опорных знаний.
- Устный счёт. Разгадывание кроссворда.
У.: Как много у вас вариантов ответа. Но нам надо найти с вами правильный ответ, а для этого давайте с вами разгадаем математический кроссворд
(На доске появляется слайд с домиком)
- Сумма длин всех сторон какой-либо фигуры – это…
- 5 + 5 = 10. Какое это математическое действие.
- Математическое действие, обратное сложению.
- Фигура, у которой три стороны и три угла.
- Как называется выражение с неизвестным числом.
У.: Так что же объединяет все эти предметы?
Д.: Почта
У.: Молодцы. А какой известный мультипликационный и литературный герой поможет нам с вами на уроке?
Д.: Почтальон Печкин.
III Сообщение темы и целей урока.
У.: Именно мы с Печкиным принесли к вам в класс столько разных вещей, но которые так или иначе связаны с историей почты. И у нас сегодня с вами не просто урок математики, а урок почтовой математики. У вас на столах лежат специальные рабочие тетради, которые помогут вам на уроке. Если кто-то быстро выполнит задание, я дам специальную почтовую карточку, которую в конце урока вы опустите в специальный почтовый ящик для проверки, и у вас появится шанс получить дополнительную оценку. Теперь мы с вами полностью готовы к уроку и можем начинать работу.
У.: Ребята, как выдумаете, когда появилась почта?
Д.: (варианты ответов)
У.: На самом деле почта появилась очень давно, в тоже время, когда и сами люди. А при помощи чего древние люди передавали свои послания?
Д.: (варианты ответов)
У.: Вы были очень близки, но чтобы нам с вами знать точно, мы выполним первое задание в ваших рабочих тетрадях .
IV Повторение и закрепление пройденного.
- Нумерация многозначных чисел.
За каждым числом спряталась буква. Давайте с вами расположим эти числа в порядке возрастания и прочитаем получившиеся слова. Но сначала напомните мне, что такое «расположить в порядке возрастания»
Д.: Это значит от самого наименьшего числа к наибольшему
Готовый ответ
20 000, | 21 100, | 23 010, | 23 350, | 25 000, | 99 998, | 99 999, | 100 000, | 100 001 | ||||||||
О | г | о | н | ь | и | д | ы | м |
У.: Так какой же это был способ?
Д.: При помощи огня и дыма
У.: Если одно племя хотело сообщить что-то важное, то разжигали большой костёр, чтобы его огонь и дым были видны издалека. Но время не стоит на месте, также как и мы с вами. Начали образовываться древние государства. А вы знаете названия Древних государств?
Д.: Греция, Египет, Китай.
- Устные приёмы умножения.
У.: Правильно. Мы с вами сейчас попадаем в Древнюю Грецию. Здесь важные сообщения передавали при помощи специальных бегунов – гонцов, которые могли преодолевать за час 10 км, а в день пробегать до 40 и 50 км. У этих людей были специальные имена. Но чтобы узнать это имя, надо решить примеры. Соедините правильно выражение с его ответом и у вас получится слово.
2400 | 18000 | 40 | 60 | 15000 | 900 | 4200 | 3200 | 30 | 7 |
г | е | м | е | р | о | д | р | о | м |
(Правильный ответ показан на презентации)
У.: Древних бегунов – гонцов называли гемеродромами. А самым известным гемеродромом был Филиппид, который донёс известие о победе в битве при городе Марафон и умер от истощения. Это был первый в истории марафонский бег. В память об этом событии раз в 4 года Летние Олимпийские игры завершаются бегом на марафонскую дистанцию, длина которой равна 42 км 195 метров.
- Решение геометрической задачи.
У.: А мы с вами отправляемся дальше и переносимся в Северную Америку. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия «Пони-экспресс». Рискуя жизнью, с бандитами и индейцами наездники перевозили почту через весь континент за неделю. А это было около 3200 км. Сейчас в ваших тетрадях перед вами представлен путь одного из работников почтовой службы «Пони – экспресс» из штата Техас до штата Миссури с посещением штатов Оклахома и Луизиана. Какую геометрическую фигуру вам напоминает этот путь?
Д.: Ломаную.
У.: Давайте найдем длину этой ломаной и узнаем, какое расстояние преодолеет сотрудник почтовой службы. Каждый сантиметр равен 100 км.
Чему равна длина отрезка от штата Техас до штата Оклахома?
Д.: 7 см
У.: А когда переведём в километры?
Д.: Получим 700 км
У.: Аналогично найдём расстояние между остальными штатами.
(Дети выполняют работу в тетрадях, озвучивают проделанную работу. Все ответы проецируются на экране)
У. Каково же общее расстояние между штатами?
Д.: 2200 километров
- Письменные приёмы вычислений.
У.: А мы из Америки переносимся в Великобританию, где нашла своё начало самая загадочная почта. А чтобы узнать о ней, нам поможет вот эта бутылка. Как вы думаете, как она могла попасть к нам на урок?
Д.: (варианты ответа)
У.: Эта бутылка могла приплыть к нам с вами по морю или океану, когда её кинули с корабля. А в каких случаях моряки бросали свои послания в воду.
Д.: В основном, когда корабль терпел крушение.
У.:И поэтому почта носила название «корабельная» Давайте откроем и посмотрим, что за послание принесла нам эта бутыль.
(Учитель вскрывает бутылку, а оттуда выпадают листочки со словами, числами и примерами)
У.: Посмотрите, здесь какие-то листочки с примерами, со словами. Как вы думаете, зачем это?
Д.: (варианты ответов)
У.: Давайте попробуем решить все примеры и посмотрим, может у нас что-нибудь получится.
(Дети решают примеры и сравнивают с получившимися надписи на листочках)
У.: И что же у нас с вами получилось?
Д.: Два слова
У.: Какие?
Д.: Нептун и почта
У.: Попробуйте составить словосочетание из этих слов
Д.: «Почта Нептуна»
У.: Это название корабельная почта получила с лёгкой руки королевы Великобритании Елизаветы I. Известны очень интересные факты о почте Нептуна. Однажды бывший моряк через много лет после того, как тонуло его судно, прогуливаясь как-то по пляжу в Новой Зеландии, наткнулся на лежавшую на песке бутылку с запиской, написанной им же самим. А письмо Христофора Колумба, великого мореплавателя и первооткрывателя Америки нашли аж через 363 года. До сих пор почта Нептуна хранит множество неразгаданных тайн и остаётся самой загадочной.
У.: А я вам предлагаю немного отдохнуть и представить себя жителем морских глубин
(Проводится физкультминутка )
Мы ногами - топ-топ.
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
- Решение задач.
А из Великобритании мы с вами отправляемся в один из самых красивейших и романтичных городов мира – Париж. Несколько видов почт подарил нам этот город. Одна из них – подводная почта. Как вы думаете, почему у неё такое название.
Д.: От того, что она перемещалась под водой.
У.: Эта почта считается самой печальной, потому что всегда была связано с какой-нибудь войной. Во время ожесточенных боёв во время войны французы отправляли специальный ящик, который передвигался под водой по течению Сены, на другой берег своим союзникам с различными важными сообщениями. Сейчас мы с вами окажемся на берегу Сены и попробуем решить одну необычную задачу про подводную почту
(Задача решается в тетрадях, на доске и проецируется в презентации)
Французские военные за день отправили по Сене при помощи подводной почты 160 писем. Утром они отправили 87 писем, днём – в 3 раза меньше писем, чем утром, а остальные письма были отправлены вечером. Сколько писем было отправлено вечером?
160 писем
Утро - День - Вечер -
- 87 : 3 = 29 (п.) – отправили днем
- 87 + 29 = 116 (п.) – отправили днем и вечером
- 160 – 116 = 44 (п.)
Ответ: вечером отправили 44 письма.
У.: Вы очень хорошо справились с заданием, но мы с вами не покидаем Париж, так как я хочу познакомить вас с ещё одной почтой, в которой людям издавна помогают птицы.
У.: Как вы думаете, что это за птицы?
Д.: Голуби.
У.: Именно голубю был поставлен памятник в городе Лилль за их неоценимую службу во время войн. Вскоре не только французы, но и другие страны стали использовать голубей-почтальонов. Для этого организовывались целые голубиные службы, которые растили, кормили, дрессировали будущих рассыльных. Птицы порой оказывались даже быстрее автомобиля. В новой Зеландии, например, были выращены голуби-рекордсмены, которые летали со скоростью «одно крыло здесь, другое – там», а точнее 125 км/ч. А в годы Великой Отечественной Войны в Японии специально вывели особую породу почтовых голубей, способных летать ночью, чтобы противник в темноте не заметил и не подстрелил воздушного почтальона.
Но самый первый источник, в котором упоминается голубь – почтальон – это сказание о Великом Всемирном потопе. А кто-нибудь из вас знает это сказание?
Д.: (если знают, то рассказывают)
У.: Именно голубя отпустил Ной из Ковчега, чтобы узнать, исчезла ли вода. Голубь вернулся вечером со свежей веточкой маслины. Это и было первое послание голубиной почты, к тому же радостным.
С тех пор голуби считались посланниками не только добрых вестей, но и символами мира. И чтобы вы всегда об этом помнили, я хочу, чтобы у вас на память остался вот такой же символ как мира, так и почты, белый голубь с маслиновой веточкой. Я дарю вам этих голубков, давайте их прикрепим на доску.
(Дети выполняют задание и у них остаётся на память панно «Голубь мира»)
У.: Посмотрите, сколько белых голубков в Вашем классе.
Да вот беда, мы столько сегодня говорили о почте, что совсем забыли о тех людях, которые там работают. А ведь к нашему Печкину это имеет самое прямое отношение. Скажите мне, а кто нам с вами приносит письма и другую почтовую корреспонденцию?
Д.: Почтальон.
У.: Молодцы. В нашей литературе есть много произведений, которые рассказывают о работе почты. Но одно из них мне хотелось бы вам напомнить.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он –
Ленинградский почтальон.
А вы знаете, кто написал это стихотворение?
Д.: Маршак.
У.: Это произведение действительно написал Самуил Яковлевич Маршак. В стихотворении он рассказал о путешествии письма, которое он написал своему другу, писателю и путешественнику, Борису Житкову. Это стихотворение вы также можете найти в своей рабочей тетради.
( если есть время прочитать стихотворение и ответить на вопросы)
V Подведение итогов урока.
- О чём шла речь на уроке математики?
- Как назывался наш урок?
- Что нового для себя узнали?
- Сто из математики мы повторяли?
У.: А мне хочется узнать понравился ли вам урок. Но для начала мы с вами должны вспомнить, как называется самая современная почта и при помощи чего её можно передать. Как вы думаете, какая это почта?
Д.: (варианты ответов)
У.: Это электронная почта, а передавать её можно при помощи всемирной Сети Интернет. Она в сотни раз быстрее обыкновенной почты, поэтому давно приобрела большую популярность во всём мире. В электронном общении используются специальные символы, которые помогают понять настроение того, с кем ты общаешься. Называются эти символы «смайлики». Они бывают, например, такие.
(На презентации примеры смайликов)
На доску я повешу вот такие конверты. В конце вашей тетради есть лист, на котором изображен смайлик, но я не знаю, какой оно. Попробуйте передать на этом смайлике ваше настроение, а если хотите, то можете что-нибудь написать и положите мне свое письмо в тот конверт, который соответствует вашему впечатлению от урока. А я потом всё прочитаю.
У.: Я надеюсь, что на уроке вы не только вспомнили то, что знали по математике, но и узнали что-то новое. Спасибо огромное за вашу прекрасную работу на уроке, вы все большие молодцы, и поэтому заслуживаете вот такого свидетельства. На последнем листе вашей рабочей тетради впишите своё имя.
Д.: (вписывают)
VI Домашнее задание.
- У.: Дома напишите письмо, но не простое письмо, а составьте условие задачи. Можно на тему «Почта» . И подготовьте выразительное чтение стихотворения С.Я.Маршака «Почта».
Подписи к слайдам:
америка
Путь из Техаса до Миссури составил………………………. километров
2200
Физминутка
Мы ногами - топ-топ.
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
п
е
р
и
м
е
т
р
с
л
о
ж
е
н
и
е
в
ы
ч
и
т
а
н
и
е
т
р
е
у
г
о
л
ь
н
и
к
у
р
а
в
н
е
н
и
е
1
2
3
4
5
Древняя Греция
2400
18000
40
60
15000
900
4200
3200
30
7
г
е
м
е
р
о
д
р
о
м
Самым известным
гемеродромом
был
Филиппид
, преодолевший за 2 дня 230 километров и принесший известие о победе в битве при городе Марафон. К сожалению,
Филиппид
не выжил и умер от истощения.
С лёгкой руки королевы Елизаветы
I
корабельная почта получила название
«Почта Нептуна»
Если одно племя хотело
сообщить что-то важное,
то разжигали большой костёр,
чтобы его огонь и дым были
видны издалека
Что приплыло в бутылке?
ПОЧТА
НЕПТУН
Тема:
«Почтовая» математика»
(
повторение пройденного
).
Подводная почта
Французские военные за день отправили по Сене при помощи подводной почты 160 писем. Утром они отправили 87 писем, днём – в 3 раза меньше писем, чем утром, а остальные письма были отправлены вечером. Сколько писем было отправлено вечером?
160 п.
Утро – 87 День – 87 : 3 Вечер - ?
1.) 87 : 3 = 29 (п.)
2.) 87 + 29 = 116 (п.)
3.) 160 – 116 = 44 (п.)
Ответ: 44 письма было отправлено вечером.
Великобритания
СПАСИБО
ЗА
УРОК !
Почтальон Печкин
Франция. Париж.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 3 – а классе МОУ СОШ № 1.
Учитель: Быкова Л.Ю.
Тема: Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Цели: 1) Закрепление знаний учащихся приёмов умножения и деления на однозначное число;
2) Развитие логического мышления, внимания, умения решать задачи различных видов;
3) Воспитание любви к сказкам, расширение читательского кругозора.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, отрывки из мультфильмов, тесты, карточки с заданиями.
Ход урока:
I Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Ребята, если вы готовы к уроку, покажите зелёный кружок. Если нет – красный.
II Устный счёт.(слайд 1)
- Ребята, нас сегодня ждёт увлекательный маршрут, а ведёт он нас в страну…. А в какую страну, вам придётся угадать. Решите правильно примеры, а из ответов составьте слова.
80 | 422 | 22 | 900 | 140 | 600 | 180 | 22 | 50 |
с | к | а | з | о | ч | н | а | я |
80 | 200 | 500 | 22 | 180 | 22 |
с | т | р | а | н | а |
720:9 с 880:44х9 н 50х4 т
250+700 з 2+96:2 я 88:4 а
482-60 к 200х7:10 о 80:16х100 р
649-40-9 ч
III Сообщение темы и целей урока.
- Отправимся мы с вами в сказочную страну. Встретимся с любимыми сказочными героями.
- А всегда ли легко им преодолевать различные препятствия?
- Что помогает? Какие качества?
- Вот и нам на пути придётся преодолевать препятствия, только математического характера по теме: «Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число». (слайд 2)
А главное – героям тоже понадобится наша помощь. Готовы?
IV Работа по теме урока.
1.Повторение алгоритма письменного умножения и деления на однозначное число.
(на экране мультимедиа появляется кадр из сказки «Царевна – лягушка», слайды 3-8)
- Ребята, узнали сказку? А кто её написал? Кто главные герои? А как вы думаете , что помогает Василисе Премудрой выполнять все наказы царя? (смекалка, находчивость, работоспособность, умение работать по плану).
- А нам , в математике нужны такие качества?
(повторение письменного алгоритма деления и умножения – на экране мультимедиа слайд 9-10)
Решение примеров (карточка № 1) (слайд 11)
1 вариант 2 вариант
906×4 536:4 208×7 375:3
1043×5 4039:7 824×8 672:8
2659×6 27576:9 1902×3 1648:8
(проверка с использованием средств обратной связи)
Физкультминутка. (танец маленьких утят)
2. Решение задач.(слайд 12)
«Пустил стрелу старший брат и пролетела стрела 540 метров, пустил стрелу средний брат, и пролетела стрела в 2 раза большее расстояние, чем у старшего брата, а у Ивана – Царевича стрела пролетела столько метров, сколько у старшего и среднего брата вместе. Какое расстояние пролетела стрела у Ивана – Царевича?»
(решение задачи у доски с комментированием и составлением схемы)
- 540×2=1080 (м)
- 540+1080=1620 (м)
3. Нахождение площади фигуры.(слайд 17)
(слайды 13-16, на экране кадры из сказки «Серая шейка»)
- Угадали сказку? Кто написал? В какую беду попала Серая Шейка? Кто ей помог?
«Найдите площадь полыньи, в которой плавала Серая Шейка, если длина полыньи 6 метров, а ширина в 2 раза меньше. Сколько дней будет плавать в ней Серая шейка, если полынья с каждым днём уменьшается на 2 м ?»
1)6:2=3 (м)
2)6×3=18 (м)
3)18:2=9 (д)
Физкультминутка. (слайды 18 – 20)
4. Тестирование.
( на экране кадр из сказки «Лягушка – путешественница», слайды 21-25)
- В какую сказку мы попали? Кто автор? Кто главные герои? Как удалось лягушке отправиться в путешествие?
-Смекалка вам пригодится при выполнении теста. (слайд 26)
1.Реши задачу:
На полке стоит 28 книг. Из них половина – это сказки, а остальные – приключения. Сколько сказок на полке?
а) 10 б) 14 в) 18
2. Реши задачу:
Летела стая гусей, а навстречу им гусак.
- Здравствуйте, 20 гусей!
- Нет, нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да ещё 3 гуся, да ещё ты с нами, тогда нас было бы 20.
Сколько было гусей?
а) 10 б) 8 в) 12
3. Вычисли:
860-360:6+200
а) 1000 б)600 в)1054
4. Найди выражения, значения которых равны 0:
а) 1300×6×0 в) 328:328+0
б) 519х1+600×0 г) 0:(854-721)
5. Укажи примеры на деление без остатка:
а) 64:4 в) 1000:100
б) 70:8 г) 33:10
6. Укажи уравнение, в котором Х находится умножением:
а) 576:х=3 б) х:4=210 в) 16 × х=144
(самопроверка, результаты теста появляются на мультимедиа – слайд 27)
V Подведение итогов урока.
-В какой стране мы сегодня побывали?
- Чему учат нас сказки?
- Какие качества мы можем «одолжить» у сказочных героев и проявлять их в жизни?
- Пригодились нам эти качества на уроке математики? Что мы сегодня повторяли?
- Что показалось самым интересным? Самым трудным?
- Если вы всё поняли на уроке и вам было интересно, то покажите мне зелёный кружок. А если вы что-то не поняли или вам было не интересно – то красный.
Выставление комментированных оценок.
VI Домашнее задание.
Литературная викторина «С улыбкой» ( разноуровневые задания: 1 вариант – викторина «Волшебные слова», 2 вариант – викторина «С улыбкой»)
Литературная викторина «Волшебные слова»
да нет
да
а | 0 | 6 | 8 | 16 | 18 | 20 | 36 | 42 | 54 | 70 | 92 | 200 |
х | ||||||||||||
ч | у | м | о | л | н | в | ю | щ | е | п | ь |
61 | 23 |
177 | 105 | 15 | 115 | 201 | 19 | 105 |
33 | 201 | 123 | 201 | 25 | 115 | 159 |
Литературная викторина «С улыбкой».
- Соедини примеры с одинаковыми ответами, и ты узнаешь, кто написал такие строчки. Из каких произведений они взяты?
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА №
Большая река, которая течет в Африке с юга на север, называется…
КАРТОЧКА №
Река в Северной Америке, имеющая в своем названии 4 буквы «и» и 3 буквы «с» - …
КАРТОЧКА №
Река на севере Азии, которая называется женским именем…
КАРТОЧКА №
Знаменитая русская река в Европе …
КАРТОЧКА №
Самая большая река в Южной Америке…
КАРТОЧКА №
На север в Азии текут могучие сибирские реки: ….ь и Е…. .
КАРТОЧКА №
Д…. и Д…. текут по Европе.
КАРТОЧКА №
Что? Вода
Какая?
Где?
Что делает?
Что я думаю об этом?
Предварительный просмотр:
Урок-исследование по окружающему миру (А.А. Вахрушев)
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Юные химики»
Класс: 3
Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о бактериях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Задачи урока:
- Познакомиться с бактериями и следами их жизнедеятельности.
- С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.
- Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
- Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
- Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний.
- Формировать умение работать в группе.
- Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: кисломолочные продукты, иллюстрации бактерий и следов их жизнедеятельности, примеры испорченных продуктов, энциклопедическая и справочная литература.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний.
IV. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
(от известного к неизвестному).
Учитель показывает испортившиеся продукты. Дети приводят примеры, например, хлеб плесневеет.
- Почему эти продукты испортились? В чём причина?
(Дети высказывают свои предположения)
- Кто очень быстро находит вкусные съедобные вещи?
(Это бактерии)
- Во что они превращают недоеденную пищу?
(В углекислый газ, воду, минеральные вещества)
- Так бактерии вредят человеку или помогают?
V. Первичная проверка понимания
Чтение диалога героев, с.51.
Мама: Лена, ты не забыла перед обедом руки помыть?
Лена: Нет, мамочка, просто сегодня можно не мыть! Мы с Мишей всех бактерий уже убрали: Миша – пылесосом, я – тряпкой.
Мама: Милые вы мои! Бактерии – такие маленькие, что для них амёба – как для нас автобус. Конечно, от них нельзя совсем избавиться. Да и не нужно: ведь бактерии избавляют нас от самого несъедобного мусора. Но руки мыть надо обязательно.
- Почему от всех бактерий не нужно избавляться?
- А есть ли бактерии, которые помогают людям?
VI. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Итак, мнения ваши разделились. Одни из вас считают, что бактерии приносят лишь вред, другие не отрицают их пользу.
- Поскольку пока мы не можем дать однозначный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: « Бактерии», пытаясь, как учёные найти решение проблеме « Бактерии помогают или вредят человеку?»
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
- Напомните, как проходит работа ученого-исследователя.
- Определение темы, проблемы исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Составление плана исследования
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
- Заметно, что Вы уже не один раз выполняли задания как учёные, поскольку точно знаете, как проводится исследование.
- Как вы будете проводить исследование?
- Как и где вы будете искать необходимую информацию?
- Давайте разделимся на группы, каждая группа выберет методы работы.
Тема исследования: Бактерии.
Гипотеза: Бактерии помогают человеку и вредят ему.
Методы исследования:
- Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы?
1. Подумать и задать себе вопрос.
2. Спросить у взрослых.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
5. Посмотреть в книге (энциклопедии или справочной литературе),
компьютере.
План исследования:
- Какие методы возьмём для сегодняшнего исследования?(1, 2,3, 5)
Каков же наш план исследования?
- Сбор, обработка информации
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Подготовка отчёта исследования
- Защита сообщений
- Обсуждение итогов завершённой работы
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Сбор, обработка информации
Давайте разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): Бактерии помогают человеку и вредят ему. В каждой группе Вы можете пересмотреть план работы.
В ходе групповой работы дети проводят наблюдения, собирают информацию, рисуют схемы.
- Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрим ,нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
- Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Защита сообщений
1 группа. Мы считаем, что бактерии приносят вред, они быстрее других находят вкусные вещи и всё, что не съели другие, они очень быстро разлагают. Так, что человек может остаться без продуктов. (Демонстрируют примеры испорченных продуктов)
2 группа. Продукты можно уберечь от порчи. Наши мамы давно научились это делать: хранят их в холодильнике, молоко кипятят, можно засолить, растереть с сахаром. А французский учёный Луи Пастер проделал такой опыт. Он вскипятил мясной бульон в двух сосудах, после чего один из них запаял. В открытом сосуде на третий день бульон совсем испортился. В закрытом сосуде бульон так и оставался прозрачным. Бактерии, уничтоженные кипячением, не появились в запаянном сосуде. Опыт Пастера дал начало способу хранения продуктов, который получил название пастеризация.
3 группа. Показывают презентацию на тему: «Болезнетворные бактерии»
4 группа. Уничтожение всех бактерий вредно и опасно для организма человека, так как в организме живут и полезные бактерии, которые помогают переваривать пищу. Сейчас созданы очень сильные лекарства (антибиотики), которые приводят к такому заболеванию, как дисбактериоз, когда в организме человека уменьшается количество полезных бактерий.
На заводах с помощью бактерий выпускают сыр, бумагу, ткани, витамины.
Молочнокислые бактерии помогают делать из молока кефир, ряженку, простоквашу, йогурт.
Огромное количество бактерий живёт в почве. Именно они, занимаясь превращением веществ, отвечают за её плодородие. Некоторые почвенные бактерии поселяются прямо на корнях растений и снабжают их нужными веществами. Из бактерий делают специальные удобрения.
5 группа. Велика роль бактерий в природе. Это одноклеточные организмы, образующие особое царство живой природы. Именно они играют ведущую роль в жизни биосферы. Не будь микроорганизмов, круговорот веществ на планете не смог бы осуществляться. Условия, в которых ныне существуют растения, животные и человек, созданы микроорганизмами, прежде всего бактериями, они же и стали первыми обитателями планеты по имени Земля. Среди бактерий есть такие, которые питаются готовым органическим веществом. Есть и такие, которые имеют хлорофилл и сами производят органическое вещество. Схема питания бактерий:
Бактерии разлагают сложные вещества на более простые и получают при этом энергию для своей жизнедеятельности. Они оказались изобретательными химиками и делают это тысячью разных способов. Перерабатывая органические отходы, бактерии превращают их в вещества, доступные растениям. Значит, без бактерий все растения на Земле умерли бы от голода. А вслед за ними вымерли бы и животные, и люди.
- Обсуждение итогов завершённой работы
Поощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.
VII. Рефлексия
- Какова наша тема урока.
- Что мы пытались изучить?
- К какому выводу пришли?
- Почему мы с вами сначала сомневались: полезны или вредны бактерии?
- Как мы вышли из затруднительного положения?
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Интересна ли была работа? Чем?
- Проанализируйте роль бактерий в разных экосистемах. Нарисуйте рисунки по теме урока.
Предварительный просмотр:
Тема: Учимся делать помпоны. Колобок.
Цели: 1) Научить делать помпоны;
2) Повторить правила разметки на глаз;
3) Развивать эстетический вкус, глазомер и мелкую моторику рук;
4) Воспитывать аккуратность и терпение.
Оборудование:
Для учителя: образец колобка, комплект шаблонов кольца, помпон, 2 кольца, толстые нитки, ножницы, челночек;
Для учащихся: толстые шерстяные нитки, обрезки цветной бумаги, картон, клей ПВА, швейная нитка, простой карандаш, фломастер, ножницы, кисточка для клея, штопальная игла.
Организация класса с позиций здоровьесбережения: санитарное состояние класса, освещённость, проветривание, нормальный температурный режим, минимизация патогенной микрофлоры, безопасность предметно – пространственной среды.
Ход урока:
- Организация класса.
Повторение правил безопасной работы с ножницами и иглами.
- Познавательно – аналитический.
- Познавательно-информационная беседа.
- Ребята, посмотрите на образец. Кто это? Где нам встречается данный персонаж? В какой сказке?
2) Анализ задания.
- Как вы думаете, из чего он сделан?
(из ниток)
- Если мы раскроем руками бочок у колобка, то что увидим?
(пучок ниток)
- Правильно, пучок ниток, который перевязали в середине. Так делают помпоны на шапках.
3) Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами будем делать помпон, из которого можно получить колобка. Колобок – пушистая игрушка. Её сделали из ниток, как помпон на шапочке. К помпону приклеили детали из бумаги – глаза, нос, рот.
III. Планирование предстоящей практической работы.
- Изготовить 2 кольца.
- обведём на картоне два раза шаблон кольца. Вырежем из картона кольца.
- Вырезать челночек.
- Вырежем из картона длинный прямоугольник такой ширины, чтобы он хорошо проходил в кольца. Сделаем на прямоугольнике треугольные вырезы – получится челночек.
Намотаем на него нитки.
- Намотать на кольца пряжу.
- Сложим картонные кольца вместе и начнём обматывать ниткой. Каждый виток уложим близко к соседнему. Намотаем один слой, далее будем наматывать нитку до тех пор, пока челночек не сможет проскакивать в отверстие. Вденем нитку в штопальную иглу, продолжим наматывать, пока отверстие не закроется совсем.
- Разрезать бока, перетянуть помпон.
- Разрежем по рёбрышку нитки, будто хотим достать кольца. Протянем прочную нитку и туго свяжем середину заготовки. Осторожно снимем кольца, распушим шарик.
- Наклеить нос и глаза.
- Разметим на глаз на вырезках цветной бумаги детали лица. Вырежем все детали лица, нарисуем на глазах зрачки. Приклеим все детали на помпон. Получится красивый колобок.
Физминутка.
Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили,
Вот так, вот так (кружатся на месте)
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали,
Вот так, вот так (наклоны в сторону)
Дружно яблоньку качали,
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так (наклоны вперёд)
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так ( танцевальные движения)
К солнцу лапы поднимали.
IV.Самостоятельная практическая деятельность учащихся.
- Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).
- Самостоятельная практическая работа учащихся
( работа с опорой на карточку-памятку)
Физминутка.
- И.П. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко обоих глаз, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. (3-4 раза)
- И.П. – сидя. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг, медленно закрывать глаза, пальцы удерживают кожу надбровных дуг. (8-10 раз)
Карточка-памятка.
- Изготовить 2 кольца.
- Вырезать челночек.
- Намотать на кольца пряжу.
- Разрезать бока, перетянуть помпон.
- Наклеить нос и глаза.
- Уборка рабочих мест.
V. Итог урока.
- Из чего сделали колобка?
(из ниток)
- Что сначала сделали из ниток?
(помпон)
- С чего начали изготовление помпона?
(вырезали 2 кольца и челночек)
- Почему 2 кольца вырезали?
(потому что связывали помпон между кольцами)
- Для чего служит челночек? Можно ли наматывать прямо с клубка?
(челночек узкий и легко проходит в отверстие колец)
- Можно сделать помпон разноцветным? Как?
(наматывать нитки разных цветов)
VI. Оценка практической деятельности учащихся на уроке.
(делается выставка работ, выделяются наиболее качественные)
Предварительный просмотр:
Русский язык. 12.12.11 г.
Тема. Приставка как часть слова
Цели урока: Знакомство с понятием “приставка”.
Задачи:
- Учить определять значение приставок
- Развивать умение образовывать родственные слова с помощью различных приставок
- Тренировка в выделении приставок
- Формирование каллиграфии
Ход урока
1. Актуализация знаний
Предлагаю детям сыграть в грамматическую игру “лото”. На партах первого варианта лежат карточки синего цвета, на партах второго варианта - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу. Например:
Карточки синего цвета | Карточки красного цвета |
Корень – это… | …однокоренными или родственными |
В корне заключён… | …образование новых слов |
Чтобы правильно выделить корень… | …главная часть слова |
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. | …после корня |
Суффикс – это… | …общий смысл всех однокоренных слов |
Суффикс стоит… | …часть слова |
Роль суффикса… | …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть |
Итак, мы знаем такие части слова, как корень и суффикс.
2. Чистописание
3. Введение нового знания
а) Создание проблемной ситуации
На доске слова:
Разгон, разгрузка, разговор, разгром. Запись
- Что заметили? ( Во всех словах есть общая часть -разг-)
Делают предположения, что это корень.
б) Поиск решения
Предлагаю вспомнить два признака однокоренных слов.
1 – общий корень (да, во всех этих словах есть общая часть)
2 - общий смысл
Дети объясняют смысл каждого слова, и приходят к выводу, что слова не могут быть однокоренными, т.к. разные по смыслу.
Предлагаю выделить корень в каждом слове.
Дети подбирают к каждому слову однокоренные слова:
Разгон, гонка, гонит, погоня (корень –гон-)
Разгрузка, грузят, грузчик, груз (корень –груз-)
Разговор, говорю, поговорим, говорливый (корень –говор-)
Разгром, погром, громить, гром (корень – гром-)
- Что заметили? (Пред корнем в каждом слове есть ещё какая-то часть! Может быть сегодня на уроке мы узнаем что это за часть слова)
3. Объявление темы урока
- Эта часть слова называется “приставка”. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают предположения (от слова “приставлять”)
4. Работа над понятием
а) Намечаем пункты плана определения приставки
- Что бы вы хотели выяснить, узнать о приставке?
Дети задают свои вопросы. Помещаю на доску заранее приготовленные карточки. Поскольку уже велась подобная работа при изучении корня и суффикса, то учащиеся задают следующие вопросы:
- Что такое приставка?
- Где находится?
- Для чего служит?
- Какие бывают приставки?
- Как обозначаются?
б) Частично отвечаем на поставленные вопросы
- На какие вопросы мы можем ответить?
На первые два вопроса можем дать ответ. (Фиксирую )
Для чего служит приставка - пока не знаем. А на вопрос: “Какие бывают приставки?” можем указать пока только одну – раз-
Займёмся поиском ответов на эти вопросы.
в) Наблюдение над ролью приставки упр.1, с.128
-Какая часть слов выделена? (Приставки)
- Как догадались? (Находятся перед корнем –беж-)
- Понаблюдайте, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки (Получаются разные слова)
- На какой вопрос мы дали ответ? (“Для чего служат приставки?”) Приписываю ответ: для образования новых слов. Дети замечают, что и суффиксы выполняют такую же роль.
- Что ещё можем добавить в план определения приставки? (Можем дополнить ответ на вопрос “Какие бывают приставки?” упр.2 по рядам
Показываю как принято выделять приставку в слове.
5. Первичное воспроизведение знаний
а) определение приставки
2-3 человека дают определение приставки по плану.
б) Наблюдение над ролью приставки
Упражнение №3 выполняем по вариантам. Учащиеся 1варианта образовывают как можно больше слов с разными приставками от слова строить, 2варианта – копать, доказывают, что получились новые слова. Для этого определяют, что обозначает каждое слово.
Даны приставки: на-, за-, при-, до-, от-, пере-, с-, вы-
По ходу работы дети приходят к выводу, что не всякая приставка употребляется с данным словом. Нельзя сказать сстроить, отрисовать, скопать (можно – вскопать; обращаем внимание, что в слове две приставки!).
В конце урока проводим рефлексию.
Каждый получает тест, отмечает правильные ответы
7. Проверь себя
1. Приставка – это
а) часть слова
б) часть предложения
2. Приставка стоит
а) перед корнем
б) после корня
в) после суффикса
3. Роль приставки
а) в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов
б) приставки образуют новые слова
4. Я узнал такие приставки:……………………………………………………
8. Итог урока
Проверка теста.
Оценки за урок.
Домашнее задание Т.упр. 2, с.69правила с.128-129